Апостол и Евангелие – дня и святителя. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите…», и святителя: «В память вечную…». 1 На 17й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 2 См.: Типикон, 12 мая. 3 Там же. 4 Там же. 5 По мнению В. Розанова, на 9м часе, который совершается в субботы вечером 2й, 3й и 5й седмиц Пятидесятницы, не должны читаться тропари и кондаки Триоди (праздника или воскресные), петые в предшествующие воскресенья, так как отдание праздника Недели уже было на субботней Литургии (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. Часть III. Отдел IV. С. 727). Однако Устав на 9м часе в субботу 3й седмицы указывает тропарь праздника Триоди (Недели жен-мироносиц): «Благообразный Иосиф…» (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»). 6 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2е «зри»). 7 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6й: «Мироносицы жены…» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 8 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися…»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3е «зри»). 9 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 10 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 11 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5е «зри»). 12 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Слава, глас тойже: Царства Небеснаго наследник был еси, Макарие,/ты бо оное приобрел еси подвиги твоими,/славу тленнаго мира всю презрев/и Христу Спасу словесы и делы поработав,/заповедей Его не отвергся,/и ризы своя убелил еси в Крови Агнца,/нас ради Страсть подъявша вольную,/подающаго верным рабом Своим//венец жизни нетленныя. И ныне, предпразднства, глас 4: Всечестное Твое рождество: (зри страницу 191). Вход, прокимен дне. Чтения 3 преподобническая (зри страницы 272–273). На литии стихиры, глас 1: Духом Божественным укрепляемь,/явился еси слова Божия великий проповедник,/святе Макарие,/и людей нечестивых исправитель,/и мученик за Христа Спаса дивный,//Егоже моли помиловати души наша. Мира сего суетная отверг,/подвиги духовныя приял еси, Макарие,/и великий светильник верным показался еси,/ко спасению вечному православныя люди приводя,/и смерть за Христа Спаса прияти не устрашился еси,/Егоже моли прощение грехов всем нам даровати//и велию милость душам нашим. Глас 8: Иже по образу соблюдый невредимо,/отче Макарие,/еже по Христове вере,/сопротивился еси терпеливно,/не устрашився мучительскаго прещения,/но духовным мечем того убил еси;/тем дерзновение стяжав к Богу,/спасай чтущия тя от всяких бед,//преподобный страдальче. Слава, глас 3: Спаса Христа измлада возлюбив,/прииде Макарий во обитель Овручскую/и, тамо словесем пророк,/апостол и преподобных поучаяся,/великий просветитель людей православных явися,/послежде же во граде Каневе/безтрепетно душу свою за Христа положи/и венец мученический от Него прият./О сем ведуще, Спасу молимся:/Макария Переяславскаго молитвами, Христе,/настави нас быти в вере нашей тверды//и спасение вечное улучити, Владыко Господи. И ныне, предпразднства, глас 4: Всемирная радость: (зри страницы 191–192). На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся, Церкве Православныя украшение,/благочестия великий подвижниче,/звезде светлая, путь ко Христу показующая,/веры православныя неустрашимый защитниче,/врагов видимых и невидимых устрашение,/воине Спасов, в мужестве неодоленный,/Того моли, блаженне Макарие,//даровати душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На повечерии по трисвятом кондак Триоди. Слава, и ныне, праздника. Полуношницу же поем, по обычаю, с каноном Троичным. На утрени: На Бог Господь, тропарь воскресен дважды. Слава, и ныне, праздника. По кафизмах седальны воскресны с Богородичны их, и чтение во. Евангелии толковом, и полиелей праздника, и тропари: Ангельский собор: Аще ли неделя блуднаго, или мясопустная, или сыропустная: Припеваем и 3-й псалом: На реках Вавилонских: Таже, величание праздника: и седальны праздника, по единожды, и чтение праздника. Степенна гласа. Прокимен праздника: Всякое дыхание: Евангелие праздника. Воскресение Христово: и псалом 50, стихира праздника. Канон воскресен со ирмосом на 4: и Триоди на 4: и праздника на 6. Катавасия праздника, оба лика вкупе. ЗРИ: Аще ли неделя мясопустная: Канон воскресен на 4, и Триоди на 6, и праздника на 4. По 3-й песни кондак, и икос, и седален Триоди. Слава, и ныне, праздника. По 6-й песни кондак праздника и икос. И чтем синаксарий. На 9-й песни поем Честнейшую: Светилен воскресен. Слава, Триоди: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры воскресны 4: и праздника 4, с припевы праздника. Слава, праздника: И ныне, Преблагословенна еси: ЗРИ: Аще ли неделя мясопустная: На хвалитех стихиры воскресны 4, и праздника 4, со Славным, с припевы праздника. И по скончании стихир праздника глаголем стих: Воскресни, Господи, Боже мой: и поем самогласну стихиру Триоди, глас 8: Даниил пророк: Слава, глас 1: Пред очистим себе, братие: И ныне, Преблагословенна еси: ЗРИ: Аще ли неделя сыропустная: На хвалитех поем, якоже в неделю мясопустную, глаголем стих такожде: Воскресни, Господи, Боже мой: и поем самогласну стихиру Триоди, глас 6: Адам из рая отгонится. Слава, глас тойже: Приспе время: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое: тропарь воскресен и обычный отпуст. И исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира Евангельская и час 1-й. На 1-м часе, и на прочих тропарь воскресен: Слава, праздника: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш кондак праздника и Триоди, пременяюще, глаголем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мины, Ермогена и Евграфа. Прокимен, глас 4: Святым, иже суть на земли Его,/удиви Господь вся хотения Своя в них. Стих: Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся. Апостол к ефесеем, зачало 233. Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. 12. Преподобнаго отца нашего Спиридона чудотворца, епископа Тримифийскаго. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней. Апостол ко евреем, зачало 335. Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. 13. Святых великомученик: Евстратиа, Авксентиа, Евгениа, Мардариа и Ореста. Служба им сего месяца в 10 день. 17. Святаго пророка Даниила, и святых триех отроков: Анании, Азарии и Мисаила. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Апостол ко евреем, зачало 330. Аллилуиа, глас 4: Воззваша праведнии, и Господь услыша их. Стих: Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. [зри] Неделя святых Праотец. Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Апостол к колоссаем, зачало 257. Аллилуиа, глас 4: Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его. Стих: Призываху Господа, и Той послушаше их. [зри] Суббота пред Рождеством Христовым. Прокимен дне, апостол к галатом, зачало 205. [зри] Неделя пред Рождеством Христовым, святых Отец. Прокимен, глас 4. Песнь отцев: Благословен еси Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Апостол ко евреем, зачало 328. Аллилуиа, глас 4: Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам. Стих: Спасл еси нас от стужающих нам, и ненавидящия нас посрамил еси. 20. Святаго праведнаго

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sobornik-...

Того же 13-го сентября память свв. мучеников Кронида, Леонтия, Серапиона, Стратоника и Селевка. Святитель на поле пишет: «сии септ. 11-го» и затем далее: «сей Леонтий Леонид есть, иже с св.м. Аскалоном воспоминается декабря 14-го в страдании св. м. Филимона и иже с ним. Тойжде Леонид мнится быти июня 5-го Martyrol. Romanum, iann. 28-го». А 5-го июня, когда память свв. мм. Маркиана, Никандра и между прочим Леонида, Святитель делает к его имени заметку: «Videtur is esse, qui cum s.m. Ascalono commemoratur Decem. 14-o in vita s.m. Филимона et idem videtur esse sept. 13 ibi Леонтием написан», – и опять та же ссылка на Мартиролог Римский 39 . Здесь установить тождество двух памятей помог Святителю Martyrologium Romanum, но в Четиих-Минеях эта работа не сказалась, и там 13-го сентября мы находим память м. Леонтия, а 5-го июня память м. Леонида, вероятно, потому, что Святитель не был вполне уверен в тождестве этих лиц. Первого января память св.м. Василия от Анкиры. Святитель сначала отождествил его с свящ.м. Василием, пресвитером Анкирские церкви, память которого 22 марта, и 1-го января пометил: «сей же святой мнится быти 22-го марта», а в марте 2-го: «сего-ж мню святого ианн. 1-го. Зри о нем Bollandum t. 1. iann. die 2-o, fol. 83 sed. t. 3 Mart, fol. 379 fuse et pulchre». Но потом ему удалось точнее определить личности обоих мучеников, и, сознав свою ошибку, он 22-го марта замечает: «инший то, що ианнуар 1-го et Bolland t. 1, а инший сей. Зри о тех в нашей книзе января 1-го». И в месяцеслове Четиих-Миней 1-го января мы, действительно, находим различение двух Василиев Анкирских, как результат тщательных поисков свят. Димитрия 40 . 21-го января св. Максима исповедника . На поле: «сегож св. августа 13-го зри и служба ему там». А августа 13-го новая заметка: «сегож святого ианнуария 21-го, там и житие его. Теперь перенесение мощей его, а ианнуария успение sic Acta SS. maj t. 1-u in Ephemerid.; iannuario graecorum metrico». Здесь замечательно старание точнее определить, почему дважды почитается память святого; в Прологе перенесение мощей не указано 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если мы обратимся к богослужебным текстам Недели о мытаре и фарисее, то будем поражены однообразием их содержания. Эта тема бесконечно обыгрывается с разных сторон, никаких новых «сюжетов» просто невозможно себе представить, все время говорится только об одном: «Мытаря и фарисея различие разумевши, душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас, оваго же ревнуй благоумиленной молитве и возопий: «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». «Фарисеева убежим высокоглаголания и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя», — все тексты посвящены только одной теме. С одной стороны, можно поражаться искусству гимнографов, сумевших так много раз и так по-разному сказать об одном и том же. А можно подумать о том, что Святая Церковь стремится все глубже и глубже, все тверже запечатлеть в нашем сознании, в нашем сердце смысл этой притчи, бесконечно повторяя его и повторяя… С Неделей о мытаре и фарисее связан также один довольно интересный момент. В главе Типикона, посвященной этому богослужению, есть так называемое «зри шестое». В Типиконе на полях бывает такое слово «зри» — значит, «смотри», «будь внимателен». Таких помет может быть много в одной главе, поэтому они нумеруются, чтобы понять, о каком пункте идет речь. «Зри шестое» содержит такое указание: «Подобает ведати, яко в сей седмице — т. е. седмице, которая следует после Недели о мытаре и фарисее, после этого воскресенья — иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же, монаси, на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яйца в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». Здесь речь идет о посте, установленном в эту седмицу у армян, которые, как известно, придерживаются монофизитской ереси. И вот устроители православного богослужения, православного поста решили самым действенным методом в этом пункте обличить ересь: еретики установили пост, а мы будем есть, мы вообще в эту седмицу поститься не будем даже в среду и пяток, как сказано «развращающе онех веление толикия ереси». Следует, однако, заметить, что пост в седмицу мытаря и фарисея никак не связан с монофизитством и гораздо древнее его. По преданию, свт. Григорий Просветитель, чтобы подготовить армянский народ ко Крещению, повелел всем провести одну седмицу в посте, а в Неделю блудного сына начал Крещение. С тех пор этот пост вошел в обычай, и ничего еретического в нем нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Иконы прочиих угодников Божиих, егда на ня со вниманием взираем, приводят нам в воспоминание житие их богоугодное, подвиги и труды, и нас к подражанию тех поощряют. Того ради иконы святые не точию не возбранены, но и преданы суть нам в почитание. 5-е РАССМОТРЕНИЕ Кто предаде церквам почитати иконы святые? Предаде сам Христос Господь наш, егда, умыв водою пресвятое лице свое, убрусом отре, и изобразися на убрусе том Божественного лица пресвятое подобие, и бысть нерукотворенный образ Христов, егоже посла ко Авгарю князю Эдесскому: о чесом зри пространную иеторию, августа месяца, в 16 день. По Христе Господе предаде святой Евангелист Лука, о нем же в житии его сказуется, яко он первый святых икон писатель бысть, написав живописательным художеством образ пречистой Девы Богородицы, носящия младенца предвечного Господа нашего Иисуса Христа на руку своею, и другие две иконы Богородичны написав, принесе их к Матери Господней, аще угодно ей. Она же, видевши тыя своя образы, проглагола пречистыма устнама своими сице: благодать рождшагося из мене и моя буди с теми иконами. Такожде и святых верховных апостол Петра и Павла изображенья тойже Лука святой на досках написа, и от него по вселенней то доброе и пречестное дело писания икон святых начатся. Воспомянул есть и Дамаскин святый о Лукином иконописательетве, глаголя: зри ми и благовестника и апостола Луку, не пречистой ли приснодевы Марии честную икону написа, и к Феофилу отпусти 219 ? Еще же и о другой иконе Христовой во историях церковных повествуется, яко жена, яже прикосновением ризы Христовы от кровоточения исцеле, подобие телесного образа и возраста Христова содела от камене, и в Финикии, во отечестве своем, во граде, Панеада именуемом, на месте нарочите постави: под ним же растущая трава и былие недуги целяше 220 . Той образ Христов на месте оном стоящ бяше даже до царства Юлиана отступника. Юлиан же низверг образ Христов, свой образ или идол на месте оном постави, и абие молиия с небеси ударивши, сокруши в прах идола Юлианова. Пишет о том Георгий Кедрин историограф Цареградский в Синопсии о Юлиановом царстве 221 ; и Никифор Каллистов в книге 10-й, глава 30; и Ермий Созомен , книга 5, глава 20. О том же зри в житии святого мученика Артемиа, октября месяца в 20 день 222 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По входе – тропарь праздника: «Благообразный Иосиф...», тропарь воскресный: «Егда снизшел еси...», тропарь праздника: «Мироносицам женам...», тропарь храма Богородицы, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак праздника: «Радоватися мироносицам...». Примечание. Тропарь и кондак храма святого не поются, так как совершалось всенощное бдение. Прокимен и аллилуиарий – праздника Триоди (см. на Литургии в Неделю мироносиц) и великомученика. Апостол – дня и великомученика. Евангелие – дня (и великомученика) . Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и великомученика: «В память вечную...». Примечание. «На трапезе утешение братии» (Типикон, 23 апреля). 1 Празднование в честь второго обретения списка Иверской иконы Божией Матери внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 27 мая 2012 года и согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июня 2012 года. 2 Ср.: Типикон, 23 апреля; гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 722–727. 3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Недели мироносиц) включить славник Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 5 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися...»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 7 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 8 Пение Богородична, а не песнопения праздника допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом). Однако пение на «И ныне» седальна праздника Триоди предпочтительней пения Богородична Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-06/

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа. 15 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368. 16 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368). 17 Ср.: Типикон, 7 августа, 4-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. 18 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благословенную нарекий…». 19 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. 20 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть...», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба...» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов). 21 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце». 22 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-23/

17 В лето 1177, при царе Мануиле Комнине был собор в Константинополе, под председательством Луки патриарха, которым определилось, чтобы агарянских детей и православных священников без веры крещенных паки крестили, о чем зри 8-ю надпись первой книги Севаста Арменополя и 3-ю главу сост. 1 Матфея Правильника. 18 Пафнутий Казанский обвинял Антония за то, что в изданное и распространенное им «Чиноприятие» от Великороссийской церкви приходящих он внес проклятия на разделяющих: а) выраженное в Скрижали учение о причастности Пресвятой Девы Марии первородному греху и б) упоминаемое в «Жезле» мнение о зачатии человеческом. Приведенным здесь выражения Пафнутия относились собственно к этому второму проклятию. 19 Зри ниже, в отдельном примечании, под буквой, а некоторые слова, взятые буквально из служебных миней Иосифовских. 20 Зри ниже, в отдельном примечании, под буквою б некоторые к сему относящиеся тексты св. отец взятые буквально. 21 Пафнутий разумеет здесь приложенное к его замечаниям «Пояснение на 2-ю статью» (см. Соврем, лет. раск. вып. II, стр. 23). 22 Разумеется, Давыд Антипов, московский раскольник поповского согласия, подобно Антонию зараженный беспоповскими мнениями: по издании Окружного Послания, он стал во главе московских противуокружников. 23 Такой же, как Давыд Антипов, и даже горной изувер, бывший главою заграничных противуокружников. 24 Обвинение состояло в том, что Антоний, вопреки Филаретовскому Потребнику, при поставлении в попы и Законы приказывал обводить поставляемых вокруг престола не «якоже каждение бывает», т.е. не против солнца, а послан, чтобы угодить раскольникам. 26 В этом примечании Антоний является союзником иезуита Гагарина, в своей французской книжке «Русская церковь и непорочное зачатие» сделавшего такое же собрание текстов из богослужебных книг в доказательство, что якобы российская церковь издревле принимала учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии (См. об этой книжке наши замеч. в Душеп. Чт. 1879). Покойный Гагарин был бы очень рад, если бы знал о настоящем сочинении Антония; он, без сомнения, приветствовал бы в раскольническом лжеепископе своего союзника и единомышленника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010