28 H. IV, с. XVII, col.485 A. Cp. Григорий Б. Or. XXX (Theolog. IV) c.XIX. T. XXXVI, col. 128 B. Histor. Lausiaca. c. CIX, col. 1212 A. 31 Григорий Б. Ок XLIII. Т. XXXVI, col. 500 С: «родители Василия Вел. упражнялись во всех видах благочестия» (pa san a=skh’sisin eu=sebei’a_s o=do’n). 32 Kraus. Real-Encyclopedie. S. 96–97. Cp. Du-Cange col. 140; Энциклопедический словарь, под редакцией проф. И. Е. Андреевского. Т. II, СПБ. 1890. стр. 294. 34 Commentarii in Psalmos. Ps. LXVII , v. 7, p. 318. Издание Монфокона Parisiis MDCCVII. (Cp. Weingarten. Der Ursprung des Mônchtums im nachkonstantinischen Zeitalter. Zeitschrift f. Kirchengeschichte I (1877), S. 18. Schiwietz, S. 55. Zôckler Askese und Mônchtum I, S. 180). 36 Vita A. Procem.col. 837 А. Ср. col. 837B: ’τι γρ μονοχος κανς χαρακτρ πρς σκησιν Αντωνι’ου βι’ος. Apophthegm. Patrum. Praefatio col. 73. Historia Laus. Prooem. col. 995–996. 37 Cp. Historia Laus. C. CVI, col. 1011C: .... ’ν ιδεν κα πα κα’στω διαφο’ρους τς σκη’σεων πολιτει’ας. 41 Lib. cit. c. XIX–XX, col. 1065 A. Cp. Apophtheg. col. 77 B. § 8 (Verba Seniorum. X, T. col. 912 B). 42 Феодорит. Rel. Histor. c. XIII, col. 1401 AC. Cp. 51 Прав. Апостольск.; 53 Прав. Василий B. Constitutiones monast. c. XIX, col. 1389 A. 45 Cp. Григорий Б. Or. XL, c. XVII, T. XXXVI, col. 381 A. Histor. Laus, c. VIII, col. 1025 C, 1025 D; Ориген. In. Matth. Comment. T. XIV, n. 16, col. 1228–1229. 47 Hist. Laus. C. XLV, col. 1123B: ταπεινοφροσυ’νην σκη’σωμεν... Cp. Historia Relig. c. XVII, col. 1420 BC. 48 Hist. Laus. c. XXIII, col. 1068 C. Cp. Евсевий K. De mart. Pal. c. XIII, 9: ε’ν σιτι’αι’ς κα προσευχας κα τας λοιπας ποτελοντας σκη’σεσι. Lib. cit p. 436. 50 Наряду с σκε’ω употребляются и синонимические, преимущественно γωνι’ζω. См. напр., Макарий E. H. V, c. VIII, col. 513 A; c. VII, col. 512 C; c. X, col. 516 A. H. IV, c. IV, col. 473 D. H. XVI, с. XIII, col. 621 D. Авва Дорофей. Doctr. XVII, c. III, col. 1804 В. 51 Значительное количество других случаев употребления в патристической литературе терминов σκησις и ’σκητη’ς указано и в Ταμεον Πατρ. σ. 345–346.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Богослужебное последование М. Е. в 5-ю Неделю Великого поста в целом состоит из тех же песнопений, за исключением канона: назначается иной анонимный канон без акростиха плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κματι θαλσσης (    ), нач.: Πθ τν φωσφρον κα θεαν σου μνμην (            ) (Τριδιον Κατανυκτικν. Venetia, 1856. Σ. 294-298; Триодь Постная. М., 1992. Л. 336 об.- 341). На утрене четверга 5-й седмицы Великого поста вместе с Великим покаянным каноном прп. Андрея , архиеп. Критского, поется анонимный канон М. Е. с акростихом Σ σα Μαρα βοθει (Ты, преподобная Мария, помогай) того же гласа и с тем же ирмосом, а Житие М. Е. назначается Типиконом в качестве уставного чтения за этим богослужением (из-за продолжительности и особого покаянного характера эта служба именуется «Мариино стояние»). По рукописям известны песнопения М. Е., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Η περ πντας χαλεπς ξαμαρτσασα (Более всех тяжко согрешившую…) с икосами ( Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 169; AHG. T. 8. P. 41), дополнительные икосы кондаков, помещенных в печатных богослужебных книгах (Ibid.; Амфилохий. Кондакарий. С. 111, 181); анонимный канон с акростихом Δχου νγνων χειλων, μτερ, μνον (Прими от скверных уст, мать, песнь) 2-го гласа, ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Δχου χειλων, μτερ (Прими от уст, мать) (AHG. T. 8. P. 2-10); анонимный канон с акростихом Μαραν μν τν κυρως σαν (Марию воспеваю, истинно преподобную) 2-го гласа, ирмос: Συνεπγη πρς αυτν (Обратися вспять...), нач.: Μαρτυρων τς το Θεο βασιλεας (Свидетельств Божия Царствия) (Ibid. P. 11-25); канон, предположительно составленный Германом I К-польским, без акростиха 3-го гласа, ирмос: Τ υσαμν τν Ισραλ κ δουλεας (        ), нач.: Τς μετανοας πογραμμν τν σαν (Покаяния пример преподобную) со 2-й песнью (Ibid. P. 26-34; этот же канон в слав. пер. содержится в слав.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИАНОР И СИЛУАН [греч. Βινωρ, Σιλουανς; лат. Bianor, Silvanus] († нач. IV в.), мученики (пам. 10 июля). В. происходил из обл. Писидия в М. Азии, за исповедание Христа был схвачен, приведен к игемону Севириану, правителю г. Исавра (в обл. Ликаония), и подвергнут многочисленным пыткам. Присутствовавший при этом воин С., видя терпение, с к-рым В. переносил все страдания, уверовал во Христа. С. отрезали язык и затем отсекли голову. На следующий день после долгих мучений был обезглавлен В. В нек-рых календарях местом мученической кончины В. и С. ошибочно названа Евфратисия. Краткое житие и память В. и С. включены под 9 июля в состав Минология Василия II (PG. 117. Col. 532-533), визант. стишные синаксари (напр., Paris. Coisl. 223, 1301 г.) и слав. стишной Пролог; под 10 июля - в Синаксарь К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 811-812) и древнерус. нестишной Пролог. Канон мученикам, составленный гимнографом Иосифом (Ταμεον. Ν 745), помещен в визант. рукописных минеях под 11 июля. Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 34-35; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 48-49; ЖСв. Июль. С. 285. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 208; Т. 3. С. 264; Janin R. Bianor//DHGE. T. 8. Col. 1386; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 860; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 81; Eldarov G. Bianore e Silvano//BiblSS. T. 3. P. 177. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/158354.html

Последование Г. Б. 25 янв. в совр. греч. и слав. Минеях рассчитано на совершение всенощного бдения (поэтому содержит в т. ч. песнопения малой вечерни и литии) и включает следующие элементы: отпустительный тропарь 1-го гласа (тот же, что и в Типиконе Великой ц.); кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь»: Θεολγ γλττ σου (      ); 2 канона утрени (оба 1-го гласа): Феофана, с акростихом Τν θεορμονα Γρηγριον τν οδιμον δω (        ), ирмос: Χριστς γεννται (    ), нач.: Τν Θεολγον τν δετερον (    ); Космы, без акростиха, ирмос: Επαινον Θεπτης Μωσς (      ), нач.: Ρσιον ρχεγνου μετρων τε παθν (            ); 6 циклов стихир-подобнов и 8 самогласнов; седальны и проч. По греч. и слав. рукописям известны и др. песнопения последования Г. Б.: кондак 1-го гласа «Златая есть же и дру(г)» ( Пентковский. Типикон. С. 324); канон Андрея 4-го гласа, со 2-й песнью, ирмос: Ο πατξας Αγυπτον κα Θαρα τν τραννον (          ), нач.: Θεολγοις σμασι τν θεολγον παντες μνσωμεν βοντες (в слав. студийских Минеях: «Богословесьныими усты богословьца вьси почьтемъ псньми» - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 48), в 5, 6, 7 и 9-й песнях этот канон содержит по 2 ирмоса и по 2 цикла тропарей (AHG. T. 5. P. 342-375); канон 2-го гласа, без акростиха, ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Γρηγορν νθοις ρετας (Бодрствующий боговдохновенными добродетелями); канон Иоанна Евхаитского 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, с акростихом: Θεοις νυμν τν Θεολγον λγοις. Τ πος Ιωννου (Божественными восхваляю Богослова словами. Сказание Иоанна), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Θες Υς (Бог Сын); канон Иоанна Евхаитского 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τν Γρηγριον τν Θεολγον σβω. Ο μοναχς Ιωννης (Григория Богослова почитаю. Монах Иоанн), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τυραννικν ς ληθς (Тираническое воистину) (Ταμεον. Σ. 158-159). Г. Б. прославляется также в песнопениях 30 янв.- дня общей памяти святителей Г. Б., Василия Великого и Иоанна Златоуста (см. ст. Три святителя ).

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

Служба А. известна уже по Минеям студийского типа (напр., XII в. БАН. РАИК 12. Л. 24-29). Канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. составлен прп. Иосифом Песнописцем († 886) с акростихом «Приими пение, добротворивая Акилино». По греч. рукописям, хранящимся в б-ках христ. Востока, известно 2 не вошедших в печатные Минеи канона А. (Ταμεον. Σ. 217. N 664-665) - Георгия (X в. Sin. Gr. 620. Fol. 69v - 71v; XIV в. Bibl. Nat. 562. Fol. 20v - 21v) с алфавитным акростихом и Арсения (1342 г. Alexandr. Patr. 114. Fol. 85-89) с акростихом «Νμοις Ακυλνα τ φς Αρσεν». А. Ю. Никифорова Иконография Единоличные изображения А. как мученицы с крестом в руке представлены в греко-груз. рукописи, XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 117),- в рост, в трехчетвертном развороте вправо, облачена в голубой хитон и красный гиматий, на голове белый плат; в росписи ц. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на рус. минейной иконе на июнь, нач. XVII в. (ЦАК МДА),- в синем хитоне и красном мафории; на гравированной минее 1722 г. Г. П. Тепечегорского (РНБ). Изображение мученичества святой - усекновение мечом - имеется в календарных циклах росписей церквей: вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. А. посвящен сев. придел в трапезной ц. Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве (1824). Ист.: BHG, N 163; ActaSS. Jun. T. 3. P. 165-171; PG. 92. Col. 880; ЖСв. Ин. С. 270-277. Лит.: SynCP. Col. 48, 429, 465, 747-748, 811; Delehaye. Origines. P. 276; Aigrain R. Aquilina//DHGE. T. 3. Col. 1143; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 221-222; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1247; Janin. Églises et monastères. P. 17. Иконогр.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. 3; Kaster K. G.// LCI. Bd. 5. Sp. 239-240; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519; Евсеева. Афонская книга. С. 309; Менолог. С. 280, 359, 388; Сорок сороков. 1995. Т. 3. С. 28.

http://pravenc.ru/text/63868.html

В древнейших греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава, напр. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 210-211), и в Типиконе серб. архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 105а) память М. отмечается 25 апр., устав службы и набор богослужебных текстов существенно не отличаются от известных по Типиконам студийской традиции. То же самое можно сказать и в отношении первопечатного издания греч. Типикона 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 25 апр. отмечено знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба М. соединяется со службой Цветной Триоди; помещен дополнительный отпустительный тропарь М. 3-го гласа         В пореформенном издании Типикона 1682 г. статус службы М. был повышен до славословной и 25 апр. стало отмечаться знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В XVIII в. в рус. богослужебных книгах статус службы М. повысился до полиелейной, и богослужебное последование М. было дополнено необходимыми песнопениями (напр., см.: Минея. Апрель. М., 1741. Л. 137-143; Типикон. М., 1782. Л. 283 об.). Последование М., содержащееся в совр. рус. и греч. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 3-го гласа Απστολε γιε (    ); иной отпустительный тропарь 3-го гласа        (Минея (МП). Апр. Ч. 2. С. 174); кондак 2-го гласа Εξ ψους λαβν τν χριν (        ) с икосом; анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Σου τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Μρκον τν θεπτην εφημν (      ); 3 цикла стихир-подобнов (в греч. Минее - 4); 3 самогласные стихиры (в греч. Минее - 2); седальны (в рус. Минее - 4, в греческой - 1); светилен (не совпадает в греч. и рус. Минеях). По рукописям известны песнопения, посвященные М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: иной проимий и дополнительные икосы кондака М. ( Амфилохий. Кондакарий. С. 113, 182; Εστρατιδης, μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1950. Τ. 49. Σ. 37); канон, составленный Иосифом Песнописцем , с акростихом Ω Μρκε τν δ τν δησν μου δξου. Ιωσφ (О Марк, мое моление прими. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Ως λιος μγας (Как солнце великое) (AHG. T. 8. P. 302-311); анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: Τ βοηθσαντι θε (    ), нач.: Τν ες τ πρατα τς γς παστρψαντα (До края земли просиявшего) со 2-й песнью, канон, составленный Иоанном, еп. Тамиафийским, с акростихом Μρκος πφυκεν αχος Αγπτου μγα (Марк породил славу Египта великую) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Μεγλως π τς γς ννισαι (Славно на земле подвизался) (Ταμεον. Σ. 191) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 269); 2 дополнительных цикла и отдельные стихиры-подобны, 11 самогласнов, седален и светильны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1950. Τ. 49. Σ. 34-37).

http://pravenc.ru/text/2562164.html

из печатных богослужебных книг ( Амфилохий. Кондакарий. С. 74-75, 169, 212, 242, 71-72 (доп. паг.); Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1939. Τ. 38. Σ. 408-409); канон, предположительно составленный Германом I , патриархом К-польским, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν Ισραλ κ δουλεας (      ), нач.: Ο τ ρρτ σοφ τς φιλανθρωπας σου (Неизреченной премудростью человеколюбия твоего); анонимный канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Πρς ψος νθων θεωριν νελθν, Ματθαε (К высоте боговдохновенных учений поднявшись, Матфей...); общий канон М. и мч. Варлааму, предположительно составленный Феофаном Начертанным, без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αισομα σοι, Κριε (      ), нач.: Τμιον νδειξεν ξ τμων (Почтенного явил из недостойных) (Ταμεον. Σ. 95-96); дополнительные стихиры, седальны и светильны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1939. Τ. 38. Σ. 407-409).tab В ранний период возрастная характеристика М. варьировалась, что особенно заметно при изучении раннехрист. мозаик в храмах различных регионов Римской империи. Медальоны с апостолами располагались, как правило, на триумфальных арках или на подпружных арках и столбах, повторяя иконографию триумфальных имп. портретов (imago clipeata). М. мог быть изображен седовласым старцем с венцом мученика (напр., в купольной декорации баптистерия Православных, сер. V в.; в мозаиках базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, до 526), или юным и безбородым (напр., в Оратории Архиепископской капеллы в Равенне, между 494 и 519), или средовеком с темными волосами и небольшой бородой (напр., на фрагменте-медальоне из ц. Панагии Канакарии, сер. VI в., ныне в Византийском музее культурного фонда архиеп. Макария III). Использование разных изводов при изображении М. в пределах одного ансамбля встречается в мозаиках ц. Сан-Витале в Равенне (546-547): в медальоне на арке апостол изображен мужем преклонных лет, с короткой шеей и широким лицом, с недлинными седыми волосами и бородой; на стене пресбитерия он же представлен как старец с белыми волнистыми длинными волосами и бородой, пишущим Евангелие и внимающим ангелу, который является его символом.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Христианство также естественным образом вместило оппозицию двух логосов и – до некоторой степени, на манер логоса-ума у Филона объединило ее с Логосом-Христом. Сравнения Слова Божия и слова человеческого можно обнаружить уже у апологетов II–III вв., в частности, у Иустина (Dial. 61. 2) и Татиана (Ad graec. 5) Обзор этой традиции у апологетов см. у: Edwards 2000, 161 f.; Grant 1947, 227–256. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась у Феофила Антиохийского в «Послании Автолику» (Ad Autolycum 2.10.7–9; 2.22.9–17). Плотин осмысляет схожим образом отношение Души к Уму, Enn. V.1.3.5–9. Вплоть до времен Евсевия Кесарийского эти термины почти не встречаются в контексте споров о порождении Слова: Ириней критикует эту терминологию, а Тертуллиан от нее воздерживается. Климент и Ориген очень острожны с этой парой терминов, хотя специального запрета на них не было (Robertson, 2008, 30, 46.). Евсевий критикует Маркелла Анкирского за понимание Сына как «слова внутреннего» и «произнесенного»; вслед за ним эти понятия Василий упоминает в направленных против Маркелла гомилиях «На слова: в начале было Слово» и «Против савеллиан, Ария и аномеев». Об этом: Lienhard 1986. В «Шестодневе» Василий подчеркивает, что различение «внутреннего» и «произнесенного» слова связано с телесностью человека, и не должно проецироваться на Бога. См. об этом Введение II.3 и Alieva 2016a. 23.4 σπερ κ τινων ταμιεων Мф.6:6 : σ δ ταν προσεχ, εσελθε ες τ ταμεν σου κα κλεσας τν θραν σου πρσευξαι τ πατρ σου τ ν τ κρυπτ· κα πατρ σου βλπων ν τ κρυπτ ποδσει σοι. Это место из Евангелия Василий использует в Exhor. Ad Sanct. Bapt. (31.432: Εσελθε ες τ ταμιεν σου τς ψυχς, νακνησν σου τν πεπραγμνων τν μνμην) и объясняет в Asceticon Magnum (вопрос 227): страдающим недугом человекоугодия (νθρωπαρεσκεα) необходимо уединение, но когда человек научается ες μνον δ τν Θεν ποβλπειν, то нет ему уже нужды скрывать прекрасное. Помимо этого, за ταμεον закрепляется значение receptacle (Lampe, s.v.), ср. De jejun. I, 10 (31.184.2–3 тело по отношению к душе): Απιστν στι τ ταμεον, ες τετρημνον πθον ντλες. Согласно Клименту (Paed. 1.12), каждый из нас есть сокровищница (ταμεον) Слова, поскольку сотворены мы по образу и подобию ( Быт.1:26 ) и можем, следуя «Божественным его стопам» (98.3.9: τ χνη το θεο δικοντες), уподобляться Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

сер. XVI в.- ГИМ. Чуд. 60. Л. 112 об.- 113 об.). В певч. Обиходах XVII в. нотированы часть 1-го стиха с припевом на 8 гласов знаменного распева, по образцу к-рых распеваются окончания последующих избранных стихов с соответствующими припевами (в Пс 141: «Возвах к Тебе, спаси мя», в Пс 149: «Христе Спасе, помилуй нас»); обычно в 1-м гласе нотируются также и окончания всех избранных стихов (ГИМ. Ед. 38. Л. 6 об.- 7); иногда фиксируются только начало и конец 1-го стиха с одним припевом (ГИМ. Епарх. 175. Л. 234-236, 70-е гг. XVII в.). После них обычно следуют напевы самогласнов 8 гласов (ТСЛ. [ПИ-82. Инв. 117621]. XVII в. Л. 246-250 об.; ГИМ. Син. 819. Л. 3 об.- 4). В старообрядческой практике, как в поповском согласии, так и в беспоповском, сохранена подобная традиция исполнения (см. также указания в Уставе еп. Арсения Уральского (Уральск, 1908. Л. 11 об.- 16 об.) и в Выговском уставе (Саратов, 1911. Л. 7), нотированные строки из псалмов в Обиходах (напр., М.: [изд. Л. Калашникова], 1909. Л. 7 об.- 9 (здесь самогласны опущены, поскольку они зафиксированы в Октае (К., 1908)), в Поморском обиходе (М., 1911)). В совр. греч. практике псалмы из «Г., в.» и стихиры на «Г., в.» поются на глас недели, но употребляются различные варианты распева в зависимости от значимости праздника: все стихи поются на ирмологический глас (Αναστασιματριον το Ιωννου Πρωτοψλτου. Αθναι, 2002. Σ. 401-482); первые 2 стиха - на краткий стихирарический глас, последующие - на ирмологический (Ibid. Σ. 9-400; Νον Αναστασιματριον το Πτρου το Εφεσου. Αθναι, 1999). Иногда первые 2 стиха могут исполняться на пространный стихирарический глас (см.: Ταμεον νθολογας. Τ. Α Ακολουθα το σπερινο. Θεσσαλονκη, 1980. Σ. 109-177). Исключение представляет напев свящ. Баласиса на глас βαρς пападического стиля (Ταμεον νθολογας. Τ. Β Ακολουθα το σπερινο. Θεσσαλονκη, 1980. Σ. 251). В святогорских мон-рях иногда используется т. н. напев τρσιμος (стилистическая разновидность гласа). Стихиры поются обычно на глас ирмологического распева (однако стихиры Триоди чаще всего исполняют на стихирарический глас). В совр. практике РПЦ псалмы из «Г., в.» (как правило, только первые 2 стиха) и последующие стихиры поются на глас сокращенного киевского распева (см.: Октоих. М., 1981 и др.), в нек-рых гласах для напевов стихир употребляются подобны. И. В. Старикова Рубрики: Ключевые слова: «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/Господи ...

В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 сент. отмечено знаком  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба Н. имеет нек-рые отличия: назначается отпустительный тропарь             и по 6-й песни канона - кондак 2-го гласа        с икосом, по 9-й песни указан светилен Н. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г. (именно оно лежит в основе совр. Типикона РПЦ) указания на 15 сент. в целом не изменились. Последование Н., содержащееся в совр. русских и греческих богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ), иной отпустительный тропарь 4-го гласа -              (Минея (МП). Сентябрь. С. 434); кондак 2-го гласа Τς πλνης τεμν, τ κρτος τ νστσει σου (          ) с икосом; канон авторства Феофана Начертанного с акростихом Νκης σε μλπω τν φερνυμον πρμον (Победы тя пою тезоименитаго, Никиту) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον (    ), нач.: Νεκρσας, τ τς σαρκς μου φρνημα (Умертвив плоти моея мудрование); 3 самогласные стихиры, цикл стихир-подобнов; седален; светилен. По рукописям известны песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондака (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 57, 161; также см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1937. Τ. 36. Σ. 240), циклы стихир-подобнов, седальны, ексапостиларии (см.: Ibid. Σ. 239-241; также см.: Ягич. Служебные минеи. С. 0126). Е. Е. Макаров Иконография Иконография Н. складывалась постепенно, претерпевая существенные изменения как в византийском, так и в древнерус. искусстве; будучи связана со слав. житийной традицией, она сочетает в образе одного св. воина те чудеса, к-рые были совершены носящими одно и то же имя - готом-великомучеником и сыном императора, прославленным в Никомидии как Бесогон. Исследователи уже в кон. XIX - нач. XX в. на примере изучения икон, крестов и змеевиков отметили разнообразие изображений святого, а также их связь с текстами и молитвенной практикой ( Редин К. Е. X Археол. съезд//Зап. Харьковского ун-та. 1897. С. 154; Добрынкин. 1900; Четыркин. 1900).

http://pravenc.ru/text/2565366.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010