«Автоархеология. 1952–1972» и «Автоархеология. 1978–1998» — первые две книги автоархеологической трилогии композитора и мыслителя Владимира Мартынова, его философской автобиографии, или точнее — его философского комментария к современности через призму своей жизни. Приведем фрагмент, где помимо прочего Мартынов определяет свой «автоархеологический» метод: «Вот я всё пишу о том, что за время перестройки и особенно в 1990-е годы Церковь сильно переменилась и что она стала совсем другой, но почему-то я ничего не пишу о том, что за это же самое время я сам сильно переменился и что я стал совсем другим. А ведь я действительно сильно переменился и стал совсем другим. Когда в конце 1970-х годов я пришел в Церковь, моя вера была горячей и пламенной, а к концу 1990-х годов она стала какой-то разжиженной и теплохладной. Из того, что написано мною на предыдущих страницах, как бы сам собой напрашивается вывод о том, что в этой перемене, произошедшей со мной, повинна Церковь, ибо перемены, происходящие в ней после перестройки, как раз и привели к охлаждению моей веры. Но думать так — значит поступать крайне наивно, ибо у разжижения моей веры и моей жизненной энергетики были, конечно же, и серьезные внутренние причины. Одной из таких причин являлось то, что я в своей практике пренебрег знанием закона маятника. Ведь чем сильнее оттянуть маятник в одну сторону, тем с большей силой и тем дальше он качнется в другую сторону. Памятуя о том, что «истина Божия познается силою жития», я столь рьяно принялся за исполнение всех церковных предписаний и установок, что это, очевидно, превысило мои возможности. Я совершенно явно неофитски переусердствовал, в результате чего последовал неизбежный откат. Силы моего жития не хватило на то, на что я претендовал, и потому маятник качнулся в другую сторону. На протяжении 1990-х годов я почти что осязательно чувствовал, как движение этого маятника все более и более удаляет меня от того, что я представлял собой в 1980-е годы, но теперь я уже ничего не мог с этим поделать. Изменения моего существа повлекли за собой и изменение моего зрения, и изменения оптики вообще. Я перестал видеть в Церкви то, что я видел в ней раньше, и начал видеть то, что прежде как бы не бросалось в глаза. Мне казалось, что меняется Церковь, а на самом деле менялся я сам. Впрочем, при ближайшем рассмотрении здесь все обстояло далеко не так однозначно, ибо в действительности все гораздо более взаимосвязано и взаимообусловлено, чем кажется с первого взгляда.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

О долге перед истиной Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 25 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 У христиан и воинствующих атеистов есть одна важная общая черта — это отношение к истине. Как говорит популярный современный атеист Ричард Докинз, отвечая на упреки в резкости по отношению к своим верующим оппонентам: “Это правда, что я иногда бывают страстен — но это потому что испытываю страсть к истине”. В этом отношении у христиан больше общего с воинствующими атеистами, чем с нынешними постмодернистами. Постмодернист полагает, что истина недостижима, а разговоры о ней чреваты нетерпимостью и фанатизмом, так что ну её совсем. Состязания христиан и атеистов, напротив, происходят на вполне чётко очерченном турнирном поле — те и другие сходятся на том, что истина существует и что мы имеем нравственное обязательство искать её и следовать ей. В теистической картине мира за мирозданием стоит личностное, творческое и нравственное начало, Бог, Который наделяет мироздание и всё, что в нём, и существованием, и предназначением, и ценностью — моя жизнь, например, обладает смыслом и ценностью потому, что Бог пожелал привести меня из небытия в бытиё, у моей жизни есть объективная, подлинная цель, для которой я создан — познать Бога и возрадоваться Ему во веки. Этой цели я могу достигнуть — или, злоупотребив данной мне свободой, не достигнуть. Каждый человек в конце своего земного пути обретёт вечность — которая может оказаться невыразимо прекрасной или невыразимо ужасной, в зависимости от того, какой выбор мы совершили по отношению к истине. Негодование и отвращение, которое атеист выказывает религии, связано не только с тем, что он считает её вредоносной (это уже во вторую очередь), а с тем, что он считает её ложной, так что следование ей несовместимо с достоинством разумного человека. Человеку надлежит следовать истине и отвергать ложь. Согласие, которое в этом пункте существует между противниками, очень важно. Многих людей вообще не интересует истина. Многие нападают на Церковь не потому, что полагают её послание ложным, а только потому, что полагают его неудобным, и вообще отказываются задумываться о его истинности — и об истине вообще. Как показывает опыт, большинство из тех, кто упрекает Церковь в том, что она не следует “учению Христа” не имеет определённого мнения о том, воскрес ли Христос и правда ли то, что говорится о Нём в Евангелии — более того, они не собираются это мнение формировать.

http://pravmir.ru/o-dolge-pered-istinoy/

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - февраль 2012 г.   Преподобный Серафим Саровский и многие другие святые отцы говорили, что цель христианской жизни — стяжание Святого Духа. Не есть ли это желание сладостных утешений, в то время как мы знаем из Писания, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»? И самая великая скорбь, как пишет об этом преподобный Силуан Афонский, — богооставленность, утрата благодати. Что такое подлинное духовное утешение? Я знаю людей, которым мало одних земных утешений. Прослышав, что в Церкви даются необыкновенные переживания, что вера — это встреча с живым Богом, они начинают ходить в храм, стараются исполнять все, что полагается, и больше чем полагается, в течение какого-то времени, иногда довольно продолжительного. Но не получив желаемого, отходят с разочарованием, и даже с негодованием. Анатолий Никитин, г. Подольск Долгое время в течение своей жизни некоторые из нас спрашивают себя, как Бог может действовать столь странным образом. Почему Он так долго хранит молчание? Почему вера столь горька? Он, Который может все, почему Он не откроет Себя людям более явным образом? Иные могут сказать, что Бог, оставаясь молчаливым, делает все, чтобы показать нам Своим молчанием, что Его не существует, что мы занимаемся сомнительным делом, ища Его, и что лучше было бы для нас заняться тем, как обустроить землю. Столько людей остаются перед молчанием Бога, убежденными в том, что Его не существует. На самом деле вопросов гораздо больше. Многие соблазняются, видя то, как Бог управляет миром. Если Бог существует, почему столько зла в мире? Если Бог есть любовь, почему столько страданий? Если Бог — Отец, почему все с неизбежностью кончается смертью? И если мы стучим в дверь, как заповедано нам Христом, почему она не открывается? Мы размышляем об этом и множестве других вещей, когда, можно сказать, являемся новичками в Его школе. Потом, идя по пути веры с терпением, не отчаиваясь перед первыми трудностями, упорствуя перед Его дверью с настойчивостью человека, умирающего от голода, и прежде всего веруя Евангелию как безусловной истине, мы начинаем понемногу видеть, как все совершается, понимать образ Его действий, различать Его неслышный шаг в нашей жизни. Мы уже не удивляемся, что Он обращается с нашей душой как с невестой в Песне песней, что Он убегает, когда мы пытаемся сами открыть дверь. Открывать дверь — это то, что принадлежит Ему, а не нам, человекам, всегда куда-то спешащим. Грех — это то, что мы восприняли всем своим естеством от Адама, и наше желание обладать — сильнее нашей любви к Богу.

http://moral.ru/dom_0212.html

– В течение многих десятилетий вопрос признания подвига новомучеников был решающим вопросом в отношениях между двумя частями Русской Церкви. То, что архиереи и часть народа в России не могли преодолеть внешнее давление и внешние условия, конечно, нас печалило – они тогда не могли признать подвиг новомучеников, и мы понимали, что это не по собственной вине, а что это условие внешнее, которое определяло жизнь верующего народа, в частности, всех церковных структур в России. Однако после падения советской власти мы, естественно, надеялись, что наступит момент, когда они будут прославлены и этим разрушится средостение, которое существовало между нами. Мы всегда чувствовали себя частью единой Русской Церкви и от этого не были готовы отступить. Нас многие с разных сторон подталкивали к тому, чтобы включиться в какой-то другой Патриархат, найти убежище у какой-то другой Православной Поместной Церкви. Мы этого сознательно не делали, чтобы не оторваться от Русской Церкви. Но мы не могли отрицать существующего разделения, не могли не жалеть о том, что есть препятствие к нашему общению. Когда в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение о прославлении святых новомучеников, это было для нас толчком, который заставил переосмыслить свои позиции. И хотя были другие, можно сказать, менее значимые препятствия, но мы тогда решили на нашем Архиерейском Соборе Заграницей, что создадим комиссию, которая будет работать с представителями Московского Патриархата, чтобы обсуждать вопросы, которые мы ощущали как разделяющие и где мы считали, что надо договорится о каком-то правильном подходе, под которым мы с обеих сторон можем с чистой совестью подписаться. И, слава Богу, эти комиссии были тогда созданы, они работали, я был председателем комиссии с нашей стороны, и думаю, что мы работали честно, хотя это иногда было очень трудно. Мы иногда даже не ожидали, что на следующий день снова сядем за стол, но в конечном итоге мы все-таки видели, что у нас гораздо больше объединяющего, чем разъединяющего. И таким образом мы через большой труд (после каждого заседания этих комиссий они докладывали своим Синодам о том, какие вопросы и как были решены, а Синоды должны были или принять, или отвергнуть эти решения) нашли общий язык. И в конечном итоге, слава Богу, в 2007 году мы смогли подписать Акт о восстановлении единства внутри Русской Церкви. Это был решающий момент в жизни всей Русской Церкви. Потому что, несмотря на разделение, которое существовало, мы должны были в какой-то момент, рано или поздно, прийти к этому единству. Очень часто нам казалось, что все это длится слишком долго, что надо двигаться быстрее, но на самом деле, как всегда в таких случаях, когда мы по-человечески подходим с нетерпением, потом оказывается, что это было нужно и правильно, что Господь так устраивает. Это не человеческая воля, а воля Божия, которая совершается через человека.

http://pravoslavie.ru/36926.html

И.В. Полянский 1.8. В д. Ларивонове (на Согоже) На другой день я, о. Иаков и Василий Николаевич поехали на Согож. Местный священник, о. Арсений Монастырев, ожидал нас. Побыв у него немного, мы поехали в деревню Ларивоново, где в волостное правление сбирался народ, оповещенный, что приехал миссионер для беседы. Первый раз у меня беседа происходила в общественном здании и в присутствии сельских властей (старшины и урядника). Мои опасения, что присутствие этих лиц будет стеснительно для староверов, к моей радости, оказалось совершенно напрасными. На столе за перегородкой, отделяющей присутствие от остальной половины очень обширной избы, разложил я свои книги, вынутые из мешка. Мы, три священника, сели за стол. Беседа началась ровно в час пополудни. После краткой молитвы я начал говорить о том, что старообрядцы не знают нашей веры, и вследствие этого незнания чуждаются нас. – Они опасаются, – говорил я, – что наша церковь приняла ереси; а какие ереси? – того и сами хорошо не знают, и на наши вопросы об этих мнимых ересях ответа разумного дать не могут. Указывают, наприм. в том ересь, что у нас употребляются на проскомидии пять просфор вместо семи. Но ревниво отстаивая две просфоры, они дошли до того, что не имеют уже ни одной и, что всего ужаснее, не имеют даже причащения святых Христовых тайн, без которого душа умирает, как тело без хлеба... Есть у них такие несчастные, которые уверяют, что можно обходиться без причащения. И люди, носящие имя Христово, но не читающие во святом Евангелии учения Христова и не знающие его, верят таким учителям. Найдутся, верно, такие, которые и здесь будут спорить, что и без причащения тела и крови Христовой можно получить спасение. Правда, прямо они этого не скажут, – они знают, что им мы напомним Евангельское слово, изреченное самим Господом: аминь, аминь глаголю вам: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. Они станут говорить, что теперь нет возможности причащаться, потому что будто бы такое теперь время несчастное, что прекратилась Христова тайная вечеря – негде будто бы причаститься. Мы скажем им на это: «Христос Спаситель, установив таинство причащения, повелел совершать оное в Его воспоминание до второго Его пришествия, и сам обещал пребывать всегда с верующими в Него: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века; и аще: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Как же вы говорите, что теперь невозможно причащаться»? В ответ на это, они заговорят такое, что еще больше обвиняет их... Станут ссылаться и на книги старопечатные. Но все книги учат не тому, чему учат староверы. Книги проповедуют вечность церкви со всеми ее таинствами, и с священством, и с причащением. Мы возьмем хоть одну книгу, Кириллову, и почитаем из нее немножко об этом, о чем говорили теперь так, наи? сть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда мы начинаем отстаивать истину православной веры, в наших устах это звучит неубедительно. Потому что часто мы не являем собой примера настоящего православного человека. Так что здесь запинаются не на вере, а на нас. Когда бывают споры о вере, то нужно помнить, что эти две вещи часто путаются. Сегодня мы совершаем богослужение воскресного дня, который именуется Неделею святых отец. Два воскресных дня перед праздником Рождества Христова имеют наименования: дальний — Неделя святых праотец, а ближайший перед Рождеством, сегодняшний день — Неделя святых отец. В Неделю святых праотец вспоминались все святые патриархи, начиная от Адама. Все, кто сохранял, через кого передавалось обещание Господа, что в мip придет Спаситель, Мессия, Помазанник и что Он избавит людей от рабства греху и дьяволу. И сегодняшний Апостол повествовал о тех, кто, начиная уже от Авраама, сохранял этот завет Божий и жил в ожидании пришествия Спасителя (Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40). Поэтому они прославляются — через них до Рождества Христова дошло это ведение, люди знали и хранили его, верили, что слово Господне неизменно. Хотя история человечества показывает, что оно было уже на грани гибели — и это произошло: остался только Ной со своим семейством. Можно себе представить, насколько велика была тогда развращенность мipa, если Господь истребил почти весь род человеческий. Мы обычно пытаемся понять это логически. Что же можно сделать, когда вокруг становится все хуже, хуже и хуже… Вот пример веры святых отцев. Они верили, что, раз Господь сказал, значит, это исполнится, каким бы это ни казалось невероятным. Поэтому прославляется их вера. И вера эта относится не только к ним, но и к нам. И мы часто имеем такие грустные примеры, что, кажется, становится все хуже, хуже и хуже — и что может быть, на что можно надеяться?.. Надеяться нужно на Бога, а Богу все возможно. И что может быть, мы не можем себе и представить. То, что произошло, произошло по обетованию, то есть по обещанию Божию, и произошло в свое время, совершенно точно определенное Богом. Вот этот счет родов: от Авраама до переселения Вавилонского, от переселения Вавилонского до Давида, от Давида до Рождества Христова — четырнадцать, четырнадцать и четырнадцать — это число родов показывает, что Богом совершенно точно был определен срок по родам: сколько родов должно было каждый раз пройти. То есть теперь, оборачиваясь назад, мы видим, нам открыто это, насколько все это было закономерно. Когда же это совершалось, в то время это было непонятно.

http://pravmir.ru/evangelie-o-rozhdenii-...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) «…Ребенок должен быть в состоянии, посмотрев на своих родителей, видеть, что то, что ему рассказывают, на самом деле живет в них. Они, может быть, несовершенны — это ребенок отлично понимает, но они стремятся жить по вере, и это составляет смысл и содержание их жизни; это дело другое. И чтобы он видел в них добротность, честность, те свойства, которые просто человечны, но которые уже на грани святости, если только их коснется искорка Божия…» Митрополит Сурожский Антоний О духовном воспитании ребенка Первое, что я хотел бы сказать о воспитании детей: дети — не наше будущее, дети — наше настоящее. С момента, когда они крещены, я бы сказал даже — с момента их зачатия, они уже являются полными членами Церкви Христовой. И поэтому очень большая ошибка думать, что сейчас они малые зверята, а вот когда вырастут, тогда из них люди получатся. Я говорил многим матерям и отцам, что духовное возрастание ребенка начинается во чреве матери, что постольку, поскольку мать живет во Христе, поскольку она живет чистой и молитвенной жизнью, поскольку она принимает таинства — и ребенок в этом участвует, потому что в течение всех месяцев до своего рождения ребенок — одно с матерью, их нельзя никаким образом разделить. И дальше (хотя это не мой опыт, потому что по обстоятельствам жизни я не получал никакого религиозного воспитания) мне кажется, что и после рождения очень важно, что западет в душу этого ребенка — не через умственное восприятие, а через какое-то чутье, пока он еще даже ничего не понимает. Скажем, когда мать над ним читает молитвы, когда она поет церковные песни, когда она просто поет русские песни, от которых душа начинает каким-то образом формироваться, она уже начала человеческое и духовное воспитание ребенка. То, что я сказал о светских песнях, меня поразило лет сорок тому назад. Мы начали здесь русскую школу, и была одна девочка (теперь она помощник старосты в нашем приходе, у нее собственные дети и внуки), которая все как-то не находила себя полностью. По-русски она говорила, знала, что она русская, но, как она мне потом говорила, когда она попала к нам в эту детскую школу и ее начали учить русским песням, что-то с ней случилось. Словно проснулись и задрожали в душе такие струны, которые до того спали, были мертвы, и она вдруг ожила в такой мере и до такой глубины, которой раньше не знала. Так что мне кажется, что очень важно и русские песни петь, и церковные песни петь.

http://azbyka.ru/deti/antonijj-surozhski...

Скачать epub pdf Июнь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 9: гл. 1 (Ин.14:11)]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1908. Т. 2. 6. С. 225–240 (1-я пагин.) —225— ниям. Присоединяет именно вот что: «но как мы, – говорит, – будучи в Нём, имеем несмешанную с Ним ипостась, таким же самым образом и Сын, находясь в Отце, имеет сущность, различную от Нерождённого Бога». Что говоришь, глупец? Таким образом, не учиняет ли на Сына уже явную хулу? Разве теперь кто скажет, что мы стараемся взвалить на голову богоборцев напрасную клевету? Вот ясно не усвояют Ему совсем ничего большего пред земными тварями и приведёнными к бытию. Я, хотя и с большим отвращением к тому, что осмеливаются говорить эти жалкие люди, постараюсь показать это, опять имея в виду ту цель божественного писания, что как скоро отрицают Сына, вместе отрицают и Отца, и, в конце концов, оказываются безбожными и не имеют надежды в этом мире, по написанному ( Еф.2:12 ). Что мы говорим правильно, истинным свидетелем за нас выступить боголюбивый Иоанн, написавший следующее: «отрицающей Отца и Сына, – всякий, отрицающий Сына, и Отца не имеет, – признающий Сына, и Отца имеет» ( 1Ин.2:22–23 ). Весьма справедливо и в надлежащем соответствии с рассуждением нашим предлагает нам Духоносец своё созерцание. Так как он знал, не по названию только, но, напротив, по самой действительности, что называется быть отцом по природе, то поэтому и говорит, что один (Отец) необходимо отрицается с другим (Сыном). Ведь с тем, кто по природе есть и мыслится отцом, всегда соединяется и представление и указание на происшедшее от него порождение, и с истинно и действительно рождённым сыном мыслится и лицо родителя. Вместе с тем, как кто познает Отца, —226— он представляет, что тот родил, – а если узнает порождение, постигнет, конечно, и то, что оно родилось от какого-либо отца. Таким образом, чрез обоих (Отца и Сына) в слушателях возникает знание о том и другом. И кто отринул, что Бог есть истинно Отец, вместе должен, конечно, отрицать и рождение Сына. А кто опять не признаёт бытия Сына, тот вместе с Ним, конечно, уничтожит и знание об Отце. Когда таким образом нападающий на нас нечестивыми рассуждениями своими утверждает, что Сын имеет отличную от нерождённого Бога сущность, то разве не признаёт явно, что не существует самого Сына? А если нет Сына, то и Сам Отец уже не мыслится истинно отцом. Кого же Он будет отцом, если не родил? И мы сами утверждаем, что Сын отличается, но не от сущности, а от лица (προσπου) Отца, не как чуждый Ему по природе, что без сомнения кажется богоборам, но как существующий и мыслимый в собственном лице (νιδ προσπ) и в различии по собственному существованию (κατ δαν παρξιν τερτητι), ибо Сын есть, а не Отец. Но чтобы Он отличался (от Отца) по сущности, этого не утверждаем, но сами мы, если конечно мыслим право, никому либо из братьев не посоветуем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему человеку кажется, что все не так, как должно быть? На вопросы радиослушателей отвечает архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Георгий Титов. 13.01.2014 10:33:09 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире православная радиостанция «Радонеж». Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Георгий Титов. Вы можете задавать свои вопросы по телефону прямого эфира, или присылать их по смс. Так же, братья и сестры, мы хотим объявить, что наш монастырь проводит сбор пожертвований для детей -инвалидов, для детей- сирот, просто для инвалидов. В общем, для всех нуждающихся в нашем внимании. Сбор пожертвований приурочен к Рождеству. Для этого мы принимаем ваши денежные пожертвования в наш монастырь по адресу г. Иваново, улица Базисная, дом 23. Введенский женский монастырь.  -Батюшка, благословите.  -Бог благословит.  - Почему в нашей жизни, некоторые так думают, все не так, как надо? Не то правительство не та зарплата, не тот муж или не та жена, которая должна была бы быть у меня. Не те соседи по лестничной площадке, не то жилье, и вообще не в той стране я родился. Почему человеку кажется, что все не так, как должно быть?  -Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Конечно, это вопрос очень интересный. По началу, когда Бог создал человека, все было прекрасно. Потому что человек, Адам, и Бог были едины. Но когда человек согрешил грех непослушания и не покаялся, вся природа нарушилась. Господь сказал: будь проклята земля. И все животные отвернулись от человека. И все разрушается. Природа стала к человеку агрессивна. И так во всем. Пошли беда за бедой. И в Ветхом завете, и в Новом завете Господь вещал: терпением спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасется.  Почему у нас все не так, как надо? Потому что мы не живем по заповедям Господним. Потому что в Евангелии, когда мы его открываем, видим зеркало нашей души. Если мы исполняем то, что Господь говорит, то все становится на свои места. Ведь Денница, который упал с неба, захотел быть Богом, знать все, что знает Бог. И, конечно, упал с неба за свою гордыню. Архангел Михаил сверг его и третью часть ангелов. Тогда дьявол Денница вошел в змея, и когда Ева гуляла по райскому саду, он сказал человеческим голосом: Ева, я здесь. Это правда, что Господь сказал, что если вы вкусите запрещенный плод, то вы совершите грех? Она говорит: да. Господь это знал, что когда вы вкусите этот запрещенный плод, вы будете знать все, что знает Бог. И, конечно, ей захотелось знать все, что знает Бог. Так произошло падение, но не было покаяния. И вот что надо сказать. Поскольку я исповедую людей, огромная масса людей приходит с одним и тем же вопросом: почему мне Господь не помогает? Почему у меня в семье беды, болезни, скорби? И ребенок рождается больным прямо с малых лет?

http://radonezh.ru/text/pochemu-chelovek...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание    1. Хотя я и слаб, и беден, и неопытен в поучениях, но когда вижу ваше собрание, то забываю о своей слабости, не сознаю бедности, не замечаю неопытности: такова сила вашей любви! Поэтому и предлагаю вам свою бедную трапезу усерднее богатых. Виновники этой смелости вы, которые своим усер­дием к слушанию возбуждаете падших духом, жаждая слу­шать и не сводя взоров с уст говорящего. Так птенцы ласточек, когда увидят прилетающую мать, высовываются из гнезда, свешивают свои шеи и таким образом принимают от нее пищу; так и вы, с великою охотою взирая на говоря­щего, принимаете предлагаемое вам устами его учение, и прежде нежели слова вылетят из уст наших, ум ваш уже схва­тывает произносимое. Кто же не назвал бы и вас, и нас блаженными потому, что мы говорим «в уши слушающих» (Сир.25:12)? Общий труд, общий и венец; общая польза, общая и награда. Поэтому и Христос назвал учеников блаженными, сказав: «ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (Мф.13:16). Позвольте мне сказать эти слова и к вам, так как и вы обнаруживаете такое же усердие: «ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» .    Впро­чем, что уши ваши слышат, это ясно; а что и глаза ваши видят, как видели тогда ученики, это я постараюсь по­казать, чтобы блаженство ваше было не в половину, а пол­ным. Что же видели тогда ученики? Они видели мертвых воскресающими, слепых прозревающими, прокаженных очи­щаемыми, бесов изгоняемыми, хромых ходящими, всякое повреждение природы исправляемым. Это видите теперь и вы, хотя не телесными глазами, но очами веры. Таковы именно очи веры: они видят появляющееся и созерцают еще несовершенное. Откуда же известно, что вера есть видение невидимого и убеж­дение в незримом? Послушай Павла, который говорит: «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). И то удивительно, что телесные глаза видят видимое, а невидимого не видят; очи же веры, совершенно напротив, видимого не видят, а невидимое видят. А что действительно они видимого не видят, а невидимое видят, это объяснил Павел, сказав так: «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое» (2Кор.4:17—18). Каким же образом кто-нибудь может видеть невидимое? Как иначе, если не очами веры? Так и в другом месте он го­ворит: «верою познаём, что веки устроены словом Божиим» (Евр.11:3). Каким образом, когда мы не видим этого? «Так что из невидимого , — говорит он, — произошло видимое» (Евр.11:3). Хотите, я приведу и другое свидетель­ство о том, что очи веры видят невидимое? Павел в послании к Галатам в одном месте говорит: «перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый» (Гал.3:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3396...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010