Ответ на возражение 2. Как уже было сказано (1), для того, чтобы быть причастными следствиям страстей Христовых, нам надлежит уподобиться Ему. Затем, мы таинственно уподобляемся Ему посредством крещения, согласно сказанному [в Писании]: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть» ( Рим. 6, 4 ). Поэтому при крещении на людей как на полностью избавляемых воздаянием Христа не налагается никакого искупительного наказания. Однако коль скоро Христос «однажды пострадал за грехи наши» ( 1Петр. 3, 18 ), то человек не может посредством таинства крещения вторично уподобиться смерти Христа. Таким образом, необходимо, чтобы согрешающие после крещения уподоблялись Христу посредством личного претерпевания от того или иного наказания или страдания, соразмерного их греху, и этим соучаствовали в воздаянии Христа. Ответ на возражение 3. Воздаяние Христа соделывает в нас следствие постольку, поскольку мы, как уже было сказано (1), соединены с Ним как члены со своею главой. Но члены должны быть сообразованы со своею главой. Следовательно, как Христос, изначально обладая исполненной благодатью душой и страдательным телом, посредством Страстей достиг славы бессмертия, так и мы, Его члены, будучи полностью освобождены Его страстями от долга наказания, тем не менее вначале получаем в души наши «дух усыновления», благодаря чему принимаемся в сонаследование славы бессмертия, и при этом все еще обладаем страдательным и смертным телом, но впоследствии, «уподобившись» страданиям и смерти Христа, мы будем приведены в славу бессмертия, согласно сказанному апостолом: «А если – дети, то – и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу (если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться)» ( Рим. 8, 17 ). Раздел 4. Были ли мы примирены с Богом страстями Христа? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что посредством страстей Христовых мы не были примирены с Богом. В самом деле, друзья не нуждаются в примирении. Но Бог всегда любил нас, согласно сказанному [в Писании]: «Ты любишь все существующее и ничем не гнушаешься, что сотворил» ( Прем. 11, 25 ). Следовательно, страсти Христа не примирили нас с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Отвращается... душа его от любимой пищи (Иов. 33,20). Слышишь, душа моя, звук трубы (Иер. 4,19). Напитаю душу священников туком (Иер. 31,14). Чего желает душа твоя (1 Цар. 20, 4).      Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам (не душам) праведников, достигших совершенства (Квр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7).      Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга.      В тот день погибнут все помышления его, т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга.      Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его .      И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном.      Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21); ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих .      В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Отвращается... душа его от любимой пищи (Иов. 33,20). Слышишь, душа моя, звук трубы (Иер. 4,19). Напитаю душу священников туком (Иер. 31,14). Чего желает душа твоя (1 Цар. 20, 4). Привыкших к мысли о бессмертии души пусть не смущают наши слова о бессмертии духа. Это не новшество, ибо в большинстве мест Священного Писания, где речь идет о смерти, говорится именно об оставлении тела духом, а не душой. Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2, 26). Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх и дух животных сходит ли вниз, в землю? (Еккл. 3, 21). Находящимся в темнице духам (а не душам!)... проповедал (1 Пет. 3, 19). К духам(не душам) праведников, достигших совершенства (Квр. 12,23). И возвратился дух ее (дочери Иаира) (Лк. 8,55). В Твою руку предаю дух мой (Пс. 30, 6; Лк. 23, 46). Господе Иисусе! приими дух мой (Деян. 7,59). Изыдет дух ею, и (он) возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его (Пс. 145,4). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12, 7). Эти два последних текста особенно важны для обоснования нашего мнения, что смертны те элементы душевной деятельности, которые связаны с жизнью тела: чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга. В тот день погибнут все помышления его, т. е. прекратится деятельность сознания, для которой необходимы все восприятия живого мозга. Изыдет не душа, а дух, и возвратится в землю свою, т. е. в вечность. Возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его. И дух животный, конечно, должен быть бессмертным, ибо он тоже имеет начало в Духе Божьем, Духе бессмертном. Мысль о бессмертии духа животных явно содержится в известных словах Павловых о надежде всей твари (Рим. 8, 20-21); ...в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. В немногих местах Священного Писания смерть определяется как исхождение души (а не духа) из тела (Быт. 35, 18; Деян. 20, 10; Пс. 15, 10). Это легко объясняется тем, что и вообще в Библии, особенно же в псалмах, слово душа часто употребляется в общепринятом смысле, т. е. как совокупность всей деятельности душевной и духовной. Но мы и говорим, что при жизни дух и душа человека соединены в единую сущность, которую можно назвать просто душой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Отсюда и те святые, которых день погибели и суда застанет в телах, восхищены будут на облаках в сретение Христу вместе с другими святыми, воскресшими из мертвых, не вкусят смерти и всегда будут с Господом, поправ тяжкий закон смерти. Поэтому апостол и говорит: не все мы умрем, но все изменимся; ибо и воскрешение из мертвых и живые, восхищенные на облаках, перейдут в нетление и от смертности изменятся в бессмертие, – изменятся не во время какое-либо, ни даже в краткое протяжение времени, но в атом, точку времени, в мгновение, в какое веко глазное может моргнуть при последней трубе. И воскресение мертвых совершиться так быстро, что живые, которых последнее время застанет в их телах, не успеют предварить мертвых, восстающих из гробов. Очевидно, подтверждая это, апостол Павел говорит: вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:52–53 ), чтобы могло оно жить вечно в том и другом случае – в муках, или в царствии небесном». Диодор, епископ Тарсийский, опустив это отделение, в дальнейшем объяснении сделал краткое замечание на слова: и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. «Если, говорит он, мертвые восстанут нетленными и, без сомнения, и они будут изменившимися к лучшему: то зачем нужно было говорить – и мы изменимся? Не хотел ли он этим дать разуметь, что нетление обще всем, а изменение только праведным, так как они наследуют не только нетление и бессмертие, но и славу?». Апполинарий, хотя и другими словами, сказал то же, что и Феодор, именно, что некоторые не умрут и от настоящей восхищены будут в будущую жизнь, чтобы по изменении и прославлении тел навсегда быть со Христом, что, веруем, и теперь совершается с Енохом и Илиею. Дидим не стопами, а словами переходя на сторону мнения Оригена , идет противоположным путем. О словах: говорю вам тайну: все мы умрем, но не все изменимся, он рассуждал так. «Если бы воскресение не нуждалось в толковании, и не имело никакой темноты для разумения, то Павел после того многого, что он сказал о воскресении, никогда бы не прибавил: говорю вам тайну: хотя все уснем, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Отсюда следует, что бессмертие и нетление предполагают некое «структурное» изменение, ибо в вечности мы не будем облачены в столь плотную вещественную материю. Итак, в заключение отметим: человек – бессмертное существо, но этим качеством в абсолютном смысле он будет наделен после Страшного Суда, когда его душа соединится с воскресшим телом. Теперь же мы смертны телом, но при уклонении со стези спасения мы становимся смертными душой еще при жизни в теле. Только после Второго Славного Пришествия мы обретем и «душу и тело» в собственном смысле бессмертными, т.е. станем душой и телом, неспособными грешить. «Искать бессмертия», «облечься в бессмертие» – все эти евангельские выражения напоминают верующим об их обязанности усердно искать спасения души. Да, душа бессмертна, но вечная ее участь может оказаться очень прискорбной – наполненной вечными мучениями из-за ее бессмертия. Облечься в бессмертие – для православного – это возродить свой дух для вечной блаженной жизни, иначе человека ждет вечная смерть при сознательной жизни. Свидетели Иеговы не признают Воскресение мертвых. В Священном Писании мы находим такие слова: «Разве мертвые восстанут и будут славить Тебя?» ( 4Цар. 23:21 ). Буквально понимая некоторые места Библии, мы будем вынуждены отвергнуть христианское учение о Воскресении мертвых, свидетельства которых рассеяны во многих текстах Книги книг. Непредвзятое прочтение рассматриваемого нами стиха указывает лишь на состояние тел умерших, не могущих до всеобщего Воскресения быть причастными Небесной славе. «Знаю человека во Христе, – пишет о себе апостол Павел, – который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне тела ли – не знаю: Бог знает) – восхищен был до третьего Неба. И знаю о таком человеке (только не знаю в теле или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал глаголы неизреченные, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). Неведомо, телом ли апостол Павел восходил на третье Небо или вне его, но очевидно одно, что он считал возможным как первое, так и второе.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Поскольку обольщенная Ева первой преступила заповедь и отведала плод, а затем дала его Адаму, который также ел от него, и так как не захотели они покаяться и припасть к Владыке, то были изгнаны оттуда и осуждены на жизнь в этом мире. Смотри же, какова неизреченная благость Божьего Промышления о человеке. Поскольку однажды человек грехом был низведен к тлению, чтобы не стать ему бессмертным, после преждевременного вкушения от древа жизни, ведь в таком случае он станет и нетленным, и бессмертным, сделав бессмертным само зло , Бог поставил пламенный меч охранять вход к древу жизни. 4. О потопе и что прообразовывали находившиеся в ковчеге; об Аврааме и части по избранию , и что это за часть. Об Израиле и обрезании Итак, познав друг друга , они родили сыновей и дочерей, и назвал Адам Еву, жену свою, Жизнью, ибо она была матерью всех живущих . Но когда умножилось число людей , и впали они в пучину зла и во многое множество грехов, Бог, желая омыть мир водой и стереть человека с лица земли, не оставил там части, но спас Ноя с сыновьями его и дочерями его в ковчеге. Ковчег же был прообразом Богородицы, а Ной – Христа; а люди, бывшие с Ноем, – начаток части иудеев, которые уверуют во Христа, а звери, весь скот и птицы, и пресмыкающиеся были образом язычников. И, соответственно, как после потопа ковчег вмещал в себе Ноя, так Богородица Мария – воплощенного Бога и человека; но ковчег спас лишь Ноя и бывших с ним , Христос же уберег и ковчег, и всю вселенную от затопления грехом, от рабства Закона, от погибели. После потопа люди, впав в неведение Бога и ожесточившись, из-за того, что имели одни уста, то есть один язык и одну речь, начали возводить башню и стремились взойти на небеса, возомнив себя равными Богу. Бог, желая смешать их языки и так разделить их, и рассеять их по лицу земли, ибо они, возникнув из ребра Адамова, благодаря одному языку были членами одного тела, вновь взял от них Свою часть, то есть ребро, а остальное тело рассеял, разделив на многие части, и назвал их, совсем не знающих Бога, язычниками. А эту часть Он назвал «Израилем», то есть «Зрящим Бога». Ею был Авраам, в котором было сохранено семя веры и боговедения, сошедшее свыше, которому явился сказавшей: «Пойди из земли твоей, от родства твоего… в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ» ,которому и дал Он обрезание как некое знамение и печать, ему же и поклялся умножить семя подобно звездам небесным и песку берега морского. После этого снова явился ему Бог и сказал: «Познай разумом, что семя твое пришельцем будет в земле чужой» , – предвещая ему переселение в Египет Иосифа с отцом его Иаковом и братьями его. Там от них и умножилась эта часть и стала великим народом, который Бог чрез Моисея вывел оттуда, прежде предложив им вкусить прообраз истинного Агнца. И после того, как Он разделил море и провел их , и привел в пустыню, где сорок лет кормил их , они стали «частью Господа, народом Его Иаковом, Израилем, наследственным уделом Его» .

http://bogoslov.ru/article/4791059

После этого нам уже не трудно произнести приговор. Пессимист прав перед оптимистом в том, что, возбуждаемый жалом идеала, не может найти на земле совершенства; не прав же он в том, что не имеет основания и права искать совершенства на земле. Оптимист не прав в том, что недостаточно глубоко и серьезно проникнут сознанием возвышенности идеала и довольствуется низшими требованиями и низшими благами, весьма далекими от совершенства. Однако он прав в том, что здесь, на столь низкой ступени, вообще невозможно высшее совершенство; несмотря ни на что, мы все же видим некоторые проблески будущего света и совершенства. Таким образом, неразрешимый спор этих двух миросозерцаний представляет новое доказательство бессмертия души человеческой и будущего совершенства. Поскольку в противном случае (то есть если ограничивать развитие человека и человечества пределами земной жизни) мы должны признать неразрешимое противоречие жизни законом мирозданья. Допуская же существование жизни будущего века, мы легко находим разрешение противоречий и можем примирить спорящих на основании высшего закона. Истина всегда там, где находится разрешение затруднений и где данные в опыте явления могут быть познаваемы и объясняемы закономерно, гармонично и целесообразно. Заключительное доказательство В истории человечества есть один выдающийся факт, на который можно смотреть как на венец и завершение всех доказательств бессмертия души человеческой, как на наглядное доказательство этого бессмертия и будущей жизни. Этот величайший из фактов всемирной истории - Воскресение из мертвых Спасителя мира Иисуса Христа. Это чудо из чудес составляет основу всего христианства. На нем осно-вываются все наши надежды на вечную жизнь после всеобщего воскресения и победы над врагом нашим - смертью. Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще в грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех людей. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Как мы носили образ перстного (Адама), так будем носить и образ небесного (Христа) (1 Кор. 15: 12-22, 49).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2330...

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Если наука откроет технологию вечной молодости и вечной жизни, то любой богач сможет совершить сколько угодно мерзких грехов, а потом купить себе вечную (земную) жизнь? Как он вообще будет наказан Богом за грехи? Здравствуйте. Вера в загробный суд является одним из базовых элементов любой религии. Но мы живем в эпоху бурного научно-технического прогресса, и я читал в газете о том, что японские ученые после многолетних исследований стоят на пороге открытия технологий вечной молодости и вечной жизни. Хотя доступны они будут только очень богатым людям. Давайте для удобства сразу условимся, что в научном смысле это чистая правда. Я хочу обсудить это именно с моральной и религиозной точек зрения. Науке поверим на слово и оставим ее в покое. То есть получается так, что любой богач может совершить сколько угодно мерзких грехов, а потом купить себе вечную (земную) жизнь? Как он вообще будет наказан Богом за грехи, если могучий союз больших денег и ультрасовременных технологий сделает его неуязвимым для любых проблем? Что скажет Церковь, глядя на него? Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Николай! Такое предположение скорее из области фантастики, но давайте его примем. Однако ведь по сути мы все – бессмертны. Но наш мир – конечен, мы ожидаем второго пришествия Христа и новой – вечной – жизни. И вот как писал об этом апостол Павел: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою». (1 Кор. 15,51-54). Так что главное – не бессмертие, оно у нас есть, а то, какова будет наша вечная жизнь: со Христом или без Него? А это напрямую зависит не от того, сколько мы живем, но от того, как мы живем сейчас: с Богом, стараясь соблюдать Его заповеди, молясь, участвуя в церковных Таинствах, или без Него, живя по указке действующих в нас страстей? Пусть богачи, заплатившие за технологию бессмертия, имеют шанс дожить до Второго Пришествия и Страшного Суда – но это никак не отменит ни воскресения умерших, ни изменения живущих, ни самого Суда.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/esli-nauk...

Р. Начнем. А. Будем верить, что нам поможет Бог . Р. Разумеется, будем верить, если хоть это в нашей власти. А. Наша власть – Он Сам. Р. В таком случае обратись к Нему с молитвой, по возможности краткой и совершенной. А. Боже, пребывающий неизменным, позволь мне узнать себя, позволь узнать Тебя! Вот – я помолился. Р. Ты, который желаешь знать себя, знаешь ли ты, что существуешь? А. Знаю. Р. А откуда знаешь? А. Не знаю. Р. Простым ли ты себя чувствуешь, или сложным? А. Не знаю. Р. Знаешь ли ты, что движешься? А. Не знаю. Р. Знаешь ли ты, что мыслишь? А. Знаю. Р. Итак, то, что ты мыслишь – истинно? А. Истинно. Р. Знаешь ли ты, что бессмертен? А. Не знаю. Р. Из всего того, чего, по твоим словам, ты не знаешь, что ты желаешь знать прежде всего? А. Бессмертен ли я. Р. Итак, ты любишь жизнь? А. Признаюсь, что да. Р. А если ты узнаешь, что бессмертен, достаточно ли тебе будет этого знания? А. Хотя это будет и многое, но для меня этого мало. Р. Однако же, насколько ты будешь рад этому малому? А. Весьма сильно. Р. Плакать уже не будешь? А. Решительно – нет. Р. Ну, а если самая жизнь окажется такой, что в ней нельзя будет узнать тебе ничего более того, что ты знаешь? Удержишься от слез? А. Напротив, буду плакать так, как будто бы нет и самой жизни. Р. Стало быть, ты любишь жизнь не ради самой жизни, но ради знания. А. Согласен. Р. А если это знание сделает тебя несчастным? А. Думаю, что этого не может случиться. Но если это так, то блаженным не может быть никто, потому что если я теперь несчастен, то именно потому, что еще слишком многого не знаю. Если же и знание вещей делает несчастным, то несчастье вечно. Р. Теперь я вижу, чего ты не хочешь. Так как ты думаешь, что знание никого не делает несчастным, то из этого делаешь заключение, что познание делает блаженным; блаженным же может быть только живущий, а живет только тот, кто существует: итак, ты желаешь существовать, жить и познавать; но – существовать, чтобы жить, чтобы познавать. Ты знаешь, что существуешь; знаешь, что живешь; знаешь, что познаешь. Но желаешь знать, всегда ли будет все это, или ничего этого не будет, или нечто пребудет всегда, а нечто исчезнет, или оставаясь вообще, все это уменьшится или увеличится.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Разумеется, между умершим телом и телом, которое воскреснет, существует не только тождество, но и различие. «Эти тождество и различие такого же рода, как между пшеничным зерном и выросшим из него колосом, как между семенем и образовавшимся из него зародышем, который после развития организма превратился в совершенного человека» [ 1045 ]. Прекрасно объясняет это и богоречивый Златоуст, толкуя слово боговдохновенного Павла, сказавшего: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15, 37–38). Он пишет следующее: «Божественный Павел имеет в виду, что, сея пшеницу, ты не сеешь колос. Хотя это и «то же самое, но одновременно и не то же»: это та же пшеница, но она отличается от посеянной. Колос — это то же самое, ибо «одинакова сущность», различие же в том, что колос лучше, в новом колосе остается прежняя сущность, но он новый, лучше и прекраснее прежнего. Подобным же образом и в воскресении тел не то, чтобы «одна сущность сеется, а другая восстает; воскресает та же самая сущность, но в гораздо лучшем, более прекрасном состоянии». То есть не сеется одна сущность — одно тело, а восстает другая — новое тело. Воскресает та же сущность — то же тело, но лучше и светлее. Кроме того, если бы Бог не предполагал воскресить тело лучше и светлее, то зачем Он стал бы разрушать и уничтожать ныне существующее тело?» [ 1046 ] 2. Несмотря на то, что тело, которое воскреснет, «идентично» с тем, которое носило нашу душу в земной жизни, оно в то же время и «неидентично», поскольку для Будущей Жизни оно приобретет новые свойства. Апостол Павел пишет: «Говорю вам тайну […] . Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 51, 53). Это место комментирует божественный Златоуст: «Тело тленно и тело смертно, и все же оно остается телом, ибо именно оно облекается в бессмертие и нетление, а «смертность и тление уничтожаются», потому что в тело приходят бессмертие и нетление. И не сомневайся в том, что это тело будет жить бесконечной жизнью, когда услышишь, что оно делается нетленным» [ 1047 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010