Ставленник. 85 Еще с одной оговоркой: в веках, как указано выше, омофор в этом месте лишь снимался, но, по сообщению Арсения Суханова , в XVII веке на Востоке обычным стало даже не обнесение омофора вокруг читающего, а возложение омофора ему на плечо – это символ того, что через Евангелие говорит Верховный Пастырь Христос. 86 Сооружение высоких амвонов (в метр и более высотой) в центре храма в Византии и на Руси было обычным явлением – с амвона читалось Священное Писание , пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. В греч. практике уже с XIV века архиерейский амвон часто не устраивается – см.: Казарян А.Ю., Желтов М. С., Клюканова А.В. Цит. изд. 88 Этот обряд символизирует веяние Духа Святого; обряд, вероятно, появился в связи с тем, что древние воздухи, имевшие огромные размеры (до 2 метров в длину), можно было убрать с престола только перенеся их через голову предстоятеля: Taft. Great Entrance. P. 424–425. 89 Что соответствует древней практике, когда святые Дары относились в скевофилакион диаконами и пресвитерами (не обязательно всеми). 90 Это больше соответствует древнему названию: «молитва в сосудо- хранительнице» – она читалась клириками в скевофилакионе, где они разоблачались после службы; из текста молитвы ясно, что с потреблением Святых Даров она никак не связана, ее стали ассоциировать с этим священнодействием просто потому, что во время ее чтения разоблачающимися пресвитерами, диаконы потребляли Святые Дары. 91 Отметим, однако, что в первопечатных греческих Архиератиконах начальный возглас Литургии оставлен за епископом. 96 См.: ρχιερατικν. Σ. 24–55; [Χριστπουλος (Παρασκευαδης), ρχιεπ./Τξις του Μεγλου κα Πανηγυρικο σπερινο κα το ρθρου τν Κυριακν, χοροστατοντος ρχιερως, ς κα τς Θεας Λειτουργας. θηναι, 2000. Σ. 39–64. 97 Βιολκης Γ. Τυπικν τς το Χρστο Μεγλης κκλησας μοον καθ’ λα. θηναι; Θεσσαλονκη, s. a. 98 Стоило бы всемерно ратовать за возрождение этого обычая (прямо предписанного дореволюционными богослужебными книгами!) и в Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Часть текстов напоминает о тесной связи А. с событиями дня Воскресения Христова: «                                                                        » (1-я стихира на Господи воззвах). Тема обновления творения Воскресением Христовым поэтически осмысляется в связи с ежегодным весенним возвращением к жизни и обновлением природы: «                                » (тропарь 1-й песни канона утрени), «                                        » (2-й эксапостиларий). 8-й день по Воскресении Христовом, становясь первым в череде Дней Господних - воспоминаний дня спасения и обновления,- является, т. о., символом и предвосхищением буд. вечного 8-го дня: «                                  » (тропарь 7-й песни канона утрени). Ист.: Greg. Nazianz. Or. 44; Aug. Sermo 172; Joan. Chrysost. In nov. dom.; Joan. Jejun. Poeniten.; Паломничество Эгерии; La grande Lectionaire de Jerusalem/Tarchnischvily M., ed.//CSCO. 1960. T. 188; Кекелидзе К., прот. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение. Тбилиси, 1908; Maas P., Trypanis C. Sancti Romani Melodi Cantica: Cantica genuina. Oxf., 1963; M ateos. Typicon. T. 2; Дмитриевский. Описание; Arranz. Typicon; Око Церковное [Устав церковный]. М., 1610; Триодь Цветная. Л. 34-46 об.; Ирмологий. Т. 1. С. 180; Типикон. Т. 2. C. 957-963; Τυπικν τς το Χριστο Μεγλης Εκκλησας/ρδβλθυοτεΕκδ. Γ. Βιολκης. Αθναι, s. a.; Messale Romano. R., P. 254-257; Breviarium Romanum. R., 1902. P. 373-377; Missale Hispano-Mozarabicum. Toledo, 1991. P. 474-481; Missale Hispano-Mozarabicum: Liber Commicus. Toledo, 1991. P. 342-348; Férotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes. R., 1995. Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. С. 291-293; Карабинов И. Триодь постная. М., 1910. С. 224; Л. Xeopmoлoruja или ucmopujcku развитак и празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 212-215; Lö wenberg B. Weißer Sonntag//LTK. Bd. 10. Sp. 1012-1013; Bieritz K.-H. Das Kirchen Jahr. B., 1986. S. 128-131.

http://pravenc.ru/text/Антипасхи.html

В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, набор гимнографии и порядок богослужения на Л. с. в целом соответствуют Студийско-Алексиевскому и Евергетидскому Типиконам; особенности состоят в перенесении канона Андрея Критского на полунощницу, а также в том, что на литургии допускается исполнение не изобразительных, а вседневных антифонов ( Arranz. Typicon. P. 225-227). В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в., представляющем афонскую редакцию Студийского устава, принципиальных особенностей службы на Л. с. по сравнению с др. редакциями Студийского устава не отмечено (см.: Кекелидзе. Литургич. груз. памятники. С. 281). Т. о., уже в студийскую эпоху богослужение Л. с. имело достаточно развитый комплект песнопений, посвященных воскрешению Лазаря и принадлежащих наиболее выдающимся визант. гимнографам. Основной особенностью этого дня было наличие у него характеристик, сближающих его с воскресным богослужением: пение      и стиха     после канона. Утреня совершалась по чину вседневной либо славословной. В Иерусалимском уставе Богослужение Л. с. в Иерусалимском уставе сохранило воскресные элементы, отмеченные в Типиконах студийской традиции,- напр., см. древнейшие редакции Иерусалимского устава: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 259-260), Типик Сербского архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 143а - 143б). Более того, появилось указание петь после 17-й кафизмы утрени воскресные тропари по непорочных      Комплект гимнографических текстов не претерпел существенных изменений. Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., в пятницу вечером накануне Л. с. в отличие от памятников студийской эпохи рядовая кафизма не опускается, а на «Господи, воззвах» мученичен Октоиха не отменяется: поются стихиры дня, мученичен Октоиха и самогласны Л. с.; присутствует указание, что от этого дня до субботы Недели о Фоме мученичны и богородичны Октоиха не поются. На повечерии назначается канон Л. с. авторства прп. Андрея Критского; на полунощнице в конце ее 1-й части - отпустительный тропарь Л. с., в конце 2-й - кондак Л. с. Утреня совершается славословная с указанными выше воскресными особенностями. Канон представляет собой соединение полного канона Иоанна Монаха и четверопеснца, с 6-й по 9-ю песни, Космы Маюмского, к-рый в песнях с 1-й по 5-ю дополнен «каноном» (фактически четверопеснцем) авторства Феофана, так что во всех песнях соединяются каноны 2 авторов (с 1-й по 5-ю: Феофана и Иоанна, с 6-й по 9-ю: Космы и Иоанна). Указания для литургии те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе. Богослужебные указания для Л. с. в совр. греч. изданиях, включая соборно-приходский Виолакиса Типикон (см.: Βιολκης. Τπικον. Σ. 368), в целом те же, что и в первопечатном.

http://pravenc.ru/text/2462505.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИОЛАКИС [греч. Βιολκης] Георгий (ок. 1820, о-в Сифнос - июль 1911, К-поль), главный протопсалт К-польского Патриархата. Служил канонархом в храмах К-поля. Изучал теорию и практику визант. церковного пения сначала на о-ве Хиос у протопсалта Н. Павлаки и в мон-ре Неа-Мони, у мон. Мелетия, затем в К-поле у Феодора Фокейского. С 1843 г. служил в храме св. Иоанна на Хиосе. В 1865 г., отклонив предложение К-польского Патриарха Софрония II занять должность протопсалта патриаршего храма, стал преподавателем визант. пения в Халкинской богословской школе. В 1876 г., при Патриархе Иоакиме II, единогласным решением Свящ. Синода В. избран на должность главного протопсалта Патриархии, к-рую занимал до 1905 г. В. участвовал в подготовке новой редакции Типикона для соборных и приходских храмов. Виолакиса Типикон (1888) стал основным во всех греч. Церквах. В. работал над материалами певч. книги «Доксастария» Петра Пелопоннесского, новая редакция к-рого была выпущена учениками В. в 1889 г. Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 905-906. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ВИОЛАКИСА ТИПИКОН богослужебный устав, употребляемый ныне в греч. кафедральном, приходском и отчасти монастырском богослужении ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ жанрово-стилевая система, принятая в восточнослав. церковном пении с XVI в. и имевшая большое значение для его развития

http://pravenc.ru/text/158720.html

   001    002    003    004   005