Teteriatnikova N.B. Relics in the walls, pillars and columns of Byzantine churches//Восточнохристианские реликвии. С. 77–85; Казарян А. Реликвии в архитектуре средневековой Армении//Там же. С. 93–114. 47 Kötting B. Der frühchristliche Reliquienkult und die Bestattung im Kirchen Gebäude. Köln, 1965. S. 14; Ward-Perkins J.B. Memoria, martyr’s tomb and martyr’s church//The Journal of Theological Studies. 1966. Vol. 17. P. 23. 48 Grabar A. Martyrium – recherches sur le culte des reliques et l’art chretien antique. P., 1946; Ward-Perkins J. B. Memoria, martyr’s tomb and martyr’s church. P. 20–37. 50 Kötting B. Der frühchristliche Reliquienkult. S. 24–37; Duval Y. Apres des saints, corps et ame. L’inhumation «ad sanctos» dans la chretiente d’Orient et d’Occident du III au VII siecle. P., 1988. 54 Номоканон Мануила Малаксы 1582 г. запрещает хоронить тела умерших в церкви на основании следующих источников: Иоанна Китрского, Вальсамона, Матфея Властаря и закона императоров Льва и Константина (Γκνης Δ., Πανταζπουλος N. Νομοκνων Μανουλ νοταρου το Μαλαξο. Σ. 241 (κεφ. ΤΘ´). Номоканон архим. Иакова из Янины 1645 г. (Στοιχ. Ν´ κεφ. Ιβ´) запрещает как захоронение любого христианина в церкви, так и раскапывание могилы и перенесение покойника в другую без разрешения архиерея – Ακανθπουλος Π.Ι. Ιερομονχου, ρχιμανδρτου κα πιτρπου Ιωανννων Ιακβου Βακτρια Αρχιερων. Θεσσαλονκη, 2000 (НИОР БАН. Фонд РАИК 141. Л. 270). 58 σοι ον σεπτο ναο καθιερθησαν κτς γων λειψνων μαρτρων, ρζομεν ν ατος κατθεσιν γνεσθαι λειψνων μετ τς συνθους εχς. δ νευ γων λειψνων καθιερων ναν, καθαιρεσθαι, ς παραβεβηκς τς κκλησιαστικς παραδσεις (Ρλλης Г., Ποτλς Μ. Σνταγμα... 1852. Τ ΙΙ. Σ. 580). См.: Troianos Sp. Die Einweihung und Entweihung der Kirchen Gebäude nach orthodoxem Kirchenrecht//Πολπλευρους νους. Miscellanea für Peter Schreiner zu seinem 60. Geburtstag. München, Leipzig, 2000. S. 382–383. 60 Об антиминсах с канонической точки зрения см.: Izzo J.M. The Antimension in the liturgical and canonical tradition of the Byzantine and Latin churches. Roma, 1975.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/relikv...

52. Photii Epistulae et Amphilochia/ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lipsiae, 1983–88 (6 vol.). 53. Photii Homiliae/ed. B. Laourdas. Thessalonica, 1959. 54. Pitra J. B. Juris ecclesiastici Graecorum historia et monumenta. Roma, 1868 (2 vol.). 55. Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1852–854 (6 τ.). 56. Rosenquist J. Ο. The Life of St. Irene Abbess of Chrysobalanton. Studia Byzantma Upsaliensia, 1. Uppsala, 1986. 57. Sabae Vita Hilarionis το Δαλμτου: Mataniseva T. La Vie d " Hilarion, higoumène de Dalmatos, par Sabas (BHG 2177)//Rivista dei Studi Bizantini e Neoellenici, N. S. 30 (1993), p. 17–29 (изложение). 58. Sabae Vita Ioannicii/ed. J. van den Gheyn//Acta Sanctorum, Novembris, vol. I, p. 332–384. 59. Sabae Vita Macarii Pelecetes//AB, 16, 1897, p. 140–163. 60. Sabae Vita Petri Atroae: Laurent V. La vie merveilleuse de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hagiographica, 29). Bruxelles, 1956. 61. Sabae Vita Petri Atroae retractata: Laurent V. La Vita retractata et les miracles posthumes de Saint Pierre d " Atroa (Subsidia Hagiographica, 31). Bruxelles, 1958. 62. Scriptor Incertus de Leone Armenio//Leonis Grammatici Chronographia/ed. I. Bekker. Bonnae, 1842, p. 335–362. 63. Scriptores Originum Constantinopolitanorum/ed. Th. Preger. Leipzig, 1907 (2 Bde). 64. Sozomen. Kirchengeschichte/hrsg. von J. Bidez und G. Ch. Hansen. B., 1960. 65. Stephani Diaconi Vita Stephani Junioris//PG 100, 1069–1185. 66. Suidae Lexicon/ed. A. Adler. 5 vols. Lipsiae, 1928–1938. 67. Symeonis Magistri Annales//Theophanes Continuatus..., p. 601–760. 68. Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae/ed. H. Delehaye. Propylaeum ad Acta sanctorum Novembris. Bruxalles, 1902. 69. Synodicon Vetus/ed. J. Duffy and J. Parker. Washington, 1979. 70. Synopsis Sathae: [Θεοδρου Σκουταριτου] Σνοψις Χρονικ//Σθας Κ. Ν. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Τ. П. ν Βενετ, 1894, σ. 1–556. 71. Theodoret. Kirchengeschichte/hrsg. von L. Parmentier. Leipzig, 1911. 72. Theodori Studitae Epistulae/ed. G. Fatouros. Berlin-N.Y., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Более того, прп. Феодор, по-видимому, считал, что Римская Церковь всегда хранит истинную веру и не может уклониться в ересь: «Свидетельствую пред Богом и людьми: они сами себя отторгли от тела Христова, от верховного престола, на который Христос положил ключи веры, которой, по обетованию Неложного, не преодолели и не преодолеют до скончания века врата адовы, т. е. уста еретиков. Итак, да радуется блаженнейший и апостольский и соответствующий своему имени Пасхалий [папа Римский], ибо он исполнил дело Петра» (Ep. 407.8–15). Нужно обратить внимание на то, что, если следовать логике прп. Феодора, Константинопольская Церковь не может заменить Римскую на первом месте в пентархии, поскольку не обладает ни апостольским происхождением, ни древностью. Поэтому те защитники теории пентархии, которые пытаются обосновать свою позицию мнением прп. Феодора как имеющим святоотеческий авторитет, должны понимать, что в этом случае им придется признать верным и его учение о первенстве и незыблемой истинности Римского престола, опровергнутое самой историей. Ср. высказывания прп. Феодора о Константинопольской Церкви: «Отпав недавно от четырех патриархов, наша Церковь напрасно поступала беззаконно. Но теперь время благоприятное, христолюбивейший владыка, теперь — день спасения, время примириться нам со Христом при посредстве и по благоволению твоей мирной державы, соединиться с верховной из Церквей Божиих — Римской, а через нее — с прочими тремя патриархами, чтобы единодушно едиными устами прославлять Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, с Сыном и Святым Духом» (Ep. 418.38–47). О том, что, несмотря на отпадение той или иной Церкви, истинная вера сохранится до скончания мира, см., напр.: «Ибо со времени апостолов и впоследствии, часто вторгались в Церковь многие ереси и возникали нечистые дела, незаконные и запрещаемые правилами, как и ныне, однако она вышесказанным образом осталась нераздельною и непорочною и останется вовек, между тем как дурно мыслящие и делающие отлучаются и отбрасываются от нее, как яростные волны от непоколебимой скалы» (Ep. 28.128–134). Правда, изменение это не сразу было осознано в Византии. В XII в. Феодор Вальсамон в кратком сочинении о статусе патриархов, адресованном патриарху Александрийскому Марку, воспроизводит приведенные выше идеи патриарха Петра Антиохийского, отмечая при этом, что не следует заменять патриарха, уклонившегося от Православия, епископом, занимающим какую-то иную кафедру — напротив, нужно ожидать обращения " пентарха " (Ρλλης Γ., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1854. Τ. 4. Σ. 542–555; PG. Vol. 138. Col. 1013–1033) .

http://bogoslov.ru/article/1881917

В 1-й пол. XX в. в связи с попытками англиканского духовенства получить признание Вселенского Патриархата появилось неск. важных обстоятельных работ об И. правосл. специалистов в области догматики и церковного права, причем изначальный интерес к ней как к основе признания инославных таинств перерос в стремление раскрыть ее содержание со всей возможной полнотой и объективностью (Г. С. Аливизатос, И. Коцонис, С. Н. Троянос). В контексте отношений с правосл. Церквами правосл. взгляд на И. пытались выяснить как католич. (Т. Шпачил, М. Жюжи), так и англикан. (Дж. Дуглас, Ф. Томсон) богословы. Правосл. Церковь не имеет до наст. времени офиц. доктрины И., несмотря на попытки вынести обсуждение этой проблемы на общеправосл. уровень. Так, Межправославная комиссия по подготовке Святого и Великого Собора Восточной Православной Церкви (Женева, 15-28 июля 1971) определила в своем докладе И. как «преисполненное любви отношение (τν πλρη γπης στσιν) Церкви к своим членам, нарушающим Ее канонические постановления, а равным образом и к христианам, пребывающим вне Ее и желающим вступить в Ее лоно», а ее соотношение с таинствами - следующим образом: «Икономия как экстренное средство ко спасению превосходит то дело, которое Церковь исполняет по акривии через Святые таинства». Положения этого доклада были подвергнуты резкой критике со стороны профессоров богословского фак-та Афинского ун-та П. Врациотиса, П. Трембеласа, К. Муратидиса, А. Феодору и Н. Врациотиса как страдающие неполнотой и заблуждениями, прежде всего в связи с тем, что И. отождествлялась со «снисхождением» (см.: Troianos. 2007. С. 144). Ист.: Ρλλης Γ. Α., Ποτλς Μ. Σνταγμα τν θειν κα ερν καννων. Αθηνσιν, 1852-1859. 6 τ.; ДАИ. 1853. Τ. 5; Γεδεν Μ. Κανονικα διατξεις, πιστολα, λσεις, θεσπσματα τν Αγιωττων Πατριαρχν Κωνσταντινουπλεως. Κωνσταντινοπολις, 1888-1889. 2 τ.; Pitra. Analecta Sacra. 1891. T. 6; Joannou P.-P. Discipline générale antique. R., 1961. T. 1. Pt. 1: Les canons des Conciles Oecuméniques; Πηδλιον. Αθναι, 200313; Δελικνης Κ. Πατριαρχικ γγραφα. Κωνσταντινοπολις, 1905. Τ. 3; Τρωινος Σ. Ν. Οι Νεαρς Λοντος στ του Σοφο. Αθνα, 2007.

http://pravenc.ru/text/389060.html

Theodorus II Irenicus Patriarcha. Epistula ad papam (e cod. Urbani 32, ff. 185v–191)//Cataldi Palau A. Una «Lettera al Papa» di Irenico, Cartofilace della grande chiesa (Teodoro Irenico, Patriarca di Constantinopoli 1214–1216) (Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata (Nuova Serie) 1994. 48. P. 76–87). Theodorus Studites. Sermones Catecheseos Magnae//S. Patris Nostri Theodori Studitae Magnae Catecheseos Sermones/ed. J. Cozza-Luzi. Vol. 1. Roma: Bibliotheca Vaticana et Typi Vaticani, 1888. (Nova Patrum Bibliotheca; vol. 9/2). P. 1–217 (Cat. 1–77). Theoleptus Philadelphiensis. Orationes//Sinkewicz R. E. A Critical Edition of the Anti-Arsenite Discourses of Theoleptos of Philadelpheia (Mediaeval Studies. 1988. 50. P. 52–95). Typicon monasterii Theotoci Bebaias Elpidos (sub auctore Theodora Synadena)//Delehaye H. Deux typica byzantins de l’époque des Paléologues. Brussels: Académie Royale de Belgique, 1921. (Mémoires: Second series; vol. 8). P. 18–95. Ματθαου του Βλαστρεως. Σνταγμα κατ στοιχεον//Ρλλης κα Ποτλς.  T. VI. θναι, 1859. Постановления Апостольские. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. Правила святых апостол и святых отец с толкованиями: в 2 т. Т. 1. Москва: Сибирская Благозвонница, 2011. Правила святых Поместных Соборов с толкованиями. Москва: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2000. Βιβλιογραφα Василик В. В., протодиак. Богословские аспекты учения о первенстве в Церкви. URL: http://pravoslavie.ru/122683.html (ημερομηνα πρσβασης 14.10.2022). Грацианский М. Экклесиологические историки современных претензий Константинополя на первенство в Православной Церкви. URL: http://pravoslavie.ru/119735.html (ημερομηνα πρσβασης 15.10.2022). Дионисий (Шлёнов), игум. Эпитет свт. Николая θαυματουργς в греческой литературной традиции//Метафраст. 2019. Τ. 1. 1. σ. 19–34. Дионисий (Шлёнов), игум. Первенство Константинопольского епископа в Византии и Поствизантии: канонический и богословский аспект//Эстонская Православная Церковь: 100 лет автономии. Таллин: [Б. и.], 2021. σ. 50–82.

http://mospat.ru/gr/authors-analytics/90...

Составленное Н. М. «Мученичество святого Димитрия» не сохранилось. А. Сигалас упоминает принадлежащие Н. М. неизданные церковные гимны, 11 неких анафематизмов и ряд других агиографических сочинений. Канонические Под именем Никиты, митр. Фессалоникийского, сохранились 3 канонических произведения. 1. «Различные вопросоответы, бывшие от разных архиереев к хартофилаксу господину Никите, который стал митрополитом Фессалоники» (Ερωτσεις κα ποκρσεις διφοροι...//PG. 119. Col. 1002-1010; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 382-388). Вероятность того, что автор тождествен Н. М., весьма велика. Митрополит допускал, что клирик, уже подвергшийся прещению от епископа за растрату церковного имущества, может остаться под прещением после кончины наказавшего его архиерея при следующих 2 архиереях. Однако, если его вина останется недоказанной, а он сам не сознается в содеянном, очередной архиерей может восстановить его в служении. По мнению автора, клириков, которые вступили в брак уже после своего рукоположения, нельзя допускать к священнодействию. Второбрачные свещеносцы, отбывшие прещение за повторный брак, могут участвовать в архиерейском богослужении. В ответах осуждается передача епархиальной собственности к.-л. мон-рю без разрешения Собора и перечисляются возможные наказания клириков и мирян, злоумышляющих против собственного епископа и прибегающих к чародейству и отравлению. Митр. Никита отрицательно относится к участию клириков в делах гражданского управления и предписывает низлагать тех из них, кто без уважительной причины и несмотря на предупреждение продолжают вести светский образ жизни. Он предписывает сначала отлучать, а при повторном нарушении и низлагать священников, взимающих деньги за причастие. Заклание священниками овец и быков на территории храма митрополит осуждает как иудейский и языческий («эллинский») обычай, одобряя при этом приношение животных (как целых, так и их частей) священникам в качестве дара. 2. Соч. «Ответ на предположение некоего монаха из Каппадокии, по имени Василий, к Никите Митилинскому, митрополиту Фессалоники, о рабах, дабы они вступали в брак» (Υπμνησις...

http://pravenc.ru/text/2565410.html

Γρμμα του Πατριρχη Κωνσταντινουπλεως Βαρθολομαου στον Πατριρχη Μσχας και Πασν των Ρωσσιν Κριλλο υπ’αριθμ. 1119 και ημερομ. 24 ης Δεκεμβρου 2018. Ανακοινωθν της Αρχιγραμματεας της Αγας και Ιερς Συνδου του Πατριαρχεου Κωνσταντινουπλεως (17 Φεβρουαρου 2023) για την κκλητο προσφυγ των κληρικν απ τη Λιθουανα. Ανακοινωθν για τις εργασες της Αγας και Ιερς Συνδου (28 Ιουνου 2023). Πθανε το 2022. Πατριρχης Σερβας Πορφριος. κκληση εξαιτας της κρατικς τρομοκρατας κατ της Ουκρανικς Ορθοδξου Εκκλησας. 28 Μαρτου 2023. Ανακονωση της Γραμματεας της Ιερς Συνδου της Ιεραρχας της Ορθοδξου Εκκλησας της Πολωνας. 2 Απριλου 2019. Τα υπ’ αριθμ. 125 απ 17 ης Οκτωβρου 2019, 151 απ 26 ης Δεκεμβρου 2019 και 77 απ 20 ς Νοεμβρου 2020 Πρακτικ της Ιερς Συνδου της Ρωσικς Ορθοδξου Εκκλησας. Προκαταρκτικ αυτο οι πρην κληρικο, οι οποοι καθαιρθηκαν απ ιεροσνης απ το εκκλησιαστικ δικαστριο, «πεκατεστθησαν» στον οικεο αυτν βαθμ απ την Ιερ Σνοδο του Πατριαρχεου Κωνσταντινουπλεως (βλ. ανωτρω, παρρτημα 2). Βλ. τον 12 ο , 15 ο , 32 ο , 33 ο Αποστολικ καννα, τον 15 ο , 16 ο καννα της Α Οικουμενικς Συνδου, τον 5 ο , 6 ο , 10 ο , 11 ο , 13 ο , 20 ο , 23 ο καννα της Δ Οικουμενικς Συνδου, τον 17 ο , 18 ο καννα της Πενθκτης, τον 10 ο καννα της Ζ Οικουμενικς Συνδου, τον 3 ο , 6 ο καννα της Αντιοχεας, τον 20 ο , 23 ο (32 ο ), 105 ο (118 ο ), 106 ο (119 ο –120 ο ) καννα της Καρθαγνης. Ερμηνεα του 10 ου καννα της Ζ Οικουμενικς Συνδου. Γ. Ρλλης & Μ. Ποτλς: Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων τν τε γων κα πανευφμων ποστλων, κα τν ερν κα Οκουμενικν κα τοπικν Συνδων, κα τν κατ μρος γων Πατρων. θνησι., 1852. Т. 2. σ. 589. Βλ. ανωτρω, παρρτημα 2. Ερμηνεα του 17 ου καννα της Πενθκτης Οικουμενικς Συνδου. Γ. Ρλλης & Μ. Ποτλς: Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων τν τε γων κα πανευφμων ποστλων, κα τν ερν κα Οκουμενικν κα τοπικν Συνδων, κα τν κατ μρος γων Πατρων. θνησι., 1852. Т. 2. σ. 344.

http://mospat.ru/gr/news/90540/

Γ. Ρλλης & Μ. Ποτλς Собрание божественных и священных правил. Том 4 (Σνταγμα τν Θεων κα ερν Καννων. Τμος τταρτος) Источник Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Σνταγμα των θεων και ιερν Καννων/Γ. Ρλλη & Μ. Ποτλ. - Αθνα, 1952-./Τ. 4. - εκδ. Γ.Χαρτοφλακος, 1954. - 640 σ. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/greek/syntagma...

T. 1/1. P. 21; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. T. 2. Σ. 37). 674 21–е правило Трулльского Собора: ... τς χριτος κπεπτκασι (Joannou (ed.) Discipline generale. T. 1/1. P. 153. 4–5; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. T. 2. Σ. 352). 678       Parenti S., Velkovska E. (eds.) L " Eucologio Barberini gr. 336. R., 1995. P. 174, 178, 182. (Bibliotheca Ephemerides liturgicae. Subsidia; 80); Goar J. Εχολγιον sive Rituale Graecorum... Venice, 1730 2 . P. 244, 242, 208. Что касается этого возглашения см.: Botte B. La formule dordination «la grace divine» dans les rites orientaux//L " orient syrien. 1957. Vol. 2. P. 285–296; Bradshaw P. Ordination Rites of the Ancient Churches of East and West. N–Y., 1990. P. 26–30. 686 Эти слова взяты из второй молитвы пресвитерской хиротонии. См.: Parenti, Velkovska (eds.) L " Eucologio. P. 180; Goar. Εχολγιον. P. 243. 688 Эти слова содержатся даже в столь, на первый взгляд, небольшом чине, как освящение винограда. См. более старую молитву на освящение винограда, отличающуюся от той, которая звучит сейчас, в: Дмитриевский A. A. Описание литургических рукописей, хранящихся в биб­лиотеках Православного Востока. К., 1901. Т. 2: Εχολγιον. 689 «Οδες ξιος τν συνδεδεµνων τας σαρκικας πιθυµαις κα δονας προσρχεσθαι προσεγγζειν λειτουργεν σοι, Βασιλε τς δξης...» (Brightman F. H. Liturgies Eastern and Western. Oxford, 1967. P. 318, 377–378; Goar. Εχολγιον. P. 58). Обстоятельное исследование происхождения этой мо­литвы и ее места в византийской богослужебной традиции, а также ее textus receptus и наиболее значимые варианты можно найти в: Taft R. F. A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1978 2 . Vol. 2: The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. (Orientalia Christiana Analecta; 200). P. 119–148. 690 Эта молитва , начинающаяся словами « εσπλαχνος κα λεµον Θες», встречается уже в VIII веке в Евхологии Барберини 336 (см.: Parenti, Velkovska (eds.) L " Eucologio.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

По смерти имп. Льва в К-поле был созван Собор (912-913), восстановивший Николая на кафедре и подтвердивший абсолютный запрет 4-го брака. Итог спорам положил принятый Собором 920 г. «Томос единения» , в к-ром В. расценивается как безусловно дозволенное в случае смерти или исчезновения без вести одного из супругов и практически не порицается по сравнению с единобрачием; троебрачие дозволяется с рядом оговорок (по достижении троебрачным 30 лет и при отсутствии у него детей он отлучается на 3 года; по достижении 30 лет и при наличии детей - на 4 года, имея затем право причащаться только трижды в году; по достижении 40 лет и при отсутствии детей - на 5 лет, имея затем право причащаться только на Пасху; по достижении 40 лет и при наличии детей троебрачие не допускается); браки после 3-го «Томос единения» безусловно запрещает ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. T. 5. Σ. 4-10). Последующая визант. практика в целом следовала «Томосу единения», иногда отступая от его предписаний в сторону большей строгости, как об этом свидетельствует Феодор Вальсамон (Ibid. Т. 4. Σ. 480-481). Одним из следствий снисхождения «Томоса единения» ко В., в частности, стало то, что в XI в. и позже второбрачных стали венчать церковно - по особому, реже по обычному чину (так, о фактической отмене прежнего правила Никифора Исповедника о запрете венчания 2-го брака говорится в ответе Никиты Ираклийского - Там же. Т. 5. Σ. 441; Требник Большой. Гл. 20). Об этом свидетельствуют канонисты кон. XI в. митрополиты Никита Ираклийский и Илия Критский (ВВ. 1895. Т. 2. С. 167; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. T. 5. Σ. 378), а также тот факт, что с XI в. в рукописях Евхология регулярно выписывается особая молитва В.: «Господи Боже наш, назвавший Авраама [Своим] другом, и Иакова наипаче возлюбивший, и Иакову в жену Лию сочетавший» (Κριε Θες μν, τν Αβραμ φλον καλσας κα τν Ισακ περηγαπσας κα τν Ιακβ ες γυνακα τν Λεαν συνψας), в к-рой как обоснование В. приводятся известные случаи В. праотцов (см., напр.: Дмитриевский.

http://pravenc.ru/text/155584.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010