Пророк говорит: «… Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу 164 . И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно 165 ; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: «… Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской» 166 . Моисей узнал, что они опять отлили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились». И так Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель 167 ; а нам сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас. Он и явился для того, чтобы и мера грехов их 168 исполнилась, и мы сделавшись через Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы явлением Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертью и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить себе народ святой. Так пророк говорит: «… Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке» 169 . И так знайте, от чего мы искуплены 170 . Пророк еще говорит: «… вот я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог , спаситель Твой» 171 . И еще пророк говорит: «… Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» 172 . Глава XV. Иудейская суббота не есть истинная и угодная Богу Далее, и о субботе написано в десяти словах 173 , которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицем к лицу: «… и освящайте субботу Господню – руками чистыми и сердцем чистым» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Пророк говорит: «Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу» ( Исх 24:18 ). И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской ( Исх 32:7 ). Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завета Господня разбились. Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель, а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас ( Евр 3:5–6 ). Он и явился для того, чтобы и мера грехов их исполнилась, и мы сделавшись чрез Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертию и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорит: «Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завет с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке» ( Ис 42:6–7 ). Итак, знайте, от чего мы искуплены. Пророк еще говорит: «Вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасение до пределов земли: так говорит Господь Бог , Спаситель твой» ( Ис 49:6 ). И еще пророк говорит: «Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение, и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих» ( Ис 61:1 ). Глава 15 Далее, и о субботе написано в десяти словах, которые Господь на горе Синайской изрек Моисею лицом к лицу: «и освящайте субботу Господню руками чистыми и сердцем чистым» ( Исх. 20:8 ; Втор. 5:12 ; Пс. 23:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava/poslan...

Смотрите, кому Бог определил быть первым народом и наследником завета. Если притом сказано было об этом народе и в обетовании Аврааму, то наше ведение достигло совершенства. Что же говорить Бог Аврааму, когда вера вменилась ему в праведность? " Вот я поставил тебя отцом народов верующих Господу " (Быт. 15:6; 17:5; ср. Рим. 4:9-10 и 13) - без обрезания крайней плоти. Глава 14 Подлинно так. Но исследуем, дал ли Бог народу иудейскому завет, который дать ему клятвенно обещал отцам? Дал, но они, по своим грехам, были недостойны принять его. Пророк говорить: " Моисей постился на горе Синайской сорок дней и сорок ночей, чтобы принять завет Господний к народу (Исх. 24:18). И действительно он принял от Господа две скрижали, написанные перстом руки Господней, духовно; и получив нес их с горы, чтобы отдать народу. Но Господь сказал Моисею: Моисей, Моисей, сойди поскорее, потому что беззаконно поступил народ твой, который вывел ты из земли Египетской (Исх. 32:7). Моисей узнал, что они опять слили идола, бросил из рук скрижали; и скрижали завита Господня разбились " . Итак, Моисей принял завет, но они не были достойны его. Узнайте же, каким образом мы получили завет. Моисей принял его, как служитель, а нам Сам Господь дал право быть народом наследия, пострадав за нас (Евр. 3:5-6). Он и явился для того, чтобы и мера грехов их исполнилась, и мы сделавшись чрез Него наследниками получили завет Господа Иисуса Христа, который был к тому определен, чтобы влиянием Своим освободить от мрака наши сердца, снеденные смертию и преданные неправде заблуждения, и словом Своим постановить завет с нами. Ибо писано, как Отец, чтобы освободить нас из мрака, повелевает Ему приготовить Себе народ святой, так пророк говорить: " Я Господь Бог Твой, призвал Тебя в правде, и удержу за руку Твою, и укреплю Тебя. И Я определил Тебя в завит с родом, и в свет народов, чтобы открыть очи слепых, и вывести из уз связанных, и из дому темницы сидящих во мраке (Ис. 42:6-7). Итак. знайте, от чего мы искуплены. Пророк еще говорит: " вот Я поставил Тебя светом народов, чтобы Ты был во спасете до пределов земли: так говорит Господь Бог, Спаситель твой " (Ис. 49:6). И еще пророк говорить: " Дух Господень на Мне, потому что Господь помазал Меня возвестить радость смиренным, послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, проповедать пленникам отпущение, и слепым прозрение, и провозгласить приятный год Господний и день воздаяния, и утешить всех скорбящих (Ис. 41:1). Глава 15

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/66/f...

Вот у каждого своя слава, своя мера и эта слава : Покажи мне от славы Твоея ( Исх. 33:18 )– ну-ка, где мы это находим? Откройте Исход и найдите в Исходе 32-ю или 33-ю главу. Смотрим. 34-я глава, вот эта. 29-й стих: «Когда сходил Моисей с горы Синая [а он там был сорок дней – сорок дней непосредственного богообщения! потому что сказано: вошёл в облако – там где Бог, вошёл во мглу – там где Бог ( Исх. 20:21 )! Вот псевдо- Дионисий Ареопагит написал о Божественном мраке. Приобретите себе Дионисия Ареопагита  и найдите там “О Божественных Именах” и “О Божественном мраке”, куда вошёл Моисей – имеется в виду облако, которое было на вершине Синая. Но в духовном смысле это облако говорит о том, что Бог обитает во мгле и Его нельзя созерцать, там, где Бог:] и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним [Это не лучи зайчика – от зеркала отражение – это не зайчики. Это непонятно, и это невозможно передать словами. И вот я это видел сияние у схиархимандрита Луки, одного из последних доживавших в Псково-Печерском монастыре старых монахов с Валаама. Лука и Николай. Этот был слепой пророк, а вот у этого глаза как два прожектора. Вот когда он поднял на меня глаза – сидит согнувшись, – это надо было видеть. Вот это два луча идут из чистых голубых – как два озера, два глаза, – и вот идёт такое излучение какого-то нетварного – не определишь: и голубой, и светло-голубой, и не знаешь как определить. Он не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого что Бог говорил с ним. Вот вы вдумайтесь, то есть такое может произойти с каждым. Бог говорил с человеком, и лицо человека стало сиять лучами]. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними [А вот теперь вспомните Фавор и Преображение Господа, Фаворский свет – они также, можно сказать, все потеряли сознание. А Пётр – вне себя – не зная, сказано, что говорил: Наставник! хорошо нам быть здесь с Тобою, сделаем три кущи Тебе (см. Лк. 9:33 ), – он всё на белом свете забыл и хотел навсегда остаться здесь с Господом. Вот как просветился Господь – конечно, не могли созерцать, – они в страхе упали. Так вот лицо-то Моисея]. После сего приблизились к нему все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. Иногда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало. Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил; а выйдя, пересказывал сынам Израилевым все, что заповедано было ему от Господа. И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево, и Моисей опять полагал покрывало на лице свое, доколе не входил говорить с Ним» ( Исх. 34:29–35 ). – С Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. О чем говорили? " Об исходе " , - говорит Лука, который ему предстояло совершить в Иерусалиме, то есть о кресте. Для чего Моисей и Илия сделались видимыми? Чтобы показать, что Он есть Господь закона и пророков, живых и мертвых, ибо Илия был пророк, пророчество его жило еще, Моисей же - законодатель и умер. Кроме того, и для того, чтобы показать, что Иисус Христос не противник закона и не враг Божий. В противном случае Моисей не беседовал бы с ним, как не стал бы беседовать с тем, кто противодействует ему, и Илия, ревнитель, не перенес бы Его присутствия, если бы Он был врагом Божиим. Еще и для того, чтобы уничтожить подозрение тех, которые считали Его Илиею или одним из пророков. Откуда же ученики узнали, что это были Моисей и Илия? Не по изображениям, ибо делать изображения людей тогда считалось делом беззаконным. По-видимому, они их узнали по словам, которые они говорили. Моисей, может быть, говорил: Ты Тот, страдание которого я заранее изобразил, заклав агнца и совершив пасху; Илия же: Ты Тот, воскресение которого я заранее изобразил, воскресив сына вдовы, и так далее. Показывая же их ученикам, Господь научает их подражать им, то есть подобно Моисею быть кротким и доступным для всех и подобно Илии быть ревностными и непреклонными, когда нужно, и подобно им готовыми подвергаться опасностям за истину, При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну и Моисею одну, и одну Илии. Петр, по многой любви ко Христу, желая, чтобы Он не пострадал, говорит: " хорошо здесь быть " , не уходить и не быть убиту, ибо если бы кто и пришел сюда, мы имеем Моисея и Илию помощниками нам; Моисей победил египтян, Илия же огнь свел с неба; таковыми же они будут и тогда, когда придут сюда враги. Это он говорил от великого страха, по замечанию Луки, не зная, что говорит. Ибо необычайность поразила его или он действительно не знал, что говорит, желая, чтобы Иисус оставался на горе и не уходил, и не пострадал за нас. Но, боясь показаться своенравным, говорит: " если хочешь " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1867...

Моисей перенес стан в Асироф, и там возроптали на него домашние, брат Аарон и сестра Мариям: «неужели с одним Моисеем беседует Бог?» говорили они и услышан был ропот их; Моисей же был самый кроткий из всех человеков на земле. Сам Господь рассудил братьев и сестру и, призвав их пред двери скинии, сказал им, из столпа облачного: «если восстанет между вами Пророк, Я откроюсь ему в видении и во сне; но не таков будет он, как раб Мой Моисей, который верен Мне во всем доме Моем; не гаданием, но устами к устам беседую с ним, и он видел славу Господню; – как не устрашились вы роптать на него?» – Тогда отступило облако от скинии и обнаружился гнев Божий: Мариям внезапно сделалась белой, как снег, от проказы. В ужасе молил Аарон брата, не вменить им греха, ради неведения их, и исцелить сестру; помолился Моисей, и Господь велел отлучить Мариям только на семь дней из стана; весь народ ждал очищения её, не снимая шатров, потом опять ополчился в пустыне Фаранской. Отсель, по воле Божьей, послал Моисей соглядатаев в землю Ханаанскую, по одному из каждого колена, узнать, какова земля обетованная и люди, живущие в ней. Крепки ли города их и обильны ли плоды? Соглядатаи дошли до Хеврона и дебри виноградной, и там, отрезав одну гроздь, чрез сорок дней, возвратились в стан. Но весть, принесенная ими о исполинах, населявших крепкие города земли, кипящей медом и млеком, наполнила ужасом народ. Тщетно двое из соглядатаев, Халев и Иисус Навин, старались успокоить волнение; прочие десять вопили: «земля сия поядает живущих, и люди её исполины, пред которыми мы кажемся саранчой.» Тогда восплакался весь сонм и роптал на Моисея и Аарона: «о если бы умерли мы, в земле Египетской, или хотя в сей пустыне! Зачем вводит нас Господь в землю, где падем на брани, а жены и дети наши сделаются добычей врагов! Лучше возвратиться нам в Египет; поставим себе старейшину и возвратимся!» Моисей и Аарон пали ниц пред народом и верные соглядатаи разодрали одежды свои, взывая: «хороша земля, виденная нами! Если любит нас Господь, то введет в неё; только не отступайте от Господа и не бойтесь людей, ибо время их прошло, с нами же Господь!» Но разъяренный народ, не внимая увещаниям, хотел побить камнями вождей; тогда слава Божья явилась в облаке, над скинией, пред всеми сынами Израилевыми, и сказал Господь Моисею: «доколь будут огорчать Меня люди сии, не веруя знаменьям, которые совершил пред ними? Поражу их смертью и погублю; тебя же и дом твой сделаю народом великим, еще более многочисленным.» Смиренно ответствовал Моисей: «узнают Египтяне, как извел Ты, силой Твоей, народ сей из земли их, и не все ли живущие по вселенной слышали, что Ты Господь сему народу, видимо являешься очам его и идешь пред ним, столпом облачным днем, и столпом огненным ночью? Ныне, если истребишь народ сей до последнего человека, язычники, слышавшие имя Твое, скажут: «Бог погубил их в пустыне, ибо не мог ввести их в землю, которую клялся даровать им.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но законы природы мы только открываем, но не создаем! А Тот, Который является Создателем этих действующих законов природы, именно по праву Создателя может вносить любые коррективы во внешне устоявшийся порядок вещей и утверждать любой иной, но Свой и властный порядок. Исх.2:15 . «…но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и [придя в землю Мадиамскую] сел у колодезя». В древности колодцы (колодези) являлись стратегическими миссионерскими точками. Здесь останавливались пророки и апостолы, здесь учил и Сам Сын Божий! Колодцы являлись теми самыми перекрестками караванных торговых путей, где собирались толпы людей! Это как в наше время люди встречаются на «перекрестках» – часто посещаемых интернет-сайтах. Внешний вид у Моисея был египетский, и это сослужило ему дурную услугу… В принципе, Моисей, обладая мощной духовной силой, которую он показал позже, во время десяти египетских казней, мог и остаться в Египте, но была и другая причина, зачем он должен был бежать! Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Так бежит Моисей от лица царя фараона, чтобы не осквернил его царский двор и не погубило могущество. И ценнее сокровищ Египта стало для него поругание Христово» 32 . То есть процесс освобождения от влияния египетского должен был продолжаться. Но была и еще одна причина! Почти все вожди еврейского народа в молодости или в течение значительного времени были пастухами: это и Авраам, Исаак и Иаков, это и Моисей, Саул и Давид и др. Святые отцы настаивают на том, что, общаясь с бессловесными стадами, они должны были воспитать в себе качества управлять стадами словесными. Моисей воспитал в себе подобные качества, и Слово Божие говорит о нем, что «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» ( Чис.12:3 ). Как в одном и том же человеке уживались величайшая кротость и крайне обостренное чувство справедливости? Для меня это остается необъяснимым явлением. Впрочем, в Писании есть отрывок, где подобные качества соединяются. Сказано: «Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:4–5 ). Именно действуя «ради истины и кротости» осуществлял свое служение пророк Божий Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

поддерживалась сознанием исполненного великого долга. Поистине, он мог утешаться сознанием того, что он именно освободил свой родной народ, научил его божественным и человеческим законам и сделал его способным, наконец, после сорокалетних приготовлений, вступить в землю обетованную, привести его в которую и поручено было ему, и наконец, после многочисленных трудов, сделал его пригодным и в будущем быть свидетелем о едином Боге, высоко держать знамя истины и пред всеми народами свидетельствовать о едином Боге, едином, чистом, совершенном, самосуществующем всесвятом Духе, – о том «Господе, Боге человеколюбивом и милосердном, долготерпеливом многомилостивом и истинном, – который сохраняет правду и являет милость в тысяче родов, прощает вину, и преступления, и грехи, но не оставляет без наказания» ( Исх. 34:6, 7 ). «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу по всем знамениям и чудесам, который послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном, и над всеми рабами его, и над всею землею его; и по руке сильной, и по великим чудесам, который Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор, 34:10–12). Но Моисей был лишь представителем религии закона – подготовительною ступенью к более совершенной религии благодати. Поэтому свое дело и свой закон он не считал окончательными: он прямо в своем пророческом вдохновении предсказывал о другом более высоком Пророке, который выступит на смену его с благовестием о новозаветной религии благодати. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой», говорил Моисей народу своему, – «его слушай». Указывая на это место, Спаситель мира говорил: «Моисей писал о Мне» ( Ин. 5:46 ). В своей жизни и деятельности Моисей, как пророк, законодатель и вождь ветхозаветной церкви, был прообразом великого Пророка, Законодателя и Главы церкви новозаветной – Господа нашего Иисуса Христа. 338 От этих знаменитых городов в настоящее время остались только печальные развалины. Века опустошительных войн разрушительным вихрем пронеслись над ними, а новейшие цивилизованные варвары растащили последние остатки египетских монументов для украшения площадей и обогащения музеев европейских столиц. На месте Мемфиса стоит несколько убогих лачуг, по которым даже трудно определить действительное расположение знаменитой столицы Египта. 341 Ebers, Durch Gosen, стр. 528. По мнению Эберса имя Иегова имеет близкое отношение к этим египетским наименованиям истинного Бога. В некоторых египетских гимнах встречаются чисто-библейские выражения о Боге, как иаприм. в гимне богу Аммон: Един только Ты, Ты –творец существ, И Ты только создаешь все то, что сотворено. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Он один только, Единый, и нет Ему равного. Один, обитающий во святом святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Услышал же фараон, что бегут люди, и погнался за ними, и прижал их к морю. Когда же увидели это евреи, возопили к Моисею: «Зачем повел нас на смерть?». И воззвал Моисей к Богу, и сказал Господь: «Что взываешь ко мне? Ударь жезлом по морю». И поступил Моисей так, и расступилась вода надвое, и вошли дети Израиля в море. Увидев это, фараон погнался за ними, сыновья же Израиля перешли море по суху. И когда вышли на берег, сомкнулось море над фараоном и воинами его. И возлюбил Бог Израиля, и шли они от моря три дня по пустыне, и пришли в Мерру. Была здесь вода горька, и возроптали люди на Бога, и показал им Господь дерево, и положил его Моисей в воду, и усладилась вода. Затем снова возроптали люди на Моисея и на Аарона: «Лучше нам было в Египте, где ели мы мясо, лук и хлеб досыта». И сказал Господь Моисею: «Слышал ропот сынов Израилевых», и дал им есть манну. Затем дал им закон на горе Синайской. Когда Моисей взошел на гору к Богу, люди отлили голову тельца и поклонились ей, как богу. И иссек Моисей три тысячи этих людей. А затем снова возроптали люди на Моисея и Аарона, так как не было воды. И сказал Господь Моисею: «Ударь жезлом в камень». И ответил Моисей: «А что если не испустит он воду?». И разгневался Господь на Моисея, что не возвеличил Господа, и не вошел он в землю обетованную из-за ропота людей, но возвел его на гору Вамскую и показал землю обетованную. И умер Моисей здесь на горе. И принял власть Иисус Навин. Этот вошел в землю обетованную, избил хананейское племя и вселил на место их сынов Израилевых. Когда же умер Иисус, стал на его место судья Иуда; а иных судей было 14. При них забыли евреи Бога, выведшего их из Египта, и стали служить бесам. И разгневался Бог, и предал их иноплеменникам на расхищение. Когда же начинали они каяться, — миловал их Бог; а когда избавлял их, — снова уклонялись на служение бесам. Затем был судья Илья жрец, а затем пророк Самуил. И сказали люди Самуилу: «Поставь нам царя». И разгневался Господь на Израиля, и поставил им царя Саула.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

Например, последователи ислама называют стих Второзакония 33:1–2 пророческим (Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огонь закона). Однако в контексте Священного Писания очевидно, что в этом стихе пророк Моисей рассказывает о явлениях Господа ему (пред выходом еврейского народа из Египта) и народу (когда был дан закон). Поэтому толкование пророчеств является важным пунктом двух вероучений, так как имеет прямое отношение к христологии ислама и православия. Итак, первое пророчество о Мухаммеде, на которое очень часто указывают последователи ислама, находится во Второзаконии, где Бог, обращаясь к Моисею, говорит такие слова: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу ( Втор. 18:18–19 ). В комментариях этих стихов мусульманские богословы утверждают, что пророчества относятся не к Иисусу Христу, а к Мухаммеду 398 . И аргументы их таковы: А) Мухаммед, а не Иисус подобен пророку Моисею, так как имеет сходные черты с ним 399 . Например: § Моисей и Мухаммед имели отца и мать, в то время как Иисус был рождён Девой и не имел отца; § Моисей и Мухаммед были женаты, а Иисус всю жизнь оставался холостым; § оба умерли естественной смертью, а Иисус живым был взят на небо; § после смерти преемник Моисея (Иисус Навин) и Мухаммеда (Омар) повели свои войска в Палестину и завоевали её. Но в православном вероучении пророчество стиха Второзакония относится именно к Иисусу Христу. Здесь одним из аргументов могут послужить слова апостола Петра из Деяний святых апостолов, где он, доказывая, что Моисей также предсказывал пришествие Христа, цитирует именно это пророчество (См.: Деян. 3:22–23 ). Кроме того, исламское сравнение, о котором сказано выше, является неуместным, так как Христа они считают человеком и пророком, а не Богочеловеком, который был несравнимо больше Моисея. Преподобный Ефрем Сирин комментирует стих 18:18 из Второзакония так: «Хотя в образе исполнилось сие на Иисусе, сыне Навине, и на других… но в действительности исполнилось сие на Господе нашем. Ибо не восставал Пророк, подобный Моисею, давшему завет и различные законы, кроме Господа нашего, Который дал Новый Завет и законы, возводящие людей к совершенству» 400 . А. П. Лопухин поясняет этот стих в Толковой Библии так же: раз мы считаем Христа концом и исполнением всякого ветхозаветного пророчества, то «справедливо вся древность – и иудейская, и христианская – относила это пророчество ко Христу», ведь «из всех ветхозаветных пророков не было уже пророка такого, как Моисей ( Втор. 34:10–12 )», и «только Христос превзошел Моисея ( Евр. 3:3–6 )» 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010