До сих пор славословие Серафимов произносится в небесах, вне пределов земли: но вот наступает время, когда и вся земля исполняется славы Божией. Это пророческое откровение о том времени, которое также начинается славословием Ангелов: „Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение“. ( Лк. 3:13–14 ). 4 . И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. Мир духовных существ влияет и воздействует на материальный мир не только прямым действием физических сил, которыми он управляет по повелению Творца, но и самым присутствием своим, самым гласом хваления, хотя звуки эти остаются неслышными материальным органам слуха животного тела, находясь вне сферы его восприимчивости 447 . „Верхи врат“ или по другому переводу: „основания порогов“ начинают колебаться от гласа Серафимов: дом наполняется „курениями“, т. е. земной воздух наполняется живительными благоуханиями, вносящими радость в душу человеческую. Бог вездесущ, но Ему угодно проявляться более ясно для разумного существа в грубой земной плоти облеченного, лишь в известные времена и в известных местностях на земле. Появление солнца с востока, символизирующего явление Господа, согревающего душу человеческую, рисуется в Песн. 3:6 , как бы столбы дыма, окуриваемого миррою и фимиамом 448 . Исторически мы знаем проявление присутствия Божия и в огне купины, и в столбе огненном и облачном в пустыне и дыме, коим курился Синай и в освящении скинии в пустыне и в освящении храма Соломона 449 . 5 . И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Ранее этого видения, в гл. V, Исаия восклицал горе, на своих соотчичей; и вот он сам, принадлежащий к этому нечистому народу и сознающий, что, как член этой общины, он должен нести вместе с ними грядущее наказание,-он с трепетом видит Господа Саваофа. Тогда вопль свой горе! он обращает против самого себя, ибо „человек не может увидеть Меня и остаться в живых“, глаголал Господь Моисею 450 . Он чувствует себя нечистым и грешным, „с нечистыми устами“. По всей вероятности, последнее выражение взято из кн. Левита, и Исаия и себя и народ свой уподобляет прокаженным, которые по Лев. 13должны были закрываться до уст и кричать: „нечист, нечист“. К этому, вероятно, присоединяется память и об умирающем прокаженном царе Озии (Азарии), который наказан за то, что вошел в святая святых храма. Что же будет с ним, узревшим Того, который более храма? Но Исаия не знает еще повелений Божиих; он не знает, что видит Сына Божия, посылающего Исаию на апостольскую проповедь в эту эпоху ветхого завета. Он не знает еще, что Господь очистит скверну его и исцелит проказу греха тела его и уст его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

443 Мы исходим из следующего понимания Предания: оно, «как живое учение Церкви, содержит в себе учение и писанное, и вместе устно преданное – τ γραφον» (Пономарев П. П. Священное Предание как источник христианского ведения. Учение о Св. Предании в древней, преимущественно восточной, Церкви. Казань, 1903. С. 544). В древнем монашестве второй аспект Предания – «неписанность» – играл важнейшую, а возможно, и главнейшую роль. 444 Не случайно, что именно из среды древнего иночества (а именно – Лиринского монашества) выходит специальный трактат, посвященный Преданию, который справедливо называют «золотым сочинением» и «классическим комментарием всей догмы Предания». См.: Напоминания. Творение преподобнаго Викентия Лиринскаго /Пер. с латинскаго языка П. Пономарева. Казань, 1904. C. VIII. 445 Пример тому – толкования преп. Пимена. См.: Driscoll J. Exegetical Procedures in the Desert Monk Poemen//Mysterium Christi. Symbolgegenwart und theologische Bedeutung. Festschrift für Basil Studer. Roma, 1995. P. 155–178. 447 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Сергиев Посад, 1993. С. 13–14. 449 См.: Frank К. S. Fiktive Mündlichkeit als Grundstruktur der monastischen Literatur//Studia Patristica. Vol. XXV. 1993. P. 356–375. 450 См. наблюдение Д. Хвольсона: «Между нами искусство письма очень распространенно, и мы поэтому мало полагаемся на свою память, которая вследствие этого мало развита и слаба; мы все записываем. Совершенно другое видим у народов, у которых письмо мало употребительно; между ними попадаются личности, память которых нас просто поражает. О брахманах мы положительно знаем, что многие из них выучивали наизусть и знали наизусть веды, брахманы, упанишады, целые философские и грамматические трактаты. Еврейские ученые первых веков по P. X. знали наизусть всю литературу Предания, ибо мишна (то есть тот текст, к которому талмуд служит некоторым образом комментарием), все многочисленные прибавления к ней, равно как и весь обширный Талмуд были записаны весьма долго после их редактирования. До этого времени все выучивалось наизусть и читалось с учениками наизусть. Между арабами были личности, знавшие наизусть более 20000 стихов, и которые притом всегда могли называть, хотя и не всегда, конечно, верно, автора каждого стиха и племя, к которому он принадлежал, а равно и тех лиц, которые передавали эти стихи» (Хвольсон Д. История ветхозаветного текста. Очерк древнейших его переводов по их отношению к подлиннику и между собою//Христианское чтение. 1874. Ч. 2. С. 534–535).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

438 В переписанных мною рукописях (см. „Приложения“) я привожу обыкновенно зачеркнутые рассуждения или слова. 439 Есть указания, что С-й думая иногда об издании печатно как-то своего сочинения. „Отложим сие до беседы, пишет он в 1820-году, или до большой книги, которую столько лет я собираюсь написать („Р. Арх“. 1968, стр. 1751). 446 На это противоречие С-ий, между прочим, указывает в одном Письме к дочери от VI, 26, 1819 г.: „сей плоский физический мир вообще стоит не в мире наших мыслей и воображении. Дух человеческий есть великан, коему все тесно“ („В память С-го“, ч. 1). 448 С-ий не пытается вывести факта падения из приведенных соображений. Для него падение факт потому, что он 1) дан в св. Писании и 2) не приводит к нелепостям, не диссонирует в общем ходе его мыслей. 449 См. размышление четвертое, там же – „Одна только воля, или способность свободного решения настолько велика, что я не постигаю идеи какой-нибудь способности более великой и более обширной: она-то главным образом, и показывает мне, что я ношу в себе образ и подобие Бога“. 450 Маленькая заметка на желтой бумаге, карандашом и следующая, писанная после 22 года (см. наше введение). 451 „Приложения“ стр. 5–6, 9, 12, 17, 37, 43, 53, 54, 62, 63. Первая рукопись, „ομοουσιοσ “, имеет водяной знак 1812 г. и писана, вероятно, в Перми или Великополье; вторая, „О духе“, относится к 1820–22 году написана, как и предыдущая с частыми поправками и носит печати, личного творчества. 460 Об этом мы знаем 1) из письма к Цейеру из Великополья, 2) по сообщению Попова (Корф, II, 77 и 98) и 3) по выпискам С-го из читанных отцов; выписок этих осталось почему-то очень мало (о них – ниже). 471 „Изящное“ и „чувство изящного“ – любимые темы С-го, – к которым он любит возвращаться и в своей переписке. Среди его рукописей этому вопросу посвящен ряд заметок (3, 25, 27 и др.). Так напр., в Иркутске в 1819 г. он пишет, что „созерцание изящного и духовная молитва приводят к одной и той же цели: к удивлению, к погружению в бесконечное, но путь созерцания изящного не всем доступен т. к. требует умения отвлекать предмет созерцания от материала, в котором он воплощён, от холста, мрамора etc. (25–6). Восточные народы шли путем созерцания, народы западные путем наук и искусств (ib.)“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святитель Феофан Затворник в этом вопросе считал по-другому. Следует отметить, что в целом он положительно относился к сочинению святителя Игнатия (Брянчанинова) , но считал, что подобные суждения являются слишком материалистическими. Свои взгляды он подробно излагает в книге «Душа и ангел – не тело, а дух». Здесь он пишет, что души человеческие и ангелы, имея духовную, невещественную природу, возможно, облечены ещё и в некую эфирную оболочку-тело, но неверно думать, что все души сводятся к утончённому веществу – эфиру. Святитель, обращает внимание, что такие свойства души как: сознание, свобода, нравственность не могут быть плодом деятельности какого-либо, даже весьма утончённого вещества; следовательно, самое важное в душе пребывает за пределами вещества, а значит, и душа-это не только эфирное тело: «Само собою выходит, что лицом, сознающим себя, свободно действующим, мыслящим, желающим и чувствующим, никак не может быть само тело-душа (эфирная душа), а должно быть нечто пребывающее внутри этого тела, так что тело-душа будет для него только органом и жилищем» 448 . Святитель Феофан, раскрывая православное учение о духовном невещественном начале в человеке, описывает понятие человеческой личности, которая определяет способ существования своей природы, но природой не является. Он называет это начало в человеке чаще всего словом «дух», но для раскрытия смысла использует слова «лицо», «субъект», «некто», то есть личностные категории 449 . Душа человеческая, являясь простой и неделимой, проявляет себя через три собственные силы. Святитель называет их мыслительной, желательной и чувствующей. Некоторые святые отцы именуют эти силы как: разумная, раздражительная и желательная 450 . Мыслительная или разумная сила души действует через мысль или, как говорят святые отцы, через внутреннее слово 451 . Святитель Феофан пишет, что желания и чувства мятутся под действием мысли 452 . Мысли прямо рождаются из души, но они сразу облекаются в образ. Так что мыслительная сторона души вся есть образная 453 . С другой стороны, воображение и память сами по себе не мыслят, они только служебные силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И оттол исшед, обходит вся съборныя церкви и манастыря, повсюду молебная съвершаа и милостыня доволно подавая. По сем же паки приходит и къ отцю своему Филиппу, митрополиту всея Руси, прося благословения и прощенья. Святитель же огражает его крестом, и молитвою въоружает его, и благославляет его на противныя и вся воя его, якоже Самоил Давыда на Гольяда. 447 Князь же велики Иван Васильевич, приим благословение от отца своего митрополита Филиппа и от всх епископъ земля своей и от всх священник, исходит с Мосъквы того же мсяца иуния въ 20, в четверток, на память святого отца Мефодья епископа паторомска, а с ним царевич Данияръ и прочии вои великаго князя, князи его мнози и вси воеводы, съ многою силою въоружився на противныя, якоже преже прадд его благоврный велики князь Дмитрей Иванович на безбожнаго Мамая и на богомерзкое тое воиньство татарьское, такоже и сей благоврный и велики князь Иоан на сих отступник. Аще бо християне нарицахуся, а дла их бяху горе неврных, всегда бо измняху крестное целованье, преступающе, но и горе того начяша бситися, якоже преже написах: пятсот бо лтъ и 4 въ крещении Быша за великими князи рускими православными, нын же на послднее время, за 20 лт до скончания седмыя тысящи, 448 въсхотша отступити за латиньского короля, и архиепископа своего въсхотша поставити от его митрополита Григорьа латынина; а князю великому много о сем посылающу к нимъ остатися от таковаго начинания. Такоже и митрополит Филип посылаше к ним, наказающе их, яко отець чада своя, по Господню словеси, еже рече въ Еуагельн: «Аще съгршит к теб брат твой, шед обличи его пред собою и тм единемъ; и аще послушает тебя, приобрлъ еси брата твоего; аще ли тебе не послушаетъ, поими с собою два или три, предусты бо двоих или трех свдтель станет всяк глаголъ. Аще ли и тх не послушает, повжь церкви; аще ли о церкви не радити почнет, буди ти, якоже иноязычникъ и мытарь». 449 Си же паки людие новогородстии о всем о том не внимаху, но свое зломыслие творяху; то не горе ли си иноврныхъ? Неврнии бо изначала не знаху Бога, ни научишася ни от кого же православию, перваго своего обычая идолопоклония держахся, а си многа лта бывши въ християнства и на конець нача отступати к латынству. И тако поиде на них князь великий не яко на христиан, но яко на иноязычникъ и на отступникъ православья. 450

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О, как справедливо называют Отцы упражнение молитвою Иисусовою и тесным путем, и самоотвержением, и отречением от мира! [ 442 ] Эти достоинства принадлежат всякой внимательной и благоговейной молитве, по преимуществу же молитве Иисусовой, чуждой того разнообразия в форме и того многомыслия, которые составляют принадлежность псалмопения и прочих молитвословий [ 443 ]. Ученик. Из каких слов состоит молитва Иисусова? Старец. Она состоит из следующих слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Некоторые Отцы [ 444 ] разделяют молитву, для новоначальных, на две половины и повелевают от утра, примерно до обеда, говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», а после обеда: «Сыне Божий, помилуй мя». Это древнее предание. Но лучше приучиться, если то можно, к произношению цельной молитвы. Разделение допущено по снисхождению к немощи немощных и новоначальных. Ученик. Помянуто ли о Иисусовой молитве в Священном Писании? Старец. О ней говорится в Святом Евангелии. Не подумай, что она — установление человеческое: она установление Божественное. Установил и заповедал священнейшую Иисусову Сам Господь наш, Иисус Христос. После Тайной Вечери, на которой сотворено величайшее из Таинств христианских — Святая Евхаристия, Господь, в прощальной беседе с учениками Своими пред исшествием на страшные страдания и крестную смерть для искупления ими человечества погибшего, преподал возвышеннейшее учение и важнейшие, окончательные заповеди. Между этими заповедями Он даровал дозволение и заповедание молиться именем Его [ 445 ]. Аминь, аминь глаголю вам, сказал Он Апостолам, яко елико аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам [ 446 ]. Еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю [ 447 ]. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет [ 448 ]. Величие имени Господа Иисуса Христа предвозвещено Пророками. Указывая на имеющее совершиться искупление человеков Богочеловеком, Исаия вопиет: Се, Бог мой, Спас мой! Почерпите воду с веселием от источник спасения! И речеши в день он: хвалите Господа, воспойте имя Его: поминайте, яко вознесеся имя Его; хвалите имя Господне, яко высокая сотвори [ 449 ]. Путь Господень — суд: уповахом во имя Твое и память, еяже желает душа наша [ 450 ]. Согласно с Исаиею предрекает Давид: Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Имя Господа Бога нашего призовем [ 451 ]. Блажени людие ведущии воскликновение — усвоившие себе умную молитву — Господи, во свете лица Твоего пойдут: и о имени Твоем возрадуются весь день, и правдою Твоею вознесутся [ 452 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Однако, почти по общему убеждению знатоков древней церковной историографии, писалась она сравнительно поздно, в 449–450 гг., когда блаженный Феодорит скрывался от преследований монофизитов в одном из апамейских монастырей 97 . Поскольку этот труд писался после аналогичных трудов Сократа и Созомена, то остался дискуссионным вопрос о зависимости от них Кирского архипастыря: одни ученые утверждают эту зависимость 98 , другие, наоборот, отрицают 99 . При сравнении с этими трудами находится легко бросающееся в глаза отличие от них сочинения Феодорита: Сократ и Созомен рассматривают историю Церкви из столичного града Константинополя, а Кирский архипастырь видел её в иной перспективе — из Антиохии. Эта перспектива и определяет в ряде моментов существенные черты его произведения. Оказавшийся в самой гуще христологических споров и видя всё возрастающий напор монофизитов, Кирский предстоятель в своей “Истории” мягко, но настойчиво противопоставляет Антиохию Александрии. Такое сравнение под пером Феодорита, стремящегося подчеркнуть выдающееся значение Антиохии и всего сирийского востока в исторических судьбах Церкви, часто оказывается не в пользу Александрии 100 . Свою задачу как историка он определяет в зачине сочинения (I,1): “Живописцы, изобразив древние события на досках и стенах, конечно, доставляют удовольствие зрителям и то, что давно совершилось, сохраняют надолго в свежей памяти. Но историки ( вместо досок употребив книги, а вместо красок — цветы слов, делают память о минувшем ещё прочнее и твёрже, потому что искусство живописца сглаживается временем. Для этого всё, что осталось не внесённым в церковную историю ( mБj ™kklhsiasmikБj t¦ leipTmena), и я постараюсь описать: ибо равнодушие к славе дел знаменитых и забвение сказаний полезнейших почитаю преступным. Этим-то именно многократно побуждали меня к настоящему труду и некоторые из моих друзей. Впрочем, соизмеряя этот труд со своими силами, я боюсь взяться за него и только в уповании на щедрого Подателя благ приступаю к тому, что выше сил моих.

http://pravmir.ru/drevnetserkovnaya-isto...

К сожалению, источники почти не сохранили материала о том, как Мефодий взаимодействовал с императорской властью на тактическом уровне, однако одно обстоятельство заслуживает пристального внимания. Речь идет о способе, с помощью которого патриарх добился от Феодоры согласия на великую чистку. Текст IX в. о разрешении императора Феофила содержит следующую любопытную историю 449 : Иоанникию «по Божию озарению» (κ θεας λλμψεως) является «верный слуга Божий и великий подвижник» Арсакий и говорит: «Бог... приказывает тебе через меня прибыть в башню св. Диомида в Никомидии к избранному слуге Его Исайе». До этого момента речь идет как будто бы о явлении усопшего святого (на что четко указывает глагол φνη и формула θες... παρακελεετα σοι δι’μο). Ho дальше Арсакий начинает выступать как живой персонаж. Он отправляется вместе с Иоанникием к Исайе, который предсказывает, что когда оба подвижника придут к императрице Феодоре, будет слышен глас, возвещающий, среди прочего, следующее: «Иоанникий и Арсакий, скажите патриарху Мефодию: низложи всех несвященных и так принесешь Мне с ангелами жертву хвалы» 450 . Отшельники повинуются и начинается восстановление иконопочитания. Больше повеление ο «низложении всех несвященных» не упоминается и никакой роли в развитии сюжета не играет. По-видимому, это означает, что эпизод заимствован из какого-то более раннего источника, для которого, в отличие от позднейшего компилятора, вопрос о низложении иконоборческого клира был вполне актуален. Кроме того, мы обнаруживаем здесь подозрительно много странных совпадений. Так, для IX в, персонаж по имени Арсакий известен только по приведенному тексту и по краткому упоминанию в Житии Феодоры 451 . Но в IV веке был некий исповедник Арсакий, о котором повествует церковный историк Созомен 452 . Этот Арсакий жил в Никомидии в башне, а память его празднуется в один день со св. Диомидом (16 августа) 453 ! Но что особенно важно, пророчество о повелении «πασον πντας τος νερους» исходит от того самого Исайи, который, согласно Житию Феодоры, сыграл ключевую роль в том, что Феофил выбрал именно ее своей невестой 454 . Такое впечатление, что перед нами disjecta membra некоей реальной истории. Конечно, из столь отрывочной и безнадежно искаженной информации трудно делать какие-либо выводы, однако можно предположить, что М е фодий в очередной раз прибег к видениям и пророчествам 455 , чтобы воздействовать на императрицу, вероятно, через ее семейного духовника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В святоотеческих творениях синонимами слова «смертность» являются «тленность», «болезненность», «страдание», «страстность» (понимаемая как совокупность так называемых неукоризненных страстей: голод, жажда, потребность в отдыхе и иные ограниченности природы, неудовлетворение которых приводит к страданиям). Смертность – это не грех, но в человеке и видимом мире она стала реальностью вследствие греха. Однако и сама смерть, по премудрому Промыслу Божию, несёт в себе благо для согрешивших людей, а именно: 1) позволив смерти быть, Бог установил предел греховного существования человека, так что грех не обрёл в определённом смысле вечность, а зло, – по слову свт. Григория Богослова , – «не стало бессмертным» 448 . Смертью Законодатель остановил распространение греха, и в самом наказании открывает Свою любовь к человечеству... Ибо смерть растворяет животную природу нашу и таким образом, с одной стороны, прекращает действие зла, и с другой, избавляет человека от болезни, освобождает его от трудов, полагает конец его печалям и заботам и оканчивает его телесные страдания» 449 ; 2) память о неотвратимой смерти побуждает людей готовиться к вечности: Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь ( Сир. 7:39 ); 3) через смерть и воскресение человек обновляется для будущей вечной жизни с Богом: «Как сосуд, когда после сотворения его окажется в нём какой-либо недостаток, переливается или переделывается, чтобы он сделался новым и неповреждённым, так бывает и с человеком через смерть: ибо он некоторым образом разрушается, чтобы при воскресении явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным» 450 . Кожаные одежды После грехопадения и непосредственно перед изгнанием первозданных людей из рая Господь одевает их в кожаные одежды: И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные (χιτνας.δερματνους) и одел их ( Быт. 3:21 ). Эта фраза Священного Писания представляет большой интерес для антропологического истолкования. Многие святые отцы сходятся в том, что здесь говорится одновременно и о наказании Божием, и о проявлении Его любви к согрешившему человеку. Святоотеческие толкования на эту тему во многом дополняют друг друга. Остановимся на них подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Что, далее, должны мы сказать о самом Юпитере, которого философы признают за Солнце 438 , едущее на окрыленной колеснице в сопровождении толпы богов 439 , а некоторые – за пылающий пламенем и безмерным неугасимым жаром эфир 440 . Если это верно и несомненно, то, по вашему свидетельству, совершенно нет того Юпитера, который был рожден Сатурном и Опою и для того, чтобы избежать ярости отца, скрылся, как рассказывают, в пределах Крита 441 . Затем, подобного рода мнением не исключается ли также Юнона из списка богов? Ибо если она означает воздух (аег), как вы обыкновенно шутя говорите и повторяете, переставляя буквы греческого имени 442 , то нет сестры и супруги всемогущего Юпитера 443 , нет Флювионии (Fluvionia) 444 , нет Поманы (Pomana) 445 , Оссипагины (Ossiipagina) 446 , Фебруты (Februtis) 447 , Популонии 448 , Цинкции 449 и Капротины 450 , и, таким образом, имя ее оказывается праздным вымыслом, пустым мнением, получившим широкое распространение. Как говорит Граний 451 , Аристотель, человек исключительных дарований и необычайной учености, посредством убедительных доводов выясняет и с ученым авторитетом доказывает, что Минерва означает луну 452 . Другие утверждали, что она означает вершину эфира и всю высшую область его 453 ; некоторые признавали ее за память (memoriam), откуда образовано и самое имя Minerva, как бы Meminerva 454 . Но если это достоверно, то в таком случае нет дочери Метиды (Metis) 455 , нет [дочери] Виктории 456 , нет изобретательницы масличного дерева 457 , родившейся из головы Юпитера, нет сведущей в искусствах и разнообразных науках 458 . От покрытия земли водой получил, говорят, название и имя Нептун 459 . Но если название этим именем означает покрытие водой, то совсем нет никакого бога Нептуна, и, таким образом, исключается и устраняется родной брат Стигийского и Олимпийского Юпитера 460 , вооруженный железным трезубцем, властитель крупных и мелких морских рыб, царь морских пучин и потрясатель дрожащей земли. Также имя «Меркурий» означает как бы некто «посреди бегающий» (Medicurrius), и форма этого имени произошла от того, что речь между двумя говорящими перебегает от одного к другому 461 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010