б) Предложение касательно донесения вести к Египтянам о поражении Ассириян. Ст. 2. полов. Идите, быстрые послы, к народу крепкому и бодрому, к народу страшному от начала и доныне, к народу рослому и все попирающему, котораго землю разрезывают реки Бог чрез Пророка повелевает Египетским послам, обыкновенно по Нилу быстро плававшим в папировых лодках для сообщения городам каких-нибудь повелений царских, скоро распространить по всему Египту радостную для них весть о поражении Сеннахиримова войска. Пророк, не называя Египта по имени, обозначает отличительные качества его, именно: называет Египтян народом крепким и бодрым, народом страшным издавна и доселе. Точно Египтяне в самой глубокой древности и во все времена были народ многочисленный, сильный, которого землю реки разрезывают, т. е. Нил многими протоками рассекает Египет, особенно нижний. в) Извещение всех прочих народов о поражении Ассириян, чтобы ожидали его. Ст. 3. Все вы, населяющие вселенную и живущие на земле, смотрите, когда знамя поднимется на горах, и когда загремит труба, слушайте! Пророк этим дает знать, что о поражении Ассириян, как о происшествии чрезвычайно важном, услышат все народы. Пророк говорит, что поражение совершится в то время, как только Сеннахирим, подступив под Иерусалим, поднимет знамя на горах Иудейских и затрубит трубою. Второй член: описание суда Божия, который совершится над Ассириянами в самое удобное время Ст. 4. Ибо так Господ сказал мне: Я спокойно смотрю из жилища Моего, как светлая теплота после дождя, как облако росы во время жатвеннаго зноя. Ст. 5. Ибо прежде собирания винограда, когда он отцветет, и гроздь начнет созревать, Он отрежет ножем ветви и отнимет, и отрубит отрасли. Ст. 6. И оставит все хищным птицам на горах и зверям полевым; и птицы будут проводить там лето, а все звери полевые будут зимовать там. Пророк представляет, будто Бог в Своем небесном жилище покоится, т. е. не предпринимает пока никаких мер к разрушению замыслов Сеннахирима касательно разорения Иерусалима и царства Иудейского, а только с высоты небес наблюдает за действиями его, даже допускает ему до времени оскорблять Иудеев, между тем выжидает более удобное время для поражения Ассириян, чтобы тем яснее проявить Свою славу, и народу Своему оказать благовременную помощь, отраду и утешение, которые столько же вожделенны были для него, сколько вожделенна летняя, ясная погода после дождя и бури, и облако, источающее росу во время знойной жатвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

«В папировых». Это самые легкие суда из египетского тростника, который теперь в Египте уже не растет, а остался только в Абиссинии (ср. Иов.8:11 ; Иов.9:26 ). «Идите». Пророк отсылает этих послов ефиопских обратно, чем дает понять, что Иудея, защищаемая Самим Всевышним, не нуждается в союзе с ефиопским царем и его народом, хотя это народ «крепкий и добрый» (в переводе с евр. высокорослый и с блестящей кожей), «страшный от начала» (в еврейском тексте: «грозный даже издали»), «рослый» (в евр. тексте: «повелитель» – kav kav) и «всепопирающий» (т. е. великий) завоеватель, каким он стал известен со времени воцарения царя Пианки, т. е. с 766 г. «Разрезывают реки» – т. е. многочисленные каналы. Ис.18:3 . Все вы, населя­ю­щие вселен­ную и живущие на земле! смотрите, когда знамя поднимет­ся на горах, и, когда загремит труба, слушайте! Пророк призывает все народы земли следить со вниманием за тем, что совершит Господь для наказания ассирийцев, которые причинили всем народам так много зла. Об этом поражении, ожидающем ассирийцев, будут извещены все как бы определенными военными сигналами. Ис.18:4 . Ибо так Го­с­по­дь сказал мне: Я спокойно смотрю из жилища Моего, как светлая теплота по­сле дождя, как облако росы во время жатвен­ного зноя. Господь открыл пророку, что до времени, Им определенного, Он не вступится в дела Ассура. Он даже, по-видимому, содействует тому, чтобы Ассур дошел до крайних пределов своего насильничества над другими государствами, подобно тому как солнечная теплота и роса содействуют дозреванию нивы. Ис.18:5 . Ибо пре­жде собирания винограда, когда он отцветет, и грозд начнет созре­вать, Он отрежет ножом ветви и отнимет, и отрубит отрасли. Ис.18:6 . И оставят всё хищным птицам на горах и зверям по­левым; и птицы будут про­водить там лето, а все звери по­левые будут зимо­вать там. Но Господь совершенно неожиданно сокрушит могущество Ассирии. Когда виноград начнет уже созревать, Господь серпом срежет все виноградные лозы и все, что останется от богатого виноградника, будет предоставлено в пользование хищным птицам и зверям, которые в этом бывшем винограднике поселятся. Этим самым символически изображается падение Ассирийского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В стихе Откр 10: 6 просматривается явная связь с приведенным в Откр 6: 10–11 возгласом мучеников («Доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?»). В Откр 6: 11 мученикам говорится, чтобы они «успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». Экзегеты указывают, что в Откр 10: 6 имеются дословные параллели с 6(в частности, «… ναπασονται τι χρ νον μικρ ν» – " χρ νος οκτι σται») 496 . Можно сказать, что торжественная клятва великого ангела продолжает ответ на вопрошание мучеников о времени воздаяния. Ангел клятвенно заверяет, что справедливость Божия свершится в установленное Им самим время – «когда вострубит седьмой ангел». В рассматриваемой сцене Откр 10: 5–7 содержится также явная аллюзия на клятву ангела из Книги пророка Даниила ( Дан 12: 4–9 ). На вопрос о том, когда наступит завершение явленного пророку в видениях, «муж в льняной одежде… подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полвремени… все это свершится» ( Дан 12: 7 ). Как и в Книге Даниила, основная мысль Откр 10: 5–7 состоит в том, что «спасительный замысел Божий непременно будет реализован, и ничто не властно этому помешать» 497 . Слово «тайна» имеет в книге Даниила эсхатологическую коннотацию (ср.: Дан 2: 28 ). В новозаветной же перспективе свершение «тайны Божией» уже началось в спасительном деле Христовом; косвенно на эту мысль указывает то, что в аллюзии Откр 10: 7 на место из Книги пророка Амоса ( Ам 3: 7 ) употреблено слово «благовествовал» ( εηγγλισεν), однокоренное со словом « εαγγλιον». В последующих главах Апокалипсиса будет встречаться данииловская формулировка «время, времена и полвремени», в значении определенного Богом срока, после которого приидет Царствие Божие. Действительно, после того как прозвучала 7-я труба, Богу воспевается торжественный гимн (11: 15–18), где провозглашается окончательное воцарение Божие на земле. 5.2. Образ книжки Откр 10 и подходы к его толкованию

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

Вместе с ними святой Иоанн Богослов и послужил делу спасения людей. Сначала они вооружились против ехидны, которой безумные люди приносили жертвы, почитая эту тварь за бога. Своими молитвами они убили эту ехидну, а поклоняющихся ей обратили к Единому Истинному Богу, сотворившему небо и землю. Ставши на некотором месте, называемом Херотопа, они пророчествовали, что на нем воссияет благодать Божия, что это место будет посещать Воевода Небесных Сил святой Архистратиг Михаил и что здесь будут совершаться чудеса. Все это вскоре и сбылось. Когда святой Иоанн Богослов отправился на проповедь Евангелия в другие города, а святой апостол Филипп пострадал от нечестивых, Варфоломей же и Мариамия также разошлись в другие страны, – тогда на том месте по пророчеству святого апостола появилась чудотворная вода. Так исполнились слова Писания: «Пробьются воды в пустыне и в степи потоки. И превратится призрак в озеро, и жаждующая земля – в источники вод; будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым» ( Ис. 35:6–8 ). К этому источнику стали приходить не только верующие, но и неверующие, ибо совершавшиеся там чудеса, как громогласная труба, призывали сюда всех; и все пившие и умывавшиеся из этого источника исцелялись от своих недугов, и многие, получив здравие, крестились во имя Святой Троицы. В это время в Лаодикии жил один еллин, у которого единственная дочь была нема от рождения. Отец ее очень скорбел об этом и прилагал много старания к исцелению ее немоты, но, ничего не достигнув в этом, пришел в глубокое уныние. В одну ночь, уснув на своей постели, он узрел в видении Ангела Божия, сияющего, как солнце. Это видение было ему не потому, что он был того достоин, но чтобы через то он пришел к познанию истины и привел бы с собой и других к Богу. Увидав Ангела, он испугался, но в то же время услыхал от него такие слова: «Если хочешь, чтобы разрешился язык у твоей дочери, то приведи ее к моему источнику, находящемуся в Херотопе, близ Иераполя, – напои ее водой из этого источника и тогда увидишь славу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Впрочем, ради тех, которые охотно и усердно слушают наставления и их исполняют, я не остановлюсь и буду продолжать словами Павла; скажу опять то же самое, слушайте: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными... Что общего у света с тьмою» ( 2Кор.6:14 ). Где дерзкие, утверждающие, что не говорится этого в Божественных Писаниях, где они, «их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Флп.3:19 )? Так поучает, наставляет и увещевает нас Павел, сосуд избрания, ограда Церкви, победоносный борец, Павел, боговещанная лира, вестник Христов, списатель догматов, труба слова, оратор благочестия, сеть, уловлявшая язычников. Вот что и еще больше говорили о безбожных и неверных блаженные богословы – апостолы. А гораздо раньше их то же самое говорили пророки: необходимо выслушать и этих последних. Так, пророк Давид говорил: «Нет в устах их истины» ( Пс.5:10 ); еще: «мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» ( Пс.138:21–22 ). Соломон говорит, что нечестивые лицемерно прикидываются благочестивыми, а в другом месте наставляет: «Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, ...не ходи в путь с ними» ( Притч.1:10–15 ). Исаия же пророк – вернее Господь через пророка – говорит: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» ( Ис. 1:2 ); а в другом месте: «нечестивым же нет мира, говорит Господь» ( Ис.48:22 ). 5 . Не достаточно ли этого? Нужно ли приводить свидетельства еще и других пророков? Для расположенных слушателей, я думаю, достаточно и этого. А кто теперь не оказал внимания слову, того не убедит и более подробное изложение. Остановимся немного еще только на словах пророка Давида и посмотрим, как он обличает и посрамляет их скрытое коварство, говоря: «нет в устах их истины: сердце их – пагуба», и так далее ( Пс.5:10 ). Заметь мудрость пророка, как он обличает и посрамляет заблуждающихся, чтобы предохранить нас от заблуждения. Послушайте, православные, и не потворствуйте еретикам; послушайте, пастыри, и устрашитесь, и не молчите, но проповедуйте слово; не давайте места дьяволу , не открывайте двери волкам. Подражайте блаженному апостолу Петру, как он в Риме, когда треклятый Симон богохульствовал и утверждал про себя, что он есть сила Божия, не промолчал и не пропустил, но тотчас же обличил его и, показав, что он обманщик, разбойник и противник Богу, низвергнул его с высоты, предал его гибели. Подобным образом и сына его, или вернее – сына дьявола, Монтана, скверного, нечистого и безбожного, с его двумя блудодейцами, апостол решительно обличил и привел к молчанию, доказав, что он противник Богу, лжехристос и лжепророк, заградил его нечистые уста именем Христовым, не великодушествуя и не потворствуя его богохульству 1 . Так поступайте и вы, пастыри, и не только не принимайте участия в скверных делах тьмы, но и обличайте, как это делали и апостолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вспомним, что седьмая труба, прозвучавшая в 11-й главе ( Откр.11:15 ), возвестила начало суда. И последующие главы шаг за шагом изображали грядущий суд Божий. Сначала изображения были предварительными (в 12–14 главах). Теперь, в видениях 15 и 16-й главы, свершается суд Божий в образе излияния семи чаш гнева Божьего. Эти главы стоят в соответствии с предваряющими главами 12–14. Как глава 12 начиналась словами: «И явилось на небе великое знамение», так и глава 15 начинается словами: «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное». Можно было бы подумать, что после, рассказав о суде, Иоанну было бы удобнее остановиться, но ему предстояло еще много чего сказать – и о последних страшных событиях, и о Тысячелетнем царстве, и о последней битве, и об окончательном спасении, и блаженстве в Царстве Божьем. Итак, Иоанн уже рассказал о снятии семи печатей и о семи трубах, а теперь должен рассказать еще о семи чашах гнева Божьего. Такая манера типична для авторов апокалиптических книг, которые сводили все в группы по семь и три и считали совершенным сочетание трех групп из семи предметов. Мы уже подробно обсуждали выше богословский смысл этого распределения «три раза по семь». Здесь же заметим, что каждому ряду из семи «казней» (7 печатей, 7 труб, 7 чаш гнева) предшествует как бы пролог в небесах. Главы 4–5 с их небесным видением Бога, Сидящего на престоле, и Агнца предшествовали снятию семи печатей. Видение небесного жертвенника ( Откр.8:1–6 ) предшествовало семи трубам. Теперь снова семи чашам гнева в главе 16 предшествует небесное видение главы 15, которая является как бы небесным прологом к последующему. А. Пролог в небесах (15:1–8) а) Новое великое знамение на небе (Откр.15:1–2) 1 И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язву которыми оканчивалась ярость Божия. 2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Глава XIV 1) Настигайте любовь; ревнуйте о [дарах] духовных, наипаче же, чтобы вы пророчествовали. 2) Ибо кто говорит языками, не людям говорит, но Богу; ибо никто не слышит/не понимает его/. Духом же он говорит тайны. 3) Ибо, кто пророчествует, людям говорит в назидание, и увещание, и утешение. 4) Кто говорит языками, сам себя назидает; кто же пророчествует, Церковь Божию назидает. 5) Желаю же, чтобы вы все говорили языками; лучше же пророчествовать. Ибо пророчествующий превосходнее, чем тот, кто говорит языками, разве только сразу он будет изъяснен, чтобы церковь получила назидание. 6) Теперь же, братия, если я приду к вам, говоря языками, какую принесу вам пользу, если не изъяснюсь вам или в откровении, или в познании, или в пророчестве, или в учении? 7) И бездушные [вещи], издающие звук, свирель ли, гусли ли, если не дают раздельных звуков, каким образом распознается то, что поет [свирель] или на гуслях играется? 8) И если труба даст неопределенный глас, кто приготовится к сражению? 9) Так и вы, если языком не произносите вразумительных слов, каким образом узнают, что говорится? Ведь вы будете говорить на ветер. 10) Столь много, как полагаю, родов языков в мире сем, и ни один из них не безгласен. 11) Если же я не разумею силы слов, то я буду для того, кому говорю – варвар, и говорящий мне – варвар. 12) Так и вы, поскольку являетесь ревнителями о [дарах] духовных, к назиданию церкви старайтесь обогатиться [ими]. 13) А потому, кто говорит языками, да молится об истолковании себя. 14) Ибо, если я молюсь языками, дух мой молится, ум же мой без плода. 15) Так что же? Буду молиться духом, буду молиться и умом; буду петь псалмы духом, буду петь псалмы и умом. 16) Кроме того, если ты будешь благословлять духом, стоящий на месте простолюдина как скажет: «Аминь» на твое благословение? Потому что он не знает, что ты говоришь. 17) Ибо ты, вот, хорошо благодаришь, но другой не назидается. 18) Благодарю Бога моего, что я говорю на всех ваших языках. 19) Но в церкви хочу лучше пять слов сказать чувством моим, чтобы и других наставить, чем тьму/десять тысяч/слов на языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Действие Ангела можно понимать еще следующим образом. Огонь с небесного жертвенника означает, кроме прочего, страдания мучеников и праведников на земле: их страдания есть жертва, приносимая Богу. В течение долгой истории святые и праведники приносили себя в жертву за грешный человеческий род – они как бы брали на себя те скорби, которые должны были бы понести за свои грехи все люди. Однако в конце времен, когда человечество совершенно отвергнет путь истины и утвердится во зле, этим огнем страданий должны будут быть испытаны все люди нашего мира. См. также 14, 18 и комм. С другой стороны, можно предположить, что факт взятия огня с жертвенника с предварительным возложением на него молитв святых указывает не только на излияние гнева Божия, но одновременно и на его ограничение, на растворение милосердием по ходатайству святых. Может быть, именно этим следует объяснить не полное, как в случае чаш, но лишь частичное – на одну треть – поражающее действие труб. 75 75 Характерно, что перед излиянием чаш в 15, 8 сказано, что никто не мог войти в небесный храм, пока не окончились бедствия чаш, что может означать неприятие Богом ходатайств святых.  Растворение милосердием может, кроме прочего, проявляться в том, что небесный гнев не просто несет людям возмездие, но некоторым из них – тем, кто способен – он может послужить во очищение. Ибо Господь даже и в великом гневе остается спасителем человеческого рода и не хочет смерти грешника. Те, кто примет эти казни так, как принял крест благоразумный разбойник, – спасутся: они сопричтутся к мученикам и праведникам.   «голоса и громы, и молнии и землетрясение» – см. комм. на 4, 5.  6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. 7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Первая труба напоминает одну из египетских казней – град с огнем (Исх. 9, 23–24). О том, что это за бедствие, трудно что-либо сказать со всей определенностью. 76

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

…Если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? (1Кор.14, 8-9). 24-25 ноября в Петербурге состоялся V форум Всероссийской программы «Святость материнства». Эту программу с 2006 года реализует Фонд Андрея Первозванного 1 . Согласно официальным документам, цель программы — формирование в общественном сознании отношения к семье и детству, отцовству и материнству, как к величайшим ценностям. Можно ли отнести к ним и суррогатное материнство?   Фото: Марина Куракина/mitropolia.spb.ru      Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что такое материнство, в чем заключается его святость и правильно ли вообще связывать материнство с понятием «суррогатность»? Не является ли понятие «суррогатное материнство» еще одной лукавой нравственной подменой, задача которой — максимально обесценить социальное значение материнства как фундамента морали, «камня» во главе угла традиционных ценностей? Материнство Материнство являет собой уникальное единство тела (природы) и духа В самом общем плане материнство можно определить, как осуществление способности зачать, выносить, родить, вскормить и воспитать ребенка. Эти физические телесные способности женщины одухотворены способностями любить, страдать, терпеть, жертвовать собой. Материнство являет собой уникальное единство тела («физики», природы) и духа. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?(1 Кор. 6,19). Двойственная — телесная (физическая) и духовная — природа материнства послужила и служит основанием появления феномена социального материнства, наряду с материнством физическим или генетическим (биологическим) в современной терминологии. Социальное материнство Всем хорошо знакомы разные формы социального материнства, в основе которого лежит призвание к духовно-нравственному служению. Это и крестные матери, которые в ходе таинства крещения принимают ответственность перед Богом за духовное воспитание ребенка. Это и приёмные матери —   жены, разделяющие ответственность за родных детей своего мужа, и женщины, усыновляющие чужих детей. Это и посажёные матери, т.е. женщины, заменяющие на свадьбе родную мать жениха или невесты. Это и молочные матери, которых в народе называют с любовью «кормилицы». Это тёщи и свекрови, которые в традиционных русских семьях носили звание «богоданных матерей».

http://pravoslavie.ru/99654.html

Звук трубы седьмой    Когда речь заходит о предметах подобного рода, иногда возникает вопрос, можно ли разобраться в них или же сделать относительно их какие-либо выводы, коль скоро для этого необходимо приблизиться к бездне глубоких и мрачных помышлений сатаны, окруженной мраком его неописуемой лжи и лукавства. В Книге Иова начертан образ этого змея. «Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью... От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас» (Иов. 41:4—6, 9—13). Воспроизведение здесь этого образного описания того, что такое диавол и сатана, не является отступлением, ибо против него как нашего всегдашнего и общего врага и супостата направлены вся наша борьба и все усилия. Причем упоминание о нем оказывается наиболее уместным именно в комментарии к этой главе, где речь пойдет о лукавейшем изобретении диавола — прелести.    Разумеется, нет никаких сомнений в том, что всякое диавольское изобретение пагубно. То же из них, в котором сконцентрированы величайшее лукавство и злоба, в своем общем виде является и называется прелестью. Сущность ее состоит во всяческом обмане, лжи, коварстве и извращении реальной действительности. И что в этом удивительного, если диавол, ее создатель и родитель, есть «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44)? Находясь уже на средней ступени лестницы духовного восхождения, которая, согласно святоотеческой традиции, называется ступенью просвещения, мы сталкиваемся с противоборством вражеского ополчения, целью которого является извращение и искажение истины. Задача этого диавольского сопротивления состоит не в том, чтобы, как это было на прежней стадии, заставить подвижника отступить, отвратив его от веры и богопознания. Теперь враг стремится лишить его верной ориентации, навязаться в попутчики и исказить правое учение переданного нам Откровения. Прелесть — это закамуфлированная ложь, обман и коварство, предлагаемые вместо истины. Это — новые отрицательные изменения. После солнечного весеннего дня вновь приходит ненастье с непонятным и изменчивым характером. За изобилием — вновь неурожай и бедность, за тишиной — смущение. Однако совершается это не явственно и открыто, но коварно и лицемерно. О подобном пишет блаженный Давид: «Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими лъщаху» (Пс.5:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010