715 Акты Южной и Западной России т. I, Что клирошане принадлежали к собору, видно из того, что они имели в нём неделю, что, кажется, нужно понимать не в смысле службы в продолжение недели, а в смысле службы в воскресенье и заведывания (в продолжение недели) ставленниками. Что они имели приходы, видно из того, что в записи они называются по именам и каждый со своим приходом (на конце). 716 Что чиновники из пресвитеров имели свои приходы, см. у Кодина в De officiis (выписка у Дюканжа в Gloss. Graecit. под сл. ξωκατκοιλοι). Но что точно также и ставшие чиновниками диаконы остались настоятелями приходов, это знаем из примера известного кантониста Феодора Вальсамона: Состоя в должности патриаршего хартофилакса, он был диаконом великой церкви и в тоже время πρτος τν Βλαχερνν, т. е. настоятелем Влахернской церкви, – у Ралли и П. 1, 31, надписание. (Точно также в Риме presbyteri и diaconi cardinales, состоящие в коллегии папы, были настоятелями приходов, по которым титулуются и до на стоящего времени). Помянутые греческие чиновники носили особое название – ξωκατκοιλοι ( ξωκατκηλοι). Самое вероятное объяснение названия есть то, что ξωκατκοιλοι есть несколько повреждённое или несколько изменённое из ξωκατκελοι, что будет означать чиновников, живущих вне кельи, т. е. вне дворца епископского, каковыми были наши чиновники, как состоявшие настоятелями приходов ( κατκελλος из κατ и κλλη, – чиновник, живущий при келье, во дворце епископском; ξωκατκελλος – живущий вне кельи, вне дворца). 717 В области гражданской наместники в древнее время обыкновенно назывались (по летописям) посадниками, но cfr так называемый устав Владимиров по списку второй половины XII века, у Карамзина к т. 1 прим. 506 („в котором городе наместник”, – на самом конце) и в Собрании Госуд. Грам. II, 6 sub fin., акт 1284г. (Артемий наместник). [См. «Дополнения и поправки " ] . 718 См. у Дюканжа в Gloss. Graecit. под сл. σγκελλος. За позднейшее время сказанное должно разуметь о протосинкеллах, т. е. первых или старших между многими явившимися синкеллами (которых император Ираклий назначает патриарху двоих, у Ралли и П. V, 232). В X веке, по свидетельству Константина Порфирогенита, синкеллы давались патриархам императорами (не ясно, – все или один главный), De ceremm. Lib. II, сар. V, и за столами императорскими занимали место гораздо выше митрополитов, между самыми первыми сановниками империи (за общий стол на обедах после усечённого или собственно императорского, о котором выше стр. 101, прим. 3, садятся: магистр, ректор, синкелл, ibid. Lib. II, сар. 52, τμ. 3 нач.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Не говорим о том, что к патриарху православному они не имели бы побуждений обращаться с просьбой о дозволении поставить митрополита самим, но – если не они самим тотчас же после занятия патриархом кафедры постаралась обстоятельно узнать – православный он или униат, что они необходимо должны были сделать, то, во всяком случае, Исидор, когда его судили на Москве, конечно, представлял своим судьям, что патриарх такой же униат, как и он. 963 Послание с обращением его к лицу патриарха и с указанием в его тексте 1441 года (об этом же послании, с обращением к лицу императора и с указанием в тексте позднейшего года, см. ниже) сохранилось или известно в двух списках: по одному из них оно напечатано в Актах Истории т. I и перепечатано в Памятниках Павлова о другом списке см. Собрание летописей т. VI, стр. 162, примечание. В послании говорится, что от крещения России Владимиром «имеем ныне четыреста и пятьдесят лет и три лета»; а сейчас указанное событие случилось, по летописи, в 988 году. 964 Одна грамота в Актах Истории, т. I, стр. 119 col. 1, и у Павлова в Памятниках, col. 638 начало, другая грамота у преосвященного Макария в Истории, VI, 367 начало и у Павлова ibid., col. 654. 965 Cfr послание св. Ионы к невскому князю Александру Владимировичу, в котором он оправдывает своё поставление бывшими прежде примерами, – Акты Истории т. I, стр. 95 col. 2 начало, Памятники Павлова col. 560. 966 Великий князь в послании к императору Константину с извещением о поставлении Ионы (Акты Истории т. I, стр. 84 col. 1 fin., и в Памятниках Павлова col. 582), и Иона в послании в киевскому князю Александру Владимировичу – с извещением о своём поставлении (Акты Истории ibid. стр. 95 col. 1 и Памятники col. 559) говорит, что до этого последнего события не было посылок в Константинополь относительно замещения митрополичьей кафедры по причине униатства императора и патриарха. Но великий князь и митрополит могли иметь желание умалчивать о посылках неудачных (и пред императором Константином можно было это делать, потому что в правление брата он жил не в Константинополе, а на своём уделе).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

S. 454 (Если обратить внимание на другую сторону дела, именно, – что бесполезные объезды архиереями епархий могли быть очень тягостными для духовенства: то можно будет считать их скорое прекращение за дело и положительно хорошее). К сноске 717 . В Греции, в позднейшее, по крайней мере, время, и в некоторых, по крайней мере, епархиях, были епархиальные чиновники, соответствовавшие нашим уездным наместникам: они назывались экзархами. См. грамоту такому экзарху у Ралли и П. V, 583 sub fin., τερον. Cfr сноска 687 . Нынешние наши викарии по-гречески называются τо ποτηρτης’ами, см. у Ралли и П. V, 525. К сноске 724 . Есть детская игра (о которой, к сожалению, мы не имеем подробных сведений): «тиун нам не судья, нам судья – владыка», чтó значит: мы не хотим судиться у такого неважного судьи, как тиун, и что указывает именно на то, что тиуны были судьями (подсудками).– У болгарских архиереев, подобно нашим русским архиереям, в XI веке были низшие чиновники из людей светских. См. в нашем Кратком очерке истории церквей болгарской, сербской и румынской хризовул императора Василия Болгаробойца, данный им болгарскому архиепископу после покорения им в 1019 году болгарского царства, стр. 259. (Император предписывает в хризовуле, чтобы каждый епископ архиепископии имел этих чиновников, которые называются париками, προικοι, каковое название должно быть понимаемо так, что они были у епископов из их домовых людей, – (имел) не более как известное определённое число, (подобно тому, как и чиновников духовных), – каждый своё соответственно пространству или величине епархии. Это на тот конец, чтобы содержание чрезмерного количества наших (как и духовных) чиновников не было обременительно для духовенства епархии.– Чиновники духовные называются в хризовуле клириками, – κλρικοι). К сноске 725 . В молитве на произведение протопопа, читаемой в старом и теперешнем евхологии или требнике, его обязанности означаются словами, обращёнными к Богу: κατακσμησον ατν то ν ρχ σθασθαι τν πρεσβυτρων то λαο σου κα καλν πδειγμα то ς μετ’ αто γενσθαι καταξωσον, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

249  Упоминаются: куница с оброком и данские пошлины, но кому они шли, пока остаётся нам неизвестным. 254  Не было ли так, что вотчинники были ктиторами церквей в своих вотчинах? Великие и удельные князья были ктиторами всех церквей в областях казённых, потому что кандидатов в священники выбирали их дворецкие (Стоглав); позднее, в Польше государь – ктитор всех таких церквей. 255  О попах при домовых церквах у бояр – Судебник Грозного § 88: попу пожилого (сроку для житья) нет, и ходити ему вон бессрочно воля. Ружные грамоты, – Акты Исторические т. I, стр. 190. Государи ружили сначала церкви, ими самими построенные, а потом стали давать ругу и вообще бедным церквам. Руга шла и придельным попам. Устроявшие приделы к церквам назначали священникам их ругу, – Стоглав по Казанскому изданию стр. 70 (стр. 130 руга им от царя), потому что доходы с прихода шли попам главной церкви. 256  По словам Герберштейна, прихожане некоторых церквей отдавали в рост церковные деньги и из получавшихся процентов платили ругу священникам, – в отделе Religio, по Антверпенскому изданию 1557г. лист 31, перевод Анонимова стр. 47. 257  В договорной грамоте прихожан одного села с поступавшим к ним дьячком, от 1673г., постановляется: „руга ему (дьячку) с нас сбирать луковая рожь по-прежнему по полуосмерица(ка?) с лука”, – Акты Юридические 1838г. стр. 291 col. 2; в таковой же договорной грамоте также с дьячком, 1682г., постановляется: „руга с нас приходских людей хлебная сбирать луковая по старине, таковыми ж лукошками, как прежнии дьячки, да сверх хлебной руги ему ж (дьячку) с нас сбирать два запросу – петровское и осеннее, кто что даст”, – ibid. стр. 292 col. 2. Лук – какая-то неизвестной нам величины мера пахотной земли, cfr в Словаре Срезневского это слово (ср. Лохвицкого [А. В. Очерк церковной администрации в древней России, – в Русском Вестнике за 1857г., т. VII] стр. 227 и 228). 258  См. у Неволина в исследовании О пятинах и погостах Новгородских выписки из Писцовых книг, приложения стр. 103 fin., 106, 107, 109, 112 и другие: „пашут церковную пашню церковники на себя в певшее руги место”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Latinit, под словом Camelaucum. Когда папы изменили свою тиару из повязки в нынешнюю высокую конусообразную шапку, неизвестно, но вероятно после того, как в Европе явились Арабы (Испания) с их тюрбанами или теми же головными повязками и когда таким образом оказалось предосудительное и соблазнительное тождество. Теперешняя папская тиара имеет надетыми на себя три венца, и дело должно представлять так, что папы, перестав носить повязку, как таковую, надели её на свою митру (богослужебный головной покров, общий папам со всеми епископами, тогда как тиара составляет их исключительную принадлежность,– тёмное происхождение митры, вероятно, подобно происхождению нашей митры, о чём сейчас ниже). Т. е. мы хотим сказать, что в этих вещах теперешней папской тиары, которых сначала был один и которые дошли до трёх только в позднейшее время, должно видеть древнюю повязку (митра епископская у католиков с раздвоенным верхом, а папская тиара с одиноким или цельным, но надетый на неё венец должен был сплотить её верх, как обруч, в одно). Название тиара,– τιρα, tiara, из персидского и означает головную повязку в виде тюрбана (чалмы), бывшую национальным головным покровом Персов. Что касается до головного покрова патриархов Александрийских, то сведения о нём не только не достаточны, но и как будто не согласны между собой. Патриарх Александрийский Тимофей, преемник с 460г. Тимофея Елура, носил прозвание Σαλοφακολος, что значит бело-тюрбанный (из египетского σαλς – белый и взятого в египетский греческого φακολιον или φακελιον, что значит тюрбан, чалма,– у Дюканжа в Gloss. Graecit. под словом φακελιον, cfr Византия Κωνσταντινουπ. III, 402). В Менологии императора Василия святые Афанасий и Кирилл Александрийские , под 18 января, ч. II, стр. 116, представлены в своеобразных (ничем не украшенных) скуфьях, похожих на наши женские повойники или чепцы. Но Вальсамон о своём времени говорит, что патриарх Александрийский служит, покрывая голову своей повязкой (у Ралли и П. IV, 539 fin.: ερουργε μετ το ατο λρου κεφαλν καλυπτμενος).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

12) Моровиздская. По хризовулам импер. Василия ее города: Моровизд, Козян, Славище, Злетова, Луковица, Пияница и Малешова. Моровизд – Μοροβι’ σδος, в славянских памятниках четырнадцатого века Морозвизд, находился где-то недалеко на юг от Злетовой, о которой сейчас ниже (см. Monumenta Serbica Миклошича р. 565; у Шафарика, Древн. II, I, 356, о местности Морозвизда неправильно). Козак – Κοζιακς, в настоящее время деревня, находится верстах в 15–20 на востоко-северо-восток от Прилепа, см. у Барта в Reise 2-ю карту и текста 8. 133 sqq, также карту при 2-м изд. Reise Гана (вернее у первого, который сам был на месте, чем у второго). Славище – Ζλαβιστ находилась где-то недалеко на юг от города Врани, который па верхней болгарской Мораве немного ниже Гилана (Monumenta Serbica Миклошича р. 565). Злетова – Ζθλετοβ, в настоящее время Злетово, находится на речке Злетовой, впадающей с правой стороны чрез Штону в Брегальницу (впадающую слева в Вардар), на северо-восток от Истиба или Штипа (см. карту, приложенную ко 2-му изданию Reise Гана). Луковиц – Λουκο’ βιτζος, может быть одно и то же с селом Луково, о котором упоминается в одной записи четырнадцатого века (Известий Акад. Наук VI, 387 и Гласника XIII, 293) и которое находилось недалеко на север от Злетова (близ Леснова ibid., которое см. на карте во 2-м над. Reise Гана, упоминается область Луковица, Гласн. XI, 134 нач. и ХШ, 371, но приходившаяся, кажется, в другой епархии). Пияница – Πιανι’ τζα, в славянских известиях Пианец (см. Григоров. Путеш. 42 fin. и сербский Родослов архиеп. Даниила, по изд. Даничича, стр. 109 нач.) находилась недалеко от Злетова (Григоров, и Родосл. ibid.; Пияница, нет сомнения, была городом болгарского племени пиянцев, а эти последние населяют местность на восток от Злетова, преимущественно между правым берегом верхней Брегальиицы и тем же берегом Струмы или Стримона, см. статью Берковича «Описание быта болгар, населяющих Македонию» в Известиях Московск. Университета, 1868 г., 3, стр. 18, cfr у Барта в Reise 2-ю карту, где Царево село, составляющее по Берковичу центр области пиянцев, называемой Пиянецо, названо Tserova Sella, и где к югу от сего последнего Piantsa Ovasi, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Во-первых, священники подстригали свои волосы в кружок совершенно так, как в настоящее время подстригают их наши крестьяне, только значительно выше, и при этом ещё так, что волосы, находящиеся надо лбом, не зачёсывали на стороны, но оставляли их без так называемого пробора висеть на этом последнем. Во-вторых, они гладко выстригали кругловидным образом бóльшую часть головы, оставляя ниже этой выстрижки подстриженных волос пальца на два – на два с половиной. Так, что из этих волос образовывался вокруг головы (выстрижки) как бы обруч или венец, от чего и выстрижка называлась στφανος, т. е. венец ( Симеон Солунского , в просторечии παπαλθρα и в некоторых местах ещё γ αρα или γαρρα, – Дюканж Gloss. Graecit., у нас гуменцо, в просторечии попова плешь, – у митрополита Евгения в Истории княжества Псковского, ч. II, стр. 91–92, 94. В настоящее время так выстригают у нас темя, только значительно менее чем древние священники, некоторые из старообрядцев, а в иных местностях России и старики из православных). Что касается до подстрижки волос, то у Греков это было общей принадлежностью или общей особенностью клириков с мирянами, ибо у Греков последние не носили длинных волос, о чём говорит ещё ап. Павел: муж, аще власы растит, безчестье ему есть ( 1Кор. 11, 14 , cfr в Никоновской Кормчей гл. 47 л. 389 о неращении власов). [Из «Дополнения и поправки»: «Ссылка на Никоновскую Кормчую сделана нами ошибочно, и как это случилось, сейчас не можем обяснить себе: о неращении влас читается в рукописных Кормчих (см. Розенкампфа Обозрение Кормчей книги, стр. 311 нач., Востокова Описание рукописей Румянцовского Музея, стр. 301 col. 1, Срезневского Обозрение древних списков Кормчей книги, стр. 37 fin. и 74 нач.), а в печатной Никоновской Кормчей это опущено. Вот запрещение священникам растить волосы по – списку его в Макарьевской Четь-Минее Успенского собора под 31 Августа: »О растящих власы и красящихся ими иереи. А о власех не сице ли заповеда Бог пророком: власы главы твоея не питай, рече, рекше – не прерастай, паче же но устригай их и очищай, да не часто чешащу ти ся и власы долгы главныа соблюдающу и всегда вонями мажущу ти ся – не наведеши на ся таковыми улавляемыа или паче улавляющиа жены», л.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

580 начало). 1655 Именно к помянутому диакону Акакиеву Григорию, – Казанское издание II, 421 (Григорий переписывал Максиму его сочинения, – ibid. 424; Максим дружески обличал его за пьянство (запойное) и за безлепотное бесчинствование в пьяном виде, – ibidd., 386). Не совсем понятно, что Максим объясняется с Акакием через послание, а не устно; вероятно, цель его – та, чтобы оправдаться не перед одним епископом, но и перед другими, которые смущались его поправкой: существует послание к Григорию и в виде безличного словца, – рукописи библиотеки Троицкой Лавры, лист 359 оборот, и лист 105. 1657 Многие или, по крайней мере, иные из читателей Максимова слова о тверском пожаре укоряли Максима за то, что он выводит в нём говорящим Господа, что находили неприличным, см. его оправдание относительно этого в послании к Грозному, которое почему-то надписывается: «Ответ вкратце к святому събору о нихже оклеветан бываю» и которое напечатано преосвященным Филаретом в приложении к статье: Максим Грек , помещённой в Москвитянине 1842г., часть VI, стр. 84. 1658 Cfr послание Максима к Грозному, напечатанное преосвященным Филаретом, которое мы указали сейчас выше, стр. 85. 1660 Казанское издание II, 319 (Оглавление приведено по рукописи МДА которая принадлежала митрополиту Иоасафу). 1661 Ibid. II 167. «Тетрадка, в ней же главы 27, списана мудро добре к самому великому князю», о которой говорит Максим в послании к казначею митрополита Макария Алексею, – ibidd. стр. 383 fin., содержала именно наши главы, ибо в сейчас помянутой Иоасафовской рукописи они читаются с прямо обозначенным (на поле) их разделением на 27. 1666 Ibid. стр. 213 («Сказание живущим во гресех неотступно, а каноны всякими и молитвами преподобных молящимся Богу во вся дни, надеющимся спасение получити»). 1668 В Казанском издании напечатано: «Кое же наслаждение мыслимое вашими»... нужно: «Кое же наслаждение мысли Моей вашими»... 1671 Необходимо думать, что Максим писал к Петру Ивановичу в то время как отец последнего находился ещё у кормила власти; но Иван Шуйский сошёл со сцены в самом непродолжительном времени после поставления Макария в митрополиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ныне печатаемый акафист преподобному Сергию составлен в половине XVII века известным писателем сего времени князем Семеном Ивановичем Шаховским (Симон Азарьин в «Книге о новых чудесах...», чудо 33, печатн., с. 75, cfr.; Описания Лаврских рукописей, 764). В рукописи Синодальной библиотеки конца XVII века (по Опис. Горского и Невоструева, 337, л. 224) есть акафист преподобному Сергию неизвестного составителя, не довольно искусно сложенный, как отзываются о нем составители Описания. В рукописи Ундольского 113) есть оглавление акафиста преподобному Сергию, который составлен неизвестным автором в 1689 году, быв посвящен князю Борису Алексеевичу Голицыну, который называется в оглавлении Венцом молитвенным и который в заметке (не совсем вразумительной) другого неизвестного усвояется святому Димитрию Ростовскому (в 1689 году он был в Москве (см. сочин. Нечаева «Св. Димитрий, митрополит Ростовский», с. 30–31). В рукописи Царского 727) есть канон, составленный в том же 1689 году, имеющий надписание: «Кондаки и икосы новостворенныя, написаны в царствующем граде Москве, в лето 7197 (1689)-е, маиа в 28 день, М. Н.г. С. М.» (являлась бы охота прочесть: монах недостойный, грешный, Сильвестр Медведев, но в мае 1689 года Медведеву как будто было не до писания акафистов, разве только предположить, что слаганием песнопений преподобному Сергию он утешал себя в своем печальном положении. Это нынешний, то есть ныне печатаемый и употребляемый акафист; против ркп., нынешний имеет некоторые исправления. Он же находится в ркп. Синод. библиотеки 2) и Архива Мин. Ин. Дел 517/998). Если канон– один и тот же с тем, оглавление которого в рукописи Ундольского, то он не может быть усвояем Медведеву, ибо князь Б. А. Голицын был его враг). Об акафисте, сочиненном митрополитом Платоном и напечатанном в первый раз при службе в 1795 году, см. у митр. Евгения в Словаре (т. II, с. 560). Всех акафистов преподобному Сергию не менее 4-х: 1) Пахомия Сербина (Филарет. Обзор дух. литер., § 95, с. 143 sub. fin.); 2) князя Шаховского, 3) что у Ундольского и 4) митрополита Платона.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

VII, 186).  Краткий очерк государственной и церковной истории хорватов или кроатов Хорваты или кроаты, как мы говорили выше, суть весьма близкие родичи с сербами, то же с ними, что мы великоруссы с малоруссами или белоруссами. Первоначально хорваты жили там же, где и сербы, именно, по Константину Порфирогениту, по ту сторону Багиварии, где в его времена оставались белохорваты, по ту сторону Франкии, близь Турции или Венгрии, в соседстве с некрещенными сербами (De administr. imper. с. 31, ed. Bonn. р. 143 fin. и 148 нач.), т. е. в нынешних – западной Галиции, Малой Польше и отчасти Силезии и верхней Венгрии (cfr выше, в сербской государственной истории). Часть хорватов, вероятно, избегая угнетений франков, под властию которых они находились (ibid. р. 144), под предводительством пяти князей братьев, оставили свое первоначальное место жительства и заняли-одна половина Иллирик и Паннонию в нынешней Венгрии, а другая древнюю Далмацию или нынешние области Австрийской империи – Далмацию, за исключением нескольких приморских городов и нескольких прибрежных островов, Хорватию или Кроацию, Славонию и западную часть нынешней турецкой области Боснии по реку Врбас или Вербас. Вторая половина хорватов, нашед сейчас помянутые области во власти аваров, которые отняли их у греков, отчасти избили их, отчасти покорили своей власти, так что остатки аваров сохранялись в Хорватии еще во времена Константина Порфирогенита (ibid. р. 144, и управлялись особенным баном ibid. 145) 387 . Это было во времена импер. Ираклия, незадолго до прибытия на нынешнюю территорию родичей хорватам сербов (ibid. р. 148). Что касается до иллиро-паннонских хорватов, то во время недолгого существования их государства они имели своего князя, особого от хорватов далматинских, который «ради приязни обсылался» с этим последним (ibid. р. 144), а потом в конце IX в. покорены были венграми 388 ; история же далматинских или собственно так-называемых хорватов есть следующая. Страна разделялась на 11 жупаний ( ξουπανας, ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010