Скачать epub pdf Апрель Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И. Д. Андреева; под редакцией М. Д. Муретова//Богословский вестник 1902. Т. 1. 4. С. 225–240 (2-я пагин.). (Продолжение.) —225— жертвенного, пишет к Коринфянам следующее: вемы, яко идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо един ( 1Кор.8:4 ). И это мнение он старается подтвердить везде. Но чтобы он не казался стоящим в противоречии с очевидными явлениями, ибо у безбожников и безумцев существовали изображения, которые у них назывались богами, он ради сего прибавил: аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси или на земли, однако не как существующие в действительности боги, а по одному только названию и лишь на словах, а не по бытию ( 1Кор.8:5 ). В них нет никакой силы, ибо они суть камни, дерево и бесы. Люди дивились не только величию и блеску небесных светил и вследствие этого покланялись солнцу, луне и сонму других звезд, как богам, но и безумно решились почтить и прославить божеским наименованием на земле некоторых демонов и людей, известных своими постыднейшими страстями и делами. 38 . Но это измыслили язычники и варвары. Мы же, обладая совершенною и твердою верою, познаем единого по существу истинного Бога, в Отце, Сыне и Святом Духе, честной и живоначальной Троице, поклоняемого и славимого. И помимо сих иного Бога не знаем, да не будет! Вследствие сего мы и думаем, что идол есть ничто, равно как и идоложертвенное в мире. Итак, имена идолов, как мы показали, истреблены с земли, как то провозгласил некий мудрец древний, говоря, что ниже бо быша от начала идолы, ниже будут во веки ( Прем.14:13 ). Но когда же это они не будут, если именно не теперь, когда пришел Освободивший нас от идолов? Что же думают о сем те, которые —226— напоминают теперь об идолах? Если они скажут, что эти пророческие изречения исполнились у Иудеев, то не тем ли более – у христиан? Ибо насколько религия Иудеев превосходила суеверие язычников, настолько то, чем владеем мы, превышает религию их и превосходит возвышенностью и достоинством. Закон является срединою между нашим духовным поклонением и идолослужением неверных. Если же у язычников и варваров, у которых никогда не сиял свет богопознания, и которые были почитателями скверных демонов, действительно господствовали их глупые и безумные помыслы, то вместо сего мученики Христовы, добропобедные борцы истины, перенесли бесчисленные, не поддающиеся слову, подвиги и труды, выдержав против идольского заблуждения такую борьбу, какой (без помощи Божией) не перенесла бы человеческая природа. Этим они низложили дерзость лукавого, при содействии божественной благодати и силы водрузили над врагом славные победные знамена и легко, и мужественно без всякого усилия разрушали алтари и храмы. За сие они совершенно справедливо удостоились неувядаемых венцов от раздаятеля наград Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как жить с дурным супругом (супругой)? Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. ( Рим. 15:1 ). Любовь долготерпит, милосердствует… не раздражается, не мыслит зла… все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. ( 1Кор. 13:4–8 ). У бабушки криво век было, да дедушка не хулил. С ним горе, а без него вдвое. Оттого терплю, что больше всех люблю. Русские пословицы. Если муж добронравный, а жена злонравная, или жена добронравная, а муж злонравный; то согласия и мира между ними быть не может, как между прямым и кривым деревом сходства. Поэтому добронравному лицу следует постоянное страдание и крест. Потому в таком случае ему надо учиться терпению и с терпением приключающееся зло сносить и побеждать. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). И если бы муж ваш действительно был нехорош, то спросите себя по совести пред Богом: «да стою ли я, грешная, хорошего и доброго мужа?» И совесть ваша непременно скажет, что ты совершенно хорошего не стоишь, и тогда во смирении сердца, с покорностию воле Божией будете от души любить его и находить много хорошего, чего доселе не видали. Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865). Вы можете жить с ним, приятно говорить, сносить, терпеть и переносить неприятности и при всем этом сердце в жертву приносить Господу. Господь, видя такой неизменный труд ваш ради приобретения души, помилует вас и обратит его к солнцу незаходимому, к которому он, может быть, и теперь спиной стоит. Монах Георгий (Стратоник), затворник Задонский (1789–1836). Внимание к слабости и недостатку такого близкого человека, как муж или жена, возбуждает жалость к нему и утверждает в терпении, которое само по себе есть добродетель; в этой добродетели человек, имеющий христианские убеждения, и для собственного усовершенствования обязан упражняться с ревностью и постоянством. Он не может бросить того, с кем сжился сначала первою, живою и ясною любовью, потом любовью, по слову апостола, милосердствующей, потом любовью долготерпящею, наконец, любовью верующею в плоды терпения и в возможность исправления человека, которое иногда бывает и сверх ожидания, при особой помощи благодати Божией ( 1Кор. 13:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 8. О благодати Христа как Главы Церкви Далее нам надлежит рассмотреть благодать Христа как Главы Церкви, под каковым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) является ли Христос Главой Церкви: 2) является ли Он Главой людей в том, что касается их тел, или же только в том, что касается их душ: 3) является ли Он Главой всех людей: 4) является ли Он Главой ангелов: 5) является ли благодать Христа как Главы Церкви той же самой, что и Его благодать по навыку как частного человека: 6) присуще ли Христу быть Главой Церкви: 7) является ли дьявол главой всех нечестивых: 8) можно ли называть главой всех нечестивых антихриста. Раздел 1 Является ли Христос Главой Церкви? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христу как человеку не приличествует быть Главой Церкви. В самом деле, голова сообщает чувства и движения членам. Но духовное чувство и движение, то есть благодать, не сообщены нам Человеком Христом, поскольку, как говорит Августин, «Христос посылает Духа Святого не человеческой властью, а как Бог» 133 . Следовательно, Ему как человеку не приличествует быть Главой Церкви. Возражение 2. Далее, главе не приличествует иметь главу. Но Главою Христа как человека является Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Христу Глава – Бог» ( 1Кор. 11,3 ). Следовательно, сам Христос не является Главою. Возражение 3. Далее, голова человека является отдельным органом, зависящим от притока от сердца. Но Христос есть всеобщее Начало всей Церкви. Следовательно, Он не является Главою Церкви. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Бог «поставил Его... Главою Церкви» ( Еф. 1, 22 ). Отвечаю: как всю Церковь называют одним мистическим телом по аналогии с природным человеческим телом, различным членам которого, как говорит апостол ( Рим. 12 ; 1Кор. 12 ), присущи различные действия, точно так же и Христа называют Главою Церкви по аналогии с человеческой головой, в которой мы должны усматривать три вещи, а именно порядок, совершенство и власть.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

II глава Христос Господь не только Сам основал Церковь Свою, но Сам же есть Глава ее и оживляет ее благодатию Святого Духа. Это видно из Священного Писания . Сам Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый», всех же, которые по Его призыву имеют прийти во двор овчий, наименовал единым стадом Своим ( Ин.10:11, 16 ). Он Сам сказал, что не оставит сиротами Своих исповедников, но будет всегда пребывать с ними и подкреплять их ( Ин.14:18, 27, 28 ; Мф.28:20 ), что Его именем они будут преодолевать все препятствия и невозможное делать действительным ( Мк.16:17–18 ). Хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам, но верховным учителем, невидимо через них поучающим верующих, повелел называть одного Себя ( Мф.23:8 ), и поэтому сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих Христос поручил церковным пастырям, но Сам остается верховным «Первосвященником», Который «имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр.7:24–25 ); Сам невидимо совершает чрез пастырей святые таинства; Сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои пред священником; Сам есть приносящий и приносимый в таинстве Евхаристии или Причащения. Апостолы передали это, как истину Божию, со всею ясностью. Так, апостол Павел пишет: Христос «есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ); Бог «поставил Его (Христа) превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:21–23 ); «Христос – глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ). От Него, как от главы, Церковь получает крепость и возраст ( Кол.2:19 ; Еф.4:16 ); Он защищает ее от врагов ее ( 1Кор.15:25 ; Евр. 10:13 ). Посему апостолы считали себя только слугами и посланниками Христовыми; что они ни делали, что ни установляли, делали от Его имени, как от имени Верховного Правителя Церкви, и так повелевали делать преемникам своим. «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ); «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Скачать epub pdf МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ И ПОСЛУШАНИЕ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ «Всё должно быть благообразно и чинно» ( 1Кор.14:40 ) «Любовь... не бесчинствует, не ищет своего» ( 1Кор.13:4–5 ) Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти 1 , но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе 2 , что «из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестиво 3 , что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих 4 , ибо по слову Христову «Бог... несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть» ( Лк.20:38 ). Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом 5 . Молитва – главнейшая сила этого единения. «Молитеся друг за друга» ( Иак.5:16 ) заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех, – и живых, и умерших. Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях, которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем, – но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» 6 и которые вообще, не только праведные, но и грешные 7 продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется 8 . Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых. Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она сама дает соответствующие молитвословия и устанавливает чины их. В частности, она особенно побуждает молиться об усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения, влагает в уста отходящего в иной мир трогательные прощальные обращения к живым: «прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу 9 . «Помяните мя пред Господом» 10 . Молю всех знаемых и другов моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь» 11 . «Воспоминаю вам, братие мои, и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, молю, прошу и мил ся дею» 12 , «навыкайте сим в память и плачите мене день и нощь» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мог ли Царь Иоанн Васильевич умереть от отравления и быть прославлен как Великомученик в XVII веке 17.12.2017 1029 Время на чтение 8 минут Как многие знают, при вскрытии гробниц в Архангельском соборе Московского Кремля в 1963 году, проводившемся группой Герасимова, и последующем исследовании останков Царя Иоанна Васильевича и его сына Царя Феодора Иоанновича было обнаружено значительное количество ядов, которые, по всей вероятности и вызвали смерть обоих благоверных Царей, местночтимых святых Этот исторический факт смущает некоторых христиан, которые приводят слова Спасителя, обращенные к ученикам: «аще и что смертно испиют, не вредит их» (Мк. 16:18). Вначале необходимо сделать небольшую оговорку. Проповедуя в среде язычников, Апостолы часто были вынуждены есть и пить с теми, кто при приготовлении пищи и питья не соблюдал Ветхозаветные Заповеди о том, что пригодно в пищу, а что нечисто (Лев.11), а несоблюдение Заповедей -смертно духовно. Поэтому не только возможность отравления ядами, но и возможность греховного вкушения нечистого с язычниками не могла не волновать учеников. Не случайно Апостолу Петру впоследствии в видении было дано разъяснение этого. (Деян.10:9-17) Но вернемся к теме отравления ядами. Надо сказать, что слова Спасителя были обращены к Апостолам в конкретной ситуации их великого особого служения - просвещения языков во всей вселенной. Этими словами Учитель укреплял и подбадривал Своих Учеников, давал им не только защиту от покушений, но и еще один аргумент в словах проповеди веры в Истинного Бога. Как мы знаем из Священного Предания, Апостолы получили от Бога разнообразные дары: и дар прозрения, и дар чудотворения, и дар врачевания болезней наложением рук, дар глаголания незнакомыми языками и иные многие дары. Как говорил Апостол Павел, « Разделения же дарований суть, а тойжде дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь: и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех. Комуждо же дается явление духа на пользу: овому бо духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе: другому же вера, темже духом: иному же дарования исцелений, о томже Дусе: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков, другому же сказания языков » (1Кор. 12:4-10). И далее: « И овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей: потом же силы, таже дарования исцелений, заступления, правления, роди языков. Еда вси апостоли? еда вси дарования имут исцелений? еда вси языки глаголют? еда вси сказуют? Ревнуйте же дарований больших » (1Кор. 12:28-31). То есть, какими бы дарами не были одарены святые, все они от одного Духа, и каким быть сему дару, решает Сам Господь.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/18/...

Иисус Христос, освятив брак, как таинство изображающее союз Его с Церковию, благоволил Своим Божественным примером и словом указать новый, совершеннейший образ жития в жизни безбрачной ради Царствия Божия: но не обязуя к нему всех, предоставил его в удел только тем, которые получили от Творца природы и Духа благодати всеосвящающей дар воздержания и чистоты. Не вси вмещают словесе сего, сказал Он ученикам Своим о жизни безбрачной, но имже дано есть ( Мф.19:11 ). Но хотя высота жизни равноангельской не для всех доступна: тем не менее сподобившиеся сего дара обязываются быть верными Божественному призванию и свято блюсти высокий дар чистоты, как и всякий дар Божий. Могий вместити да вместит, прибавил Господь к предыдущим словам Своим (ст. 12.). При изобилии даров духовных в нервенствующие времена Христианства и общей ревности к высоким подвигам, можно видеть, как плодотворно было сие указание нового пути к совершенству. Многие, родившись в Христианстве, или крестившись в юных летах, избирали себе навсегда жизнь девственную, и соединяя подвиг воздержания с другими подвигами самоумерщвления, проводили все время в посте и молитвах, иждивали свое достояние на дела богоугодные, и таким образом нераздельно посвящали Господу и самих себя и все свое. Первый пример девственной жизни, после Преблагословенной Приснодевы Богородицы, еще под Законом предначавшей свой подвиг по духу Евангелия, представляют те из Апостолов, которые, до призвания Иисусом Христом, не вступали в жизнь брачную: Иаков, брат Господень, Иоанн и брат его Иаков, и Павел. О Св. Иакове свидетельствует Егезипп, Палестинский Писатель (2 стол.), что он, посвященный Богу от чрева матери, не вкушал вина, не питался мясами животных, не намащал тела своего елеем; колена его, от частых коленопреклонений пред Богом в молитвах за себя и за других, покрыты были наростами 1 . Блаж. Иероним прибавляет к сему, что Иаков соблюдал и девство 2 . Тот же учитель Церкви свидетельствует, что девственником был и Иоанн, удостоенный особенной любви от Господа и усыновленный Им Преблагословенной Деве со креста 3 . Св. Епифаний, Епископ Кипрский, называет девственником Св. Иакова, брата Иоаннова, также одного из ближайших учеников Господних 4 . Апостол Павел сам говорит безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут, якоже и аз ( 1Кор.7:8 ); сам свидетельствует о себе: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду ( 1Кор.9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Любовь к Богу и ближнему Без любви к Богу и человеку невозможно достичь спасения (Там же, с.150). Любовь Божественная, жертвенная «не завидует, не гордится, она все­му веру имеет» ( 1Кор.13,4–8 ). Она любит Бога и человека только во Христе. Ради нее Бог Слово стал плотию, волею претерпел все страдания, Животворящий Крест, чтобы спасти человека. Ради этой любви апостолы обошли всю вселенную, чтобы спасти человека и даровать ему Царство Небесное. Эта любовь воодушевляла мучеников в их страданиях. Ради этой любви богоносные отцы и учителя вселенские усердно подвизались, оберегая наследие Божие от еретических учений и диавольских козней. Ради этой любви святые отцы усердно подвизались до крови против греха, вменяя ни во что настоящую жизнь, и претерпели различные виды смерти, чтобы жить в вечности со Христом. Эта любовь крепка, как смерть. Но мы должны и эту любовь понимать правильно. Эта любовь выражается не только в том, чтобы жалеть человека, и упускать из вида его пороки, и не обращать внимания на греховность его действий, но она должна, по апо­столу Павлу, обличать, запрещать – то есть помочь человеку отстать от греха и служить Единому Богу. Как врач иногда дает успокоительные лекарства, а иногда берет в руки нож с целью исцелить больного, так и эта Божественная любовь применяет разные средства для духовного врачевания (Там же, с.149–150). Реальная любовь, о которой говорит святой апостол Иоанн Богослов, заключается в том, чтобы мы носили немощи друг друга, прощали обиды, нанесенные нашему самолюбию. Любовь, по апостолу, есть пламень, сожигающий и попаляющий. Она делает человека самоотверженным и дает ему силу принести всего себя в жертву Богу и людям. Любовь сильнее смерти, потому что она является благодатной силой Божией, действующей в нас. Бог есть Любовь, и эта Любовь обьемлет и наполняет собою все. Она дает человеку живое ощущение небесного и Божественного, роднит человека с небом, дает ему вкусить пищи грядущего века ( Евр.6, 5 ). А без любви человек, если бы и обладал всеми земными познаниями и говорил бы всеми языками не только человеческими, но и ангельскими, пред Богом не имеет никакой цены. Такой человек, по образному выражению апо­стола Павла: «медь звенящая и кимвал звяцаяй» ( 1Кор.13,1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

О покаянии, воздержании и девстве 1. Если блаженный Апостол Павел, учитель языков и Церкви, забывавший заднее и простиравшийся вперед, имевший тленное тело, но состязавшийся с бестелесными силами, кончивший поприще и сохранивший веру, прославившийся в постах, превознесшийся в бедствиях, в гладе и жажде благоугодивший, послуживший Христу от Иерусалима вокруг до Иллирика, имевший в себе глаголющим Христа, земный Ангел небесный человек, призванный Апостол и жилище Святого Духа, возносившийся до третьего неба, и слышавший оные неизреченные глаголы, обитавший в раю еще с тленным телом, безпримерный ревностью, богатый любовью, попечитель Божиих Церквей, вития благочестия, руководитель немощных, невестоводитель верующих, обличение Иудеев, мрежа всех нас, учитель по умерщвлении, и по смерти проповедник, показавший нам образ восхождения на небеса; если сей, столь отличный муж, сей, говоривший о себе: Я ничего за собой не знаю ( 1Кор. 4,4 ), страшился и говорил: Да како иным проповедуя, сам неключим буду ( 1Кор.9,27 ): то что должны делать мы, которые не сделали совершенно никакого успеха в добродетели? – И так должно непрестанно бдеть, молиться и просить у Бога не золота, не серебра, ни вообще богатства земного, но токмо царства небесного, и радоваться о Господе. Пусть иные радуются о богатстве, другие о здравии, иные о образовании и славе: дева должна радоваться о Господе, дабы могла получить и похвалу от Него, взывая к Богу: От Тебе похвала моя ( Псал. 21,26 ). Нет ничего гнуснее и безобразнее души, рабствующей страстям: посему должно пещись о красоте душевной и говорить: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу ( Псал. 29,8 ), дабы и Жених, узрев внутреннее благообразие твое, сказал: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в тебе ( Песн. 4,7 ). 2. Впрочем, смотри, хотя и преуспеешь в добродетели, не превозносись добротою своею, чтобы за тщеславие твое не отвратился от тебя Бог , и чтобы не была обличена твоя гордость. Что ты можешь понести достойного того, что понес для тебя Христос? Он уничижил Себя как человек, искупил тебя честною своею кровью; дающий пищу всякой плоти, для тебя постился; сотворивший сладость меда, для тебя вкусил желчь; увенчавший небо звездами, увенчался для тебя тернием, и послушлив был даже до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Postnik/...

преподобный Иустин (Попович), Челийский Содержание Часть пятая. Церковь — непрестанная Пятидесятница. Пневматол...    Что есть Богочеловек Христос: что в Нем Бог, а что человек? Как распознаётся Бог в Богочеловеке, а как человек? Что нам, людям, даровал Бог в Богочеловеке и с Богочеловеком? Все это сказует нам Дух Святой — Дух Истины; Он возвещает нам всю истину о Нем: о Боге в Нем, и о человеке, и о том, что нам даровано Им. А это? — Это безмерно превосходит всё, что человеческие глаза когда-либо видели и человеческие уши когда-либо слышали и что когда-либо приходило человеку на сердце (см. Ин.15:26, 16:13; 1Кор.2:4—16; Еф.3:5).    Своей жизнью во плоти на земле Богочеловек основал Свое Богочеловеческое Тело — Церковь, и тем самым подготовил земной мир к пришествию, и обитанию, и действию Духа Святого в Теле Церкви как души этого Тела. В день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел с неба в Богочеловеческое Тело Церкви и навсегда остался в нем как его всеживотворящая душа (Деян.2:1—47). Это видимое Богочеловеческое Тело Церкви составляют святые Апостолы своей святой верой в Богочеловека Господа Иисуса как Спасителя мира, как совершенного Бога и совершенного человека. И сошествие, и вся деятельность Святого Духа в Богочеловеческом Теле Церкви происходит благодаря Богочеловеку и ради Богочеловека (см. Ин.16:7—13, 15:26, 14:26), «Егоже ради и Дух Святый в мир прииде». Всё в Богочеловеческом домостроительстве спасения обусловлено Богочеловеческой Личностью Господа Иисуса Христа, всё бытийствует и всё совершается в категории Богочеловечности. Таково и действие Святого Духа. Всё Его действие в мире не отделимо от Богочеловеческого подвига спасения мира Владыкой Христом. Пятидесятница всеми бессмертными дарами Троичного Божества, и Самого Духа Святого, ограничена Церковью святых Апостолов=святой апостольской верой=святым апостольским Преданием=святой апостольской иерархией=всем Апостольским=всем Богочеловеческим.    День Святого Духа, начавшийся в день Святой Пятидесятницы, непрестанно продолжается в Церкви с неизреченной полнотой всех Божественных даров и животворящих сил (см. Деян.10:44—48, 11:15—16, 15:8—9, 19:6). Всё в Церкви совершается Духом Святым: и малейшее, и величайшее. Когда священник перед каждением благословляет кадило, то молит Господа Иисуса Христа «ниспослать благодать Пресвятаго Духа». Когда несказанное Божие чудо — Святая Пятидесятница — при хиротонии епископа повторяется и последнему подается вся полнота благодати, это служит самым ясным свидетельством того, что вся жизнь Церкви бытийствует в Духе Святом. Без сомнения, Господь Иисус Христос Духом Святым — в Церкви и Церковь Духом Святым — в Господе Иисусе Христе. Владыка Христос — Глава и Тело Церкви; Дух Святой — душа Церкви (см. 1Кор.12:1—28). С самого начала Богочеловеческого домостроительства спасения Дух Святой вложил Себя в основание Церкви=в основание Тела Христова, совершив воплощение: «в Деве Слова создавый воплощение — το Λγου κτσας τν σρκωσιν».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010