«А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющаго: Авва, Отче!» ( Гaл. IV, 6 ). »Возлюбленные, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть« ( 1Uoah. III, 2 ). § 33. О восьмой заповеди блаженства 268. Что означает 8-я Христова Заповедь: «Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное» ( Mф. V, 10 )? Одушевленные жаждой правды и поднявпгие данное от Бога знамя истины, – по слову сей заповеди, втечении земной жизни претерпят изгнание и за это Христос наградить их блаженством, введением в Царство Небесное. 269. Как следует здесь разуметь слово – изгнание? Изгнание за правду может иметь различный степени и оно заключается в душевных страданиях, которым подвергаются поборники истины: а) духовное отчуждение от них, которое выказывают близкие по вере люди; б) отвержение или порицание их трудов и служения; в) противодействие их Богоугодной деятельности; г) стеснения, чинимыя при помощи властей; д) удаление их в ссылку; е) опорочение клеветой. " Чужим я стал для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня« ( Nc. LXVIII, 9, 10 ). 270. Возможно ли изгнание за правду в христианском обществе и от близких по вере? Общая история наполнена примерами преследований лучших слуг человечества. Но и церковная история показывает, что те из святых мужей, которых, сообразно их дарованиям или их духовному преуспеянию, Бог поставил на высокое служение Церкви, – подвергались непризнанию, поруганию, изгнанию и даже мученичеству . Все это перенесли такие светочи веры, как Афанасий Великий , Иоанн Златоуст , Максим Исповедник , Софроний Иерусалимский и др. " Да и все, желающие жить благочестиво во Христи Иисуси, будут гонимы» ( 2Tuм. III, 12 ). Св. Апостол Павел был сильно побит камнями, когда проповедывал Евангелие в Листре, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вери и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Дeяh. XIV, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Быт.6:10–13 . Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. Заключающиеся и этом разделе четыре стиха представляют почти буквальное повторение вышесказанного в стихах Быт. 5:32, 6:5–7 . Но это никого не должно смущать: так как в 9 ст. этой главы, как мы отметили, началась новая историяистория Ноя и потопа, которая первоначально составляла особое и независимое повествование, то такое повторение более, чем естественно; и удивительное совпадение в содержании является лишь новым доказательством истинности самых событий, служащих предметом рассматриваемых повествований. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Многие комментаторы не без основания предполагают, что здесь речь идет о конце того сто двадцатилетнего периода, который назначен был Богом для покаяния людей и в течение которого Он тщетно ожидал их исправления ( 1Пет. 3:19–20 ; 2Пет. 3:9–15 ). Построение им ковчега Быт.6:14 . Сделай себе ковчег из дерева гофер; В еврейском тексте этот «ковчег» обозначен термином теба, который еще раз прилагается в Библии к той корзине, в которой спасен был Моисей ( Исх. 2:5 ); откуда можно думать, что и ковчег Ноя колоссальных размеров, представляет собою тип подобного примитивного сооружения. Самое дерево «гофер», из которого был построен ковчег, принадлежит к породе легких, смолистых деревьев, наподобие кедра или кипариса ( Исх. 27:1, 30:1 ). В построении деревянного ковчега, где первобытный мир в лице своих представителей избежал гибели от водной стихии, отцы Церкви усматривают символическое предуказание на древо крестное и воду крещения, путем которых новозаветное человечество находит свое спасение. отделения сделай в ковчеге Буквально с еврейского – «гнезда» (kinnim) или клетки, очевидно, для птиц и зверей, которых, согласно божественному повелению, Ной должен был поместить в ковчеге.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В 304 г. по Р. X. здесь пострадал мученик Димитрий Солунский, ставший после покровителем города. В 389 г. город Ф-ка был местом страшной резни, устроенной по приказанию Импер. Феодосия, мстившего городу за убийство своего чиновника. За эту кровавую резню Имп. Феодосий был обличен св. Амвросием Медиоланским и должен был понести церковное наказание. В 904 г. Ф-ка была захвачена Сарацинами, в 1185 г. она перешла во власть норманнов из Сицилии, а в 1422 подпала под протекторат Венеции. В 1430 г. город был завоеван турками; и только в 1912 году освобожден соединенными усилиями балканских христиан. В настоящее время это второй по величине город на Балканском полуострове к несчастию густо заселенный евреями. Для славян Ф-ка будет всегда памятна как родина великих Апостолов славянства – св. братьев Кирилла и Мефодия. История основания Фессалоникийской церкви История появления в Фессалонике света Христова учения рассказана в XVII г. кн. Деяний. Здесь мы читаем о том, как Апостол Павел, во время своего второго миссионерского путешествия, сопутствуемый Силою и, вероятно, Тимофеем, пройдя Амфиполь и Апполлонию, пришел, наконец, в Ф-ку, где была синагога. «Пострадав и быв поруган» ( 1Сол. 2:2 ) в Филиппах, Апостол все таки дерзнул проповедать слово Божие и в Фессалонике. Следуя своему обычаю, Апостол начал с проповеди среди местных евреев. В течении трех суббот он вел беседы с евреями на тему о том, что « Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что сей Христос есть Иисус, которого я проповедую вам» ( Деян 17:3 ). Результаты проповеди среди евреев оказались, однако, не особенно блестящими; благодарную почву представляли не гордые сыны Авраама, а прозелиты из язычников. « И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин не мало» ( Деян 17:4 ). Судя по этому стиху кн. Деяний большинство обращенных, принадлежало к числу « σεβμενοι» – «благочестивых Еллинов», принявших основные положения иудаизма, и посещавших синагогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Библии эта тема явно и четко раскрывается в первом псалме Давида, о котором сегодня мы поговорим подробно. В истории Церкви есть множество примеров, как человек совершает такой выбор, расскажу лишь один. Существует такая благочестивая история из жизни Святого Антония Великого , основателя монашества, когда к нему пришел один молодой юноша, которого звали Павел, и спрашивает его: «Что мне делать, Авва?» (чтобы спастись) . И святой Антоний говорит ему: «Читай три строчки первого псалма, иди и исполняй их. Вот они три строчки первого псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей». Исполни и приходи ко мне будешь дальше следовать по этому пути». Пошел юноша исполнять эти строчки и пропал. И приходит уже через 20 лет к св. Антонию умудренный, почти пожилой человек. Антоний не узнал его и говорит: «Ты кто и где ты был?». И тот ему открыл, что он эти 20 лет исполнял указанные строчки и не где-нибудь, а в пустыне. За ту простоту, с которой этот Павел воспринял Слово Божие, за то как близко к сердцу он его воспринял, Церковь наделила его именованием Препростый, Павел Препростый. И, действительно, история говорит что потом Павлу Препростому Господь дал обильную благодать, что с самыми сложными случаями, когда приходили к св. Антонию люди и спрашивали какого-либо совета, а св. Антоний вдруг затруднялся, он отправлял к Павлу, и Павел в своей простоте вразумлял этих людей и они уходили с благодатью Божией, они уходили просвещенными. Из этого примера мы видим, что человек, который совершил правильный выбор, уже спасается в надежде своей и конечно через него начинает действовать Господь чтобы помочь другим людям. Теперь давайте посмотрим что говорит об этом Священное Писание – Библия, а именно первый псалом Давида из Псалтири: 1. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителе. 2. Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

В культурном отношении период владычества гиксов считается темным в египетской истории, но он мог быть не таковым в отношении религиозном. За всем тем считается несомненным и бесспорным, что в этот период египтяне почитали тех богов, о которых обыкновенно говорят, говоря о египетской религии. Об истинном Боге вспоминали порою, но ложным служили постоянно. Нам это представляется психологически понятным и исторически постоянно подтверждающимся. Истинное богопочитание требует от человека слишком много жертв и слишком высокой собранности духа, путем самообмана человек трудные требования заменяет более легкими и истинным религиозные представления, отвечающие идеальной природе человека, заменяет другими, которые ближе отвечают его природе греховной. История постоянно показывает нам, как легко люди всегда позволяли себя увлекать на этот путь самообмана. Правилом политической мудрости владык издревле было – приспособляться к народным верованиям. Так Киры и Александры кадили всевозможным богам. И правилом политического благоразумия всегда было – молчать о своих верованиях и не оспаривать заблуждений других, раз они господствуют. И исцеленный Елисеем Нееман просил о дозволении поклоняться Ремману ( 4Цар. 5, 18 ). Напрасно говорят, кощунствуя, что Бог евреев заботился только о племени Авраамовом. Нет, Бог евреев, единый истинный Бог всегда простирал свою всемогущую десницу ко всему человечеству. Но люди упорно уходили от Бога, и в этом стремлении к удалению от истины и правды был только менее виновен, но отнюдь не невиновен совсем избранный род Авраамов. Вопль Господа: «Иерусалим, Иерусалим избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Мф. 23, 37) – это история божественного промышления о всем человечестве. Разве Иосиф, Иаков, лучшие из евреев не были пророками для египтян? Чем отплатили египтяне еврейскому народу? Господь дал обетование Аврааму, что в семени Исаака благословятся все племена земные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

В Раю человек обладал сильным и проникновенным разумом, физической силой, чистотой чувств и правильным устремлением воли. После грехопадения его духовные и телесные силы пришли в дисгармонию. Но особенно усилилось это расстройство в среде сынов человеческих – нераскаявшихся потомков Каина. Они положили начало прогрессу земной цивилизации, но вместе с этим произошло извращение веры в истинного Бога. Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Они... осуетилисъ в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» [ Рим. 1. 21–25 ]. Таким образом, после изгнания первых людей из Рая на Землю, они разделились в своих верованиях на Сынов Божиих, которые исповедывали монотеизм, и на Сынов Человеческих, которые извратили истинное Богопочитание. Отсюда и берет начало так называемая история религий, а по существу история антирелигий, в основе которых лежит оккультизм – бесопочитание. Так об этом говорит св. пророк Давид: «Вси бозе язык бесове» [ Пс. 95. 5 ], а в другом месте, говоря о языческих жертвоприношениях, сетует о заблудшем народе своем, что они вместе с язычниками «Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» [ Пс. 105. 37 ]. Православная богословская наука утверждает, что первичной формой религии является монотеизм, а затем, как антипод, возник и оккультизм во всем многообразии его форм. Согласно учению святых отцов христианской церкви, все религии древнего мира в той или иной степени наполнены оккультным содержанием. Так, в каждой религиозной практике античного мира есть опыт духообщения, духи же эти, в свою очередь, с Богом Саваофом ничего общего не имеют, следовательно, относятся к роду Люцифера. Современный оккультизм с этим вполне согласен и как раз на это и обращает свое внимание, создавая различного рода апологии Люциферу, признавая в нем величайшего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

В том, как она научила своего любимого сына Иакова обмануть отца и хитростью получить от него благословение первородства, думаем, уже сказывается влияние месопотамских, арамейских воззрений, в которых истина перепуталась с ложью, правда с хитростью и обманом. Имел из за своей жены Исаак столкновение с Авимелехом герардским – преемником или одним из преемников того Авимелеха, с которым некогда столкнулся Авраам. По примеру отца Исаак выдал жену за сестру. Авимелех из окна как-то увидал, что отношения Исаака к Ревекке отношения мужа к жене, а не брата к сестре. Он призвал Исаака к себе и сказал: «что это ты сделал с нами? едва один из народа (моего) не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех . И дал Авимелех повеление всему народу: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти» (26, 10–11). История Авраама с Авимелехом и история Исаака с Авимелехом настолько сходны, что с рационалистической точки зрения представляется наиболее удобным объяснять их, как два варианта одной и той же саги. Но с точки зрения православной, которая, полагаем, и есть единственно разумная, из этих повествований должно извлекать более глубокое содержание и в них должно, видеть изображение двух последовательных исторических моментов в жизни народа, далее и далее уходившего отлица Господня. Авимелех второй повидимому также боится греха и также ясно видит, что Бог с Исааком (28 ст.), как боялся греха и как ясно видел в Аврааме богоугодного человека Авимелех первый. Но при этом сходстве между ними открывается и различие: Авимелех первый сам получает откровения от Бога, об Авимелехе втором этого не говорит писание. Он пришел к заключению о том, что Бог, с Исааком, из наблюдения факта житейских удач Исаака. Затем Авимелех второй боится греха не как нравственного преступления, но повидимому исключительно как такого дела, которое может повлечь за собою для него и его народа весьма тяжелые последствия. Для Авимелеха перваго Авраам был молитвенником, ходатаем пред Богом, и Авимелех говорил Аврааму: «вот, земля моя пред тобою; живи где тебе угодно» ( Быт. 20, 19 ); Авимелех второй говорит Исааку: «удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас» (26, 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Владыка архиепископ Максимилиан сегодня говорил о любви, которая должна быть отличительным признаком православного христианина. Мы не можем совершенно забыть мирские заботы, но можем и должны стремиться стяжать любовь Христову. По слову Апостола Павла, «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (1 Кор. 13:4-8). Любовь проявляется в отношениях с нашими ближними, с которыми мы вместе идем по дороге жизни. Всем нам следует помнить слова Христа Спасителя и руководствоваться ими: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12). Нам бывает больно и тяжело, когда по отношению к нам проявляют неприязнь, когда в трудную минуту нам отказывают в помощи, осуждают нас, но, помня это и исполняя слова Спасителя, мы не должны поступать так же. Поверьте, следуя заповедям Христовым, легче живется и нам самим, и нашим ближним. Сейчас на Руси восстанавливаются храмы, возрождаются искалеченные души людей. Вновь обращаясь к вере Христовой, мы возвращаем себе историческую память. 1000-летняя история Руси преподает нам образцы благочестивой жизни наших предков, их бережного отношения к святой Православной вере и земному Отечеству. История Православной Руси полна примеров преодоления трудностей и испытаний, вражеских нашествий и внутренних нестроений силой веры Христовой. И в прошлом, и ныне Церковь призывает всех нас к молитвенному подвигу, который освящает жизненный путь каждого человека, и особое значение имеет общая церковная молитва. Как сказал Господь: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Я молитвенно желаю всем вам: руководству области и города, владыке архиепископу Максимилиану, священнослужителям, монашествующим и всем вам, дорогие братья и сестры, — жить в мире и согласии. Молитвами Собора Вологодских святых да укрепит всех вас Господь созидать свое будущее и будущее нашего народа, будущее Святой Церкви, будущее нашей великой Родины.

http://patriarchia.ru/db/text/258899.htm...

Вот несколько отрывков из истории старчества в Ветхом Завете, приобретающих, на основании всего вышеупомянутого, догматическое значение. • «Сыновья в утробе ее [Ревекки] стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа» ( Быт. 25, 22 ). Чрез кого же пошла вопросить? Св. Ефрем Сирин говорит, что это был Мелхиседек 179 • Известная история с гаваонитянами произошла именно потому, что израильтяне поступили самочинно, «а Господа не вопросили», как это требовалось (Ис. Нав. 9, 14 ). • Как ничего израильтяне не делали без Божьего благословения, хорошо показывает история с наказанием жителей Гивы Вениаминовой за их надругание (до смерти) над наложницей левита ( Суд. 20, 18, 23–27 ). • Также, когда Саул со слугою безуспешно искал пропавших ослиц и хотел вернуться домой, слуга предложил ему: «Вот, в этом городе есть человек Божий... все, что он ни скажет, сбывается; сходим теперь туда...» ( 1Цар. 9, 6 .) Причем приложена некоторая характерная особенность, и не один раз в Библии она сообщается ( 3Цар. 14, 3 ; 4Цар. 5, 15 ). «И сказал Саул слуге своему: вот, мы пойдем, а что мы принесем тому человеку? ибо хлеба не стало в сумах наших, и подарка [евр. , тешура (от глагола шур – являться, приходить на любовное свидание: см. Песн. 4,8 ; Ис. 57, 9 ), означает вообще «гостинец», «подношение», приносимое гостем, но никак не плату] нет, чтобы поднести человеку Божию; что у нас? И опять отвечал слуга Саулу и сказал: вот в руке моей четверть сикля серебра [по-нашему двугривенный] 180 я отдам человеку Божию, и он укажет нам путь наш» ( 1Цар. 9, 7–8 ). Отсюда следует, что, по закону Божьему, священнослужители должны не на жалованье у государства (как мечталось когда-то некоторыми) состоять, а на добровольные приношения жить. Так Бог чрез апостола и в Новом Завете повелел ( 1Кор. 9, 13–14 ; Мф. 10, 10 ), так и Сам Господь жил и питался ( Лк. 8, 3 ; Ин. 12, 6 ). Кто, как чиновник, мечтает о жалованье или плате, совершает, не думая о сем (а надо бы думать!), величайшее кощунство, богохульство – одним словом, так называемую симонию ( Деян. 8, 18–20 ), за которую виновный, по апостольским правилам, извергается из сана и отлучается от Церкви 181 Дары Св. Духа не продаются и не оплачиваются!.. И христианин, идя к прозорливцу или к св. причащению и неся с собою деньги, не за принятую благодать платит – прочь такое богохульство!

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте песню о том, что Иисус любит нас, и некоторые другие песни. Затем помолитесь: «Спасибо, Бог, за то, что Ты любишь нас. Помоги нам быть терпеливыми дома и в Церкви. Во имя Иисуса. Аминь.» БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ: Петр и петух Петр любил Иисуса. Из всех помощников Иисуса Петр был первым, кто сказал о своей вере и любви. Петр был первым, кто пообещал сделать все, о чем бы ни попросил Иисус. Однажды вечером Иисус был со Своими учениками. Иисус сказал: «Сегодня ночью каждый из вас потеряет свою веру в Меня.» «Только не я,» – сказал Петр. «Петр, — сказал Иисус, — в эту ночь до того, как петух пропоет, ты скажешь три раза, что ты даже не знаешь Меня.» «Я никогда не сделаю ничего подобного!» – сказал Петр. «Я лучше умру, чем сделаю так!» Поздно ночью пришли солдаты. Они были вооружены дубинками и мечами. Воины схватили Иисуса и повели Его. Ученики Иисуса испугались и убежали. Петр долго шел за ними. И когда они завели Иисуса в дом, Петр ждал снаружи. «Этот человек был с Иисусом,» – сказала одна девушка. Она указало прямо на Петра. «Я не был. Не знаю, о чем ты говоришь.» Петр боялся сказать правду. Еще одна служанка сказала: «Этот человек был с Иисусом. Я знаю это, потому что я видела их вместе!» И она указала прямо на Петра. «Да я даже не знаю этого Человека. Я никогда даже не слышал об Иисусе!» Петр снова испугался сказать правду. Затем еще несколько человек показали на Петра и сказали: «Ты друг Иисуса. Ты даже говоришь, как Иисус!» «Я не знаю Иисуса!» – сказал Петр. (Прокукарекайте, как петух.)  «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Вдруг Петр вспомнил, что сказал Иисус: «Петр, в эту ночь до того, как петух пропоет, ты скажешь три раза, что ты даже не знаешь Меня.» Петр так сожалел и ему было так стыдно, что он заплакал. Но Иисус все равно любил Петра. Иисус был терпеливым. Он простил Петра за то, что он сделал и помог ему стать одним из тех, кто больше всего потрудился для Иисуса. ИСТОРИЯ: Кто такой пациент? «Таня пациент! Таня пациент! Ха-ха-ха! Таня пациент!» «Нет, я Таня. Я не пациент, я маленькая девочка.» Таня начала плакать.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-zanyati...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010