В 1249 г. папа Иннокентий IV , опасаясь союза И. Д. В. и Фридриха II, прислал к И. Д. В. посольство во главе с Иоанном Пармским. Были возобновлены переговоры об унии, но достичь соглашения не удалось. В 1253-1254 гг. И. Д. В. отправил посольство в Рим. Он предлагал папе Иннокентию IV отказаться от активной помощи латинянам в К-поле в обмен на уступки в деле объединения Церквей. Однако переговоры не дали результата и были прерваны в связи со смертью И. Д. В. и Иннокентия IV. И. Д. В. был похоронен в Сосандрском мон-ре близ Нимфея. Почитание И. Д. В. возникло сразу после его смерти, он именовался «милостивым» за широкую благотворительность и справедливость, память праздновалась 4 нояб. И. Д. В. были посвящены Житие, составленное Георгием, еп. Пелагонийским (BHG, N 933), анонимное Похвальное слово (BHG, N 934), Погребальная речь Георгия Акрополита (BHG, N 934b), Похвальное слово Константина Акрополита (BHG, N 934с), Похвальное слово имп. Феодора II Ласкаря (BHG, N 934d). Сохранился также канон неизвестного автора в рукописи XV в. Lesb. Leim. 124 (Ταμεον. Σ. 79. N 175). Служба, составленная в честь И. Д. В. прп. Никодимом Святогорцем , была издана в 1872 г. в К-поле митр. Агафангелом Эфесским ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 229). В ХХ в. служба этому императору была написана мон. Герасимом Микраяннанитом . По мнению Д. Констанделоса, причиной почитания И. Д. В. стала его социальная политика - земельная реформа и покровительство ремесленникам. В наст. время честная глава И. Д. В. хранится в мон-ре Дусику (Греция). Ист.: Niceph. Greg. Hist. Vol. 1; Heisenberg A. Analecta: Mitt. aus italienischer Handschriften byzantinischer Chronographen. Münch., 1901. S. 38-43; idem. Kaiser Johannes Batatzes der Barmherzige: Eine mittelgriechische Legende//BZ. 1905. Bd. 14. S. 160-233; Georg. Acrop. Chron.; Жаворонков П. И. Эпитафия Георгия Акрополита имп. Иоанну Дуке: Пер. с древнегреч. и коммент.//ВВ. 1987. Т. 48(73). С. 217-227 (То же// Георгий Акрополит. История. СПб., 2005. С. 140-152); Georg. Pachym. Hist. 1984. Vol. 1.

http://pravenc.ru/text/469756.html

В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) указано совершать память А., Иосифа и Аифала в «профитеоне св. прор. Елиссея» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 88-89), зафиксирована она также в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского и др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 342). В Студийско-Алексиевском (XII в. ГИМ. Син. Греч. 330) и Мессинском Типиконах (Arranz. Typicon. P. 48) указана память мучеников, на утрене предписано читать их житие. По Типикону, принятому в РПЦ, в день памяти этих святых положено совершать службу двум святым без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ), тогда как в первом рус. печатном Типиконе 1610 г. обозначена шестеричная служба вмч. Георгию с прибавлением последования А., Иосифу и Аифалу. Последование, используемое в рус. и греч. Церквах, зафиксировано уже в ранних рукописях студийской редакции (напр., XII в. Ath. Philoth. 28). В совр. греч. Минее помещен канон Иосифа Песнописца с акростихом «ρδβλθυοτεΑνθη τ τερπν μαρτρων παινσω», в рус.- анонимный (4-го гласа, «Троицы равночисленнии Пресвятыя всебогатии»). На вечерне на «Слава» поется стихира Ефрема Карийского . Из рукописей христ. Востока известны 2 канона А., не вошедшие в печатные Минеи,- поэта Киприана (Paris. gr. 1619. Fol. 143v-146v. XI-XII вв.) и анонимный (XIII в. Ath. Xeropot. 116. Fol. 66v-68, и XII в. Hieros. Sab. 10. F. 78-79 - Ταμεον. Σ. 106-108. N 79-285). Иконография Святые изображаются в соответствии с церковным служением каждого: А. в омофоре, с кодексом в руках, пресв. Иосиф в священнической фелони, диак. Аифал в далматике, все трое с бородами. Подобные образы мучеников имеются в минологии Служебного Евангелия (3-я четв. XI в. Vat. Gr. 1156. Fol. 248v); в греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. О. I. 58. Л. 85об.) - Иосиф изображен с кадилом и чашей в руках, Аифал - с кадилом и ладаницей; на фресках Каппадокии - Каранлык-килисе в Гёреме, XI в., и капелле 23, 1220 г.; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; в росписи трапезной Великой лавры на Афоне, 1512 г. На рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА) дано изображение одного А. На миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 157) представлено мученичество святых (А. отрубают голову, Иосиф и Аифал подвешены к кольцам головой вниз). Подобное изображение сохранилось на минейной иконе (гексаптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ), кон. XI - нач. XII в.; в рукописном Минологии (1327-1340 гг. Oxon. Bodleian. F. 1. Fol. 15v); в настенных минологиях нартексов ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., и ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что святые «скончались в различных мучениях», и указан их возраст: «Акепсим юн, Иосиф стар, Аифал с едва показавшеюся бородою» (Ч. 3. § 22. Нояб. 3. 3); отдельно отмечено, что Иосиф - «старец с остроконечною бородою» (Ч. 3. § 8. 70), а Аифал - «юный, без бороды» (Ч. 3. § 9. 7).

http://pravenc.ru/text/63854.html

Им был составлен мелос многолетия на 4-й глас (Pantel. 959, кон. XVII в.; Paul. 36; «на престол Угро-Влахии» - Xeropot. 313). Как творения Г. известны мелизматические вставки - кратимы 1-го плагального (РНБ. Греч. 237; Lesb. Leim. 459; 238; σνθεμα θνικν - Pantel. 1008; Paul. 16) и 4-го плагального гласов (Ivir. 951; CPolit. Patr. K. Ananiadou. 6; Lesb. Leim. 8; 248, 1770-1790 гг.; Pantel. 927), а также ихима гласа βαρς (БАН. РАИК. 42), см. также: Xeropot. 317; 307; 313; Doch. 338; 310, 2-я пол. XVIII в.; Xen. 901, 1734 г. Анастасиматарий (собрание воскресных песнопений), обычно атрибутируемый Хрисафу Новому, в нек-рых источниках приписывается Г., по-видимому, ошибочно (Xeropot. 380; Pantel. 980, 2-я пол. XVIII в.; Konstamon. 95; Doch. 353). Согласно наблюдениям Г. Статиса , в догматиках Анастасиматария Xeropot. 387 (сер.- 2-я пол. XVIII в.) чередуются мелосы «искусных тесисов» Г. и Хрисафа. В автографе Г. Ivir. 951 содержатся украшенные им версии 11 утренних стихир распева Иоанна Глики , отличающиеся от версий Хрисафа (см. также списки Xen. 160, нач. XVIII в.; 114, сер. XVIII в.; Gregor. 25, 1-я пол. XVIII в.; 33 Из муз. произведений Г. нек-рые вошли в печатные издания: Ταμεον Ανθολογας (К-поль, 18342, 18373), Γρηγορου Πρωτοψλτου Καλοφωνικν Ερμολγιον (Там же. 1835), Ανθολογα (Там же. 1846) и др. Лит.: Σθας Κ. Ν. Ανκδοτος κδιξ τς Μητροπλεως Ν. Πατρν//Αττικν Ημερολγιον (Ασωπου). Αθναι, 1868. Σ. 197-213; Λανς Θ. Α. Η Μητρπολις Νων Πατρν Υπτης//Στερεοελλαδδικ Εστα. 1960. Τ. 1; idem. Γερμανς μητροπολτης Νων Πατρν - Υπτης, μελδς τς Θθας//Στερε Ελλς. 1973. T. 5. Τεχος 48. Σ. 40-42; Γερμανς, μητροπολτης Νων Πτρων//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 387; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. T. 1. Σ. 273-277; Stathis G. Th. An Analysis of the Sticheron Τν λιον κρψαντα by Germanos bishop of New Patras//Studies in Eastern Chant. Crestwood (N. Y.), 1979. Vol. 4; Στθης. Χειργραφα. Τ. 1-3; idem. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 42-43, 45-46 et passim; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви. СПб., 1996. С. 120, 199-200; он же. Муз. рукописи Петербурга. 1996. Т. 1. С. 582-584; 1999. Т. 2. С. 443-445.

http://pravenc.ru/text/164757.html

Пространное житие святого переведено на слав. язык в кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В XVI в. пространное и краткое жития включены под 13 мая в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 160-161). В нек-рых греч. синаксарях в этот же день упоминается Александр, еп. Тиверианский, как предполагают, одно лицо с А. Р., неверное понимание жития к-рого привело к появлению в тексте епископского сана и названия несуществовавшей кафедры. Память этому святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского; в XVI в. она внесена под 13 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 161). Гимнография В серии Analecta Hymnica Graeca был издан канон А. Р., не вошедший в печатные Минеи (AHG. Vol. IX. P. 152-157). По греч. рукописи 1431 г. (Ath. Vatop. 1145. Fol. 78v - 83) известен канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. Р. («Δετε μυστικς δελφο» - Ταμεον. Ν 605. Σ. 199-200), многие тропари к-рого совпадают с опубликованным в AHG, однако он надписан именем св. Александра Хиосского. Ист.: BHG, N 48-49; Феофилакт. История. VI 8; VII 26; ActaSS. Maii. T. 3. P. 197; ActaSS. Mart. T. 3. P. 687-688; ЖСв. Май. С. 443-463. Лит.: Dufourcq A. Alexandre (10)//DHGE. T. 2. Col. 176; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 180-181; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 26; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 95. А. И. Макаров, А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/64392.html

В XVII-XVIII вв. акафисты И. В. многократно издавались в составе Акафистников укр. и белорус. типографий (старшие издания - Киев, тип. Лавры, 1625, 1629; Вильно, тип. Братства, 1628) и подвергались порой значительной правке (ярким примером здесь может служить акафист свт. Николаю; см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 367; Попов. 1903. С. 48-58). Серьезной научной проблемой является греч. рукописная традиция акафистов И. В. В настоящий момент неизвестны греч. рукописи, содержащие оригинальные тексты акафистов И. В., за исключением одного из 2 приписываемых патриарху в славянской традиции акафистов Иоанну Предтече, сопровождаемого каноном. Известны 4 греч. рукописи (в т. ч. ркп. Vindob. theol. gr. 187, 1500 г.), содержащие канон 4-го гласа с акростихом («Χαρε» προσδω σοι χαρς τ Προδρμ. Ησδωρος; канон построен по модели канона Субботы Акафиста) и акафист (нач.: Τ πρ πντας ληθς Αγους μεζονι) Иоанну Предтече авторства И. В. (Ταμεον. Σ. 224). Не только акафист, но и канон известен в слав. переводе (см., напр.: РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 262. Л. 45 об.- 58, XVI в.). Кроме того, греческий текст этого акафиста Иоанну Предтече без указания авторства был напечатан иером. Акакием Диакрусисом в 1665 г. (Εκλογα γουν βιβλιριον περιχον τος οκους τς Παναγας, κα το τιμου Προδρμου...) и печатается также без указания авторства в совр. греч. Акафистниках (см., напр.: Υμνολγιον τ χαρμσυνον, γουν Χαιρετιστριοι Οκοι ες Αγους κα Εορτς τς Εκκλησας/Εκδ. Ιερς Μονς Σταυροβουνας. Κπρος, 1996. Σ. 60-70). Не соответствует истине указание Г. Пападопулоса на то, что единственным акафистом И. В., изданным типографским способом на греч. языке, был акафист свт. Николаю Чудотворцу ( Παπαδπουλος. 1890. Σ. 271, σημ. 961). На самом деле речь идет об акафисте, принадлежащем прп. Никодиму Святогорцу (текст см.: Υμνολγιον τ χαρμσυνον... Σ. 322-332), тогда как акафист свт. Николаю авторства И. В. известен только в слав. переводе. Вероятно, И. В. также принадлежал упоминаемый Л. Алляцием канон св. Димитрию Солунскому ( Leonis Allatii De Octava Synodo Photiana. R., 1662. P. 543).

http://pravenc.ru/text/674898.html

Соч.: Anrich G. A. Hagios Nikolaos: Der heilige Nikolaos in der griechischen Kirche. B., 1913. Bd. 1. S. 140-150; 1917. Bd. 2. S. 277-288, 546-556 [Житие свт. Николая к Феодору]; Bd. 1. S. 153-182 [Похвала свт. Николаю]; Gouillard J. La vie d " Euthyme de Sardes († 831)//TM. 1987. T. 10. 1-101 (рус. пер.: Мефодий, патр. К-польский. Житие Евфимия Сардского//Жития визант. святых эпохи иконоборчества/Под ред. Т. А. Сениной; предисл., пер. с греч.: Д. Е. Афиногенов; примеч.: Д. Е. Афиногенов, Т. А. Сенина. СПб., 2015. Т. 1. С. 335-372); Мефодий, патр. К-польский. Житие прп. Феофана Исповедника: По Моск. ркп. 159/Изд., введ., примеч.: В. В. Латышев. Пг., 1918. (ЗИАН. ИФО; Т. 13. Ч. 4) (рус. пер.: Мефодий, патр. К-польский. Житие Феофана Исповедника//Жития визант. святых эпохи иконоборчества. СПб., 2015. С. 146-209); Mioni E. L " Encomio di S. Agatha di Metodio Patriarca//AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 58-93; Westerbrink J. С. Passio S. Dionysii Areopagitae, Rustici et Eleutherii: Diss. Leiden, 1937; Usener H. K. Acta S. Marinae et S. Christophori. Bonn, 1886. P. 48-53 [Схолии к муч. св. Марины]; Deubner L. Kosmas und Damian: Texte und Einleitung. Lpz., 1907. S. 41-42 [Схолии к муч. св. Косьмы и Дамиана]; AHG. 1972. Vol. 3. P. 134-145 [Канон Лукии]; 1976. Vol. 4. P. 279-287 [Канон Иоанникию]; P. 279-287 [Канон Даниилу]; Μπκος Η. Μεθοδου πατριρχου «Κανν» κετριος ες τν περαγαν Θεοτκον//ΕΕΒΣ. 1998. Τ. 33. Σ. 729-757 [Канон молебный Богородице]; Sinait. gr. 562. Fol. 54-56 [Феофану Начертанному] (ср.: Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου Ε. Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων. Αθναι, 1996. Σ. 58); Angel. 43 (B.3.8). Fol. 224v - 225v [Честнейшей Херувим]; Sinait. gr. 617. Fol. 53-55 [мч. Фалалею] (ср.: Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου. 1996. Σ. 201); Crypt. Δ. Γ. I. Fol. 20v - 24v [молебный Христу] (ср.: Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 257); Mercati S. G. Note d " epigrafia bizantina//Bessarione. R., 1920. T. 36. P. 198-199 [Эпиграммы]; PG. 100. Col. 1300-1316 [Чинопоследование «О различных лицах»]; Афиногенов. Константинопольский патриархат. 1997. 182-195 (с рус. пер.) [Слово о св. иконах]; PG. 18. Col. 348-381 [Слово на Сретение]; Col. 397-404 [Слово на Распятие]; Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie, texte et commentaire//TM. 1967. T. 2. P. 1-316 [Синодик в Неделю Православия]; Pitra. Juris ecclesiastici. 1868. Vol. 2. P. 355-357; Афиногенов. Константинопольский патриархат. 1997. C. 179-181 [Послание патриарху Иерусалимскому] (c рус. пер.); Darrouz è s J. Le patriarche Méthode contre les iconoclastes et les Stoudites//REB. 1987. Vol. 45. P. 15-57; Doens I., Hannick Chr. Das Periorismos-Dekret des Patriarchen Methodios I. gegen die Studiten Naukratios und Athanasios//JÖB. 1973. Bd. 22. S. 93-102 [Послания к студитам и Завещание].

http://pravenc.ru/text/2563128.html

В визант. синаксарях памяти святых, о к-рых рассказывал Феодорит Кирский, были помещены с 13 янв. по 1 марта, в соответствии с порядком глав в «Истории боголюбцев» ( Delehaye H. Le Synaxaire de Sirmond//AnBoll. 1895. Vol. 14. P. 420-421). Так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память П. содержится под 28 янв., после памяти прп. Симеона Ветхого и перед памятью прп. Афраата (SynCP. Col. 429-430). В кратком сказании говорится, что П. написал «достопамятные сочинения». Возможно, на основе этого указания возникло мнение о том, что П. следует отождествлять с одноименным епископом Еленопольским, автором «Лавсаика», однако большинство исследователей считают данное указание неверным (см. напр.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 174-175; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 371-372). Также под 28 янв. память П. указана в Парижском списке Типикона Великой ц. 1063 г. (Paris. gr. 1590 - Mateos. Typicon. T. 1. P. 215). В рукописной Минее XII в. за нояб. (Paris. gr. 259) под 27-м числом помещен канон святому, написанный Аврамием, протоспафарием Антиохийским. Другой канон П., составленный прп. Иосифом Песнописцем († ок. 886), содержится под 27 нояб. в греч. печатной Минее (Ταμεον. Σ. 108-109). В гимнографическом груз. сб. «Новый Иадгари» Микаела Модрекили (НЦРГ. S. 425, 978-988 гг.) П. упоминается под 18 дек. ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 412). В арабо-мелькитских (см. ст. Мелькиты ) синаксарях XIII-XVI вв. память П. помещена под 27 нояб. с указанием на то, что он подвизался в монастыре в окрестностях Иммы. Под этим же числом память встречается в ряде арабо-мелькитских синаксарей XVII-XVIII вв., адаптированных маронитами . В Синаксаре 1560 г. (Vat. arab. 472) находится пространная заметка, составленная в форме энкомия, автор которой, не имея точных сведений об отшельнике, использовал принятые для подобного жанра клише. Согласно этой заметке, П. род. у благочестивых родителей и оказывал им полное послушание. Однако, когда они захотели женить сына, он ушел из дома, желая посвятить жизнь монашеской аскезе. В окрестностях Антиохии, близ сел. Имма, он встретил некоего старца Иакова, к-рый стал его духовным наставником и впосл. постриг П. в монахи. После смерти Иакова П. укрылся в пещере на горе, возвышающейся над Иммой, и провел там много лет. Бог наградил П. даром чудотворения (описывается чудо с купцом). По мнению Ж. М. Соже, день памяти П.- 27 нояб., отражает местную традицию, согласно к-рой святой скончался в этот день. В некоторых мелькитских синаксарях память подвижника содержится, как и в визант. синаксарях, под 28 янв. ( Sauget. 1969. P. 318-322). В крипте палестинского монастыря Кастеллион, расположенной на юж. склоне горы Марда, сохранились средневек. настенные росписи с изображениями 36 святых, среди к-рых, вероятно, есть и образ П. ( Milik J. T. The Monastery of Kastellion//Biblica. R., 1961. Vol. 48. P. 21-27).

http://pravenc.ru/text/2578725.html

Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 170); 8 циклов стихир-подобнов, 11 самогласнов, дополнительные седальны и светильны (Ibid. Σ. 166-168, 171). Изображение М. Е. выбивается из традиц. ряда образов преподобных жен, отражая, согласно Житию, ее подвиг отшельничества. Иконография ее образа ближе к образам святых мужей-анахоретов, напр. преподобных Макария Великого и Онуфрия Великого, по крайней мере в изображениях М. Е. теми же средствами, что и у них, подчеркнута предельная степень удаления от мира ради Христа: истощенное тело, неприкрытая или не полностью скрытая плащом нагота, всклокоченные волосы. Но в отличие от образов преподобных отцов-пустынников образ М. Е. наделен большей экспрессией, специфически переданной в каждой из характеристик, физической или духовной. Так, особенно в сценах, где фигура святой представлена в развороте, видны сочленения ее позвоночника, ребра, к-рые не скрывает превратившаяся в пергамен кожа; на некоторых изображениях тело М. Е. покрыто редкой шерстью (как, напр., на фреске ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Пече, Сербия, до 1337), а позвоночник иногда напоминает звериный хребет (как, напр., на фреске ц. свт. Германа в мон-ре Зрзе, 1368-1369). Святую изображают в преклонных летах, однако возрастная характеристика стерта аскезой - прорезающие лицо морщины лишь подчеркивают изможденность отшельницы. В лике М. Е. нет даже намека на благообразность, черты неправильные, нередко искаженные, несмотря на то что монах или монахиня, как это засвидетельствовано в чинопоследовании пострига, стремится уподобиться ангельскому образу. При этом облик М. Е. воспринимается как преображенный - выдубленная зноем кожа приобрела темный цвет, плоть иссушена постом, что уподобляет вид ее тела св. мощам, а в чертах запечатлена одухотворенность в предчувствии сопричастности Христу. На данную устойчивую трактовку образа святой повлияло прежде всего выделение в почитании М. Е. ее покаянного пути - причастившись Св. Таин в его начале, она приняла Св. Дары по его завершении. Поэтому в иконографии святой особое место занимает ставшая самостоятельной и подменившая собой единоличные образы, в т. ч. в минейных циклах, сцена причащения М. Е. прп. Зосимой Палестинским.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

34 Буква η представляется лишней. Впрочем, если учесть, что она имеет численное значение: 8, можно предположить, что этот канон является восьмым в неком цикле произведении Георгия. 36 Скорее всего, атрибуция рассмотренного выше канона предпразднства в печатных Минеях является следом рукописной традиции, в которой этому дню мог усваиваться подлинный канон Георгия, о котором идет речь здесь. 41 Θεολγια. 1929. Τ. 7. Σ. 270. См. также его Ταμεον κκλησιαστικς Ποισεως, раздел под 24 марта (в журнале κκλησιαστικς Φρος. λεξνδρεια, 1949. T. 48. Σ. 155), где митрополит Софроний указывает в качестве неизданных благовещенских канонов этот и еще два, рассмотренные нами выше (канон отдания и канон прп. Андрея Критского ). 42 См.: Παπαδπουλος-Κεραμες А. Μανουλ Κορνθιος, κα ν μνογραφικν ατο πονημτιον//πετηρς Φιλολογικο Συλλγου Παρνασσς. θναι, 1902. Τ. 6. Σ. 71–102, здесь σ. 84, 15 (по рукописи Athos. Iber. 512). Стратигопулос дополнительно указывает еще две рукописи канона: Στρατηγπουλος. νκδοτοι βυζαντινο σματικο καννες... Σ. 260. 374. 43 См.: Κατλογος τν κωδκων τς Καλβης ωασαφαων κα δκα Καλυβν τς ερς Σκτης Καυσοκαλυβων, συνταχθες π Ελογου Κουρλα Λαυριτου κα κδιδμενος μετ Προλεγομνων κα Πινκων π Μητροπολτου πρ. Λεοντοπλεως Σωφρονου Ευστρατιδου. Ρ., 1930. 121. 44 Указание Е. Папаилиопулу-Фотопулу о том, что в Sinait. gr. 611 сохранилась только первая песнь этого канона, а остальные заменены текстами из других источников (Παπαηλιοπολου–Φωτοπολου. Ταμεον... Σ. 179. Прим. 456), в корне неверно. 63 Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Еρμολγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. (=γιορειτικ Βιβλιοθκη; 9 – Μνημεα γιολογικ). Σ. 103–104. 65 Этот ирмос вообще необычен в том смысле, что он встречается в канонах не только своего первоначального, 4-го, гласа, но н 2-го плагального (в русской традиции: 6-го), и «тяжкого» (в русской традиции: 7-го) гласов: Follieri Е. Initia hymnorum Ecclesiae Graecae. Città del Vaticano, 1960. Vol. 1. (=Studi e Testi; 211). P. 375.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Δι τοτο λγω μν, μ μεριμντε τ ψυχ μν τ φγητε, μηδ τ σματι μν τ νδσησθε. 23 οχ ψυχ πλεν στι τς τροφς κα τ σμα το νδματος; 24 κατανοσατε τος κρακας, τι ο σπερουσιν οδ θερζουσιν, ος οκ στι ταμεον οδ ποθκη, κα Θες τρφει ατος· πσ μλλον μες διαφρετε τν πετεινν; 25 τς δ ξ μν μεριμνν δναται προσθεναι π τν λικαν ατο πχυν να; 26 ε ον οτε λχιστον δνασθε, τ περ τν λοιπν μεριμντε; 27 κατανοσατε τ κρνα πς αξνει· ο κοπι οδ νθει· λγω δ μν, οδ Σολομν ν πσ τ δξ ατο περιεβλετο ς ν τοτων. 28 ε δ τν χρτον το γρο, σμερον ντα κα αριον ες κλβανον βαλλμενον, Θες οτως μφιννυσι, πσ μλλον μς, λιγπιστοι; 29 κα μες μ ζητετε τ φγητε κα τ πητε, κα μ μετεωρζεσθε· 30 τατα γρ πντα τ θνη το κσμου πιζητε· μν δ πατρ οδεν τι χρζετε τοτων· 31 πλν ζητετε τν βασιλεαν το Θεο, κα τατα πντα προστεθσεται μν. Τ ΤΡΙΤ ΤΗΣ Η ΕΒΔΟΜΑΔΟΣ κ το κατ Λουκν ιβ 42 – 48 Επεν Κριος· Τς ρα στν πιστς οκονμος κα φρνιμος, ν καταστσει κριος π τς θεραπεας ατο το διδναι ν καιρ τ σιτομτριον; 43 μακριος δολος κενος, ν λθν κριος ατο ερσει οτω ποιοντα. 44 ληθς λγω μν τι π πσι τος πρχουσιν ατο καταστσει ατν. 45 ν δ επ δολος κενος ν τ καρδ ατο, χρονζει κρις μου ρχεσθαι, κα ρξηται τπτειν τος παδας κα τς παιδσκας, σθειν τε κα πνειν κα μεθσκεσθαι, 46 ξει κριος το δολου κενου ν μρ ο προσδοκ κα ν ρ ο γινσκει, κα διχοτομσει ατν, κα τ μρος ατο μετ τν πστων θσει. 47 κενος δ δολος, γνος τ θλημα το κυρου ατο κα μ τοιμσας μηδ ποισας πρς τ θλημα ατο, δαρσεται πολλς· 48 δ μ γνος, ποισας δ ξια πληγν, δαρσεται λγας. παντ δ δθη πολ, πολ ζητηθσεται παρ» ατο, κα παρθεντο πολ, περισστερον ατσουσιν ατν. Τ ΤΕΤΑΡΤ ΤΗΣ Η ΕΒΔΟΜΑΔΟΣ κ το κατ Λουκν ιβ 48 – 59 Επεν Κριος· παντ δθη πολ, πολ ζητηθσεται παρ» ατο, κα παρθεντο πολ, περισστερον ατσουσιν ατν.

http://azbyka.ru/otechnik/greek/bogosluz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010