1Кор.15:13 .  Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. «Аще же воскресения мертвых несть, то ни Христос воста». Если невозможно одно, то не было и другого, потому что Владыка Христос имел тело. 1Кор.15:14 .  А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. «Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша». Если подлинно Христос не воскрес, то напрасно мы проповедуем со множеством для себя опасностей, напрасно и вы веруете проповеданному. 1Кор.15:15 .  Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают. «Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси». Мы подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что Бог воскресил Христа, «Егоже не воскреси». Потом Апостол снова повторяет те же слова с намерением многими умозаключениями утвердить веру в воскресение и говорит: 1Кор.15:16 .  Ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 1Кор.15:17 .  А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. «Аще бо мертвии не востают, ни Христос воста. Аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших». Ибо образом Владычней смерти служит крещение; но излишен образ, если не приводит к отпущению грехов. Посему бремя грехов еще на нас. Сието и присовокупил Апостол к сказанному выше, что «Христос умре грех наших ради, по Писанием» ( 1Кор.15:3 ). 1Кор.15:18 .  Поэтому и умершие во Христе погибли. «Убо и умершии о Христе погибоша». Напрасно, по-видимому, умерщвлены за исповедание Христово добродетельные мученики и хотя с усердием подъяли подвиги, но венцов не прияли, потому что если нет воскресения, то нет и возглашения о победе. 1Кор.15:19 .  И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. «[И] аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы». Ибо проходим жизнь среди опасностей всякого рода, томимые голодом, терпя непрестанно обиды, переходя из темницы в темницу по вселенной, не имея приюта, скитаясь, борясь с непрестанными треволнениями. Но не то с нами в самом деле, потому что поддерживает нас добрая надежда, и в Воскресении Спасителя нашего имеем залог нашего воскресения. Сие и присовокупил Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

344. Установил ли Господь Иисус Христос кого-либо из апостолов наставником всех остальных апостолов? Господь Иисус Христос не установил никого из апостолов наставником всех остальных апостолов, наоборот, Он предостерегал их, чтобы никто из них не называл себя учителем или наставником других апостолов, так как только один из них Учитель – Христос, они же между собой только братья ( Мф.23:8–10 ). 345. На что ссылаются те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех апостолов и всей Церкви? Те, которые утверждают, что Господь Иисус Христос установил апостола Петра главой всех христиан и всей Церкви, ссылаются на слова Господа Иисуса, сказанные апостолу Петру: 1 . «Блажен ты, Симон, сын Ионин.– И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ); 2 . «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк.22:32 ). 3 . «Паси агнцев Моих... паси овец моих» ( Ин.21:15–17 ). 346. Как приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою»? Приверженцы главенства апостола Петра объясняют слова: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» так, что Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою. 347. Является ли правильным учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре? Учение, что Господь Иисус Христос основал Церковь Свою на апостоле Петре, неправильно, так как: 1) Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: «Ты Христос, Сын Бога живого» и тем выразил твердую, как камень, веру в Божественность Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово «Петр» означает «человека, который высказал непоколебимую веру»;

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

6) Христос соблюдал субботу, и мы должны ее соблюдать: «Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в любви Его» ( Иоан. 15:10 ). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить Я пришел, но исполнить» (Мф. 5:17). 6) Христос соблюдал субботу потому, что, как иудей, Он обязан был подчиняться обрядовому закону Моисея до времени отмены этого закона, до заключения с людьми «нового завета в Крови Его» ( Лук. 22:20 ), то есть до времени Его страданий и славного воскресения, когда пришел конец Ветхому Завету и настало начало нового, предсказанного еще пророком Иеремией (31:31–32), тогда Христос «упразднил, то есть уничтожил, закон заповедей учением Своим» ( Еф. 2:15 ). На том основании, что Христос соблюдал субботу, нельзя утверждать, что и христиане должны ее чтить: Христос, как иудей, праздновал еврейские праздники, совершал еврейскую пасху, но субботники не празднуют же их; Христос, как иудей, принял и обрезание, но сектанты не принимают же его. 7) Христос чтил субботу, ибо по субботам ходил в синагогу и учил народ: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и стал читать... И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» ( Лк. 4:16,31 и Марк. 1:21 ). 7) Почему и до каких пор Христос чтил субботу, объяснено выше; из приведенных же мест св. Писания вовсе не видно, что христиане должны праздновать субботу; в них говорится о том, что Христос по обыкновению учил Евреев по субботним дням в их синагогах; и только. Учил же по субботним дням, очевидно, потому, что Евреи собирались по субботам в синагоги для молитвы, и поэтому Христос всегда мог иметь готовых, уже собравшихся слушателей. Если бы кто–либо ходил по пятницам в еврейские синагоги, когда они вечером тоже собираются для молитвы, и учил бы их вере, то неужели это значило бы, что проповедник чтит пятницу?! 8) Христос сказал Своим ученикам: «молитесь, чтобы бегство ваше не случилось зимой или в субботу» (Мф. 24:20), чем, очевидно, указал на святость субботнего покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Послушаем и о том, чего Христос не делал, но нам следует делать: Христос не произносил, крестясь, Символ веры, то есть «Верую во единого Бога...», нам же подобает его произносить; Христос, когда принимал крещение, не обращался на запад, чтобы отречься от дьявола, и не поворачивался обратно, чтобы давать обет Богу, потому что Он Сам был истинным Богом, — но нам следует все это делать; Христос, крестившись, не причащался Своего Тела, нам же следует не только после крещения, но всегда причащаться Его Божественной Плоти и Крови; Христос, крестившись, не был помазан ни миром, ни маслом, но нам следует все это делать. И много есть такого, чего Христос не делал, нам же следует делать. Так и иноческий образ: Христос не носил его на Себе, но нам подобает носить.    Ты видишь, что образ иноческий не был лишен чести оттого, что Христос не имел его, и образ мирской не стал почетным оттого, что Христос пребывал в мирском образе, ибо Христос сотворил много такого, чего нам теперь не подобает делать, и не делал многого, что нам следует делать. И то, что Христос заповедал не Своей жизнью, но через божественных апостолов и святых отцов, нам подобает хранить, а тот, кто это отметает и хулит, — самый неверный из неверных и не может называться христианином.    Но кто-нибудь может сказать: «Даже если Владыке Христу не требуется ни покаяния, ни печального иноческого образа, то почему святые апостолы не имели его?»    Мы же ответим им, что святые и божественные апостолы, по Вознесении на Небеса Господа нашего Иисуса Христа и по Сошествии на них Святого животворящего и всесильного Духа, получили власть от Имеющего всю власть на Небе и на земле и пришли «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), стали светом мира, уподобились самому Христу и сподобились такой благодати, какой не имел никто другой от начала мира и до сего дня. Ибо Господь сказал им: «Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19:28). И кто больше их? Или кто равен им? Они — боги по Боге, господа по Господе, судьи всей вселенной. И они не имели образа иноческого потому, что имели иной образ и иной сан — апостольский сан и образ, который выше и гораздо почетнее не только иноческого чина и образа, но и всех других, — сколько ни есть под небом царей, патриархов, святителей и иноков рукоположенных. Ибо они были поставлены Христом и рукоположены, чтобы просветить всех людей, обратить заблудших к познанию Бога и всех привести к покаянию. Всем, желающим каяться в своих согрешениях, они заповедали принимать иноческий образ, — тому, кто хотел принять его, — но сами апостолы не имели этого образа, потому что, будучи безгрешными, не нуждались в покаянии и плаче: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Члены этого семидесятичленного круга назывались также апостолами, но не в полном смысле этого слова, потому что они не получили от Господа Иисуса Христа такой полноты власти, как первые двенадцать апостолов.     174. Какую полноту власти дал Господь Иисус Христос первым двенадцати апостолам?    Первым двенадцати апостолам Господь Иисус Христос дал полноту власти:    1) проповедовать слово Божие (Мф.28:18—19);    2) совершать богослужения и Святые Таинства (Лк.22:19; Ин.20:23);    3) руководить и управлять верующими (Мф.18:17).     175. Как еще назвал Господь Иисус Христос святых апостолов?    Святых апостолов назвал Господь Иисус Христос и так:    1) солью земли, в знак того, что им надлежит трудиться так, чтобы верующие в духовном отношении не развращались, но совершенствовались;    2) светом мира, который просвещал бы людей и вел их к истине Божией.     176. Есть ли в Священном Писании указания на то, что Господь Иисус Христос Сам Себя называл Сыном Божиим?    В Священном Писании имеются указания на то, что Господь Иисус Христос Сам Себя называл Сыном Божиим, а именно:    1) когда Он исцелил человека, слепого от рождения (Ин.9:35—37);    2) перед воскрешением Лазаря (Ин.11:4);    3) когда Он беседовал с иудеями, обвинявшими Его в богохульстве, потому что Он называл Себя Сыном Божиим (Ин.10:36);    4) когда Он стоял как подсудимый перед еврейским первосвященником (Лк.22:70).     177. Что сказал Господь Иисус Христос прозревшему слепому?    Прозревшего слепого Господь Иисус Христос спросил: «Ты веруешь в Сына Божия?», на что исцеленный ответил вопросом: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» На это Господь Иисус Христос сказал: «И видел Ты Его, и Он говорит с тобою». Прозревший же сказал: «Верую, Господи!» и поклонился Ему.     178. По какому поводу Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, стоя на суде перед еврейским первосвященником?    Перед еврейским первосвященником Господь Иисус Христос назвал Себя Сыном Божиим, когда в синедрионе собрались старейшины иудеев и книжники и с криком спрашивали Его: «Итак, Ты Сын Божий?», на что Иисус ответил: «Вы говорите, что Я».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дети! видите, Христос исцелил больного мальчика одним Своим словом; мальчик даже и не видел Спасителя. Так и теперь, хотя мы и не видим Спасителя, но Он может помогать нам; только мы должны молиться Ему. Куда пришел Иисус Христос? Кто пришел к Нему? О чем царедворец просил Спасителя? Что сказал ему Христос? Как царедворец принял эти слова Спасителя? Что сказали царедворцу слуги? Что царедворец понял из слов слуг? Чему научает нас исцеление Спасителем сына царедворца? Воскрешение дочери Иаира (Мк.5:21–43; Лк.8:40–56; Мф. 9:18–26) Один раз к Иисусу Христу подошел человек, по имени Иаир, упал к ногам Его и просил: «дочь моя теперь умирает; но приди, положи на нее руку Твою, в она будет здорова». Девочке было двенадцать лет. Иисус Христос тотчас встал и пошел к Иаиру с Своими учениками. Дорогой сказали Иаиру: «дочь твоя умерла; не беспокой Учителя». Но Иисус Христос сказал Иаиру: «не бойся, только веруй, и будет спасена». Войдя в дом Иаира, Христос услышал громкий плач и сказал: «что вы плачете? девица не умерла, но спит». Многие засмеялись над словами Христа, потому что знали, что девочка умерла. Иисус Христос взял с Собой родителей девочки и трех Своих учеников, вошел в комнату умершей, взял её за руку и сказал: «девица, тебе говорю, встань». И возвратилась душа ее, и девица тотчас встала и начала ходить. Дети! видите, как Спаситель «любил детей; Он не только исцелял больных детей, но и мертвым детям давал опять жизнь, иначе сказать, воскрешал их. И вы, дети, должны любить Христа. Кто подошел ко Христу? О чем Иаир просил Спасителя? Что сделал Спаситель по просьбе Иаира? Что дорогой сказали Иаиру? Что ему на это сказал Спаситель? Что сказал Христос, придя в дом Иаира? Как многие приняли слова Христа? Что сделал и сказал Христос, войдя в комнату девочки? Какое чудо совершилось после слов Спасителя? На что указывает воскрешение Спасителем умершей девочки? Иисус Христос и бедствующие люди Воскрешение сына вдовы Наинской (Лк.7:11–17) Один раз Иисус Христос с учениками и множеством народа подходил к городу Наину. Тут из города выносили умершего молодого человека, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Мать горько плакала. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: «не плачь». Потом подошел к умершему; несшие его остановились. Спаситель сказал: «юноша! тебе говорю, встань». Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И все прославляли Бога и говорили: «великий пророк явился к нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Если не служится литургия, вместо изобразительных поем: Христос воскрес из мертвых: (3), Воскресение Христа увидев: (1), Жены, пришедшие с Марией до рассвета: (1), Слава, кондак: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный: И ныне: Единородный Сын и Слово Божие: Затем блаженны с тропарями из канона, песнь 3 и 6. Священник: Премудрость. Чтение Апостола и Евангелия. Затем: Помяни нас Господи: Хор небесный: Символ веры, Отпусти, оставь, прости: Отче наш: Кондак: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный: Слава, и ныне: Богородичен: Божественная освященная Скиния: Господи, помилуй (40). Затем: Один Свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Затем, вместо: Да будет имя Господне: Христос воскрес из мертвых: (3), и псалом 33, до слов: «не потерпят нужды ни в каком благе», и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Диакон начинает: Благослови, владыка. Настоятель: Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Хор: Аминь. И предстоятель с находящимися в алтаре поет: Тропарь, глас 5 Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ/и тем, кто в гробницах,/жизнь даровав. И народ поет тот же тропарь трижды. Затем предстоятель возглашает стихи: Стих 1: Да восстанет Бог и рассеются враги Его,/и да бегут от лица Его ненавидящие Его. И после каждого стиха поем тропарь по одному разу: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 2: Как исчезает дым, да исчезнут,/как тает воск пред лицом огня. Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 3: Так да погибнут грешники от лица Божия,/а праведники да возвеселятся. Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Стих 4: Это день, который сотворил Господь,/возрадуемся и возвеселимся в оный! Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Слава: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: И ныне: Тропарь: Христос воскрес из мертвых: Затем предстоятель поет громким голосом: Христос воскрес из мертвых,/смертию смерть поправ. Хор: И тем, кто в гробницах, жизнь даровав. Затем ектения великая: В мире Господу помолимся: и прочее. Молитва 1 антифона и возглас: Ибо Тебе подобает вся слава:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Куда пошел Иисус Христос со своими учениками после Тайной вечери? Что сказал Он им дорогой? Как принял слова Иисуса Христа апостол Петр и что сказал? Что ответил Иисус Христос на слова Петра? Что сказал прочим ученикам? Что значит слово: «соблазнитесь»? Какое пророчество Захарии должно было исполниться в эту ночь? Что обещал Иисус Христос ученикам по воскресении Своем? Что сказал Петр, когда Иисус Христос сказал ученикам, что они разбегутся? Что ответил Иисус Христос? Иисус Христос продолжал беседовать с учениками Своими. Он убеждал их твердо верить в Него и исполнять то, чему Он учил их, будучи с ними: «Веруйте в Бога и любите Меня. Кто будет любить Меня, того возлюбит Отец Мой», говорит Спаситель. Затем Иисус Христос повторил ученикам Свою главную заповедь о любви к ближним: «Заповедь новую даю вам: любите друг друга так, как Я возлюбил вас. По вашей взаимной любви узнают все люди, что вы – истинные Мои ученики. Любите друг друга так, чтобы вы были готовы умереть за других. Нет более той любви, как если кто душу свою (жизнь) отдаст за других». До Иисуса Христа в законе повелевалось любить своих ближних, как самого себя, а Иисус Христос велит любить ближних своих более себя, так, чтобы быть готовым отдать свою жизнь за других. Он Сам первый показал пример такой любви, пострадав за нас. В чем убеждал Иисус Христос на прощальной беседе Своих учеников? Как Он говорил о вере в Бога? Чем мы можем доказать любовь к Богу? Как Иисус Христос говорит об исполнении заповедей? В каких словах Иисус Христос напомнил ученикам Свою проследнюю заповедь? Как учит Спаситель любить друг друга? Чтобы утешить учеников, которые были опечалены близкой разлукой с Иисусом Христом, Он обещает послать им Духа Святаго. «Я иду ко Отцу Моему, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя – Духа Истины, Который пребудет с вами во век». «Дух Святый, Который исходит олт Отца, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Он будет свидетельствовать о Мне, т. е. будет разъяснять то, что Я говорил. Он наставит вас на всякую истину и будущее возвестит вам».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Нести крест помог Господу Иисусу Христу Симон Киринеянин ( Лк.23:26 ). 241. Кто плакал о Господе Иисусе Христе, когда Он нес крест Свой на место казни? Когда Господь Иисус Христос нес крест Свой на место казни, плакали и рыдали о Нем многие иерусалимские женщины ( Лк.23:27 ). 242. Что сказал Господь Иисус Христос плакавшим о Нем женщинам? Плакавшим о Нем женщинам Господь Иисус Христос сказал: «Дщери иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» ( Лк.23:28 ). 243. Где и в какой день недели был распят Господь Иисус Христос? Господь Иисус Христос был распят недалеко от Иерусалима на горе Голгофе, на которой было место казни, в пятницу. 244. Что значит слово «Голгофа»? Слово «Голгофа» значит лобное место. 245. Отчего это место было названо лобным? Это место было названо лобным оттого, что на нем лежало много черепов (лбов) и костей казненных, которых, если они не были евреями, не погребали, но оставляли их тела на съедение хищным зверям. 246. Что делали враги Господа Иисуса Христа в то время, когда Он в страшных муках висел на кресте? Когда Господь Иисус Христос в страшных муках висел на кресте, враги Его смеялись над Ним и богохульствовали. 247. Как отвечал распятый Спаситель на хуления Своих врагов? На хуления Своих врагов распятый Спаситель отвечал горячей молитвой за них: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). 248. Как вели себя разбойники, распятые вместе с Господом Иисусом Христом? Распятые вместе с Господом Иисусом Христом разбойники вели себя так: висевший слева «злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас»; разбойник, висевший справа, упрекнул его за это словами: «или ты не боишься Бога?» – и просил Иисуса: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» ( Лк.23:39–42 ). 249. Что ответил Господь Иисус Христос на просьбу благоразумного разбойника? На просьбу благоразумного разбойника Господь Иисус Христос ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). 250. Что случилось в то время, когда Господь Иисус Христос умирал на кресте?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Однажды, когда Иисус Христос проповедовал на берегу озера Галилейского, к нему подошел начальник синагоги, по имени Иаир. (Напишу имя на доске). Синагогами назывались дома, куда Иудеи сходились для молитвы, для чтения священного писания и объяснения его. У Иаира была единственная дочь 12 лет, которая сильно заболела. Он боялся, что она умрет, и был в большом горе. И вот он пришел к Иисусу Христу, упал к Его ногам и умолял: «Дочь моя умирает, но Ты приди, возложи руку на нее, и она будет жива». Иисус Христос тотчас же пошел за ним вместе со своими учениками, за ними следовала громадная толпа народа. Но не успели они дойти до дома Иаира, как пришли слуги навстречу Иаиру с печальной вестью, говоря: «Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя», т. е. не беспокой Его напрасно: теперь уж ничем не поможешь. Но Иисус Христос сказал: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Дойдя до дома, Спаситель позволил войти в него только трем своим ученикам: Петру, Иакову и Иоанну. Услышав сильный плач над покойницей, он сказал: «Не плачьте, девица не умерла, но спит». Но все смеялись над Ним, потому что ясно видели, что она умерла. Тогда Он вошел в комнату, где лежала умершая, и повелел всем выйти оттуда, кроме родителей девицы и трех своих учеников. Иисус Христос взял умершую за руку и сказал: «Девица, тебе говорю встань». Девица тотчас же поднялась и пошла по комнате. Родители её от радости не верили глазам своим. Чтобы их совсем уверить, что она действительно жива, Иисус Христос сказал: «Дайте ей есть». Все дивились, когда услышали о чуде и прославили за него Бога. Вопросы: Где проповедовал Иисус Христос? Кто к Нему подошел? Что называлось синагогой? О чем просил Иаир? Что сделал Иисус Христос? Какое известие принесли Иаиру из его дома? Что ответил на это Иисус Христос? Что услышал Христос, когда пошел в дом? Как он их успокаивал? Как отнеслись к Его словам окружающие? Кого Иисус Христос оставил в комнате умершей? Как Он воскресил дочь Иаира? После этих вопросов предложу детям сжатый конспект в трех вопросах, исчерпывающий содержание рассказа: О чем просил Иаир Иисуса Христа? Какую весть принесли из дома Иаира? Как Иисус Христос воскресил дочь Иаира.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010