Сомнения, удастся ли довести издание ПБЭ до конца, высказывались Глубоковским с самого начала принятия редакции. Осенью 1907 г. он сообщал Ф. И. Успенскому о финансовых затруднениях издателя (С. А. Артемьева) и недавнем пожаре, уничтожившем весь книжный склад, что замедлило печатание и Энциклопедии 1248 . Само издание значительно расширялось. Предложение об увеличении объема томов и выпуске двух томов ежегодно представлялось едва ли осуществимым из-за необязательности сотрудников и отсутствия серьезной финансовой поддержки. «Но неужели и теперь нигде не найдется средств для того, чтобы поддержать и развить столь важное для всего православного мира научное предприятие» 1249 , – восклицал С. В. Троицкий (в то время помощник редактора ПБЭ) в рецензии на VIII том. А когда в типографии печатался XI том, Глубоковский писал В. В. Розанову : «Где тут мечтать о больших предприятиях? Даже «Богословская энциклопедия», казалось бы, имеет интерес и важность для самых широких слоев, а ниоткуда поддержки и не может существовать: сей год заняли 6 тыс. рублей и этим, по-видимому, кончит...» 1250 . Рецензенты единодушно отмечали, что прекращение издания ПБЭ вызвано недостатком поддержки со стороны общества, прежде всего духовенства. «Среди нашего более чем безбедного епископата не нашлось никого, кто пожелал бы поддержать общеполезное дело. Зато оказалось немало охотников давить Энциклопедию и редактора» 1251 . Спустя два года после выхода последнего, тома, отвечая на вопрос о судьбе Энциклопедии, Глубоковский писал Тураеву: «Энциклопедия – моя болезнь: о судьбе ее – увы! – ничего не знаю, а когда выяснится окончательная безнадежность – возвращу Вам коптов Ваших» 1252 , а через несколько месяцев добавлял, что Энциклопедия «пока пропала» 1253 . Весной 1914 г. в письме Зенгеру (по поводу его предложения помочь держать корректуру статьи, «касающейся чего-либо римского» 1254 ) Глубоковский замечает: ««Энциклопедия» не была поддержана и провалилась окончательно, а, если и будет издаваться, то без меня, ибо вне ученых (хотя бы и не слишком специальных) интересов» 1255 . В письме Глубоковскому сотрудника Энциклопедии К. В. Харламповича мы встречаем указания более конкретные: «Итак, Вы ликвидируете ученую часть того предприятия, которое погублено »Странником». А дал ли он обещанный том сохраненной энциклопедии?» 1256 . Можно с уверенностью сказать, что причинами прекращения издания ПБЭ были финансовые трудности и разногласия между издателем и редактором по поводу характера Энциклопедии, которую Глубоковский стремился поддерживать на высоком научном уровне. Из переписки также видно, что сам Глубоковский не оставлял работы над Энциклопедией. В его архиве есть письмо (датированное 9 апреля 1915 г.) от бывшего сокурсника по МДА, а впоследствии секретаря Канцелярии Синода П. В. Гурьева , выражающего согласие подготовить для Энциклопедии статью о журнале «Кормчий» 1257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(3) Часов в пять-шесть (время точно не размерено) я – как подскажет день – удаляюсь в цветник или в криптопортик 1248 , обдумываю остальное и диктую. Сажусь в повозку и занимаюсь в ней тем же самым, чем во время прогулки или лежания, освеженный самой переменой. Немного сплю, затем гуляю, потом ясно и выразительно читаю греческую или латинскую речь не столько ради голоса, сколько ради желудка 1249 ; от этого, впрочем, укрепляется и голос. Вновь гуляю, умащаюсь, упражняюсь, моюсь. (4) Если я обедаю с женой и немногими другими, то читается книга 1250 , после обеда бывает комедия и лирник; потом я гуляю со своими людьми, среди которых есть и образованные 1251 . Разнообразные беседы затягиваются на целый вечер, и самый длинный день скоро кончается. (5) Иногда в этом распорядке что-нибудь меняется: если я долго лежал или гулял, то после сна и чтения я катаюсь не в повозке, а верхом (это берет меньше времени, так как движение быстрей). Приезжают друзья из соседних городов, часть дня отбирают для себя и порою своевременным вмешательством помогают мне, утомленному. (6) Иногда я охочусь, но не без табличек, чтобы принести кое-что, если ничего и не поймал 1252 . Уделяется время и колонам (по их мнению, недостаточно): их деревенские жалобы 1253 придают в моих глазах цену нашим занятиям и городским трудам. Будь здоров. 37 Плиний Павлину 1254 привет. (1) Не в твоем характере затруднять близких друзей традиционными и, так сказать, официальными услугами, а я люблю тебя слишком крепко и не боюсь поэтому, чтобы ты, консул, истолковал не так, как мне желательно, мое отсутствие в календы 1255 , тем более, что меня задерживает необходимость упорядочить многолетнюю аренду моих поместий 1256 , и тут приходится принимать новые решения. (2) За прошлое пятилетие недоимки возросли, хотя я и делал большие скидки; поэтому большинство, отчаявшись в возможности уплатить долги, вовсе не заботится об уменьшении их. Люди тащат и тратят все, что у них появляется в хозяйстве, считая, что им нечего уже жалеть себя.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

1246 Я. Пеликан отмечает, что по некоторой иронии судьбы моноэнергизм мог поддерживать обе богословские крайности, т.е. несторианство и монофизитство. Несториане учили, что две ипостаси сходятся в едином действовании, а монофизиты говорили о едином действии одной божественной, хотя и воплотившейся, ипостаси (см.: Христианская традиция. Т. 2. С. 61). 1249 Chesnut. The Two Prosopa in Nestorius’ Bazaar of Heraclides. P. 402. Моноэнергистской и монофелитской доктрины придерживались несториане и в последующие века. Булус ар- Рахиб свидетельствует, что и у современных ему несториан (XII– XIII вв.) учение о единстве энергии и воли являлись важнейшими положениями христологии (см.: Paul d’Antioche. Sectes chrétiennes 8//Khoury Р. Paul d’Antioche, évêque de Sidon (XII s.). Beyrouth, 1964. P. 87 [на арабск. яз.]). О том, что несториане признавали во Христе не только одно лицо, но также одно действование и одну волю, свидетельствовали и арабоязычные авторы севирианской традиции, например, Хабиб ибн Хидма Абу Раита (первая четверть IX в.) (см.: Graf G. Die Schriften des Jacobiten Habib ibn Hidma Abu Ra’ita. Lovanii, 1951. S. 107). 1250 См.: Ekthesis//Concilium Lateranense a. 649 celebratum/R. Riedinger, ed. B., 1984. P. 156. Протопресв. И. Мейендорф высказал оригинальную мысль о том, что недостаточная разработанность в монофизитском богословии учения о волях во Христе обусловлена близостью их позиции по данному вопросу к точке зрения несториан: «Из терминологических соображений, монофизиты, как правило, воздерживались от речей об “одной воле” во Христе, опасаясь возможных несторианских ассоциаций» (Византийское богословие… С. 70). 1251 См.: Babai Magnus. Liber de Unione 3. 9.//Babai Magni liber de unione/A. Vaschalde, ed. Louvain, 1915. P. 74– 75. 1252 Цит. по: Labourt J. De Timotheo I nestorianorum patriarcha (728–823) et chrismianorum orientalium conditione sub chaliphis Abbasidas. P., 1904. P. 18. 1253 См.: Timotheus Ipatriarcha. Epistula 33 ad sacerdotes et fideles qui Basra et Hubbalat sunt: de incarnatione Dei Verbi//Idem. Epistulae/O. Braun, ed. P., 1914. P. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1249. Мнение епископа Игнатия впоследствии доказано самым фактом: сочинитель статей г-н Щапов выказал и доказал значение написанных им статей своими действиями. 1250. Сам владыка Игнатий не озаглавил эти тексты, которые впоследствии определял как «воззвания», «предложения», «наставления», «архипастырские слова», «циркуляры», «статьи». Нам представляется вполне точным название, данное первым публикатором этих материалов Л. А. Соколовым, которое мы сохраняем и в данной публикации: «Архипастырские воззвания епископа Игнатия Брянчанинова к Кавказскому духовенству по вопросу об освобождении крестьян от крепостной зависимости» (Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. Приложения. С. 13). (Далее — Соколов…) 1251. Государственный архив Ставропольского края (далее — ГАСК). Ф. 135 (Кавказская Духовная Консистория), оп. 17, ед. хр. 323, л. 26. 1252. Там же. Л. 5. Опубликовано по этой же копии в издании: Соколов… Ч. 2. Приложения. С. 17 с опечаткой («следуемым» вместо «следующим»). 1253. Игнатий (Брянчанинов), святитель. [Соч.]. Т. 7: Письма. М., 1993. С. 368. (Далее — Письма святителя Игнатия…). 1254. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 383 об. 1255. Лучинский Г. А. Афанасий Прокофьевич Щапов: Биографический очерк//Щапов А. П. Соч.: В 3 т. СПб., 1908. Т. 3. С. XXIV. 1256. Знаменский П. История Казанской духовной академии: (1842–1870). Казань, 1892. Вып. 2. С. 224. 1257. В комментарии к заметке Герцена «Во Христе сапер Игнатий» (Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1958. Т. 14 на с. 507) утверждается, что «Слово…» «приписывалось П. А. Щапову и вошло в его Собр. соч., т. I, 1906 г., стр. 1–16», но это ошибка: в указанном издании находится статья Щапова «Голос…»; «Слово…» же среди сочинений Щапова не значится. 1258. Знаменский П. История.С. 542–543. 1259. Православный собеседник. 1859. Ч. I. [Январь]. С. 41, 46, 63, 71–72, 75. 1260. Православный собеседник. 1859. Ч. I. [Март]. С. 337–341, 342, 347.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

Говоря о положении клириков в царствование Феодосия, нельзя пройти молчанием отмены Нектарием должности покаянного пресвитера. Правда, это дело не принадлежит собственно Феодосию В. и совершилось даже без его ведома, тем не менее оно является знаменательным фактом в истории Восточной Церкви эпохи Феодосия В., как первое историческое свидетельство об определенной постановке тайной исповеди в церкви 1248 . О возникновении должности покаянного пресвитера историк Сократ рассказывает следующее: «после того, как новациане отделились от Церкви и не хотели иметь общения с падшими во время Декиева гонения, епископы присоединили к церковному чину пресвитера-духовника, чтобы падшие после крещения исповедывали грехи свои пред нарочно для сего поставленным священником» 1249 . Наоборот, Созомен 1250 относит происхождение покаянного пресвитера к самому началу Церкви, что маловероятно 1251 . Более правдоподобною датою остается признать дату Сократа, который, как мы видели, относит учреждение института покаянных пресвитеров к III в. Оба историка утверждают, что этот институт существовал во всей Церкви, но это сомнительно. На Западе, в Александрии и в Иерусалиме, во всяком случае, этого института не было в церковной практике 1252 . Отсюда, институт покаянного пресвитера следует считать местным, хотя, на основании некоторых данных, можно думать, что он имел некоторую распространенность на Востоке. Так, по свидетельству Сократа, должность покаянного пресвитера даже после ее уничтожения продолжала существовать среди некоторых еретических обществ, так как «одни только исповедники единосущия и единомысленные с ними в вере новациане отвергли покаяннаго пресвитера» 1253 . Эта должность покаянного пресвитера и была уничтожена Константинопольским епископом Нектарием, о чем согласно свидетельствуют историки Сократ 1254 и Созомен 1255 , но в различных редакциях, из которых Сократовская признается первичной 1256 и наиболее достоверной 1257 . Время уничтожения должности покаянного пресвитера падает на 391 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вознесение указывает на последующее вселение и пребывание в Боге. Это учитель, т. е. Григорий, подобающим образом утверждает, показывая, что апостол претерпел, а не осуществил вознесение. «Ибо вознесение есть пассивное состояние возносимого, действие же – возносящего ( νληψις γρ πθος στ το ναλαμβανομνου, νργεια δ το ναλαμβνοντος)» (Amb 20,1237D3–9). Эти три стадии относятся к разным уровням естественного созерцания и молитвы. Только последняя стадия заслуживает названия «экстаза», поскольку только она совершенно пассивна, и таким образом, выходит за пределы природы. Отрывок IV Отрывок из Myst 23 добавляет новый обертон к тому, что мы уже видели, а именно, использование в качестве образа зеркала. Но это связано с обращением Максима к Дионисию; мы обратимся к этому позднее. Что касается остального, то тут имеет место скрытое цитирование «претепевания божественного» у Дионисия 1249 , и цитата из него 1250 , в которой содержится указание на зеркало. Таким образом, мы можем перейти к рассмотрению страдания и обожения, которое находим в Thal 22. Отрывок V Фалассий задает вопрос, исходя из текста апостола Павла, где тот говорит, что нас достигли последние века ( 1Кор 10:11 ), и предположения, лежащего в основе Еф 1:18 , о том, что сокровища Божий откроются в грядущем веке. Что следует из этой кажущейся антиномии? Один из ответов Максима состоит в том, чтобы поставить это раздвоение времен в параллель, соответственно, к действию и претерпеванию, при том, что нынешнему веку, в котором мы живем, он приписывает всяческую активность, а грядущему – пассивность. Контраст столь велик, что на первый взгляд кажется, что в нем отсутствуют какие-либо нюансы. Однако внимательное чтение и объяснение этих двух этапов существенно меняет первое впечатление. «Мы – делатели, – говорит Максим, – до тех пор, пока и наша естественно разумная способность, производящая добродетели, активна и действенна 1251 , и наша безотносительная 1252 умная сила, воспринимающая всякое ведение, проходит через весь мир сущих и мыслимых, оставляя позади все века. И мы – претерпевающие, когда совершенным образом завершив с логосами сущих [, возникших] из ничего, мы перешли в неведении ( γνστως) к причине сущих, и дали нашим естественным силам покой вместе с конечным по природе, становясь тем, что не может быть достигнуто никакой природной силой. Ибо ничто тварное не может из своей природы обожиться; ибо только Божественной благодати присуще соприродно доставлять [каждому] соответственно [ему] благодать обожения, просвещая природу сверхприродным светом и поднимая ее сверх ее собственных пределов в преизбытке славы» 1253 (Thal 22, 320D7–321A12).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

25. Вопреки Гарнаку и его единомышленникам, отцы и писатели Церкви знали, что делали, когда они относили Маркиона к гностикам 1249 . Об этом у нас уже была речь 1250 . И новые изследователи гностицизма отдавали себе ясный отчет, когда они в этом пункте соглашались и соглашаются с древними ересеологами. Таковы, напр. Тильмон 1251 , Вальх 1252 , Мозгейм 1253 , Ав. Неандер 1254 , Ф. Баур 1255 , В. Мёллер 1256 , Липсий 1257 , Гильгенфельд 1258 , Мансель 1259 , Мид 1260 , В. Буссе 1261 и др. _____________________ Доказательством гностической природы лжеучения Маркиона служит судьба его дела в последующее за его смертью время. История маркионитства 01. Маркион чрезвычайно много заботился о широком распространении своего учения и об упрочении своего дела. По свидетельству св. Епифания 1262 , он проповедывал в Риме, в Италии, в Египте, Палестине, Аравии, Сирии, на Кипре и в Феваиде. Свое учение Маркион имел в виду сделать достоянием не немногих «избранных“ (гностиков), а целых народных масс. Поэтому он не учреждал тайных союзов или школ, а основывал церкви, давая им хорошую организацию. «Имеет открыто,– пишет Тертуллиан 1263 о Маркионе,– и его (т.е. свое евангелие) и церкви, но свои,– не законныя, а беззаконныя; если хочешь определить их цену, скорее найдешь апостатическими, чем апостольскими, основанными Маркионом или кем либо из стада Маркиона. Осы строят ячейки, создают церкви и маркиониты“. Основанные Маркионом церкви получили от него, по воззрению его последователей, будто бы самое истинное учение Христа и апостолов в его «евангелии“ и «апостоле“,– очищенных от искажений иудаизма и предохраненных – чрез определение строгого канона – от каких бы то ни было повреждений и на будущее время. Маркион обратил внимание и на каноническую или церковно-практическую сторону в жизни церкви. По-видимому, он сам стоял во главе основанных им церквей, в качестве епископа 1264 ; от него пошел целый ряд епископов 1265 . Известны маркионитские пресвитеры, среди них даже мученики 1266 . Маркион признавал таинства, но, применительно к своим аскетическим стремлениям, при совершении их, употреблял воду – вместо, очевидно, вина и елея. При чем таинство крещения могло быть повторено до 3-х раз; совершение его позволялось женщинам 1267 . Епифаний 1268 и Тертуллиан 1269 делают упрек маркионитам в том, что они совершали таинства при оглашенных.– В жизни практической Маркион, как уже говорилось, выступал аскетом – запрещал брак и проповедывал девство, установлял посты и, между прочим, пост в субботу 1270 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Название Сокращение Минуций Феликс Octavius Octav. 3.231–360 Тертуллиан Ad nationes Ad nat. 1.559–608 20.59–43 1.11–75 Apologeticum 1.257–5З6 1.85–171 De testimonio animae De test. anim. 1.608–618 20.134–143 1.175–183 Ad Scapulam Ad Scap. 1.697–706 76.9–16 2.1127–1132 De praescriptione haereticorum De praescr. 2.12–60 70.1–58 1.187–224 Scorpiace Scorp. 2.121–154 20.144–179 2.1069–1097 Adversus Hermogenem Adv. Herm. 2.197–138 47.126–176 1.397–435 Adversus Marcionem Adv. Marc. 2.239–524 47.290– 1.441–726 365, 368, 399 Adversus Valentinianos Adversus Valentinianos 2.538–594 47.177– 2.753–778 280–281 Adversus Judaeos (dub.) Adv. Jud. 2.597–642 70.251– 2.1339–1396 De baptismo De bapt. 1.1197–1224 20.201–218 1.277–295 De anima De anima 2.646–752 20.298– 2.781–869 De carne Christi De carn. Chr. 2.754–792 70.189–250 2.873–917 216–217 De resurrectione carnis De resurr. 2.795–886 47.25–125 2.921–1012 Adversus Praxean Adv. Ргах. 2.154–196 47.227– 2.1159–1205 Ad martyras Ad mart. 1.619–628 67.1–8 De spectaculis De spect. 1.627–662 20.1–29 1.227–253 De cultu feminarum De cultu fem. 1.1304–1334 70.59–95 1.343–370 De oratione De orat. 1.1149–1196 20.180–200 1.257–274 De patientia De patien. 1.1249–1274 47.1–24 1.299–317 De paenitentia De paenit. 2.979–1030 76.129–170 1.321–340 Ad uxorem Ad uxor. 1.1274–1304 70.96–124 1.373–394 De exhortatione castitatis De exhort. cast. 2.913–930 70.125–152 2.1015–1035 De monogamia De monog. 2.930–954 76.44–78 2.1229–1253 De virginibus velandis De virg. vel. 2.888–914 76.79–103 2.1209–1226 De pallio De pallio 2.1029–1050 76.104–126 2.733–750 De corona militis De corona 2.76–102 70.153–188 2.1039–1065 De idololatria De idolol. 1.663–696 20.30–58 2.1101–1124 De fuga in persecutione De fuga 2.103–120 76.17–43 2.1135–1155 De jejunio De jejun. 2.953–978 20.274–297 2.1257–1277 De pudicitia De pudic. 2.979–1030 20.219–273 2.1281–1330 З94–З95 Киприан Ad Donatum Ad Donat. 4.191–223 3.1.3–16 3.З–1З 291.74–116 De idolorum vanitate (dub.) De idol. vanit. 4.563–582

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Инициатором возобновления издания афонских архивов стал G. Millet. Новое парижское издание получило название Archives de L’Athos. Были изданы архивы Кутлумуша (1945), Ксиропотама (1964), Дионисиата (1968), Великой Лавры (Vol. 1–4: 1970, 1977, 1979, 1982) 1249 , Эсфигмена(1973), Протата(1975), Кастамонита (1978), Св. Пантелеймона (1982), Дохиара (1984). Издание осуществлялось при сотрудничестве множества ученых из разных стран и во многом стало образцовым. Однако публиковались только рукописи до 1500 г. и почти исключительно на греческом языке. Нужно отметить и другие интересные издания каталогов архивов афонских монастырей и их рукописного наследия 1250 . После присоединения Афона к Греции (1912) началось активное издание афонских рукописей и греческими исследователями 1251 . Наладилась охрана монастырских библиотек, практически сошли на нет кражи ценных документов. Рукописи и книги афонских монастырей. Документы, содержащие данные об организации афонских монастырей, церковной и политической истории с первых веков христианства и до наших дней, во множестве хранятся в святогорских архивах. Из числа сохранившихся на Афоне рукописей пергаменные (как правило, не позднее 14 в.) не превышают тысячи. Некоторые другие документы сохранились частично – отдельные их листы были использованы в переплетах более поздних рукописей. По содержанию хранящиеся в афонских библиотеках документы можно разделить на две категории: светские и церковные. Естественно, произведения духовного жанра преобладают. Это связано, в частности, с тем, что за произведениями греческих философов и другими нецерковными произведениями в первую очередь охотились западные коллекционеры рукописей 1252 . Библиотеки Греции. Серьезным подспорьем для историка, желающего начать поиск в любой греческой библиотеке, может стать книга К. Денопулоса «Греческая библиография, связанная с библиотечным делом» 1253 . Она содержит изданные правила пользования и уставы библиотек, каталоги как частных, так и государственных библиотечных собраний. В книге Денопулоса указаны практически все исследования, так или иначе связанные с библиотечным делом в Греции, а также каталоги книг, находящихся в зарубежных книжных собраниях и имеющих отношение к истории этой страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1246 Особенно часто говорит блж. Августин о всегдашнем и неизменном присутствии в уме человека правила: не делай другому того, чего не хочешь себе. Формы нравственности изменяются сообразно потребностям времени и народов, но это правило исповедуют все люди и во все времена. А им осуждается всякое непотребство и всякое нарушение прав ближнего. Никто не желает, чтобы его обиталище подвергалось разрушению или порче, а потому не должен растлевать и храм Божий, т.е. себя самого. Никто не хочет, чтобы ему вредили, а потому и сам никому не должен причинять вреда. 1247 Поэтому в противлении воле Божьей повинны не только иудеи, получившие писаный закон, но и все люди, так как им было известно, что другому не должно делать того, чего не хочешь себе. 1248 Это закон, написанный Творцом в сердце человека. И если впоследствии был дан еще закон на Синае, который обращается к человеку извне, то только потому, что люди слишком увлеклись внешним, оставили себя самих и нуждались в призыве, который снова возвратил бы их к покинутому внутреннему миру. 1249 Принципы нравственности, непосредственно усматриваемые всеми, служат не только условием правильной оценки поведения, но руководят и нравственной деятельностью, поскольку человек стремится согласовать с ними свою волю, поскольку они внушают ему любовь к себе. 1250 Они служат, далее, источником справедливого законодательства. Мудрый законодатель только приспосабливает к потребностям места и времени то, что он созерцает в вечном и неизменяемом законе, судить который не дано человеку. 1251 Вечный закон требует, чтобы злые были несчастны, а добрые блаженствовали, и на нем основана вся карательная система государства. 1252 Прелюбодеяние не потому дурно, что запрещено в законодательных кодексах, а потому оно запрещено в них, что само по себе дурно. 1253 Совокупность правил, руководящих нравственной оценкой и деятельностью, блж. Августин называет мудростью. 1254 Эта мудрость есть умопостигаемый свет, в котором человек видит моральную ценность поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010