Июльский Собор 1341 г. осудил Акиндина. Решение было поддержано всеми присутствовавшими, хотя сам он и говорил о насилии, к-рому подверглись его сторонники ( Gregorio Akíndinos. Discurso//TB. Vol. 2. P. 262). Что касается заявления, к-рое Акиндин был вынужден подписать и выдержка из к-рого содержится у Г. П. в 6-м Антирритике против Акиндина (ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 381. 33-382. 3; в нем Акиндин «принимал и приветствовал» решение Собора, осудившее учение Варлаама о Фаворском свете), то его нужно, по всей видимости, датировать кон. 1344 г. ( Hero. 1982. P. 222-223; Idem. 1983. P. XXVIII. Not. 106), а не июлем 1341 г. ( Meyendorff. Introduction. P. 87; Weiss. S. 111. Anm. 724). Т. о., подписание этого заявления не может быть объяснением неупоминания осуждения Акиндина в томосе 1341 г., к-рого придерживались П. К. Христу (ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 17), В. Фанургакис ( Θανουργκης. 1972. Σ. 294-295) и К. Пицакис ( Πιτσκης Κ . Γρηγορου Ακινδνου νκδοτη πραγματεα περ Αρμενοπολου//Επετηρς Κντρου Ερενης Ιστορας Ελληνικο Δικαου. 1972. Τ. 19. Σ. 128; см. также: RegPatr, N 2212. P. 166). Можно только предполагать, почему осуждение Акиндина на июльском Соборе не было зафиксировано письменно (о возможных причинах см.: Hero. 1983. P. XX. Not. 66). С тех пор Акиндина и его сторонников стали именовать «варлаамитами», чтобы подвести под осуждение июньского Собора. По окончании Собора Г. П. остался в К-поле, где ему предстояло сыграть важную роль в разгоревшейся после смерти имп. Андроника III (15 июня 1341) борьбе за регентство при легитимном наследнике Иоанне V Палеологе (PLP, N 21485). Во главе враждующих партий стояли вел. доместик Иоанн Кантакузин и патриарх Иоанн Калека, к-рого поддерживали вел. дука Алексей Апокавк (PLP, N 1180) и вдовствующая имп. Анна Савойская (PLP, N 21347). Поначалу Г. П. занимал нейтральную позицию и проповедовал мир (Письмо к честнейшим старцам//ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 511. 7-9; о политических взглядах и социальном учении Г. П. см.: Meyendorff. Introduction. P. 96-98, 120-122; Anastasiou. 1987; Асмус. 2003). Однако в окт. 1341 г. патриарх Иоанн Калека и Апокавк, несмотря на клятву в верности ( Niceph. Greg. Hist. 12. 6), воспользовавшись отсутствием Иоанна Кантакузина, совершили гос. переворот и полностью отстранили доместика от гос. дел ( Weiss. S. 32-34), что побудило Г. П. встать на защиту Иоанна Кантакузина и в присутствии к-польской знати, а также имп. Анны не раз обличать патриарха в неразумности его действий, ведущих к усугублению вражды ( Philotheus. Encomium//PG. 151. Col. 602).

http://pravenc.ru/text/168057.html

«Три главы о молитве и чистоте сердца» (Περ προσευχς κα καθαρτητος καρδας. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 962–963. 1961. Τ. 4. Σ. 132–133; PG. 150. 1117–1121; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 157–159. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 300–302). «Главы естественные, богословские, этические и практические» («150 глав») (Κεφλαια κατν πεντκοντα. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 964–1009. 1961. Τ. 4. Σ. 134–187; PG. 150. Col. 1121–1225; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 37–120). В рус. «Д.» не включены. «Святогорский томос» (Αγιορειτικς τμος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1009–1013. 1961. Τ. 4. Σ. 188–193; PG. 150. Col. 1225–1236; ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567–578). В рус. «Д.» не включен. 27. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» (Μθοδος – ИАБ, 6. 1898. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1017–1103. 1961. Τ. 4. Σ. 197–295; PG. 147. 635–812. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 305–424). Согласно совр. исследователю архим. Симеону (Куц), это сочинение Ксанфопулов вторично по отношению к 22-му слову  Каллиста Ангеликуда  (см.: ИАБ, 6. 1566). Д. Гонис пришел к выводу о том, что автором «Метода...» был не патриарх св.  Каллист I , как полагал прп. Никодим Святогорец , а патриарх св. Каллист II (Γνης. 1980. Σ. 310–311). 28. Св.  Каллист II , патриарх К-польский. «Главы о молитве», 14 глав (Περ προσευχς – ИАБ, 6. 1902. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1100–1102. 1961. Τ. 4. Σ. 296–298; PG. 147. Col. 813–817. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 425–428). Прибавленные к 14 главам в афинском издании дополнительные главы (Θιλοκαλα. 1961. Τ. 4. Σ. 299–367) в действительности являются самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда . Прп. Никодим Святогорец считал «Главы о молитве», так же как и «Метод и точное правило», сочинением патриарха Каллиста I (Γνης. 1980. Σ. 312–314). 29. Каллист Ангеликуд . «О безмолвнической жизни» (Слово 22) (Περ συχαστικς τριβς – ИАБ, 6. 1566. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 1103–1107. 1961. Τ. 4. Σ. 368–372; PG. 147. Col. 817–825. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 429–435). Часть сборника из 30 слов под общим названием «Исихастское утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

923 Ядовитое растение (иначе называемое «оногир»), вдыхание запаха или вкушение плодов которого приводило к одышке или рвоте, вследствие чего и сложилась аттическая поговорка о навлекающих на себя беду: «трогаешь анагир». Это выражение нередко встречается у авторов XIV в. (Григория Акиндина, Никифора Григоры, Иосифа Калофета, свт. Филофея Коккина и др.). 925 По закону Солона каждая из четырех афинских фил состояла из трёх фратрий, а каждая фратрия – из 30 родов. 926 Ср.: свт. Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Матфея, LVII, 3//PG 58, 562: 29 (Изд.). Согласно Златоусту, демон выжидает лунные циклы, чтобы оклеветать таким образом природные стихии, заставляя неумных людей видеть причину беснования лунатиков не в нем, а в луне (Пер.). 931 ποκ ρυξις в византийском языке означает приблизительно то же, что φορισμ ς, а потому для различения синонимов мы использовали в переводе здесь и далее корневое значение слова. 932 Акиндин, сражаясь с Варлаамом, называл свет нетварным, а ведя полемику с Паламой, говорил, что только Фаворский свет был таинственным и нетварным, а любой другой свет, даже являющийся созерцателям, отличен от того и тварен. Ср.: свт. Григорий Палама , Письмо к Афанасию Кизическому, 8// ΓΠΣ 2, 418–419 (Изд.). На самом деле Акиндин считал, что в Фаворском свете имеются, как и в самом Христе, две природы: тварная и нетварная. См. ниже, с. 298, примеч. 7 к трактату Изложение нечестий (Пер.). 969 Автор ссылается на свой трактат О божественном единении и различении, подробнее см. в предисл. 977 В переводе сохранен анаколуф подлинника (придаточное относительное остается незавершенным). 979 Речь может идти только о Соборе 1341 г. В конце § 7 об этом же Соборе говорится как об имевшем место чуть более года назад. Следовательно, главы 1–2 второй книги Опровержений писались на рубеже лета-осени 1342 г. См. об этом выше в предисл. 983 Ныне не употребляющийся седален утрени 6 августа (Изд.). См. примеч. 104. «Чистый блеск божества»: ср. также синонимичные эпитеты в Триадах (III, 1, 15// ΓΠΣ 1, 629: 10–11). По-видимому, свт. Григорий Палама свободно перелагает и комбинирует упомянутый седален по полиелее и первую стихиру на стиховне, цитируемую более точно в Триадах (III, 1, 12// ΓΠΣ 1, 626: 25) (Пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Никифор Исихаст. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. Никифор Исихаст. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 24. Никифор Исихаст (см. Никифор Уединенник ). «О трезвении и хранении сердца» (Περ νψεως κα φυλακς καρδας - ИАБ, 6. 430-434, 1297. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 869-876. 1961. Τ. 4. Σ. 18-28; PG. 147. Col. 945-966. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 239-251). 25. Прп. Григорий Синаит (ИАБ, 6. 375-381). «Главы с акростихом» (Κεφλαια δι κροστιχδος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 879-905. 1961. Τ. 4. Σ. 31-62; PG. 150. 1240-1300. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 180-216). «Другие главы» (Ετερα κεφλαια. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 905-907. 1961. Τ. 4. Σ. 63-65; PG. 150. 1300-1304). В русское «Д.» не включены. «Об исихии и молитве» (Περ τν νεργειν τς χριτος (εδησις κριβς περ συχας). Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 907-910. 1961. Τ. 4. Σ. 66-70; PG. 150. Col. 1304-1312). В рус. «Д.» не включено. «Об исихии и двух видах молитвы» (Περ συχας κα περ τν δο τρπων τς προσευχς. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 911-917. 1961. Τ. 4. Σ. 71-79; PG. 150. Col. 1313-1329. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 227-237 - 2-я глава, о положении тела при Иисусовой молитве, опущена). «Как исихаст должен держать себя во время молитвы» (Κεφλαια περ προσευχς (Περ το πς δε καθζεσθαι τν συχζοντα ες τν εχν...). Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 918-925. 1961. Τ. 4. Σ. 80-88; PG. 150. Col. 1329-1345. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 216-227 - с сокращениями). 26. Свт. Григорий Палама. «Монахине Ксении о страстях и добродетелях» (Πρς Ξνην. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 929-949. 1961. Τ. 4. Σ. 91-115; PG. 150. 1044-1088; ΓΠΣ. T. 5. Σ. 193-230. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 254-281). «Десятословие христианского законоположения» (Δεκλογος. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 949-954. 1961. Τ. 4. Σ. 116-122; PG. 150. Col. 1089-1101; ΓΠΣ. Τ. 5. Σ. 251-260. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 281-289). «Триады в защиту священнобезмолвствующих» (Τριδες πρ τν ερς συχαζντων. I 2. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 955-961. 1961. Τ. 4. Σ. 123-131; PG. 150. Col. 1101-1118; ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 391-406. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 5. С. 289-299).

http://pravenc.ru/text/178682.html

1211. По-видимому, намек на «царский локоть». 1212. Прп. Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные, II, 86//PG 90, 1165 B (Изд.). Здесь, как и выше, мы опять имеем дело со свободной трактовкой свт. Григорием Паламой прп. Максима Исповедника, поскольку в данной цитате утверждается только вневременность Царствия Божиего, которая для Паламы была синонимом нетварности (Пер.). 1213. Там же, 90//PG 90, 1168 C. 1214. Там же, 93//PG 90, 1169 A. 1215. Ср.: Символ веры, 1-й член//Vol. 1, p. 57 Alberigo-Ritt er. 1216. 1Тим. 6, 12; ср.: 2Тим. 4, 7. 1217. Предполагаемое свт. Григорием Паламой рассечение Акиндином надвое Бога лексически обыгрывается в контексте (не отмеченном в ΓΠΣ) Лк. 12, 46, откуда и взяты (с неизбежными морфологическими изменениями) отдельные слова. 1218. Ин. 1, 18. 1219. 1Тим. 1, 6–7 (Изд.) 1Тим. 1, 5 (ср.: 2Тим. 1, 5) (Пер.). 1220. Hapax legomenon (неологизм, образованный от πολς и λσχη), опущенный в переводе П. К. Христу. 1221. Ср.: Символ веры, 1-й член//Vol. 1, p. 57 Alberigo-Ritt er. 1222. Подробнее о видимости нетварного света см. в Опровержениях Акиндина, III, 2, 3 (ΓΠΣ 3, 162–163). 1223. Прп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение, 16//Vol. 5, p. 454: 13–14 Kott er; PG 96, 569 B. 1224. Там же, 8//P. 446: 18–20 Kott er; PG 96, 560 B (Изд.). Для двух последних эпитетов – περτελ κα προτλειον – ср.: Пс. Дионисий Ареопагит. О божественных именах, II, 10 (Vol. 1, p. 134: 11 Such la; PG 3, 648 C), где говорится также и о «совершенных», и VII, 2 (P. 196: 10 Such la; PG 3, 869 A) (на Дионисия ссылается чуть ниже сам Дамаскин) (Пер.). 1225. Прп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение, 17//P. 455: 9–10 Kott er; PG 96, 572 B. 1226. В PG «называется», но у Kott ег’а «становится» (без разночтений). 1227. Прп. Иоанн Дамаскин. Беседа на Преображение, 12//P. 449: 4–5; 450: 9–10 Kott er; PG 96, 564 B. 1228. Cp.: Символ веры, 1-й член//Vol. 1, p. 57 Alberigo-Ritter. 1229. Букв. «дергаешь каждую веревку». Поговорка, аналогичная русскому выражению «идти на всех парусах». Ср.: свт. Григорий Палама. О божественных энергиях, 43//ΓΠΣ 2, 129: 11–12.

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Диалог православного с варлаамитом. TB II, p. 141, 8. Рус. пер. архим. Нектария (Яшунского): Свт. Григорий Палама . Трактаты. Краснодар, 2007 (Патристика: Тексты и исследования) (ниже: Трактаты). С. 121–182. 3 [ ΓΠΣ 2, 165: 25–27] – 218 222 31 [ ΓΠΣ 2, 194] – 204 163 Житие Петра Афонского. TB II, p. 151, 44. ИАБ VI, 989–990. Рус. пер. А. Ю. Волчкевич и А. О. Крюковой (с параллел. греч. текстом): Свт. Григорий Палама . Слово на житие прп. Петра Афонского. Святая Гора Афон, 2007 ( Σμραγδος Φιλοκαλ ας). С. 36–133. 31 [ ΓΠΣ 5, 179: 12] – 172 3 Изложение нечестий Варлаама и Акиндина. TB II, p. 142, 12. Рус. пер. см. в наст. изд. – 168–169, 183 68 7 [ ΓΠΣ 2, 580] – 185 80 19–20 [ ΓΠΣ 2, 582–583] – 192 111 26 [ ΓΠΣ 2, 583] – 200 146 О божественном единении и различении. TB II, p. 140, 5. ИАБ VI, 944. Рус. пер. архим. Нектария (Яшунского): Трактаты, с. 6–38. – 166(22, 23), 217221 О божественных энергиях (Апология). TB II, p. 140, 6. Рус. пер. архим. Нектария (Яшунского): Трактаты, с. 39–89. 6 [ ΓΠΣ 2, 101] – 204 164 7 [ ΓΠΣ 2, 101–102] – 190 100 30–34 [ ΓΠΣ 2, 117–120] – 209 182 43 [ ΓΠΣ 2, 129: 11–12] – 273 481 49 [ ΓΠΣ 2, 134: 24–32] – 205 166 Опровержение писания Игнатия Антиохийского . TB II, p. 143, 14. 10 [ ΓΠΣ 2, 633: 5] – 225 251 Опровержения Акиндина. TB II, p. 141–142, 11. Рус. пер. первых двух слов см. в наст. изд., есть полн. рус. пер. еп. Нектария (Яшунского) (см. наст. изд., с. 17038). – 163 слл. I – 172 1 , 174 19 I, 4, 7–10 – 234 285 , 287 I, 4, 10–11 – 300 12 I, 7, 15–46 – 168, 297 1 I, 7, 16 [ ΓΠΣ 3, 51: 5–6] – 292 582 I, 7, 39 – 166 I, 14, 65 – 166 II, 2, 8 [ ΓΠΣ 3, 90] – 164 13 II, 7, 16 [ ΓΠΣ 3, 97] – 165 15 II, 8 – 164 13 I, 9, 36 [ ΓΠΣ 3, 110: 12] – 202 сн . II, 10, 37 – 248 360 II, 12, 49 [ ΓΠΣ 3, 121] – 202 сн . II, 12, 50–51 [ ΓΠΣ 3, 121–122] – 193 116 II, 12, 54 [ ΓΠΣ 3, 124: 18] – 292 582 III, 2, 3 [ ΓΠΣ 3, 162–163] – 272 474 VI, 10, 31 [ ΓΠΣ 3, 407–408] – 269 457 VII, 12, 46 [ ΓΠΣ 3, 496] – 269 457 Письмо к Афанасию Кизическому. TB II, p. 148, 31. – 166, 199 143 24–25 [ ΓΠΣ 2, 434–436] – 199 144

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Диалог православного с варлаамитом. TB II, p. 141, 8. Рус. пер. архим. Нектария (Яшунского): Свт. Григорий Палама. Трактаты. Краснодар, 2007 (Патристика: Тексты и исследования) (ниже: Трактаты). С. 121–182. 3 [ΓΠΣ 2, 165: 25–27] – 218 222 31 [ΓΠΣ 2, 194] – 204 163 Житие Петра Афонского. TB II, p. 151, 44. ИАБ VI, 989–990. Рус. пер. А. Ю. Волчкевич и А. О. Крюковой (с параллел. греч. текстом): Свт. Григорий Палама. Слово на житие прп. Петра Афонского. Святая Гора Афон, 2007 (Σμραγδος Φιλοκαλας). С. 36–133. 31 [ΓΠΣ 5, 179: 12] – 172 3 Изложение нечестий Варлаама и Акиндина. TB II, p. 142, 12. Рус. пер. см. в наст. изд. – 168–169, 183 68 7 [ΓΠΣ 2, 580] – 185 80 19–20 [ΓΠΣ 2, 582–583] – 192 111 26 [ΓΠΣ 2, 583] – 200 146 О божественном единении и различении. TB II, p. 140, 5. ИАБ VI, 944. Рус. пер. архим. Нектария (Яшунского): Трактаты, с. 6–38. – 166(22, 23), 217221 О божественных энергиях (Апология). TB II, p. 140, 6. Рус. пер. архим. Нектария (Яшунского): Трактаты, с. 39–89. 6 [ΓΠΣ 2, 101] – 204 164 7 [ΓΠΣ 2, 101–102] – 190 100 30–34 [ΓΠΣ 2, 117–120] – 209 182 43 [ΓΠΣ 2, 129: 11–12] – 273 481 49 [ΓΠΣ 2, 134: 24–32] – 205 166 Опровержение писания Игнатия Антиохийского. TB II, p. 143, 14. 10 [ΓΠΣ 2, 633: 5] – 225 251 Опровержения Акиндина. TB II, p. 141–142, 11. Рус. пер. первых двух слов см. в наст. изд., есть полн. рус. пер. еп. Нектария (Яшунского) (см. наст. изд., с. 17038). – 163 слл. I – 172 1 , 174 19 I, 4, 7–10 – 234 285 , 287 I, 4, 10–11 – 300 12 I, 7, 15–46 – 168, 297 1 I, 7, 16 [ΓΠΣ 3, 51: 5–6] – 292 582 I, 7, 39 – 166 I, 14, 65 – 166 II, 2, 8 [ΓΠΣ 3, 90] – 164 13 II, 7, 16 [ΓΠΣ 3, 97] – 165 15 II, 8 – 164 13 I, 9, 36 [ΓΠΣ 3, 110: 12] – 202 сн . II, 10, 37 – 248 360 II, 12, 49 [ΓΠΣ 3, 121] – 202 сн . II, 12, 50–51 [ΓΠΣ 3, 121–122] – 193 116 II, 12, 54 [ΓΠΣ 3, 124: 18] – 292 582 III, 2, 3 [ΓΠΣ 3, 162–163] – 272 474 VI, 10, 31 [ΓΠΣ 3, 407–408] – 269 457 VII, 12, 46 [ΓΠΣ 3, 496] – 269 457 Письмо к Афанасию Кизическому. TB II, p. 148, 31. – 166, 199 143 24–25 [ΓΠΣ 2, 434–436] – 199 144

http://predanie.ru/book/219899-vizantiys...

Против Григоры. TB II, p. 145, 20. II, 9 сл., особ. 16 слл.// ΓΠΣ 4, 271: 1–5 и далее; 275: 32 слл. – 466 36 Святогорский том. TB II, p. 140, 4. Перечень трех рус. пер. по устаревшим некрит. изд.: ИАБ VI, 965. Вступление [ ΓΠΣ 2, 567–569] – 167 26 150 глав естественных, богословских, нравственных и деятельных. TB II, p. 144–145, 19. 3254/1. ИАБ VI, 978–986. Рус. пер. архим. Киприана (Керна) [авторство указано в предисл.] под ред. А. И. Сидорова : БТ 38 (2003), 12– 73 [гл. 1–63]; 39 (2004), 5–60 [гл. 64–150] (отдел. изд.: Краснодар, 2006 [Патристика: Тексты и исследования]). – 456 2 96 [ ΓΠΣ 5, 90: 31] – 457 3 105 [ ΓΠΣ 5, 92] – 300 11 143 [ ΓΠΣ 5, 115: 8–9] – 457 3 Триады в защиту священно безмолвствующих. TB II, p. 138–139, 3. 3254/3. ИАБ VI, 936–943. Рус. пер. (не всегда надежный) В. Вениаминова [В. В. Би бихина]: М., 1995 (и несколько переизд.). I, 2, вопрос [ ΓΠΣ 1, 392: 2–6] – 80 12 I, 2, 3 [ ΓΠΣ 1, 395–396] – 80 12 I, 2, 7 [ ΓΠΣ 1, 399: 24–26] – 80 12 I, 2, 8 [ ΓΠΣ 1, 400: 26 – 401: 1–4] – 80 12 I, 2, 9 [ ΓΠΣ 1, 402: 1–2] – 98 94 I, 2, 11 [ ΓΠΣ 1, 403: 19–21] – 80 12 II, 3, 18 [ ΓΠΣ 1, 554: 18] – 239 309 II, 3, 30 [ ΓΠΣ 1, 565: 19–22] –264 427 III – 224 247 III, 1, 12 [ ΓΠΣ 1, 626: 25] – 221 235 III, 1, 15 [ ΓΠΣ 1, 629: 10–11] – 221 235 III, 1, 20 [ ΓΠΣ 1, 632: 26] – 190 104 Феофан. TB II, p. 141, 9. Рус. пер. (ненадежные): 1) К. Михайлова: Альфа и Оме га 4 (26) (2000), 45–78; 2) архим. Нектария (Яшунского): Трак таты, с. 183–233. – 266 436 8 [ ΓΠΣ 2, 227–230] – 227 257 Григорий Синаит , прп. Главы акростишные (весьма полезные о заповедях). TB II, p. 84–85, 1. Рус. пер. перечислены в: ИАБ VI, 375. 50 [PG 150, 1253 С; Φιλοκαλ α IV, 38] – 28 93 Дидахэ. CPGS 1735. TLG 1311. Рус. пер. прот. В. В. Асмуса с примеч. А. Г. Дунаева в кн.: Писания мужей апостольских. М., 2003 (р2008) (Творения святых отцов и учителей Церкви; ). С. 41–63 (нижн. паг.). I, 2 – 96 66 Пс.- Дионисий Ареопагит . Nota. Большинство рус. пер. в той или иной степени ненадежно, ибо неоплатонические философия и терминология не учитываются в них в должной мере

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

 «Κα μν οδ δινοια παρ τν νον τερον στν· λλ’ οχ παρ τοτο οσα το νο δινοια». (Ibid. 2, 17, 85//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 145:18–19. Рус. пер.: Указ. соч. С. 89).  Ibid. 4, 14, 40, 14//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 269. Рус. пер.: Указ. соч. С. 184.  Ibid. 4, 14, 41, 1//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 270. Рус. пер.: Указ. соч. С. 184.  Свт. Григорий пишет, что Акиндин, говоря о том, что «Божество есть деятельная сущность», при этом «думает, что неотличима (διφορον) от сущности энергия» (Ibid. 4, 14, 40//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 269:25–26. Рус. пер.: Указ. соч. С. 184).  «… οδν μποδζει πρς τ διαφρειν τς οσας τν νργειαν, μλλον μν ον κα τ μλιστα συντενει» (Ibid. 4, 14, 41//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 270:2–3. Рус. пер.: Указ. соч. С. 184).  « γρ θες λος στν ναρχος κα λος τελετητος· ρ’ ον ταυτ τ νρχ τ τελετητον διφορον; λλ κα λος δικαιοκρισα κα λος συμπθεια πρχει θες· διεννοχε δ τς δικαιοκρισας συμπθεια. Οτω κα λος οσα κα λος νργει στιν θες· διεννοχε δ τς θεας οσας θεα νργεια, κα κατ πολλος γε τρπους, κα- θπερ πολλαχο κα δι πλεινων πεδεξαμεν» ( Gregorius Palamas. Orationes antirrheticae contra Acindynum 4, 15, 41//ΓΠΣ. Τ. 3. Σ. 270:3–5, 10–15. Рус. пер.: Указ. соч. С. 184–185).  Слова ап. Павла: « Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе » (1 Кор. 15, 41) — указывают не на то, что Бог в Царстве Небесном, или здесь на земле, пребывает в ком-то в большей, а в ком-то в меньшей степени, но на ту меру, в какой сам человек добровольно позволяет или не позволяет Богу действовать в себе и через себя.  «Несомненно впрочем, что предзнание, воля, промысел, самосозерцание ( ατοψα) и все подобные деяния (ργα) Бога безначальны и предвечны; но если созерцание, промысел и предзнание, то и предопределение и воля суть безначальные деяния Бога (ναρχα ργα το Θεο), а значит и добродетель, потому что во всем из перечисленного есть добродетель, да и существование ( νττης), потому что существование предшествует (προηγεται) не только сущности, но и всему существующему (παντς ντος), будучи первичным (πρτον γρ στιν)» ( Gregorius Palamas. Pro hesychastis III, 2, 7//ΓΠΣ. Τ. 1. Σ. 661:24–31. Рус. пер.: Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. М., 1995. С. 311.

http://bogoslov.ru/article/6172777

Письмо к своей Церкви// ΓΠΣ 4. 120–141 Целиком включено Филофеем Коккиным в «Похвальное слово» (см. 6 .1407). Предшеств. изд.: 969 . Treu M.// Δελτον τς στορικς κα θνικς στορας. 1890. 3. 229–234. [По cod. 28 Uppsal.]. 970 . Γρηγορου Παλαμ πιστολ πρς Θεσσαλονικες// ΝΕ 1922. 16. 3–21. [По cod. Athen. 1379; текст со с. 7]. Крит. изд.: 971 .//Philippidis-Braat А., 1979 6 .1296). 137–165. 972 . Экономцев И. Н. «Письмо своей Церкви» святителя Григория Паламы //БТ. Юбилейный сборник «Московская Духовная Академия – 300 лет». 1985. 293–315. [Пер.: 305 сл. по изд. Браат]. Переизд.://Он же. Православие, Византия, Россия 9 .1460). 197–230. Письмо к анониму// ΓΠΣ 4. 142–147 Предшеств. изд.: 975 . Treu M. πιστολ Γρηγορου το Παλαμ πρς Δαυδ μοναχν τν Δισπατον// Δελτον τς στορικς κα θ#952; νολογικς ταιρεας τς λλδος. θναι 1889. 3. 227–234. Крит. изд.: 974 .//Philippidis-Braat A., 1979 6 .1296). 187–190. Прение с хионами// ΓΠΣ 4. 148–166 Первое изд.: 975 .// Σωτρ. 1892. 15. 240–246. 976 . Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих»//ТОДРЛ 1972. 27. 329–369. [Др.-рус. пер.: 360–364; пер. на рус. яз. по изд. 1892 г.: Зб4–369]. 977 . Wittek P. Χινες//Byz 1951. 21. 421–423. См. также 6 .1287. Сокращенное изложение, составленное Факраси, прения Григория Паламы и Никифора Григоры// ΓΠΣ 4. 191–230 К творениям Паламы может быть отнесено лишь с долей условности. См. Candal M. 6 .871). Ср. изложение прения Григорой (Hist. 6 .825). 30–31, PG 149. 233–330). Четыре слова против Григоры// ΓΠΣ 4. 231–378 Послание к вопросившему о речении Василия Великого // ΓΠΣ 4. 379–389 Том 5 изд. Христу 150 глав//PG 150. 1117–1226; ΓΠΣ 5. 37–120 Издания 978 . «Главы» включены в греч. Добротолюбие ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 4. 134–187) и его зап. переводы; в рус. Добротолюбии опущены еп. Феофаном Затворником как неудобопонятные. Греч. текст по ркп. Лавры Афанасия: 979 .//Еп. Порфирий (Успенский) . История Афона. 8 .160). 47. 797–806.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010