82 Sf. loan Damaschin, Expunerea credmtei ortoboxe- IV, 13. «Вестник», сербский церковный орган, энергически протестовал против того, что Сербский Патриарх Димитрий лично причастил Св. Тайн, за рождественским богослужением в Белградском соборе группу англикан, настаивая на том, что никто не имеет права самоправно разрешать столь важный вопрос до единогласного постановления всей Церкви, Cf. Martin lugie, Op. cit., p. 320. 84 См. Декларация епископа Линкольнского The Rev. Hugent Hicks в начале заседания от 1 июня 1935 г. на Англо-Румынской конференции в Бухаресте (Дело 111/2, 1935 г., стр. 4/16, архив Св. Синода Румынской Церкви). 87 Panaghiot ι. Bratiotis, Α αγγ)ιχανιχαι Χειροτοναι ε? ε-οιρεω; ορδοδοξον. In То -της ερωσνης της αγγλικανικς κ/λτ,σας (Extras dm rev. χχλησας, t. XVII, 1939), Arena, 1939. 88 В 4-м заседании Бухарестской англо-румынской конференции, бывшем в июне 1935 г., каноник д-р И. А. Дугла заявил, что перед своим рукоположением он довел до сведения своего епископа, что он не может признать буквальный смысл 13 члена и в ответ на это получил заверение со стороны епископа, что это не является препятствием к рукоположению (см. Дело 111–2/1935, стр. 14/26, в архиве Румынского Св. Синода). 89 Статут «39 членов» не обязателен для англиканских общин, находящихся на территории доминионов (колониальных владений)· 92 Dosar 111–2/1935, Sf. Sinod român, p. 16–17 si 7/83; vezi zi Amilcar S. Alivisatos, p. 34. (Дело 111–2) 1935, в Архиве Св. Синода Румынской Церкви, стр. 16–17 и 7/83; см. Амилкар С. Аливизатос, Op. cit., 34. 93 Отношение Св. Синода Румынской Православной Церкви 2 от 10 января 1925г. Volumul Conferinta Româna ortodoxa-analiana tinuta la Bucurezti 1–8 lunie 1935 etc., Bucuresti, 1935, p. 3. 94 Впрочем такую же точку зрения высказывали греческие богословы, например: Hristu Andrutsos (Α γγλιχανιχα Χειροτονα) în rep. с Ιερς Σνοδος Atena, Februarie 16 (Martie, 1922, pag. 102–103) si C. Diovuniotis Τα μιητρια της νατολιχ; ρφοδξου ησας εξ tr.ofiux; «Ytmwiji), Atena. 1912 (1913), p. 164, nr. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 «… Решающее значение для права всегда имеет обязательство твердо соблюдать его нормы при убежденности в легитимности власти, создающей право». C. J. Friedrich, The Philosophy of Law in Historical Perspective (Chicago 1958) 9. 5 II Nicea I: …εξ ενος γρ παντες [i.e., the holy fathers] και του το Πνεματος υγσθεντες (ωρισαν τ συμφεροντα. Joannou I.1, 247.14–16=RP II, 556. В своих комментариях к этому канону двое из трех великих византийских комментаторов пользуются даже более сильными выражениями об авторах канонов и их богодухновенности. John Zonaras использует литургически выразительное слово, а Alexios Aristenos (ок. середина 12-ого в.) слегка адаптирует язык этого канона и заявляет, что они были вдохновлены (εμπνευθεντων) Святым Духом. См. RP II, 558, 560. 6 Тот, кто вступил во второй брак после крещения или содержит любовницу, не может стать епископом, пресвитером, диаконом, или кем-либо из числа церковнослужителей. Joannou 1.2, 16= RP II, 23. 7 RP II, 23. 8 См. I Nicea 2 (Joannou 24–25=RP II, 116—117), Ancyra 12 (Joannou I.2, 65=RP III, 43). Даже такой авторитет как Василий Великий проводил это различие. В тексте, ставшим его двадцатым каноном, он пишет, что будет неправильно осуждать кого-либо за его действия до того, как «они пришли под иго Христово», поскольку тогда они «не признавали законов Господа». Далее он пишет, что по этой причине такие женщины «должны быть приняты Церковью, получая вместе со всеми даваемое в подобных случаях отпущение грехов за их веру во Христа, [к которой они пришли]». В целом совершенное тогда, когда они были оглашенными, во внимание не принимается. Текст Basil 20 см. Joannou II, 122–123=RP IV 146–147. Перевод на английский: Basil the Great, The Letters (R. Deferrari, trans.), III (Loeb Classical Library 243, London 1930) 111. 9 Список канонических источников — в приложении к докладу. 10 По канонической традиции, совершившие блудодеяние после рукоположения должны быть извергнуты из сана. См. Apostolic 25, Joannou I.2, 125–126=RP III, 168; Basil 3, Joannou II, 100–101=RP IV, 99–100. См. Также Basil 44. Поздние византийские комментаторы говорили о диакониссах (η δικονος), упомянутых в Basil 44, как о рукоположенных диакониссах, совершивших блудодеяние (Joannou II, 136, (только канон), RP IV 192–194 (канон и комментарии). В этом каноне Василий позволяет им быть вновь допущенными до причастия через семь лет. Однако Мартиморт и другие предполагают, что в этом каноне не говорится о рукоположенных диакониссах, поскольку Василий противоречил бы себе, если бы требовал как извержения из сана, так и отлучения, а он четко запрещает это в Basil 3 и Basil 32. (Joannou II, 131=RP IV, 173) См. A G, Martimort, Deaconesses: an Historical Study (San Francisco 1986) 105–106.

http://azbyka.ru/chinoposledovanija-hiro...

Αρχεο Пн Ο προστμενος του Μετοχου της Ρωσικς Εκκλησας στη Σφια συμμετεχε στις λατρευτικς εκδηλσεις εξ αφορμς της 70ς επετεου ανασυστσεως του Πατριαρχεου Βουλγαρας 10 Μαου 2023 τος 18:22 Στις 10 Μαου 2023 ο προστμενος του Μετοχου του Πατριαρχεου Μσχας στη Σφια αρχιμανδρτης Βασσιανς Ζμγεφ συμμετεχε στην πανηγυρικ Θεα Λειτουργα εξ αφορμς της 70ς επετεου ανασυστσεως του πατριαρχικο θεσμο στην Ορθδοξη Εκκλησα της Βουλγαρας, η οποα τελσθηκε στον ιερ καθεδρικ να του Αγου Αλεξνδρου Νιφσκι. Της Θεας Μυσταγωγας προστη ο μητροπολτης Βελκο Τρνοβο Γρηγριος πλαισιομενος απ τα μλη της Ιερς Συνδου της Ορθοδξου Εκκλησας της Βουλγαρας, τους μητροπολτες Λβετς Γαβριλ, Πλβντιφ Νικλαο, Βρνας και Βελκα Πρεσλβα Ιωννη, Νευροκοπου Σεραφεμ, Ροσεν Ναομ, Στρα Ζαγρα Κυπριαν, Βρτας Γρηγριο, Βντιν Δανιλ και Δοροστλου Πολκαρπο, καθς και τους βοηθος επισκπους Μελνκ Γερσιμο, Μπελογκρντσικ Πολκαρπο, Μπρνιτς Παχμιο, Γκλβινιτς Μακριο και κληρικος της ιερς μητροπλεως Σφιας. Μετ το πρας της Θεας Συνξεως ο αρχιγραμματας της Ιερς Συνδου επσκοπος Μελνκ Γερσιμος ανγνωσε το πατριαρχικ και συνοδικ μνυμα εξ αφορμς της 70ς επετεου ανασυστσεως του Πατριαρχεου Βουλγαρας. Ο Αγιτατος Πατριρχης Βουλγαρας και μητροπολτης Σφιας Νεφυτος προστη της πανηγυρικς δοξολογας μετ τη λξη της οποας εψλη το πολυχρνιο του Πατριρχη Βουλγαρας Νεοφτου, της Ιερς Συνδου της Ορθοδξου Εκκλησας της Βουλγαρας και του συνλου του ορθοδξου βουλγαρικο λαο, αναφρει η ιστοσελδα του Πατριαρχικο Μετοχου στη Σφια. Ο πατριαρχικς θεσμς της αρχαας Ορθοδξου Εκκλησας της Βουλγαρας ανασυστθηκε τον Μιο το 1953 απ την Γ εκκλησιαστικ-λακ συνλευση με την εκλογ του Πατριρχη Βουλγαρας Κυρλλου. Στη διεθν αναγνριση της πατριαρχικς αξας της Ορθοδξου Εκκλησας της Βουλγαρας σε λο τον ορθδοξο κσμο παντοιοτρπως και επμονα συνβαλε η Ρωσικ Ορθδοξη Εκκλησα. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 23 Ιανουαρου 2024 τος © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 Με την επιφλαξη παντς νομμου δικαιματος © Сделано в Κατασκευ απ Stack Group Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/gr/db/text/6027287...

Откровение возвещает истину ο Боге, как Творце мира, в самых первых своих словах: в начале сотвори Бог небо и землю (Быт 1, 1). Словами небо и земля священными писателями обыкновенно обозначается весь объем бытия сотворенного (напр., Пс 148, 1–10; Деян 14, 15), то же, что у апостола словами — видимое и невидимое (Кол 1, 16). Это все Бог сотвори — bara (creavit). Словом bara в евр. яз. обозначаются творческие действия Божии в отличие от действий человеческих. Оно содержит в себе понятие не просто образования, формирования из готового вещества (в последнем случае употребляются синонимические с bara слова, именно: asah — делать и jazar — образовать), а создания творческого (из не сущих). В частности, что и бытописатель этим словом обозначает мысль ο творческом происхождении неба и земли (из ничего), видно из связи и состава его речи. В связи со словом в начале, т. е. когда еще ничего не было, сотвори — bara несомненно выражает мысль ο творении из ничего. Та же истина повторяется во всех писаниях Ветхого Завета. Веру в Бога, как Творца мира, исповедует Иов, когда говорит: кто убо не разуме во всех сих (т. е. в тварях), яко рука Господня сотвори сия (Иов 2, 9) ? Псалмопевец говорит: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменяется. Ты же тойжде еси (Пс 101, 26–28). Пророки постоянно напоминали об этой истине своему народу ввиду склонности евреев к почитанию суетных и ничтожных богов (напр., Ис 51, 13; Иер 10, 11–12; Дан 14, 5 и др.). В позднейшее время возвышеннейший образец исповедания веры в Бога Творца явила благочестивая мать Маккавеянка. Убеждая во время гонения Антиоха к терпеливому мученичеству за веру отцов одного из сыновей своих, она выразила исповедание этой веры так: молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже в них, видящ, уразумееши, яко от не сущих (εξ οκ ντων) сотвори сия Бог (2 Мак 7, 28), — от не сущих, т. е. все создано одною силою всемогущества Божия, а не из какого-либо готового начала (οκ εξ ντων, — не из чего-либо, как сказано в Алекс. списке кн. Маккавеев, в Вульгате — ex nihilo).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Откровение возвещает истину о Боге, как Творце мира, в самых первых своих словах: в начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Словами небо и земля священными писателями обыкновенно обозначается весь объем бытия сотворенного (напр., Пс.148:1–10 ; Деян.14:15 ), то же, что у апостола словами – видимое и невидимое ( Кол.1:16 ). Это все Бог сотвори – bara (creavit). Словом bara в евр. яз. обозначаются творческие действия Божии в отличие от действий человеческих. Оно содержит в себе понятие не просто образования, формирования из готового вещества (в последнем случае употребляются синонимические с bara слова, именно: asah – делать и jazar – образовать), а создания творческого (из не сущих). В частности, что и бытописатель этим словом обозначает мысль о творческом происхождении неба и земли (из ничего), видно из связи и состава его речи. В связи со словом в начале, т. е. когда еще ничего не было, сотвори – bara несомненно выражает мысль о творении из ничего. Та же истина повторяется во всех писаниях Ветхого Завета. Веру в Бога, как Творца мира, исповедует Иов, когда говорит: кто убо не разуме во всех сих (т. е. в тварях), яко рука Господня сотвори сия ( Иов.2:9 )? Псалмопевец говорит: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменяется. Ты же тойжде еси ( Пс.101:26–28 ). Пророки постоянно напоминали об этой истине своему народу ввиду склонности евреев к почитанию суетных и ничтожных богов (напр., Ис.51:13 ; Иер.10:11–12 ; Дан.14и др.). В позднейшее время возвышеннейший образец исповедания веры в Бога Творца явила благочестивая мать Маккавеянка. Убеждая во время гонения Антиоха к терпеливому мученичеству за веру отцов одного из сыновей своих, она выразила исповедание этой веры так: молю тя, чадо, да воззриши на небо и землю, и вся, яже в них, видящ, уразумееши, яко от не сущих ( εξ οκ ντων) сотвори сия Бог ( 2Мак 7, 28 ), – от не сущих, т. е. все создано одною силою всемогущества Божия, а не из какого-либо готового начала ( οκ εξ ντων, – не из чего-либо, как сказано в Алекс. списке кн. Маккавеев, в Вульгате – ex nihilo).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

4.1 Κατ την ορθδοξη χριστιανικ παρδοση, η σχση του ανθρπου με το Θε εναι βιωματικ και πραγματνεται με τη συμμετοχ του πιστο στη μυστηριακ ζω της Εκκλησας. Η συμμετοχ αυτ αποτελε τον πυρνα της πνευματικς ζως των πιστν και συνιστ τον ακρογωνιαο λθο της ορθδοξης λατρεας. Συνεπς, για τον ορθδοξο χριστιαν, η σκηση λατρεας εκτς του χρου της λατρεας, δηλαδ εκτς των ναν, δεν μπορε να υποκατασταθε απ την εξ αποστσεως διαδικτυακ τηλεοπτικ συμμετοχ του στις ιεροπραξες, οτε μπορε να αντικατασταθε με την ατομικ προσευχ. V. Η πρσφατη δινεξη μεταξ Κρτους και Εκκλησας με αφορμ την εορτ των Θεοφανων Η ελληνικ Πολιτεα αντιμετπισε το ζτημα της σκησης της θρησκευτικς λατρεας κατ το πρτο κμα της πανδημας του κορωνοο με επιβολ οριζντιων περιορισμν, απαγορεοντας αδιακρτως την παρουσα πιστν στις εκκλησες (π.χ. κατ τις εορτς του Πσχα). Κατ δε τις πρσφατες εορτς των Χριστουγννων και της Πρωτοχρονις επετρπη αρχικς (Κ.Υ.Α. 14.12.2020) η παρουσα περιορισμνου αριθμο πιστν στους ναος, με μγιστο αριθμ τους εκοσι πντε vs πενντα στους μητροπολιτικος ναος, εν με νετερη Κ.Υ.Α. (02.01.2021) απαγορετηκε αδιακρτως και ανεξαιρτως η δημσια λατρεα την ημρα των Θεοφανων. 5.1 Εναι γνωστ τι εξ αφορμς της ανωτρω οριζντιας απαγρευσης κατ την εορτ των Θεοφανων, η οποα, σημειωτον, συμπεριλαμβνεται στις μεγλες γιορτς της Ορθοδοξας, προκλθηκαν απροσδκητες ριδες μεταξ Κρτους και Εκκλησας της Ελλδος με δικαστικς προεκτσεις. Εναι επσης γνωστ τι την παραμον των Θεοφανων η Εκκλησα της Ελλδος απ κοινο με τις Ι. Μητροπλεις της αιτθηκαν απ το Συμβολιο της Επικρατεας (ΣτΕ) την ακρωση των σχετικν απαγορευτικν διατξεων της νας Κ.Υ.Α. (02.01.2021). Με βση τα στοιχεα που δημοσιετηκαν, οι αιτοντες επικαλστηκαν τι η επμαχη απαγρευση της λατρεας συνιστ παραβαση της αρχς της αναλογικτητας. Δοθντος μλιστα τι μεταξ Πολιτεας και Εκκλησας εχε προσυμφωνηθε και προβλεφθε με την Κ.Υ.Α. της 14.12.2020 η περιορισμνη συμμετοχ των πιστν στην Θ. Λειτουργα των Θεοφανων, η συμφωνα αυτ φρεται, πως ισχυρζονται οι αιτοντες, να αθετθηκε ανατια εκ μρους της Πολιτεας. Η εν λγω συμπεριφορ της τελευταας συνιστ, σμφωνα με τη θση της Εκκλησας, παραβαση των αρχν της χρηστς διοκησης και της δικαιολογημνης εμπιστοσνης του διοικομενου.

http://gr.pravoslavie.ru/137094.html

Если посвящение вещи или человека Богу требует приведения первой во внешнюю, а второго во внутреннюю чистоту, то следствием посвящения (т. е. γιζειν) является особая близость предмета или лица к существу Божию, что в области нравственно-религиозных отношений человека к Богу есть примирение, таким образом, λσεσϑαι только подразумеваемое в γιζειν следствие. В смысле близком к αϑαρξειν употреблен глагол γιζειν в 1Кор.7:14 : неверующий муж (язычник) освящается женою верующею, т. е. духовным общением с нею подготовляется к φορζεσϑαι – отделению на служение Богу чрез крещение; в том же смысле мы находим разбираемый глагол в Откровении Иоанна 22:11 – κα γιος γιασθτω τι , т. е. пусть христианин (святой) проходит путь дальнейшего нравственного самовоспитания при водительстве благодати – еще освящается, теснее сближается с первоисточником святости, совершеннее отделяется от мира, лежащего во зле. Освящение – и —4— γασμος не единичный акт, но длительный процесс, имеющий свой terminus a quo и terminus ad quem. Данный нами экзегесис глагола γιζειν подкрепим отеческими толкованиями. Феодорит изъясняет вышеприведенное место о 7 дне: освятил, т е. выделил его из числа прочих дней. Кирилл Александрийский говорит по поводу посвящения первородных: Освяти Мне, т. е. отдели и отметь, как священных. Златоуст истолковывает так слова первосвященнической молитвы Господа: святи их, т. е. как бы отдели их на служение Евангелию. Иов монах в библиотеке Фотия дает такое определения смысла γιζειν. Говорим, что освящается место, хлеб или вино, когда отделяются Богу и не служат никакому житейскому употреблению. Обобщая все сказанное, мы должны сделать тот вывод, что γιζειν данного места послания к евреям говорит о посвящении Богу верующих в смысле их выделения к полноте религиозного общения с Богом. Так объединяется материалистическое значение освящения с его глубоким ифологическим смыслом. Выражение «из единого» εξ νς по своей краткости подает повод к различному толкованию: одни считают νς за родительный падеж от среднего рода ν и дополняют словами γνος – рода, ιματος – крови, σπρματος – семени; другие видят здесь родительный падеж от мужеского рода εις и присоединяют θεο – Бога или νθρπου – человека, причем при последнем понимании (εξ νς νθρπου) под человеком, являющимся общим родоначальником Освящающего и освящаемых, одни усматривают Адама, другие – Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (ок. 1520, дер. Ихтис, ном Коринфия (ныне Псари) - 14.02.1554), нмч. Коринфский (пам. греч. 14 февр.). Мученичество Н. в 1558 г. составил Дамаскин Студит . Отца Н. звали Иоанн, мать - Кали. Это была небогатая, но набожная христ. семья, родители наставляли сына в вере. В 12 лет Н. остался сиротой. Он уехал из деревни и пошел на службу к купцу во фракийском г. Силиврия. Проработав неск. лет, переехал в К-поль, женился, в семье родились дети. Н. занимался торговлей, строго соблюдая христианские заповеди. Соседи по торговым рядам на рынке позавидовали успехам Н. и оклеветали его: они утверждали, что святой возносил хулу на прор. Мухаммада. Н. схватили и пытали, заставляя отречься от Христа, но он отказался. На суде он открыто исповедал имя Христово, после чего его побили палками и вырвали ему ногти на ногах. Затем Н. отправили в тюрьму, где он снова исповедовал Христа и молился в течение 4 дней. В одну из ночей ему явился Христос в необычно ярком свете и утешил его. Когда Н. вновь отвели к турецкому судье, тот безуспешно пытался прельстить святого деньгами. Н. завернули в набитый соломой тюфяк, обвязали цепями и доставили на ипподром, где уже был разведен костер. Палачи начали постепенно прижигать горящими головнями из костра разные части тела Н., продолжая призывать к отречению от веры. Н. отказался. Его пытали до тех пор, пока он, обессиленный, не упал. Тогда палач потянул за цепь на шее и удавил его. Турки сожгли тело Н. вместе с трупами кошек и собак, чтобы нельзя было обнаружить мощи, но одному христианину удалось выкупить честную главу святого за 20 золотых монет. Впосл. глава была передана Большому Метеорскому монастырю . От нее совершаются чудеса. Лит.: Ακολουθα του Αγου Νεοφανος Μρτυρος Νικολου του εξ Ιχθος της Κορινθας μετ προλεγομνων/υπ του μητροπολτου Θεσσαλιτιδος και φαναριοφερσλων Ιεζεκιλ του απ Βελανιδις. Αθνα, 1930. Σ. 14-19; Περαντνης. Λεξικν. 1994. Τ. 3. Σ. 384-386; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 359; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 3. С. 674. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565906.html

Рим.1:4 .  и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, «И открылся Сыном Божиим». Некоторые новейшие толкователи, на основании значения употребленного здесь в греч. тексте глагола ορζειν, который будто бы содержит в себе указание на некоторое изменение, происходящее в лице, к которому относится этот глагол, полагают, что здесь идет речь об изменении человеческой природы Христа в прославленную, божественную, о чем Христос молился Отцу пред смертью ( Ин. 17:5 ). Но, по толкованию древних Отцов Церкви и других церковных толкователей, Апостол говорит здесь только, что со времени воскресения Христа Его достоинство, как Сына Божия, ранее неясно представляемое даже Его апостолами, стало для всех ясно. «Определился, наконец, лик Господа, и все, узревавшие то верою, восклицали с Фомою: Господь мой и Бог мой!» (еп. Феофан). А как это определилось – Апостол говорит далее, – «в силе» – т. е. Господь по воскресении явился как сильный, чтобы спасать ( Ис 63:1 ). Ранее Он пребывал в состоянии немощи ( 2Кор 13:4 ; Евр 2:14, 5:2 ). «По духу святыни», т. е. прославление Христа, как Богочеловека, имело своею внутреннею, действенною причиною совершенную святость Его, о которой Апостол говорит и в посл. к Евреям ( Евр.9:14 ). Так как в Ветхом Завете еще было высказано, что святой Божий не подвергнется по смерти тлению ( Пс 15:10 ), то совершеннейшая святость Христа также исключала возможность разложения Его тела по смерти, и Христу, как совершенно чуждому тления, необходимо было излечиться чудесно, в одно мгновение, когда пробил час Его воскресения. Таким образом, прославление Христа в акте воскресения было вполне согласно с тою Его совершенною святостью, которая ни на минуту не затмевалась ничем во время земной жизни Христа. «Через воскресение из мертвых», т. е. со времени ( εξ) воскресения из мертвых. Воскресение для Христа было первым (по времени) обнаружением Его прославления, как Богочеловека. «О Иисусе Христе Господе нашем». Эти слова составляют приложение к выражению 3-го ст.: «о Сыне Своем». – О прославлении Христа, которое, так сказать, вывело Его из узкого круга иудейской национальности ( Рим 15:8 ). Апостол говорит для того, чтобы дать понять римским христианам, что он, Павел, призван прославленным Христом, Который через это прославление вступил в отношения ко всему человечеству и, след., произвел Павла так же, как Апостола, для всех народов земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Можно представить многие свидетельства, что речение это употребляется и о Духе. Сказано: «нам же Бог открыл есть Духом» ( 1Кор 2:10 ). И в другом месте: «доброе завещание соблюди Духом Святым» ( 2Тим 1:14 ). И еще: «овому бо Духом дается слово премудрости» ( 1Кор 12:8 ). А то же самое можем сказать и о слове: «в» ( εν), а именно, что Писание допускает употребление сего слова и о Боге Отце. Так в Ветхом Завете сказано: «о ( εν) Бозе сотворим силу» ( Пс 107:14 ) И: «о ( εν) Тебе пение мое выну» ( Пс 70:6 ). И еще: «о ( εν) имени Твоем возрадуюся» ( Пс 88:17 ). И у Павла сказано: «в Бозе создавшем всяческая» ( Еф 3:9 ). И: «Павел и Силуан и Тимофей, церкви солунстей о ( εν) Бозе Отце» ( 2Фес 1:1 ). И: «аще убо когда поспешен буду волею ( εν τω θεληματι) Божиею приити к вам» ( Рим 1:70 ). И: «хвалишися, – говорит, – о ( εν) Бозе» ( Рим 2:17 ). Много и других мест, которые не легко перечислить. Но для нас важно показать не множество свидетельств, а изобличить, что еретики неосновательно делают такие различения. И что употребление сего слога принято в Писании о Господе или о Святом Духе, сего, как известного, не стану доказывать. Нужно же сказать то, что для разумного слушателя достаточным будет опровержение еретического положения, взятое от противного. Ибо, если по рассуждению еретиков разность выражения доказывает различие естества, то пусть теперь тождество речений заставит их со стыдом исповедать неразличную сущность. Но не только в богословии разнообразно употребление сих речений, они нередко меняются даже между собою и значением, когда одно принимает значение другого. Например: «стяжах человека Богом» ( Быт 4:1 ), говорит Адам, вместо того, чтобы сказать: от Бога. И в другом месте: «Елика заповеда Моисей... Израилю по ( δια) повелению Господню» ( Чис 36:5 ). И еще: «еда не Богом изъявление их есть» ( Быт 40:8 )? – говорит Иосиф, рассуждая о снах с заключенными в темнице, и очевидно, вместо того, чтобы сказать: «от Бога», сказал он: «Богом». А наоборот, Павел употребляет речение: «от Него» ( εξ ου) вместо речения: «Им» ( δι ου), когда говорит так: «раждаемый от ( εκ) жены» ( Гал 4:4 ), вместо: «женою».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010