2988       Лазарев B.H. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//Виз. временник. 1967. Т. XXVIII. С. 162–196 (франц. версия: Trois fragments d’épistyles peintes et le templon byzantin//Δελτον τς Χριστιανικς ρχαιολογικς ταιρεας. 1964. Τ. IV, 4, 3. P. 117–143). 2989       Пиотровский Б.Б., Иерусалимская A.A. Памяти A.B. Банк//Сов. археология. 1985. 3. С. 316–317; Залесская В.Н., Савина C., Шандровская B.C. Алиса Владимировна Банк (1906–1984)//Виз. временник. 1986. Т. 46. С. 286–290; Залесская В.Н. Банк A.B.//Правосл. энциклопедия. Т. IV. 2002. С. 303–304. Библиография работ A.B. Банк (ок. 150 публикаций): Виз. временник. 1986. Т. 46. С. 287–290; Византиноведение в Эрмитаже/Под ред. B.C. Шандровской. Л., 1991. С. 120–125,138–140; новые архивные материалы: Пятницкий Ю.А. «Добро и зло все стало тенью»//Балканский сб.: К XXII Международному конгрессу византинистов. София, 22–27 авг. 2011 года. СПб., 2011. (Тр. Гос. Эрмитажа, LVII). С. 205–225; Khrushkova L. Bank A.V.//PChA. Bd. I. S. 113. 2990       Искусство Византии в собраниях СССР: Каталог выставки. Т. 1: Раннехристианское искусство. IV–VII вв.; Т. 2: Искусство эпохи иконоборчества; Т. 3: Искусство IX–XIII в. M., 1977. 2992       Банк A.B. Искусство Византии в собрании Эрмитажа. Л., 1960; Она же. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; M., 1966; Bank A.V. L’art byzantin dans les musées de l’Union Soviétiques. Leningrad, 1977; Eadem. Byzantine Art in the Collections of Soviet Museums. Leningrad, 1977; 1985; N.Y., 1978. 2993       Комеч А.И. Архитектура//Культура Византии: IV – первая половина VII в. M., 1984. С. 573–595; Якобсон А.Л. Архитектура//Культура Византии: Вторая половина VII–XII в. M., 1989. С. 496–519; Он же. Византийское зодчество эпохи Палеологов//Культура Византии: XIII – первая половина XV в. M., 1991. С. 484–508. 2994       Попова О.С. Изобразительное искусство//Культура Византии: IV – первая половина VII в. С. 546–572; Лихачева В.Д. Изобразительное искусство//Культура Византии: Вторая половина VII–XII в. С. 470–495; Она же. Изобразительное искусство Византии в эпоху Палеологов//Культура Византии: XIII – первая половина XV в. С. 447–483.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38 . Послание Нестория к Келестину, папе Римскому. С. 163–165. Nestorii Epistula ad Caelestinum papam I (CPG 5665; ср. CPG 8634)//PL 50, 438–441 (­ PL 48, 173–178 40 ). ACO I, 2, 12–14 3). Mansi IV, 1021–1023. Grumel 1932 I, I, 50 41 . 39 . Другое послание Нестория к папе Келестину. С. 165–166. Nestorii Epistula ad Caelestinum papam II (CPG 5667; ср. CPG 8635)//PL 50, 442–444 (­ PL 48, 178–181 42 ). ACO I, 2, 14–15 4). Mansi IV, 1023–1024. Grumel 1932 I, I, 55 43 . 40 . Послание Келестина к Несторию. С. 166–172. Caelestini papae Epistula ad Nestorium (Synodi Romanae Sententia) (CPG 8639; ср. CPL 1652)//PL 50, 469–485 (с параллельным греч. пер.). ACO I, 2, 7–12 2). Греч. перевод: ACO I, 1, 1, 77–83 10). Mansi IV, 1025–1036. 5000/1. 41 . Послание Келестина к клиру и народу константинопольскому. С. 172–179. Caelestini papae Epistula ad clerum populumque Constantinopolitanum (CPG 8640; ср. CPL 1652)//PL 50, 485–499 (с параллельным греч. пер.). ACO I, 2, 15–20 5). Греч. перевод: ACO I, 1, 1, 11 (p. 83–90). Mansi IV, 1036–1048. 5000/1. 42 . Послание Келестина к Иоанну, еп. Антиохийскому. С. 179–181. Caelestini papae Epistula ad Iohannem Antiochenum, Iuvenalem Hierosolymitanum, Rufum Thessalonicensem, Flavianum Filippensem (CPG 8641; ср. CPL 1652)//PL 50, 465–469 (с параллельным греч. пер.). ACO I, 2, 6 (p. 21–22). Греч. перевод: ACO I, 1, 1, 90–91 12). Mansi IV, 1048–1049. 5000/1. 43 . Послание Кирилла, еп. Александрийского, к Иоанну Антиохийскому. С. 181–182. Cyrilli Alexandrini Epistula XIII: Ad Iohannem Antiochenum (CPG 5313t; ср. CPG 8642)//PG 77, 93–96. ACO I, 1, 1, 92–93 13). Mansi IV, 1049–1052. 5000/1. 44 . Послание Кирилла, еп. Александрийского, к Акакию, еп. Веррийскому, о Нестории. С. 182–184. Cyrilli Alexandrini Epistula XIV: Ad Acacium Beroeensem (CPG 5314t; ср. CPGadd 5314, CPG 8625)//PG 77, 97–100. ACO I, 1, 1, 98–99 16). Mansi IV, 1053–1056. 5000/1. 45 . Послание Акакия, еп. Веррийского, к Кириллу. С. 184–185. Acacii Beroeensis Epistula ad Cyrillum Alexandrinum [­ Cyrilli Alexandrini Epistula XV] (CPG 6479t; ср. CPG 5315, 8626)//PG 77, 100–101. ACO I, 1, 1, 99–100 17). Mansi IV, 1056–1057. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Естественнонаучные и этические тексты А. появляются в лат. мире в XII-XIII вв. Яков Венецианский перевел трактат «О душе» и «Метафизику» (I-IV. 4). Генрих Аристипп, архидиак. Катании († 1162), перевел 4-ю кн. «Метеорологики» и привез в Сицилию греч. рукописи из б-ки имп. Мануила I Комнина . Герард Кремонский († 1187) перевел с араб. «Физику», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и «Метеорологику». К 1200 г. появляются анонимные переводы с греч. «Метафизики» (кроме 11-й кн., т. н. «Metaphysica media») и «Никомаховой этики» (книги 2-я и 3-я, т. н. «старая этика», или «Ethica vetus»). В XIII в. к ней прибавляется «новая этика» («Ethica nova», кн. 1-я «Никомаховой этики»). Михаил Скот († 1235) и Герман Алеманн († 1272) переводят с араб. комментарии Аверроэса. Роберт Гроссетест (1168-1253) в 1246-1247 гг. перевел «Никомахову этику» вместе с греч. комментарием и сам откомментировал «Вторую аналитику» и «Физику». Итог переводческой деятельности этого периода подвел доминиканец Вильем из Мёрбеке (2-я пол. XIII в.), переработавший и исправивший ряд лат. текстов и переведший с греч. важнейшие комментарии, в т. ч. Фемистия, к трактату «О душе» и Симпликия к соч. «О небе». Он же впервые перевел на латынь «Политику». Несмотря на оппозицию монашества ( Петр Дамиани , Бернард Клервоский ), возрастающий на протяжении XIII в. интерес к философии природы облегчает проникновение натурфилософских сочинений Стагирита в университетские программы. Аристотелизм тем самым институализирует себя в схоластике. В Париже неск. раз выходили запреты на использование сочинений А., однако в 1255 г. в учебный курс фак-та искусств допускается весь известный к тому времени корпус. В Оксфорде аристотелизм встречает меньшее сопротивление. Именно офиц. признание аристотелевских текстов в качестве одной из основ университетского образования становится, с одной стороны, характерной чертой схоластики, а с др. стороны, является единственным формальным поводом для обсуждения сущностного единства аристотелевской и схоластической философий. Лат. мыслители XIII в. получают, наконец, «полного» А. вместе с его араб. толкованиями. Богатство интерпретационных возможностей приводит, во-первых, к тому, что «эклектический» А. оказывается популярен как весьма удобный логический инструмент, помогающий в достижении самых разных интеллектуальных целей; во-вторых, подобная ситуация провоцирует попытки систематизации.

http://pravenc.ru/text/76004.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ VIII (1369, Теруэль, Арагон - 28.12.1446, Пальма, о-в Мальорка, до избрания папой и после отречения - Хиль Санчес Муньос-и-Карбон), последний антипапа авиньонской линии в период схизмы в католической Церкви . Род. в знатной арагонской семье, учился в Авиньонском ун-те, получил степень д-ра канонического права. Дядя Санчеса Муньоса с начала папской схизмы в 1378 г. поддерживал антипапу Климента VII и выполнял обязанности его посланника при арагонском кор. Педро IV. Близость дяди ко двору антипапы в Авиньоне помогла Санчесу Муньосу занять место советника кард. Педро Мартинеса де Луны, арагонца по происхождению, к-рого в сент. 1394 г. избрали антипапой под именем Бенедикт XIII . В 1396 г. Санчес Муньос был направлен с миссией к арагонскому кор. Мартину I, получил от него согласие на назначение епископом Валенсии. Находившийся между Валенсией и Таррагоной замок Пеньискола стал убежищем для антипапы Бенедикта XIII после изгнания из Авиньона (1403). Как ближайший помощник антипапы, Санчес Муньос получил от него несколько бенефициев, в т. ч. должности каноника капитула кафедрального собора Св. Креста и св. Евлалии в Барселоне, каноника кафедрального собора Девы Марии в Жироне, а также должность архипресвитера кафедрального собора Санта-Мария-де-Медьявилья в г. Теруэль. К концу жизни антипапы Бенедикта XIII при его дворе не осталось кардиналов авиньонской линии, т. к. все кардиналы признали решения Констанцского Собора и избрание папой Римским Мартина V . Желая обеспечить преемство авиньонской линии, 27 нояб. 1422 г. Бенедикт XIII совершил назначение 4 новых кардиналов и обязал их избрать ему преемника. После смерти Бенедикта XIII (23 мая 1423) Санчес Муньос организовал проведение в Пеньисколе конклава, к-рый собрался 10 июня в составе 3 кардиналов. Не являясь кардиналом и не имея возможности участвовать в конклаве, Санчес Муньос оказал влияние на его ход, сообщив кардиналам о якобы имевшемся требовании кор. Альфонсо V Великодушного, чтобы избранник являлся подданным королевства Арагон. В тот же день 3 кардинала избрали папой Санчеса Муньоса, который принял имя Климент в память об авиньонском антипапе Клименте VII. Коронация К. состоялась в замке Пеньискола 19 мая 1426 г.

http://pravenc.ru/text/1841393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО Многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, к-рое в XIV-XVI вв. охватывало территорию совр. Литвы и Беларуси , значительную часть совр. Украины, часть Вост. Польши (совр. Подлясское воеводство) и Смоленскую область РФ. Образованию Л. в. к. предшествовали в кон. XII - нач. XIII в. важные социальные и политические сдвиги в жизни литов. племен, заселявших территорию совр. Литвы. Здесь образовывались княжества, правители которых со своими дружинами совершали набеги на соседние земли - польск. и древнерус. княжества, прибалт. племена пруссов, куршей, ливов, латгалов. В XIII в. перед княжествами возникла и другая важная задача - борьба с экспансией орденов немецких крестоносцев, стремившихся силой подчинить своей власти живущих в этом регионе Европы язычников. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Среди литовских князей в 30-х гг. XIII в. на 1-й план выдвинулся Миндовг. Победа над рыцарями ордена меченосцев в битве при Сауле в 1236 г. способствовала укреплению его авторитета и подчинению его власти др. литов. князей. С серьезным сопротивлением он столкнулся лишь в Жямайтии - области в нижнем течении Немана, отделявшей Ливонию от Пруссии. К нач. 50-х гг. XIII в. Миндовгу удалось преодолеть сопротивление жямайтов. Объединение под властью Миндовга литов. княжеств создало благоприятные условия для экспансии на соседние древнерусские земли, ослабленные монг. нашествием и др. внешними и внутренними неурядицами. К 40-м гг. XIII в. под властью Миндовга оказались обширные территории совр. Зап. Белоруссии с такими центрами, как Гродно, Новгородок (ныне Новогрудок, Белоруссия), Волковыск и, возможно, Минск. В церковном отношении эти земли составляли, вероятно, как и впосл., сев. часть митрополичьей области. Важным событием в истории Л. в. к. стало принятие Миндовгом в 1250 или 1251 г. католичества. Действуя так, Миндовг рассчитывал укрепить свою власть, добиться мира с Тевтонским орденом и его помощи в борьбе с литов. противниками, благоприятных условий для экспансии на рус. земли. Этих целей в известной мере удалось достичь. При содействии папы Иннокентия IV был заключен (ценой уступки ряда территорий в Жямайтии) мир с орденом, и Миндовг смог одержать верх над своими противниками. В 1253 г. Кульмский еп. Хейденрик возложил на Миндовга королевскую корону. В 1255 г. папа Александр IV пожаловал Миндовгу все земли, к-рые он сможет освободить от власти «язычников» и неверных. Первым католич. епископом Л. в. к. стал поляк Вит из ордена доминиканцев. Ему были пожалованы земли в Жямайтии, но это было сделано без согласия жямайтов. Остается во многом неясным, какова была деятельность епископа в Л. в. к. и повлияла ли она на правосл. население этого гос-ва.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

DeThem Costantino Porfirogenito, De Thematibus, ed. A.Pertusi. Vatikan 1952 (Index 190–200). [s.X] DetorDam Th.Detorakis, La main соирéе de Jean Damascène. AnBoll 104 (1986) 371–381. DetorKret Th.Detorakis, Ο γιοι τς πρτης βυζαντινς περιδου τς Κρτης κα σχετικ πρς ατος φιλολογα. Athen 1970. DetorMeg Th.Detorakis, νκδοτα μεγαλυνρια το Μεγλου Σαββτου. ΕΕΒS 47 (1987–1989) 221–246. [s.XIII] DeVirt Excerpta historica iussu imp. Constantini Porphyrogeniti confecta. Vol.2/1.2, ed. Th.Büttner–Wobst – G.Roos. Berlin 1906–1910. DevrVatII.III R.Devreesse Codices Vaticani Graeci II. III, Gittà del Vaticano 1937, 1950 (Indices). DidascPatr R.Riedinger – H.Thurn, Die Didascalia CCCXVIII patrum Nicaenorum. JÖB 35 (1985) 75–92. [s.IV] DidymEccl Didymos der Blinde, Kommentar zum Ecclesiastes, 1, ed. G.Binder – L.Liesenborghs. Bonn 1979; 2, ed. M.Gronewald. 1977; 3, ed. J.Kramer. 1970; 4, ed. J.Kramer. 1972; 5, ed. M.Gronewald. 1979; 6,ed. G.Binder – L.Liesenborghs. 1969. [s.IV] DidymGen Didyme l’Aveugle, Sur la Genèse, ed. P.Nautin – L.Doutreleau. 2 Bde. Paris 1976–1978. [s.IV] DidymJob Didymos der Blinde, Kommentar u Hiob, 1–2, ed. A.Henrichs. Bonn 1968; 3–4,1, ed. U.Hagedorn – D.Hagedorn – L.Koenen. Bonn 1908–1985. [s.IV] DidymPsalm L.Doutreleau – A.Gesché – M.Gronewald, Didymos der Blinde, Psalmenkommentar. 5 Bde. Bonn 1968–1970. [s.IV] DidymTrin Didymus der Blinde, De trinitate. 2 Bde. Buch 1, ed. J.Hönscheid; Buch 2, Kap. 1–7, ed. I. Seiler. Meisenheim 1975. [s.IV] DidymZach Didyme l’Aveugle, Sur Zacharie, ed. L.Doutreleau. 3 Bde. Paris 1962. [s.IV] DiegHier A.Papadopulos-Kerameus, Μερικ διγησις κ τν γων τπιων τς ερουσαλμ. Plavosl. Palest. Sbornik 14 (1895) 1–10. [s.XIII] DiekAnal F.Diekamp, Analecta Patristica. Roma 1938. DietChon J.L. van Dieten, Noch einmal üвек Niketas Choniates. BZ 57 (1964) 302–328. [s.XIV?] DiethDok J.Diethart, Dokumentarische Texte aus dem 5.–7. Jh. aus der Wiener Papyrussammlung. Analecla Papyrologica 5 (1993) 69–113. DiethLex J.Diethart, Papyri aus byzantinischer Zeit als Fundgrube für lexikografisches und realienkundliches Material. Analecta Papyrologica 2 (1990) 81–114.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Политика Людовика IX привела к территориальному разрастанию государства и к возрастанию его международного авторитета. Людовик IX начинает выступать арбитром в межгосударственных конфликтах. К концу XIII в. уже три четверти французских территорий находились под властью короля. На рубеже XIII-XIV вв. активную централизаторскую политику проводил Филипп IV Красивый (1285–1314). При нем была присоединена Шампань – богатая область, в которой производилось знаменитое французское шампанское, приносившее огромный доход. При Филиппе IV установились династические связи между Францией и Наваррой. При нем Англия лишилась практически всех своих французских владений. Английским королям принадлежала только узкая полоска побережья Бискайского залива. Менее успешной была франко-фландрская политика Филиппа IV. Он мечтал о присоединении богатой торговой Фландрии. Номинально Фландрия входила в состав французского королевства, часть ее территории принадлежала Священной Римской империи, торговые отношения связывали Фландрию с Англией. Начинается Фландрская война, втянувшая в себя главные силы Европы. Жители Фландрии приняли активное участие в войне. В 1302 г . состоялась знаменитая битва при Куртрэ, получившая в истории название «Битвы шпор», в которой жители Фландрии одержали блестящую победу над французскими рыцарями. В знак победы они сняли шпоры с убитых рыцарей (а их было несколько десятков тысяч) и повесили их гирляндой в соборе. Эти действия фламандцев дали название битве. Битва при Куртрэ на время положила конец притязаниям французского короля на Фландрию и одновременно знаменовала собой закат французского рыцарства. Но тем не менее через несколько лет Филиппу IV удалось присоединить к своим владениям часть южной Фландрии. Постоянные войны, которые вел Филипп IV, истощали королевскую казну. Король остро нуждался в деньгах и постоянно искал источники пополнения казны: он увеличил нерегулярную королевскую талью, вводил принудительные займы и т.п. Процесс над тамплиерами пополнил государственную казну, что дало Филиппу IV возможность продолжить свою внутреннюю и внешнюю политику. В поисках все новых доходов король обратился к французскому духовенству, которое пользовалось огромными привилегиями – в частности, оно никогда не платило налогов. Филипп IV обязал духовенство платить налоги, в нарушение всех его старинных привилегий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Хронология Древнего Египта (рубеж IV-III тысячелетий – V в. до РХ). Раннее время – конец IV – начало III тысячелетий до РХ. Древнее царство (1–6 династии) – 2800–2270 гг. до РХ. Период распада государства. Среднее царство (11–13 династии) – 2100–1700 гг. до РХ. Период господства гиксосов. Новое царство (18–20 династии) – 1555–1200 гг. до РХ. Позднее время (21–30 династии) – XIV столетия до РХ. 4 Хронология Древней Месопотамии ( конец IV тысячелетия – VI в до РХ). Раннешумерский период – конец IV – начало III тысячелетий до РХ. Старовавилонский период – XX-XVII вв. до РХ. Ассирия – XIII-VII вв до РХ. Урарту – VII-VII вв. до РХ. Новый Вавилон – VII-VI вв. до РХ. Персидское завоевание – VI-IV вв. до РХ. 5 Хронология Древних Греции и Рима (конец III тысячелетия до РХ – V в. по РХ). Крито-микенская культура – конец III – середина II тысячелетий до РХ. Вторжение дорийцев – XI в до РХ. Гомеровский период – X–VIII вв. до РХ. Архаика – VII–VI вв. до РХ. Классика – V в. до РХ. Эллинистический период – IV–I вв. до РХ. Римский период (период Западноримской империи) – I–V вв. по РХ. 6 Латинская специфика иконографии Распятия, связанная с положением ног Спасителя, пронзённых одним гвоздём, вероятно, связана с неправильным восприятием образа, запечатлённого на Плащанице: стопы находят друг на друга, но при внимательном наблюдении заметно, что каждая была пригвождена самостоятельно. Плащаница была увезена крестоносцами из Константинополя и появилась на Западе в XIII столетии в готический период. Надо заметить, что новая прорисовка вполне соответствовала стилистическим тенденциям готики. 7 Храм построен в римском пригороде ЭУР (EUR), именуемом по грандиозному комплексу “Essposizione Universale di Roma”. 8 “Повесть временных лет” свидетельствует об этом следующим образом: “…И приидохом же в Греки, и ведоша ны, идеже служат Богу своему, и не свемы, на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такаго вида и красоты такоя, и недоумеем бо сказати; только то вемы, яко онъде Бог с человеки пребывает, и есть служба их паче всех стран. Мы убо не можем забыти красоты тоя, всяк бо человек, аще вкусить сладка, последи горести не приимаеть, тако и мы не имам сде быти.” с. 60]

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Однако, когда дело дошло до осуществления этих обещаний на практике, стало ясно, что гораздо большую политическую проницательность, чем галицкий правитель, обнаружил Александр Невский, прервавший переговоры с Римом не в последнюю очередь потому, что реально оценивал возможности латинского мира в противостоянии Золотой Орде. В Польше, соседствовавшей с Галицкой Русью, в XIII в. феодальная раздробленность достигла высшего предела: вся страна распалась на мелкие, слабые княжества, оказавшиеся неспособными противостоять не только Орде, но даже набегам литовцев и пруссов, для борьбы с которыми был приглашен из Палестины Тевтонский орден. Венгрия продолжала оставаться единым крупным государством, но здесь постепенно развивался внутренний кризис, приведший к концу столетия к распаду страны на ряд крупных владений. Не полагаясь на свои силы, венгерские правители пытались искать помощи в католической Европе. В 1254 г. король Бела IV писал папе Иннокентию IV, что готов подчинить королевство власти императора, если таким путем ему удастся получить поддержку против татар . Устранить опасность венгерские правители пытались и путем союза и даже соглашения с Ордой. В 1259 г. Бела IV поставил в известность папу Александра IV, что вынужден заключить мир и союз с татарами и обещать участие своего сына с четвертой частью войска в походе татар на Европу . В таких условиях надеяться можно было лишь на приток крестоносцев и на помощь из лежащих далее на запад стран Европы. По-видимому, на это рассчитывал князь Даниил, уведомив в начале 1253 г. курию о враждебных замыслах татар . Однако помощь из западных стран не пришла. Бела IV, также просивший помощи против татар, в следующем году писал Иннокентию IV о том, что жители Германии, вместо того чтобы оказать помощь, нападают на его земли, а из Франции он не получил ничего, «кроме слов» . По-видимому, не случайно с этого времени в источниках не встречаются сведения о контактах князя Даниила с курией. Вероятно, галицкий князь прервал эти контакты, не видя в их продолжении какого-либо смысла .

http://sedmitza.ru/lib/text/442958/

На XIII в. приходится новая волна миграции правосл. населения из Древнерусского гос-ва в Угорскую Русь (часть З. на территории совр. Словакии), в основном из-за монг. нашествия и установления ордынского ига на Руси. Однако переселенцы могли оказаться в З. до битвы на р. Калке в 1223 г. и разорения Юго-Зап. Руси в 1239-1242 гг. Известны 74 средневек. грамоты венг. королей, свидетельствующие о значительном числе поселений в Венгрии, названия к-рых образованы от этнонима orosz (русский). Самые ранние из них датируются 1220 г. Поскольку венг. короли на протяжении всего средневековья остро ощущали недостаток населения на окраинах своей страны, то не исключено, что нек-рые группы древнерус. населения оказались в З. по их приглашению. Начало этому процессу могло быть положено в 1-й трети XIII в., когда Арпады занимали княжеские столы в Галицкой Руси и во Владимиро-Волынском княжестве. После издания в 1222 г. кор. Андрашем (Эндре) II (1205-1235) «золотой буллы» в Венгрии начался процесс складывания феодальных доминий, сохранявшихся и после вхождения страны в империю Габсбургов (1526). Это привело к падению авторитета королевской власти и власти ишпанов на местах. В ходе данного процесса в З. появились Ужанская и Мукачевская доминии. Главная колонна вторгшегося в Венгрию в марте 1241 г. монголо-татар. войска хана Батыя прошла через З. и в 1-м же сражении на р. Шайо разгромила войско венгерского кор. Белы IV. В 1242 г. войско хана Батыя разрушило Унгвар. Часть слав. населения, спасаясь от монголо-татар. нашествия, перешла на земли в среднем течении Тисы. Однако Венгрия в отличие от основной части Древнерусского гос-ва не стала частью Монгольской империи, что стимулировало дальнейший переход восточнослав. населения в З., вслед. чего в XIII-XV вв. рус. область в Венгрии расширилась. При этом нет данных о переселении в З. правосл. знати, к-рая могла бы возглавить местных славян. Слав. население стало преобладать не только в населенных потомками восточнослав. хорватов комитатах Унг, Берег, Земплен и Угоча, но и в комитатах Мараморош, Сабольч и Сатмар, при этом подавляющее большинство славян оставалось верными Православию. Помимо древнерус. населения с кон. XIII в. в З. продолжали переселяться большие группы нем. колонистов, к-рые пополняли уже не только городское, но и сельское население, что способствовало их быстрой ассимиляции. На равнинных участках З. в эпоху существования Золотой Орды расселились венгры, в горных районах - волошские пастухи (предки совр. румын). В XIII-XIV вв. в Вост. З. правосл. волошское население стало значительным.

http://pravenc.ru/text/182499.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010