925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ПЕТР АФОНСКИЙ (IX в.), почитается как первый отшельник и основатель монашества на Афоне, прп. (пам. 12 июня и в Соборе Афонских преподобных) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЗАВУЛОН И СОСАННА (III - нач. IV в.), родители просветительницы Грузии равноап. Нины, преподобные (пам. 20 мая) Каппадокийские ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН мон. Иверского мон-ря (Ивирон) на Афоне, груз. книжник, каллиграф (кон. X - нач. XI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 31 июля) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы

http://pravenc.ru/text/164429.html

207-214 214-215 КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА Никифорович Петриченко (1869-1937), свящ. , сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 215-216 КОСМА ((Кузьма) Трофимович Вязников (в монашестве Кирилл); 1873-1930), иером., прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА (Магда Павел Степанович; 1904-0937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 216-217 КОСМА († 1679), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский 217-221 221-222 КОСМА III (II) († 1736), 3-й патриарх К-польский (1714-1716), 2-й патриарх Александрийский (1712-1714, с 1723) 222-223 223-224 224-225 КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 225-226 КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) 226-250 КОСМА И ДАМИАН бессребреники Аравийские (пам. 17 окт.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Асийские (пам. 1 нояб.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Римские (пам. 1 июля) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) 250-252 252-253 253-261 261-263 263-264 КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ [Новый, Афонский, Албанский] (1714-1779), равноап. (пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер 264-269 КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме)

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

Н. В. Герасименко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)

http://pravenc.ru/text/Афанасию ...

Разнообразны христианские подвиги, но есть в них единство. Среди подвижников везде мы видим, с одной стороны, представителей уединения и созерцательной жизни, а с другой стороны – представителей общежития и деятельного начала. Два таких направления рядом идут от времен апостольских и по нынешнее время. Вот образцы. Среди ближайших последователей Христовых мы видим созерцательного ап. Иоанна и деятельного ап. Петра, – созерцательную Марию и деятельную Марфу. Среди первых подвижников египетских мы видим основоположников строгого отшельничества Павла Фивейского (пам. 15 января) и Антония Великого (пам. 17 января), а также, так называемого, начальника общих житий иноческих Пахомия Великого (пам. 15 мая). Из трех святителей вселенских Григорий Богослов (пам. 25 января) был созерцательного склада, а Василий Великий (пам. 1 января) и Иоанн Златоуст (пам. 13 ноября) деятельного. Из святых братьев просветителей славян Кирилл (пам. 14 февраля) был созерцательного, а Мефодий (пам. 6 апреля) деятельного направления. В нашей отечественной церкви из Киево-Печерских подвижников препод. Антоний (пам. 10 июля) был строгим отшельником, а препод. Феодосий (пам. 3 мая) является начальником общих житий. Из Соловецких подвижников препод. Савватий (пам. 27 сентября) был созерцательного направления, а препод. Зосима (пам. 17 апреля) деятельного. Когда возникли в конце XV века споры о том, подобает ли владеть монастырям земельными вотчинами, то во главе противников владения был великий отшельник препод. Нил Сорский (пам. 7 мая), а во главе защитников владения был краса общежития препод. Иосиф Волоцкий (пам. 9 сентября). Из прославленных Господом святителей и подвижников ближайшего к нам времени представителями созерцательного направления являются святые Митрофан Воронежский (пам. 23 ноября) и Серафим Саровский (пам. 19 июля); представителями деятельного направления являются святители Димитрий Ростовский (пам. 21 сентября), Тихон Задонский (пам. 13 августа) и Иоасаф Белгородский (пам. 4 сентября). Из подвижников веры и благочестия нашего времени не прославленных, но всеми весьма чтимых, высокими представителями несомненно являются: в направлении созерцательном преосвященные Игнатий Брянчанинов († 1867 г.) и Феофан Вышинский († 1894 г.), а в направлении деятельном старец о. Амвросий Оптинский († 1891 г.) и протоиерей о. Иоанн Кронштадтский († 1908 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Митрополит Макарий и его святые современники Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Редакция поздравляет архимандрита Макария с награждением его орденом св. благоверного князя Даниила На стыке Синодального периода (1700–1917) и современного периода истории Русской Церкви во время работы Поместного Собора Российской Православной Церкви (1917–1918) были канонизированы два святителя: митрополит Астраханский Иосиф (†1671; пам. 11 мая) и епископ Софроний Иркутский (†1771; пам. 30 марта). 70 лет спустя, при Патриархе Пимене, в июне 1988 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось историческое торжество — празднование Тысячелетия Крещения Руси. На нем был канонизирован лик русских святых: благоверный князь Димитрий Донской (†1389; пам. 11 мая), преподобный Андрей Иконописец (XV в.; пам. 4 июля), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 июля), Митрополит Московский Макарий (†1563; пам. 30 декабря), преподобный Паисий Молдовлахийский (†1794; пам. 15 ноября), блаженная Ксения Христа ради юродивая Петербургская (XIX в.; пам. 24 января), святители Игнатий Кавказский (†1867; пам. 30 апреля) и Феофан Затворник (†1894; пам. 10 января) и преподобный Амвросий Оптинский (†1891; пам. 10 октября) 1 . Собор новопрославленных святых охватывает почти шестивековой период нашего бытия. Среди них мы видим главу Церкви и государства, богословов-иерархов-молитвенников, преподобных подвижников. Женская святость представлена тяжелейшим подвигом юродства во Христе. Одновременно на Соборе было принято решение: “Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия…”. Год спустя, во время празднования 400-летия учреждения Патриаршества на Руси, на архиерейском Соборе были канонизированы Московские Патриархи Иов (†1607; пам. 19 июня) и Тихон (†1925; пам. 25 марта). При избрании ныне здравствующего главы нашей Церкви — Патриарха Алексия II — был прославлен праведный Иоанн Кронштадтский (†1908; пам. 20 декабря). А 4 апреля сего года в Успенском соборе Московского Кремля во время Божественной Литургии были причислены к лику святых родители преподобного Сергия Радонежского — преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария (†1337; пам. 28 сентября); митрополит Киевский и Галицкий Владимир (†1918; пам. 25 января.); митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (†1922; пам. 13 августа) и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий, Ю. П. Новицкий и И. М. Ковшаров, а также великая княгиня Елизавета Феодоровна (†1918; пам. 4 июля) и инокиня Варвара.

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-i-e...

Paderborn, 2009; Menke K.-H. Sakramentalität: Wesen und Wunde des Katholizismus. Regensburg, 2012; Католицизм: pro et contra. СПб., 2013. Е. А. Пилипенко Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315 - 403), еп. г. Констанции, отец и учитель Церкви, богослов-полемист, ересеолог, свт. (пам. 12 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) КИРИЛЛ (375-380 - 444), архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, святитель (пам. 18 янв. (совместно со свт. Афанасием I Великим), 9 июня) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви

http://pravenc.ru/text/1683907.html

После этого указано было возглашать вечную память исповедникам, мученикам и пострадавшим за иконопочитание в VIII и IX веках, именно: Стефану Новому, преподобномученику и исповеднику ( † 767, пам. 28 ноября), Евфимию ( † 840, пам. 26 декабря), Феофилу (VIII в., пам. 10 октября), Емелиану ( † 815820, пам. 8 августа), приснопамятным исповедникам, потом Феофилакту ( † 842845, пам. 8 марта), Петру (IX в., пам. 9 октября), Михаилу ( † 821, пам. 23 мая) и Иосифу ( † 830, пам. 26 января); также Иоанну ( † ок. 780, пам. 4 декабря), Николаю ( † 868, пам. 4 февраля), Георгию ( † 813820, пам. 19 апреля), треблаженным исповедникам и архиепископам, и всем единомудрствующим им епископам. Затем особо: Феодору, всепреподобнейшему игумену Студийскому ( † 826, пам. 11 ноября), также Исаакию Чудотворцу (пам. 21 сентября) и Иоанникию пророчествующему ( † 846, пам. 4 ноября), после этого каждому особо: Илариону, преподобнейшему игумену Далматскому ( † 845, пам. 6 июня), Симеону, преподобнейшему столпнику( † 596, пам. 24 мая), и Феофану, преподобнейшему игумену ( † 818, пам. 12 марта). За пением вечной памяти следовали анафематствования. Им предшествовало заявление, что их на себя налагают сами анафематствуемые, именно: «На нас, ревнителей благочестия отцев, переходят их благословения отеческие. Проклятия же получают отцеубийцы и презрители Господних заповедей. Мы им изрекаем проклятие (клятву), которую они сами наложили на себя». Анафематствования чина Православия были, как мы сказали, противопоставлены анафематствованиям иконоборческого собора. Иконоборцы, не желая понять оснований, по которым Православная Церковь чтит иконы, ни того, в чем состоит ее истинное поклонение иконам, придумали сами к тому свои основания и вследствие почитания православными икон причисляли их к разным еретикам. При этом они обнаружили неправое понимание догматов православной веры. Они преткнулись разумением догмата о воплощении Сына Божия. При ложном понятии о принятой Богом Словом плоти они сливали с неописуемым естеством Бога Слова описуемую и воспринятую Им плоть, 79 что выражалось в словах их, что Он (Бог Слово) и по воплощении неописуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заметки по русской агиологии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 23 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 9, 1996 Преподобный Серапион Кожеезерский В Священном Писании есть такие слова: “Теперь восхвалим славных мужей и отцов нашего рода: много славного Господь являл чрез них, величие Свое от века” (Сир 44:1–2). “Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их” (1 Пет 3:12; ср. Пс 33:16). Святые угодники — это “соль земли” (Мф 5:13), которая своими трудами и молитвами осоляла и осоляет весь мир. Святая Русь прославилась множеством подвижников и явлением чудотворных икон. Интересно, что на ниве Русского Православия трудились также святые различных национальностей. Русь приняла свою веру из Византии, став ее достойной преемницей. И на Руси спасались подвижники нашей Матери-Церкви 1 . Это были преподобный Лазарь Мурманский (†1391; пам. 8 мар.), преподобный Кассиан Грек Угличский (†1504; пам. 2 окт.), преподобный Максим Грек (†1556; пам. 21 янв.). Среди русских святых мы видим также выходцев из западных стран: дочь шведского короля Олафа благоверную Анну Новгородскую (†1056; пам. 10 февр.), супругу князя Ярослава Мудрого, а также преподобного Антония Римлянина (†1147; пам. 3 авг.), блаженного Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского (†1303; пам. 8 июля), блаженного Исидора Твердислова Ростовского (†1474; пам. 14 мая), блаженного Иоанна Власатого Ростовского (†1580; пам. 3 сент.) 2 , преподобного Макария Римлянина, Новгородского чудотворца (XVI в., пам. 19 янв.). На Руси подвизались также выходцы из славянских народов: из моравских пределов прибыл святой Меркурий Смоленский (†1238; пам. 24 ноябр.), а с Афона — сербский инок преподобный Савва Крыпецкий (†1495; пам. 28 авг.). Венграми были преподобный Моисей Угрин Киевопечерский († ок. 1043; пам. 26 июля) и преподобный Ефрем Новоторжский (†1053; пам. 28 янв.). Русская земля вынесла монголо-татарское иго, покорив затем татарские ханства. Московским князьям приходили служить татарские царевичи. Известны также русские святые татарской национальности: благоверный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец (†1290; пам. 30 июня). Потомком татарского баскака был преподобный Пафнутий Боровский (†1477; пам. 1 мая) 3 . В 1552 г. в Казани пострадали два новокрещенных татарина Петр и Стефан (пам. 24 марта) 4 . Менее известно имя преподобного Серапиона Кожеезерского (†1611; пам. 27 июня).

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

Появление престола с посвящением во имя М., как правило, было связано с небесным покровительством ктитора: ц. во имя М. в муж. Успенском Бахчисарайском скальном мон-ре (1879), часовня в с. Дуэ на о-ве Сахалин (1876, утрачена). Ист.: Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 87, 88. Лит.: София Киевская: Гос. архит.-ист. музей-заповедник/Сост.: Г. Н. Логвин. К., 1971. Ил. 33-34, 53, 67; Попова О. С. Рус. книжная миниатюра XI-XV вв.//ДРИ. М., 1983. Рукописная книга. Сб. 3. С. 9-74; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв./Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 1996. Кат. 77, 79. С. 321-326, 328. М. А. Маханько Рубрики: Ключевые слова: МАТФЕЙ ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.) ЛУКА апостол от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), автор Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая)

http://pravenc.ru/text/2562164.html

В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 45, кон. XV в.) образ К. близок к описанию в Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733): «Не стар, кудряв, с длинной, раздвоенной бородой» (Ерминия ДФ. С. 162. 63). Именно так он изображен и (погрудно) в соборе Св. Софии в Киеве (30-е - 40-е гг. XI в.). Лит.: Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Homilies of Gregory Nazianzenus. Princeton (N. J.), 1969. P. 40-41. (Studies in Manuscript Illumination; 6); LCI. Bd. 6. S. 10-12; Евсеева. Афонская книга. С. 195. И. А. Орецкая Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) КЛИМЕНТ (I - нач. II в.), епископ Римский, один из мужей апостольских, сщмч. (пам. 25 нояб., 15 дек.- в Соборе Крымских святых; пам. зап. 23 нояб.) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИРИАК (362/3), еп. Иерусалимский, сщмч. (пам. 28 окт.; пам. визант. 28 окт., 31 марта, 14 апр.; пам. зап. 1, 4 мая) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта)

http://pravenc.ru/text/1684710.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010