Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского.[Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 61 Там же. 62 Макгакин Иоанн, прот. Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского.[Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 63 Там же. 64 Пономарев П. Учение св. Кирилла Александрийского о Евхаристии.//Православный собеседник. – Казань, 1904. С. 735. 65 Ферберн Дональд. Учение о Христе и благодати в ранней Церкви.//М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2008. С. 147. 66 Скурат К.Е. , Фокин А.Р. Амвросий//Православная энциклопедия. Т. II. С. 128. 67 Малиновский Николай, прот. Православное догматическое богословие. Сергиев Посад, 1910. Т. IV. С. 172. 68 Адамов И.И. Святитель Амвросий Медиоланский. ТСЛ, 2006. С. 446. 69 Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в IX в. ТСЛ, 1917. С 75. 70 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М., 2005. 71 Кирилл (Зинковский), иеромонах. Святоотеческая евхаристическая терминология и теория пресуществления. [Электрон. ресурс]//Таинства Церкви. Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), http://theolocom.ru./doc/sacradoc/Sbornik.pdf. 72 Ткаченко А.А. Евхаристия//Православная энциклопедия. Т. XVII. С 582. 73 Там же. 74 Там же. 75 Там же. 76 Малицкий Н. Евхаристический спор на Западе в IX в. ТСЛ, 1917. С 65. 77 PL. 75. Col. 53. 78 Петров В.В. Богословие Евхаристии в «Ареопагитиках» и у прп. Максима Исповедника. [Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), http://theolocom.ru./doc/sacradoc/2_08_Petrov.pdf 79 Там же.

http://azbyka.ru/istoriya-termina-presus...

Дарнтон Джон (The New York Times). Семьдесят пять лет спустя царские останки опознаны//За рубежом. 20.07.1993. Сорокин Игорь (фото). Смотрел народ на крестный ход//Рабочая трибуна. 20.07.1993. Островская Татьяна. Зеркало дня//Куранты. 20.07.1993. Юзефович Леонид Абрамович. Самодержец пустыни. Феномен судьбы барона Р.Ф.Унгерн-Штернберга. М., Эллис лак, 1993. Подписано в печать 20.07.1993. Путренко Татьяна, Карзанов Александр (фото). Царская семья после июля 1918-го//Литературная газета. 21.07.1993, 29 (5457). Краюхин Сергей. Останки императорской семьи будут захоронены в день Святого Николая, 19 декабря//Известия. 21.07.1993. О Царских мощах.//Наша страна. 24.07.1993, 2242. Кузьмин Сергей. Царская Семья еще не в сборе//Комсомольская правда. 25.07.1993. Радзинский Э.С. " Господи... спаси и усмири Россию " . Николай II: жизнь и смерть. М., Вагриус, 1993. Подписано в печать 28.07.1993. Короткие сообщения: До сих пор не рассекречены документы Политбюро об убийстве Царя-Мученика Николая и Его Семьи...//Православная Русь. 28.07.1993, 14 (1491). Чикин Максим. Тайна дома Романовых//Донецкий Кряж. 30.07.1993, 28. Прудникова Е. Голгофа (об убийстве Царской Семьи)//Сын Отечества. 30.07.1993, 31, с. 9. Митрофанов Александр. Жизнь за царя//Московский комсомолец. 31.07.1993, 135. Оппоков Виталий. О чем писала контрразведка//Юридическая газета. 1993, июль, 25. о.Сергий (Кондаков). Правда о царе мученике//Русский Вестник. 1993, июль, 21-23. Епископ Василий (Родзянко). Завет царя мученика//Русский Вестник. 1993, июль, 21-23. Калентьев В.Ф. Будет монархический народ – будет монархия//Русский Вестник. 1993, июль, 21-23. Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ к 75-летию убиения императора Николая II и его семьи//Русский Вестник. 1993, июль, 24-26. Кобылинский Арнольд. Завещание Николая II//Московская правда. 1993, июль. Жбанов Евгений. Преступление без покаяния. К 75-й годовщине расстрела одиннадцати неповинных; о выставке " Последний Император России " , прошедшей в Москве, и сенсационной " утке " , прилетевшей из Риги//Срочно в номер! 1993, июль, 52-54 (75-77).

http://religare.ru/2_47504.html

3. Председателем Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь назначить архиепископа Егорьевского Матфея, викария Патриарха Московского и всея Руси.   ЖУРНАЛ 55 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Санкт-Петербургской митрополии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Преосвященному Назарию, епископу Кронштадтскому, викарию Санкт-Петербургской епархии, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, быть епископом Кузнецким и Никольским с освобождением его от должности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 2. Преосвященному Вениамину, епископу Ардатовскому и Атяшевскому, быть епископом Кронштадтским, викарием Санкт-Петербургской епархии, наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры с освобождением его от управления Ардатовской епархией. 3. Временное управление Ардатовской епархией поручить Преосвященному митрополиту Саранскому и Мордовскому Зиновию. 4. Преосвященному Игнатию, епископу Выборгскому и Приозерскому быть епископом Минусинским и Курагинским с освобождением его от управления Выборгской епархией. 5. Преосвященным епископом Выборгским и Приозерским быть епископу Выксунскому и Павловскому Варнаве с освобождением его от управления Выксунской епархией. 6. Временное управление Выксунской епархией поручить Преосвященному митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.   ЖУРНАЛ 56 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Августина о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Прошение Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Августина о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 11.03.2020 г. (журнал 15). Согласно пункту 26 главы XV Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6051883...

Как во время ночи летают нетопыри, пищу себе ища, так и демоны вместе с перваком своим, начальником тьмы, диаволом, во время настоящей жизни, растленной и омраченной, рыщут и по земле, и по воздуху, и по всем местам, сущим под небесами, в одно мгновение переносясь с места на место, ибо демоны по естеству суть мысленные твари (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 154). Источник. Диавол, сей злой дух мысленный, невидимо действует на неверных и обнаженных от Божественной благодати. Почему люди, почтенные от Бога самовластием, не замечают, что бывают покорными слугами власти диавола, и им будучи влекомы на грех, думают, что делают зло самовластно и самоохотно, и таким образом служат у него посмешищем. Такое обманчивое думание есть одна из главнейших прелестей изобретателя всякого зла диавола. Вся его злокозненность обращена на то, чтоб действовать властно внутри грешащих, а они чтоб думали, что делают грех по собственному произволению, а не по внушению и влечению от диавола. И успевает в этом до того, что те самые, которые им насилуются, слыша о том. говорят: «Но что же сталось с самовластием и свободою человека – потеряны?» Да, потеряны, однако же не всецело; в нашей еще осталось власти познавать, в каком бедственном находимся мы состоянии, желать избавиться от него, и искать Избавителя: подобно тому, как больной, который лежит на одре, знает, что лежит в болезни, и желает подняться от нее, и хоть не может сего сделать сам собою, но имеет свободу искать врача, чтоб уврачевал его (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 205–206). Источник. после того, как почтил нас самовластием и дал нам заповеди, научающие нас, как бороться с мысленными врагами нашими, оставил в нашей уже власти, противоборствовать ли диаволу и его побеждать или предаваться беспечности и быть от него побеждаемыми. Впрочем, и при этом Он не оставляет нас одних в борьбе, зная немощь человеческого естества, но Сам присущ нам бывает во время брани, вспомоществует нам, когда возжелаем бороться с врагом, и таинственно подкрепляет нас силою Своею, – так что более Он побеждает врага, нежели мы (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 235–236).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

415 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4, с. 222—224 PG 3, 592ВС 416 Максим Исповедник, Κεφαλαια θεολογικα , 2, 86, PG 90, 1165АВ 417 Там же, 2, 90, PG 90, 1168С 418 Там же, 2, 93, PG 90, 1169А 419 Секст, прозванный Эмпирик, и Пирон (Пиррон) — античные философы-скептики 420 Эфектиками ( εφεκτικο ) назывались философы-скептики, предлагавшие воздержание от каких бы то ни было суждений, к числу которых принадлежал Секст 421 Афанасий Александрийский, Orationes tres contra Arianos, 2, 76—77, PG 26, 308B-309B 422 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 29, PG 75, 433C 423 Авва Фалассий Ливийский, Сотница 4, 81, PG 91, 1465В 424 Ср.: Молитва «Царю Небесный» 425 Епифаний Кипрский, Homilia in divini corporis sepulturam [Sp.], PG 43, 464BC 426 Иоанн Златоуст, Беседа 30, 2 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174А 427 Григорий Нисский, Προς Ενμιον αντιρργτικς , 3, PG 45, 604В 428 Палама употребляет здесь каламбур: имя « Ακνδυνος » означает «безопасный»; и противоположность этому он называет своего противника — « πολυκνδυνος » (многоопасный). Это ироническое прозвание вошло и в гимнографию православной церкви: «Побеждается яве и бедствует собрание Поликиндина» (Неделя вторая святых постов, на утрене, канон, песнь 8, 3-й тропарь) 429 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 430 Василий Великий, О Святом Духе, 19, PG 32, 156D 431 Григорий Нисский, К Евномию, 12 — Jaeger 1, 173 PG 45, 965В 432 Gregorius Nyssenus Theol.: Contra Eunomium: Book 3, chapter 1, section 108, line 4 433 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 5 — PG 75, 69A 434 Там же, 68С 435 Там же, 65CD 436 Ср.: Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 22 — PG 75, 372D —373A; Василий Великий, Против Евномия, 4 — PG 29, 696С 437 Антирретики, 2, 11, 40—41 438 Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея 11 — PG 123, 357В 439 См.: Василий Великий, Против Евномия, 3 — PG 29, 656А

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

Образовать Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре. 2. Включить в сферу пастырской ответственности указанного Экзархата следующие страны: Республика Сингапур, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Индонезия, Королевство Камбоджа, Корейская Народно-Демократическая Республика, Корейская Республика, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Республика Союз Мьянма, Республика Филиппины, Королевство Таиланд. 3. Главе Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии иметь титул " Сингапурский и Юго-восточно-азиатский " . 4. Главой Патриаршего Экзархата в Юго-Восточной Азии назначить Преосвященного архиепископа Солнечногорского Сергия с указанным ранее титулом и с временным оставлением за ним должности руководителя Административного секретариата Московской Патриархии. ЖУРНАЛ 107 ИМЕЛИ ПОВТОРНОЕ СУЖДЕНИЕ о поданном прошении Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в связи с достижением 75-летия. Справка: Прошение Преосвященного митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в связи с достижением 75-летия рассматривалось Священным Синодом 26.12.2013 (журнал 166). Согласно пункту 26 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: " По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом " . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Прошение удовлетворить. 2. Выразить сердечную благодарность Преосвященному митрополиту Вениамину за многолетнее архипастырское служение во Владивостокской епархии, которое отмечено многократным увеличением числа приходов и духовенства, неустанной заботой о храмах и монастырях, установлением доброжелательного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на посту главы Приморской митрополии. 3. Определить для Преосвященного митрополита Вениамина местом пребывания на покое г. Владивосток с материальным содержанием от Владивостокского епархиального управления.

http://religare.ru/2_116930.html

Эти каменоломни находились в современном Инкермане, вблизи Херсонеса. В житии священномученика, написанном византийским агиографом Симеоном Метафрастом, сказано, что он устроил 75 церквей. С точки зрения исторической критики, легко поставить под вопрос достоверность этих сведений, содержащихся в памятнике, написанном тысячелетие спустя после жития святого. Впрочем, современный археолог С.А. Беляев замечает, что это число «может показаться нереальным только в том случае, если на конец I века по Р.Х. проецировать представления современного человека о внешнем и внутреннем виде храма и его размерах. По свидетельству же Деяний Апостольских и вообще всех древних текстов, богослужение в то время совершалось в домах, в особых комнатах (горницах); один из таких домашних храмов был обнаружен при раскопках Везувия в августе 1979 года. Таким образом, если 75 храмов из жития папы Климента I объяснить реалиями не нашей жизни, а рубежа I–II веков по Р.Х., то следует признать, что устройство храмов в 75 домах из многих сотен домов самого Херсонеса и из нескольких тысяч домов, если считать город с ближайшей округой, не покажется преувеличением» . Реакцией на миссионерские подвиги святого Климента был приказ о его казни. В 101 году, при императоре Траяне, его утопили в море, привязав к телу мученика якорь. Христиане Херсонеса подняли мощи священномученика из морской пучины и погребли их на островке в херсонесской бухте, которая ныне называется Казачьей. Херсонес. Фото: Юрий Данилевский Нет никаких документальных сведений о жизни христианской общины в Херсонесе во II и III столетиях. Митрополит Макарий считает, что «христианство если не совершенно было истреблено здесь», то, «по крайней мере, сильно подавлено язычеством» . Скорее все-таки было «подавлено». В 310 году Иерусалимским патриархом Ерионом в Таврию были направлены два епископа – Василий и Ефрем: первый – для проповеди Христа в самом Херсонесе, второй – для миссионерства среди тавроскифов. Вскоре оба они преданы были смерти. Им на смену патриарх Ерион послал трех архипастырей: Евгения, Елпидия и Агафодора – но и эти священномученики были казнены.

http://pravoslavie.ru/43460.html

Он изначально был связан с баптистерием-мартирием и внешне, архитектурными формами, и устройством, и глубинной, ментальной символикой 658 . Человек, входивший в него из бокового нефа базилики, чтобы подойти к купели в апсиде, наступал на гробницы, кирпичное покрытие которых служило полом. Таким образом, христианский обычай самоуничижения здесь был воплощен в полной мере. Рис. 266. План гробничного мартирия со склепом св. Василия («часовня Г», крещальни («часовня Б», и крестовидного мартирия, пристроенного к крещальне Западной базилики. 1903 г. Чертеж М. И. Скубетова. Позднее к крещальне-усыпальнице был вплотную пристроен сложенный на глине, сравнительно невысокий, приземистый крестовидный мавзолей, все ветви которого были равными и имели длину 3,75 м, ширину – с 4,5      м, толщину стен – 0,75 м, а высоту до пяти сводов ветвей креста – 4,5 м (рис. 266) 659 . Он закрыл собой особый вход, который вел в крещальню с западной стороны и, значит, был построен позже ее. Теперь оттуда, со стороны площади перед входом в базилику, можно было попасть в двери этого крестовидного сооружения, совершенно обособленного от базилики и не сообщавшегося проходом с крещальней 660 . Причем нет никаких оснований считать, что руины его «находятся под часовней Б» 661 . Если учесть, что строительный модул крестовидной постройки (0,75) совпадает с модулем загородного Западного крестовидного храма, а последний возник не ранее VIII в., оба сооружения могут быть близки по времени 662 . В любом случае стратиграфия и строительная техника памятника указывают на его возникновение позже базилики и баптистерия-мартирия, а никак не раньше 663 . Крестовидная постройка рядом с Западной базиликой, несомненно, служила усыпальницей-кимитирием, а может быть, и липсанотекой (мощехранительницей, «костотекой»), поскольку находилась над вырубленным в скале склепом с восемью лежанками вдоль стен, спуск в который был перекрыт сводом, поверх которого находился вход в усыпальницу – молитвенный дом 664 . Внутри последнего, в лопастях креста, оставляя свободным только центр, под полом из известняковых плит тоже располагалось семь вырубных гробниц прямоугольной формы, в которых оказались стеклянные и бронзовые браслеты и пара простых бронзовых серег-колечек, типичных для раннесредневековых погребений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав: 1) последования Четыредесятницы и Пятидесятницы (1–23 об.), здесь недостает нескольких листов; каноны: 2) великий, творение Андрея Критского , певаемый на утрени в четверг пятой недели вели поста (25–63 об.); 3) Ангелу хранителю (64–67); 4) благодарственный Пресвятей Богородице Одигитрии (67 об.–72); 5) отрывки из богослужения великой субботы (73–74); 6) в великий пяток «вечер» (75–75 об.); 7) канон на утрени в великую субботу (75 об.–81 об.), несколько отличный от напечаанного в Цвеной Триоди, изданной в Киево-Печерской лавре в 1631 году; 8) апостольское и евангельское чтения на литургии в великую субботу (81 об.–83 об.); 9) стихиры на «Господи воззвах» на вечерне в великую субботу (84–85); службы: 10) в неделю Пасхи (86–95 об.), неполная: нет конца канона; в числе стихов, сопровождаемых пением «Христос воскресе», есть пять таких, которых нет в Цветной Триоди, употребляемой при богослужении в настоящее время; 11) во вторую неделю по Пасхе (95 об.–104); 12) в третью неделю по Пасхе (104–112); 13) в четвертую неделю по Пасхе (112–120 об.); 14) в среду четвертой недели по Пасхе, «в преполовление» (120 об.–131 об.); 15) в пятую неделю по Пасхе (131 об.–138 об.); нет конца евангельского чтения на литургии; 16) в субботу Цветоносную (139–144 об.); 17) в пятницу шестой недели вели поста (145–150 об.); оканчивается апостольским чтением на литургии; 18) Кириллу Белозерскому 9-го июня (151–170 об.); 19) в великий четверг (171 –176 об.); 20) в великий четверг «вечер» – последование страстей Господа Иисуса Христа (177–196 об.); 21) в субботу шестой недели по Пасхе (196 об.– 201); 22) в четверг шестой недели по Пасхе, в день Вознесения (201–206 об.); 23) в седьмую неделю по Пасхе (206 об.–212 об.); 24) в неделю Пятидесятницы (212 об.–224), неполная: нет одного листа между 218 и 219 листами, без молитв коленопреклонных на вечерне; 25) в неделю Всех Святых (224–233 об.); отличная от службы в ту же неделю, напечатанной в Триодях Цветных, изданных в Киеве в 1631 г. и в Москве в 1660 и 1886 гг.; в тропарях канона поименовываются мученики и мученицы; 26) Никифора Влемида мудреца избранные псалмы с припевами, т. е., величаниями (234–249 об.); отметим псалом «на сбор бесплотных», которого почти каждый стих сопровождается особым «припевом»; 27) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, с коленопреклонными молитвами (250–257 об.); молитвы те же, что в рукописи за 861 на лл. 58–67; разница лишь в том, что четвертая молитва здесь короче, чем там, и текст второй части ея совершенно отличен от того; 28) таблицы из Пасхалии зрячей (258–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сего июня 8-го дня намерен отсюда отправиться в обратный путь» (1:75). Обратный путь описан Святителем кратко – но в кратном многое – только в письмах к митрополиту Амвросию. Отмечены лишь города: Севск, Орёл и Тула – с юга, может быть, лучше: с юго-запада на север. Севск. «Троицын день праздновал в Севске, вашем прежнем жилище (в 1778–1781 годы Амвросий был Севским епископом, викарием Московской Митрополии. – К. С.). Хозяин (новый епископ. – К. С.) принял нас ласково; но удивился, нашедши его сходственным с тучностию тоя земли» (1:75–76). Орёл. «Орёл – город изрядный; ежели переводить архиерея в Орёл, то, кажется, весьма к тому способен орловский монастырь: и место прекрасное, и строения не мало, и обширность монастыря дозволяет тут устроить семинарию» (1:76). Тула. «Тула – город очень хороший. Хозяина не застал. Поехал по епархии. Просил... чтоб возвратили в Коломну одну хоругвь, старую, шитую. Но не дают: помогите мне. Она мне не надобна: но коломняне в ней весьма интересуются, яко в некоторой святыне, а меня непрестанно просят. Да она, кажется, и не принадлежала к переносу в Тулу, яко к архиерейской ризнице не следующая. А Тульский собор и без того знатный и утварью весьма богатый» (1:76). Благополучно вернувшись на свою кафедру после двадцати шестидневной поездки, митрополит Платон спешит с радостью сообщить своему «другу и приятелю» преосвященному Амвросию: «Я уже, слава Богу, здорово и благополучно возвратился в Москву, сего июня 17-го дня, выехав из Киева 8 июня; все здесь дивятся скорой моей езде. Причиною – исправность дорог, скорость лошадей и мне свойственная духа нетерпеливость к медлению. Преосвященного Киевского оставил не без печали, яко сироту на чужой стороне. Прошу ваше преосвященство его ободрить и подкрепить» (1:75). И завершая описания своего славного путешествия, митрополит Платон пишет тому же Амвросию 19 июня 1804 года из Перервы, которой много уделял внимания и в которой любил находиться: «Принимаясь теперь за свои обыкновенные дела и прося ваших молитв, с истинным почтением, пребываю вашего преосвященства, благодетеля моего, усерднейший слуга...» (1:76).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010