«Душа, имеющая нужду в наставлении, не может принять что-либо полезное, когда оно преподается сурово и с бранью, и хотя готова слушать, но будучи приведена в недоумение, не усвоит ничего. Кто хочет научиться чему-либо полезному, тот, прежде всего, должен быть расположен к учителю. Если же это предварительно не устроено, то не может произойти ничего полезного. Но никто не может быть расположен к человеку, который сердится и бранится. С кротостью, говорит, видишь, как должно приступать к желающим научиться? И не нужно оставлять собеседования с ними, прежде их убеждения» (Златоуст). Особенно, ввиду того, что цель такого убеждения, есть спасение души. Может быть, путем кроткого и терпеливого вразумления, можно будет довести душу заблуждающуюся до раскаяния, и тогда Бог доведет покаяние ее до конца, до решения бросить заблуждения, и покорно принять истину как она есть, без всяких сомнений и колебаний. Только тогда они (противники) в состоянии будут освободиться от козней диавола, который оплел ум их ложью – призраком истины, как бы какою сетью, так что они, творя волю его, воображают, что живут и действуют по своей воле. В). Пастырь должен удаляться от дурно живущих (3:1–9) Святой Павел предсказывает Тимофею, что после его (Апостола) смерти нравы людей, под влиянием ложного учения, очень развратятся (ст. 1–5). Зародыш такому худонравию уже есть. Ты, как заметишь таковых, не поблажай им. Они поступают так-то и так-то, и их легко узнать (ст. 6–8). Не смущайся, однако ж, они не преуспеют, общий голос верных осудит их (ст. 9). Глава 3 1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны 143 , злоречивы 144 , родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы 145 , недружелюбны 146 , 3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра 147 , 4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. 6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, 7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Еккл.4:4 . Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа! И видел я весь труд, и вместе весь подвиг дела: ибо зависть мужу от товарища его. И это суета и томление духа. Потом обратился я к другому и видел всю силу и славу трудящихся, и усмотрел, что благо одного есть зло для другого, так как завистник мучится чужим счастьем, а пользующийся славою открыт для козней. Ибо, что суетнее, что ничтожнее, что презреннее того, что люди не бедствия свои оплакивают, не о грехах своих скорбят, а завидуют тем, кто лучше их? Еккл.4:5 . Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Глупый сложил руки свои, и съедает плоть свою. Здесь изображается тот же ленивец, что и в Притчах ( Прит.24 ). Он сложил руки на груди своей, и вот к нему, как скорый гонец, приходит бедность и от чрезвычайного голода (как гиперболически сказано здесь) он съедает плоть свою; он думает, что лучше иметь одну горсть муки и жить в праздности и лености, чем трудясь жить с полными руками. Все это развивает с целью показать, что тот, кто трудится и иметь что-нибудь в мире, открыт для зависти, а тот, кто хочет жить праздно, удручён бедностью, и что оба они несчастны, когда один терпит из-за богатства, а другой угнетён нуждою вследствие бедности. И истинно так. Кто завидует чужому счастью, кого обуяло как бы умоисступление, кто принял зависть в сердце свое и воспитал ее в груди своей, тот съедает душу свою и плоть свою. Ибо, чем более счастливым видит он того, кому завидует, тем более сам томится и чахнет и мало-помалу тает от ревности и зависти. Иначе: слово «руки» часто употребляется в смысле дел, как, например, и «бысть слово Господне рукою Аггеа» ( Аг.1:1 ), или того или другого пророка, так как он совершил такие дела, что стал достоин, чтобы в деле его было слово Господне. Согласно с этим и оное Давидово: «научаяй руце мои на ополчение» ( Пс.143:1 ). Таким образом, глупый сложил руки свои значит: опустил руки, не хотел протягивать их, поэтому он и не ест трудов рук своих, которых не имеет, а съедает плоть свою, живя по мудрованию плоти и скудно питаясь делами плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если же во время нашествия Сеннахерима Севна был еще начальником дворца, то, заключает Kuenen, пророчество 22:15–25 могло быть написано после нашествия Сеннахерима – одновременно с пророчеством в 22:1–14, с которым оно стоит вместе (Kuenen 64–66). – Это соображение Киепеп’а основывается на недоказанном предположении об ошибках писателя книги Царств и, кроме того, на другом недоказанном предположении о не подлинности в книге Исаии исторических повествований 36–39 глл.; а потому может получить свою оценку уже при разборе последнего предположения. Пророчество о Тире – 23 гл. «Пророчество о Тире» (23 гл.). – Корабли Фарсийские 140 получают из земли Киттийской (т. е. Кипра с его гаванью Κητιον, Κιττιον, Κιτιον, см. у Негельсб. 251 стр.) горестную весть о разрушении Тира (1 ст.), с которым вели они торговлю. Умолкнуть должны обитатели острова (на котором лежал Тир), с которым (островом) торговали купцы сидонские, в который привозились семена Сихора (т. е. Нила, ср. Иер.2:18 ), и который был «торжищем народов» (2–3 ст.). Как бы напрасны были для Тира труды «рождения», «воспитания» и «возращения» (ср. 1:2; 49:21 и др.) юношей и девиц. «Когда весть дойдет до Египтян 141 , содрогнутся они, услышав о Тире» (4–5). Обитатели острова Тира должны будут переселяться в Фарсис; «ликующий город», которого начало «от дней древних», должен скитаться в «стране далекой» (6–7), идти в Киттим, но и там не будет покоя (12). «Кто определил это Тиру», раздававшему венцы и торговавшему с «знаменитостями земли?» (ср. 10:16), спрашивает пророк и отвечает: «Господь Саваоф определил это, чтобы посрамить надменность всякой славы, чтобы унизить все знаменитости земли» (8–9). Остров Тира сравнен с морем, «Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его», «прекратить ликование посрамленной девицы дочери Сидона» (10–12). «Вот земля Халдеев 142 . Этого народа (прежде) не было. Ассур отдал ее (землю Халдеям) – жителям пустынь. Они (жители пустынь – халдеи) ставят башни свои, разрушают чертоги его (Тира), превращают его 143 в развалины» 144 (13 ст.). «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо твердыня ваша разрушена» (14 ст.). «И будет в тот день», Тир «забудут» (ср. 40:27; 49:15; 65:16–17; 64:9; 14:20; 26:14 и др.) на 70 лет (время халдейского владычества – начиная от осады Тира Навуходоносором (около 606–604 г.) до Кира Персидского (538 г.). Символическое число 70 приблизительно обозначает указанный период] по мере дней одного царя (15 ст.) [т. е., может быть, по мере дней жизни человеческой, ср. Пс.89:10 : «по мере дней одного царя» сказано потому, что в 23 гл. идет речь о судьбе царств]. После же 70 лет «вспомнят» о Тире подобно тому, как забытая блудница напоминает о себе игрой на цитре и песнями. Господь «посетит» Тир, и хотя будет он получать прибыль свою – блудодействовать со всеми царствами земными, но торговля его будет посвящаема Господу (15–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Ис.51:11 . И воз­вратят­ся избавлен­ные Го­с­по­дом и при­дут на Сион с пе­нием, и радость вечная над головою их; они найдут радость и веселье: печаль и вздохи удалят­ся. «И возвратятся избавленные Господом и придут на Сион с пением, и радость вечная над головою их». Молитву предшествующего стиха пророк видит уже исполненной: верующий Сион избавлен будет Богом от всех его страданий и вкусит вечной радости. Нельзя не заметить, что изображение этой радости повторяет и усиливает мысль 3-го стиха той же главы. Хотя и вообще надо сказать, что пророчество об избавлении и спасении от Бога, как источника вечной радости и величия – одно из наиболее характерных для кн. пророка Исаии, во всем ее составе ( Ис.5:25 ; Ис.9:12, 17, 21 ; Ис.10:4 ; Ис.11:1 ; Ис.35:10 ; Ис.43:1 ; Ис.44:22 ; Ис.49:7, 26 и др.). Ис.51:12–13 . Содержат в себе упрек по адресу малодушных и близоруких людей, которые боятся людского ничтожества, но забывают о силе Божественного всемогущества и утрачивают надежду на небо. Ис.51:12 . Я, Я Сам – Утешитель ваш. Кто ты, что бо­ишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, «Я, Я Сам – Утешитель ваш.» Раньше, утешителем Сиона пророк Исаия неоднократно называл Самого Господа ( Ис.49:13 ; Ис.51:3 ); очевидно, что и говорящий здесь Мессия, по существу, не отличается от Бога. Если же мы сопоставим данное место с его ближайшими параллелями из того же пророка ( Ис.11:1–2 ; Ис.48:16 ), и осветим все это новозаветным светом, именно словами Самого Господа: «утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ); то получим глубокое выражение тайны Троичности Лиц, при единстве их Божественного Существа. «Кто ты, что боишься человека... и сына человеческого, который тоже, что трава?» Параллелизм образов «человека» и «сына человеческого» очень напоминает подобный же в псалмах Пс.8 и Пс.143:3 . А сравнение кратковременной и скоропреходящей славы и силы человека с травою, кроме псалмов ( Пс.102:15 ), не раз встречается и у самого пророка Исаии ( Ис.37 и Ис.40:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К праведникам Бог везде является строгим, а к грешникам благим, и, будучи скор на помилование, Он восстанавливает падшего грешника и говорит ему: упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются (Иер. 8: 4)? И еще: для чего отвратилась крепко держится обмана несмысленная дщерь Иудина (Иер. 8: 5)? И опять: обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам (Зах. 1: 3). И в другом месте Он, по великому Своему человеколюбию, клятвой подтверждает, что спасение дается покаянием: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33: 11). Праведнику же Бог говорит: если сотворит человек всякую правду и всякую истину, и, совратившись, согрешит, не помяну правды его, но в грехе своем умрет (Иез. 18: 24). Какая строгость к праведнику! Какое щедролюбие к грешнику! Так Бог употребляет разнообразные и различные средства, не Сам переменяясь, но разделяет щедроты Своей благости сообразно нашей пользе. (3, с. 676.) Умерщвленный (Иисус Христос) почтил тебя так, что сделал Своим братом и сонаследником. (2, с. 385.) Бог отличил человека… и тем, что ему одному из всех творений сообщил дар слова, удостоил его познания о Себе, позволил наслаждаться собеседованием с Собою, сколько это было для него возможно, обещал дать ему бессмертие, исполнил его великою мудростию и даровал ему духовную благодать, так что он изрекал некоторые пророчества. Всем этим Бог одарил человека тогда, когда с его стороны еще не сделано было никакого доброго дела. (1, с. 143.) Плачь же… о грехе своем, только плачь не просто и не для вида, но горько, как (плакал) Петр; изведи потоки слез из самой глубины души, чтобы Господь, умилосердившись, простил тебе прегрешение. Человеколюбив Господь; Он Сам сказал: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33: 11). От тебя хочет небольшого труда, а Сам дает великое; от тебя ожидает повода, чтобы дать тебе сокровище спасения. Предложи слезы, а Он даст тебе прощение; принеси покаяние, а Он дарует тебе отпущение грехов. Ты представь хоть малый предлог, чтобы иметь благовидное оправдание, потому что (в деле спасения) одно зависит от Него, а другое от нас. Если мы представим, что зависит от нас, то и Он дарует, что зависит от Него. Но вот Он уже даровал, что зависело от Него, – утвердил солнце, луну и разнообразный ход звезд, разлил воздух, распростер землю, оградил море, дал горы, долины, холмы, источники, озера, реки, бесчисленные роды растений, сады и все прочее. Принеси же и ты немногое, чтобы таким образом Он даровал тебе и высшие блага. Итак, не будем беззаботны о самих себе, и не отступимся от своего спасения, имея такую бездну человеколюбия Господа всех, Который даже кается о наших грехах. Предлагается Царство Небесное и рай, и блага, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9) (3, с. 661.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

О действиях божественной благодати    Это слово будет посвящено, главным образом, теме «возвращения благодати». То, что мы описываем здесь, известно нам не только из отеческого предания. Многое мы узнали из опыта нашего святого Старца, и многое нам довелось видеть собственными глазами, живя рядом с ним.    После жестокого испытания, когда удалившаяся благодать научит подвижника, она снова возвращается как награда для законно подвизавшихся. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом; время плакать, и время смеяться» (Еккл. 3:1, 4), — говорит Соломон. «Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою; и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои и исправи стопы моя» (Пс. 39:2—3). Вслед за зимой вновь приходит весна, и после бури наступает затишье. Когда посредством многоразличных искушений, испытаний и оскудения благодати кающийся пройдет сквозь огонь злоключений и воду отчаяния, он достигает заслуженного отдыха. Подобный затишью зрак Божественного утешения, словно восходящее солнце, освещает и согревает временно помраченную душу подвижника и подает ему в награду прибавление опыта, дабы научились «руце его на ополчение и персты его на брань» (Пс. 143:1), дабы чувства его были «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Тогда возрастает разумение внутреннего смысла Писания, и человек, претерпевший до конца и победивший, непрестанно благодарит Божественное домостроительство. Он понимает, что значат слова Апостола: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:8), «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). «Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их» (Пс. 123:6), «но при искушении дал и облегчение, так чтобы мы могли перенести» (1 Кор. 10:13).    Те, кто испытывается удалением благодати, обычно получают помощь от других духовных людей: «Да обратят мя боящиися Тебе и ведящии свидения Твоя» (Пс. 118:79). Когда пройдет урочное время испытания и наглый помысл, вызвавший оскудение благодати, получит достаточный отпор, потерянная благодать возвращается и расширяет помраченный ум, который смиряется и становится способным принять наставления ко спасению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Подтверждением истинности Его слов о Себе являются Его дела, но, зная о них (10:21), начальники продолжали не верить. Причина этого в том, что они не из Его овец: «Овцы Мой голос Мой слышат, и Я знаю их, и они следуют за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут они вовек, и не похитит их никто из руки Моей» (10:28). Для того чтобы стать овцами Христа, надо, услышав Его учение, поверить в Его единство с Богом. Таких овец вручил Ему Отец. Поэтому они одновременно принадлежат как Сыну, так и Отцу. Из руки Отца их не смогут похитить, так как Отец больше всех. «Я и Отец – одно», – заключает Иисус (10:30). Они понимают, что Своим Отцом Он называет Бога. Утверждение Христом Своего полного единства с Богом толкает иудеев к попытке побить Его камнями. «Ответил им Иисус: много добрых дел показал Я вам от Отца. За какое из этих дел побиваете вы Меня камнями?» Они не отрицают того, что «знамения, которые Он творил над больными» (6:2), добрые. «Ответили Ему иудеи: не за доброе дело мы побиваем Тебя камнями, но за хулу и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом» (10:33). «Ответил им Иисус: не написано ли в Законе вашем: “Я сказал: вы – боги 143 ?» (10:34). Если Писание назвало богами тех, к кому было обращено слово Божие 144 , и это не было богохульством, разве то, что Само Слово Божие, пришедшее в мир (1:14), засвидетельствовало о Себе как о Сыне Божием, может быть богохульством? Но даже если они не верят Его словам, то Его дела должны убедить их в Его правоте. Ведь такие знамения могут совершаться лишь Богом: «...да познаете и знаете, что во Мне Отец, и Я в Отце. Тогда искали снова схватить Его, но Он уклонился от руки их» (10:38 – 39). После неудавшейся попытки ареста Иисус покидает Иерусалим и возвращается в Заиорданье на то место, где крестил Иоанн перед тем, как его заключили в темницу (10:40). То, что многие пошли туда вслед за Ним и вспомнили там слова Иоанна: «Он есть Сын Божий» (1:34), завершает тему овец, следующих за Иисусом и верующих в Него. Благодаря свидетельству Крестителя люди приняли Его и поверили в то, что отвергали начальники в Иерусалиме, – в богосыновство Иисуса Христа (10:36). Это указание становится последней точкой в описании служения Иоанна Крестителя в четвёртом Евангелии. Иоанн был послан для того, чтобы Израиль уверовал «через него» (1:7). И вот множество людей приняли его свидетельство и поверили в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

После Ориона встал Пателлолий, и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: “ Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2) [ 26 ]. Исправляй себя”. И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: “Поверьте мне, он страшен для бесов”[ 27 ]. Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: “ Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань (Пс 143:1) [ 28 ]. Будь мужественен в этом”. И еще одному вставшему и спросившему [о грехах своих святой] сказал: “ Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф 6:12) [ 29 ]. Подвизайся”. Следующему, поднявшемуся после этого, [авва] сказал: “ Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор 7:1) [ 30 ]. Будь внимателен к сокровенным [помыслам] своим”. Наконец, другому вставшему [Феодор] сказал: “Когда молишься, говори: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс 18:13–14) [ 31 ]. Ибо сильная брань одолевает тебя с обеих сторон”[ 32 ]. 4. Мы внимали всему этому, произносимому [аввой] на египетском языке, а Феодор Александриец переводил его речи на греческий язык. Этот Феодор был [прежде] чтецом в церкви, именуемой церковью Пиерия, мужем святым и по жизни и речам своим, так что мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:19–20). Пока он был облачен в плоть, он [всегда] угождал Господу[ 33 ]. 5. В то время как я удивлялся, не понимая того, о чем говорится, по причине моего юношеского возраста и великой неопытности, Фиваидский раб Божий Феодор был спрошен еще одним [монахом]. Однако, храня молчание, он устремил взор свой к небу и встал. [Авва] находился посередине монашествующих, будучи окружен ими всеми, словно венком. Затем, повелев Феодору Александрийцу переводить, он сказал: “Я знаю, что слова мои вызовут раздражение среди тех из братий, которые суть плотские[ 34 ], но, поскольку Господь повелевает мне говорить, я скажу. Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, которое весьма преуспеет и многим повредит[ 35 ]. Таковыми же были замышлявшие козни против святого апостола Павла, которые проповедывали Христа не чисто , а по любопрению (Флп 1:16). Когда гонение будет в разгаре, то неожиданно царем станет язычник, который будет задумывать [коварные] замыслы против таинства Христова и стараться, насколько возможно, строить козни против христиан. Но Христос посрамит намерение его[ 36 ]. Ибо о нем написано: Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв 2:5) [ 37 ]. Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих”.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

После Ориона встал Пателлолий, и ему, спрашивающему о себе, [Феодор] ответил: " Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2) Исправляй себя " . И когда он удалился, [Феодор] сказал всем присутствующим монахам о нем: " Поверьте мне, он страшен для бесов " Другому, вставшему после него, [Феодор] изрек: " Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты мои на брань (Пс.143:1) Будь мужественен в этом " . И еще одному вставшему и спросившему [о грехах своих святой] сказал: " Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф.6:12) Подвизайся " . Следующему, поднявшемуся после этого, [авва] сказал: " Очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор.7:1) Будь внимателен к сокровенным [помыслам] своим " . Наконец, другому вставшему [Феодор] сказал: " Когда молишься, говори: От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего (Пс.18:13-14) Ибо сильная брань одолевает тебя с обеих сторон " 4. Мы внимали всему этому, произносимому [аввой] на египетском языке, а Феодор Александриец переводил его речи на греческий язык. Этот Феодор был [прежде] чтецом в церкви, именуемой церковью Пиерия, мужем святым и по жизни и речам своим, так что мог сказать: Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал.2:19-20). Пока он был облачен в плоть, он [всегда] угождал Господу 5. В то время как я удивлялся, не понимая того, о чем говорится, по причине моего юношеского возраста и великой неопытности, Фиваидский раб Божий Феодор был спрошен еще одним [монахом]. Однако, храня молчание, он устремил взор свой к небу и встал. [Авва] находился посередине монашествующих, будучи окружен ими всеми, словно венком. Затем, повелев Феодору Александрийцу переводить, он сказал: " Я знаю, что слова мои вызовут раздражение среди тех из братий, которые суть плотские но, поскольку Господь повелевает мне говорить, я скажу. Некоторые из рода нашего воздвигнут гонение на Церковь Божию, которое весьма преуспеет и многим повредит Таковыми же были замышлявшие козни против святого апостола Павла, которые проповедывали Христа не чисто, а по любопрению (Флп.1:16). Когда гонение будет в разгаре, то неожиданно царем станет язычник, который будет задумывать [коварные] замыслы против таинства Христова и стараться, насколько возможно, строить козни против христиан. Но Христос посрамит намерение его Ибо о нем написано: Презорливый же и обидливый муж и величавый ничесоже скончает (Авв.2:5) Поэтому мы должны взывать к Богу, чтобы Он простер милость Свою на церкви для спасения многих " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010