Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ACTA SANCTORUM [лат.- Деяния святых, Акты святых], крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых. Идея издания принадлежит бельг. иезуиту Г. Росвейде (1569-1629), но первые тома опубликованы в 1643 г. благодаря трудам его сподвижника Ж. Болланда (1596-1665). Продолжившие дело иезуиты- болландисты выпускали в Антверпене тома in folio в порядке календарного года регулярно, вплоть до 1773 г.; однако в связи с событиями Французской революции и упразднением ордена работа приостановилась, и следующий том появился лишь в 1845 г. Местом издания последних томов (с 1902) стал Брюссель. В 1940 г. вышел 68-й т., охвативший месяцы с янв. по нояб.; ни одного тома за дек. до сих пор так и не появилось. Часть томов переиздавалась в Венеции (2-е изд., 1734-1770) и в Париже (3-е изд., 1866-1887); с 1969 г. в Брюсселе начато новое переиздание собрания (4-е изд.). Собрание, рассчитанное первоначально на 18 томов, постепенно существенно расширилось: если янв. занимает всего 2 тома, то жития за окт. составили 13 томов. В основу издания был положен строгий историко-критический метод; тексты публиковались по всем доступным рукописям, снабжались основательными и достаточно объективными введениями и комментариями. К отдельным томам прилагаются тематические исследования (в частности, о папах и Патриархах). В ранних томах греч. жития представлены часто лишь лат. переводами. Жития правосл. святых, подвизавшихся после сер. XI в., в издание не включались, однако в качестве предварительного тома (propylaeum) за нояб. был издан Синаксарь К-польской Церкви - значительный памятник правосл. агиографии. Изд.: ActaSS; Propylaeum ad Acta Novembris: Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae/Ed. H. Delehaye. Brux., 1902; Propylaeum ad Acta Decembris: Martyrologium Romanum scholiis historicis instructum/Ed. H. Delehaye. Brux., 1940. Лит.: Gr é goir H. Les Acta Sanctorum//Byz. 1927/1928. T. 4. P. 791-812. Д. Е. Афиногенов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63952.html

118 πανδημε 177. 179 и 180 или: πανδημε 131 и Комб. (М. и Acta S.), Слав.: всенародне всех. 122 κε νος νας указывает на то, что тело мученика находилось не в том храме, в коем произносилось слово. 124 ζν читают 179. 131. 180 и Слав.: живый; но это слово не имеется в 177 и Комб. (М. и Acta S.). По контексту оно необходимо, как ораторское противопоставление τελευτσας, каковым являются νν и πρτερον. 128 Слав. не точно: сице убогых и грешныих (?) племена (?) притичют с Синопийскому пристанищу (?), якоже к некоему общу скровищу. 129 Αλλ’ κε μεν ο τως, 177: κε μοι μν, υτως. Слав.: но тамо убо сице. Наречие κε также указывает по-видимому на то, что слово говорилось не в том храме, который был в Синопском пригороде. 131 ποικαν τιν μητροπλεως как бы некую колонию из митрополии, Слав.: аще же некако и инде малых ради мощей ткъмо, дом некый матере граду себе мученик устрои. 132 κα не имеющееся у Комб. (М. и Acta S.), но читаемое в Синод. и Слав., дает видеть, что сравнение ( σπερ δ κα…) относится не к последующему, как издатель Acta Sanctorum, но к предыдущему, как Тильмонт. Последний заключает отсюда, что храм, в коем было сказано слово, имел только частицу мощей св. Фоки, следов. это не был Синопийский храм. Но издатель Acta Sanctorum, упрекая Тильмонта в ошибочном переводе и ссылаясь на греческий текст, видит в σπερ начало сравнительного периода и толкует так: quemadmodum igitur (?) noster hic locus hospitium est festum celebratium: (Pretiosa enim in conspectus Dimini mors sanctorum ejus) sic (?) multis locis divinae reliquiae integram ubique terbeato viro servant nominis claritatem: и так (?), как это наше место есть пристанище празднующих (ибо честна пред Господом смерть преподобных Его), так (?) по многим местам разделенные останки везде сохраняют треблаженному всецелую славу имени». Но во 1-х: κα Синод. и Слав. в соединении с δ относит сравнение к предыдущему, а не к последующему; а во 2-х: в подлиннике после σπερ нет ο τως и латинское sic принадлежит переводчику, а не подлиннику, в котором вместо того стоит κα в начале предложения с значением: или «даже», или «хотя», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

865 Тот же Иосиф (Древности иуд. Ч. II. Стр. 158) и Симеон Метафраст (Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca poster. Т. CXV. P. 373–374) говорят, что пророк изучал в Вавилоне мудрость не только халдейскую, но и еврейскую. Известие, конечно, сомнительное; по крайней мере, у тех же халдеев-мудрецов он не мог научиться «еврейской» мудрости, в чем бы последняя не состояла. 868 Это видно из свидетельств Плутарха (Probl. VII, 4), Атенея (Deipnos. IV, 10) и других. – Kranichfeld. Das Buch Daniel. S, 65. 870 Творения св. отцов в русском переводе. Т. XXIX. Творения бл. Феодорита, еп. Кирского, ч. 4. Стр. 16. 876 Keil u. Delitzsch. Bibl. Commentar üb. d. А. Т. III. Th., 6.B. S. 1.-Lange. Theol.-homil. Bibelwerk. A. T. XVII. Th. S. 1. – Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. Comm. in V. Т. р. III, in libr. proph. IV. P. 3. – Верховский. Библейский словарь. Т. I. СПБ. 1871. Стр. 494. – По Иакову Тирину, назван так за то, что предсказал о суде Божием над языческими царями и царствами и о последнем всемирном суд (Acta sanctorum. M. Iulius. Т. V. Р. 117). Едва ли это так: пророк Даниил назывался этим именем еще в детстве и получил его, конечно, от родителей; предполагать же у последних какое-либо предвидение нет оснований. 877 Ср. Дан. 4:5 . – Schrader Е. Die Keilinschriften und das A. T. S. 429. -Zeller P. Bibl. Handwörterbuch. Calw. u. Stuttgart. 1885. S. 96. – Мальдоват переводить тоже имя чрез «мудрость Вила» (Acta sanctorum. Iulius. Т. V. Р. 117). 878 Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. P. I. Introd., vol. II, 2. P. 468 895 Некоторые совершенно неосновательно относят начало воспитания пророка Даниила при вавилонском дворе то к более раннему, то к более позднему возрасту его жизни. Так, Салиан относит пленение пророка к трехлетнему его возрасту (Acta sanctorum. M. Iulius. T V. Р. 126), Меньян – к 8-летнему (Meignan. Les Prophètes d " Israël et le Messie depuis Salomon Jusqúà Daniel. Paris. 1893. P. 535), Церерий – к 10-летнему (Acta sanctorum. P. 119), Менан – к 12-летнему (Ménant. Babylone et la Chaldée. P. 239), Придо – к 18-летнему (Prideaux. Histoire des juifs. T. I. P. 55), Санкций (Sanctius. Commentarii in Danielem prophetam. Lugduni. 1619. P. 7), Корнелий а Ляпиде (Cornelius a Lapide. Commentaria in Danielem prophetam. P. 1255) в Мальдонат (Ibid.) – к 20-летнему, а талмудисты – даже к 25-летниму (Wünsche A. Der babylonische Talmud. II. Halbband, 2. Abtheilung. Leipzig. 1889. S. 82). Воззрения, очевидно, непримиримые с сущностью библейского текста. Не только трехлетний, но и 12-летний возраст недостаточен был для того, чтобы отроки могли приступить к основательному (не элементарному только) образованию, а чрез 3 года начать и государственную службу; с другой стороны, 18–20–25-летний возраст, хотя был удобен в этом отношении, но непримирим с другим обстоятельством: не только 25-летнего, но и 18-летнего юношу нельзя было назвать «отроком» ( Дан. 1:4 ) в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Отметим также источники, связанные с событиями на Афоне в начале 20 в., известными под именем имябожной смуты (и даже ереси), в определенной мере связанной с учением паламитов 619 . Материалы, связанные с этой «смутой» (включая упомянутые брошюры оо. Антония и Илариона), изданы (многие – впервые) в 2001–2002 гг. в сопровождении аналитических статей и с обширным списком литературы, особенно ценным своей ретроспективной частью 620 . Исихастская традиция продолжается на Афоне в частности и в среде православного монашества в целом вплоть до настоящего времени 621 . § 4. Обзор основных изданий Первые опыты критического издания житий святых предпринимают лица, во многом нам уже знакомые: Бонин Момбриций (Legendarium s. Acta sanctorum, 1474); Алоизий Липпоман, епископ Веронский (Vitae sanctorum, 1551–1560); кельнский картезианец Лаврентий Сурий (6 томов Vitae sanctorum orientis etoccidentis, 1569–1575, переиздание – 1875–1880); Георгий Вицелл (Hagiologium s. de sanctis ecclesiae, 1541); Амвросий Новидий Фраккус да Ферентино (Sacrorum fastorum libri 12 cum romanis consuetudinibus, per totum annum, suisque causis, ac stellis, et numinum nostrorum introductionibus; Рим, 1547; Антверпен, 1559); Ренат Лаврентий де ла Барр (Historia Christiana veterum patrum, 1583, где впервые опубликован полный текст «Лавсаика»; повторное издание – в 1746 г. в Opera Maurisii во Флоренции); Цезарь кардинал Бароний (в Annales ecclesiastici a Christo nato ad annum 1198 в 12–ти т., 1588–1593); немецкий иезуит Матфей Радер (Viridarium sanctorum ex minaeis graecis, 1604–1612). Большую работу проделал антверпенский иезуит Гериберт Росвейд (1559–1629): он собрал громадное количество манускриптов и предполагал издать жития всех святых, распределив материал на 18 частей (2 для жизнеописания Иисуса и Марии, 1 для праздников святых, 12 для их житий, 3 для мартирологов, примечаний и указателей), но успел провести только предварительные работы (Vitaepatrum). С 1643 г. начинается издательская деятельность знаменитого антверпенского иезуита Якоба Болланда (первоначальным планом издания он был обязан Росвейду, однако настоял на его расширении): в Антверпене выходит 1–й том (на первую половину января) Acta sanctorum, quotquot toto in urbe coluntur с предисловием Болланда, касающимся подлинности житий. До смерти Болланда вышла вторая часть января и 3 части февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во втором томе ноябрьском Иеронимов мартиролог и Сирский. Деяний св. (Acta SS). Январь, Т. I и II, 1643 г. Фердинанда Уггелла Священн. Италия 1644 г. (Ferd. Ughelli Italia Sacra, втор. изд. 1717–1722 г.). Арнольди Д " андилли Жизни св. отцов пустынников 1647 г. (Arnoldi D " Andilly vies des saints pères des déserts). Льва Алляция Писатели православной Греции 1652 г. (L. Allamii Graeciae ortodoxae Scriptores Т. I-II). Октавия Кайетана Жизни святых сицилийских 1657 г. (Octavii Caietani Vitae Sanctorum Siculorum). Дю-Канжа История Константинопольской Империи 1657 (Du Cange Histori de l " empire de Constant.), в III и IV томах – Константинополь христианский, где много полезных сведений для агиолога, на латин. языке издана книга сия в 1680 году, вновь в Венеции в 1729 году. Деяний св. (Acta SS.) Февраль, Т. I-III, 1658 года. Франциска Комбефизия Избранные триумфы славных Христовых мучеников 1660 г. (Francisci Combefesii illistrium Christi martyrum Selecti triumphi et caet.) Деяний св. (Acta SS.) Март, Т. I-III, 1668 года. Франциска Флорентиния Древний мартиролог Римский 1668 г. (Vetustius Occident. Ecclesiae martyrologium et caet.), ныне редкость. Каспара Сагиттария о страданиях мучеников 1671 г. (Casp. Sagimmarii de martyrum cruciatibus), ученнейшее сочинение. Деяний св. (Acta SS.) Апрель, Т. I-III, 1675 г. Май, Т. I, 1675 года. Май, Т. II и III. Котелерия (Котельера) Памятники греч. церкви 1677–1692 г. (Ecclesiae graece Monumenra Cotelerii Т. Сборник греческий (Analecta graeca). Изд. Бенедикт. монахов 1688 года. Деяний св. (Acta SS.) Май, Т. IV-V, 1685 года. Дю-Пеня Новая библиотека церковных писателей 1686–1714 г. (Du Pin Nouielle bibliothèque des auteurs écclésiastiques. Paris. 61 том с дополнениями, в 8 долю). Деяний св. (Acta SS.) Май, Т. VI-VII, 1688 г. Феодорика Рюинарта, монаха Бенедиктинского, Деяния мучеников чистые (подлинные) и избранные 1689 г. (Theodorici Ruinarti, monachi benedictini, Acta martyrum sincera et selecta). Это издание дополнено в 1713 году, вновь издано в 1802–1803 году. Последнее издание в Регенсбурге И895 г. Это весьма важное издание мученическ. актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   То обстоятельство, что иезуиты взяли на себя издание «Acta santctorum», набрасывало, по-видимому, тень на их предприятие, так как этот орден стяжал дурную известность. Но в действительности наука должна считать за величайшее счастье, что за это дело взялись иезуиты. Это самый распространенный и предприимчивый орден: он мог собирать памятники отовсюду. Далее, это самый сильный орден. После реформации это первородный сын католической церкви, пользовавшийся особым доверием пап. Благодаря могуществу ордена иезуитов болландисты могли высказывать свои научные воззрения, меньше чем члены других орденов рискуя подвергнуться преследованию. А это важно, потому что в «Acta sanctorum» затрагивались интересы других орденов и, хотя болландисты и оговаривались на каждом шагу своих «Acta», что они люди грешные, которым свойственно заблуждаться, однако подвергались нареканиям. Так например, когда в июльском томе актов они, говоря о пророке Илии и его повсеместном чествовании, высказались, что испанский орден кармелитов не ведет своего происхождения от пророка Илии, последние восстали против них и объявили, что «Acta sanctorum» — сочинения еретические, а издатели — еретики. Легко представить, что бы могло быть с другим орденом, менее сильным, более беззащитным, чем орден иезуитов. Против же иезуитов кармелиты и инквизиция не могли ничего сделать.    В «Acta sanctorum» иезуиты ведут свое дело строго научно. Им приходится иметь дело единственно с житиями мучеников и святых, приводить для этого исторические документы в том виде, в каком они дошли, и им нет нужды пускаться на выдумки для защиты папства. Если порою в житиях святых восточной церкви, например, в житии константинопольского патриарха Игнатия, они представляют латинский перевод греческого подлинника несколько перетолкованным в свою пользу, то это не обязывает ученого обращаться к этому переводу, когда есть греческий подлинник. Болландисты издают не только текст, но и комментарии, которые свидетельствуют о их огромной эрудиции. По мере того, как издание подвигалось вперед, для них открывались новые научные перспективы. Чтобы, например, оперировать над хронологическими датами, им пришлось установить хронологию восточных патриархов. Для выяснения некоторых особенностей греческого богослужения пришлось издать службу трем святителям. Таким образом, это предприятие чем ближе к нам по времени, тем более выигрывает в качестве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

и Слав. Во всяком случае выразительная ссылка на пророка Исайю едва ли уместна, так как оратор пользуется только словами, а не мыслью пророчества. Вероятно мы имеем здесь вносную заметку позднейшего читателя. 1889 ποιοντο Синод. и Слав.: обще твореаху учреждение, вместо Комб. (М. и Acta S.): εχον – имели. 1892 τρπεζα κα συνθεια τ θαεν λλοις παρσχον, (180: παρσχων); Слав.: ел ма же обычнаа бысть трапеза любве и общение, и по обычаю дръзновение друг другу подашя. 1897 γνωρζουσιν ατ – так Синод. и Слав.: являют тому; вместо Комб. (М. и Acta S.): γνρισαν ατν или М.: ατν – поведали свою (их) тайну. 1899 κα τ τς πιβουλς ξαγορεουσι δρμα, Слав.: и навета изъглаголуют дело; т. е. предмет или сущность своего коварного предприятия. Вместо πιβουλς 179: βουλς, т. е. вообще «намерения», а не «коварного предприятия». 1902 ξουν χαρ’ σασθαι τν εεργεσαν· κα συγκαμεν в 177:179, 180 и Слав.: и сие молеаху даровати благодеяние, и съпотрудитися, но 131 вместо κα имеет член το, а Комб. (М. и Acta S.) так: ξουν τν εεργεσαν προσθεναι, συγκαμεν… просили и сие благодеяние прибавить – потрудиться с ними… 1906 οδ τν κνδυνον ποδειλισας πρς φυγν βλεψε, κα τατα, πολλν χων πρς τοτο τν ξουσαν – так все Синод. и Слав.: ниже беду убоявся, к бегству възре, таже много к сему свободу имый; но Комб. (М. и Acta S.): οδ ποδειλισας τν κνδυνον, φυγεν βουλεσατο. κα τατα, πολλν χων κα νετον ποδιδρσκειν τν ξουσαν – ни, убоявшись опасности, вознамерился бежать, – и это – имея полную и беспрепятственную возможность убежать. 1911 συνεφψομαι Синод. вм. Комб. (М. и Acta S.): συλλψομαι, Слав. как Синод., но так: содействуя – вместо: съдействую, вероятно по смешению с . 1919 ς ο τς κενων χειρς φνος – Синод. и Слав.: яко не онех рук быти (?) убийству, но повелевшиих начинаниа, (=πιχειρσεις вм. πιχερησις) Комб. (М. и Acta S.): οτ’ κενων… 1920 Издатель Астериева слова в Acta Sanctorum дважды указывает на «несогласие с здравою теологиею той мысли, чтобы ликторы могли умертвить мученика без греха, по крайней мере материального, по терминологии католических богословов», ссылаясь на сочинение папы Бенедикта XIV De Servorum Dei Beatificatione et canonisatiene, Lib.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1840. Т. 5. Отд. 3. С. 45—58. 147. Штриттер И. Г. Известия византийских историков, объясняющие российскую историю древних времен и переселения народов/Собраны и хронологическим порядком расположены И. Штриттером. СПб., 1770—1775. 4 т. 148. Щербатов М. М. История российская от древнейших времен. 2-е изд. СПб., 1794. Т. 1: От начала до кончины великого князя Ярослава Владимировича. 149. Эверс И. Ф. Г. Предварительные критические исследования для российской истории/Пер. с нем. [М. Погодина]. М., 1825. 2 кн. 150. Эйхвальд Э. И. О древнейших обиталищах племен славянских, финских, турецких и монгольских в южной России по Геродоту//Библиотека для чтения. 1838. Т. 27. Отд. 3.С. 53—93. 151. Языков Д. Персидская география XIV в.//Русский исторический сборник/Общество истории и древностей российских. М., 1840. Т. 4. Кн. 1. С. 326—351. 152. Acta sanctorum quotquot to orbe coluntur, vel a catholicis scriptoribus celebrantur, quae ex Latinis et Graecis, aliarunque gentium antiquis monumentis collegit, digessit, notis illustravit loannes Bollandus. 1643—1902. 60 v. V. 6—8: Acta... Martii. Antverpiae, 1668. 3 t. V. 19—24: Acta... Junii. Antverpiae, 1695—1715. 8 t. V. 37—44: Acta... Septembris. Antverpiae, 1746—1762. 8 t. V. 45—59: Acta... Octobris. Antverpiae-Bruxellis, 1765—1884. 13 t. 153. Adamus Bremensis. Historia ecclesiastica, continens religionis propagatae gesta, quae a temporibus Karoli Magni, usque ad Henricum IV 154. Allacci L. De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione, libri tres. Coloniae Agrippinae, 1648. 155. Ambrosius Mediolanensis. Opera. 156. Ammianus Marcellinus. Rerum gestarum. 157. Anastasius Bibliothecarius. De vitis Romanorum pontificum//Corpus byzantinae historiae [scriptorum]. 2 ed. Venetiis, 1729—1733. 30 v. 158. Anastasius Bibliothecarius. Historia ecclesiastica, sive Chronographia tripartita. 159. Anonymus Ravennas. De geographia libri quinqu. Parisiis, 1688 160. Assemani C. S. Kalendaria ecclesiae universaë In quibus... sanctorum nomina, imagines, et festi per annum dies ecclesiarum Ori-entis et Occidentis...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В краткой заметке под 29 марта о св. Бертольде († ок. 1198), 1-м приоре мон-ря на горе Кармил (ActaSS. Mart. T. 3. P. 791-792), болландисты обошли молчанием вопрос о предполагаемом основании ордена кармелитов прор. Илией . В ответ на это мон.-кармелит Франциск Доброй Надежды (Франсуа Креспен; 1617-1677) в соч. «Historico-theologicum Carmeli armamentarium» (1669) потребовал от болландистов подтвердить традицию, связанную с прор. Илией. Однако в 1-м апрельском томе, во введении к Житию св. Альберта, лат. патриарха Иерусалимского (1205-1214), автора 1-го устава кармелитов, П. подверг критике легенду об основании ордена прор. Илией, показав ее историческую несостоятельность, хотя и избегал прямых обвинений в фальсификации (ActaSS. Apr. T. 1. P. 769-802, 909-910). Кармелиты в свою очередь опубликовали против болландистов неск. памфлетов, в т. ч. сочинение Себастиана Святого Павла (Себастьена Пети) «Exhibitio errorum, quos P. Dan. Papebrochius S. J. suis in notis ad Acta Sanctorum commissit contra Christi Domini paupertatem…» (1693). П. ответил на эти обвинения в майских томах «Acta Sanctorum» (1680-1688), а также в отдельных сочинениях, в т. ч. в «Responsio... ad Exhibitionem Errorum per adm. R. P. Sebastianum a S. Paulo Ord. Carmelitani evulgatam anno 1693 Coloniae» (1696-1698). Весной 1691 г. кармелиты передали обвинения против П. в испан. инквизицию . По итогам процесса (приговор обнародован 14 нояб. 1695) тома «Acta Sanctorum», опубликованные при участии П. (за март-май), были признаны содержащими ложные и опасные для католич. веры утверждения, чтение и распространение этих книг было запрещено ( Santiago Medina. 2011). Обвинения, выдвинутые против болландистов, поддержали и профессора теологического фак-та Лувенского ун-та. С кон. 1697 по июнь 1700 г. в Риме находился болландист Конрад Яннинг, безуспешно пытавшийся добиться отмены решения испан. инквизиции. Вместе с тем рим. Конгрегация инквизиции не стала подтверждать приговор испан. инквизиционных трибуналов. В дек.

http://pravenc.ru/text/2578917.html

Братство монастыря Сен–Жермен было одним из самых образованных в тогдашней Европе. Еженедельно, в воскресенье после вечерни, в келье д’Ашери собирался ученый кружок (Дюканж, Балюз, д’Эрбело, Котелье, Ренодо, Флёри, Лами, Пажи, Тиймон), к которому очень скоро примкнул и Мабильон, коего о. д’Ашери привлек вначале к работе над «Житиями бенедиктинских святых». Первой самостоятельной работой Мабильона стало издание трудов св. Бернара (1667), которое ученым сообществом было принято, как своеобразный chef d’œuvre. В 1668 г. появился в печати первый том Acta Sanctorum, O.S.B.; в 1669–1672 гг. публикуются 2–й и 3–й тома. В это время методы критики источников, применявшиеся о. Мабильоном, вызвали брожение в умах его менее образованных собратьев, результатом которого стала скандальная петиция, представленная в 1677 г. на рассмотрение генерального капитула братства. Оппоненты Мабильона требовали прекратить издание Acta Sanctorum, O.S.B., как пагубно влияющее на интересы ордена, а от редактора издания – соответствующих извинений и признания своих ошибок. Мабильон защищал свою методологию кротко, но твердо и вполне научно. Оппозиции пришлось смириться, а Мабильон продолжил свою работу. Еще в 1672 г. о. Мабильон предпринял первое научное путешествие (во Фландрию) в поисках литературных первоисточников для своей издательской деятельности, которое оказалось очень плодотворным для его исторических и литургических исследований. В результате в 1675 г. был опубликован 1–й том четырехтомногого издания Vetera analecta, куда он поместил ряд найденных им источников и некоторые исторические эссе. В 1672 г. в издании второго апрельского тома Acta sanctorum появилась диссертация Даниеля Папеброха Propylaeum antiquarium, где обосновывались методы текстологической критики источников, направленные на освобождение оригинальных документов от более поздних наслоений. На основании своих умозаключений Папеброх отнес к категории подложных многие из известнейших исторических рукописей монастыря Сен-Дени. Мабильону было поручено ответить «обидчику».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010