Архив Пн Патриаршее соболезнование в связи с гибелью клирика Казанской епархии иерея Анатолия Григорьева 17 сентября 2022 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью клирика Казанской епархии иерея Анатолия Григорьева. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Кириллу, митрополиту Казанскому и Татарстанскому Родным и близким иерея Анатолия Григорьева Прихожанам Богоявленского храма с. Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан Ваше Высокопреосвященство! Дорогие братья и сестры! Со скорбью узнал о гибели настоятеля Богоявленского храма села Исаково Зеленодольского района Республики Татарстан иерея Анатолия Григорьева. На протяжении двух десятилетий почивший с ревностью и благоговением совершал свое служение и был поистине добрым пастырем для прихожан, казачества и православной молодежи. По благословению Священноначалия отец Анатолий осуществлял окормление военнослужащих татарстанских батальонов, принимающих участие в специальной военной операции. Исполняя это ответственное послушание, сей верный труженик на ниве Христовой явил полноту жертвенной любви и положил душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Творец и Промыслитель мира, живыми господствующий богоначальною властью и мертвыми владычествующий (стихиры 6-го гласа в субботу утра), да упокоит душу новопреставленного иерея Анатолия в обителях небесных и сотворит ему вечную и блаженную память, а всем знавшим и любившим его ниспошлет крепость сил и мужество. С соболезнованиями +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5960164.ht...

335–ок. 394; память 10/23 января) – епископ, учитель Церкви, младший брат свт. Василия Великого . Вел жестокую борьбу против аполлинариан и ариан и был изгнан ими с кафедры. После возвращения из ссылки принимал участие во II Вселенском (381) соборе, на котором восторжествовало Православие. Участвовал в разработке Символа веры , христианской догматики, символической экзегетики. Оставил после себя богатое богословское наследие. [xlvii] Платонизм – всякое философское учение, опирающееся на идеи Платона, в первую очередь на противопоставление чувственного мира миру идей; таковым можно признать всякое нематериалистическое учение. Чаще всего под платонизмом подразумевается неоплатонизм, просуществовавший до XIX в., иногда – неопифагореизм, гностицизм и герметизм и др. Свт. Григорий Нисский отличается глубоким знанием философии и свободным оперированием философскими аргументами; наибольшее влияние на него оказали Филон Александрийский и неоплатоники. Сближает свт. Григория с неоплатониками трактовка таких вопросов, как восхождение по ступеням богопознания и экстаз как высшая ступень постижения Бога, соединение души с Богом, представление о Боге как совершеннейшем бытии, благе и красоте. Наиболее близко к платоновскому учение свт. Григория о материи: если устранить из нее ее качества (цвет, форму, запах, твердость и т.д.), то от материи не остается ничего, то есть ее вовсе не существует. Сами же качества материи суть не что иное, как понятия, и ни одно из понятий не есть вещество; они становятся веществом, только когда сочетаются друг с другом. [xlviii] Экзегеты (от греч. ξγησισ – объяснение, толкование) – богословы, занимающиеся трактовкой и объяснением смысла Священного Писания. [xlix] Книга душеполезных поучений прп. аввы Дорофея была одной из самых первых и излюбленных книг православного народа. Еще в те времена, когда книги переписывались от руки, на Руси «в монашеской среде XIV–XV вв. очень распространены были сборники поучений на темы монашеской жизни, из которых наиболее авторитетными явились “Лествица” Иоанна Синаита, “Поучения” аввы Дорофея , “Слова постнические” Исаака Сирина » (Лихачева О.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

На день памяти свв. Бориса и Глеба положены чтения из истории их мученической кончины, под заглавием: От Бытья чтенье. Первое чтение нач. Братья, в бедах пособии бывайте. Сего ради рожаеться муж безумен в свет зол. Второе: Слышав Ярослав, яко отец его умре, а Святополк сел в Киеве. Третье: Стенам твоим, Вышегороде, устроих стража весь день и всю нощь. Сии чтения (напечатанные в Полном Собрании русс. летоп. в приложении к т. 1 стр. 252–254) полагались в службе свв. Борису и Глебу до XVII века, впрочем, в XV и XVI в. в некоторых церквах возглашались паремии и из свящ. Писания, как увидим далее. 5. (1998.) Евангелие (апракос), расположенное по дням, начиная с пасхи, устав. в два столбца, XIV века, в лист, 164 листа, заглавная заставка фигурная. Содержит: л. 1. Чтения от пасхи до великого поста на все дни, – те же, какие назначены и ныне. л. 122 об. Чтения на субботние и воскресные дни св. четыредесятницы и на все дни страстной седмицы. В неделю 1-ю поста вместо воспоминания Православия положена память св. Пророк Моисея и Арона и прочих, а в великий пяток вечернее евангелие положено на литургии. л. 155 об. Одинадцать евангелий воскресных утренних и чтения по месяцеслову. Из последних, за утратою листов, остаются за сентябрь до 20 числа, ноябрь с 10 до декабря 21 и января в неделю пред Просвещением 6 и 7 числа. В заглавии сентября 10 сказано: Поклоненье честному древу. Отдел II. Толкование Св. Писания 6. (2031.) Апокалипсис толковый Андрея кесарийского , полууст. небрежный, в скоропись переходящий, XV века, в осьмую долю, 120 листов. л. 1 об. Главы явленые еже в Патме Апокалибеи Иоану евагелисту. Число глав, показанное на поле, при переплете отрезано. л. 5. Заглавие предисловия толкователя: Святого Андрея архиепископа Кесарии каподокыйскыя. С обор. л. 7 начинается самый текст с толкованием после каждого стиха. л. 118. Мелкие отрывки духовного содержания, без начала и конца; к книге не относятся. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу Апокалипсис келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Симон Азарьин, любознательный старец, в мире Савва Леоньтев, прозвище Булат, в 1624 г. пострижен в монашество, в 1630–1633 был строителем Алатырского монастыря, в 1634–1646 казначеем, в 1646–1653 гг. келарем Т. Сергиева монастыря; скончался схимонахом, кажется, в 1665 году. Отдел III. Отцы Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Архив Пн Вышел в свет третий номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год 10 марта 2023 г. 13:29 Вышел в свет третий номер  «Журнала Московской Патриархии»  за 2023 год. В обращении редакции журнала к читателям говорится: «От Момского улуса в Якутии до Куала-Лумпура, столицы Малайзии, тысячи километров, и между эвенами и малайзийцами, казалось бы, нет ничего общего. Однако и в Арктике, и в Юго-Восточной Азии совершают служение миссионеры Русской Православной Церкви. Их цель — донести слово о Христе до всех концов земли. И здесь оказывается, что главное условие миссии — уважать людей, к которым обращена проповедь, и тогда она будет приносить свои добрые плоды. Национальные и культурные особенности станут благодатной почвой, на которой взойдут семена веры. О миссии в самых отдаленных уголках Якутии рассказывает архиепископ Якутский Роман и его помощники, в прошлом году реализовавшие миссионерский проект " Арктический десант " . О том, как с помощью миссионерских трудов собирается многонациональная община Русской Церкви на другом конце земного шара — в Малайзии, рассказывается в материале, посвященном 10-летию прихода в Куала-Лумпуре. Наша миссия всегда опирается на традицию Церкви, которую важно знать и ценить. Новые подробности о начале почитания преподобного Серафима Саровского, одного из самых известных русских святых, раскрывает материал, посвященный 120-летию его канонизации. В начале ХХ века была явлена нашему народу особенная святыня — Державная икона Божией Матери. Пришло время исследовать явленный образ и увидеть историю его существования в веках, что стало возможным благодаря работе реставраторов иконы. О том, как сохранять традиции в современном иконописании, создавая икону не репликой прошлого, а источником для молитвы, говорит выдающийся иконописец современности Ирина Зарон. Соединение миссии и традиции, бережное сохранение памяти о прошлом — задача каждого члена Русской Церкви в наше время». Содержание номера Официальная хроника Епархия Церковь и общество Епархия Летопись святости Церковное искусство Выставочный гид Чтение Вечная память Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6009082.ht...

Он имеет 21 февр. память пр. Тикофея по минеям XII в. (в других обоих Евстафий антиохийский), марта 21 Кирилла катанского на 1 месте по минеям XII в. (в прочих обоих пр. Иаков). Он очень близок к древним славянским прологам, даже ошибки общие с ними, наприм. 2 апр. вместо Тита — Фота, и где не сходствует с прологами, там сходствует с минеями XI-XII века. Основа же его как по памятям (исключая 10 октября, 3 и 12 января), так особенно по слогу есть студийский устав, славянский XII в. 330). Встречаются повторения памяти святого в следующий день рядом, наприм. муч. Меркурия25 и 26 ноября, священномуч. Акакие29 и 30 марта. К синаксарю сего устава приставлено предисловие, судя по слогу переведенное с греческого; но выше его поставлено и предисловие самого патриарха Алексия, неестественно от синаксаря оторванное. Новое предисловие кончается словами «се устав есть студийского монастыря. Молитвы же и нас на се повелевшее преподобным отцом нашим глаголем се»; далее начинается синаксарь: сентябрь и проч. Как будто конец предисловия принадлежит славянину. Судя по атому и всему содержанию синаксаря, вероятно, что он составлен по распоряжению какого-либо русского иерарха. Странно, что он составлен из разных источников и не держится строго ни устава 1398 года, ни миней служебных, ни прологов. Вот в румянцевском обиходе синаксарь весь составлен по первой редакции месяцеслова Василия или древнейшему славянскому прологу и очевидно в России. Естественнее бы в России составлять синаксарь устава по служебным минеям.     Месяцеслов устава 905 XV в. имеет более по одной памяти в день, отличается от обоих предшествовавших немногими особенностями, именно 18 сент. имеет память Евмения гортинского по минеям XII века, а не св. Симеона, 27 сентября муч. Каллистрата (по прологу), 25 окт. муч. Нестора одного, 28 ноября муч. Парамона (сего по минеям XII века, а не Иоанна Дамаскина), 31 марта пр. Стефана чудотворца по минее XIV в., 3 апреля пр. Феодосии; в нем одном 15 июня прор. Исаии. Вообще же он очень близок к уставу типографскому 1236).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Заглавие: Поучениа различна, избранна от св. Евангелия и от многих божественных писаний, глаголема от архиерея из уст по всякую неделю на поучение христоименитым людем прочитаем, такоже и на Господскые праздники и на памяти Святых, приложения со греческого языка на руские книгы в лето 6915 (1407) индикта 15. Порядок и заглавия недельных 52 слов теже, какие под, 99, но на Господские праздники и память Святых недостает след. 8: на 1-е сентября 3-го, в неделю св. Праотцев – на 1-е января, в неделю по Крещении – на Благовещение, на 23 апреля, на 1 и 15 августа. Как бы взамен сих одно прибавлено: л. 490. Мес. сентября 8, Слово на Рождество св. Богородица. Нач. В лето написаниа обоюнадсеяте колену Израилеву бе бо Иаким богат зело. Срав. 663 л. 106. 106. (9.) Евангелие учительное, полууст., переходящий в скоропись, исх. XVI или нач. XVII века, в лист, 517 листов, заглавная заставка с красками и золотом, для второй (л. 364) оставлено порожнее место. Заглавие то же, что выше 105, но в расположении слов сходно с 99, за исключением прибавленного здесь того же слова на Рождество пресв. Богородицы, какое в предыд. 105 л. 490. Перевод учит. Евангелий, кроме помянутого по 100, во всех списках одинакий, хотя в заглавии их и показаны два перевода 1343 и 1407 годов. 107. (1583.) Евангелие толковое Феофилакта, архиеп. болгарского, на еванг. Матфея, полууст. исх XIV века, в лист, 237 листов, заглавная заставка из кружков. л. 1. Заглавие: Иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константинаграда, Златоустаго поведание о Евангелии св. Матфея евангелиста слово 1, предисловие. Нач. Подобаше убо нам не требовати помощь от писаниа, нь тако имети житие чисто и непорочно. л. 6. Блаженого Феофилакта, архиеп. болгарскаго о Евангелии Матфеове сказание вкратце от Златоустаго сказаниа. Книга родства, слово 2. Нач. Вопрос: Почто убо не рече зрение или слово, якоже и Пророци глаголааху. Толкование Феофилакту болгарского на Четвероевангелие было издано неоднократно. На л. 10 подпись на греч. языке не разобрана.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В Кибартах освящена церковь 4 октября также в память спасения Государя, с учреждением при ней прихода (Вербы). Вскоре потом освящена была перестроенная церковь в Петрокове. Декабря 17 освящена церковь в Раве, при которой потом устроился и причт. В 1871 г. устроены церкви домовые: в Влодаве, сел. Домброве и в НовойАлександрии, где первым священником был Юрий Татаров, преподаватель словесности в институте (с 1872 г.). В Ченстохове освящен храм в 1872 году (в обтябре), с назначением причта. 409 Воссоединение униатов, совершившееся в 1875 году, было важнейшим фактом в деятельности преосв. Иоанникия в Варшавской епархии. Ближайшим поводом к сему движению была энциклика Папы Пия IX, направленная против администратора Холмской епархии протоиерея Маркелла Попеля, которого папа резко осудил за его распоряжение о сохранении униатами восточных обрядов и устранений латинских. Между тем пр. Маркелл писал, что начало и основание восточного богослужения положены самим Господом Иисусом Христом, и что порядки сих священнодействий даны апостолами, утверждены церковью, и подтверждены папскими буллами Климента VIII, Павла V, Бенедикта XIV и даже Пия IX, в его послании от 17 марта 1856 года на имя австрийских епископов. Прежде других пожелали быть одной веры с Белым Царем некоторые жители Седлецкой губернии, о чем и начали составлять приговоры. Государю благоугодно было разрешить исполнить их желание. Первое воссоединение 40-ка приходов с 50-тысячами населения, происходило 12 января 1875 года в г. Белк, причем преосв. Иоанникию сослужили в храме 28 воссоединившихся пресвитеров. Столько же было воссоединено в посаде Янове 25 марта, а 27 апреля воссоединено 7 приходов, с 10 тысячами душ. Февраля 18 был подписан знаменитый акт о присоединении всей греко-униатской холмской епархии. Государь определил быть депутации у него, которая и была 25 марта. А 11 мая совершилось в Холме соединение униатов с православием . Тогда же положено было присоединить Холмскую епархию к Варшавской, с назначением викария, которым сделан был Маркелл Попель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

К домонгольскому периоду относится также мученичество св. Евстратия Печерского (†1097, 28 марта), пленного инока, распятого на кресте в день Святой Пасхи его хозяином иудеем. Его подвиг «сугубо венчался» от Бога: «прежде бо воздержанием плоть умертвив» св. Евстратий, «последовал...Христу, нося крест» монашеского подвижничества, «последи же и сам на крест вознесен быв и в ребра прободен» 279 уже в прямом смысле сподобился последовать Крестным Страданиям Спасителя. Еще один мученик – инок этого периода – сщмч. Кукша Печерский (†1113, 27 августа), был убит язычниками вятичами, среди которых проповедовал Евангелие. От рук язычников – монголов пострадали св. князья Михаил Черниговский и боярин Феодор (†1245), Василько Ростовский (†1238), Роман Рязанский (†1270) и др. Святой князь Михаил Тверской (†1318), погибший в Орде в результате политической интриги, канонизирован как страстотерпец. См. Приложение к теме 3. Мученики – противники Лионской унии 1274 г, В то время, когда Русь переживала первые десятилетия татаро-монгольского ига, в Византии православные претерпевали гонения от униатов. В правление императора – униата Михаила Палеолога (1259–1282) особенно пострадали афонские монахи, не желавшие принимать унию, – преподобномученики Ватопедские (4 января), Зографские (10 октября), Корейские (5 декабря) и Иверские (13 мая). См. Приложение к теме 3. Сербские мученики. Косовский Завет 1389 года В XIV в., через несколько лет после Куликовской битвы, к сонму мучеников были причислены сербские воины, погибшие во время знаменитой битвы на Косовом поле (15 июня 1389). Событие это явилось ключевым моментом духовной истории Сербии. Благоверному князю Лазарю накануне битвы с огромным турецким войском был предложен выбор – либо мученическая кончина в бою, Царство Небесное и обетование, что сербский народ до скончания веков будет стоять в Православии, либо победа над турками. Лазарь выбрал первое, и войско поддержало этот выбор. Так был заключен Косовский Завет , в котором сербский народ предпочел вечное – временному, небесное – земному. Поэтому гибель 77-тысячного войска вместе со св. кн. Лазарем всегда рассматривалась сербами как духовная победа. О Косовском Завете православные сербы помнят и сейчас. Подробнее об этом см. в Приложении к теме. В день Косовской битвы 15/28 июня празднуется не только память св. мученика князя Лазаря и всех павших на Косовом поле в 1389 г., но с ними всех сербских мучеников и новомучеников. Балканские новомученики XV-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

56. Похвальное слово отца Андрея о мученической кончине благоверного князя Михаила и боярина Феодора († 1246 г.) изображает событие с такою подробностью, что показывает в сочинителе по крайней мере слушателя очевидцев. Оно находится в Новгор. рукоп. XIV в. (Собр. лет. I, XVII) и в Библ. общ. ист. 50–56; оно же внесено в первую Новг. летоп. (Собр. лет. III, 52) и в летопись Софийскую (Собр. лет. V, 182–186). 57. Дамиан , духовник Хилендарского монастыря, около 1270 г. сочинил Житие св. Саввы Сербского (Экзарх Калайдовича, стр. 164–166). В Сергиевой Лавре список Жития XV в.; другой принесен в Москву 1577 г. (Царскаго 111). Так как память св. Саввы записана под 14 января в Псалтыре митрополита Киприана, то, по всей вероятности, при митрополите Киприане сочинение Дамиана уже знали в России. 58. Симеон, из князей Полоцких, с 1271 г. первый епископ Тверской; по летописи «бяше добродетелен и учителен и силен в книгах божественного писания» (Татищева Ист. IV, 70). Скончался в 1289 г. Ныне известно только наставление его князю Константину (Карамз. IV, пр. 178), помещенное, между прочим, в Мериле праведном XV в. (Калачева Архив, ч. I). К его времени относится описание жития Кирилла, епископа Туровского . Сочинитель молит Господа, да избавит «от безбожных агарян, присно мучащих ны». Биография напечатана в Прологе под 28 апреля, но с пропуском некоторых известий о сочинениях. (Муз. Рум. стр. 457). 59. Максим , митрополит Киевский, посвященный в 1284 г., продолжал заботы предшественника своего о благочинии церкви. Правило его о посте с увещанием жить с женами в законном браке, а не без венчания, внесено в Кормчую так называемого Кирилловского разряда (Опис. муз. 304–321). 60. Феогност , епископ Сарайский, в 1301 г. предлагал вопросы Константинопольскому собору и записал ответы его, преимущественно по нуждам Сарайской церкви. Изложение Феогноста содержит много важных сведений о состоянии современной Русской церкви (Ист. Русск. ц. II, 80–84). Лучшие списки его у Толстого в рукоп. XV в. II, 243, в Кирилловском монастыре. Правила касаются крещения (прав. 2, 22–24), литургии и евхаристии (пр. 3, 6, 7, 11, 17, 20, 21, 29, 32, 33), хиротонии (пр. 4, 5, 31), служения игуменов (пр. 8, 14, 16, 18), пострижения в иночество (пр. 9, 10, 15), епископа (пр. 1, 27), погребения (пр. 12, 13, 25), поста в среду и пяток (пр. 19), ядения удавленины (пр. 26) и брака (пр. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сборник отделения русского языка и словесности, гл. IXXXVII, с. 149 – 150. 223 Голубинский Е.Е. История русской церкви, с. 548. Преподобный Авраамий Смоленский подвизался некоторое время подвигом юродства в лета своей юности (не позже начала второй половины XII в., «Жития святых» В.О. Ключевского , с. 56), когда решился оставить мир и прежде чем постригся в монахи. В чем состояло его юродство, жизнеописатель его не говорят: «Измением светлых риз и в худые облечеся я хожаше яко един от нищих на уродство ся приложи». См. Голубинский Е.Е.История русской церкви, с. 548. 224 Рущинский Н.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей XVI и XVII в. М., 1871, с. 105 и 223. 225 Если сравнить число юродивых русской церкви, память которых праздновалась «повсеместно» или «местно» на Руси, с числом прославленных юродивых всею Православною Церковью, то окажется, что у нас в России, в продолжение лишь трех веков (XIV – XVI) насчитывается не менее 10 юродивых святых, тогда как в общем месяцеслове всей Православной Церкви, в течение пяти веков (VI – X), насчитывается не более 4 юродивых святых, да в то все они принадлежат различным странам. Не говорим уже о юродивых неканонизованных, которых было очень много в древней России (весьма многие из них упоминаются в «Святой Руси» архимандрита Леонида) и которые народом большею частью также считались святыми. См.: Васильев В. Очерки по истории канонизации русских святхых, М., 1893, с. 170 – 171; «Русские святые» преосвященника Филарета под разными числами; Макарий Митрополит Всероссийский//Чтение в обществе любителей духовного просвещения, 1878, ч. I, с. 423; Яхонтов И.К.Жития святых севернорусских подвижников, Казань, 1882, с. 264; Жития святых В.О. Ключевского , 4 приложение. 227 Сказание о житии и чудесах преподобного Михаила, Христа ради юродивого, пожившего во обители Живоначальной Троицы, на месте нарицаемом Клопской. СПб., 1877, с. 17, 22 и 23; также Русские святые, преосвященного Филарета, 11 января. 229 История Карамзина, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010