Лк.21:20 .  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Лк.21:21 .  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, Лк.21:22 .  потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Лк.21:23 .  Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: Лк.21:24 .  и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком ( Мк.13:14 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности. «Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его... «Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха ( «увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20). «Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах ( Дан.9:26–27 ). «От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» ( στματι μαχαρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт.34:26 ; Втор.13:15 ). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. «Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч. «Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6 ; Откр.11:2 ). «Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст ). Окончиться эти «времена» ( καιρο) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» ( Рим.11:25 ) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ап. Лука. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е - 40-е гг. XI в. Ап. Лука. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е - 40-е гг. XI в. У Л. отсутствуют 2 добавления к словам Иисуса Христа, объясняющим, почему Он учит притчами (см.: Лк 8. 10; Мк 4. 11-12). Первое добавление представляет собой пространную цитату из Книги прор. Исаии с характерной для Матфея вводной фразой: «И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф 13. 14-15). Этой цитатой заменен краткий перифраз текста Исаии у Марка (Мк 4. 12). Второе добавление - макаризм, обращенный к ученикам, слышащим и видящим то, к чему желали, но не могли приобщиться ветхозаветные праведники (Мф 13. 16-17). Кроме того, Матфей скорректировал Мк. 4. 10: если в Евангелиях от Марка и Л. ученики спрашивают Иисуса Христа о значении притчи о сеятеле, то в Евангелии от Матфея их вопрос обращен к самой форме поучения: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?» (Мф 13. 10). Все эти добавления и корректура Матфея не отражены в тексте Л., к-рый обнаруживает лишь свою зависимость от Евангелия от Марка. Тем не менее эти параллельные места у 3 синоптиков и «молчание» Л. могут быть убедительно интерпретированы и в др. ключе, в рамках «гипотезы Марка без Q». Сравнение Лк 8. 10 с Мк 4. 10-12 показывает, что Л. сознательно сократил аллюзию на Ис 6. 9-10 у Марка: «Так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Марк); «так что они видя не видят и слыша не разумеют» (Лука). Л. устранил ту часть пророчества, в к-рой народ объявляется непрощенным, и эта авторская правка Л. хорошо согласуется с тенденцией, отраженной как в его Евангелии, так и в кн. Деяния св. апостолов: именно Л. приводит молитву Иисуса Христа о прощении Его распинателей, которые «не знают, что делают» (Лк 23. 34); подобную молитву произносит диак. Стефан, побиваемый камнями (Деян 7. 60); ап. Петр, обращаясь к иудеям, говорит, что они предали Иисуса Христа смерти «по неведению» (Деян 3. 17). При таком подходе Л., предельно сокративший обличительное пророчество Исаии, сознательно не стал бы принимать авторскую вставку Матфея. Т. о., отсутствие текста, аналогичного Мф 13. 14-15, у Л. не означает, что он не знал о тексте Матфея. Поскольку правка в Мф 13. 10 непосредственно связана с добавлениями Мф 13. 14-17, ее отсутствие в Лк 8. 10 также может быть объяснено сознательным авторским решением Л.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Лк.18:9 .  Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: Притча о мытаре и фарисее находится только у евангелиста Луки. Целью притчи, несомненно, было несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа («избранные» – стих 7) и научить их смирению. Их и нужно понимать под теми, которые слишком высоко ставили свою праведность и унижали других. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчей, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно правильной. Лк.18:10 .  два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. «Вошли» – точнее: «поднялись» ( νβησαν). Храм стоял на горе. «Фарисей»(см. комментарии к Мф.3:7 ). «Мытарь» (см. комментарии к Мф.5:46 ). Лк.18:11 .  Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: «Став». Молились иудеи обыкновенно стоя ( Мф.6:5 ). «Сам в себе». Эти слова по русскому тексту, согласному с Textus receptus, относятся к слову «молился» и обозначают молитву «про себя», не выраженную громко. По другому чтению, слово это относится к слову «став» (И. Вейс) и будет указывать на то, что фарисей не хотел приходить в соприкосновение с такими людьми, как мытарь. Последнее мнение, впрочем, едва ли можно принять, потому что этого не допускает смысл греческого выражения (здесь поставлено не καθ´ αυτν, а πρς αυτν). «Боже! благодарю Тебя». Фарисей начинает молитву как должно, но сейчас же переходит к осуждению ближних и к возвеличиванию себя самого. Это не Бог дал ему силы совершать добрые дела, а он сам все сделал. «Этот мытарь» – правильнее: «вон тот, мытарь!» – выражение презрения. Лк.18:12 .  пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Кроме отрицательных качеств, какие приписал себе фарисей выше (он – не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он говорит теперь о своих положительных заслугах пред Богом. Вместо того чтобы поститься один раз в году – в праздник очищения ( Лев.16:29 ), он, подобно другим набожным иудеям, постится еще два дня в неделю – во второй и пятый (ср. Мф.6:16 ). Вместо того чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли, получаемой ежегодно в стаде, или от плодов ( Числ.18:26 ), он дает десятину от «всего», что получает – с самых, например, мелких трав ( Мф.23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Матфея, восполняя сказание этого последнего. «Сойдя с ними:» с горы, на которой совершилось избрание и поставление их в Апостолов. – «Стал Он на ровном месте  и  пр.:» представляется, что Господь, стоя на этом же ровном месте (равнине в противоположность с горой), произнес и последующую беседу (ст. 20). Между тем, по сказанию ев. Матфея, Господь произнес ее сидя на горе ( Мф.5:1 ), почему она и называется нагорной. В объяснение этого надобно обратить внимание на то, что здесь не говорится точно, что стоя на равнине Господь говорил речь свою, а что здесь только собралось около Него множество народа и Он исцелял их тут; что у ев. Матфея в этом случае более частные черты относительно места произнесения беседы, и ими значит надобно восполнять более общие черты сказания ев. Луки. Из сличения этих сказаний дело представляется в таком виде: Господь с Апостолами сошел с горы и остановился на равнине, где окружило Его множество пришедшего к Нему народа (Лк. ст. 17–19); после этого Он снова взошел на гору ради удобства проповеди с нее многочисленному народу, и, седши там, произнес беседу ( Мф 5, 1 ). Так объясняет, и весьма вероятно, это кажущееся разноречие бл. Августин. – «И множество учеников Его»: т. е. последователей в общем смысле слова, в противоположность ближайшим, только что избранным 12 ученикам Его. – «Тирских и Сидонских»: см. прим. к Мф.11:21Лк.6:18 . которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. Лк.6:19 . И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. «Которые пришли» и пр.:  ср. прим. к Мф.4:24 . – «Народ искал прикасаться и пр.:» ср. прим. к Мф.9:20–22 . Мк.5:21, 25–34 . – «От него исходила сила:» «пророки и другие святые не имели силы, исходящей от них, ибо они не были сами источниками сил. А Господь имел силу, исходящую от Него, ибо Он сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную выше» (Феофил.). Лк.6:20 . И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

—305— почему вера и любовь одних членов Церкви может спасительно воздействовать на других, мы не в состоянии. Но во всяком случае это – истина, не подлежащая ни малейшему сомнению и засвидетельствованная во множестве мест Св. Писания. В слове Божием заповедуется нам молиться друг за друга ( Иак.5:16 ), молиться за всех людей ( 1Тим.2:1 ; сн. Еф.6:18–19 ), – говорится, что молитвы наши за ближних могут быть благотворны для них в нравственном отношении ( 2Фес.1:11–12 ; Еф.6:18–19 ), что особенно много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Разделять здесь умерших от живущих не согласно с духом Библии, где сказано: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Сам Спаситель наш, во время Своей земной жизни, не раз являл животворную помощь людям по вере и предстательству их ближних. Так, Он отпустил грехи и исцелил расслабленного за веру принесших его (Мф.9:2; Мк.2:5 ); исцелил слугу сотника капернаумского по вере господина его (Мф.8:13; Лк.7:9–10 ); исцелил бесноватую дочь хананеянки за веру матери ее ( Мф.15:28 ); воскресил дочь Иаира по вере отца ее ( Мк.5:36 ; Лк.8:50 ) и сына вдовы наинской – по состраданию к ней ( Лк.7:13 ). Ряд библейских свидетельств, подобных сейчас приведенным, можно было бы продолжить слишком далеко; но для утверждения той мысли, что вера и молитва одних может оказывать спасительное действие на других, вполне достаточно и сказанного. Молитва верующих содействует не телесному только и временному благосостоянию их ближних, но и духовному их совершенствованию, очищению от грехов и нравственному преспеянию. Ап. Павел свидетельствует перед филиппийцами: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве; чтобы познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию» (1:9–11). Но чтобы предстательство верующих друг за друга имело силу и действенность, необходимы известные условия со стороны тех, за кого это предстательство совер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XIV. Смирение и гордость «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4). «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15). «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6). «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6). «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно е и смиренно е Бог не уничижит» (Пс. 50:19). «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижи л моления их» (Пс. 101:18). «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте жив ущий и на смиренны х взирающий на небе и на земл е» (Пс. 112:5—6). «Высок Господь , и на смиренно е взирает , и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6). «Видел я нечестивого превозносящ его ся и высящ его ся как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36). «Ты низложил их , ко гда они разгорде ли с ь. Как... они пришли в разорение ? Внезап но исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19). «Ты, Господи, людей смиренны х спасеш ь и очи гордых смириш ь» (Пс. 17:28). «Ты смирил , как раненого , гордого» (Пс. 88:11). «Не жи л посреди дом а моего поступающий горд о» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5). Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Слова апостола Павла ( 1Кор.11:4–16 ) о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательный, а «обычай» (ст.16), относящийся до житейских «приличий» (ст.13). Кроме того, мнение это апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст.2 сравн. Мф.28:3 ), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст.4 и 5 срав. 1Кор.14:34 ), говорит не «нас», а «вас» (ст.14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других священных мест (см. Лев.21:5 ; Исх.29:4:6, 9:15 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия О вознаграждении за труд (требы) священнослужителей Мф.10:8 . «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». Объяснение. Раздавать за плату благодать Божию никто не должен, но труд должен вознаграждаться пропитанием: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; Флп.4:16–18 ; 1Кор.9:7:11–14 ; Гал.6:6 . Ин.10:12 . «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Объяснение. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них, следовательно, это место относится всецело к самозваным пастырям: 1Тим.1:6–7 ; 2Пет.2:1–2 , а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10 ; Гал.6:6 ; и друг. Деян.8:18–20 . «Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Объяснение. Несмотря на своё недостоинство, «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» (ст.23), Симон Волхв хотел за деньги купить себе дар чудотворения, который даётся от Бога даром, по мере веры, и поэтому Симон был осуждён. Священнослужители если и получают вознаграждение, то не за благодать Божию, а за труды свои, по слову Писания: Лк.10:7 ; 1Кор.9:7:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Екк. 1, 6) (по-церковнославянски – «на круги своя»). Власть предержащие. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1). В этом выражении апостол Павел говорит о принципе гражданской жизни христианина. По-церковнославянски высшим властям – властем предержащим. Употребляется в ироническом смысле по отношению к начальству. Власть тьмы (торжество зла). «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» (Лк. 22, 53) – слова Иисуса Христа, обращённые к пришедшим взять Его под стражу. Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта – мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала всё, что имела (Мк. 12, 41–44; Лк. 21,1–4). Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117, 22). Многократно цитируется в Новом Завете (Мф. 21, 42; Мк. 12, 10; Лк. 20, 17; Деян. 4, 11; 1 Пет. 2, 7). Возвращение блудного сына. Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушёл из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил всё наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощён (Лк. 15, 11–32). Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий своё злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7, 15). Врачу, исцелися сам. Церковнославянский текст выражения: «Врач! исцели самого себя» (Лк. 4, 23). Здесь Иисус Христос приводит известную в древнем мире пословицу, означающую: прежде чем давать советы другим, обрати внимание на себя. Время разбрасывать камни, время собирать камни (всему своё время).

http://pravoslavie.ru/46483.html

В отличие от дочери Иаира, о которой мы знаем, что ей было двенадцать лет, точный возраст юноши евангелистом не определен. Однако слово νεανσκος в греческом языке обозначает не отрока, а молодого человека, достигшего совершеннолетия. Этот же термин употреблен в отношении богатого юноши, не захотевшего последовать за Иисусом ( Мф. 19:20, 22 ), и юноши, который следовал за Иисусом, завернувшись по нагому телу в покрывало ( Мк. 14:51 ). Иисус прикасается к одру, на котором лежит тело умершего, очевидно, не для того, чтобы при помощи этого прикосновения возвратить юношу к жизни (в таком случае Он, скорее, прикоснулся бы к самому телу), а для того, чтобы остановить процессию. Возвращение умершего к жизни происходит благодаря словам Иисуса, обращенным к нему, похожим на те, которые мы встречаем во многих рассказах о чудесах. Слово «встань» Иисус обращал и к расслабленным ( Мф. 9:6 ; Мк. 2:11 ; Лк. 5:24 и Ин. 5:8 ), и к дочери Иаира ( Мк. 5:41 ; Лк. 8:54 ). После повелительного слова Иисуса юноша сел и начал говорить. Окружающих объял страх. Между тем Иисус отдал его матери его: здесь евангелист повторяет слова из рассказа о воскрешении пророком Илией сына вдовы в Сарепте Сидонской ( 3Цар. 17:23 ). Очевидно, Лука использовал это выражение вполне сознательно, чтобы напомнить читателям о чуде древнего пророка. Слова великий пророк восстал между нами могут указывать на распространенное представление о том, что Иисус это воскресший Илия, Иеремия или один из древних пророков. Однако они могут также означать веру в Иисуса как Того эсхатологического Пророка-Мессию, прихода Которого ожидал еврейский народ. Слова Бог посетил народ Свой связывают рассказ о воскрешении сына вдовы наинской с первым главами Евангелия от Луки, где сначала Мария говорит, что Бог воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века ( Лк. 1:54–55 ); затем Захария провозглашает, что Бог посетил народ Свой ( Лк. 1:68 ); и наконец Симеон, держа на руках Младенца Иисуса, говорит о Нем как о свете к просвещению язычников и славе народа израильского ( Лк. 2:32 ). Пришествие в мир Единородного Сына Божия является особой милостью Бога к народу израильскому. В то же время Иисус – Свет к просвещению язычников: Его миссия имеет универсальное, вселенское измерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Аще достоит (позволительно ли) в субботу целити (врачевать)? Подобный сему вопрос Иисус Христос предлагал фарисеям пред исцелением сухорукого ( Лк.6:9 ), когда тоже наблюдали над Ним, чтобы, как прибавляет евангелист, обвинить Его. Потому Господь и здесь предложил этот вопрос, что видел, что наблюдают за Ним, и конечно с целию, чтобы обвинить. Теперь же, когда фарисеи не могли отвечать (они же умолчаша) на вопрос Христов, они уже не имели права обвинять. Не могли отвечать, конечно, потому, что в самом деле не закон, а только вымышленное предание старцев запрещало лечение больных в субботу (чит. в объясн. 14. ст. 13 гл.). Лк.14:5 . И отвещáв к ним речé: котóраго от вáс осéл или вóл в студенéц впадéт, и не áбие ли истóргнет егó в дéнь суббóтный? Лк.14:6 . И не возмогóша отвещáти емý к сим. (При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это.) Господь, исцелив больного в субботу, дал фарисеям подобающее назидание, несколько подобное тому, которое Он сделал еще недавно, при исцелении скорченой женщины ( Лк.13:15–16 ). В студенец (колодезь), – так называемую цистерну; у еванг. Матфея, просто, в яму ( Мф.12:11 ). У евреев, в их каменистой и скудной потоками и дождями местности, колодцы обыкновенно устраивались таким образом: выдалбливалась более или менее глубокая яма, и во время осенних и зимних дождей в нее собиралась вода, которую и брали отсюда, как у нас берут из ключевого колодца, для употребления. Цистерны не всегда бывали огорожены и, по истощении воды, до новых дождей подолгу стояли пустыми. Поэтому животные легко могли падать в эти цистерны. Господь говорит излишним ревнителям субботнего покоя, что если не запрещается законом в субботу подать помощь в беде животному и освободить его от опасности, то неужели же противно ему подобное действие в отношении к человеку? Также не задолго пред сим, при исцелении скорченной женщины. Господь говорил им подобное: не отвязывает ли каждый из вас своего вола или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? и это не считается грехом против субботы ( Лк.13:15 ). Господь говорил так ясно и убедительно. Потому и не могли отвечать (невозмогоша отвещати), т. е. возражать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010