Этот краткий обзор позволяет нам представить себе хронологию свидетелей текста: древнейшим из них (Х век) является S, к XI веку относятся IX, к XII – D, М – к X–XII, а наиболее поздними оказываются Р (XIV век) и G (XVI век). Разберем теперь по всем версиям те эпизоды Жития, которые описывают историю Церкви и строительство храмов в Херсоне. Впрочем, вначале сделаем еще одно краткое замечание: полное несовпадение прологов в М и Р, а также его отсутствие в I и Х, очевидно, не свидетельствует в пользу присутствия оного в протографе Жития. Пространный риторический пролог М (по всей видимости, элиминированный в I) указывает на составление и произнесение текста в Херсоне. Итак, вопрос о принадлежности этого прологу протографу Жития остается открытым. С одной стороны, он присутствует только в М, с другой– его исчезновение или переработка в других версиях легко объяснима их авторским характером (см. также ниже). Кроме того, тот факт, что Житие было составлено, очевидно, в Херсоне, может говорить в пользу древности пролога М. Сам текст этой версии стоит довольно близко к другим полным версиям Жития, то есть не несет на себе следов авторской переработки (в отличие, например, от Р), ибо предположение о том, что составитель греческого протографа М добавил собственный пролог к старому тексту, менее вероятно. Глава 1. Епископы Ефрем и Василей a. Дата I В шестнадцатый год тирании Диоклетиана Ермон... в 16-й год царствования Диоклетиана При Константине, владевшем тогда римским скипетром В царствование Диоклетиана Во времена Диоклетиана, в 16-й год его царствования Эти святые были во времена... императора Диоклетиана Все версии, кроме Р, указывают на правление Диоклетиана, причем IMD – на 16-й год его правления. Появление Константина в Р следует связывать либо с чрезвычайной популярностью этого императора, и тенденции относить к его царствования события иных эпох (см. ниже), либо к небрежности автора. Диоклетиан же – чтение, несомненно, оригинальное, так как в идеологической системе Жития время действия распадается на два противоположных отрезка: эпоху гонений и мученической смерти епископов (от св. Василея до св. Агафодора) и эпоху помощи Церкви со стороны императора (свв. Еферий и Капитон). 16-й год правления Диоклетиана, то есть 299–300 годы по Р. Х., является, скорее всего, оригинальным чтением, так как его поддерживают независимые друг от друга IM и D (см. также ниже). Учитывая восточный background Жития (см. ниже), можно даже предположить, что перед нами датировка по, так называемой, «диоклетиановой» эре, начинавшейся 1 августа 284 года. Впрочем, эта оригинальность чтения не означает реальности датировки. Учитывая вышеупомянутую тенденцию Жития, она, скорее всего, является авторской (причем «ученой») фикцией, призванной, с одной стороны, отнести гонения на христианство в Херсоне к «языческой» эпохе, а, с другой, удревнить возраст местной епископии (см. также ниже). b. Св. Ефрем и Скифия

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон, середина XIV в. Феодосий II, середина XIV в. Иоанникий II, 60–70-е годы XIV в. Св. Евфимий, 1375–1393 г., †4/17.IV.1402 г. или 17/30.VII.1404 г. БОЛГАРСКАЯ ЭКЗАРХИЯ Экзархи: Анфим, 1872–1877 гг. Иосиф, 1877–1915 гг. Синодальное правление 1915–1945 гг. Стефан, г. Синодальное правление 1948–1953 гг. БОЛГАРСКАЯ ПАТРИАРХИЯ Патриархи: Кирилл, 1953–1971 гг. Максим, 1971 г. Библиография. Общие издания История на България, разные издания; Димитър Цухлев, История на Българската Църква, C., 1910, т. I; акад. Иван Снегаров, Кратка история на сьвременните Православни Църкви, тт. C., 1944, 1946; Ив. Снегаров, Охридската архиепископия, тт. C., 1924, 1932; Ив. Снегаров, Отношенията между Българската Православна Църква и другите Православни Църкви след провъзгласяването на схизмата, Църковен архив, кн. C., 1929; Ив. Снегаров, Христианството в България преди покръстването (865 г.), ГДА «Св. Климент Охридски», C., 1956, т. V; Ив. Снегаров,Ромънската Православна Църква, ГСУ, БФ, т. XXIII, 1945–46, C., 1946; Ив. Снегаров, Кратък исторически очерк за поместните Православни Църкви, Ромънска, Гръцка, Албанска, Полска, Финландска, Чехословашка и бившите прибалтийски Църкви, C., 1948; Станимир Станимиров, История на Българската Църква, C., 1925; протопрезвитер проф. д-р Стефан Цанков, Българската Православна Църква от Освобождението до наше време, ГСУ, БФ, т. XVI, C., 1939; Константин Динков, История на Българската Църква, C., 1954; V. Gjuzelev, Das Papstum und Bulgarien im Mittelalter (IX–XIV jh.), Bulgarian Historical Review, IV, 1, 1977; Кирило-Методиева енциклопедия, тт. C., 1985, 1995, 2003; проф. д-р Тодор Събев, Самостойностна народностна Църква в средновековна България, C., 1987; Бончо Станоев, Православието в България, C., 1992; Кирил Марков, Духовен живот в българските земи през късната античност (IV–VI век), С., 1997; Бистра Николова, Устройство и управление на Българската Православна Църква век), C., 1997; Олга Тодорова, Православната Църква и българите век, C., 1997; Дапиела Калкапджиева, Българската Православна Църква и държавата 1944–1953, C., 1997; Гласове в защита на гражданското общество в Протоколите на светия Синод на Българската Православна Църква по еврейския въпрос (1940–1944 г.), C., 2002. Сокращения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ис.14:30 , Зах.9 , Ос. 1:7 ). Что касается, наконец, религиозного состояния IX века, то уже к нему никак не приложимы слова: нет неправды, волшебства и гадания среди потомков Иакова ( Чис.23:21:23 ), ибо пророки Амос и Осия нам изображают народ настолько нечестивым, роскошествующим и развращенным, что нет ничего удивительного, если требовалось раскаяние и обращение, если б они захотели когда-либо быть счастливыми. Посему Господь положить конец дому Израилеву, сокрушить лук Израиля ( Ос.1:4–5 ), восстанет за грехи народа с мечем против дома Иеровоамова ( Ам. 7:9 ); Израиль из благословенного народа ( Чис.22:12; 24:9 ) в это время представляется ненавистным Господу ( Ам. 11:8 ); Он пошлет огонь на Иуду ( Ам. 2:5 ) и придавит Израиля, как давит колесница, нагруженная снопами ( Ам.2:13–15 ). С точки зрения подобных же соображений кажется совершенно ложной и гипотеза о происхождении Чис.22–24 в VIII веке, ибо исторические условия Евреев и упомянутых народов остались или в таком же виде или даже худшем. Таким образом, если оставить в стороне предание о происхождении Чис.22–24 в эпоху Исхода, то не окажется никакой возможности определить век написания этого повествования. § 2. Указание внктренних и внешних признаков происхождения Числ.12–24 в век Боговидца Моисея Совершенно иной результат выходит, если допустить, что Чис.22–24 были написаны в век Моисея и представляют действительное изображение особого эпизода из того времени. Для оправдания такого предположения в этом отделе весьма много данных. К таковым прежде всего можно отнести: 1) имена и технические выражения, 2) особенности содержания, 3) исторические отношения, 4) контекста, 5) свидетельства других книг Библии или параллельные места. Действительно, при тщательном рассмотрении, в Чис.22–24 можно заметить такие слова и выражения, которые имеют или египетское, или ассирийское происхождение и в последующих произведениях не встречаются. Так, название страны при восточном береге Иордана против Иерихона ( Чис.22:1 ) именем равнины Моава можно считать древнейшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Русская мысль, русская культура – это, наверное, одно из самых ярких явлений тотального господства апофатического над катафатическим. В порыве глубокого чувства жизни, чувства подлинного, эта культура ломает всякую оформленность, всякое чувство порядка. В своей упоительной любви к жизни и внутренней свободе она способна дойти до буйства и произвола. В этом ее достоинство, ее сильная сторона: она слишком буйно и резво ощущает жизнь – она способна на многие великие вещи. Но в этом и ее слабость: она боится учиться мыслить, она боится всяких рамок и всякой формы. И может быть, поэтому так долго русская мысль определяла свои пути, искала свое место в истории? Может быть, поэтому она постоянно попадала в иноземную зависимость? Боязнь самоопределения приводила ее к преклонению то перед Западом, то перед Востоком, как это случилось в лице представителей евразийства. В ней есть главный ресурс – острое чувство жизни, а чувство жизни – это прежде всего чувство многоплановости, это искомая величина подлинной науки. Научившись мыслить, русская мысль способна пойти путем гениальности, в которой наука и поэзия покажут свое целостное единство. В наш век, когда одним из важнейших элементов современного общества становится информация, именно гносеологическое самоопределение становится одной из существеннейших задач богословия. И это даже не потому, что наш век – это век информационных войн, ибо и без войны можно оказаться в гносеологическом рабстве. Необходимо всмотреться в святоотеческое предание, выглядеть то, как понимали святые отцы саму культуру мышления. И это станет не только нашим самоохранением, но и утверждением храненного в Следуя за переводчиком корпуса ареопагитик Прохоровым, мы будем называть автора корпуса св. Дионисием. Петр Дамаскин, преп. Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина. Книга 2, Слово 10. Киев, 1905. С. 279. [ix] Очевидно, что говоря об апофатической культуре мышления, которая присуща исихазму, мы говорим о целостной культуре, не отрицающей катафатического, но имеющей приоритет апофатического над катафатическим.

http://bogoslov.ru/article/4875172

нальные союзы франков, саксов, бургундов и т. д. Перейдя в пределы римской империи, эти союзы к IX-мy веку уже складываются в главнейшие западноевропейские нации, существующие и доселе. В IX-м веке мы еще ничего не знаем о городах Западной Европы; это – век упадка городской жизни после её расцвета у классических народов, но из этого же века мы имеем определенные сведения о существовании в это время если не трех, то по крайней мере двух народностей романской и германской. Этот факт западноевропейской политической истории – целиком повторяется и в истории востока Европы, где около того же времени, т. е. в IX и X вв. славянские племена выступают уже в качестве сформированных национальных единиц. Таким образом, в самом начале своей истории новые славянские и германские племена внесли с собой несравненно более широкую и прочную форму политической жизни, нежели та, которая господствовала в классическом мире. Если там город с небольшой окружавшей его территориям был всем, то здесь место города занимает понятие нации, совершенно неизвестное в этом политическом смысле ранее, и как государство в древнем мире сливалось с городом, отожествлялось с ним, так теперь государство сливается с нацией и отожествляется с ней. В понятиях германских и славянских народов государство – это не город, а значительная, прерывная часть земной поверхности, населенная людьми, говорящими одним языком и соединенными под одним правительством: это понятие о государстве составляет идеал, который управляет политической историей нового времени и является в ней источником целого ряда новых политических образований. – Вот те новые политические начала, которые внесены были в историю человечества германскими и славянскими племенами. Очевидно, что политическая жизнь с приходом этих племен, должна была сложиться и действительно сложилась иначе, чем это было ранее. Поэтому то, вдобавок к данным определениям, новую историю мы можем еще определить, как такую историю, которая открывается вступлением в историческую жизнь германских и славянских племен. Я покончил обзор явлений, характеризующих собой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Весьма странна и хронология ВК. Она противоречит не только данным современной науки, но и принципам средневекового летоисчисления, и элементарной арифметике. Желая потрясти воображение, создатели ВК оперируют, как правило, огромными временными масштабами в 500, 1000, 1300 и 1500 лет (см. дощечки 4б, 5а, 7б, 7в, 7г, 8, 9а, 17а). Причем совершенно непонятна система отсчета лет. Во всех хронологических системах античности и средневековья отсчет времени велся от древнейшего события к последующим: от основания Рима, от первой олимпиады, от «сотворения мира» и т. д. В ВК мы, напротив, находим в основном отсчет от последующего события к предыдущему: «за 1500 лет до Дира», «за 1300 лет до Германариха» и т. д. Обратим внимание и на следующее. Создатели ВК замахнулись на изложение истории наших предков за 1800 лет. Но у них не хватило выдумки заполнить событиями столь значительный временной диапазон, и в ВК рассказывается по существу лишь о двух периодах – IX–VIII веках до н. э. и о времени начиная с III века н. э., со времени прихода в Причерноморье готов. Но и тут ВК оказывается не в ладах ни с логикой, ни с арифметикой. Если Богумир жил за 1300 лет до Германариха (погибшего в 375 году н. э.), то, следовательно, время Богумира – IX век до н. э. Но на другой дощечке говорится, что от праотца Оря (как мы помним – сына Богумира!) до Дира прошло 1500 лет. Дир, согласно преданиям, жил в IX веке н. э. и, следовательно, Орь жил в VI веке до н. э., три века спустя после Богумира. По свидетельству дощечки 5а, за 1500 лет до Дира наши предки поселились на Карпатах, где прожили 500 лет, а на дощечке 7г говорится, что от «исходу» от Карпат до Аскольда (современника Дира) прошло 1300 лет. 164 Примеры подобных несообразностей можно продолжить. Есть и еще особенность ВК, также раскрывающая «методику» ее создания. Говоря о длившихся сотнями лет (!) битвах русичей с готами, гуннами, римлянами, греками, автор ВК умудряется избежать всякой конкретности: не назван по имени ни один римский и византийский император или полководец, ни один вождь гуннов, а из готских вождей упоминаются лишь Германарих (дощечки 5б, 6д, 9а, 14, 23, 27), имя которого хорошо известно по разным источникам, и Галарех (?), которого комментаторы ВК отождествляли с вестготским королем Аларихом (ок. 370 – конец 410).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Но не так скоро эти прообразы нашли применение и в области иконографии. Зарождение этих символических форм мы, конечно, должны искать в Византии, создавшей чисто христианские композиции в искусстве, одухотворенные религиозным смыслом; в ней же, после упорной борьбы за почитание Богородицы, прославление Ее и догматы о Ней были закреплены в иконографических типах. Но напрасно стали бы мы искать каких-либо символических изображений Богоматери ранее XI–XII века 9 . Искусство на первых порах было занято разработкой евангельских тем и событий Ветхого Завета; и встречающиеся в миниатюрах символы прообразуют или тайны Нового Завета, как в рукописи Космы, или имеют назидательный характер, как в лицевых Псалтырях, хотя и появившихся с VIII–IX-ro века. Иконография же Богоматери ограничивается пока евангельскими сценами, изображающими Богоматерь, поскольку Она принимала участие в данном событии, и несколькими иконами. Эпоха иконоборства также не могла способствовать развитию типов Богородичных икон. Следовательно, в первый период византийского искусства (с VI-ro по IX-й век) и в первой половине второго (конец IX-ro и начало Х-го века) купина Моисея в живописи имела или только историческое, или символическое значение, но исключительно по отношению к тайнам Нового Завета. С таким значением видим купину уже в первые века христианства: на стенах катакомб и на саркофагах. Сцена обыкновенно изображена одним лицом – Моисеем. Он юноша, одетый в тунику с двумя клавами; одну ногу (левую) поставил на камень и развязывает ремни сандалий. Повернув голову, смотрит он несколько испуганным, удивленным взором туда, откуда слышится ему голос Бога; таково напр. изображение в катакомбах св. Каллиста 10 . На присутствие Бога указывает, согласно древнехристианскому обычаю, одна десница, к которой Моисей и обращается. Скульптура, допускавшая на саркофагах изображение Бога в материальном человеческом виде, и в сцене купины помещает Бога Отца в образе мужа зрелого возраста, который, стоя, жестом протянутой руки повелевает Моисею снять обувь 11 . Фигура Моисея, снимающего обувь, на христианских гробницах имела особое символико-дидактическое значение. По обяснению Августина и Григория Назианзина , Моисей символизирует крещение и снятие обуви – отрешение от грехов, без чего христианин не удостоится предстать перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-bo...

Сам по себе он не имеет значения. Понимать его буквально научил людей диавол, «ангел лукавый — обольститель их» (IX 4). Все предписания Ветхого Завета надо понимать духовно, а именно: Господь требует не внешних жертв, а сокрушенного сердца (II), не телесного поста, а добрых дел (III), не обрезания плоти, а душ и сердец (IX), не воздержания от известных животных — свиней, хищных птиц и пр., а самим не уподобляться свиньям и хищным птицам и животным (X), суббота обозначала спасительный век, который придет после второго пришествия Господа Иисуса Христа (XV). Закон о храме относится к храму духовному (XVI). Ветхий Завет, как совокупность символов, надо понимать типологически и духовно. Исаак является образом Господа Христа и Его жертвы (VII). Моисей, простирающий крестообразно руки, есть также прообраз Христа (XII 2). Медный змий есть прообраз распятия (XII 5). Точно так же 318 слуг Авраама являются прообразом Христа: TIH — три буквы греческого алфавита по своему числовому значению равны 318, т. к. Т означает 300, I — 10, а Н — 8, а все вместе может быть прочитано так: 10 обозначается буквой I, восемь буквой Η и вот начало имени Иисус; т. к. крест в образе буквы Т должен будет указывать на благодать искупления, то и сказано 300 … «Никто не слышал от меня слова более совершенного, но я знаю, что вы достойны его» (IX 8). Этой числовой символикой будет увлекаться византийская письменность в продолжение всей своей истории. Целые трактаты будут посвящаться толкованиям этих таинственных, преобразовательных цифр. Вообще же увлечение аллегоризмом и типологией, нашедшее себе основоположника в лице псевдо–Варнавы находит отзвуки и у Филона, и гл. обр. у позднейших александрийских богословов. Вот еще характерный отрывок: «Моисей говорит (Исх. 33:1–3): вступайте в землю добрую, которую обещал Господь Аврааму, Исааку и Иакову, и наследуйте ее, землю, текущую медом и млеком. Что говорит ведение (γνσις)? Узнайте: уповайте на Иисуса, имеющего явиться вам во плоти, ибо страждущая земля есть образ человека, т. к. от существа земли (от лица земли) образован Адам. Что значат далее слова «землю добрую, текущую млеком и медом»? Благословен Господь наш, братие, давший нам премудрость и ведение Своих тайн. Мед и млеко — пища младенцев … они указывают на духовное возрождение христиан» (VI).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Смуты в иерархии и общее ее состояние Состояние церковной иерархии в восточной церкви в IX, X и XI веке представляет с первого взгляда интерес очень небольшой. Большая часть важнейших вопросов, касающихся иерархии, разрешены церковью в эпоху предшествующую. Теперь иерархия стоит пред нами, как органическое целое, утвердившееся, обосновавшееся, канонически определившееся. Ни одного жгучего вопроса касательно системы иерархической теперь не поднимается, да и не может подниматься на Востоке, после того как иерархия с ее расчленениями и важнейшими рангами пришла к определенной церковной норме. С этой стороны состояние иерархии действительно представляет незначительный интерес научный. Но это не значит, чтобы состояние иерархии этого времени совсем не представляло интереса. Напротив, быть может, еще никогда внутри иерархии не происходило таких сильных движений, как в эти века. Мотивы этих движений не были пусты и ничтожны, но исполнены глубокого смысла и значения. Словом, если теперь и нет вопросов важных, касающихся организации иерархии и заслуживающих научного внимания, тем не менее, жизнь иерархии не может не привлекать внимания историка. В эту эпоху происходят сильные внутренние движения в среде иерархии. Какие это? Движения фотиан и игнатиан, этих двух чисто церковно-иерархических партий, наполняют собою весь IX век. Не слабее, хотя и беднее событиями, были движения николаитов и евфимитов, двух тоже чисто церковных партий; эти движения проходят чрез весь Х-тый век. § I Шумна и бурна была борьба игнатиан с фотианами; борьба эта исполнена трагизма, потому что счастие партий было переменчиво. Приходилось страдать для того, чтобы торжествовать и торжествовать для того, чтобы страдать. Корень, откуда рождаются эти две партии фотиан и игнатиан, было бы легкомысленно отыскивать в личных отношениях двух представителей этих партий Игнатия и Фотия, патриархов константинопольских . Этот корень нужно искать глубже, т. е. еще в предшествующих церковно-исторических обстоятельствах. Но чтобы не слишком отдаляться от изучаемой эпохи, всмотримся по крайней мере в обстоятельства жизни и церковные события в правление предшественника Игнатиева, патриарха Мефодия (+ 846 г.. Внимательное изучение жизни и деятельности патриарха Мефодия и церковных явлений его времени, должно пролить свет на то, при каких условиях слагаются эти две партии игнатиан и фотиан. Уже при жизни Мефодия в церкви в среде иерархии ясно обозначаются две партии 181 ), из которых при благоприятных обстоятельствах могли образоваться такие партии сильные, как игнатиане и фотиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Если, таким образом, в событиях политической жизни средневековой Европы Византия принимала столь близкое участие, что надлежащая оценка и изложение их возможны только при знакомстве с положением византийских дел, то история западного просвещения и культуры и совсем не может быть понята вне отношений к Византии. В этой области Византии бесспорно принадлежит заслуга всемирно-исторического значения. От эпохи переселения народов до возрождения классической образованности в Италии в XIV и XV вв., Византия оставалась центром просвещения, столицей наук, хранительницей книжных сокровищ, ставших основанием новоевропейской образованности. В потоке варварских нашествий, охвативших Европу с середины IV в., она выполнила великую миссию: сберегла для последующих поколений бессмертные творения античной мысли и своей литературной деятельностью связала древнюю науку с новой. Как дорожили на Востоке книжными сокровищами, как заботливо здесь изыскивали средства к их лучшему сохранению, об этом прекрасно говорит тот факт, что в V в. в Афинах даже воздвигли статую некоему Филтатию за предложенный им наиболее надёжный способ склеивания рукописей 688 . С IX в. в Византии были начаты занятия сочинениями классических писателей и почти непрерывно продолжались до эпохи гуманизма, когда греческие музы переселились в Италию и отсюда разошлись по всей Европе. Этими занятиями византийских учёных и был подготовлен для Европы тот век Возрождения искусств и наук, которым открывается новый период истории. Известно, что первейшие деятели эпохи гуманизма, Петрарка и Боккачио, своими познаниями в греческой литературе одолжены были Варлааму-калабрийцу, проживавшему в Византии и известному там своими спорами о Фаворском свете, и его ученику Леонтию Пилату, впервые познакомившему Боккачио с Гомером, которого он перевёл на латинский язык 689 . Что виновниками развития эллинизма на Западе в XIV и XV вв. были переселившиеся сюда византийцы – это стало уже общепризнанным фактом. Сами основатели классической филологии, Рейхлин и Эразм Роттердамский, учились греческому языку у грека Гармонида, преподававшего в Париже при Людовике XI. Но чтобы понять эпоху гуманизма, для этого необходимо обратиться к истории византийской образованности и просвещения. «Заслуга возрождения греческих занятий на Западе, – говорит Крумбахер, – принадлежит не тем только беглецам, которые в XV в. были прибиты политическим штормом к гостеприимным берегам Италии; гуманистический дух действовал в Византии гораздо ранее. Ещё в IX в. он ярко светил в блестящем лице Фотия, который в тёмный и погружённый почти в варварство век внезапно, как солнце юга, распространяет свои лучи» 690 . О возрождении наук в XIV–XV вв. можно поэтому говорить только в применении к Западу; в Византии же гуманизм был явлением всегда сродным и давно знакомым. «Кто в будущем станет писать историю гуманизма, – замечает также Крумбахер, – тот должен будет обратиться назад к Мосхопулу, Плануду, даже к Евстафию, Пселлу, Арефе и Фотию» 691 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010