( Пс.8:3 ) При торжественном входе Господа Иисуса в Иерусалим, а затем и в самом храме дети восклицали: Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!( Мф.21:9 ). Похоже, ничто не раздражало старейшин иудейских так, как эта хвала Господу из уст малых детей. Слышишь ли, что они говорят? – спросили они Его, вознегодовав. А Господь им кротко ответил: Да! Разве вы никогда не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? Ясно же, как в ясный день, что эти пророческие слова Давида относятся к тому чуду, которое совершилось при Входе Господа Христа в Иерусалим, то есть к этой чудесной хвале Господу из уст малых детей. Эго ясно из самого события, ибо как предсказано, так буквально и произошло. И ясно также из того, что Сам Господь во время происходящего ссылается на это пророчество царя Давида. А что эго великое чудо, вдохновленное Духом Божиим и осуществленное силой и волей Божией, не может быть сомнения. В то время как князи, книжники, старейшины и священники не смогли узнать Христа Господа, малые дети Его узнали и объявили. Воистину, это чудо – во-первых, единственное во всем Ветхом и Новом Завете, а во-вторых, оно не меньшее, а то и большее, нежели чудо воскрешения мертвых. Собственно, в обоих чудесах действовали одна и та же сила Божия, тот же Дух, тот же Промысл Божий. А эту силу и величие славы Божией пророк хотел особо выделить происшествием с малыми детьми, и он это событие ставит наряду с восхищением звездной вселенной, которую та же самая сила Божия создала. Кроме того, к малым детям следует добавить и самих апостолов, и многих святых, пустынников, мучеников за Христа и дев – тысячи, тысячи и тысячи тех, кто невинно и простосердечно признал Христа как Сына Божия и Спасителя своего, приклонившись к Нему любовью сердечной и страдания тяжкие за Него приняв. Почему Господь устроил хвалу Себе именно из уст их, а не из уст вельмож, философов и риторов? Из-за кротости избрал этих, а из-за гордыни их отверг тех. Гордецы – наибольшие противники Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Самое сиротство, самая бедность не страшны для души благочестивой, всецело преданной Господу: тот не сирота, у кого отцом – Отец Небесный, ради сынов человеческих не пощадивший Единородного Сына Своего, а матерью – Премилосердая Матерь Господа, непрестанно молящаяся за грешный род человеческий; не беден тот, у кого храм – любимое пристанище, для кого открыта неистощимая сокровищница благодати Божией, кому обещано блаженное царство небесное. г) Блюдите, благочестивые родители, да не презрите единого от малых сих; воспитывайте детей в страхе Божием и приводите во св. храм : это ваша непременная, спасительная для вас самих обязанность, – такая добродетель, которая сопровождается бесчисленными и очевидными благими последствиями. Если родители забывают о благе детей, пусть позаботятся о благе собственном, происходящем от хождения детей в храм . Вы желаете и ожидаете от детей своих любви, преданности, почтения, покорности, заботливости? Для этого приводите их в храм как можно чаще. Здесь они, при взгляде на Божественного Младенца Иисуса, всякий раз вспомнят обязанность любви к родителям. При взгляде на пресвятую Матерь Господа, хранившую Своего возлюбленного Сына бесконечно более, нежели Себя, вспомнят о любви и попечительности родителей и решатся заслужить любовь их благочестивой жизнью, любовью и послушанием. При взгляде на Господа, висящаго на кресте, вспомнят слова Его к Своей Матери, произнесенные с креста, и, подражая Господу, постараются успокоить вас, родители, при вашей старости и утешить во всякой скорби. При взгляде на иконы св. апостолов вспомнят заповеди апостольские: «Чада, послушайте своих родителей о Господе». При взгляде на икону пророка Моисея вспомнят о проклятии на непослушных детей: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» ( Исх.21:17 ). Оставите же детей приходить ко Господу во храм и не браните их – ради вашего блага! У вас, может быть, иногда нет искреннего усердия и желания молиться? Ведите с собою детей, убедите их молиться с вами и за вас, понудьте и себя молиться с ними и за них, – и Господь даст вам дух молитвенный и усердие ко храму святому и спасительному богослужению. Стоя в храме вместе с детьми, родители имели бы сильнейшее побуждение вести себя приличней и скромней, боясь соблазнить детей, потому что «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, – говорит Спаситель, – тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. ( Мф.18:6 ; Мк.9:42 ), – молились бы усердней, побоялись бы и подумать о худом, потому что дитя есть живая совесть, олицетворенный закон, убедительнейшее напоминание о благоговении; один взор дитяти есть уже укоризна худо молящимся родителям. Приводите же детей своих в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что же делать? И Священное Писание, и все Предание Церкви говорит о смирении и терпении, как о правильном ответе на жизненные неприятности. Это непопулярный ответ: он был непопулярен во времена пророка Исайи, он непопулярен сейчас. Людям кажется, что мир обошелся с ними несправедливо: у них были планы, они надеялись, что их жизнь материально улучшится, они наконец смогут приобрести квартиру или еще что-то — не обязательно роскошное, иногда действительно нужное. А теперь им нужно будет, ну, не голодать, конечно, но заметно снизить уровень потребления. Не так заметно, когда ты живешь в бедности все время, но когда уже попробовал относительного достатка, а потом он упал, это болезненно. Лучшее, что можно сделать — это принять изменившиеся обстоятельства Однако лучшее, что можно сделать — это принять изменившиеся обстоятельства. Да, в жизни бывают неприятности, иногда существенные. Нередко они совершенно не зависят от нас, наших усилий или наших проступков, а сваливаются нам на головы, как стихийное бедствие. Мы живем в падшем мире, который вообще полон бедствий — стихийных и рукотворных. Мы живем еще в относительно благополучной его части. Откройте мировые новостные ленты: талибы напали на школу в Пакистане и убили более 100 человек, 80 из которых дети. Террориста, который захватил заложников в кафе Мельбурне, застрелили, пятеро раненных. В сторону Африки лучше вообще не смотреть. Мы действительно все умрем — это неизбежно при любом экономическом и политическом раскладе: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27). Перестав метаться, можно обрести надежные источники надежды, твердости, стойкости и упорства. Мы, христиане, верим в Промысл Божий . В то, что «любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). В то, что нам нечего бояться: «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лук. 12:6,7). В то, что «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лук. 12:15).

http://pravoslavie.ru/75914.html

Но вера христианская приобретает в сердце человека действительное значение, только становясь его верою в богосыновство всякого другого человека. Вот закон духовной жизни: «кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика; истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. Х, 41, 42 ). Награда пророка, праведника, ученика Христова есть достоинство пророка, праведника, ученика Христова. Если я подаю чашу холодной воды ученику Христову как именно ученику, если я принимаю пророка, праведника как именно пророка и праведника, то он для меня становится учеником Христовым, пророком, праведником. А это, во – первых, значит, что он действительно становится пророком и праведником, подобно тому как, учась у кого-нибудь, я делаю то, что он действительно становится учителем, ибо не может быть учителя без ученика, не может быть пророком никем не признанный за пророка; во – вторых же, это значит, что и во мне самом проявляется достоинство пророка, праведника, ученика Христова: принимая пророка, праведника, ученика Христова как пророка и праведника, я в себе утверждаю достоинство пророка и праведника. Подобно как в физическом мире действие равно противодействию, так что чем ударяем, то самое получает равный удар; тело, возбуждающее электричество, само электризуется, так и в духовном мире оскверняющий человека, унижающий его, говорящий брату своему рака или безумный, сам оскверняется и унижается, а признающий или возбуждающий в другом богосыновнее достоинство утверждает его в себе. Принимающий ученика Христова верою принимает в себе Христа так же, как, принимая Христа, принимает Пославшего Его ( Мф. Х, 40 пар.). На этом основании вера в Иисуса Христа требует как своего следствия и веры христианина в свое богосыновство, как своего утверждения, признать всех гонимых за правду, уничиженных и страдающих братьями Христа. Как любовь к Богу становится действительною в любви к людям, так и вера в Христа становится для человека спасительною лишь чрез служение меньшим братьям Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОИЛЬ, ПРОРОК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоиль, пророк Иоиль ( VIII в. до н.э. ), пророк (из 12-ти малых пророков). Память 19 октября . Пророк Иоиль был сын Вафуила. По древнему преданию, записанному у святого Ефрема Сирина , а также Епифания и Дорофея, пророк Иоиль происходил из Заиорданской области, и жил в городе Вефороне или Вефаре. Происходил из колена Гадова или Рувимова . Поводом к произнесению пророческих речей для Иоиля послужило великое бедствие, постигшее Иудейское царство . Продолжительная засуха и налетавшая в громадном количестве саранча совершенно разорили Иудейскую страну. При таком бедствии, даже сильные верою упали духом, не говоря уже о малодушных. И вот, пророк Иоиль призывает народ обратиться к Иегове с молитвою о помощи, ибо " близок день Господень " ( Иоил. 2:1 ). Народ еврейский внял голосу пророка и обратился к Богу с молитвою о помощи, и Господь пощадил народ Свой. Устами пророка Своего Иоиля Господь обещает народу, за его обращение, благоденствие и обилие земных благ. Милость Господня к обратившемуся к Нему народу еврейскому не ограничится, по предсказанию Иоиля, дарованием только земных благ: народу Божию дается и духовное обетование. Пророк провидит отдаленные, благодатные времена Мессии . Настанет время, когда излиется Дух Святой на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. Пророк Иоиль предсказал и о наступлении всеобщего суда ( " день Господень " ), которому будут предшествовать страшные явления на небе и на земле, и в который спасется только тот, кто призовет имя Господне. Когда настанет день Господень, Иегова произведет в долине Иосафатовой суд над язычниками и страшное наказание постигнет их ( Иоил. 3:19 ). Однако – страшный для язычников – день Господень не будет таковым для Израиля. Для него он будет днем спасения, ибо Иегова будет его защитою и обороною. Тогда настанет блаженство для Израиля, а все враги Израиля погибнут: " Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе " ( Иоил. 3:20 -21). Его пророчества собраны в библейской Книге пророка Иоиля . Тропарь Предведый Божие пришествие во плоти/и наитие Духа Святаго и грядущий Суд предсказавый,/пророче Иоиле:/спасай молитвами твоими/чтущия тя от всех скорбей. Использованные материалы Редакция текста от: 01.11.2008 20:46:56 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7614.html

Пророк Елисей I После разлучения с Илиею, Елисей пришел в город Иерихон. Здесь приняли его с почетом сыны пророческие. И они сказали ему: – Посмотри, местоположение нашего города хорошо. Но вода у нас нездоровая и земля бесплодна. Елисей сказал им: – Дайте мне новую чашку и насыпьте в нее соли. Они принесли ему чашку с солью. Он пошел к источнику вод и, взяв соль, бросил ее в воду, и сказал: – Так говорит Господь: вот Я сделал эту воду здоровою: и не будет от нее ни смерти, ни бесплодия. И с тех пор вода в Иерихоне сделалась целебною. Из Иерихона пошел пророк в город Вефиль. В поле, не доходя до города, встретил он толпу малых детей. Когда он прошел мимо них, они стали насмехаться над ним и кричали: – Иди, плешивец, иди! Пророк обернулся и проклял нечестивых детей именем Божиим. И вот, из соседнего леса выбежали две медведицы, бросились на детей и многих из них растерзали. II Из Вефиля пророк Елисей прошел далее, в Самарию, и здесь поселился. Однажды пришла к нему бедная вдова, и с плачем рассказала ему свое горе. Она говорила: Ты знаешь мужа моего: он боялся Господа. И вот, он умер. Теперь пришел ко мне заимодавец, требуя, чтоб я уплатила долги мужа; грозит взять двоих сыновей моих в рабы. Елисей, выслушав, сказал ей: – Что я могу тебе сделать? Есть ли у тебя что-нибудь в доме? Она сказала ему: – Ничего у меня нет... Только немного масла в сосуде… И сказал ей Елисей: – Ступай, выпроси у всех соседей побольше порожних сосудов для масла. Принеси сосуды домой, запри двери и наливай масло из своего сосуда в пустые сосуды, пока не наполнишь все. Она так и сделала. Набрала много сосудов; заперлась в своем доме. Сыновья подавали ей пустые сосуды, а она наполняла их маслом из своего сосуда. И когда наполнила последний сосуд, остановилось масло. После этого чуда, пошла она поспешно к пророку и все ему рассказала. Он же сказал ей: – Теперь пойди, продай масло: денег хватит тебе и уплатить долги, и прожить с сыновьями безбедно. III В городе Сонаме жили богатые люди, муж и жена. Детей у них не было. Пророк Елисей, бывая в этом городе, заходил в дом тех людей. Они рады были посещениям святого человека и устроили для него отдельную комнату. Поставили там стол, стул, и постель, и светильник, чтоб ему было удобно. Пророк был тронут заботами добрых людей и, по его молитве, родился у них сын. Мальчик вырос и был утешением родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Пс.137:5 .   И воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня. «И да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня». В виде желания изрекает Пророк будущее и предсказывает перемену дел, а именно, что все будут дивиться промышлению и домостроительству Божию. Ибо " путями» Пророк называет домостроительство. Пс.137:6 .   Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали. «Яко высок Господь и смиренныя призирает». Сие Пророк и в другом псалме сказал: «на высоких живый и на смиренныя призираяй» ( Псал. 112, 5–6 ). Сказует же, что Господь высок по естеству и не изречен, но не оставляет без попечения малых тварей, и их удостоивает Своего промышления. «И высокая издалеча весть;» потому что все знает прежде, нежели придет в бытие, и издалеча видя тех, которые будут властвовать, каждому подает соответственныя пособия. Пс.137:7 .   Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя. «Аще пойду посреде скорби, живиши мя». Это – голос искренней веры. Уверен я, говорит Пророк, что, если и отвсюду окружен буду бедствиями, то преодолею все затруднения, и при помощи Твоей приобрету жизнь. «На гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя». Ибо прогневавшись на неприязненных мне, предал Ты их казни, а меня сподобил спасения. И из сего явствует, что " рукою» Пророк называет действенность, а «десницею» – благую действенность; потому что, говоря о наказании врагов, употребил слово: «рука», а говоря о благодеянии, ему самому оказанном, употребил слово: «десница». Пс.137:8 .   Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй. «Господь воздаст за мя». Я, как человек и влающийся во грехах, не могу воздать за благодеяния. Но сам Господь, Податель мне сих благ, вочеловечившись и восприяв мое естество, воздаст мой долг. Согласно с сим и божественный Апостол говорит, что Владыка Христос истребил, «еже на нас рукописание» ( Кол. 2, 14 ). «Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри». Итак, поскольку милость Твоя безмерна, и простирается в век, то подай скорое спасение тварям Твоим. Молитву же сию произнес Пророк, дознав по благодати Всесвятаго Духа, что долг естества воздаст Сам Творец естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОНА, ПРОРОК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пророк Иона. Из Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста Иона ( VIII в. до н.э. ), пророк из числа малых , преемник пророка Елисея Память 22 сентября Мать Ионы была той вдовой из Сарепты Сидонской , к которой во время голода по велению Божию пришел пророк Илия , и у нее не истощались мука и масло. Иона, в то время маленький мальчик, заболел, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нем дыхания. И сказала вдова Илии: «Что мне и тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне напомнить мне грехи мои и умертвить сына моего». И воззвал Илия ко Господу: «Господи, Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в него!» И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он ожил. Книга пророка Ионы входит в состав Библии и содержит пророчества о судьбах израильского народа, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима , кончине мира. Кроме пророчеств, в книге Ионы рассказано, как он был послан Господом к ниневитянам с проповедью о покаянии ( Иона 3, 3 - 10). Господь повелел Ионе идти проповедовать покаяние нечестивым жителям города Ниневии . Но Иона не захотел исполнить волю Божию. Но от Бога никто не может укрыться, и, когда Иона плыл на корабле по морю, Господь, желая вразумить раба Своего, поднял великую бурю. Ужас объял корабельщиков, и Иона велел выбросить его в море, и, как только так сделали, буря прекратилась. А пророка Иону по велению Божию проглотил кит, и пробыл Иона в животе у кита три дня и три ночи. Там он плакал и каялся, непрестанно молясь Богу, и Господь повелел, чтобы кит изверг Иону на сушу. Тогда уже Иона безропотно, благодаря Бога, пошел исполнять волю Его. И грешные жители Ниневии покаялись, и Господь отвратил от них гнев Свой. Господь наш Иисус Христос в беседе с книжниками и фарисеями, требовавшими от Него знамения, сказал, что им не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы пророка: " Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи " ( Мф. 12, 40 ). Из этих слов Господа становится ясным преобразовательное значение Книги пророка Ионы в отношении Крестной смерти, сошествия во ад и Воскресения Господа Иисуса Христа. Обличая нераскаянность и упорство иудеев, Господь сказал: " Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы " ( Мф. 12, 41 ).

http://drevo-info.ru/articles/3972.html

Закон между прочими наказаниями за нарушение завета угрожает бездождием. И яростью разгневается Господь на вы, и затворите небо и не 6удет дождя, и земля не даст плода своего, и погибнете от земли благия, юже Господь даде вам ( Втор.11:17 .). Напоминая эту угрозу, пророк живыми и трогательными чертами изображает печальное состояние страны, за пороки живущих в ней лишаемой обещанного в законе благословения Поводом к этой речи была, вероятно, действительная засуха. «Плачет Иудея и города ее уныли; мрачные сидят на земле, и вопль Иерусалима восходить к небу. И знаменитых их посылают малых своих за водою; они приходят к колодезям, не находят воды; возвращаются сосуды их порожними; они в стыде и сраме покрыли свои головы. Поскольку поля в унынии, поскольку нет дождя на земле; то и земледельцы стоят со стыдом, покрыв свои головы. И лань на поле рождает и оставляет детей; ибо нет зелени. И дикие ослы стоят на пригорках, жадно глотая, подобно драконам, воздух; томно глядят глаза их, ибо нет травы». Пророк молит Бога об отвращении наказания: «если пороки наши обвиняют нас, Иегова: то сотвори ради имени Твоего. Надежда Израиля, Спаситель его во время скорби! Для чего ты, как чужой, на сей земле, и как прохожий, который зашел переночевать? Но Ты, Иегова, среди нас, и именем Твоим мы называемся, не оставляй нас». Бог не принимает молитв пророка, запрещает ему молиться за народ, который Он (Бог) определил погубить мечем и язвою и голодом. Пророк старается извинить народ, введенный в заблуждение ложными пророками и говорит: «о Господи Иегова! И пророки говорят им: не увидите меча, и голода не будет у вас». Бог угрожает мечем и голодом погубить этих пророков, но не смягчается и не принимает извинения пророка. Тогда пророк проливает слезы о великом разорении отечественной страны, приступает к Богу с новою усиленною молитвою: «разве Ты возненавидел Иудею? Разве душа Твоя возгнушалась Сионом? Знаешь, о Иегова! преступление наше, вину отцов наших. Не презри нас ради имени Твоего. Не разори завета Твоего с нами Разве есть между лжебогами языческими посылающие дождь? И разве небо подаст капли? Не Ты ли Иегова Бог наш говоришь все сие»?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пророк Амос, первый «книжный пророк» 5 мин., 04.10.2012 Мы говорили о Моисеевом Законе и о том, как именно с его помощью толпа рабов, бежавших из Египта, превратилась в народ Божий. Но когда в Новом Завете Христос ссылается на книги Писания, Он обычно говорит о них так: «Закон и пророки». Значит, пророки были не просто приложением к этому Закону, а чем-то настолько важным, что даже Закон без них не был полон? Не случайно и сегодня в синагоге чтение Торы (Закона) обязательно сопровождается чтением отрывков из пророческих книг. Кто же они такие, пророки? Все знают величайшего из них, Исайю, многим знакомы хотя бы по имени Иеремия и Иезекииль, и уж конечно все слышали хоть какую-нибудь историю, связанную с Даниилом. А огненный пророк Илия, первым выступивший против язычества и распутства своих современников, стал одним из самых почитаемых святых на Руси (жаль, что гораздо меньше известен его ученик Елисей). Но есть пророки, которым повезло меньше. Мы называем их «двенадцать малых пророков», и вряд ли кто перечислит без запинки хотя бы их имена. Впрочем, малыми они выглядят лишь по объему книг, носящих их имена. На самом деле, это были великие люди — и о них стоит вспомнить. После смерти царя Соломона единое государство распалось, чтобы уже никогда не собраться вместе: Северное (Израильское) царство отделилось от Южного (Иудейского), устроило собственные святыни и зажило самостоятельно. Народ не просто разделился на две части, он, похоже, всё дальше и дальше удалялся от того образца, который был ему некогда явлен на горе Синай. О политической и общественной жизни того времени Библия говорит очень скупо и нелестно. Имена сменяют друг друга, но суть остается прежней: «В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария над Израилем и царствовал шесть месяцев. Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его. И составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него, и царствовал один месяц. И пошел Менаим, сын Гадия, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него»...

http://foma.ru/amos-pervyij-knizhnyij-pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010