Житие Фаддея, как это ни странно, выдает себя за произведение современника святого или, по крайней мере, возводит к нему свои источники. В нем два раза упоминается, как святой повелел своему ученику Илии занести то или другое после его смерти в «книгу его подвигов». Так, после необычайного чуда оживления сухой лозы, которая стала приносить обильные грозди, он сказал Илии, ученику своему: «не рассказывай этого до исхода души моей, а после того, как я умру, запиши в свидетельство подвигов моих, да будет на пользу многим (f. 29); или, рассказав Илии о завете, данном ему Богом перед кончиной, он прибавил: «сие слово сохрани в сердце твоем, а после того, как я умру, запиши в книгу подвигов моих, да будет надеждой и утешением во веки bekob»(f. 46). Таким образом, монастырское предание приписывало составление первоначального жития монаху Илии, неоднократно упоминающемуся в житии. Вероятно, это житие имеет в виду автор имеющейся у нас под руками редакции, когда говорит (f. 41) о посмертном чуде над женщиной, наказанной Фаддеем за кражу с монастырского поля дурры (masl) в местности Цлэт Тамбен. Фаддей превратил верхнюю половину ее тела в ястреба, и затем она исцелилась, когда настоятель монастыря сказал: «принесите житие (gadl) отца нашего Фаддея»; его тотчас принесли и прочли над нею. Как и в других житиях, и здесь рассказы о некоторых чудесах возникли из объяснений различных предметов, считавшихся как бы реликвиями. Так, после рассказа о том, как какой то монах, срубая дерево, сдвинул огромный камень, который, покатившись, грозил нанести вред обители Фаддея Таамин, и по молитве испуганного монаха Фаддей остановил этот камень среди пропасти, автор добавляет: «и он находится (там) доселе, до сего дня». Если оставить в стороне чудеса, риторику и видения, то житие само по себе окажется весьма несложным и небогатым фактами. Фаддей родился в г. Себта в Тигре от знатных и благочестивых родителей Елисея и Такдес-Марьям, у которых кроме него было еще три сына и пять дочерей. После смерти жены Елисей поручил управление домом дочери Иулиании и хотел ее выдать замуж; тогда она убежала в монастырь Дабра-Куахайн к авве Варнаве.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Победа, которую имеет в виду житие, вероятно, тожественна с той, в которой пал эмир Мохаммед. Макризи не говорит более подробно об его смерти, и мы не знаем, был ли он убит в сражении, или, как передает житие, Давид велел отрубить ему голову. Относить победу абиссицев, упоминаемую в житии, в знаменитой осаде Зейлы в убиению Саад-Эддина я не решаюсь в виду того, что в ней предводительствовал не царь, а его полководец „Баруа“. История родителей святого имеет интерес в бытовом отношении, а такие сказания, как путешествие в страну „псов“ – в культурно-историческом, и еще раз доказывает низкий уровень географических сведений абиссинов даже относительно стран, примыкающих к их государству. Современницей этого святого была Соломия из Вараба, ушедшая от брака и после скитаний направленная Богом в Дабра-Либанос, где ее постриг Иоанн Кама, который был, как известно, шестым по времени настоятелем этой обители. Краткая синаксарная заметка об этой подвижнице интересна и тем, что отсылает читателя к пространной „книге подвигов“ (mashafa gadl) ее. Таким образом и ее житие существует в пространной редакции. К сожалению, в европейских библиотеках, насколько мне известно из печатных каталогов, его не имеется. Царь Феодор I Житие царя Феодора I известно в двух синаксарных редакциях. Сапето 175 привел одну по списку Бизанского монастыря, другая сообщена по парижскому списку Бассе; по геттингенскому и другим – Дюнсингом. Последний уже обратил внимание на то, что обе редакции совершенно различны; единственно, что в них обще – это рассказ о чуде при перенесении его тела (расступилась воды р. Хаваша). Даже добродетели его переданы различно: в бизанском списке его ублажают за то, что он был „православен, праведен, подавал милостыню бедным, вдовам и сиротам и монахам, и расточал золото и серебро дворца, ради Христа“; в других говорится, что он „от юности был воспитан в премудрости и наказании, изучил все писания церковные, а потом уже верховую езду и стрельбу из лука, так что сделался мужем сильным.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

О происхождении житий, мы отчасти узнаем и из следующего рассказа одного из составителей в „десятом чуде“ в житии Валатта-Петрос: „был один иеромонах по имени Мазгаба-Хайманот, который воспитался и вырос в общежитии матери вашей Валатта-Петрос, ибо он пришел туда вместе с матерью, будучи грудным ребенком. Там он научился грамоте и был кроток, тих, добр и боголюбив. Потом он постригся в монахи, сохранив девство. И впал он в упорную болезнь, сильно страдал, отвердела плоть его, и он постоянно лежал на одре много лег. Однажды ночью он видел во сне ведение, которое было и окончилось во время свое. Проснувшись, он подозвал меня, списателя этой книги. Я подошел к нему и спросил его, и сказал ему: „зачем ты меня подозвал?“ Он ответил мне, сказав: „послушай, что я расскажу тебе о том, что видел я сегодня во сне ночью: тебе приказали написать житие (gadl) и чудеса матери нашей святой Валатта-Петрос. Я видел во мгновение, что ты пишешь и оканчиваешь книгу великую, приятную по слогу и красивую по письму. Я слышал, что говорилось это среди многочисленного собрания. Кажется ли тебе этот сон истинным, или ложным, и как мне думать о нем? Да дастся тебе сей дар от Бога, от Него же всяк дар совершен и всяко даяние благо. И скажи мне еще, если это так, то можешь ли ты написать?“ Я отвечал ему и сказал: „как могу я сделать это? Но нет ничего невозможного для Бога“. Он сказал мне: „как хотел бы я, чтобы ты написал, если на то будет воля Божия“. Я отвечал ему и сказал: „как могу я сделать это и писать самовольно то, о чем мне не приказывали отцы мои, и где мне узнать житие (gadl) матери нашей святой Валатта-Петрос? Разве я не новое насаждение? Я и не жил тогда. Если расскажут мне предварившие меня старцы, я напишу“. Он ответил мне: „если ты не напишешь теперь, напишешь потом; не думай, что этот сон лжив; сохрани его в сердце твоем“. И сообщив мне это, он пребывал в этой болезни еще четыре года или пять лет, а потом, скончался в мире. Бог да упокоит душу его в царствие небесном. Аминь! А случай этот забылся, некому было напомнить о нем после успения Мазгаба-Хайманот в течение трех лет. Потом подвинула воля Божия одну сестру, и она понуждала меня писать. Я сказал ей: „тоже самое некогда свидетельствовал Мазгаба-Хайманот и говорил мне, но я оставил без внимания, ибо не уполномочили меня отцы мои“. Она сказала отцам и игуменье общежития, те положили молитвенное правило на семь дней. И вот поэтому-то я и написал по воле Божией и с помощью матери нашей святой Валатта-Петрос“.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Поэтому наймем опять волхвов и они поступят с нею так же, как поступили с отцом ее, да потребится от земли память их, и мы дадим возмездие за то, что они делали прежде». И эти волхвы поступили с нею хуже, чем с ее отцом; они привели змея земного мрачного, глаза которого были красны, как цвет крови, и волхвованиями ввели его в природу этой женщины, чтобы не приближался к ней муж по закону брака. И вошел во чрево ее этот змей и жил там 7 лет, муча ее. Когда он слышал звук мужа, высовывал голову и лизал платье и тело ее, и оба они впали в странную и тяжкую болезнь. Когда они услыхали о подвигах (gadl) отца нашего Евстафия, когда их читали, сказали оба: «дайте нам напиться воды молитвы его, и если мы исцелимся от болезни нашей, будем творить память отца нашего Евстафия и чтить его субботы, установленные в Синодосе». И напившись этой воды молитвы и омывшись от нее, исцелился отец этой юницы и стал жить, как все люди. Потом он сошелся с женой своей, она зачала и родила мальчика, и назвала его Хабта-Евостатевос (Дар Евстафия) и поручила его ему, ибо по молитве его родила его. А что до этой юницы, во чреве которой устроил свое пребывание змей земной, то когда окропили ее этой водой молитвы, он вошел и скрылся в ее чреве, а когда она напилась этой воды молитвы, издох во чреве ее этот змей и распался на 14 частей от головы до хвоста. Он рассекся на мелкие части и вышел вместе с уриной. Все люди видевшие и слышавшие это чудо, удивились и исповедали силу молитвы отца нашего Евстафия. После этого была здорова эта юница, родила мальчика и назвали его Такла-Евостатевос и заповедала ему творить ежегодно память величия силы имени Господня. И ему следуя, праведные и избранные были превознесены. Вознесено имя отца нашего Евстафия, пророка и апостола, учившего 81 писанию заповедей и закона по всему пространству Эфиопии. И вот он был образом народам и народу в добрых делах, и творил он чудеса и дивные дела во имя Архитектона, когда кости его находятся в Армении, ибо ради правды он покорил и уничижил плоть и дух свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...