3) За умерших: а) возможно и б) должно молиться: а) Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9 ; б) Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Кор. 13:8 ; 1Иоан. 3:10–18 . 4) Св. Писание учит о частном, предварительном суде: Сир. 11:26 ; Евр. 9:27  и суде всеобщем, окончательном: Мф. 24:29–30 ; 2Фес. 1:9–10 ; Мф. 13:41; 2Фес. 2:1–12 ; Мф. 25:31–46. 5) До всеобщего суда души праведных, не испытывая полного блаженства, находятся в раю: Прем. Сол. 3:1–4; Сир. 1:13 ; Лк. 23:43 ; 2Кор. 5:6–8 ; Фил. 1:23 , а души грешников, не испытывая полного мучения, в томительном ожидании своей окончательной участи, находятся в аду: Прем. Сол. 3:18–19; Лк. 12:4–5; 16:22–24 ; 1Петр. 3:18–20 ; От. 20:13. 6) Пропасть между адом и раем существовала только в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя мира: Лк. 16:29; 16:16 ; 1Петр. 3:18–20 ; Еф. 4:8 ; Мф. 28:18; От. 1:18; Мф. 21:22; Иоан. 14:13–14 ; 1Кор. 15:53–55 . 7) Об умерших творили молитвы и милостыни в Ветхом Завете: Втор. 26:13–14 ; Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ; Вар. 3:4–6 ; 2Мак. 12:39–45 ; Руфь 2:20 . 8) Основания молитв за умерших в Новом Завете: Лк. 20:38 ; Рим. 14:8–9; 8:15–16 ; Иоан. 14:13–14 ; Иак. 5:16 ; Еф. 6:18 ; 1Тим. 2:1 ; 1Иоан. 3:10 ; 1Кор. 13:8 . 9) Нельзя молиться только за согрешающих грехом к смерти: 1Иоан. 5:16 ; Рим. 6:16 , за хулителей Св. Духа: Мф. 12:31–32, за произвольно согрешающих и не почитающих за святыню Кровь Завета: Евр. 10:26–29 и за самоубийц: Канонич. ответы Св. Тимофея, еп. Александрийского, вопрос 14–й. 10)  Закон любви и наше сердце не осуждают нас за молитвы об умерших и дают надежду на их помилование: Гал. 5:22–23 ; 1Иоан. 3:21–22 . 11)  Не молящиеся за умерших не имеют любви Божьей, поэтому они – не дети Божьи, а дети диавола 1Иоан. 3:10,14,18 . О спасающей благодати Божьей «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Ефес. 2:8–9 ). «Мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся» ( Деян. 15:11 ).                                      Спасение человека–грешника совершается с двух стороны со стороны человека и со стороны Бога. Вследствие испорченности своей природы, поврежденной прародительским грехом, слабости и ничтожности сил своих, павший человек не может сам себя спасти; спасти его может только Творец его. Но и Бог спасает человека не насильно, не без его желания. Человек создан со свободной волей, почему в деле спасения ему предоставлен свободный выбор: «Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку свою. Перед человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему» ( Сир. 15:14–17 ; Втор. 30:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Бог есть любовь, по апостолу ( 1Ин. 4:18 ) и конечно не в отношении только к тварям, – Он есть любовь, Он есть благость Сам в Себе и помимо бредни пантеиста о любви развивающейся в явлениях. Итак благость Божия есть любовь к совершенству, к добру, для себя и для других. По разным отношениям, в каких является людям и миру благость Божия ( αγαθοτης), называется она различно. а) Когда является только роду человеческому, называется человеколюбием ( φιλανθροπια) ( 1Тим. 3:4 ). б) Когда является на помощь бедствующим и нуждающимся, именуется милосердием (rachamim οικτιρμος, ελεος Иерем. 31:20, Псал. 41:6, 102, 13 . Лук. 1:72, 78, 6:36 . 2Кор. 1: 3 ). в) С именем долготерпения (ercd aphaim μακοθυμια) означает то, что снисходит она к грешникам и ожидая их обращения отлагает на время наказание ( Ис. 34, 6 . Иоил. 2, 13 . Рим. 2, 4. 3, 25 . 2Петр. 3:5 ). г) Когда ослабляет бедствия – плод греха, называется милостию, снисхождением ( χρνςοτης) ( Рим. 11:22 . Псал.102:10 ). д) Наконец называется благодатию ( χαρις), когда дарует блага тем, которые не заслужили их ( Еф. 2:5, 8 , Рим. 11:35 ). В Св. Писании весьма часто изображается благость Божия. а) Бог называется аа) не только щедрым, но и Отцом щедрот ( 2Кор. 1:3 . Псал. 102:8 . Ис. 34:6 ). бб) Не только благим, но неизмеримо и вечно благим ( Псал. 10:10, 11, 19, 5:11, 89 Ефес. 1:7 ). вв) Богом любви и Богом всякия благодати ( 2Кор. 13:11 ,  1Петр. 5:10 ). б) По отношению к тварям особенно в псалмах весьма часто и живо изображается благость Божия. Таков псалом 144, где между прочим говорится; благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делгех Его ст. 9. Таков 135 псалом, где певец воспевает благость Божию, являющуюся в сотворении неба (ст. 5), земли, светил, звезд (ст. 7–9) и наконец говорит: Он дает пищу всякой плоти (ст. 25). Таков псал. 103, где представляется любовь Божья, заботливо поддерживающая бытие каждого творения. Тоже Спаситель Мат. 5:45, 6:25–33. в) По отношению к людям аа) Бог есть Отец и Отец единственный. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь ( Ис. 49:15 , Тоже Втор. 32:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В прежнем пении (ст. 1) участниками были небесные силы, в пении 6 стиха участвуют не только эти последние, но и все прославленные люди и мученики последнего времени 1420 , находящиеся на небе, и все те, которые назначены к прославлению, но еще находились на земле. Этот хор есть соединенный хор всех чистых созданий Божиих 1421 и на небе и на земле, которые, в противоположность нечестивым, оплакивавшим падение Вавилона, восхваляли Господа за это падение. Вследствие этого и звуки пения были столь сильны и столь торжественны, а не потому только 1422 , что был новый более величественный предмет хвалы. Свв. Ангелы и прославленные люди говорили 1423 : «аллилуйя!» Основание хвалы прежде всего в том, что наступило царство Вседержителя Бога. Царство (βασιλεειν) нужно понимать здесь в том же самом смысле, как и в 11:17 и при этом в его соотношении с 12:10; это царство есть следствие последней и окончательной победы Иисуса Христа над силами ада, это – царство будущего века. Как таковое, оно заключает в себе два момента: положительный и отрицательный 1424 . Момент отрицательный, это – падение Вавилона и уничтожение силы антихриста и нечестия на земле, об этом говорит конец шестого стиха. Момент положительный раскрывается в 7 и 8 стихах. Все чистые и совершенные Божии создания приглашают друг друга возрадоваться и возвеселиться ( Мф. 5:12 ; 1Петр. 4:13 ) и воздать Богу (11:13; 16:9) славу – τν δξαν, – ту славу, которая именно (определенный член) приобретена Им только что описанными делами. Побуждением же воздать эту славу теперь служит то, что уже наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. Выражения, подобные этому, мы находим Мф. 9:15; 22:1–14 ; Мр. 2:19 ; Лк. 12:36 ; Ин. 3:29 ; Еф. 5:25 (ср. в Ис. 54:1–4 ; Иез. 16:7–18 ; Ос. 2–19 ), где об отношениях Иисуса Христа к Его обществу говорится, как об отношениях жениха к невесте, и Его второе пришествие сравнивается с приходом жениха на брачный пир. И здесь также говорится о единении Иисуса Христа с Его обществом. Теперь наступило время брака; для него все уже готово, но брачный пир еще не начался, и невеста еще не вошла в брачный чертог.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Кому не известно, что большая часть людей так пристращаются к благам видимым, что готовы для них жертвовать не только спокойствием, здоровьем и силами, но под час, и честью, и спасением, тогда как никакие блага мира, никакие сокровища не стоят, по их бренности и изменчивости, ни домогательств, столь безмерных, ни трудов, столь неутомимых и изнурительных. Богатство истинное, как противоположное неистинному, определяется само собой, и во всяком случае состоит из благ невидимых, духовных и благодатных. Говоря вообще, это есть то сокровище небесное, которое будучи и на земле, не подлежит ни порче, ни расхищению (Мф. 6:20), а на небе тем более, оно нетленно и неувядаемо ( 1Петр. 1:4 ; Еф. 1:18 ). Оно, как и земное, разновидно и многообразно; многообразно и по множеству дарований благодатных, коими Бог богатый в милости силен есть обогатить и обогащает всех верующих во имя Его ( Еф. 2:4 ; 2Кор. 9:8 ), и по разнообразию дел благих, коими облагодатствованные богатеют в Бога ( Лук. 12:21 ), и коими обилуя во всякой благостыни, и правде, и истине ( Еф. 5:9 ), со дня на день растут и совершенствуются, доколе, наконец, не достигнут блаженного участия в неистощимом богатстве славы Божией ( Рим. 9:23 ). Но тоже ли самое должно разуметь в объясняемом выражении относительно Иуды и прочих учеников Христовых? Почти тоже; разность в том лишь, что все там сказанное, здесь должно понимать эмфатически, – в преимущественной степени и с некоторым дополнением, – сообразно цели их Апостольского служения. То есть, под богатством истинным, в приложении к лику двунадесяти, первее всего, должно разуметь, те благодатные осияния от Духа, кои если и были всегда в церкви Божией, то никогда и никому не были сообщаемы в таком обилии и разнообразии, как Апостолам, и кои, по сему, справедливо составляли их исключительную принадлежность. Затем, истинное богатство Апостолов составляло само апостольство, как служение в царстве Христовом чрезвычайное, высокое и славное, – служение, состоявшее в возвещении тайны спасения Божия перед лицом вселенной, и сопровождавшееся знамениями и чудесами, да дело веры во Христа распята совершится и утвердится во всех концах мира, не в словеси токмо истины, но и в силе Божией ( 2Сол. 1:11 ; 2Кор. 6:7 ). И это есть все, из чего, собственно, имело сложиться на земле то богатство для Апостолов, которое Господь теперь называл истинным, в смысле предлежательном и подлежательном. Им-то имели обогатиться провозвестники тайны искупления, и в свое время обогатились настолько, что, будучи и бедны, и нищи обогащали многих, и не имея ничего, владели всем ( 2Кор. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Г. ЦЕРКОВЬ В то время как данные Израилю обетования еще ожидают своего окончат. исполнения ( Рим. 11 ), из народов созывается и собирается Церковь Иисуса Христа. Она представляет собой собрание святых, которых Бог призвал по Своей воле. Господь заранее предопределил, что они обретут образ Его Сына ( Рим 8 и след.). Предопределение – это предварительное деяние Божье, которым Он предназначает определ. людей (еще до их рождения) для обретения образа Христа и достижения Его славы ( Ин. 17:24 ; Гал 1 и след.). Бог хочет, чтобы через этих избранных, через их святое преображение и священнич. служение человечество познавало и славило Его ( Еф. 1:4–6 ; 2Фес. 2:13 ; 1Петр. 2:9 ). Церковь как тело Христово ( 1Кор. 12 и др.) – это тот орган, через который Бог воздействует на грешный мир. Только избранные, «познанные» Богом ( 2Тим. 2:19 ), образуют Его тело. Чтобы они смогли исполнить это жизненное предназначение, Господь наделяет их Своими дарованиями (см. «всеоружие Божие» Еф. 6:10–18 и ⇒ Дар, дарование ); их путь может проходить через позор и страдания, но Бог дает им силы все преодолеть ( Рим. 8:35–39 ; 2Кор. 4:7–11 ). «Никто не может похитить их из руки Отца» ( Ин. 10:29 ). III. УЧЕНИЕ О ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ К ИЗБРАНИЮ ИЛИ ОТВЕРЖЕНИЮ Как следует относиться к учению Августина и Ж.Кальвина о предопределенности людей либо к вечному блаженству, либо к вечному проклятию? Свящ. Писание выступает против подобных предположений. На основании библ. свид-в можно сделать вывод лишь о существовании тесной связи между И. и спасением, но в Библии ничего не говорится о связи между И. и проклятием. Некоторые вызывающие сомнения места в Рим. 9 никоим образом не могут быть истолкованы как свидетельства об И. к проклятию. В Рим. 9:11.12.13 говорится лишь об И. Богом Иакова для определ. предназначения. Об Исаве сказано лишь то, что Бог его «возненавидел» только в отношении обетования, т.е. лишил этого предназначения. И ожесточение фараона никоим образом не было предопределено. Бог ожесточил правителя в его языч. самомнении, чтобы показать на нем Свою силу. «Сосуды гнева, готовые к погибели», и «орудия гнева» ( Ис. 13:5 ) – это люди, которым надлежит исполнить определение суда. свидетельства существования извечного предназначения к проклятию нельзя обнаружить и здесь. «Осудить» не значит «предопределить». Ап. Павел нигде не говорит об окончат., безвозвратном отвержении грешников. Бог никого не предопределяет к погибели, а только к благодати ( Еф 1 и след.; Рим 8 и след.). Т.о., предопределение либо к И., либо к отвержению не подтверждается Писанием. Конечно, многие вопросы, касающиеся учения об И., остаются открытыми. «Нам следует оставить Писание таким асимметричным, каково оно есть» (Э.Бруннер). И в этом отношении справедливо утверждение о том, что наше знание остается частичным ( 1Кор. 13:9 ). Мы твердо держимся веры в неогранич. волю Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:4 ). ⇒ Свобода, свободный .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Одно должно бы побуждать меня пререкать своему призванию — немощь моя. Но я ищу успокоения и подкрепления в совершенном, по Апостолу, уповании на приносимую благодать, и верую, что соборным тайнодействием низведется мне благодатная сила Христова ( 1Петр. 1:13 ). Верую, что Господь, нарекий мя, утешит мя ( Вар. 4:30 ), — Сотворивый «пастыри благовестники, рыбари богословы и премудры ловцы явлей», и теми уловлей вселенную, может, если восхощет, дать мне уста и премудрость и наставит на всякую истину. Верую, что Господь, сотворивший гонителя христиан своим Апостолом, дышущего убийством — любящим всю вселенную, может сотворить и меня добрым пастырем и совершить меня во всяком деле блазе, сотворити волю Его, творя во мне благоугодное пред Ним, Иисус Христом ( Евр. 13:21 ). Верую сему и молю всемогущего Бога соделать меня служителем благодати в той мере, в какой и как Ему благоугодно будет. Уповаю и на помощь земную, на маститого архипастыря, многообразными отеческими попечениями которого я взыскан был от дней учения моего доныне. Он будет подкреплять мои немощные силы, руководить мою неопытность и научит ходить достойно высокого звания епископа. Вы сами, святейшие архипастыри и богомудрые отцы, учением и молитвою соделайте меня достойным и способным получить большую меру дарований Духа Святого, к очищению и освящению своего внутреннего человека, дабы мне в общении с вами потрудиться на ниве Христовой. LXXIII. Речь Святейшему Правительствующему Синоду смотрителя С.-Петербургского Александро-невского духовного училища, Архимандрита Гермогена , при наречении его во Епископа Выборгского, Викария с.-петербургского, 17 Октября 1873 года Ваше Святейшество, Милостивейшие Архипастыри и Отцы! Выслушав с полным вниманием и благоговением то, что рек о мне Господь ( Пс. 8:4, 9 ) устами вашего святейшества и изволением Помазанника Божия, я испросил в сердце моем благословение великого Архиерея прошедшего небеса ( Евр. 4:14 ), и произнес:   Благодарю., приемлю и ничтоже вопреки глаголю. После сих знаменательных слов мне приличнее было бы не слово, а благоговейное молчание. Апостолы Петр и Андрей, услышав голос Божественного своего Учителя: грядите по Мне,  и сотворю вы ловца человеком, не разглагольствовали, а безмолвно абие оставльша мрежи, по Нем идоста ( Мф. 4:18 ), — идоста, конечно, для того, чтобы с любовию и покорностию внимать Его учению, как они должны исполнять святую и всеблагую волю Божию. Подобно им и я в эти, торжественные для меня, минуты, услышав голос, призывающий меня к высшему служению в Церкви Христовой, должен бы не разглагольствовать, а в благоговейном безмолвии поучаться у вашей богомудрой опытности, како подобает мне отселе в дому Божии жити ( 1Тим. 4:15 ), и достойно ходити предлежащего мне высокого звания (Еф. 4:1).

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

В сие время тело Его находилось во гробе, а духом Он сходил в преисподние места земли, т. е. в ад, и здесь пленил плен, т. е. взял в плен содержавшихся в нем узников, и с ними восшел на небеса ( Еф.4:8–10 ). Он «пленил ад, сам не искусився от него», т. е. не потерпев вреда от него. Кого же именно Он пленил, и следственно освободил от адского плена? Не только ветхозаветных праведников, с верой ожидавших пришествия Его (Правосл. исп. ч. I, вопр. 46), но и великих грешников, положивших начало покаяния при смерти. Ибо сказано в послании апостола Петра, что Христос, сошедши в адскую темницу, проповедал Евангелие даже тем душам, которые некогда были не покорны ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя ( 1Петр.3:18–20 ), но узрев в аде Спасителя, с радостью приняли Его проповедь . Противление их долготерпению Божию продолжалось до наступления потопа; когда же пришел потоп, они убедились, что напрасно не верили Ною, угрожавшему им потопом, и раскаялись в своем неверии. За свое неверие они пострадали в аде, но за раскаяние удостоились услышать проповедь Спасителя в аде. Церковь так воспевает плоды сошествия Христова в ад в отношении к страдавшим здесь грешникам: «днесь Владыка плени ада, воздвигнувый узники, яже от века имяше, люте одержимыя» (припев к 9-й песни канона Пасхи). Но и до сих пор, как и всегда будет, Христос Спаситель, яко имеющий ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ), и обладающий живыми и мертвыми ( Рим.14:9 ), отверзает адовы затворы и по молитвам Церкви, освобождает оттуда грешников, положивших при жизни начало покаяния, но не успевших принести плодов покаяния, и отшедших в другой мир с верой в бесценные заслуги Искупителя. Адам воззвася. Адам за преступление воли Божией был изгнан из рая, для того чтобы вне рая, вдали от древа жизни проводить жизнь в трудах о пропитании и в подвигах покаяния. В лице Адама этот приговор правосудия Божия пал на всех его потомков: осужден на изгнание из рая Адам всеродный (со всем родом). Но вот явился на землю второй Адам, Господь с небесе ( 1Кор.15:47 ), который Своим послушанием воле Божией и всецелой безгрешностью загладил вину Адама первого и открыл ему с его потомками дорогу в рай, не тот земной рай, который насажден был Богом в Едеме для первых людей, а в рай небесный, тот самый, куда Христос на кресте обещал ввести покаявшегося разбойника, – Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Несмотря на все такое совершенство, Ангелы все-таки бесконечно далеки от того, чтобы их совершенство в каком бы то ни было отношении можно было сравнить с Божиим совершенством. Их совершенство является совершенством твари и в границах созданных тварей. Так, на ограниченность их совершенства указывает Святое Откровение, утверждающее, что никто (значит, и Ангелы тоже), кроме Духа Божия, не знает глубин Божиих ( 1Кор. 2,11 ), что Ангелы не знают будущего, которое одному Богу известно ( Мк. 13,32 ), что они не знают полностью тайну искупления, в которую желают проникнуть ( Еф. 2,10 ; 1Петр. 1,12 ), и что они не знают и помыслов сердец человеческих ( 3Цар. 8,39 ; Иер.17,9 ; 1Кор. 2,11 ). Они своей собственной силой не могут ни чудес творить ибо Бог «творяй чудеса Един» ( Пс. 71,18 ). Бог и в них находит известные недостатки ( Иов. 4,18 ). Проникнутые этой Богооткровенной истиной Святые Отцы учат, что Ангелы при всей своей разумности, намного превышающей человеческую, не знают и не могут знать Божеского естества. Сознавая непостижимость Божеского естества, Ангелы крылами закрывают свои лица, прославляя Господа Саваофа, ибо наивысшая степень мудрости производит наивысшую степень благоговения и благочестия. Ангелы созерцают Бога, насколько это им возможно, и этим питаются. В сравнении с человеком, ангелы намного превосходят его совершенством; в сравнении с Богом, ангелы являются ограниченными и несовершенными, ибо они суть тварь и совершенством своим, каким бы большим оно ни было, они движутся в границах своей Богозданной природы. 4 . Ангельский мир числом неисчисляем. Святое Откровение свидетельствует об этом. Пророк Даниил говорит о тысячах тысяч ангелов ( Дан. 7,9–10 ); святой тайновидец Иоанн в Откровении видит ангелов, число которых несказанно велико ( Откр. 5,11 ); Сам Спаситель говорит о легионах ангелов ( Мф. 26,53 ); Евангелист Лука говорит о множестве небесных ангелов, славословящих новорожденного Богомладенца ( Лк. 2,13 ); Апостол Павел говорит, что верные соединяются через Церковь с тьмами Ангелов ( Евр. 12,22 ); Второе Пришествие Господа Иисуса Христа на землю будет сопровождаемо необозримым множеством святых Ангелов ( Иуд. 1, 14 ). Святые Отцы считают, что блаженные воинства святых Ангелов бесчисленны, и множество бестелесных Сил бесконечно, а потому употребляемые нами числа малы для обозначения их бесконечного множества. «Ряды небесных сил исчислить нельзя. Многи блаженные воинства над-мирных духов; они превышают немощную и узкую меру наших материальных чисел». «Ангелов так много, что они превосходят всякое число».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1,12 На целом путу живо да без непрестане они не могу ништа урадити на своме Многобрижни и Отац наш небески нас оспособи за удео у наследству светих у светлости». Уопште свете силе за свети живот се Божанством: од Оца кроз Сина у Духу Светом. За саборни живот «са свима светима» ( Еф. 3:18 ) се «удео у наследству светих у светлости». Бог светлост почива у Светима кроз светост (ср. 1 1:5). Наследство светих и (ср. 1Петр. 1:4 ), са свих страна неприступачном божанском, ништа смртно ни рушилачко приступити не може. 1,13 Грех погасио све светлости у нашем свету, и тама попала све наше очи, и овладала нашим светом. Упорним власт таме постала врховна власт у човечанском свету, и грехом и владала над родом Од и су «седели» у тами смрти потпуно (ср. Мф. 4,16 ; 1Ин. 2:8,9:11 ). Тек доласком Бога Логоса нас синула права светлост у тами греха и смрти. Права светлост, никаква тама обузети не може (ср. Ин. 1,5.9 .). Он – «светлост света», Он – «светлост живота» и влада и у свету и у животу. Где Он, ту царство светлости и власт светлости. Пославши у свет, Бог Отац нас «избави од власти таме и премести у царство Сина у царство светлости. за Господом Христом, не ходе по тами него «светлост живота» ( Ин. 8:12 ). Прелаз из власти таме у царство светлости врши се вером у Христа (ср. Деян. 26,18 ; 1Петр. 2:9 ). светлост на свет, да ни у мене не остане у тами» ( Ин. 12:46 ). У Господу Христу «синови светлости», и сама светлост; и живе као синови светлости (ср. Еф. 5,8 ; 1Сол. 5,5 ; Мф. 5:14 ). таме свети апостол назвао власт 6 Речи: «избави нас од власти таме» значе: избави нас од заблуде, од власти од Апостол рекао просто: од таме, него – од власти таме, пошто има над нама велику власт и господари. Тешко бити и просто под а под са теже. Бог показа не само у томе што нас ослободи од таме. Нема велика ствар ослободити од таме; али увести у Царство, како разноврстан дар! Он ослободи нас смо лежали на дну понора; и не само ослободи, него нас и у Царство преведе. И то – «у царство Сина Свети апостол каже не просто: у царство небеско, него речи велику важност назвавши царство небеско Царством Сина, нема похвале од ове, као што на другом месту каже: ако трпимо, с и царовати ( 2Тим. 2:12 ). Нас вели, онога чега и Сина, и то помрачене премести тамо где Син, у исту са славу. 7

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В. Почему мы молимся о наших умерших братьях христианах? О. Потому, что Церковь , по научению Божию, повелевает молиться друг за друга ( Иак.5:16 ) ( Еф.6:18 ). Для Бога же, Которому молимся мы о наших умерших, нет разницы между живыми и мертвыми, потому что «Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы " ( Лк.22:38 ). В. Неужели и православные христиане должны разуметь, что между живыми и мертвыми нет разницы? О. Да должны, потому что Ап. Павел научает: «никто из нас не живет для себя; и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем. И потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:7–9 ). В. Признают ли молитвы за умерших сектанты? О. Нет, не признают и в оправдание свое приводят притчу о богатом и Лазаре и утверждают, что хотящие перейти из ада в рай не могут сделать этого, так как между раем и адом великая непроходимая пропасть ( Лк.16:26 ). В. Что должно по этому поводу разъяснить сектантам? О. Должно разъяснить, что перехода из ада в рай не было, доколе Христос не победил ада ( Откр.1:18 ) и не вывел из ада души веровавших в Него. Об этом говорит Ап. Петр, что «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т. е. духом) Он и находящимся в темнице духам сошед проповедал...» ( 1Петр.3:18–19 ). Далее Апостол разъясняет об этой проповеди духам в аду так: «для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Петр.4:6 ). Со дня этой проповеди Христовой в аду и началась возможность облегчения участи умерших. В. Были ли молитвы за умерших в древности? О. Были они даже в Ветхом завете. Вот что написано о них в Библии . После войны Иудеев «на другой день бывшие с Иудой пошли, как требует долг перенести тела падших... И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал Иудеям... И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех... Сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принести жертвы за грех . Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что падшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы и молиться за мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда – какая благочестивая мысль! – посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха " (2Макк.12:39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010