В древнейших рукописях Нового Завета названия книг более короткие и простые, например: ΚΑΤΑ ΜΑΘΘΑΙΟΝ или ΠΡΟΣ ΡΩΜΑΙΟΥΣ. В последующие века эти названия стали длиннее и сложнее (см. ниже с. 200). Подписи, встречающиеся в конце книг, были раньше, как и названия, краткими и простыми, просто указывая на конец текста книги. С течением времени концовки становились более обширными и включали в себя сведения о предположительном месте написания книги, а иногда и имя писца. Английский перевод Библии, санкционированный королем Иаковом, включает концовки в Посланиях апостола Павла. Пунктуация Как уже отмечалось выше, в древнейших рукописях знаков препинания очень мало. Папирусы Бодмера и папирусы Честера Битти (см. с. 34-39 ниже) содержат крайне мало знаков и аналогичная ситуация наблюдается в более древних унциальных рукописях. Знак трема иногда используется в качестве диакритики для начальной йоты или ипсилон. В VI—VII вв. писцы стали более активно пользоваться пунктуацией, хотя, например, вопросительный знак до IX в. употреблялся крайне редко. Эта стихийная практика расстановки знаков препинания постепенно оформилась в более полную и последовательную систему. Помимо традиционных знаков иногда использовались и другие. Так, после негреческих имен собственных ставился знак слогоделения — ср., например, Мф 1:2 АВРААМ ΓΕΝΝΗΣΕΝ, предостерегающий читателя от неправильного деления слов (a-braa-me-gen-ne-sen). Глоссы, схолии, комментарии, катены, ономастиконы Глоссы — это краткие пояснения к трудным словам или фразам. Как правило, их писали на полях рукописи, хотя иногда они вносились и между строк. Во втором случае рукопись могла быть превращена в диглотту: греческий текст с подстрочным латинским переводом или латинский текст с подстрочными англосаксонскими соответствиями. Схолии — это заметки толковательного характера, которые делались в дидактических целях. Если схолии последовательно истолковывают данный текст, составляя единое целое, а не являются произвольными заметками по поводу случайно выбранных фрагментов, такая работа называется комментарием. Схолии и комментарии в одних случаях обрамляют основной текст Священного Писания, располагаясь вокруг него, а в других помещаются между разделами текста (см. илл. IX). Комментарии в унциальных рукописях, как правило, писались минускулом, хотя в Закинфском (S) кодексе (VII или VIII в.) комментарии также написаны унциалом. В минускульных рукописях иногда встречаются схолии, написанные мелким унциалом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432331/

ape ga dva meu se, jedan za ruke, drugi za noge, pa sve nekoliko puta zaburi ga u vodu, a onda opet izvadi. U polje došao najstariji vrag. Namjesti veliki usijani nakovanj kraj vode. Zamahnuvši nad nakovnjem teškijem gvozdenijem batom centenjakom, zapovijedi onima, što ga šmuraju, da mu ga donesu. Istom, što su ga donijeli i da e š njime na nakovanj, ali najednom sinu sve oko njih, isto im se oi zablještiše. Dok se samo okom hitiše i obazriješe, ugledaše od zlata ojeka, u samu zlatnome odijelu, sa zlatnijem krstom u ruci koji se sjaje kao sunce arko. To je bio Sveti Sava. On samo malo zlatni krst uzdignu i prema njima manu, a avoli dreknuše i od ovjeka na stranu skoiše. Sveti Sava ree: «Nemojte ga više! A ti grešnie znaj, da se Svetom Savi raalilo na tvoju sitnu djeicu i kukavnu enu, pa te za ovaj put izmolio u Milostivoga Boga. Zato se pokaj i okani svake nebesije, pa i same pomisli na zao govor. Inae e ovi opet doi po tebe i zasluena kazna nee ti se više moi oprostiti.» im je to Sveti Sava izustio, nestane ga, a š njime i onog sjaja i blijeska. U isti mah i avoli poskakaše u vir koranski i nestade ih. ojek se prekrsti, vjerno pomili svemoguem Bogu i Svetom Savi, zahvaljujui iskreno na velikoj milosti i daru njihovu. Pokaja se za teške pregrije svoje. Ode kui, pa ve kašnje nikad nije griješio, nit je tjerao griote. Sveti Sava i dva suparnika Zauzeo seljak seljaku komad zemlje, a ošteeni došao Svetom Savi na albu. Kad je Sveti Sava uo i razumeo albu, pozov otmiara i posavetuje ga, da na lep nain vrati zauzetu zemlju svome susedu i da se pomire, pa da ive kao roena braa. Kad ovaj nikako nije hteo na to da pristane, onda ga Sveti Sava odvede u jedan plodni kraj zemlje, pa mu rekne: «Kad hoeš da imaš što više zemlje, onda evo ti; idi, i koliko god budeš danas opkolio zemlje u ovom pustom plodnom kraju, toliko e tvoje biti; samo pazi dobro, da mi u sunani zahod budeš tano na ovome mestu, odakle polaziš, inae na tebi glave nee biti.» I zape otima i grabljivac.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...