7 ст. Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Причем Господу Богу угодно было проявить особую силу воздействия на меня, и из гонителя сделать апостола. 8 ст. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неизследимое богатство Христово. И мне то, меньшему из всех христиан – так апостол называет себя по своему смирению – поручено быть проводником этой благодати в сердца ваши и быть провозвестником вам – язычникам неизгладимого богатства Христова, т. е. обильного, неиссякаемого, богатства выше всякой меры. Что же это за богатство Христово? Это то, что язычники получили чрез веру во Христа: вместе с истинным Израилем составили единое тело, единую Церковь , возглавляемую Христом и одушевляемую одним Духом Божиим. 9 ст. И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом. И открыть всем, т. е. разъяснить иудеям, язычникам и всем вообще людям, в чем состоит домостроительство тайны, т. е. в чем сущность этой тайны, тайны призвания язычников в Церковь Христову, раскрыть ее именно с этой стороны, раскрыть величие Церкви Христовой в ее всеобщности, всенародности. Эта тайна была сокрыта от вечности в Боге, т. е. никто из людей не знал этой тайны. В Боге, создавшем мир Иисусом Христом, т. е. она была уже в Боге, когда мир еще начал только твориться Богом чрез Иисуса Христа, ибо вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Иоан. 1, 3 ). 10 ст. Дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. Эту тайну не знали даже ангелы во всей ее полноте. И только теперь, когда на земле стала устрояться Церковь Божия из верующих всех мест, времен и народов под главенством Христа, когда Он, седши одесную Бога и по человечеству возглавил Собой все небесное и земное, ангелы стали проникать в эту тайну. И начальствам, и властям небесным стала понятной многоразличная премудрость Божия. Разумеется, как существа высшие, окрест престола Господня находящиеся, ангелы знали о том, что Господь Бог в предвечном Своем совете определил спасти людей чрез Единородного Сына своего. Но самый образ осуществления этого божественного определения и избранные Богом к тому средства и многое другое в деле спасения людей было им недоведомо. Узнают это они из самых событий. События им открывают тайны, лежащие в основе их. Они видят, как устрояется Церковь , и как все в Господе, возседшем одесную Отца, воссоединяется, – и уразумевают в этом многоразличную Божию премудрость (Злат. толк. на посл. ап. Павла к Эфес. Епископа Феофана стр. 197).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

III) против раскольников: а) о времени пришествия антихристова и кончины века — Стефана Яворскаго; б) в о бличение всех вообще раскольнических заблуждений - книги, изданные от лица святых Патриархов русских, также сочинения святого Димитрия Ростовского, Феофилакта Лопатинского, Питирима, Феотокия, преосвящ. Филарета, митрополита московского и преосвящ. воронежского Игнатия. В последнее время много частных догматических исследований и вообще сочинений, более или менее обширных, помещено в трех издающихся в нашем отечестве духовных журналах: Христианском Чтении, Воскресном Чтении и Творениях святых Отцов с прибавлениями духовного содержания, а также между издаваемыми по временам опытами воспитанников наших духовных Академий: Санкт-Петербургской, Киевской и Московской. Православно-догматическое Богословие Том 1 Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку 1. О Боге в самом себе Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино . 1 Иоанн (5:7). §9. Степень нашего познания о Боге, по учению православной Церкви Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Церковь начинает словом: верую ..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: «Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, — настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия.» Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого разума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1 Тим. 6:16); б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных неведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его (Рим. 11:33—34; срав. Иоан. 1:18; 1 Иоан. 4:12; Сирах. 18:3,4), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2:11), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Матф. 11:27). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Невидимый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

IV. Совокупность всех совершенств образует жизнь бесконечно блаженную, какой и живет существо всесовершенное ( 1Тим. 1:11; 6:5 ). Ничто не может ни разрушить, ни даже нарушить такого блаженства, потому что ничто не может произойти без воли или против воли Божьей и внести в совершеннейший порядок жизни и деятельности Всесовершенного какое-либо беспорядочное движение. Бог вседоволен и всеблажен, потому что всесовершен. Впрочем, яснее открывается это для нас только в учении Веры Христовой о Пресвятой Троице, которое посвящает нас в сокровеннейшую тайну жизни Божией. Чтение четвертое. Учение о троичности Божией, как отличительный догмат христианской Веры Евангельское и апостольское учение о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Церковное определение догмата о Пресвятой Троице. Отступление от православия Западной Церкви в учении об исхождении Духа Святого. Попытки приблизить учение Веры о троичности Божией к разумению человека. Значение догмата о троичности Божией для нашей веры и жизни. Понятия о совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается боговедение христианина. Вера Христова посвящает нас в глубочайшую тайну жизни Божией, изображая единого по существу Бога троичным в лицах. Истина троичности Божьей составляет отличительный догмат христианского вероучения. Не только другие религии не знают этого таинства Веры Христовой, но и в богооткровенном учении ветхого завета нет прямого учения о Боге-троице. Что в нем должна содержаться истина троичности Божьей, в этом нельзя сомневаться, так как и ветхозаветное и новозаветное вероучение есть откровение одного и того же Бога и об одном и том же домостроительстве нашего спасения, но ясного изложения этой истины в ветхозаветном Писании мы не находим. До пришествия в мир Искупителя, она и не могла быть ясно открыта людям, потому что, недоступная разумению человека, она не могла сделаться общедоступной и вере, пока не явился на земле видимо Сам Сын Божий. Только при свете евангельского учения открываются и в ветхом завете несомненные указания на то, что Бог есть существо не единоличное, но триипостасное. Такого рода указания представляются главным образом в следующих местах ветхозаветного писания: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ), вот Адам стал как один из Нас ( Быт. 3:22 ), сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Словом Господним совершены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс. 32:6 ), свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). Все учители православной Церкви согласно признают в этих местах прикровенное учение о троичности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

„Слыша о недре Отца, не представляй ничего телесного в Боге. Евангелист употребил такое название с целью показать сродство, нераздельность и совечность Сына со Отцом» (Феофил.).    Он явил: открыл, следовательно, откровение о Боге, сообщенное человечеству Иисусом Христом несравненно выше всех прежних откровений о Боге (Евр. 1:1); Он сообщил человечеству полное познание о Боге, насколько можно вместить оное ограниченному человеческому (Иоан. XVII:4, 6). Он научил человечество истинно поклоняться Троице единосущной и нераздельной и открыл прямой путь в царство небесное (Из „Толков. Евангелия от Иоанна» кн. 3. еп. Михаила, стр. 35 – 28).   13. Образные откровения Божества в Ветхом Завете 1. За 1972 года до Р. Хр. Аврааму Господь явился под образом трех странников и в то же время как всемогущий Бог и Владыка (Быт. гл. XVIII).2. Внук Авраама, патриарх Иаков, по собственному его выражению видел Бога лицом к лицу (Быт. XXXII, 25 – 30).3. О Моисее Сам Господь Бог сказал евреям: слушайте слова Мои: если бывает пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним. Но не так с рабом Моим Моисеем: устами к устам говорю Я с ним и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит (Числ. XII, 6—8). Очевидно, Бог являлся Моисею наяву в определенном образе, или виде, и, конечно, этот образ не мог соответствовать бесконечному существу Божию.4. Являлся Господь лучшим ветхозаветным людям в виде ангела в человеческом образе, а между тем из слов и действий Его видно было, что это Сам Господь Бог; таковы, напр., явления Господа Гедеону (за 1300 л. до Р. X.), родителям Сампсона (за 1150 л. до Р. X.), описанные в книге Судей (гл. VI и XIII). 5. Явился Господь Бог и пророку Исаии, и вот что пророк написал об этом: „в год смерти царя Озии (741 г. до Р. Хр.) видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы; у каждого из них по 6-ти крыл, двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал «ноги свои, и двумя летал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   От них не сокрыта и тайна царства небесного, которая в надлежащее время открылась ради нашего спасения; с ее помощью мы, освобождаясь от нынешнего странствия, соединяемся с их обществом. Они знали об этом потому, что в должное время само Семя было преподано через них рукою Ходатая (Гал 3.19), т. е. властью Того, Кто для них Господь как в образе Божием, так и в образе раба. И апостол говорит: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем» (Еф 3.8-11). Это следует понимать так: (эта тайна) была сокрыта в Боге таким образом, что многоразличная премудрость Божия была известна чрез Церковь начальствам и властям на небесах, поскольку именно там изначально существовала Церковь, где по воскресении должна собраться и Церковь нынешняя, так что и мы будем подобны ангелам (Мф 22.30). Значит, (тайна эта) была известна им от века, поскольку всякая тварь может существовать только от века, но никак не до века: от нее уже пошли века, а не наоборот, ибо начало ее было и началом веков; до века был лишь один Единородный, «чрез Которого и веки сотворил» (Евр 1:2).    А что ангелам не только известна сокровенная тайна в Боге, но и сама Она является им, когда открывается и проповедуется, об этом свидетельствует тот же апостол: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим 3.16). И, если не ошибаюсь, представляется удивительным, что Бог не все знает, что говорится о Нем как бы в настоящем времени, — говорится потому, что Он дает познавать Себя ангелам или людям. Но это надо понимать так, что язык несовершенен, а потому в Писании иногда как будто говорится о Боге такое, о несоответствии чего с Ним в буквальном смысле громко говорит нам присущая нашему уму истина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Аминь). БЕСЕДА 7   " Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божья, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем " (Еф. 3:8–11)   Обилие смиренномудрия ап. Павла. – Как должно любить врагов.   Кто посещает лечебницу, посещает ее не просто, но с тем намерением, чтобы научиться врачеванию и употребление лекарств. Так и мы, собравшись здесь, не просто собрались, не чтобы познать обилие смиренномудрия Павла. Что именно? Намереваясь сказать о величии благодати Божьей, послушай, что он говорит: " Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия " . Выказал он смиренномудрие и тем, что оплакивал прежние грехи, уже исправленные, помнил об них, и был скромен до того, что называл себя хульником, гонителем и обидчиком; но с тем (что он говорить теперь) ничего и сравнить нельзя. Прежде, говорить, я был таким-то, и называет себя извергом; но когда теперь, совершенно исправившись, все еще уничижает себя и называет себя меньше всех, – это подлинно великая и необыкновенная скромность. " Мне, наименьшему из всех святых " . Не сказал: (меньшему) апостолов, – так что употребил выражение уничиженнее этого последнего. В ином месте он сказал: " и я недостоен называться Апостолом " (1 Кор. 15:9); здесь же называет себя даже меньшим всех святых: " Мне " , – говорит, – " наименьшему из всех святых, дана благодать сия " . Какая? " Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божья " . Пусть это не было открыто людям, – но неужели ты просвещаешь и ангелов, и архангелов, и начала, и власти? Просвещаю, говорить, потому что в Боге было это сокрыто, в Боге, " создавшем все Иисусом " . И ты дерзаешь это сказать? Да, дерзаю, – говорить. Но как же это сделалось известным ангелам? Через Церковь. И притом не просто сказал: да (скажется) различная премудрость Божья, во – " многоразличная " . Итак что же? В самом деле, ангелы не знали ее? Вовсе не знали: если начала не знали,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Аминь). БЕСЕДА 7 « Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем » (Еф. 3:8–11).   Обилие смиренномудрия ап. Павла. — Как должно любить врагов.   Кто посещает лечебницу, посещает ее не просто, но с тем намерением, чтобы научиться врачеванию и употребление лекарств. Так и мы, собравшись здесь, не просто собрались, не чтобы познать обилие смиренномудрия Павла. Что именно? Намереваясь сказать о величии благодати Божией, послушай, что он говорит: « Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия ». Выказал он смиренномудрие и тем, что оплакивал прежние грехи, уже исправленные, помнил об них, и был скромен до того, что называл себя хульником, гонителем и обидчиком; но с тем (что он говорит теперь) ничего и сравнить нельзя. Прежде, говорит, я был таким–то, и называет себя извергом; но когда теперь, совершенно исправившись, все еще уничижает себя и называет себя меньше всех, — это подлинно великая и необыкновенная скромность. « Мне, наименьшему из всех святых ». Не сказал: (меньшему) апостолов, — так что употребил выражение уничиженнее этого последнего. В ином месте он сказал: « и я недостоин называться Апостолом » (1 Кор. 15:9); здесь же называет себя даже меньшим всех святых: « Мне », — говорит, — « наименьшему из всех святых, дана благодать сия ». Какая? « Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне сделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия ». Пусть это не было открыто людям, — но неужели ты просвещаешь и ангелов, и архангелов, и начала, и власти? Просвещаю, говорит, потому что в Боге было это сокрыто, в Боге, « создавшем все Иисусом ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Апостол Павел говорит: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Римлянам 1:20-24). Человек рождается с интуитивным знанием о Боге и чувством благодарности к Нему за мироздание. В свою очередь, само мироздание задумано как средство Богообщения и откровение о Боге. И, следовательно, человек – евхаристическое существо, священник мироздания, который должен благодарить Бога и использовать свое благодарение как средство Богообщения, Богопознания и сохранения любви к Богу. Человек создан для богослужения. По нашей падшей природе, отвращаясь от Творца, переключая свое внимание на материальный мир и начиная воспринимать его как самоцель, мы теряем интуитивное знание о Боге и непременное чувство благодарности к Нему. Источник: photosight.ru Автор: Ольга Махняева Секуляризм кроется в забвении Бога, в забвении того, что мироздание есть таинство Божественного присутствия. Это отрицание непреложной истины о человеке, принижение его до животного. Таким образом, отказ от поклонения и благодарения, отказ воздания благодарностей Богу за Его творение, есть отказ от самой природы человека. Александр Шмеман указывает на то, что «поклонение есть основной акт, а человек в своей сущности является поклоняющимся существом». Только в поклонении я могу обрести Богопознание, а затем познать и мир. Как следует из этимологии слова «православие», истинное поклонение Творцу и истинное Богопознание сливаются воедино и становятся тем основанием, на котором держится послушание Богу. Аскетизм, Крест и исцеление человека Знание в контексте православной традиции – это не просто набор отвлеченных обобщений о мире, тем более о Боге. Знание, скорее, напоминает любовь или близкие отношения – в этом смысле знание есть «Богообщение и, следовательно, общение со всем миром»

http://pravmir.ru/potrebitelstvo-protiv-...

б) О Боге. В основе хлыстовского учения о Боге лежит верование, что человек может стать Богом через воплощение в себе Божества. Но такое верование ничем не отличается от языческого верования в перевоплощение Божества и ведет к многобожию; христианскому учению оно совершенно чуждо и, конечно, не может быть признано правильным с христианской точки зрения. 3атем, оно не согласно и с истинным понятием о Боге и человеке. Из наименований Бога в Св. Писании, из присущей нам идеи о Боге и наблюдений над миром вещественным и нравственным открывается, что Бог есть существо бесконечное по бытию и духовным совершенствам. По бытию своему – Он самобытен, неизменяем, вечен, неизмерим и вездесущ, а по духовным свойствам, при обладании совершеннейшим разумом, волей и чувством, Он всеведущ, премудр, всесвободен, всесвят, всемогущ, всеправеден, всеблажен, всеблаг. Будучи существом бесконечным, Он вместе с тем есть частный и всесовершенный личный Дух. Выше и совершеннее Его ничего не может быть; таким представляют Его люди всех времен, на какой бы ступени развития они ни находились. Как существо всесовершенное, Бог может быть мыслим лишь обладающим всеми совершенствами, какие наблюдаются в мире, в самой беспредельной степепи, потому что Он есть начало и причина всего существующего и живущего во вселенной, а вселенная, как творение Его, есть обнаружение Его совершенств. Такое высочайшее и совершеннейшее существо возможно только одно, потому что если бы существовали другие, равные ему существа, то оно перестало бы быть высочайшим и совершеннейшим из всех, т. е. перестало бы быть Богом. 186 Совсем не то представляет собой человек. Самое бытие свое он получает от Господа Бога, Который дает ему «жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:25 ), и потому всецело зависит от своего Творца и Промыслителя. По своим телесным и духовным свойствам человек – существо ограниченное: ум его, поврежденный первородным грехом, не имеет полной ясности и проницательности; его воля, порабощенная грехом, более наклонна ко злу, чем к добру; его сердце, извращенное грехом, является источником нечистых желаний и помыслов. Будучи таким по бытию и свойствам, человек, по словам Св. Писания, не может идти ни в какое сравнение с Богом. «Когда взираю я, – говорит Псалмопевец, – на небеса Твои, дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь Его?.. Я – червь» ( Пс. 8:4–5; 27:7 ). «Что такое человек, – замечает прав. Иов, – чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным? Вот Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов. 15:14–16 ). Если же таков человек, то ему никак невозможно стать Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Беседа первая. Предосудительность и вред пьянства Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объедением и пьянством и печальми житейскими, и найдёт на вы внезапу день той. (Лук., 21, 24) Слушайте, братия, что говорит Христос Спаситель наш, предопределённый судья живых и мертвых! Внимайте божественным словам Его, и держите их в вашем уме и сердце. Смотрите за собою, говорит Господь, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот, в который придёт Господь во славе судить живых и мёртвых, не постиг вас внезапно. Ибо этот день, как сеть найдёт на всех , живущих по всему лицу земному. Итак бодрствуйте на всякое время, и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий, и предстать пред Сына человеческаго (Лк., 21, 34 – 36). Не зная ни дня ни часа, в который придёт сын Человеческий (Мат., 25, 13), мы должны всегда бодрствовать, т.е. должны всегда помнить о Боге и о Его святом законе, чтобы нам всё делать по заповедям Божиим, чтобы и мысли наши, и чувствования, и желания,Ю и дела подчинялись закону Божию, чтобы всею душою любили мы Бога и всеми силами старались делать только угодное Богу. А для этого и должны мы всячески беречься, чтобы сердца наши не отягчались ни объедением, ни пьянством, ни заботами житейскими. Сердце наше принадлежит Богу: оно всецело должно быть Ему посвящено, т.е. всецело должно быть занято любовью к Нему. Всякая другая любовь, и всякая земная необходимая забота должны быть подчинены любви к Богу и главной нашей заботе о том, чтобы всегда усердно служить Богу, т.е. исполнять заповеди Божии. От чего же предостерегает Господь? От того, что так обыкновенно привязывает человека к земле, подавляя в нём мысли о Боге и о вечной жизни, о назначении человека к вечности и о его обязанностях, – от объедения, пьянства, и забот житейских. Братия! Будьте внимательны к себе, и смотрите, как часто суетные заботы о житейских нуждах заглушают в душе мысли о Боге, памятование о будущей жизни, подавляют в сердце благочестивые чувствования и добрые желания! Как часто неумеренность в пище или объедение делает человека неспособным к благоговейным размышлениям и молитве. И как это обыкновенно, что человек, и ныне и завтра предаваясь неумеренности в пище делается сластолюбцем; чувственные удовольствия занимают его мысли и желания; нет у него расположения к духовным занятиям, к размышлению о Боге и об обязанностях к Нему; их бог чрево, говорил Апостол, и слава в сраме их; они мыслят о земном (Филипп. 3, 19). А что сказать о пьянстве? Как велико это зло? Как пагубно действует этот порок? Как он унижает человека? Как вреден для души и тела? Как много зла производит в семействах и обществах? Как пагубен он по отношению к жизни настоящей и будущей?

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010