3. Один из старцев пришел к авве Ахилле и увидел, как тот выплевывает кровь изо рта. Он спросил его, что это с ним. — Это, — ответил авва, — мысль об одном брате, который только что огорчил меня. Я боролся с собой, чтобы не произнести этот помысел вслух. Я попросил Господа, чтобы Он отнял его у меня, и слово стало кровью у меня во рту. Я выплюнул его, позабыл о своей печали и обрел покой. 4. Один из братьев был голоден с самого утра. Он боролся со своим помыслом, чтобы не есть, пока не настанет третий час. Наступил третий час, и он снова удержал себя от еды, пока не наступил шестой час. Пришел и шестой час. Он размочил хлеб и сказал помыслу: — Подождем до девятого часа. Настал девятый час, и он сотворил молитву. И увидел, как бесовское действие, словно дым, выходит из рукоделия и поднимается в воздух. И тотчас же пропал его голод. 5. Один старец взял на себя подвиг не пить воду в течение сорока дней. Причем каждый раз, как наступала жара и его сильно мучила жажда, он споласкивал чашу, наливал в нее воды и ставил перед собой. Когда один брат спросил его, зачем он это делает, он ответил: — Чтобы, когда я захочу пить, я видел воду, не прикасаясь к ней, и еще больше страдал — и тогда я получу еще большую награду от Господа. 6. Старец сказал: — Потому мы не преуспеваем и даже не знаем своей меры, что нет в нас стойкости к тому делу, которое начали. Мы хотим стяжать добродетель без труда. Потому–то мы так легки на подъем и чересчур доверчивы: с охотой переходим с места на место и думаем, что можно найти такое место, где нет диавола. 7. Он же сказал: — Если монах несколько дней трудится, а потом слабеет, снова трудится и опять все бросает — в таком монахе терпения нет и не будет. 8. Из святого Ефрема Любезный брат! «От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» (Сир 6. 18). С ранних лет засей свое поле и следи за ним, чтобы не проросли на нем плевелы. Получи с него добрый плод и воздай славу Тому, Кто дал тебе силу. 9. Из аввы Исаака Основа всех добродетелей, вызволение из вражеского плена и путь, ведущий к жизни и свету, заключается в двух вещах: во–первых, углубиться в себя, во–вторых — постоянно поститься. Другими словами — вести размеренную жизнь в тихом месте, непрестанно размышляя о Боге, с умеренным и разумным воздержанием чрева. Тот, кто сохранил то и другое, будет преуспевать и так обретет все добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

40 . Матфей продолжает: «И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф. 27:37 ). А Марк, прежде чем сказать об этом, говорит: «Был час третий, и распяли Его» ( Мк. 15:25 ). Он сообщает об этом после того, как рассказал о разделе одежд. Все это требует самого тщательного рассмотрения, ибо с этим местом (у Марка) связаны большие недоразумения. Действительно, можно подумать, что Иисус был пригвожден к кресту в третий час, а с часа шестого и по девятый была тьма, так что с момента распятия и до наступления тьмы прошло три часа. Возможно, такое толкование и было бы правильным, если бы Иоанн прежде не сказал: «Пилат... вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие» ( Ин. 19:13–16 ). Итак, если только в шестом часу Он был предан Пилатом на распятие, то каким же образом Он был распят в часу третьем, о чем, как полагают некоторые, будто бы говорит Марк? 41 . Вначале исследуем, в какой час Он мог быть распят, а затем постараемся понять, почему Марк сказал, что Он распят был в час третий. Итак, шел час шестой, когда Иисус был предан на распятие Пилатом; именно шел, то есть окончился пятый час и начался шестой. Но у них (евангелистов) не принято было говорит: «пятый с четвертью» или «пятый с половиной». Писанию вообще свойственно употреблять целое вместо части, как мы уже показали выше, исследуя вопрос о шести и восьми днях, после которых Он взошел на гору. Таким образом, в начале шестого часа Он был предан Пилатом на распятие, по окончании же этого часа наступила та тьма, о которой свидетельствуют три евангелиста ( Мф. 27:45 ; Мк. 15:33 ; Лк. 23:44 ). 42 . Но почему же Марк, сообщив, что распинатели Его разделили одежды Его, бросив о них жребий, прибавил: «Был час третий, и распяли Его»? Ведь Его сперва распяли, а потом разделили одежды, о чем свидетельствуют другие и что очевидно само по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5 . Но что говорится после этого? «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни» ( Исх. 16:4–5 ). Мне бы хотелось прежде всего обсудить это место Писания с иудеями, которым, как сказано, «вверено слово Божие» ( Рим.3:2 ). Как они понимают слова «Шесть дней собирайте, а в шестой день пусть заготовляют… вдвое» ( Исх.16:26, 5 )? По всей видимости, день, предшествующий субботе, назван шестым днем, днем приготовления. Седьмой же день назван субботой. Поэтому спрошу, в какой день манна начала падать с неба, и хотелось бы мне сравнить день Господа нашего с иудейской субботой, ибо из Божественного Писания следует, что манна первый раз сошла на землю в день Господа. Ибо если, как сказано в Писании, ее собирали шесть дней кряду, но на седьмой день, в субботу, они не выпала, то, вне всякого сомнения, первый раз она появилась в первый день, в день Господа. Но если из Божественного Писания очевидно, что в день Господа Бог одождил манну, а в субботу – нет, иудеям должно понять, что уже в то время дню Господа нашего отдавалось предпочтение перед иудейской субботой. Уже тогда открылось, что по их субботам благодать Божия не сходила на них с небес. Ибо и пророк говорит: «Долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без священства» ( Ос.3:4 ). Однако в день Господа нашего Бог всегда ниспосылает манну с небес. Я скажу, что и сегодня Господь дождит манну с небес. Ибо то, что читают нам, и слова, исходящие от Бога, которые излагают нам, нисходят с небес. Таким образом, манна небесная всегда посылается тем, кто принимает ее, а те несчастные люди, которые в отличие от своих отцов не удостоились получить манну, горюют и вздыхают и говорят, что они бедствуют. Они не могут есть ее, потому что она «как кориандровое семя, мелкая, как иней на земле» ( Исх.16:31, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

8,2-5) 8-я сцена: Пятая труба (Откр. 9, 1-12). Справа верху изображен трубящий пятый ангел, обращенный к центру, тогда как большую часть композиции занимает построенный из равной величины камней «кладезь бездны» со звездой и человеческим ликом (головой) в дыму, поднимающемся из колодца в виде ядерного дымового гриба. Из-за дыма помрачены солнце и луна, а люди внизу пали мертвыми. Одновременно с небес падают многочисленные крылатые чудища (саранча) с человеческими головами, царскими венцами и хвостами с жалом, имеющая своим царем Аввадона, или Аполлиона (Губителя). Эта саранча, согласно мнению многих Отцов, скорее всего выпущенные на волю демоны, которые в течение «пяти месяцев» страшно жалит и мучает людей, не носящих печать Божию на челе. Так, что «в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9, 6) Третья часть человечества при этом погибнет, а те грешники, которые останутся в живых все равно «не раскаялись в делах рук своих» (Откр. 9, 20). Рис. 8 Восьмая сцена Апокалипсиса на фресках монастыря Дионисиат. Фото автора 2014 г. Надпись 8: Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, и помрачилось солнце, и из дыма вышла саранча, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы (Откр. 9,1-4). 9-я сцена: Шестая труба (Откр. 9, 13-21). За небесным жертвенником Иисус, одетый в белое (см. 7-ю сцену), тогда как из верхнего левого угла к центру композиции летит трубящий шестой ангел. В нижней части изображены 4 освобожденные шестой трубой ангела Божьего суда (губители) связанные ранее на р. Евфрат. Они должны умертвить треть людей среди 200 млн. какого-то войска, собранного на брань в месте называемом Армагеддон. Вместе с ангелами в бойне участвуют загадочные, алчущие крови всадники, сидящие на львах с хвостами змей, а из пасти зверей извергается сера и дым. Это соответствует тексту Апокалипсиса, описывающему полное уничтожение воинства антихриста в окрестностях Иерусалима (скорее всего в долине Иосафатовой).

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/18/...

XIII. Был уже ей шестой месяц, и вот Иосифвозвратился от плотничных работ своих, и вшедши в дом свой, заметить ее имеющею во чреве. И ударил себя в лицо Елизавета зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, хотя она называется бесплодной. и пал на вретище долу и горько плакал, говоря: каким лицом буду я взирать к Господу Богу моему, как буду молиться о сей отроковице, ибо я принял ее из храма Господня девою и не соблюл? Кто уловил меня (коварством), кто сделал это зло в дому моем и опорочил деву? Не повторилось ли со мною то, что было с Адамом ? Ибо как в тот час, когда Адам занимался славословием своим, пришел змий и застал Еву одну и прельстил, так случилось и со мною. И встал Иосиф от вретища и призвал Мариам и сказал ей: удостоенная попечения Божия, что это ты сделала и забыла Господа Бога твоего? Для чего ты уничижила душу твою, ты, которая воспиталась во Святом Святых и принимала пищу от руки Ангела? Она же горько заплакала и сказала, что я чиста и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф : откуда же имеющееся во чреве твоем? Она же сказала: жив Господь Бог мой, что я не знаю, откуда это у меня. XIV. И весьма убоялся Иосиф , и успокоен был от нее, и размышлял о том, как поступить с нею. И сказал Иосиф : если я скрою грех ее, то окажусь противником закону Господню, а если объявлю о ней сынам Израилевым, боюсь, может быть, обретающееся в ней есть свято, и я сделаюсь предающим неповинную кровь на осуждение смерти. Итак что мне сделать с ней? Отпущу ее от себя тайно 35 . И застигла его ночь. И вот Ангел Господень является ему во сне и говорит: не страшась за отроковицу сию; ибо находящееся в ней есть от Святого Духа: родить Сына, и ты дашь Ему имя Иисус. Ибо Он спасет народ свой от грехов. И восстал Иосиф от сна и прославил Бога Израилева, давшего ему сию благодать, и сохранял ее. XV. Тогда пришел в нему Анна книжник и сказал ему: почему ты не явился в наше собрание? И отвечал ему Иосиф: потому, что я утомился от пути и захотел отдохнуть первый день (в доме своем).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   б) Из св. соборов: шестой вселенский (в 680 г.) осудил оригенистов за то, что они (как показало письмо иерусалимского патриарха Софрония, читанное и одобренное в заседании 13) дерзали истолковывать Писания вопреки Преданию предков; а собор пято-шестой или Трульский (в 691 г.) 19 правилом постановил: „предстоятели церквей должны во вся дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания богоносных отцов: и аще будет исследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учителя церкви в своих писаниях и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонится от подобающего“ („Введение в православное Богословие» Макария, стр. 488 – 489; сн. 516 – 517, 1847 г.).   9. Библейские тексты о слове Божием или Св. Писании    Слово Божие дано но вдохновению от Бога. и сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем (Исх. XXXIV:27). – Так говорит Господь Бог Израилев: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу (Иер. XXX:2). – Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим. III:16).    Слово Божие дано по вдохновению от Духа Святого: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня (2 Цар. XXIII:2). – Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (1 Кор. II:13. – Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его Святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. I:21).    Слово Божие сообщено пророкам: о Нем (т. е. об I. Хр.) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян. X:43). – Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил (Деян. III:18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Поэтому подвижник, желающий обновить свой ум, возвести его к первоначальному достоинству, силе и значению, приблизить его к уму Божественному, должен: во-первых, возвратить себе утраченную способность со всею точностию различать добро и зло; как лучшее средство к тому, или как самое стяжание этой драгоценной способности, преподобный Лествичник назначает в подвиге двадцать шестой степени занятие рассуждением о помыслах, пороках и добродетелях, и притом рассуждением благорассмотрительным, т.е. глубоко внимательным и тонким; во-вторых, возвратить уму утраченные права управления силами души и благоустроения их деятельности, чтобы внутренняя жизнь шла тихо и безмятежно; как надлежащее средство к достижению этого Преподобный назначает подвижнику подвигом двадцать седьмой степени безмолвие; в-третьих, извлечь ум из нечистой и греховной бездны и устремить взор его к невечернему свету, к Солнцу правды; средство и вместе с тем самое действие возношения ума к горнему миру, на высоту богосозерцания, кроме постоянного памятования вездеприсутствия Божия, есть молитва. Поэтому Преподобный упражнение и обучение в ней и назначает подвигом двадцать восьмой степени.    Определяя полнее сущность подвига, указываемого на двадцать шестой степени духовной лествицы, Преподобный говорит: «Рассуждение на низшей степени есть некоторое чувство ума, которое непогрешительно отличает истинное добро от блага естественного и тому противного; а в совершенных оно есть знание, которое светом своим и в других сердцах может разогнать темноту». Или же: «рассуждение состоит в том, чтобы точно понимать волю Божию во всяком времени, месте и поступке, чтобы познать, какие действия соответствуют благой воле Божией и какие примешиваются к порокам, а потому и противны Божией святости». Одним словом, это тот самый дар премудрости, то духовное разумение, которого апостол испрашивает у Бога и в котором заповедует преуспевать христианам: да даст вам Бог «Духа премудрости и откровения... и просветит очи сердца вашего» (Еф. 1:17—18). «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия»(Еф. 5:15, 17; Рим. 12:2). «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние» (1 Кор. 14:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4137...

        Это была первая паремия, которая читалась вчера на вечернем богослужении. Кто был вчера на вечерне, тот это слышал. Но что значит слышал? Можно сто раз одно и то же слышать, ничего не понимая. Поэтому необходимо на этом всём останавливаться, это всё разбирать. И нам ещё много работы предстоит для того, чтобы впитать в себя эти Священные тексты и полюбить их. Полюбивши понять, а понявши запомнить. Ну а уже запомнивши, носить в себе.         Вторая паремия — это Книга Судей Израилевых. Из шестой главы описывается ситуация, которая возникла при захвате еврейских земель Мадианитянами. Они сильно угнетали евреев за то что евреи, овладевши землёю, не исполнили повеленного Господом. В дома вселились, виноградники возделывали, из колодцев пили, но идолов не вынесли и всех не прогнали. И народы, которые они не прогнали, идолы, которых они не разрушили, стали сетью и соблазном для жителей земли той. И они стали грешить. Они стали соблазняться, уклоняться от веры в Единого Истинного, Который им открылся. Получилось так, что на долгие годы окрестные народы начали ущемлять, что называется, евреев. И воздвигались судьи, числом двенадцать, как и апостолов, которые прогоняли от Лица Божия врагов, но не раньше, чем наплачется народ, настрадается, намучается. При Мадианитянах был избран судья Гедеон. Его призвание на судейство и на войну описывается в Книге Судей, в шестой главе, и читается в качестве паремии вечером, накануне Праздника Архистратига Михаила. 11  И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. Чтобы скрыться... Потому что Мадианитяне приходили со скотом своим, с шатрами своими, в таком множестве, пишет Писание, как саранча. «Их, и верблюдов их, не было числа. И ходили по земле Израилевой, чтобы опустошать её». Представьте себе: ты сеешь, а кто-нибудь съел; ты посадил, а кто-нибудь собрал урожай; ты построил, они пришли разрушили. Ты работаешь, они ходят, разрушают, пожирают. Их, как саранчи, кругом их полно. Ничего не узнаёте? Очень понятный образ. И вот Гедеон работал, выбивал пшеницу, «втихаря», чтобы скрыться от Мадианитян.

http://radonezh.ru/analytics/21-11-2014-...

  51. [О том, что шестой чашей открывается путь через Евфрат царям от восхода солнечного] Шестой ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. По божественному попущению река Евфрат может оскудеть водами, чтобы дать проход языческим царям для истребления друг друга и прочих людей, которые, полагаем, двинутся из Скифских пределов – мест Гога и Магога, как о сем говорится далее в Откровении 672 . А может, и Антихрист, происходящий из корня Еврейского, из восточных стран Персидской земли, где [обитает] колено Даново, вместе с другими царями и вельможами, наследовавшими царское имя, перейдёт Евфрат и наведет на людей телесную и душевную смерть: на одних – за веру и терпение, а на других – за недостаток мужества и слабость. И видел я [выходящих] из уст дракона, и из уст зверя, и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам. Тем, что видел трёх духов нечистых, вышедших из троих, он показывает, что говорит отдельно о диаволе как о драконе, об Антихристе как о звере и о лжепророке как об отличном от них. От них, говорит, происходят три духа, подобные жабам по причине их ядовитости, нечистоты, скверности и склонности лукавых духов к нечистым удовольствиям. Повелениями диавола, Антихриста и лжепророка, означаемыми под видом уст, они покажут людям, как увидим далее, ложные знамения и чудеса. Это бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Совершаемые, говорит, демонами ложные знамения возбудят уверовавших в них на войну против великого и пресветлого дня Бога, Судии живых и мертвых. В сей день богоборцы, будучи совершенно побеждены, бесполезно восплачут, оплакивая прежнее заблуждение. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и  хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Бодрствовать и хранить одежды – значит быть бодрственным и неуклонно заботиться о добрых делах, которые и составляют одежды святых; лишенный же [бодрствования] непременно будет посрамлен как обнаженный и преисполненный срамоты. Армагеддон означает рассечение и убийство 673 . В том, полагаем, месте собранные и предводимые диаволом народы будут избиты, ибо он наслаждается кровью человеческой. Отсюда также ясно, что мерзостно лишение одежд добродетели, так как и из евангельской притчи знаем, что не имевший их извержен был из чертога 674 , и из апостольского изречения, в котором он (Павел), толкуя о нетлении, говорит: только бы нам и одетым не оказаться нагими (2 Кор 5:3), то есть от добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

А в третьей, когда явились мошки, волхвы, прежде оказывавшие сопротивление, сдались, признав, что «это перст Божий» ( Исх.8:19 ). В четвертой также Моисею повелевается: «Завтра встань рано и явись пред лице фараона» ( Исх.8:20 ). В пятой, когда «вымер весь скот Египетский» ( Исх.9:6 ), Моисею также сказано: «Пойди к фараону» ( Исх.9:1 ). В шестой фараоном уже полностью пренебрегают, а Моисею и Аарону не повелевается идти к нему, потому что «воспаление было на волхвах» ( Исх.9:10 ). В седьмой, когда «Господь произвел гром, град, и огонь разливался по земле» ( Исх.9:23 ), Моисею повелевается: «Завтра встань рано и явись пред лице фараона» ( Исх.9:13 ). В восьмой, когда напала саранча, ему сказано: «Войди к фараону». В девятой к фараону снова относятся с пренебрежением, и Моисею приказано: «Простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма» ( Исх.10:21 ). Он не идет к фараону, но уже фараон призывает Моисея (ср. Исх.10:24 ). Так и в десятой казни, когда все первородное умерло и народ стал спешно собираться выйти из Египта. В тексте содержится много других высказываний, в каждом из которых можно увидеть, как раскрывается Божественная премудрость. Ты увидишь, что в первой казни, когда воды превращаются в кровь, фараон не уступает и не склоняется под ударами Бога. Но во второй заметно, что он немного смягчился, потому что «призвал Моисея и Аарона и сказал: “помолитесь обо мне Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский”» ( Исх 8:8 ). В третьей казни чародеи сдаются и говорят фараону: «Это перст Божий» ( Исх 8:19 ). В четвертой, после нападения на него мошек, фараон говорит: «Принесите жертву Господу Богу вашему в пустыне, только не уходите далеко; помолитесь обо мне Господу» ( Исх.8:28 ). В пятой, когда случился падеж скота, фараон не только не уступает, но, напротив, ожесточается еще больше. Так же и после шестой казни, когда сделалось воспаление с нарывами. Но в седьмой, когда град и огонь опустошили землю, сказано, что «послал фараон, и привал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу» ( Исх.9:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010