В греч. стишных синаксарях семейства B и C (по классификации И. Делеэ, напр., Vat. 1613, XI в.; Mess. gr. 103, XII в.; Paris. gr. 1624, XIII в.) память З. и Зины приходится на 23 июня. Под этой же датой в груз. переводе палестинского календаря, сохранившемся в рукописи Sinait. geo. 34 (X в.), содержится память мучеников З. и Германа. Имя Герман встречается в этом календаре также 1 и 2 марта ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 257-258). Груз. Мученичество З. и Зины содержится под 21 июня в рукописи 3 из собрания Гелатского мон-ря, которое ныне хранится в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее (Грузия). Ист.: BHG, N 1887; ActaSS. Iun. T. 4. P. 474-482; MartRom. P. 251; MartRom. Comment. P. 252; PG. 117. Col. 505-508 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 763-764, 765; Mateos. Typicon. T. 1. P. 316-317; ЖСв. Июнь. С. 497-498. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 188, 190; Т. 3. С. 230; Sauget J.-M. Zenone et Zena//BiblSS. Vol. 12. P. 1482-1483; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 163-164. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Гимнография Память З. и Зины отмечается в Типиконе Великой ц . IX-XI вв. 22 июня ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов память З. и Зины не отмечается, однако в греч. рукописях XI-XIII вв. под 23 июня содержится канон З. и Зине 4-го гласа авторства Иосифа с акростихом Ζυγν παιν μαρτρων στεφηφρων. Ιωσφ (Двоицу восхваляю мучеников венценосных. Иосиф), ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Ζων τν ληθ, θλοφροι, ποθοντες (Жизнь истинную, страстотерпцы, желая) (Ταμεον. Σ. 224). А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199879.html

«ОПТАТАМ ТОТИУС» «Optatam Totius», декрет Ватиканского II Собора Римско-католич. Церкви о священническом образовании ОРАТОРИАНЕ члены католич. обществ апостольской жизни: конфедерации оратория св. Филиппа Нери и конгрегации оратория Иисуса ОСВАЛЬД (920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971) ОТТОН (ок. 1065 - 1139), епископ Бамбергский, католич. миссионер в балт. Поморье и креститель («апостол») слав. племени поморян, св. Римско-католической Церкви (пам. 30 июня) ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк ПАВЕЛ IV (1476-1559; до избрания папой - Джованни Пьетро (Джанпьетро) Караффа (Карафа)), папа Римский (с 23 мая 1555) ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи ПАННОНХАЛЬМА Паннонхальма, католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса

http://pravenc.ru/rubrics/122076_22.html

Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в.: С вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 29; MenolGraec. Col. 117; Berg K. Un iconographie peu connue du Crucifiement//Cah. Arch. 1957. Vol. 9. P. 319-328; Антонова, Мнёва. Каталог. 1963. Т. 1. С. 333-334; Т. 2. С. 19, 133, 156, 206, 318; Halkin F. Inscriptions grecques relatives а l " hagiography// Idem. Études d " epigraphie et d " agiographie bizantines: Suppl. L., 1973. P. 335; Catalogue of the Byzantine and Early Medieval Antiquities in the Dumbarton Oaks Coll./Ed. M. C. Ross. Wash., 1965. Vol. 2. P. 137-138. Pl. 179n; Менолог. 1973. С. 45, 198, 199, 265, 293, 322, 347, 351, 364, 378. Ил. 187; LCI. 1990. Vol. 7. Sp. 410-411; Евсеева. Афонская книга образцов. 1998. С. 243. 85; Залесская В. Н. Литургические штампы-евлогии (св. Лонгин Криний и Мамант Кипрский)//Литургия, архитектура и искусство визант. мира: Тр. XVIII междунар. Конгресса византинистов (Москва, 8-15 авг. 1991) и др. мат-лы, посвящ. памяти о. Иоанна Мейендорфа/Под ред. К. К. Акентьева. СПб., 1995. С. 236-243; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. Р. 14, 49, 226, 268, 269; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557. N. Y., 2004. P. 367-368, 540-541. Cat. 224, 325; Иконы св. воинов: Образы небесных защитников в визант., балканском и древнерус. искусстве/Авт.-сост.: Н. В. Герасименко, Е. М. Саенкова. М., 2008. С. 162-166; Grotowski P. Arms and Armour of the Warrior Saints: Tradition and Innovation in Byzant. Iconography (843-1261). Leiden, 2010. Р. 67, 88, 190. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Церкви до разделения МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНТАНИЗМ раннехрист. еретическое течение профетической и ригористической направленности, основанное в кон. II в. в М. Азии Монтаном МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ иногда «апостольские отцы», общее название для некоторых раннехрист. авторов кон. I - 1-й пол. II в. НАРКИСС (I в.), ап. от 70 (пам. 31 окт. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 31 окт. и 30 июня в Соборе всех апостолов), еп. Афинский НЕМЕСИЙ [Немезий] (IV - нач. V в.), христ. философ и богослов, предположительно епископ г. Эмеса (ныне Хомс, Сирия) НЕОКЕСАРИИСКИЙ СОБОР Поместный Собор христ. Церкви, состоявшийся в 315 г. в г. Неокесарии в Понте Полемониакском (ныне Никсар, адм. центр одноименного ильче в иле Токат, Турция) НЕПОТ [Арсинойский, Пентапольский, Египетский], епископ города и округа Арсиноя в Египте (оазис Файюм)(ок. 30-50-х гг. III в.), раннехрист. богослов, экзегет НЕСТОРИАНСТВО учение, которое получило название по имени его основателя Нестория († не ранее 450), архиеп. К-польского (428-431), осужденного Вселенским III Собором в Эфесе НЕСТОРИЙ (80-е гг. IV в. - не ранее 450), архиеп. К-польский (10 апр. 428 - 3 сент. 431), один из крупнейших представителей Антиохийской школы, основатель несторианства, осужденный на Вселенском III Соборе в Эфесе НИКАНОР (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 28 июля, 28 дек. и 4 янв. в Соборе апостолов от 70), один из 7 первых диаконов НИКИТА (ок. 335 - 414), еп. Ремесианский, проповедник и богослов, известен как «апостол румын», свт. (пам. 24 июня; пам. зап. 7 янв., 22 июня) НИКОЛАИТЫ еретическое движение в истории древней Церкви, упомянутое в Откровении св. Иоанна Богослова в посланиях к 7 церквам (Откр 2. 6, 15) НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских

http://pravenc.ru/rubrics/121270_20.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ СТИПП [Греч. Λων Στυππς; Стиппиот], свт. (пам. греч. 12 нояб.), патриарх К-польский (май 1134 - янв. 1143). До восшествия на Патриарший престол был священником и икономом в составе клира собора Св. Софии в К-поле. Сведений о Л. С. немного. Он был избран патриархом по смерти Иоанна IX Агапита . В период Патриаршества Л. С. было нек-рое затишье в богословских спорах в К-польской Церкви, принимались последние решения в отношении еретиков и раскольников, выявленных во время бурных споров эпохи имп. Алексея I Комнина (1081-1118). В мае 1140 г. Л. С. председательствовал на К-польском Соборе, который рассмотрел и осудил труды богослова Константина Хрисомала как сторонника ереси «энтузиастов», мессалианства (см. Мессалиане ) и богомильства . Большая часть сочинений Константина была сожжена (RegPatr, N 1007; Guillard. 1978). При Л. С. также было принято постановление, запрещавшее проведение магических сеансов и гаданий, распространенных среди светских людей. Поводом для этой меры стали некие обряды, совершавшиеся придворными у постели смертельно больной Зои, жены Алексея Комнина, сына севастократора Исаака (RegPatr, N 1010). В визант. рукописной традиции Л. С. было недостоверно приписано пророческое сочинение - один из вариантов апокрифических апокалипсисов Псевдо-Даниила (см. ст. Апокалиптика ) (L " Apocalisse apocrifa di Leone di Costantinopoli/Ed. R. Maisano. Napoli, 1975). Ист.: Rhalles, Potles. Syntagma. Τ. 4. Σ. 251-252; Τ. 5. Σ. 76-82, 133, 136; PG. 136. Col. 801-806. Лит.: RegPatr, N 1007-1010; Guillard J. Quatre procès de mystiques à Byzance (vers 960-1143)//REB. 1978. T. 36. P. 5-81; Magdalino P. The Empire of Manuel I Komnenos. L., 1993. P. 276, 407; Angold M. Church and Society in Byzantium under the Comneni, 1081-1261. Camb., 1995. P. 76-77, 282; Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-вост. Церкви в IX, X и XI вв. СПб., 1998п. С. 185. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.)

http://pravenc.ru/text/2463301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ I [греч. Εστθιος] († кон. 1025), свт. (пам. греч. 31 мая), патриарх К-польский (июль 1019 - нояб./дек. 1025). Сведений о его жизни сохранилось немного. Е. был протопресвитером церквей Большого дворца в К-поле и взошел на Патриарший престол после смерти патриарха Сергия II . По свидетельству визант. хрониста Георгия Кедрина , Е. был в преклонном возрасте и с трудом выдерживал длительные патриаршие службы ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 479). Ок. 1024 г. Е. по указанию имп. Василия II Болгаробойцы отправил посольство в Рим к папе Иоанну XIX с богатыми дарами с целью добиться от папы признания за К-польским патриархом титула «Вселенский» ( Rodulfus Glaber. Historiae sui temporis. IV 1//PL. 142. Col. 669-672). Предположительно папа Иоанн XIX согласился признать за К-польским патриархом этот титул. Однако известие об этом вызвало недовольство на Западе, сообщал в письме папе аббат мон-ря Сен-Бенинь в Дижоне (Франция) Вильгельм . Не желая идти против мнения собственной паствы, папа был вынужден отказаться от этого предложения, и посольство византийцев вернулось, ничего не добившись ( Hugo Flavinicensis. Chronicon. II 17//PL. 154. Col. 240-242). Сведения об этих переговорах сохранились только в лат. источниках. От Патриаршества Е. сохранились синодальная грамота от 12 сент. 1019 г. о снятии запрета с Николая Агиоматика на служение в пределах столицы ( Laurent V. Act du patriarche Sergius II. Acte du patriarche Eustathe. Acte du patriarche Anchialos//EO. 1934. Vol. 33. P. 305-309), датируемое маем 1024 г. синодальное постановление о монастыре св. Епифания в Керасунте ( Ficker G. Das Epiphanios Kloster in Kerasus und der Mitropolit Alaniens//BNGJ. 1922. Bd. 3. S. 94-95) и др. (см.: RegPatr, N 825-828). Сохранилось также Жизнеописание Е., составленное неизвестным автором (BG. Vol. 10. P. 226). Лит.: Hergenr ö ther J. Photius Patriarch von Constantinopel: Sein Leben, seine Schriften und das griechische Schisma. Regensburg, 1869. Bd. 3. S. 729-730; Γεδεν. Πνακες. 1890. Σ. 317; Darrouz è s J. Eustathe de Constantinople//DHGE. T. 16. Col. 23-24; Κωνσταντινδης Ι. Χ. Εστθιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1090-1091; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006. С. 107-121. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293) ДИОНИСИЙ I (до 1410 - 1492), свт. (пам. греч. 23 нояб.), патриарх К-польский (1467 - 1471 или 1472, 1488 - 1490) ИОАНН II КАППАДОКИЕЦ († 520), свт. (пам. греч. 25 авг.), патриарх К-польский (с 17 апр. 518), один из организаторов преодоления Акакианской схизмы ИОАНН III СХОЛАСТИК [Иоанн Антиохиец, Иоанн Сиримийский], патриарх К-польский (с 15 апр. 565), канонист, , свт. (пам. греч. 21 февр.)

http://pravenc.ru/text/187464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Иуст. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 121) [греч. Ιοστος] (I в.?), мч. (пам. 14 июля). Сохранилось краткое Житие И. в составе визант. Синаксарей, в т. ч. в Минологии имп. Василия II (кон. Х - нач. XI в.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.). И. происходил из Рима, служил в отряде под командованием трибуна Клавдия. Однажды, возвращаясь из похода против варваров, он увидел на небе сверкающий, подобно кристаллу, крест и услышал Божественный глас. Прибыв в Рим, И. принял св. крещение и раздал свое имущество нищим. Когда трибун Клавдий узнал, что И. уверовал во Христа, он попытался убедить его вернуться к язычеству, а затем отослал на суд к правителю Магнентию. Тот велел бичевать И. сырыми сухожилиями. Затем на голову мученику надели раскаленный железный шлем и положили И. на раскаленную жаровню. После этого святого бросили в печь, где он скончался, но при этом его тело не пострадало от огня. А. Аморе предположил, что под Римом подразумевается «Новый Рим» - К-поль, поскольку о почитании И. на Западе неизвестно, тогда как в визант. столице в день памяти мученика совершалась торжественная служба в квартале Орфанотрофий ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 91; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 338). Канон в честь И., составленный прп. Иосифом Песнописцем (Ταμεον. Σ. 245. N 756), вошел также в древнерус. служебные Минеи. Краткое Житие И. было включено в славянские нестишной и стишной Прологи и в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 311 (2-я паг.)). Ист.: PG. 117. Col. 540; SynCP. Col. 819-820; MartRom. Comment. P. 286-287; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 63-65. Лит.: ActaSS. Iul. 1723. T. 3. Р. 651-652; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 213; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιοστος//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 985; Amore A. Giusto//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 23-24; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 223; Aubert R. Juste (3)//DHGE. T. 28. P. 631. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует, однако по рукописям известен канон И., составленнный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιοστον μν μρτυρα στεφηφρον. Ιωσφ (Иуста воспою мученика венценосного. Иосифов), плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιερονκους στεφνους (Священнопобедные венцы) (Ταμεον. Σ. 245). Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1237893.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии агиографов АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАНИЯ мч. Персидский (пам. 1 дек.). Согласно греч. агиографическим текстам, мирянин родом из Арбелы (совр. Эрбиль, Ирак), принявший мученичество за Христа во время одного из гонений. По преданию, перед смертью он воскликнул: «Творите молитвы Богу, ибо вижу лествицу, ведущую с небес на землю, и ангелов, иже глаголют мне: «Иди с нами, и введем тебя во град, исполненный света и радости»». Время мученичества неизвестно. Краткое житие находится в составе Минология Василия II (PG. 117. Col. 186), Петрова Пролога XI в. (РНБ. Греч. 240) (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 372) и ряде др. синаксарей. Память А. указывается преимущественно в календарях к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 120-121) и месяцесловах греч. Евангелий. Краткое житие А. было переведено в 1-й пол. XII в. на Руси и включено в состав рус. нестишного Пролога (древнейший список - Лобковский Пролог. ГИМ. Хлуд. 187. Л. 73-73 об., 1282 г.), а впосл. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 211-212). В др. видах рус. и слав. календарей А. встречается крайне редко: упоминается в болг. Драгановой Минее, кон. XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 413) и рус. Румянцевском Обиходнике (РГБ. Рум. 284. Л. 93, 1-я пол. XIV в.). Гимнография В печатной Минее , употребляемой в наст. время в греч. Церквах (Δεκμβριος. Σ. 11), по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. Иконография Сцена мученичества святого представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 217, 976-1025 гг.). . Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 33; Clugnet L. Ananie le Perse//DHGE. T. 2. Col. 1436; MenolBas. Т. 2. Tav. 217 М. В. Грацианский, О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/114738.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АДРИАН И ЕВВУЛ († ок. 308), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 3, 4 или 7 февр., 5 или 7 марта). Известны из рассказа Евсевия Кесарийского . А. и Еввул происходили из мест. Ванея (или Влания). Услышав о страданиях и подвижничестве мучеников в Кесарии Палестинской, они пришли туда, чтобы утешить и ободрить их. Когда об этом стало известно, святых схватили и представили на суд префекта Фирмилиана. После отказа отречься от Христа А. и Еввула били по спине и ребрам, жгли бока и, наконец, бросили львам. Но несмотря на то что даже дикие звери поклонились А. и припали к его стопам, он был усечен мечом. Та же участь постигла и Еввула. Краткое житие мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского . В 1-й пол. XIV в. оно вновь было переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 3 февр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 3-4). Гимнография Память А. и Еввула содержится во многих Месяцесловах: в Типиконе Великой ц. (IX–X вв., Mateos. Typicon. Т. 1. P. 224-225), в Петровом Синаксаре (XI в.) и др. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 32). Служба им неизвестна. В греч. афинской печатной Минее под 3 февр. по 6-й песне канона на утрене помещен ямбический стих (Θεβρουριος. Σ. 44). Иконография На миниатюре Минология Василия II представлена мученическая кончина святых (А. обезглавлен, Еввул - перед палачом), оба святых изображены средовеками, Еввул седовлас (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. P. 368). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описывает А. молодым человеком с округлой бородой, а Еввула юношей «с бородою, едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. Февраль. 3). Ист.: Eusebii. De martyribus Palestinae, 11//PG. 20. Col. 1511-1512; ActaSS. Martii. 1668. T. 1. P. 364. Лит.: SynCP. P. 440-441; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 10. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 207; Kaster G.//LCI. Bd. 5. Sp. 38. А. Ю. Виноградов, А. Ю. Никифорова, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/63604.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010