Иисус Христос учит: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну... дал Ему власть производить суд» ( Ин.5:22,27 ); и в другом месте говорит: «Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ). И Апостолы проповедовали о суде: «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» ( Деян.17:31 ); «Се идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах» ( Иуд.14:15 ); ап. Павел многократно свидетельствует о всеобщем, окончательном суде, и, наконец, о том же пишет Иоанн Богослов ( Откр.20 11–15). Св. Церковь всегда исповедовала этот догмат всеобщего суда. В символе Афанасиевом читается: «Прийдет (Христос) судить живых и мертвых, его пришествием все человеки воскреснут с телами своими, и воздадут о делах своих ответ». Этот догмат свидетельствуется всеми святыми Отцами и учителями Церкви в их писаниях. Вот потрясающая душу картина окончательного суда над человечеством, картина, которую представляет нам слово Божье ( Мф.25:31–46 ) и которая подтверждается здравым умом. Части этой картины суть: 1) Судья – Бог, 2) соучастники в суде – ангелы и Апостолы, 3) подсудимые, 4) предмет суда, 5) разлучение праведных от грешных и 6) окончательный приговор тем и другим. На первом месте картины страшного суда, по свидетельству Самого Иисуса Христа, предстанет Сын Божий, как Бог-Царь и Судья, сидящий на престоле Своей славы, окруженный всеми св. ангелами и св. Апостолами. Сидение на престоле – выражение образное, взятое от обыкновенных царей! Они восседают на троне в особенно важных обстоятельствах. Далее представляются исполнители воли Божьей, или как бы соучастники в суде – ангелы и Апостолы: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф.24:31 ), и соберут от царства Его все соблазны и делающих беззаконие (13:41), и отделят злых из среды праведных» (49). Вот участие, деятельность ангелов на страшном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Не запретили ли мы вам, говорил первосвященник от лица Синедриона Апостолам, – учить о имени сем? И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим, и хотите навести на нас кровь того человека ( Деян.5:28 ). Так вот где и в чем выражение Божественного суда! Еще не пришло то время, когда небесный Судия воззовет мертвых к оправданию и суду: где брат твой Авель? Еще не пришло то время, когда при виде грозного Судии и обличителя беззакония содрогнутся Анны и Каиафы и в отчаянии и ужасе скажут: горы, падите на нас, холмы, покройте нас ( Лк.23:30 ). Но при всем том и теперь совесть беззаконных в виду чуда воскресения Иисуса Христа начала уже чувствовать всю неправоту своего дела и всю тяжесть своего беззаконного суда над чрезвычайным посланником Божиим, и отсюда естественно объялась ужасом и страхом в ожидании суда над своим беззаконием. И вот ее обнаружение: хотите навести на нас кровь человека того ( Деян.5:28 ). Вы проповедуете, что этот осужденный нами, как злодей, был чрезвычайный посланник Божий, которого поэтому Бог воскресил из мертвых. Чрез это вы признаете нас виновниками в пролитии невинной и притом бесконечно – великой крови, за которую мы должны подвергнуться страшному осуждению. Если мы неправедно осуждаем этого человека, говорили они еще прежде Пилату, то кровь этого человека на нас и на чадах наших. И вот теперь воскресение этого осужденного ими обнаруживает неправедность их суда, и чрез это они пред своею совестью и пред другими являются тяжко–виновными, имеющими неизбежно подвергнуться тяжкому осуждению. Которого вы убили, Сего Бог воскресил из мертвых, – и отсюда кровь Его на вас и на чадах ваших. Вот одно основание в пользу необходимо имевшего последовать за смертью Иисуса Христа Его воскресения из мертвых. Но есть еще другое, указанное также Самим Иисусом Христом, и более наглядное и убедительное доказательство в пользу необходимости и отсюда действительности чуда воскресения Иисуса Христа. Это доказательство или основание необходимо вытекает из признания, что Иисус есть Христос – Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

О том суде Святых не только над неверными, но даже и над злыми духами ап. Павел учит так: «Разве не знаете, что Святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» ( 1Кор.6:3 ). Все св. Отцы и учители Церкви признавали это изображение всеобщего суда несомненно истинным. Конец века – мира После всеобщего, торжественного, открытого, строгого, страшного, решительного и последнего суда над существами духовно-нравственными, немедленно в тот же день и момент последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царство славы, начало новой, блаженной жизни праведников и вечной жизни – страдания грешников. После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: «Жатва есть кончина века, а жнецы – суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сожигают; так будет при кончине века сего» ( Мф.13:39,40 ). Не следует понимать под этим словом – конец – уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится – как не уничтожается человек, изменяясь и превращаясь из состояния тленного в нетленное, из смертного в бессмертное. С изменением человека последует новое устроение мира, соответственно наступающему новому порядку в царстве Христовом. Изменение мира будет произведено огнем, по свидетельству слова Божия. Так, ап. Петр говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков... Придет же день Господен, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, рушатся, земля и все дела на ней сгорят... Ожидающим и желающим пришествия дня Божьего, в который воспламененные небеса рушатся, и разгоревшиеся стихии растают» ( 2Пет.3:7,10,12 ). Что действительно рано или поздно последует кончина века, конец мира, в том удостоверяет нас Божественное Откровение и наука. Откровение приписывает изменение мира огню, а наука, кроме огня, допускает в средство изменения этого и другие способы, могущие положить конец настоящему состоянию земли, а следовательно и живущему на ней человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Объяснение, почему Писание приписывает святым участие в последнем суде, можно видеть в том обстоятельстве, что оно всегда представляет святых тесно соединенными с их духовным Главою, действующими с Ним и в Нем. Верующие сраспинаются со Христом ( Рим.6:6 ; Гал.2:19 ), умирают с Ним и в Нем ( 2Тим.2:11 ), спогребаются ( Рим.6:4 ), оживают, или воскресают с Ним ( Еф.2:5–6 ; Кол.2:13 ; Кол.3:1 ), спрославятся ( Рим.8:17 ) и будут царствовать вместе с Ним ( 2Тим.2:12 ); поэтому нет ничего удивительного, если Писание утверждает, что они будут также во Христе и со Христом судить мир. Относительно того, кто будет подлежать суду, учение Церкви таково, что все люди, независимо от степени их нравственного совершенства или несовершенства, должны будут предстать на последний суд Христов, который определит участь каждого на целую вечность, Учение о таковой всеобщности последнего суда всецело подтверждается многочисленными изречениями Писания. В частности оно говорит нам, что суд будет простираться и на праведников, которые только после засвидетельствования их праведности на суде наследуют небесное царство ( Мф.25:34 ). Сам Апостол Павел ожидает себе и всем, возлюбившим явление Христа, венец правды в день оный ( 2Тим.4:8 ), каковым наименованием всегда обозначается день Второго Христова пришествия и Страшного Суда над миром. Относительно неверующих ясно говорит Апостол Петр, что они дадут ответ имеющему вскоре судить живых и мертвых ( 1Пет.4:3–5 ). Последнее выражение: живых и мертвых ясно указывает также, что суду будут подлежать не только те, кого пришествие Христа застанет живыми, но и умершие прежде Его пришествия, которые воскреснут для суда. Не смотря, однако, на ясность приведенных выражений, в Писании встречаются другие, по-видимому, решительно противоречащие приведенным места, которыми всеобщность суда как бы до известной степени ограничивается. Таковы относительно неверующих слова Псалма: не воскреснут нечестивии на суд ( Пс.1:5 ) и слова Иисуса Христа: верующий в Него (Сына Божия) не судится; а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин.3:18 ); слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Откр.11:17 .  говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. Третье и последнее горе не раскрывается подробно во втором порядке апокалиптических видений. Тайнозритель только лишь предуказуется на это горе (ст. 18), и порядок заканчивается изображением видения небожителей и небесного храма. – При звуке трубы седьмого Ангела тайнозритель услыхал новые громкие небесные звуки и голоса – вероятно, те самые, которые всегда раздавались вокруг престола Божия и которые принадлежали четырем серафимам – животным ( Откр.4:8 ), Ангелам ( Откр.5:11 ) и сонму святых прославленных ( Откр.7:9 ). Голоса говорили, что вместо царства мира наступило Царство Господа Иисуса Христа, ибо над миром прекратилась уже царская власть 58 (господство) антихриста. Откр.11:18 .  И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. К этим голосам присоединились старцы, которые, называя в своей хвале Господа Бога Вседержителем, прилагают еще и другой эпитет, Который еси и был и грядешь. – Сообразно с этим старцы далее указывают и на то, что за все злые дела и намерения нечестивых, за их нераскаянность и упорство падет на них карающий гнев Божий. Выражение же их: «судить мертвых» можно понимать как равносильное выражению: наступило время воскресения и судасуда не только над умершими, но и над живущими, как над праведниками, так и над грешниками, губившими землю своими грехами и злоупотреблениями. Откр.11:19 .  И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град. А таинственное видение открывшегося храма и стоящего в нем ковчега завета говорит о будущем совершеннейшем союзе Бога с людьми. Как (в видении) храм (святое святых), прежде недоступный, сделался доступным, и ковчег завета, прежде сокрытый и невидимый, стал видим, так точно и для праведных и совершенных людей после страшного суда станет доступно самое тесное общение с Богом, самый тесный и внутренний союз 59 . Откровение этой тайны сопровождалось молниями (угроза судом), голосами и громами (указание на самый суд), землетрясением (символ перемены вещей) и великим градом (грозные последствия суда) 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Под обнаружением сердечных намерений (φανερσει τς βουλς τν καρδιν), которые для Бога всегда явны, мы должны понимать такое просветление человеческой совести, вследствие которого воскресшему и явившемуся на суд не только представятся все самые незначительные его мысли и пожелания, но и их нравственное достоинство или недостоинство. Указание на то, что на суде обнаружится все тайное, все сердечные намерения, конечно, не имеет в виду дать мысль, что явные намерения и поступки не будут приняты во внимание, но что все будет обнаружено, даже тайные мысли и намерения. Поэтому день суда называется днем откровения. При таком способе показания человеку нравственной стоимости его жизни, о каком-либо формальном расследовании не может быть и речи. Но является вопрос, неужели те из судимых, которые уже подверглись частному суду после своей смерти, до воскресения не сознавали в полной мере своего нравственного состояния? По-видимому, это так, потому что Апостол обнаружение сердечных намерений относит к Страшному Суду. Но если мы примем во внимание, что вслед за частным судом следует воздаяние, необходимо предполагающее сознание человеком степени своей правоты или виновности пред Богом, то придем к той мысли, что обнаружение всех тайных поступков и мыслей судимого, произойдет не для него одного, но и для всех, так что для всех будет явно нравственное состояние каждого. И это вполне естественно, так как Страшный Суд есть высшее проявление правды Божией и потому он должен совершиться пред лицом всех, чтобы все могли видеть и признать Его бесконечную справедливость. Из сказанного о сущности суда Божия вообще и в частности последнего суда над миром мы можем уяснить себе и идею тех образных выражений, в каких Писание говорит о его совершении Господом. Наиболее подробное изображение Страшного Суда мы находим у Ев. Матфея ( Мф.25 ) в словах Самого Спасителя: Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

С горы Скопус хорошо виден современный город, в котором сейчас проживает более 600 тысяч человек. В этой обширной панораме взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря 12-метровой зубчатой каменной стене, возведенной турецким султаном Сулейманом (1520–1566) по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов, с которого и началась его слава, был оставлен строителями стены за границами Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей. Вечное и временное… Вход Господень в Иерусалим Стена Старого города сложена из тесаного камня. Толщина ее – 2,5 м, высота – 12 м, а длина – 4000 м. Она имеет 35 бастионов и 7 ворот. Самая дорогая память у христиан связана с Золотыми воротами.Они имеют двойную арку с декором. Согласно христианскому преданию, ими торжественно вошел в Иерусалим Иисус Христос, спустившись на осляти с Масличной горы. На каменистом ее склоне сохранились три ступени того времени. Нам показали их сестры монастыря святой Марии Магдалины, который находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. У верующего человека они вызывают благоговейное желание припасть к ним и поцеловать. Золотые ворота сейчас заложены. Сделано это было по повелению султана Сулеймана. Христиане видят в этом действие Божественного Промысла во исполнение пророчества: «И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2). От Золотых ворот дорога шла в Иосафатову (или Кедронскую) долину, которую называют еще Долиной суда. Здесь, по поверью жителей Палестины (христиан, иудеев, мусульман), будет место Страшного суда, согласно пророчеству Иоиля: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду… Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоил. 3: 12, 14). В долине много древних захоронений. Здесь погребены пророк Захария и апостол Иаков, брат Господень. Находясь в Иерусалиме, мы часто проезжали над этой долиной, обозревая ее с Масличной горы или со стороны города.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Сказано: Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится (1 Кор. 13, 2 – 4). Но сама по себе любовь (как высшая религиозная добродетель) вмещает в себя все добродетели. Сказано: Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Преподобный Иоанн Лествичник указывает на причины, порождающие немилосердие: «Жестокосердие рождается иногда от пресыщения, иногда от бесчувствия, иногда от пристрастия» . О частном суде Мытарства. Роспись Рильского монастыря в Болгарии Частный суд – это есть то решение, которое выносится Богом относительно души после прохождения ею мытарств. Согласно православному догматическому богословию, частный суд происходит с человеком после его смерти. Прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается участь души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости и милосердия. Сказано: Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную (Мф. 13, 49 – 50). Достигнув подножия Животворящего Креста и раскрытого Евангелия (Благой Вести), душа предстает на частный суд. О состоянии души после частного суда Вселенская Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» . Таким образом, Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда: одно для праведников в преддверии Рая , другое для грешников – в преддверии ада .

http://pravoslavie.ru/109054.html

Сказано: « Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится » ( 1Кор. 13, 2–4 ). Но сама по себе любовь вмещает в себя все добродетели. Сказано: « Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства » ( Кол. 3, 14 ). Преподобный Иоанн Лествичник указывает на причины, порождающие немилосердие: « Жестокосердие рождается иногда от пресыщения, иногда от бесчувствия, иногда от пристрастия » 177 . О частном суде Частный суд – это есть то решение, которое выносится Богом относительно души после прохождения ею мытарств. Согласно православному догматическому богословию, частный суд происходит с человеком после его смерти. Прохождение через воздушные мытарства является этапом частного суда, посредством которого решается судьба души до Страшного Суда. Как частный суд, так и Страшный Суд совершается Ангелами, которые являются орудиями Божией справедливости и милосердия. Сказано: « Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную » ( Мф. 13, 49–50 ). Достигнув подножия Животворящего Креста и раскрытого Евангелия (Благой вести), душа предстает на частный суд. О состоянии души после частного суда Вселенская Православная Церковь учит так: « Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно » 178 . Таким образом, Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда: одно для праведников в преддверии Рая, другое для грешников – в преддверии ада .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

СТРАШНЫЙ СУД Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда... Как же мы будем иметь смелость стоять на суде потому только, что пребываем здесь в любви? Так что кто пребывает в любви, тот и здесь в Боге пребывает, а Бог знает сущих Своих, которые, в свою очередь, имеют свидетельство сами в себе, что они – Божии. Как же не иметь дерзновение в день суда тому, кто имеет любовь здесь ко всем. «Потому что поступаем в мире сем, как Он» ( 1Ин. 4:17 ). Потому мы будем иметь смелость на Суде, что, тогда как мы подвизаемся в этом мире и выражаем свою любовь к Нему и к людям, Он – также в этом мире – присущ нам, видит все наши дела, мысли и чувства. А Он – будущий Судия наш. Мы исполняем Его заповедь, мы любим Его и своих братий – чего же нам бояться суда Его? И тогда с нами будет Он же, как и теперь (2). Мы знаем, что будет суд Страшный, на котором воздано будет каждому по делам; несмотря на то, мы ведем себя здесь так недостойно, как будто нам и не придется никогда давать отчета в своих поступках; мало того, как будто мы вовсе не знаем, что каждый из нас всем существом своим должен стараться делать добро, быть предан истине и иметь чистоту и любовь, будто мы забываем, что от суетного жития нашего небесная правда и святость избавила нас «не тленным серебром или золотом... но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Пет. 1:18, 19 ), Который изъявил готовность перед Отцом Своим Небесным искупить нас от греха и смерти прежде, чем получил начало этот видимый мир, хотя и явился в последнее время (2). Смотри, человек жесткий и грубый душою, плотяный, каменный, человек с нераскаянным сердцем! Ты собираешь беду на свою голову. Рано или поздно ты помрешь; за смертью тотчас тебя ожидает праведный суд величайшего Судии, а потом, тоже, по всей вероятности, не через весьма продолжительное время, и Страшный всеобщий суд, великий день гнева и откровения праведного суда Божия всему миру. Что станешь ты делать тогда, где ты будешь? Я боюсь за тебя, несчастный: и представить страшно этот величайший во времени день.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010