Сцена мученичества И. Б. реже, чем его единоличные изображения, встречается в минейных циклах. Так, в комплексе наиболее ранних известных лицевых миней - в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 258. К-поль, 976-1025 гг.) композиция более динамична, нежели в росписи храма мон-ря Панагии Сумелы: И. Б. упал на одно колено, в левую руку, ищущую опору на земле, вцепился лев. Второй зверь с др. стороны терзает бок святого, правая рука к-рого взметнулась вверх. Святительские одежды И. Б. залиты кровью. Архитектурный фон в виде округлой стены указывает на место происходящего - арену цирка; по сторонам - из окна башни и из-за горки видны головы наблюдающих. Сцена мученичества И. Б. представлена также на миниатюре в Минологии из Великой Лавры прп. Афанасия (Laur. D 51 (427). Fol. 170r, XI-XII вв.); в настенных минологиях ряда храмов (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия, 1348-1350; Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния, ок. 1386; св. Апостолов в Пече, Косово и Метохия, 1561). Единолично в рост И. Б. изображен, как правило, под 20 дек.: на миниатюрах (в Синаксаре Захарии Валашкертского (Кекел. А648. б/п. 1-я четв. XI в.); в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 272r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 91, 97 об., XV в.) - в обоих случаях в рост, седовласый, без залысин, с клиновидной бородой средней длины); в настенных минологиях в храмах (Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония, между 1334 и 1343; свт. Николая в Пелинове, Черногория, 1717-1718). Кроме того, под 29 янв. в ряде минологиев помещена сцена перенесения мощей И. Б.: на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 355), в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Охоп. Bodl. F. 1. Fol. 26v. Фессалоника, 1327-1340 гг.), в минее на янв. (Paris. gr. 1561. Fol. 116r - под 29 янв., XIII в.); в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове. Сцена мученичества как отдельный сюжет представлена и в иконописи, напр. на примитивного письма македон. иконе XVII-XVIII вв. из собрания Ф. П. Афанасьева (ГМИИ; см.: Поствизант. живопись: Иконы XV-XVIII вв. из собраний Москвы, Серг. Посада, Твери и Рязани. Кат. выст./Ред.: Л. М. Евсеева. Афины, 1995. С. 231. Кат. 104).

http://pravenc.ru/text/Игнатий ...

В искусстве Запада и Византии детали изображений К. могли отличаться. В рукописях и на фресках, созданных на Западе в раннем средневековье, К. мог не иметь головного убора: на фресках ц. Санта-Мария-Антиква в Риме (VIII-IX вв.), в миниатюрах Сакра паралелла (IX в., Paris. gr. 923), где святитель изображен в разных типах: погрудно (Fol. 13v, 36v, 76v, 139r, 170r, 256r, 295v, 330v, 348r, 390r), в медальонах (Fol. 20r, 49r, 122r, 131r, 186r, 196r, 208r, 209v, 222r, 237r, 289v, 375r, см.: Weitzman K. The Miniatures of the Sacra Parallel, Paris. gr. 923. Princeton, 1979. P. 223). В визант. искусстве XI-XII вв. встречаются варианты в расцветке и форме головного убора К.: как правило, на его голове белая шапочка-скуфья (М. Л. Матюшкина называет ее белой наметкой, см.: Матюшкина. 2001. С. 86), напоминающая головной покров егип. монахов (об особенностях этого типа одежды см.: Innem é e. 1992. P. 56-59, 148. Pl. 53),- миниатюра из Минология имп. Василия II, мозаика в жертвеннике кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.), миниатюры с образами отцов Церкви из Изборника Святослава (1073 г., ГИМ. Син. 1043. Л. 3) или из «Паноплии Догматика» (1110-1118 гг., Vat. gr. 666. Fol. 1v). На фресках «Служба св. отцов» она иногда сетчатая, с крупными ячейками, как в росписях ц. вмч. Георгия в Атени (кон. XI в.), Кирилловской ц. в Киеве (3-я четв. XII в.), бывает белая, как в Благовещенской ц. на Мячине (в Аркажах) близ Вел. Новгорода (1189) или в ц. Богоматери серб. мон-ря Студеница (1208/09), или это белый плат, подвязанный узлом под подбородком, как на круглом золотом медальоне с изображением, выполненным в технике перегородчатой эмали, в верхней части Золотого алтаря (Pala в соборе Сан-Марко в Венеции (ок. 1100) (см. также: Матюшкина. 2001. С. 86). Отличия касаются и формы бороды - узкой, темной, как на миниатюре из Изборника Святослава (1073) или на фресках Кирилловской ц. (посл. четв. XII в.); круглой, короткой и седой - на фреске Благовещенской ц. на Мячине. Обычное облачение К. в памятниках средневизант. периода - темная фелонь, белый омофор с крестами, белый плат-енхерион на правом боку под фелонью; на левой руке святитель держит кодекс, как на миниатюре из Минология имп. Василия II или на мозаике Осиос Лукас.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

B. Thorpe. L., 1844. Vol. 1. P. 556-577; Temple W. M. An Edition of the Old English Homilies Contained in B. M. MS. Cotton Vitellius C. V.: Diss. Edinb., 1952. P. 493-505). Повествование Эльфрика в основном следует Мученичеству К.; вероятно, агиограф использовал лат. легендарий (т. н. Cotton-Corpus Legendary), названный по рукописям из собрания Р. Коттона в Британской б-ке и из б-ки колледжа Тела Христова (Корпус-Кристи-колледж) в Кембридже, созданный ок. 1060 г. в Вустере. Этот свод агиографических сочинений был составлен скорее всего в Сев. Франции ( Zettel P. H. Saints " Lives in Old English: Latin Manuscripts and Vernacular Accounts: Ælfric//Peritia. 1982. Vol. 1. P. 17-37; Мученичество К.: Cantabr. Corp. Christ. Parker. 9. Fol. 170r - 173r). Также Эльфрик использовал, вероятно, Liber Pontificalis (рассказ о рукоположении К.) и Житие св. Дионисия, написанное Хильдуином, к-рое было положено в основу древнеангл. версии Мученичества Дионисия во 2-й серии «Католических проповедей» (Aelfric " s Lives of Saints/Ed. W. W. Skeat. L., 1900. Vol. 2. P. 168-191; см.: Lapidge. 1991. P. 257-258; Hill. 2001). Сведения о К. в ирл. источниках скудны, но они показывают, что в Ирландии были доступны как «Рекогниции», так и Мученичество К. Цитаты из «Рекогниций» и из послания К. ап. Иакову приведены в «Ирландском собрании канонов» (1-я четв. VIII в.- Collectio Canonum Hibernensis. 1. 14, 12. 12, 21. 7e, 21. 15a и др.). В соч. «Монастырь Таллахт» (1-я пол. IX в.; см. Кели Де ) запрет вступать в сношения с женщиной во время месячных обоснован авторитетом ап. Петра и ссылкой на «книги Климента» (The Monastery of Tallaght/Ed. E. J. Gwynn, W. J. Purton//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1911/1912. Vol. 29. P. 132). В стихотворном Мартирологе Оэнгуса под 23 нояб. упоминается о гибели К. в море и о подводной «обители», или «жилище», святого (adorthar a chathair fo thonnaib lir lethain). В глоссах к мартирологу (XII в.) объясняется, что «обитель» К. находилась на морском дне и была доступна лишь раз в году; далее вкратце изложена история чудесного спасения ребенка (Félire Óengusso Céli Dé.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

10.      Symeon, Expositio (fols. 283v-290v) Athens 2092 and Moscow 249 have a number of important characteristics in common. The contents are identical, as is their arrangement. In both, the table of contents lists the Hagioretic Tome before the Capita 150, but the order is reversed in the text itself. 186 Both list Synodal Tome 1341 in the table but give the text of Synodal Tome 1351 in the main body of the manuscript. In the middle of Apodictic Treatise 1 the same section of the text is missing. In Athens 2092 two and a half pages are left blank at this point (the amount of missing text fits this space exactly). The copyist of Moscow 249 may have thought this a waste of good paper, for he left only half a page blank (fol. 8v). The same brief note is appended to the title of Ep 1 Barlaam in both manuscripts. Just above the title for the Capita 150 there is the note: Τλος τν δογματικν λγων και ρχ τν κεφαλαων. This note occurs nowhere else apart from these two manuscripts. Between the Hagioretic Tome and the Synodal Tome Athens leaves three pages blank and Moscow 249 leaves one folio. The text of Scholarios in both breaks off at the same word, with Athens leaving three blank pages and Moscow one and a half pages. The conclusion should be clear: there is such a codicological similarity between the two manuscripts that one must be a copy of the other. Given the reduction of blank spaces in the Moscow manuscript, it is likely that this is the copy. The collation of the text of the Capita 150 in the two manuscripts removes all doubt: Moscow 249 is a direct copy of Athens 2092. Manuscripts Not Consulted 187 L=Mount Athos, Μον τς Μεγστης Λαρας, ms 1907 (Ω 95). 188 Eighteenth century, paper, 1464 pages, 200x140 mm. At some point a portion of the manuscript became detached and is now to be found in Urbana, Illinois, University Library, ms 2 (olim 882 C 685). This is a composite manuscript containing 14 folio groupings from independent manuscripts. Fols. 128r-170v belonged originally to Lavra 1907. They bear indications that the manuscript was originally prepared for publication. Fol. 129r gives the title of the publication (a lengthy title indicating in effect, «The Collected Works of St. Gregory Palamas»); fols. 131r-133v provide the preface and fols. 134r-136v, the table of contents. Fols. 137r-153v and 155r-170r bear Palamas» Letter to his Church from Captivity and Phakrases, Dialogue. These two works belong to pp. 1231–1264 and 1465–1495 of the original manuscript. 189

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

(11) Κα μετ τ ’ μν ’, περιτθησιν τ τραχλ ατς ποκτωθεν το μαφορου τ διακονικν ρριον, φρων μπροσθεν τς δο ρχς. (12) Κα ττε ν τ μβωνι στς λγει· ’ Πντων τν γων μνημονεσαντες ’, κτλ. (13) Μετ τ μεταλαβεν ατν το γου σματος κα το τιμου αματος, πιδδωσιν ατ ρχιεπσκοπος τ γιον ποτριον, περ δεχομνη, ποτθεται ν τ γ τραπξ. (Л. 169v) Молитва на хиротонию диакониссы После освящения Святых Даров и по отверстии [царских] врат, прежде чем диакон скажет: «Вся святыя…», приводится готовящаяся принять хиротонию (Л. 170r), к архиерею, который возглашает: «Божественная благодать…» И когда она преклонит главу, возлагает на ее голову руку и, сотворив три крестных знамения, молится следующим образом: «Боже Святый и Всесильный, рождением от Девы по плоти Единородного Твоего Сына и Бога нашего освятивший женский пол и не только мужам, но и женам даровавший благодать и сошествие Святого Твоего Духа, — Сам и ныне, Господи, призри на рабу Твою сию и (Л. 170v) призови ее на дело служения Твоего и ниспошли ей обильный дар Святого Твоего Духа, сохраняя ее в православной вере, в непорочном поведении во всем выполняющей свое [литургическое] служение, благоугождая Тебе. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь…» и прочее… И после «аминь» один из диаконов молится таким образом: «Миром Господу помолимся», «О свышнем мире», «О мире всего мира», «Об архиепископе нашем (имярек), о священстве, помощи, пребывании, (Л. 171r) мире и о спасении его и о деле рук его», «О ныне хиротонисуемой во диакониссу и о спасении ее», «Дабы человеколюбец Бог наш даровал ей нескверное и непорочное служение, Господу [помолимся]», «О благочестивейшем и богохранимом императоре нашем». И пока диакон произносит эту молитву, архиепископ, держа подобным образом руку на голове хиротонисуемой, молится: «Владыко, Господи, не отвергающий женщин, посвящающих [Тебе] себя и должным образом желающих служить в святых Твоих домах (Л. 171v), но принимающий их в чин служителей, даруй Благодать Святого Твоего Духа и этой рабе Твоей, желающей посвятить себя Тебе и исполнять обязанности [диаконского] служения, как Ты дал Благодать служения Твоего Фиве, которую Ты призвал на дело служения; удостой ее, Боже, неосужденно быть преданной святым Твоим храмам, заботясь о своем образе жизни, в первую очередь о целомудрии, и сотвори совершенной рабу Твою (Л. 172r), дабы она, представ пред Престолом Христа Твоего, получила достойную награду за свою праведную жизнь. Милостию и человеколюбием Единородного Твоего Сына» и прочее».

http://azbyka.ru/drevnie-chiny-rukopoloz...