Сие сказано в Символе веры для того, чтобы кто не подумал, что было время, когда Сына Божия не было. Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец. (Кат.) «Света от света». Здесь речь идет о подобии, как свет рождается от света, как солнечный луч от самого солнца, как блистание луча от луча света, вот эти все образы положены в основание имени «Света от света». В Символе веры это дается просто как пояснение того, что для нас является неясным, ибо мы не знаем способа рождения Сына Божия от Бога Отца. Все эти образы лишь помогают понять тайну рождения. «Оне подобием видимого света несколько изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной: Но и тот, и другой есть один свет нераздельный, одной природы. Подобно сему Бог Отец есть вечный Свет ( 1Ин.1:5 ); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества. (Кат.) «Бога истинна от Бога истинна». Здесь все хорошо сказано в Катихизисе. Важно, что сами эти слова взяты из Священного Писания: «Знаем также, Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей [т. е. Сын Его, Иисус Христос] есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин.5:20 ). «Рожденна, несотворенна». Слова эти даны для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. (Кат.) «Единосущна Отцу». Иначе это можно сказать так: Сын Божий есть единого и того же Божеского существа с Богом Отцом. Иисус Христос говорит о Себе и Боге Отце: – «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ); – «Все, что имеет Отец, есть Мое» ( Ин.16:15 ); – «И все Мое Твое, Твое Мое» ( Ин.17 , Ю); Можно обратить внимание на одинаковые свойства Бога Отца и Бога Сына: «вечность» ( Ин.1:1; 8, 58; 17, 5 ); «всеведенье» ( Мф.11:27 ; Ин.10:15 ); «всемогущество» ( Ин.5:25; 10, 28 ). Что обычно смущает? Уничижительные места Нового Завета о Господе нашем Иисусе Христе, говорящие о подчинении Сына Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Так возлюбил Бог мир, т. е. бесконечною, превосходящею всякий разум любовью, ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, сопрестольного Ему, Богу Отцу, собезначального, соестественного. О любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную и никто бы не спасся. Все спасенные спаслись кровью и смертью Сына Божия, все оправданы Его благодатью; святые стали святы Его святостью, правдою, умудрены Его премудростью, укреплены Его силою, украсились Его нетленною красотою, достигли нетления Его нетлением; все спасающиеся ныне, спасаются только кровью Сына Божия, или водою и кровью, ибо из прободенного ребра Его истекли кровь и вода, означающие два таинства: крещение и причащение; ибо без крещения и причащения никто не спасется, – конечно, и без покаяния и других таинств. Сам Господь говорит: покайтеся; аще не покаетеся, все погибнете 316 , если не будете есть плоти Сына человеческого, и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день 317 . – Иже веру имеет и крестится, спасен будет 318 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, – говорится далее в Евангелии, – чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него 319 . Но как же мы читаем в символе веры : верую в Господа, паки грядущего со славою судити живым и мертвым; а в Евангелии говорится, что Бог Отец отдал весь суд Сыну 320 ? В нынешнем Евангелии говорится о первом пришествии Сына Божия – для спасения мира, а в символе веры говорится о втором Его пришествии; в первый раз Господь приходил спасти мир, а вторично придет уже судить мир. – И ныне, действительно всякий желающий спасения может быть спасен через Сына Божия, а если теперь, во время земной жизни, при таком изобилии благодати, при таких верных и всесильных средствах ко спасению, человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то по смерти и на страшном суде Христовом ему будет суд без милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Так возлюбил Бог мир, т. е. бесконечной, превосходящею всякий разум любовью: ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, сопрестольного Ему, Богу Отцу, собезначального, соестественного. О, любовь Божия чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную, и никто бы не спасся. Все спасенные спаслись кровью и смертью Сына Божия, все оправданы Его благодатью; святые стали святы Его святостью, правдою, умудрены Его премудростью, укреплены Его силою, украсились Его нетленною красотой, достигли нетления Его нетлением; все спасающиеся ныне, спасаются только кровью Сына Божия, или водою и кровью прободенного ребра Его: истекли кровь и вода, означающая два таинства: крещение и причащение; ибо без крещения и причащения никто не спасется, – конечно, и без покаяния и других таинств. Сам Господь говорит: покайтеся, аще не покаетеся, вси погибнете 219 ; если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день 220 . – Иже веру имет и крестится, спасен будет 221 . Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, говорится ранее в Евангелии, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него 222 . Но как же мы читаем в Символе Веры : верую в Господа, паки грядущего со славою судити живым и мертвым; а в Евангелии говорится, что Бог Отец отдай весь суд Сыну 223 . В нынешнем Евангелии говорится о первом пришествии Сына Божия – для спасения мира, а в Символе Веры говорится о втором Его пришествии; в первый раз Господь приходил спасти мир, а вторично придет уже судить мир. – И ныне, действительно, всякий желающий спасения может быть спасен чрез Сына Божия, а если теперь, во время земной жизни при таком изобилии благодати, при таких верных и всесильных средствах ко спасению, человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то по смерти и на страшном суде Христовом ему будет суд без милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хранитесие, как закон для себя и для сынов ваших навеки»: 935 «Заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Аарона и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон; и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ними»: 936 См. также толкование в: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 51, 679—680, 693. Вопрос о душе животных сложен: например, святой Иоанн Кронштадтский в одном месте говорит, что «душа, в смысле особого, самостоятельного существа... есть организм умственной жизни, такой жизни не дано животным, а потому и нет никакого основания полагать, чтобы у животных могла быть душа»; в другом же положительно утверждает, что «у всех животных есть душа, как цемент, связующий тот прах, из которого создано животное», и что «душа животных при разлучении с телом испаряется, как пар, ибо она не скреплена высшим, могущественным цементом духа, коего у животных нет» [ Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот . Начало и конец нашего земного мира. С. 294, 375]. У Екклесиаста же сказано: «участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»: 937 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 294. 938 Этот и следующий тропари в последовании среды первыя седмицы меняются местами. 939 В Последовании великого ангельского образа, при надевании великого парамана. 940 В Символе веры, член 12. 941 В Символе веры, член 11. 942 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 351; см. также с. 192. 943 См. комментарий к предыдущему тропарю. 944 Как пишет святитель Григорий Палама, «знание, добываемое внешней ученостью, не только не подобно, но и противоположно истинному и духовному»: «всё, что не от Бога, не имеет бытия», поэтому внешнюю мудрость, «отпавшую от надлежащей цели богопознания, справедливее назвать не мудростью, а падением мудрости или обессмысленной мудростью», — «она ищет истин века сего, не зная и не желая знать предвечного Бога» [ Григорий Палама, святитель .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Что касается способа рождения Иисуса Христа от Девы Марии, то о нем ясно сказано в Священном Писании, в Евангелии от Матфея и в Символе веры: Христос родился от Девы Марии без участия мужа, Он родился от Святого Духа и Марии Девы, как говорится в Символе веры, и Она осталась Девой после рождения. Вот почему мы называем Ее Приснодевой, то есть Она сохранила Свое девство после рождения Христа. Вопрос: Какое первое действие сделал Бог за всю Свою безначальную жизнь? Митрополит Иларион: Библия начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) — с этого началось бытие видимого, материального мира. Но мы знаем из Священного Предания Церкви, что еще до того, как Бог сотворил видимый мир, Он сотворил ангелов, и в ангельском мире произошла некая катастрофа, о которой мы знаем по ее последствиям, когда часть ангелов отпала от Бога и превратилась в демонов. Поэтому те первые действия, которые Бог совершил и о которых мы знаем из Священного Предания и из Священного Писания, — это сотворение ангелов и затем сотворение видимого мира, неба и земли. О том, что происходило дальше, говорится в Библии в первых главах книги Бытия. Вопрос: Может ли Бог простить грех колдовства? Митрополит Иларион: В Священном Писании колдовство совершенно однозначно осуждается. Вот цитата из книги Левит: «если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Левит 20:6). Таких цитат в Священном Писании очень много, и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Церковь на протяжении веков напоминает людям о недопустимости обращения к колдунам, ворожеям, разного рода гадателям и гадалкам. Конечно, обращение к этим людям несовместимо с христианской верой. Но если вопрос ставится о том, простит ли Бог такой грех, то Он прощает любой грех, в котором человек приносит покаяние. В этом сила христианства, сила Церкви. Почитайте Евангелие и увидите, что очень многие люди были прощены Богом. Даже разбойник, который на кресте в последние минуты своей жизни принес покаяние, получил прощение от Бога.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5732404...

Эту же мысль проводят апостолы Пётр и Павел: Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Пет.1:21 ). Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках... ( Евр.1:1 ). Самое же явное свидетельство о боговдохновенности священных ветхозаветных книг содержится в Послании к Тимофею: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ). Под боговдохновенным писанием апостол, без сомнения, разумеет все ветхозаветные канонические книги. Вера христианской Церкви в божественное происхождение Библии запечатлена в Символе веры , где мы свидетельствуем о том, что Святой Дух «говорил в пророках» («глаголавшаго пророки»). В связи с тем, что и в приведенных свидетельствах Писания, и в Символе веры утверждается лишь сам принцип боговдохновенности, но о ее сущности не говорится подробно, в христианском богословии было сформировано несколько точек зрения по этому вопросу. С одной стороны, среди протестантских и католических исследователей получила распространение вербальная теория (от лат. verbum – «слово»), согласно которой текст священных книг как бы продиктован Богом и записан священным автором слово в слово. При таком понимании единственным автором книг Библии считается Дух Божий, а роль человека ограничивается механической передачей Его речений. Частично в пользу этого понимания говорит фраза: язык мой – трость скорописца ( Пс.44:2 ). Следствием такого буквального понимания догмата о боговдохновенности стало возникновение в протестантизме движения, которое называется фундаментализмом. Его сторонники совершенно отвергают наличие неточностей в тексте Библии и настаивают на истинности буквального смысла любой фразы Священного Писания. Следует сказать, что такая позиция стала следствием провозглашенного М. Лютером тезиса Solo Scriptura («только Писание»), согласно которому Библия объявляется единственным источником вероучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Каждый человек, находящийся под властью первородного греха, носит в себе и следствие греха – смертность. Смерть как бы таится в человеке, ожидая удобного момента, чтобы овладеть очередной добычей. Можно сказать, что для падшего человека смерть «естественна», то есть биологически логична и психологически приемлема. Благоразумный разбойник умер легче, чем Христос, Который испытывал несказанный ужас перед смертью, потому что для Него смерть была совершенно чужда и противоестественна. Смерть приступает ко Христу как внешняя, чуждая сила, разрывающая надвое Его безгрешное человечество. Будучи безгрешен, Христос стал единственным, Кто познал, что такое подлинная смерть, потому что Он не имел никакой необходимости умирать 369 . О погребении Спасителя в Символе упомянуто для удостоверения «в том, что Он действительно умер и воскрес: ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу Его и запечатали оный» 370 . 3. Значение слов «при Понтийстем Пилате» О том, что Христос был распят при Понтии Пилате, в Символе говорится с целью «обозначить время, когда Он распят» 371 . В древности не существовало единого календаря: римляне вели летоисчисление от основания Рима, греки – по олимпийским играм, иудеи – по царям. Указанием на Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи в 26–36 гг. по Р. X., обозначается конкретное время и место евангельских событий, подчеркивается, что Христос умер не где-то между небом и землей, подобно умирающим и воскресающим языческим богам, но в контексте реальной человеческой истории. 4. Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной жертвы Христос «принес Себя в жертву точно за всех, и всем приобрел благодать и спасение; но пользуются сим те из нас, которые с своей стороны добровольно приемлют участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его " ( Флп. 3:10 ) 372 . Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа а) посредством живой сердечной веры: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал. 2:19–20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Фрагменты догматического содержания: Здесь первое место занимает у автора символ. Символ этот читается так же, как и в подлинном греческом тексте. Отличия Символа коптского от Символа несомненно принадлежащего Никейскому собору состоят в следующем: после слова: воплотившегося недостает слова и вочеловечившегося; после слова: страдавшего прибавлено: умершего. Затем, как и в Символе Никейском следует изложение анафематствования на Ария, буквально сходного с текстом подлинно-Никейским. Но за этим анафематствованием следует изложение таких анафематствований, каких не находится при Символе Никейском. Вот эти анафематствования: «Мы анафематствуем веру Савеллия, который говорит, что тот же Отец, Сын и Св. Дух. Потому что он заблуждается говоря, что Отец есть Сын и Сын есть Отец и равно и Дух Святой, так что три имени составляют только одно лице». «Мы анафематствуем также веру Фотина, который говорит, что Христос был только от Марии и что Он он был прежде сего. Мы признаем это чуждым веры. Ибо Сын есть с Отцом всегда и когда Он был рожден, Он был.» «Мы говорим это об Отце и Сыне, что же касается до Св. Духа, то мы веруем таким образом: Дух божественен, Дух свят, Дух совершен, не создан и пр. Касательно человечества Христа мы веруем, что Он восприял совершенного человека от Марии. Он во истину носил душу и тело, а не в призраке и в идее, потому что Он пришел для того, чтобы всего человека сделать совершенным». Таково содержание догматического фрагмента Коптского; мы опустили только подробности. Фрагменты нравственного содержания: Фрагментов этого рода гораздо больше сравнительно с фрагментами догматическими. Мы выпишем только некоторые из них. Не все они строго ·нравственного содержания, но некоторые из них носят характер догматический, хотя и причисляются к одному классу с нравственными правилами, так, например, первая сентенция гласит: «Благ Бог Отец, благ Христос и Он Бог, благ Дух Святый. Бог не имеет начала, не имеет конца в своем Божестве, потому что Бог есть начало и конец всего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке (то есть духовно), верою вселиться Христу в сердца ваши (то есть через веру теснейшим образом соединиться со Христом). Исповедание веры . Ближайшим и непременным действием сердечной веры в Бога должно быть исповедание сей самой веры. Исповедывать веру значит открыто признавать, что мы – православные христиане, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Для спасения необходимы и христианская вера, и исповедание этой веры, потому что, если кто-нибудь для сохранения своей временной жизни или ради земных выгод отказался от исповедания православной веры, не захотел выражать своей веры словами или делами, тот этим самым показал бы, что он не имеет в своем сердце истинной веры в Бога Спасителя и в будущую блаженную жизнь. О необходимости исповедания веря для спасения свидетельствует ап. Павел: Сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение ( Рим.10:10 ). Сердцем (то есть внутренне) веруют к праведности, а устами (то есть наружно –словами и делами) исповедуют ко спасению. Значение слов « во единаго Бога». В Символе веры сказано не просто: верую в Бога, но с прибавлением: во единаго Бога; и это – для того, чтоб отвергнуть ложное учение язычников, которые, почитая тварь за Бога, думали, что богов много. Слова об единстве Божием взяты в Символ веры из следующего изречения ап. Павла: Никтоже Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, якоже суть бози мнози: но нам един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем ( 1Кор.8:4–6 ). Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть (у язычников) так называемые боги, или на небе, или на земле, так как (у язычников) есть много богов и господ много, но у нас (христиан) один Бог Отец, из Которого (то есть от Его Творческой силы) все и мы для Него (то есть в Нем цель нашей жизни и наше счастье), и один Господь Иисус Христос, Которым все (сотворено) и мы Им (то есть через Него мы приходим к Богу и достигаем блаженного состояния и вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Все необходимые для нашего спасения истины христианской веры, в сжатом и сокращенном виде, заключаются в Символе веры . Слово Символ, но словопроизводству с греческого языка (σμβολον, от σμβλλω – «вместе бросаю», «сливаю»), имеет два значения: оно означает – а) «склад», «собрание» и б) «знак». В первом смысле этим названием указывается на содержание Символа веры , во втором – на то, что Символ веры , какой кто из христиан содержит, служит вернейшим признаком и указанием, к какому кто принадлежит вероисповеданию. Таким образом, « Символ веры есть, в кратких, но точных словах, изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане» (слова Катехизиса); он, следовательно, служит способом или средством, коим Церковь вводит нас в учение о вере, – и есть руководство в нашей вере. Мы еще из самых первых наших уроков знаем, насколько необходимо для нас руководство в деле нашей веры, чтобы быть людьми действительно и истинно религиозными 77 . Теперь к сказанному прежде нам следует прибавить, что руководство это одинаково необходимо по отношению ко всем истинам христианской веры. Нельзя думать, чтобы из христианских догматов одни были главными и существенными, другие частными и несущественными, так чтобы одних из них следовало строго держаться, а другие оставлять на произвол каждого. Божественное откровение не может сообщить чего-либо несущественного; если Богу было угодно открыть ту или другую догматическую истину, то каждая из них не может быть несущественною сама в себе, или необязательною в отношении к принятию или непринятию её человеком. Кода мы будем излагать содержание христианских догматов отдельно, то увидим, что с изменением одного какого-либо христианского догмата потрясается вся вообще система христианского вероучения (разумеем догматы , отличающие западные христианские общества от нашей православной Церкви, каковы: догмат об исхождении Святого Духа, о таинствах и проч.). Истинная вера может быть только одна, т.е. без всяких произвольных прибавлений или изменений, как один Бог, давший её нам. Св. Апостол Павел говорит: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Отсюда мы тем с большим вниманием должны выполнять заповедь сего Апостола, которую он дал ученику своему Тимофею, и которая относится и к каждому из нас. Держись, – писал Св. Апостол Епископу Ефесскому Тимофею, – образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христа Иисуса ( 2Тим. 1:13 ). К этому, в одной из дальнейших глав послания, прибавляет: ибо будет время, когда здравого ученья принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим. 4:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010