30. Много есть доказательств вечной жизни; нам же вожделевающим приобрести сию вечную жизнь, Божественные Писания предлагают и способы к ее приобретению. И о них-то, по продолжительности слова, предложим теперь немногие свидетельства, изыскивать прочие предоставляя рачительным. Иногда сказуется, что вечная жизнь приобретается верою: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» ( Ин. 3:36 ); и еще Сам Господь говорит: «Истинно, истинно, говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную» ( Иоан. 5:24 ). Иногда,– что приобретается евангельскою проповедью. Ибо говорит Господь: «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную» ( Иоан. 4:36 ). Иногда же,– что приобретается мученичеством и исповеданием веры во Христа. Ибо сказано: «Ненавидящий душу свою в мире сем, сохранит её в жизнь вечную» ( Иоан. 12:25 ). И еще, что приобретается предпочтением Христа имению и сродникам: «И всякий, кто оставит братьев или сестер... наследует жизнь вечную» ( Мф. 19:29 ); и соблюдением заповедей: «не убивай, не прелюбодействуй» (18), и все прочее, как ответствовал Господь приступившему и сказавшему: «Учитель Благий, что сделать мне, чтобы иметь жизнь вечную?» (16) и еще говорится, что вечная жизнь приобретается удалением от дел худых и, наконец, служением Богу. Ибо говорит Павел: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец– жизнь вечная» ( Рим. 6:22 ). 31. И много еще есть способов к приобретению вечной жизни, не упомянутых нами по множеству. Ибо человеколюбец Господь не одну и не две только, но много отверз нам дверей для вшествия в жизнь вечную, чтобы сколько зависит сие от Него, всем невозбранно было можно насладиться ею. Это пока кратко сказано нами и о вечной жизни, которая составляет предмет последнего и окончательного учения в исповедании веры. И, о если бы, по благодати Божией, вкусить оной всем нам как учащим, так и слушающим! 32. Наконец, возлюбленные братия, словоучения призывает всех вас уготовить душу к принятию небесных даров. О преданной вам во исповедание святой и апостольской вере, в эти протекшие дни четыредесятницы, по благодати Божией, сказали мы сколько можно было огласительных слов. Не утверждаю, что это одно и обязаны мы были сказать, потому что многое нами опущено и, может быть, гораздо выше понимаемое более совершенными учителями. Но как наступает уже день Святой Пасхи, в который любовь ваша просветится о Христе банею пакибытия, то, если угодно будет Богу, еще будете научены тому, что прилично знать вам, а именно: с каким благочестием и с какою чинностию надлежит вступать призванным; для чего совершается каждое из святых таинственных действий крещения; с каким благоговением и с какою чинностию надлежит от крещения приступить к святому Божию жертвеннику и насладиться совершаемых там духовных, небесных тайн, чтобы по просвещении души вашей словом учения, подробно знать вам величие подаваемых вам от Бога дарований.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

34-36). 2. Смотри, сколько Христос предостерегал их! Он говорил: вы осуждаете отцов ваших, говоря, что не были бы сообщниками их; и этим не мало пристыжал их. Далее говорил: вы, осуждая их, поступаете еще хуже их, и это также достаточно было, чтобы посрамить их. Наконец говорит: это не останется без наказания, — и тем самым наводит на них величайший страх, напоминая им о геенне. Но так как до геенны было далеко, то Христос представляет им настоящие бедствия, и говорит: “что все сие придет на род сей” (ст. 36). С наказанием соединил Христос и величайшие бедствия, сказав, что они понесут наказание тяжелее всех; но ни от чего не сделались они лучшими. Но если кто спросит: за что же они терпят наказание тяжелее всех, я сказал бы: за то, что более жестоко и хуже всех поступают, и ничем из прежде бывшего не вразумились. Ужели ты не слыхал слов Ламеха: “Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро” (Быт. 4:24), то есть: я достоин больших наказаний, чем Каин. За что же? Ведь он не убил брата? За то, что не вразумился тем примером. То же самое говорит Бог в другом месте: “Не оставит без наказания … наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня” (Исх. 20:7,5), — не потому, чтобы кто-нибудь из них нес наказание за чужие проступки, но потому, что после многих грешников, и притом наказанных, они не сделались лучшими, но подобно им предавались греху, а потому и достойны того, чтобы им терпеть одинаковые наказания. Но смотри, как кстати Христос напомнил им об Авеле, показывая, что и это убийство было сделано по зависти. Итак, что вы теперь можете сказать? Или вы не знаете, что потерпел Каин? Разве Бог оставил без внимания случившееся? Не подверг ли Он его жесточайшему наказанию? Ужели вы не слыхали, что потерпели отцы ваши, избившие пророков? Не преданы ли они были бесчисленным мучениям и наказаниям? Как же вы не сделались лучшими? Но для чего мне говорить о наказаниях отцов ваших, и о том, что они потерпели? Ты, который произносишь осуждение на отцов твоих, почему хуже их поступаешь? Вы сами произнесли приговор, что “злодеев сих предаст злой смерти” (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

468. Предисловие от Писаний святых Отцов о мысленном делании, сердечном и умном хранении и проч. 469. Внутренний человек, гл. 3. 470. Слово 40. 471. Святой Петр Дамаскин. О третьем видении. Добротолюбие. Ч. 3. 472. Житие его. Четьи-Минеи, 24 мая. 473. Слово 31. 474. Смотри житие сего преподобного. 475. Рукописное житие преподобного Илариона Суздальского. 476. 1-я из молитв утренних: «От сна возстав, благодарю Тя, Святая Троице», и проч. 477. 6-я из утренних молитв: «Тя благословим, Вышний Боже», и проч. 478. Пс. 46:8. 479. [«Одни поют, …то есть молятся устами». — Ред.]. Слово о трех образах молитвы св. Симеона Нового Богослова. Добротолюбие. Ч. 1. 480. [«Те же, которые не поют, …также хорошо поступают, если находятся в состоянии духовного преуспеяния: им не требуется пения псалмов, поскольку они пребывают в молчании и непрестанной молитве». — Ред.]. Преподобный Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8. Добротолюбие. Ч. 1. 481. Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48:10). 482. Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого (1 Кор. 2:2). 483. …в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3). 484. Бодрствуйте на всякое время и молитесь (Лк. 21:36). 485. Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого (Лк. 21:36). 486. Мф. 25:32. 487. Бодрствуйте в молитвах. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 4:7;. 5:8, 9). 488. Непрестанно молитесь! (1 Сол. 5:17.) 489. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом (Флп. 4:6). 490. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4:2). 491. Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2:8). 492. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Ибо тот один действительно постигает силу и смысл того стиха, кто, до той чистоты тела и духа, о которой говорим, сознает, что он в каждую минуту охраняется Господом, чтобы опять не уклониться на прежнее, и что десница его, т.е. святыя действия постоянно ограждаются Им. Ибо Господь всегда присутствует при святых Своих не по левую сторону, потому что святый муж не имеет ничего леваго, т.е. худаго, но по правую, а для грешников и нечистых Он бывает невидим, потому что они не имеют правой стороны, на которой Господь обыкновенно находится, и не могут говорить с пророком: очи мои всегда к Господу; ибо Он извлекает из сети ноги мои ( Пс.24:15 ). Чего никто не может сказать справедливо, кроме того, кто все, что есть в этом мире, почитая вредным, или излишним, или по крайней мере низшим высоких добродетелей, весь свой взор, все старание, всю заботу приложит к образованию своего сердца и к чистоте целомудрия; таким образом дух, очищенный такими упражнениями и усовершенствованный успехами достигнет совершенной чистоты души и тела. 6. Терпение подавляет разжение похоти. Сколько кто преуспеет в кротости сердца и терпении, столько же преуспеет и в чистоте тела и, чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Ибо тот не выгонит жара из тела, кто наперед не подавит волнения души. Это ясно доказывает учение Спасителя о блаженствах: блаженны кроткие; ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ). Следовательно не иначе мы завладеем нашей землею, т.е. не иначе мятежная земля нашего тела подчинится нашей власти, как если наперед дух наш укрепится в кротости и терпении; и никто не сможет прекратить войну похоти, возстающую на свою плоть, если кто наперед не будет снабжен оружием кротости. Ибо кроткие наследуют землю… и будут жить на ней вовек ( Пс.36:11,29 ). Как мы можем завладеть этою землею, это пророк объясняет в следующих словах псалма:уповай на Господа, и держись пути Его; и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю ( Пс.36:34 ). Ясно, что никто не может восходить к получению во владение этой земли, кроме только тех, которые, при непоколебимой кротости и терпении соблюдая пути Господни и заповеди, из грязи плотских страстей будут Им извлечены и возвышены.

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы(Втор. 15:8) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному, не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его (Притч. 29:1-2). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам (Притч. 3:27-28). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая (Пс. 111:5); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет (Пс. 36:26). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает (Пс. 36:21). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему, как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради (Сир. 29:9-10). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! (Сир. 35:24). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно. Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:8); и: В нуждах святых принимайте участие (Рим. 12:13). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему(Зах. 7:9). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Как и когда нам позаботиться о душевном богатстве добрых дел, когда мы жадны только для богатства тленного и собираем его всеми силами, средствами, когда сердце прильнуло к деньгам, к миру, а не к Богу; как взыграться душе Духом Святым, когда мы заняты непрестанно играми и увеселениями земными, суетными! в)  Может быть, скажет кто-нибудь: «не корыстолюбие только и не пристрастие к деньгам , не алчность и жадность заставляют людей всеми силами души своей желать благ земных. Кто не видал, кто не знает примеров ужасающей бедности. Что делать ввиду угрожающей со всех сторон нужды, как избежать ее? Притом, желая денег, часто вовсе не думаешь о себе. Не крушит ли многих при этом забота о детях, о ближних? Сказать ли откровенное слово в ответ на эти возражения? Знаете ли, что слышится в этих словах? Маловерие. Если приходилось вам встречать примеры горькой нужды в жизни ближних, исследовали ли вы настоящие ее причины? Не находили ли в большинстве случаев какой-нибудь порок причиной бедности? Вот давнее, но глубоко верное наблюдение: «Я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба. Он всякий день милует и взаймы дает и потомство его во благословении будет» (Пс. 36, 21–36). Не сказано ли нам устами самой Истины, что жизнь человека не зависит от имения его? «Не заботьтесь и не говорите, – учит далее Она, – что вам есть, или что пить, или во что одеться, потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 24–33). III. Имей же мужество каждый из нас укрепиться в незыблемой вере и надежде на эти божественные обетования. Положись на промысл Божий, что бы ни говорила тебе близорукая житейская мудрость. Не на деньги надейся, а на Бога, неусыпно пекущегося о всех и наипаче о разумных и словесных тварях Своих, и в особенности о живущих благочестно. Положись на Него совершено: Он знает, как тебя провести безбедно чрез настоящую жизнь и привести к Себе – в вечное Свое Царство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Какое еще лучше доказательство нужно тебе, безумец, в том, что последователи вашей веры ошибаются, последователи же нашей - правы? Ибо, если бы все ваше учение не было пустословием и ложью, то оно, имея такую поддержку в людях, не уменьшалось и не ослабевало бы так в своих последователях. Видел я нечестивца грозного, расширявшегося, подобно укоренившемуся, многоветвистому дереву; но он прошел, и вот нет его; ищу его и не нахожу (Пс.36:35,36). Эти слова Пророка относятся к вам, сторонникам идолопоклонства, так как скоро, скоро настанет время, когда не будет уже ни одного из вас. Вы исчезнете с лица земли, как исчезает дым в воздухе; истаете, как тает воск от близости огня. А о Евангельском учении Господь говорит: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф.24:35). Псалмопевец восклицает: В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса- дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; а все они, как риза обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся (Пс.101:26,28). И божественные вестники пришествия Христова, мудрые рыбаки, исторгшие всех из глубины лжи, о которых ты с таким презрением отзываешься, ты, ничтожный раб греха, - воссияли в мире, подобно солнцу, даруя слепым зрение, глухим - слух, хромым - способность свободно ходить, мертвым - жизнь. Самые их тени исцеляли всякие людские страдания. Злых духов, которых вы боитесь, как богов, они не только изгоняли из людей, но и вообще из вселенной силою знамения Креста, на который они указывали, как на всемогущее средство, отвергнув всякую ворожбу. Таким образом, Апостолы, исцеляя могуществом Христа всякий людской недуг, восстановляя разрушенное, естественно служат предметом удивления для всех благомыслящих, как вестники истины. Что же ты теперь можешь сказать о твоих мудрецах и ораторах, которых Господь, при всей их мудрости, уличил в глупости? Что скажешь о приверженцах диавола? Что достойного внимания сделали и оставили они для людей? О них что можно сказать, кроме их недальновидности, глупости и некоего искусства скрывать под внешним блеском речи всю грязь своей постыдной веры?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

" Ложе» мишкав – 1) время уединения и искренности; «говорите в сердцах ваших на ложах ваших и утихните» ( Пс.4:5 ); 2) место естественного пребывания: «да торжествуют милостивые во славе, радуются на ложах своих» ( Пс.149:5 ); идолопоклонник «на горе высокой и возвышенной ставит ложе свое» ( Ис.57:7 ). Чаще всего «ложе» – время упокоения, но может быть и так: «они не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих» ( Ос.7:14 ). Псалом (стихи 4 и 5) рисует лжеца и лицемера: когда он говорит, то «слова» его оборачиваются «бедствием» (авен), потому что на дне своего многодонного сердца – «на ложе» – он умышляет «беззаконие» (авен). Такие мысли «на ложе» не останутся без осуществления. Об этом говорит пророк Михей: «горе умышляющим беззаконие и изобретающим зло на ложах своих; во свете утра они сделают это, ибо есть сила в руке их» ( Мих.2:1 ). Для такого грешника весь вопрос состоит в том, хватит ли у него ресурса (власти, финансов, авторитета); если ресурса достаточно, то он непременно будет осуществлять наглое беззаконие. Таких грешников Давид называет «делающие беззаконие» ( Пс.36 /35:13). Фарисеи – злодеи полного цикла. «Стал на пути недобром (ло-тов), злого (ра) не отверг». – Напоминание о «древе познания доброго и злого»: того, что «хорошее» (тов) в глазах Божиих («и увидел Бог, что это хорошо»), и того, что «злое» – в переводе LXX: «лукавое» (πονηρς); как мы просим Отца Небесного: «избавь нас от лукавого» ( Мф.6:13 ). Древо познания в раю говорило не о категориях «добро и зло», но о личностях – Боге и диаволе: их нельзя было поставлять на один уровень, чтобы затем «выбирать» между тем и тем 212 . В изображении Давида «нечестивец» ( Пс.36 /35:2) таков:        он окончательно определился: стал на пути «нехорошем», «лукавого» не отверг. Такой во зле пойдет до конца – предаст себя диаволу, чье имя «нечестивый» ( Иов.9:24 ). Поскольку «нечестивец» знает, к кому он идет и кому служит, он (необычное словоупотребление) буквально: «предстал на пути недобром» (см. Пс.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Мф. 13:8). Нет ничего выше, чем утвержденная надежда. О любви же, которая на третьем месте упоминается, но на первом месте стоит среди всех добродетелей, мы еще расскажем далее. Первый же был Енос, который был [сын] Сифа, — праведник от праведника; сей упова призывати имя Господа Бога (Быт. 4:26). Ибо те, которые руководятся надеждой на Бога, к Нему Самому возводятся и просвещаются сиянием Его вечного Света. Давид-царь, состарившись, не мог согреться в оправданиях своих, попросил себе девицу — соманитянку, чтобы согревала его (3 Цар. 1:3). Соманитянка же переводится как «небесная». Но не познал ее царь, то есть не растлил свою небесную надежду. Смотри же, что говорит Писание:И аще уснета два, тепло има будет (Еккл. 4:11). Вера, если имеет надежду, делает свое дело и согревает обладающего, как говорит блаженный Петр: [Посему, возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа, как послушные дети (1 Пет. 1:13-14). И Сирах: кто надеялся на Господа — и был оставлен? или кто пребывал в страхе Его — и был постыжен? (Сир. 2:10). И Псалмопевец: Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его (Пс. 39:5); и: да возвеселятся вси уповающии на Тя (Пс. 5:12), и опять-таки: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя (Пс. 27:7) от Его помощи; и других руководил, говоря: Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш (Пс. 61:9); и: Уповай на Господа и твори благостыню (Пс. 36:3); Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит (Пс. 36:5). И Исаия: [Col. 1440] уповахом на имя Господне и память, еяже желает душа наша (Ис. 26:8). И вновь Павел: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении (Рим. 8:24-25); и: твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Христос Спаситель, как Сын Божий и Наследник царственной власти Божией над миром, дал гласу своему глас силы или особенную силу гласности: Евангельская проповедь о Христе, как распятом, воскресшем и вознесшемся Искупителе мира, во исполнение Его всемогущего повеления, с силой истинно божественного гласа, как гром небесный, прозвучала не только над всей землей народа Божия, но и над всеми странами вселенной, до крайних пределов ее (Мф.28:18–20; Мр.16:15,20 ; Лк.24:46–47 ; Деян.1:8 ). Только после воскресения и вознесения Христа Спасителя обратились к истинному Богу и все царства земли. Так, с этого времени, согласно пророчеству Псалмопевца, пошли молитвенники, как истинно верующие поклонники, в Иерусалиме, с дарами во храме единого истинного Бога. С этого же времена и в таких странах, как Египет и Ефиопия, верующие стали славословить Бога Спасителя своего, как воскресшего и вознесшегося на небо, и на своем языке, при своем богослужении, в своих храмах (ст. 32–35). И, наконец, с того же времени, Господь стал истинно дивен во святых своих, и не только в сонме св. Апостолов, избранных в среде народа Божия, но и во всех странах и особенно в Египте, где в пустынях Фиваиды и других местах воссияли истинно дивные мужи – подвижники, эти звезды духовного неба – Антоний, Павел, Макарий и многие другие (ст. 36). Итак, только по воскресении и вознесении своем, силою своего Слова и дивными подвигами Святых своих, создав в мире свое вечное царство мира, Господь Спаситель поистине дал силу и державу людем своим, и в них и чрез них Сам стал поистине благословенным Богом во всех царствах земных (ст. 36 и 33). 8 Селмон, точнее Цалмон, что значите мрачный (– от эфиопского слова цалам – быть мрачным). Так называлась гора, находившаяся в колене Ефремовом, близ города Сихема, с западной стороны от него. Поросшая лесом, гора Селмон представлялась тенистою: деревья ее казались мрачными и как бы грозными; но в зимнее время она обнажалась и не редко покрывалась снегом, как бы проказой. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010