Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра) Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра) Когда бывш. К-польский Патриарх Анфим II посетил Вел. Лавру (1623), он нашел там всего 5 монахов, живших в нищете, преодолеть к-рую не помогли ни возвращение к общежительному уставу по инициативе Иеремии II, ни поступившие дары. Лишь с 1630 г. этот знаменитый мон-рь понемногу начал приходить в порядок, особенно после того, как там нашел приют Патриарх Дионисий III (1665), подаривший обители свое личное имущество. В XVII в. наблюдался резкий экономический упадок и запустение мн. афонских мон-рей (Ксенофонта, Русика, Кастамонита и др.). Лишь отдельные обители находились в относительно процветающем положении, напр. Иверский (в XVII в. 300 монахов проживали в самом мон-ре и 100 - за его пределами), Хиландарский, Ватопед и особенно известный особой строгостью устава мон-рь прп. Дионисия, к-рый занял 5-е место в списке афонских мон-рей, потеснив Ксиропотам. Кавсокаливитский скит Кавсокаливитский скит В XVI в. происходило возвращение нек-рых мон-рей к древнему общежительному уставу (Вел. Лавра, Ватопед), но на протяжении XVII в. мон-ри один за другим начали переходить к идиоритмии, и с 1784 г. все афонские обители стали особножительными. Др. особенностью этой эпохи, к-рая, возможно, явилась реакцией на широкое распространение особножительства, было начавшееся со 2-й пол. XVI в. появление скитов. В древности слово «скит» являлось синонимом слова «лавра»; афонский скит состоял из неск. домиков или хижин, где жили монахи, и был похож на деревню; в центре находился общий храм - кириакон. Отличие от древней лавры состояло в том, что скиты были зависимы от мон-рей. Общиной скитских отшельников управлял дикей (δικαος, от δκαιος - справедливый) с неск. помощниками. В появлении скитов, возможно, отразилось противодействие строгих аскетов распространению идиоритмии, к-рую они считали отклонением от древних традиций и признаком упадка и обмирщения. Первым был основан скит св. Анны, принадлежавший Вел. Лавре (1572). Кавсокаливийский скит основал прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730), прославившийся особо суровой аскезой. В XVI-XVII вв. появились др. крупные скиты: св. Димитрия (Ватопед), Иоанна Предтечи (Иверский мон-рь), св. Пантелеимона (Кутлумуш), Новый скит Богородицы и румын. скит св. Димитрия (мон-рь Св. Павла), Благовещения Богородицы (Ксенофонт), прор. Илии (Пантократор).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Познавшие Христа, находятся уже не под законом, а под благодатью 1061 . Они теперь обладают теми благами, которых надеялись достигнуть через закон, до Христа. Святость, которую они искали 1062 и которая им дана, является теперь осуществлением, вложенного в человеческую природу, нравственного идеала, во всей возможной его полноте, претворением этого идеала святости в свою вторую природу, а греха – в полное небытие, чем и достигается завершение нравственного самовоспитания человека. Отсюда, по Апостолу: Ст. 9–10. εδς τοτο τι δικα νμος ο κεται 1063 νμοις δ κα νυποτκτοις σεβσι κα μαρτωλος νοσοις κα βεβλοις πατρολαις κα μητρολαις νδροφνοις πρνοις ρσενοκοταις νδραποδιστας ψεσταις πιρκοις κα ε τι τερον τ γιαινοσ διδασκαλ ντκειται… – зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников), лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению… (от – быть праведным, точным, истинным; это слово сходно с , – тереть, толочь и с – быть чистым, прозрачным), означает праведный, справедливый, правый. Судя по сродству этого слова с другими, сейчас указанными, и, особенно, с (, чистый, светлый), можно думать, что Евреи, через , выражали понятие о человеке, который исполнил, усвоил (как бы, растер, истолок) все требования нравственного и юридического закона, через что и стал человеком тонким, все понимающим, который все легко усвояет 1064 . Такого человека легко назвать чистым, светлым. Указанное значение переводчики Св. Писания усваивали и слову δικαος. Это видно из того, что через δικαος они иногда переводили (от – ходить прямо), что означает ходящий прямо, т. е. нисколько не уклоняющийся от требований закона, точно, вполне, исполняющий его. Через δικαος же, иногда, переводили и (от – крепить, поддерживать, воспитывать, – в нравственном смысле оправдываться, оказаться верным), что означает прочность, правдивость, (устойчивость, твердость в законе), истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В Притч. 30:12 δικαος переведено – чистый, незамаранный (не смешанный с иноплеменниками род). Из сказанного, легко видеть, что в Ветхом Завете словом δικαος, выражается понятие о неуклонном исполнении требований закона, о чистоте от примеси всего, противного закону. Такому смыслу соответствует и буквальное значение δικαος. Аристотель 1065 производил его от διχα (кор. δις), так что δικαος равно, по нему, δικαος, отвечающий понятию равенства, не имеющий ни больше, ни меньше того, сколько следует; далее, вполне согласный с меркой нравственного, с законом, не делающий ни больше, ни меньше того, сколько определяет закон, т. е., исполняющий весь закон. Δικαος, – это, занимающий среду между κρδος и ζημα. Производство δικαος от διχα, удерживается греками и в последнее время. По другому производству, δικαος происходит от корня δικ (в δεκνυμι) и означает, сообразно с δκη (прочно установившийся обычай, закон, право) правильный, закономерный, правый 1066 . Таким образом, по тому и другому производству, δικαος имеет одно и то же значение – исполняющий закон, не допускающий ничего противного ему, справедливый. Присоединяя к δικαος слово κεται, которое на священном языке равно понятию обязанности или необходимости 1067 , Апостол говорит, что для праведного закон, как бы, не имеет обязательной силы. С одной стороны, закон действует обязательной силой заповеди 1068 и свою заповедь он подкрепляет или угрозой 1069 , или обетованиями 1070 , т. е. чисто внешними средствами. С другой, – эти внешние средства не могут произвести впечатления на праведного, такого, который уже усвоил себе внутреннюю природу закона и не нуждается в его внешних побуждениях. Внешнее побуждение не ощутительно для праведного. Сила обязанности, действующей отвне, предполагает или противление, или, по крайней мере, немощь к исполнению долга. Обязанность должна связывать чувство и похоть, заставив их быть покорными закону. Но в праведнике нет ни преобладающей похоти, которая бы противодействовала закону, ибо праведный распял свою плоть со страстьми и похотьми 1071 , ни немощи человека, предоставленного собственной природе 1072 , ибо, праведный жив будет во век 1073 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Иными словами, война, по мысли Евсевия, есть горькое лекарство, необходимое для выжигания пороков и грехов из человеческого общества. Предполагается, что в новом христианском мире не будет нужды применять подобные средства для исправления народа. Однако опыт первых же лет существования христианской (вернее, стремительно христианизирующейся) империи разрушил такие надежды. Поэтому уже Евсевий, восхваляя Константина Великого , пишет, что он «свыше украшенный доспехами против врагов, умеет посредством войны обуздывать явных противников истины» 127 . Тем не менее по контексту непонятно, имеет ли автор в виду вооруженные конфликты между странами или широкие меры государственного силового принуждения к единомыслию, но не только войны, в буквальном смысле этого слова. Поскольку сложный комплекс римской политики по отношению к варварам не ограничивался лишь военными действиями, хотя их роль была чрезвычайно существенна, то вторая версия выглядит более точной. В этом же духе эта мысль развивается в словах самого Константина, который в письме участникам Тирского собора пишет: «Чрез мое служение Богу, везде царствует мир, и имя Божие искренно благословляется самими варварами… чрез меня, искреннего служителя Божия, варвары познали Бога и научились благоветь перед Ним, испытав самым делом, что Он хранит меня и везде о мне промышляет, что особенно и привело их к познанию Его. Итак, они благоговеют перед Богом из страха к нам» 128 . Что же касается последующих христианских историков, то наиболее употребительным эпитетом одобряемых авторами войн как в текстах V-VI веков, так и в более позднее время стал термин δικαος«справедливый», хотя встречались и иные определения, как ρετος – «праведный», ξιος – «достойный» и даже «богоугодный». Эти термины разнятся по частотности употребления, практически всегда воспринимаясь историографами как тождественные. Такое явление совсем не случайно и является, на наш взгляд, не просто принятой формой идеологической маскировки своих намерений, но следствием существования фундаментальной идеи, условно называемой нами «концепцией всеобщей справедливости».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Раскрытое содержание закона, указывает, что он дан не для праведника (δικα), а для грешника (δικος). Эту мысль развивает Апостол в последующих словах, когда определяет сущность неправедного человека с разных сторон. νμοις δ κα νυποτκτοις – Оба эти слова, всего определеннее выражающие противоположность δικα, по праву стоят впереди. Под νμοι, в 1Кор. 9:21 разумеются язычники, которые не имеют писанного закона. Употребляется это слово у Апостола и для обозначения всякого беззакония, 1085 напр., порочной жизни язычников 1086 , беззакония Содомлян. 1087 Но здесь νμοι суть люди, противящиеся закону, люди, служащие не закону, а своим произвольным влечениям. 1088 Понятию νμοι соответствует понятие νυποτκτοι. Это люди, совершающие грех не по неведению или забвению, но намеренно. В таком, именно, состоянии были иудеи во время проповеди Христа Спасителя 1089 . σεβσι κα μαρτωλος – отличаются от передшествующих понятий выражением более определенных отношений к Богу и людям. σεβς, означает человека, беззаконие которого проявляется в презрении обязанностей к верховному Существу 1090 , и потому открывает в человеке самого грубого и мерзкого беззаконника 1091 . – " Αμαρτωλς, по большей части, употребляется для обозначения в человеке несправедливых отношений к ближним и презрение должных обязанностей к себе самому 1092 . νοσοις κα βεβλοις – Понятие νοσοις – нечестивый, безбожный, употреблено в противоположность δικαος, заключающему в себе понятие правды, чистоты и благоговейного чувства к святому 1093 . Следовательно, под словом νοσοις разумеется человек, потерявший правоту и уважение ко всему святому 1094 . Корневое производство слова βεβλοις, различно; по нашему мнению, наиболее правильно производить его от корня βαλ (в глаг. βλλω), обозначающего, вообще, понятие выбрасывания. В корне βαλ, или, при удлиннении гласной, βηλ, удвоена первая буква и получилось βεβλος. Таким образом, словом βεβλος обозначается человек, выброшенный, изъятый, в данном случае – отлученный, лишенный права ходить в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

3 седм., V, 2). Нередко он повторяет самого себя. Между прочим у него 5 раз варьируется в разных формах такой тропарь: Багряней ризе Твоей, гвозди и кресту, губе же и копию Иисусе покланяемся. В тропарях св. Феодора апостолам точно также встречаемся с обычными их эпитетами, повторяющимися у многих византийских песнописпев: “трубы мира, светила вселенной, лучи Солнца, делатели Христовы» и т. п. Особенно часто и со многих сторон рассматриваются апостолы, как рыбари и ловцы людей. Некоторые тропари составлены под несомненным влиянием кондаков св. Романа об апостолах и отчасти на 50-цу. Например: (Петр витийствует и Платон умолче: учит Павел, Пифагор постыдеся: прочий апостольский богословляй собор еллинское мертвое вещание погребает, и мир совоставляет к службе Христове(четв. 3 седм IX, 2). Τ φυσσι κα βαμβανουσι ο λληνες; τ φανταζουσι πρσ ρατον τον τρισκαταρατον; τ πλαννται πρσ Πλατωνα Δνμοσθνην τ στργουσι τν σθεν; τ μ ρσιν μηρον νειρον ργν; τ Πυθαγραν Θρυλλοσι τν δικαος% φιμωθντα .    Канон св. Феодора на мясопустную неделю претерпел сильные изменения. В нем опущена вторая песнь, состоящая из 6 тропарей, кроме троична и богородична. Помимо этого ватиканская триодь 771, гроттаферратская Δ. β. V и синайская в начале каждой песни прибавляют еще по 2 тропаря, прославляющих воскресение Христово. Но, с другой стороны, в печатном тексте сделаны прибавки. Так, в первую и девятую песни вставлены тропари из великого канона — Не вниди со мною в суд (I, 23) и Ум уязвися (IX, 1). Кроме того, большинство древних рукописей опускают следующие тропари: III, 6, V, 6, VII, 5—6, VIII, 5—6. На содержание данного канона оказал влияние кондак св. Романа на этот день. — Аналогичным изменениям подвергся и канон крестопоклонной недели: в нем также опущена вторая песнь из 4 тропарей. Затем, большая часть рукописей опускают следующие тропари: IV, 1, V, 1, VI, 1, VII, 1 (2), 4, VIII, 1—2, IX, 1—2. Любопытно, что эти тропари такого же содержания, как и вышеупомянутые опущенные тропари канона недели мясопустной, т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ФИЛАГРИЙ [греч. Ιωσφ Θιλγρης, Θιλγριος] (ок. 1340, Крит - нач. XV в., там же), византийский церковный деятель, писатель, полемист, противник церковной унии между К-полем и Римом. В молодости принял монашество, с 1361/62 г. занимался переписыванием рукописей. В 80-х гг. XIV в. стал ктитором монастыря Трех святителей в местности Лусуду (Λουσοδου) на горе Кофинас (Юж. Крит). Благодаря просветительской деятельности получил от К-польского патриарха право называться «учителем Крита» (διδσκαλος Κρτης). Наиболее важный источник сведений о лит. деятельности И. Ф.- греч. рукопись Bibl. Angelica 30 (1393/94). В этом сборнике, составленном И. Ф., чередуются его сочинения и произведения др. авторов, как античных («Введение» Порфирия, «Категории» и «Об истолковании» Аристотеля, снабженные комментариями И. Ф.), так и византийских (описание рукописи: Franchi de " Cavalieri P., Muccio G. Index codicum graecorum bibliothecae Angelicae//Studi italiani di filologia classica. Firenze, 1896. Vol. 4. P. 64-76). И. Ф. поддерживал отношения с исп. Анфимом , архиеп. Критским, в 1367-1370 гг. был его викарием (δικαος). И. Ф. адресованы послания Анфима из тюрьмы, в к-рую он был заключен за поддержку антивенецианских выступлений. Антилат. «Слово об исхождении Св. Духа» и др. сочинения Анфима были переписаны И. Ф. и включены в рукопись Bibl. Angelica 30 (Fol. 342v - 358v). И. Ф. принадлежит «Речь по случаю выхода митрополита Анфима из заточения» (Λγος τερος, πταν μητροπολτης Ανθιμος τς φρουρς ξλθεν; Δυοβουνιτης. 1932. Σ. 53-55), составленная в период, когда Анфим был ненадолго выпущен на свободу после 1-го 6-месячного ареста (по сообщениям патриарха К-польского Нила , 1-е заточение Анфима длилось год). Также И. Ф. связывала дружба с Иосифом Вриеннием , однако из их переписки дошло лишь краткое послание философского содержания ( Τωμαδκης Ν. Β. Εκ τς βυζαντινς πιστολογραφας. Ιωσφ μοναχο το Βρυεννου πιστολα Λ κα α πρς ατν Γ//ΕΕΒΣ. 1983/86. Τ. 46. Σ. 362).

http://pravenc.ru/text/673707.html

Διατηροσε αυτς ο νθρωπος και την πστη του, αλλ και τον εαυτ του αγν απ θεες ιδεολογες, γι αυτ και ο Θες δεν τον φησε. Ευλογες της θαυμαστς πρνοιας του Θεο – Μερικς φορς, Γροντα, χω μια επιθυμα, και ο Θες μου την εκπληρνει, χωρς να Του το ζητσω. Πς γνεται αυτ; – Οικονομει ο Θες. Βλπει τις ανγκες, τις επιθυμες μας, κα, ταν κτι εναι για το καλ μας, μας το δνει. ταν κανες χρειζεται σε κτι βοθεια, ο Χριστς και η Παναγα βοηθον. Ρωτοσαν τον Γροντα Φιλρετο 158 : «Τ θλεις, Γροντα, να σε οικονομσουμε;». «,τι θλω η Παναγα θα το στελη», απαντοσε εκενος. Και τσι γινταν. ταν εμπιστευμαστε τον εαυτ μας στον Θε, ο Καλς Θες μας παρακολουθε και μας οικονομει. Σαν καλς οικονμος δνει στον καθνα μας ,τι του χρειζεται και μας φροντζει ακμη και σε λεπτομρειες για τις υλικς ανγκες μας. Και για να καταλβουμε την φροντδα Του, την πρνοι Του, μας δνει ακριβς ,τι μας χρειζεται. Να μην περιμνης μως πρτα να σο δση ο Θες, αλλ εσ να δσης λο τον εαυτ σου στον Θε. Γιατ, εν ζητς συνχεια απ τον Θε και δεν αφνης τον εαυτ σου με εμπιστοσνη στον Θε, αυτ δεχνει τι χεις δικ σου σπτι και αποξεννεσαι απ τις αινιες ουρνιες Μονς. σοι νθρωποι τα δνουν λα στον Θε και δνονται ολκληροι σ Αυτν, στεγζονται κτω απ τον μεγλο τρολλο του Θεο και προστατεονται απ την θεα Του πρνοια. Η εμπιστοσνη στον Θε εναι μια συνεχς μυστικ προσευχ, που φρνει αθρυβα τις δυνμεις του Θεο εκε που χρειζονται και την ρα που χρειζονται, και ττε τα φιλτιμα παιδι Του Τον δοξολογον συνχεια με πολλ ευγνωμοσνη. Ο Παπα-Τχων, ταν εχε πει στο Καλβι του Τιμου Σταυρο, δεν εχε Να, αν και του ταν απαρατητος. Οτε χρματα εχε για να φτιξη, παρ μνο μεγλη πστη στον Θε. Μια μρα προσευχθηκε και ξεκνησε για τις Καρυς, με την πστη τι ο Θες θα του οικονομοσε τα χρματα που χρειαζταν, για να φτιξη τον Να. Πριν φθση ακμη στις Καρυς, τον φναξε απ μακρι ο δικαος 159 της Σκτης του Προφτη Ηλα. ταν πλησασε ο Παπα-Τχων, ο δικαος του επε: «Κποιος καλς Χριστιανς απ την Αμερικ μου στειλε αυτ τα δολλρια, για να τα δσω σε κανναν ασκητ που δεν χει Να. Εσ δεν χεις Να· πρ» τα και φτιξε». Δκρυσε ο Παπα-Τχων απ συγκνηση και ευγνωμοσνη στον Καλ Θε πο, σαν καρδιογνστης που εναι, εχε φροντσει για τον Να, πριν ακμη εκενος Τον παρακαλση, στε να του χη τοιμα τα χρματα, ταν θα του τα ζητοσε 160 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

13 Ο Γροντας εννοε την οικονομικ χορηγα ( τα μετοχιακ μισθματα), δηλαδ να ποσ χρημτων το οποο το Ελληνικ κρτος ανλαβε την υποχρωση απ το 1924 να δνη κθε χρνο στις Ιερς Μονς του Αγου ρους, επειδ οι Μονς δωσαν στους πρσφυγες τα μετχια τους, απ τα οποα εχαν το λδι, το σιτρι, το κρασ κ.λπ. της χρονις. 15 Η βλσφημη ταινα «Ο τελευταος πειρασμς», η οποα σκηνοθετθηκε απ τον Μαρτν Σκορτσζε, παχθηκε για λγο σε κινηματογρφους των Αθηνν το 1988 και προκλεσε θελλα διαμαρτυριν απ μρους των πιστν και της Ελλαδικς Εκκλησας, στε να σταματση η προβολ της. Ο Γροντας, παρ λη την δυσκολα που εχε απ τον πνο λγω της κλης, βγκε απ το γιον ρος με λλους Αγιορετες και παραβρθηκε στο συλλαλητριο που γινε στην Θεσσαλονκη, ενισχοντας με την παρουσα του τον πιστ λα. 25 Στην Ιερ Μον του Σιν «δικαος» ονομζεται ο προστμενος της Ιερς Συνξεως που αναπληρνει τον Αρχιεπσκοπο κατ την απουσα του απ την μον. 35 Κανονρχης: ο διατεταγμνος να προαναγγλλη αυτ που θα ψλουν οι χορο των ψαλτν. Εδ εννοε ο Γροντας τι ο διβολος «κανοναρχε» τον νθρωπο που ζη κοσμικ, δηλαδ του υπαγορεει τ να κνη. 45 Ο συνηθστερος ρος στην Αγα Γραφ και την εκκλησιαστικ γραμματεα, ο οποος δηλνει τον αρχηγ των εκπεσντων πονηρν πνευμτων. 49 Γνωστ ανθολογα ασκητικν και πατερικν κειμνων που φιλοτεχνθηκε απ τον σιο Παλο τον Ευεργετιν, ιδρυτ και κττορα της περφημης Ιερς Μονς της Ευεργτιδος στην Κωνσταντινοπολη. 55 Εννοεται τι ο Γροντας απευθνεται σε Ορθοδξους πιστος που αγωνζονται και μετχουν στην μυστηριακ ζω της Εκκλησας. 56 Αγου Ιωννου του Χρυσοστμου, Υπμνημα εις την προς Θεσσαλονικες επιστολν πρτην, Ομιλα Ε´, PG 62, 428. 63 Με τον ρο ευσβεια ο Γροντας αναφρεται στην τρηση εξωτερικν τπων ευλαβεας, οι οποοι δεν χουν αντκρισμα εσωτερικ. 66 Μεγλο θυμιατ με το οποο θυμιζει ο εκκλησιαστικς – δηλαδ ο μοναχς που διακονε στον Να – σε ορισμνα σημεα των Ακολουθιν χοντας ριγμνο στον δεξι του μο κεντημνο κλυμμα. Πνω απ την χειρολαβ υπρχει το κολωμα, που μπανει η καρβουνσκονη και το θυμαμα, και στο κρο του θυμιατο κρμονται οι κωδωνσκοι που ηχον ρυθμικ κατ την θυμαση.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

– Γροντα, και ταν κανες στενοχωριται, γιατ κνει μια δουλει βαρει καταφρονητικ, λ.χ. χτζει πλνει κατσαρλες σε κποιο μαγειρεο κ.λπ., πς πρπει να τοποθετηθ; – Αν σκεφθ τι ο Χριστς πλυνε τα πδια των μαθητν Του 58 , θα πψη να στενοχωριται. Με αυτ που κανε ο Χριστς ταν σαν να μας λεγε: «τσι πρπει να κνετε και εσες». Ετε κατσαρλια πλνει κανες ετε σκβει, να χαρεται. λλος καθαρζει υπονμους, γιατ δεν χει λλη δουλει και εναι ο καημνος συνχεια μσα στα μικρβια. Αυτς δεν εναι νθρωπος; Δεν εναι εικνα Θεο; ταν νας οικογενειρχης που εχε σαν επγγελμα να καθαρζη υπονμους και εχε φθσει σε μεγλη πνευματικ κατσταση. Εχε πθει φυματωση κα, εν εχε την δυναττητα να φγη, δεν θελε, επειδ σκεφτταν, γιατ να παιδεεται κποιος λλος; Αγαποσε την περιφρονημνη ζω, γι αυτ ο Θες τον χαρτωσε. Το επγγελμα δεν κνει τον νθρωπο. Εγ γνρισα ναν αχθοφρο που εχε αναστσει νεκρ. ταν μουν δικαος 59 στην Σκτη των Ιβρων, με επισκφθηκε μια μρα κποιος που ταν περπου πενντα πντε χρονν. Εχε ρθει αργ το απγευμα και δεν χτπησε, για να μην ενοχλση τους Πατρες και κοιμθηκε ξω. ταν τον εδαν οι Πατρες, τον πραν μσα και με ειδοποησαν. «Καλ, του επα, γιατ δεν χτπησες το καμπανκι, για να σο ανοξουμε και να σε τακτοποισουμε;». «Τ λς, Πτερ μου, πς να ενοχλσω τους Πατρες;», μου επε. Βλπω, το πρσωπ του εχε μα λμψη. Κατλαβα τι θα ζοσε πολ πνευματικ. Μου επε μετ τι εχε μενει μικρς ορφανς απ πατρα και γι αυτ, ταν παντρετηκε, αγαποσε πρα πολ τον πεθερ του. Πρτα περνοσε απ το σπτι των πεθερικν του και μετ πγαινε στο σπτι του. Στενοχωριταν μως, γιατ ο πεθερς του βριζε πολ. Πολλς φορς τον εχε παρακαλσει να μη βρζη, αλλ εκενος γινταν χειρτερος. Κποτε αρρστησε βαρι ο πεθερς του. Τον πγαν στο νοσοκομεο και μετ απ λγες μρες πθανε. Εκενος δεν ταν κοντ του την ρα που ξεψχησε, γιατ πρεπε να ξεφορτση να πλοο. ταν πγε στο νοσοκομεο και τον βρκε στο νεκροστσιο, προσευχθηκε με πολ πνο: «Θε μου, Σε παρακαλ, επε, ανστησ τον, για να μετανοση, και μετ πρ τον». Αμσως ο νεκρς νοιξε τα μτια του και ρχισε να κουνη τα χρια του. Το προσωπικ, μλις τον εδαν, εξαφανσθηκαν. Τον τακτοποησε και τον πγε στο σπτι του εντελς καλ. ζησε πντε χρνια με μετνοια και μετ πθανε. «Πτερ μου, μου επε, ευχαριστ πολ τον Θε, που μου κανε αυτν την χρη. Ποις εμαι εγ, για να μου κνη ο Θες ττοια χρη;». Εχε πολλ απλτητα και ττοια ταπενωση, που οτε καν του περνοσε απ το μυαλ τι ανστησε νεκρ. Εχε διαλυθ απ ευγνωμοσνη προς τον Θε γι αυτ που του κανε.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

  001     002