V. Недвижимости, поступившие в заведывание Императорского Православного Палестинского Общества не от бывшей Палестинской Комиссии 19. Документы на участок на Масличной горе, на котором построены на средства Императорской Семьи странноприимница и храм во имя Св. Марии Магдалины, в память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны. Размеры согласно плану – 10.112 кв. м (в описи выставлено ошибочно 11.960 кв. м). Приблизительная стоимость (вместе с постройками) 402.260 фр. 20 и 21. Два документа на два участка в дер. Бейт-Джала, близ Вифлеема. На них находятся дома для русской школы и для служащих. Размеры обоих по описи – 9.000 кв. м, а по расчёту г. Хитрово – 14.640 кв. м. Приблизительная стоимость (вместе с постройками) – 157.800 фр. Участок 16 навсегда освобождён от уплаты недоимок, а также налогов или податей в будущем. Но участки 26 и 27 освобождены только от уплаты недоимок. Что же касается налогов или податей, то за них неизбежно надо ежегодно платить 200 пиастров (=45 1/8 фр.), внося их Турецкому Правительству чрез Генеральное Консульство. VI. Недвижимость, принадлежащая Императорскому Правительству вследствие заявления г. Статс-Секретаря Мансурова 22. Участок этот, смежный с участком под 6, находится на Мамилле, близ больших русских построек. Размеры – 3.677 кв. м. Приблизительная стоимость – 33.000 фр. Он освобождён навсегда от уплаты недоимок, а также налогов и податей в будущем. Самое удобное, что можно было бы с ним сделать, – это передать его в заведывание Императорского Православного Палестинского Общества, испросив на это Высочайший Указ, так как г. Мансуров письмом на имя г. Министра Иностранных Дел от 6 февраля 1896 года заявил о его принадлежности Правительству. Таким образом, на сей раз Императорское Посольство перевело на имя Правительства 168.647,78 кв. м приблизительно стоимостью в 5.820.000 франков с ежегодною платою 81 фр. Вышеизложенные подлинники надо, по моему мнению, передать на хранение тем Центральным Управлениям, в ведении коих состоят или будут состоять упомянутые недвижимости с просьбою сообщить о размере ежегодной платы своим представителям на месте и прибавить, что о произведённых по этому делу расходах им будет сообщено по сведении всех счетов и что для Посольства и для Генерального Консульства в Иерусалиме с этих документов сделаны списки и переводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По необходимости вполне доверяясь указаниям и руководству последних, они принимали на веру и передавали в своих «Хождениях» как положительный факт все, что те им ни сообщали. «Не возможно бо без вожа ходити и без языка добре испытати и видети всех тех святых мест», замечает игумен Даниил. Понимая, как важно иметь хороших проводников, последний ничего не жалел, чтобы добыть сведущих лиц. «И что у себе имея в руку моею худого моего добытка, и от того всем подавах, ведушим добре вся святая места в гради и вне града (Иерусалима), да Быша мне указали все добре, якоже и бысть. И пригоди ми Бог налести в лавре святаго Савы ту мужа свята и стара деньми и книжьна велми, и тому святому мужу вложи в сердце Бог любити мя велми худаго, и той ми указа добре вся места святая, иже суть в Иерусалиме, и по всей земли той поводи мя добре… И трудися со мною любве ради». 677 Видно, что святыни и вообще достопримечательности Иерусалима и Царьграда были открыты и доступны далеко не всем: удовольствие везде быть и все видеть покупалось не дешевою ценою. «Скупой и убогий», по словам Стефана Новгородца, «не могли ни видеть, ни целовать ни единого святого, разве на праздник которого святого будет». Но зато те из наших паломников, которые, подобно игум. Даниилу, обладали материальным достатком, были более образованы и опытны в деле путешествий, не только сами видели святыни и памятники православного востока, но и сумели описать их на уведение своих современников и на память отдаленным потомкам. Их «хождения или путешествия», не смотря на неизбежные в трудах подобного рода неточности и явные погрешности, сослужили великую службу русским людям и науке, достойным образом в настоящее время оценившей их. В западной литературе не раз высказывалась мысль, что средневековые пилигримы, спускавшиеся в римские катакомбы, дол- —88— гое время служили единственными указателями пути в эти священные подземелья и были первыми деятелями на поприще изучения памятников древнехристианского искусства в местах их первоначального нахождения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

668. Кто и как носит Св. Дары больным? Святые Дары носит больным священник, а именно в особой дароносице, которую он несет на груди. 669. Как называется хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово? Хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово, называется «просфора», что значит по-гречески приношение или жертвенный дар. 670. Освящается ли и пресуществляется в Тело Христово целая просфора? Целая просфора не освящается и не пресуществляется в Тело Христово, а только ее средняя четырехгранная часть, которая для этой цели вынимается из просфоры. 671. Чем бывает снабжена эта средняя часть, вынимаемая из просфоры? Эта средняя часть, вынимаемая из просфоры, бывает снабжена печатью. 672. Как называется эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы? Эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы, называется «Агнцем». 673. Почему эта часть просфоры называется «Агнцем»? Эта часть просфоры называется «Агнцем» потому, что освящается и пресуществляется в Тело Господа Иисуса Христа, Который, как Агнец Божий, снимающий грехи мира, принес Себя в жертву для нашего спасения. 674. Какою печатью снабжен Агнец просфоры? Агнец просфоры снабжен печатью с изображением креста и греческой надписью «ИИСУС ХРИСТОС НИКА» т. е. «Иисус Христос побеждает». 675. Когда делается оттиск этой печати на просфоре? Оттиск этой печати делается на просфоре еще перед печением просфоры. 676. Почему в вино, при приготовлении Св. Даров, прибавляется немного воды? В вино, при приготовлении Св. Даров, прибавляется немного воды потому, что: 1) Господь Иисус Христос во время Тайной Вечери пользовался вином, смешанным с водой, а по Его примеру так делали и апостолы; 2) Таинство Евхаристии было установлено также в память страданий и смерти Иисуса Христа, а как известно, из Его прободенного ребра текла кровь и вода ( Ин.19:34 ). 677. Что требуется от желающего приступить к Святому Причащению? От желающего приступить к Святому Причащению требуется:

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Зная крайнюю неблагодарность их (евреев), зная, как легко забывают они благодеяния Божии, заботясь поэтому о том, чтобы они постоянно помнили оказанные им благодеяния, Он устроил так, чтобы они сохраняли память (о них) через такие установления (или – обычаи 674 ); это можно найти во всем Писании. Причиной большей части установлений служит особенно то намерение, чтобы последующие поколения непрестанно размышляли о Божиих благодеяниях и чтобы через забвение о них не возвращались снова к своим заблуждениям, что было очень обыкновенно в народе иудейском. Этот народ, так часто показывавший свою неблагодарность за самые благодеяния, тем скорее, без таких установлений, мог, выкинуть из своего ума все, что сделано для него Богом. Но посмотрим однако, как происходила встреча Иакова с братом его. Так как он из совершившихся событий почерпнул довольно утешения и получил обетование, что будет силен и крепок с людьми, то, «воззрев, – сказано, – виде: и се, Исав брат его..., и четыриста мужей с ним. И раздели Иаков дети Лии и Рахили и двум рабыням. И постави 675 обе рабыни и сыны их в первых. Лию же и дети ее позади: а Рахиль и Иосифа в последних. Сам же изыде первее пред ними: и поклонися до земли седмижды, Дóндеже приближися к брату своему» ( Быт.33:1–3 ). Смотри, как, сделав разделение, он сам, прежде всех идет на встречу. «И поклонися до земли седмижды, Дóндеже приближися к брату» своему, привлекая благосклонность к себе брата и видом, и поклонением. Так и случилось; «притекши бо, – сказано, – Исав... и объем его, облобыза и припаде на выю его 676 : и плакастася оба» ( Быт.33:4 ). Обрати внимание на то, как силой смиренномудрия покорил он брата, и в том, кто, по его мнению, питал к нему враждебные чувства, нашел столько кротости, что тот со своей стороны готов был оказать ему всякую услугу. Он сказал: «Суть мне многа, брате: да будут тебе твоя» ( Быт.33:9 ). Однако же Иаков не остановился на этом, но желая показать, как много заботится о его расположения к себе, говорит: «Аще обретох благодать пред тобою, прими дары от руку моею 677 : сего ради видех лице твое, яко бы аще кто видел лице Божие» ( Быт.33:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Завершая перечень городов, разрушенных по его приказу, Синаххериб писал: «Я их взял и разграбил, я на них напал, как ураган, я их обратил в пепел... на их месте я создал пустыню и кучи развалин; я опустошил вражескую страну так, как её могла бы опустошить только огненная метла... Мои трофеи плавали в крови, как в реке, мои колесницы давили людей и животных и терзали ещё трепетавшие члены врагов. Я воздвиг себе пирамиды из убитых мною врагов; всем тем, кто падал и сдавался, я велел отрубать руки». Завоёванный город отдавали обыкновенно на разграбление войску и потом поджигали. В память о победе ставили каменный столб с надписью. Уцелевших жителей уводили в плен ( 4Цар.15:29. 17:6 ), а их место замещали переселенцами из далёких стран ( 4Цар.17:24 ). Когда после длительной осады в 689 году ассирийцами был взят Вавилон, то царь Синаххериб приказал увезти статую бога Мардука в Ассирию, а город снести с лица земли. Жители Вавилона были частью казнены, а частью выселены в различные области Ассирийской державы. Так Ассирия всегда поступала со столицами государств, против которых она воевала со времён Тиглатпаласара III (745–727). Так был уничтожен Дамаск в 732 г., Самария в 721 г., Муссаир в 714 г., Сидон в 677 г., Мемфис в 671 г., Фивы в 663 г., Сузы в 639 г. до Р.Х. Из столиц государств, находившихся в пределах досягаемости Ассирии, уцелели лишь Тир и Иерусалим с.225]. Ассирийские цари все свои победы и завоевания неизменно приписывали Ашшуру (Ашшур – верховный бог и владыка Ассирии. Его именем ассирийцы назвали свой народ, свою землю и свою первую столицу), отождествляя себя таким образом со своим национальным богом: «Величие Ашшура, Господа моего, сокрушило их; они пришли, облобызали ноги мои». На изваяниях, изображающих сцены из жизни монарха – бог Ашшур является как бы парящим над его головою. Поза бога всегда соответствует характеру обстановки, среди которой он является, охраняя и освящая личность царя. Если идёт битва – Ашшур натягивает лук перед царём и стрела, пускаемая им в неприятеля, явственно означает его гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

630-631 631-634 МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в. - нач. марта 1609), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии 634-640 МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. 640-642 642-643 643-646 646-648 648-652 МИХАИЛ (Семёнов Павел Васильевич; июнь 1873 или 1874 - 1916), писатель, публицист, еп. Канадский Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви) 652-659 МИХАИЛ (Темнорусов Павел Михайлович; 1854-1912), архиеп. Минский и Туровский, церковно-общественный деятель 659-663 663-666 666-669 МИХАИЛ I КИРУЛАРИЙ (нач. XI в.- 1059), патриарх К-польский (с 25 марта 1043 по 2 нояб. 1058), один из крупнейших церковно-политических деятелей в истории Византии 669-672 МИХАИЛ III АНХИАЛ [Анхиалец, из Анхиала], патриарх К-польский (янв. 1170 - март 1178), визант. богослов, ученый 672-674 674-675 676-677 676-677 677-678 678-679 679-680 680-681 681-682 МИХАИЛ VI [Михаил ас-Саббаг аль-Хамави] (ок. 1505 - 1592 (?)), патриарх Антиохийский (1576/77-1583/84) 682-683 МИХАИЛ I еп. Картли (Мцхетский) (50-е - кон. 60-х гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви 683-684 684-685 685-686 686-687 687-690 690-691 691-692 692-693 693-694 694-697 МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-399), вел. кн. Тверской (1365-1399, с перерывами), блгв. кн. (пам. 26 авг.; в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 697-701 МИХАИЛ АСТРАПА И ЕВТИХИЙ средневек. художники, создавшие неск. фресковых ансамблей на территории Македонии и Сербии 701-703 702-703 МИХАИЛ БРЕЙК [Бурейк, Барик; ад-Димашки ] (нач. XVIII в. - после 1781), свящ., правосл. араб. летописец 703-704 704-705 705-706 МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (не ранее 1180 - 124), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе святых Брянской митрополии, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246) 706-725 МИХАИЛ ГАРЕДЖЕЛИ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. в ст. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар и Симон Гареджийские

http://pravenc.ru/vol/XLV.html

Житие и подвизи и отчасти чудес исповедание Преп. отца нашего Александра игумена Куштского чудотворца, л. 516 – 539 об. Нач. «Прииде некогда на Каменной монастырь ко игумену Дионисию юноша именем Алексий, от града нарицаемого Вологды.» Чудеса Преп. Александра Куштского (35 чудес), л. 526 об. В 10-й день и Мая в 4-й день страсть и мучение св. славного священномученика Еразма Епископа, мучену ему во граде Фирмиасе л. 540–551 об. Нач. «Во Антиохийсте граде бысть смущение христианом от Диоклитиана царя.» В 11-й день. Обхождение и мучение св. Апостола Варнавы , л. 552–559 об. Нач. «Понеже убо от схода Спаса нашего Иисуса Христа пришествия.» В той же день слово похвальное Иосифа смиренного инока св. Апостолу Варфоломею, л. 560–567 об. Нач. «Иже настоящее собравши сословие и радостотворное се уяснивый торжество.» Слово похвальное свв. Апостолам Варфоломею и Варнаве, л. 568–575. Нач. «Наста убо днесь, о празднолюбцы, священная память божественных Апостол Варфоломея же и Варнавы.» Слово о Житии отца Пануфия, л. 576–581 об. Нач. «Некоего от отец видехом отца Пануфия, мужа всякими добродетельми украшена суща.» В 12-й день. Житие и жизнь Преп. Пануфия пустынного, написано от Пафнутия мниха и отшельника, л. 582–607 об. Нач. «Во един от дний потщание сотворихом идти во внутреннюю пустыню.» В той же день слово похвально и пользы исполнено душевныя и воспомяновение подвиг великих достохвального Преп. Онуфрия Великого Египетския пустыни жителя, прочитаемо днесь на святую память его, л. 610–623. Нач. «Благословен Бог Отец, Вседержитель, Творец небу и земли.» В той же день житие и подвиги святого Петра Афонского, л. 624–651 об. Нач. «Еже святых жития и яже тех боголюбезную жизнь.» Память Преп. Петра, иже во Афонстей горе постившегося, л. 652–658. Нач. «Петр, иже во блаженней памяти, от воеводска сана быв.» В 14-й день. Память и житие св. Пророка Елисея, л. 660–665 об. Нач. «Елисей Божий пророк. Той бе от Авелмуфы, от земли Рувимля, и о сем бысть чудно.» В 15-й день. Мучение блаженных мученик Вита, Модеста и Крестанция, л. 666–677 об. Нач. «Во время Диоклитиана и Антония зловерныма царема.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Помимо содержащихся в совр. Октоихе, известны и др. К., составленные Космой Маюмским (см.: Δετορκης Θ. Κοσμς Μελωδς. Βος κα ργον. Θεσσαλονκη, 1979. Σ. 197-198) и др. гимнографами, напр. Василием . Согласно совр. Типикону, на воскресной утрене К. поется на 3, если память Минеи не имеет праздничного знака (Типикон. Ч. 1. С. 22-23). Если на воскресенье выпадает память шестеричного, славословного или полиелейного святого, то К. поется на 2 (Там же. С. 31, 33); при бденном святом К. вовсе опускается (Там же. С. 29). Также К. не поется, если отмечается память 2 святых (см.: Скабалланович. 2008 2. С. 679-680). В подготовительные недели (т. е. воскресенья) Великого поста , если служба не осложняется ни пред-/попразднством, ни отданием двунадесятого праздника и не празднуется полиелейный святой, то К. поется на 2; в противном случае К. отменяется (см.: Розанов. Устав. С. 404-405). Такой же устав действует и в 1-ю неделю Великого поста (Типикон. Ч. 2. С. 859); в остальные воскресенья периода пения Триоди до Всех святых недели К. не поется. Лит.: Лебедев П. Я. Наука о богослужении Православной Церкви. М., 1895. Ч. 1. С. 60; Никольский. Устав. С. 307-308; Hannick Chr. Le texte de l " Oktoechos//Dimanche: Office selon les huit tons. Chevetogne, 1972. P. 37-60. (La prière des églises de rite byzantin; 3); Τωμαδκης Ε. Ι. Καννες τς Παρακλητικς//ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 253-257; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 162-164; Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. М., 2008 2. С. 677-686; Крашенинникова О. А. Ранневизант. и слав. источники по истории формирования слав. Октоиха IX-X вв.// Она же. Древнеслав. Октоих св. Климента, архиеп. Охридского. М., 2006. С. 290-382. Е. Е. М. Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст. время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением

http://pravenc.ru/text/2459031.html

quintum quoque concilium pariter veneror (Epist. 25, lib. 1, in Opp. Т. II, p. 515, ed. Maur.). 677 Concil. Chalcedon. Epist. ad papam Leonem. Vid. in Actis post finem III actionis; также Concil. II Constantinopol. coll. octav., in tom. V concil., pag. 563. 679 Память первого вселенского Собора празднуется в 7-ю неделю по Пасхе; память шести первых вселенских соборов – 16 июля; память седьмого вселенского Собора – 11 октября. 683 Чин избрания и рукоположения Епископов, л. 12, изд. 1825. Вопросы, обыкновенно предлагаемые касательно вселенских Соборов, суть следующие: 1) Кто имеет право созывать их? 2) Кто имеет на них определительную власть и силу? 3) Какие существенные условия правильно или законно составленного вселенского Собора? 4) Сколько должно признавать вселенских Соборов? 5) В чём собственно они непогрешимы? И 6) Какую важность имеют их непогрешимые определения, равную ли св. Писанию или низшую? Одни из этих вопросов (и даже все, более или менее) могут быть решены на основании сказанного нами; другие относятся к науке канонического Права; для решения некоторых можно указать на обстоятельные ответы Стефана Яворского в Камне веры ч. III, стр. 59. 689 «Поликарп, приведём еще слова св. Иринея, был не только ученик Апостольский и муж, обращавшийся со многими из тех, кои видели нашего Господа, но и Апостолами был поставлен Епископом Смирнской церкви. И я в молодости знал его: ибо он жил долго, и в глубокой старости кончил жизнь славным мученичеством. Он учил тому, чему сам научился от Апостолов, что и предал Церкви, и всё то истинно. О сём свидетельствуют все Азийские церкви и все те, кои преемствовали Поликарпу даже доныне». Contra haeres. lib. III, cap. 3. 700 «Вот мы показали, говорит он, как это учение передаваемо было от Отцов к Отцам, как бы из рук в руки». De Synod. Nicen. decret. n. 27. 702 «Мы написали, говорит он, книгу против Нестория, везде последуя определениям св. Отцов». Epist. ad Successum. 703 См., например, его разговоры между Еранистом и православным, в Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (XVI в.), прп. (память в Соборе Новгородских святых - в 3-ю неделю по Пятидесятнице), Важский, игум. архангельского Варлаамиева Важского во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря . Источником кратких сведений о П. является Житие прп. Варлаама Важского, основателя монастыря Иоанна Богослова, составленное иером. Ионой из Антониева Сийского мон-ря в 1589 г., спустя более 100 лет после преставления прп. Варлаама. В основе Жития - местные монастырские предания ( Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 163; Дмитриев. 1988. С. 429; Рыжова. 2000. С. 70). Иона оказался в обители Иоанна Богослова по поручению братии своего мон-ря, а игумен Иоанновского мон-ря Даниил (1589, 1596) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 829) попросил его записать свидетельства о святом и его чудеса (РГБ. Унд. 291. Л. 37 об.- 39; кон. XVI - нач. XVII в.). П. упоминается в Житии, в рассказе о том, как прп. Варлаам, явившись, приказал П. всегда давать милостыню в день его памяти - 19 июня («О явлении святаго Варлама, а како явися на память свою игумену Паисеи з братиею и прещаше им о недании милостыня во время глада» (РГБ. Унд. 291)). Описание этого чуда содержится во всех 19 списках первоначальной Основной редакции Жития Варлаама Важского: ИРЛИ. Кол. Гемп. 1, XVII в.; БАН. Арханг. Древлехран. 235, XVII в.; 351, XVII в.; 408, XVII в.; РНБ. Погод. 702, XVII в.; 703, XVII в.; РГИА. Син. 3922, XVII в.; РГБ. Егор. 297; Унд. 291, XVII в.; Троиц. I. 677, XVII в.; Муз. 6059; Собр. Прянишникова. 47, XVIII в.; Никиф. 337, XVII в.; Собр. Единичных поступл. ОР. 427; ГИМ. Увар. 386, XVII в.; 781, XVII в.; Син. 619, XVII в.; Забел. 508, XVII в.; Муз. 2208, XVIII в. и в более поздних переработках памятника ( Рыжова. 2005. С. 616, 626). Все чудеса Основной редакции, в т. ч. и находящееся в ИРЛИ, не датированы. В тексте есть указание на то, что явление прп. Варлаама произошло в ночь накануне дня празднования его памяти: «Приспе абие память чюдотворца Варлама», «приспевши убо нощи, ея же заутра память святаго будет». В справочнике П. М. Строева отмечено, что П. был игуменом мон-ря с мая 1551 по 1552 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 829). Чудо свидетельствует о сформировавшейся к этому времени монастырской традиции подавать милостыню нуждающимся 19 июня, отмеченную в уставе Богословского мон-ря. Текст написан как видение: основатель обители прп. Варлаам является в ночном «сонном» видении почивающему в келье игумену, который из-за голода на Ваге и в Двинском крае хотел нарушить завет «на всяку память чюдотворцеву и на всяко лето кормити нищих доволно, колико их обрящется». Прп. Варлаам потребовал от игумена накормить нищих, иначе обитель оскудеет. Наутро наказ святого был в точности исполнен П.

http://pravenc.ru/text/2578643.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010