Да, святой Иоанн Креститель был призван обличить мировую злобу и возвестить близкий конец ее владычества. «Порождения ехиднины», отродья диавольской лжи возненавидели пророка, ревнующего об утверждении правды Божией. Но совсем иначе восприняли проповедь Иоаннову смиренные грешники, сознающие свое ничтожество и нужду в исправлении. «Горький дикий мед» обличения, которым питал их Креститель, для их душ становился небесною сладостью, ибо в покаянии они черпали надежду на помилование от Правосудного Господа, на прощение своих грехов. Очистительное крещение покаяния выводило людей из суровых, подчас до беспощадности суровых к падшим пределов Ветхого Закона и ставило раскаявшихся перед вратами Царствия Божественной любви Нового Завета. Святитель Иоанн Златоуст говорит о Предтече так: «Руководимый Духом Божиим, он посредствует между законом и благодатью», – и в строгости этого духоносного посредника между двумя Заветами явлено величайшее человеколюбие. Святой Иоанн Креститель уподобился доброму и мудрому врачу, огненным словом прижигавшему греховные язвы душ человеческих. Тот же очистительный и спасительный огонь нес миру Сын Человеческий, о Котором говорит Предтеча: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Мф.3:11 ). Святая душа Иоанна Крестителя, пламенеющая боголюбием, была устремлена навстречу Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). В подвижническом служении и несравненной любви ко Господу смиренный Предтеча не искал для себя ни славы, ни чести. Этот праведник, не имеющий себе равных из рожденных женами ( Мф.11:11 ), почитал за счастье свидетельствовать о Христе: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви Его ( Мк.1:7 ). И вот настал долгожданный миг, когда святой Иоанн Креститель увидел на берегу Иордана шедшего навстречу ему Спасителя мира и Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем ( Ин.1:32 ). Ликующим торжеством переполнилась душа Предтечи, ибо он мог наконец въяве поклониться Агнцу Господню и воскликнуть: Сей Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня… И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:15 и 34).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Итак, Господь наш Иисус Христос приходит на Иордан и видит там необыкновенного пророка и подвижника — Иоанна Крестителя, одетого в одежду из верблюжьего волоса и изможденного постом до такой степени, что от слабости он качался на ветру, как тростинка. Сам Спаситель говорил про него: «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» ( Мф.11:7 ). И этот изможденный человек, почитаемый всеми за великого святого, говорит Господу, удерживая Его: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (ст. 14). Как видно из этих слов, Иоанн Креститель осознавал себя грешником и считал, что сам он так же, как и все люди, нуждается в очищении. Он не мнил себя праведником, хотя многие современники признавали его образцом святости и он был словно живая легенда. Каждый, кто видел его, испытывал стыд за свою нерадивую жизнь. Я думаю, что в то время Иоанн Креститель еще не знал, что перед ним Тот Самый обетованный Мессия, Сын Божий, пришедший спасти мир и все человечество. Однако он почувствовал, что к нему пришел Необыкновенный Праведник, не имевший никакого греха, потому что святые люди, исполненные благодати Святого Духа, узнают душу другого человека. Так и Иоанн понял, что перед ним — Единственный Человек, Который не нуждается в Крещении, но, напротив, столь чистый, что, скорее, Он может очистить от грехов его самого. «Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (ст. 15). Эти слова Господа можно расширить так: «Праведность, — говорит Он, — состоит в том, чтобы и Мне смириться и креститься, подобно грешникам. Я должен исполнить весь закон, а ты должен смириться и возложить свою руку на главу Сына Божия, ибо через это ты проявишь послушание тому откровению, которое ты получил в пустыне, и тогда узнаешь истину Пресвятой Троицы». Иоанн Креститель, хотя и осознавал себя грешником, но, по откровению, бывшему ему в пустыне, должен был проповедовать покаяние и крестить всякого, кто к нему обращался. В этом послушании состояло его истинное смирение. Иисус как бы напомнил ему об откровении в пустыне, и Иоанн, по совести сознавая, что он не должен ни для кого делать исключения, дерзнул допустить Господа ко Крещению. Господь вошел в Иордан, Креститель возложил на Него руку и погрузил Его в воду.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Не о своей славе ревновал Креститель, а о славе воплотившегося Сына Божия. Но падший мир не хотел видеть и признавать славы своего Спасителя, пришедшего «в рабьем зраке» – как Человек среди людей. Народ, скорее, готов был удивиться и преклониться перед святым Иоанном. А в Иисусе, как казалось обыденному взгляду, не было ничего удивительного и даже значительного. О Его Рождестве от Девы еще никто не знал, для всех Христос был бедняк из бедняков, «плотник, плотничий сын». Происхождение Его из городка «невежд в Законе» представлялось подозрительным: Из Назарета может ли быть что доброе? ( Ин.1:46 ), говорили они. Иисус не представлялся великим аскетом: не ел сушеной саранчи, не одевался во власяницу, не жил годами в пустыне – все в Нем виделось обычным. Хуже того, Он общался с людьми явно недостойными, с «подонками общества», и о Нем говорили: Вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам ( Мф.11:19 ). Конечно, дивный пророк Иоанн казался большинству несравненно выше Иисуса Назарянина. Креститель пользовался в Израиле высочайшим уважением. Историк Иосиф Флавий даже считал его смерть причиной войны и разрушения Иерусалима, – хотя это, конечно, иудейское заблуждение. И не случайно в обличение не принявших Христа Иисуса иудеев евангелисты так часто приводят свидетельства о Божественном достоинстве Иисуса, исходящие из уст почитаемого иудейством пророка Иоанна. Но сам Креститель понимал ничтожество земной своей славы, ничтожность всего земного – и поста, и пустынножительства, и любых подвигов внешнего благочестия, если они не ведут к Истинному Богу и ко спасению. Умаляясь пред лицом Иисуса, святой Иоанн проповедовал Его Божественную славу, потому что верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ему должно расти, а мне умаляться ( Ин.3:30 ), – говорил смиренный Предтеча Христов. Его умаление, уничижение длилось до конца: Креститель стал узником в сыром подземелье царя Ирода, был казнен по просьбе развратницы, его отсеченная голова выставлялась на позор посреди пьяной пирушки. Святой Иоанн вслед за всеми ветхозаветными людьми сошел в ад, но и там стал Предтечей Христа, так как проповедовал душам древних праведников совершившееся пришествие Спасителя и грядущее Его сошествие в ад и Воскресение.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Но кем же считал себя сам святой Иоанн? «Я не Христос» – так отвечал он на домогательства народа, так же ответил и священническому посольству. Креститель не называл себя ни Мессией, ни пророком Илией, и даже пророческое достоинство он отрицал за собою. Кто же был он, по собственному его убеждению? Никто и ничто. Только глас вопиющего в пустыне ( Ис.40:3 ). Только голос, только крик, обращенный к опустошенному грехами человечеству: покайтесь! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). Был только этот голос, этот зов в пустыне мира, а сам Креститель, возглашающий это по повелению Господню, считал себя более ничем, но он был призван к великой миссии, как об этом говорит другой Иоанн – апостол и евангелист: Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете ( Ин.1:6–8 ), то есть о Христе, Которого тот же евангелист называет так: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ). Восхищенным толпам, готовым поклониться ему и пасть к его ногам, Креститель не уставал повторять: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» ( Ин.1:30 ). Что значили эти слова святого Иоанна о Муже, Который был прежде него? Иисус Назарянин родился позже Крестителя и позже него вышел на проповедь. Но святой Иоанн узнал в Иисусе Господа своего, Сына Божия, бывшего не только прежде него, но и в вечности, и прежде всех веков. В сравнении с величием Божества ничем были все подвиги пустынничества; рядом с Единым Безгрешным нечист был и чистейший из людей. Еще царь-пророк Давид сказал: Всякий человек ложь ( Пс.115:2 ). И Креститель говорит: Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть. Приходящий с небес есть выше всех ( Ин.3:31 ). Так, для Грядущего вслед за ним Божественного Спасителя святой Иоанн сознавал себя недостойным выполнить даже труд последнего раба: я не достоин понести обувь Его ( Мф.3:11 ); я не достоин развязать ремень у обуви Его ( Ин.1:27 ). В этом было смирение Крестителя, в этом была и истинная мудрость.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

" Предтеча Спасителя " июля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию на Леушинском подворье Настоятель был награжден правом ношения палицы. " Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн - великий предстатель за род человеческий перед Господом после Матери Божией, - сказал владыка в проповеди. - Мы часто видим изображения на иконах: Спаситель в центре, справа Божия Матерь, а слева - Иоанн Креститель. В сегодняшнем евангельском чтении рассказывалось про его чудесное рождение: он пришел в мир вместе со Спасителем, на несколько месяцев опередив, чтобы засвидетельствовать перед родом человеческим, что Иисус Христос есть Мессия, и больше никого ждать не надо. Хотя некоторые в еврейском народе до сих пор ждут Мессию, Он уже пришел. Иоанн слышал голос Отца Небесного, видел Духа Святого, сходящего на Христа, и показал всему миру, что пришел настоящий Спаситель, Мессия. Иоанн, когда ему исполнилось тридцать лет, был послан Богом на Иордан, чтобы подготовить народ Божий, народ Израилев, к принятию своего Спасителя. Он обратился к народу с проповедью покаяния: чтобы принять Спасителя, благодать Божию, нужно очистить душу " . " К нему разные люди приходили: одних он приводил к Господу ласковым словом, других обличением, - продолжил архипастырь. - Но мы не должны брать с него пример в обличении: для этого нужно быть, как Иоанн Креститель. А мы часто, не имея такого духа, не ведя такую жизнь, начинаем всех обличать. Мы не имеем права. Иоанн Креститель питался акридами и диким медом, а мы? В пост подавай нам рыбу деликатесную, пост кончился - шашлыки. У Иоанна было одно одеяние из грубой верблюжьей шерсти, а мы как одеваемся? Шкафы забиты одеждой, да еще переживаем, что нечего надеть, надо что-то новое покупать. Иоанн Предтеча призывал: если имеешь две одежды, отдай одну нуждающемуся (Лк.3:11). Мы если так и делаем, то редко и с неохотой. Копим себе на жизнь длинную, думаем, что жить нам еще долго, а Иоанн Предтеча говорил: " Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Лк. 3:8-9). В любой момент Господь опустит секиру - и жизнь прекратится " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Ученичество у Иоанна Крестителя было связанно со строгой аскезой. Сам Креститель был подвижником: пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет (Лк. 7, 33), и такого же подвижничества требовал от своих учеников. Они много постились и творили молитвы: ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят (Лк. 5, 33). Как-то раз, когда они вместе с наставником стояли на берегу Иордана, Иоанн Креститель указал ученикам на идущего к ним Человека и сказал: вот Агнец Божий (Ин. 1, 36). В этом Человеке Иоанн Заведеев узнал Иисуса из Назарета. Предтеча остался на берегу Иордана, а его ученики, Иоанн и Андрей, направились вслед за Тем, на Кого указал им Иоанн Креститель. Впоследствии в написанном им Евангелии Иоанн Богослов так рассказывал о произошедшем: Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин. 1, 38–39). Далее Евангелие говорит о том, что будущий апостол Андрей рассказал о Христе своему брату – Симону; возможно, также поступил и будущий апостол Иоанн. В любом случае, вскоре после беседы со Спасителем Иоанн и Андрей оставляют иорданские берега и вслед за Господом возвращаются на родину – в Галилею. Следование за Христом: от встречи со Спасителем до призвания Сэтого времени – еще до окончательного призвания, Иоанн – возлюбленный ученик Христов – один из самых ближайших к Спасителю. Так что если апостол Петр олицитворял общественную составлющую апостольского служения, то Иоанн – духовную. Именно благодаря своему духовному настрою апостол Иоанн подмечал многое, что его собратья по апостольству оставляли без внимания. Благодаря этому в Евангелии, написанном впоследствии апостолом Иоанном, сохранилось свидетельство о событиях, о которых не сказано в синоптических Евангелиях. Так, он рассказывает о чуде в Кане Галилейской, которому стал свидетелем. Можно предположить, что он был одним из тех, кто наполнял кувшины водой, которую Господь Иисус претворил в вино. В любом случае и для него и для его собратьев по апостольству это чудо стало еще одним свидетельством того, что их Наставник – Мессия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

31) ( Лk. I, 5 ) – Захария – отец Иоанна Крестителя. Все то, что нам известно о Захарии, содержится в I главе Евангелия от Луки. Он был священником из Алиевой чреды и мужем Елизаветы, родственницы Пресв. Девы Марии, также происходившей из рода Ааронова. Оба они были праведны пред Богом, но не имели детей и находились в летах уже преклонных. Во время отправления чередной службы в храме, когда Захария вошел в святилище для каждения, ему явился архангел Гавриил и возвестил о рождении у него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, будет Предтечей Мессии, чтоб уготовить путь Его. Это великое благовестие смутило Захарию; он пожелал удостоверения, и вот, в наказание за маловерие, Господь дал ему такое знамение истины благовестия, что он будет нем и не будет в состоянии говорить до того дня, как сбудется благовестие. Обещанный сын родился, и, когда в восьмой день, по случаю обрезания младенца, присутствовавшие обратились к Захарии с вопросом – как бы он хотел назвать его, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн – имя его, и в это время вдруг отверзлись уста его, и он исполнился Духа Святого и начал пророчествовать, тогда как 400 лет не было уже пророка во Израиле. Первым предметом пророческой речи его была высокая, благодарственная песнь Богу ( Лk. I, 68–79 ), в которой воспел он не только высокое и исключительное положение Иоанна Крестителя пред прочими, но и неизреченные блага пришествия в мир Мессии, главнейшего предмета всеобщих ожиданий во Израиле. О дальнейшей жизни и смерти Захарии не сохранилось никаких положительных сведений. 32) Захария, сын Варахиин, упоминаемый Спасителем в Евангелии в грознообличительной речи против книжников и фарисеев ( Mф. XXIII, 35 , Лk. XI, 51 ). Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, говорил Спаситель, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Много было различных объяснений относительно упоминаемого здесь лица. Некоторые думали, что здесь разумеется Захария – отец Иоанна Крестителя, будто бы убитый по приказанию Ирода, другие полагают, что это был Захария Варахиин, один из 12 меньших пророков; но с большей вероятностью полагают, что здесь упоминается Захария, сын Иодая, по повелению ц. Иоаса побитый камнями во дворе Дома Господня ( II Nap. XXIV, 20–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

И такая организация прямо необходима для Царства Божия. Среди организованного зла не организовать добра было бы неразумно и жестоко по отношению к кротким овцам, блуждающим поодиночке среди волков хищных. Если мы всмотримся в заповедуемые Христом Спасителем в нагорной беседе – кротость, милость, миротворность, стремление к правде, целомудрие, готовность поделиться всегда своим имуществом с нуждающимися, готовность всегда прощать обиды, любовь ко всем без различия племени ( Лк.10: 29 – 34 ), даже обидчикам и врагам ( Мф. 5 гл.), то для нас ясно будет, что все это такие добродетели, которые нельзя носить только внутри себя, как добрые расположения, – это было бы ханжество и лицемерие, раз навсегда осужденное Спасителем ( Лк. 6: 46 и дал. Мф. 23: 3 ). Они (выше указанные добродетели) предполагают жизнь в обществе и обществом. И воля Спасителя такова, чтобы верующие не существовали отдельными единицами, но объединялись бы любовью и верою в одно общество: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18: 20 ), «молитесь же так: Отче наш » ( Мф. 6: 9 ) наставляет Спаситель своих учеников, осудив всякое обособление, эгоистичность и самозамкнутость. Так изнутри человека Царство Божие является наружу, проявляясь в делах любви к ближним и в братском единении с единомышленными. Это то же Царство Божие, но уже вынесенное наружу из сокровищницы сердца ( Мф. 12: 35 ), это естественный плод Царства Божия. Христос не однажды учил о Царстве Божием, вне нас находящемся, как особой организации. Так, раскрывая высочайшие преимущества Царства Небесного, отверзтого для людей в Новом Завете в сравнении с временем  закона и пророков, Христос говорит: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его; ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна», ( Мф. 11: 11 – 13 ), т. е. тот, кто вступил в Царство Небесное, тот больше самого Иоанна Крестителя, праведность которого никем не была превзойдена на всем протяжении Ветхого Завета, больше даже и в том случае, если бы в Царстве Небесном он не был не только лучшим, но и был меньшим и худшим других (μικρτερος); так легко истинный сын Царства Христова, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/raskryt...

Иоанн не объясняет своим ученикам, почему же Иисус крестит. Он лишь вновь говорит им о Его превосходстве над собой, продолжая своё прежнее свидетельство: «Ему должно расти, а мне умаляться. Свыше Приходящий – выше всех; сущий от земли – земной и от земли говорит. С неба Приходящий – выше всех» (3:30 – 31). Он призывает своих учеников к вере: «Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто нс принимает. Принявший Его свидетельство печатью своею заверил, что Бог истинен» (3:32 – 33). Те, кто не принимает проповедь Иисуса Христа, не верят тому, что говорит Бог: «Ибо Тот, Кого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына, и все дал в руку Его» (3:34 – 35). Для того чтобы «иметь жизнь вечную», необходимо не только согласиться креститься, но и стать учеником Иисуса Христа, «а не покоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (3:36). Христология и сотериология третьей главы В обращении Иоанна Крестителя к ученикам мы встречаем те же положения, что и в беседе с Никодимом. Беседа с Никодимом Свидетельство Иоанна Крестителя 13 И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший. 31 С неба Приходящий – выше всех. 11 Что мы знаем, о том говорим, и что видели, о том свидетельствуем, и свидетельства нашего вы не принимаете. 32 Что Он видел и слышал, о том свидетельствует, и свидетельства Его никто не принимает. 2 Равви, мы знаем, что Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним. 34 Ибо Тот, Кого послал Бог , говорит слова Божии; 8 Ветер, где хочет, веет. Так – каждый рожденный от Духа. ибо не мерою дает Бог Духа. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что дал Сына Единородного. 35 Отец любит Сына, и все дал в руку Его. 15 Чтобы каждый верующий имел в Нем Жизнь вечную. 36 Верующий в Сына имеет жизнь вечную, 18 Верующий в Него не судится; неверующий уже осужден. а не покоряющийся Сыну не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем. Тем самым Евангелие построено так, что Иоанн подтверждает сказанное ранее Иисусом Христом. В двух диалогах третьей главы мы находим все основные наименования Иисуса и ключевые положения сотериологии четвёртого Евангелия. Их можно сгруппировать следующим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Не правда ли странно? Да, это проявление человеческой немощи, которая свойственна абсолютно всем людям, даже находящимся на высоте духовного развития. Господь через посланных отвечает ему следующим образом. Он говорит: Скажите Иоанну, что слепые видят, хромые ходят, мертвые воскресают, нищие благовествуют и блажен, кто не усомнится обо Мне. Люди пришли, передали ему слова Христа, которые подкрепили Иоанна Крестителя в его испытании. Вот это важное свидетельство, которое неслучайно содержится в Евангелии и которое еще раз нам напоминает, что есть Бог и есть люди, и что абсолютная непогрешимость и абсолютная истина содержится только в слове Божием. Нам могут казаться интересными и близкими мысли, высказывания и поучения какого-нибудь святого, может быть, особо нами почитаемого. Но только их надо всегда сверять с тем, что сказал Господь, чтобы не было никаких противоречий, и чтобы жизнь наша строилась на слове Божием, а не на человеческих преданиях. В сегодняшнем Евангелии Господь произносит фразу, может быть, не до конца всем понятную. Он говорит: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Здесь как бы явное противоречие. С одной стороны, нет более великого человека, чем Иоанн Креститель, а с другой стороны, для него недоступно Царство Небесное: меньший в Царстве Небесном больше его, – говорит Господь. Ну а если уж для Иоанна Крестителя недоступно Царство Небесное, то кто вообще тогда может его наследовать? А вот на то время, когда Христос произносил эти слова, Царство Небесное не мог наследовать никто. Даже такой великий праведник, как Иоанн Креститель. Ведь сама возможность обретения Царствия Божия была дарована людям только через Крест и Воскресение Спасителя. В этом, собственно, и различие между людьми Ветхого Завета и Нового Завета, людьми, жившими до Христа и после Него. Я не буду вдаваться в догматические подробности, скажу лишь, что цель искупительной жертвы Христа как раз и заключалась в том, чтобы спасти людей от безраздельной власти диавола, и дать нам возможность обрести Царствие Божие. До Воскресения Христа праведник ни в жизни, ни в смерти Бога не обретал. Со времен грехопадения Адама все его потомки, весь род человеческий был лишен Царствия Божия, и в их числе самый последний и самый великий пророк Иоанн Креститель. Воскресение Христово в корне изменило эту ситуацию. И те, кто стремится к Царствию Божию, получают его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010