В сент. 1256 г. А. В. совместно со св. Фомой Аквинским защищал в Ананьи перед папой Александром IV нищенствующие ордена от нападок парижских теологов из числа белого духовенства. Вернувшись из Италии, А. В. в 1258 г. вновь преподавал в Кёльне. В 1259 г. на генеральном капитуле ордена в Валансьене он был среди тех, кто добился включения философии и естественнонаучных дисциплин в учебный план орденских школ, что имело огромное значение для дальнейшей рецепции наследия Аристотеля и в конечном счете для судеб католич. богословия. 5 янв. 1260 г. папа Александр IV назначил А. В. епископом Регенсбургским; но, отправившись к папскому двору уже в 1261 г., А. В. по личной просьбе был в 1262 г. освобожден от сана Урбаном IV , поручившим ему в февр. 1263 г. проповедь крестового похода против вальденсов в Германии и Чехии. По завершении этой миссии А. В. в 1264-1267 гг. жил в Вюрцбурге, где его брат Генрих был приором доминиканцев, а в 1267/68-1270 гг.- в Страсбурге. Приглашение генерала ордена переехать в Париж (1269) А. В. отклонил по причине преклонного возраста, но согласился вернуться в Кёльн (1270/71). В 1274 г. А. В. принял участие в Лионском II Соборе , на к-ром он обратился к папе с предложением признать избранного нем. кор. Рудольфа Габсбурга (1273-1291), а в 1277 г., согласно актам о канонизации Фомы Аквинского, защищал в Париже его учение. Труды А. В., стремившегося к полноте и универсальности знания, обнимают практически все сферы совр. ему науки. В критическом издании под редакцией Б. Гайера и др., насчитывающем 37 томов, сочинения А. В. подразделяются на 4 группы: богословские, философские, естественнонаучные и эпистолярные. Из сохранившихся трудов А. В., по-видимому, наиболее ранним, еще почти не испытавшим на себе влияния Аристотеля, является незавершенный трактат поучительного содержания «De natura boni» (О природе блага - 30-е гг. XIII в., до 1243), в к-ром видное место отводилось мариологии . В Париже А. В. приступает к глубокому изучению трудов Аристотеля, что нашло выражение в его разделенных на вопросы (quaestiones) суммах, посвященных таинствам («De sacramentis»), христологии («De incarnatione»), эсхатологии («De resurrectione» - не завершена), творению мира и человека («De quattuor coaequaevis», «De homine» - вместе как «Summa de creaturis»), наконец, вновь сущности блага («De bono» - не завершена).

http://pravenc.ru/text/115902.html

В 1899 г. папа Лев XIII предложил южноамер. епископам периодически собирать общее совещание для решения возникавших вопросов, касавшихся деятельности Церкви в Лат. Америке. В 1908 г. в Боготе впервые собралась Конференция католич. епископов (15 колумбийских иерархов под председательством архиеп. Бернардо Херрера Рестрепо). Вплоть до 1965 г. конференция проводилась раз в 3 года, решая вопросы о защите священников, проблемы католич. общин и проч. В 1996 г. Св. Престол утвердил Устав Конференции католич. епископов К. На 1-ю пол. XX в. пришлась активизация деятельности протестант. церквей в К. В 1906 г. начала работу миссия Евангелического альянса, в 1908 г.- Союз миссионеров Евангелия. В 1921 г. в К. появились адвентисты, в 1925 г.- представители Камберлендской пресвитерианской церкви, в 1929 г.- Армия спасения. Проповедники др. протестант. деноминаций (напр., пятидесятники) прибыли в К. в 30-х гг. XX в. Однако протестант. миссионеры столкнулись с противодействием со стороны гос-ва, в к-ром были сильны связи с католической Церковью. Только в 1930 г. протестантские миссии получили гос. признание и возможность открывать собственные храмы и школы. В нач. XX в. наблюдался рост экономики К.: строились железные дороги, разрабатывались новые месторождения драгоценных металлов, создавались предприятия текстильной промышленности и т. д. Засилье иностранного капитала (США, Великобритания и др.) вызывало недовольство колумбийцев и привело к волне забастовок в 20-х гг. XX в. Ставший президентом в 1934 г. представитель левых либералов А. Лопес Пумарехо приступил к реформам, направленным на смягчение последствий мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Поправки к конституции предусматривали признание прав рабочих на забастовку, создание профсоюзов, введение 8-часового рабочего дня, ежегодных оплачиваемых отпусков, пособий по болезни и безработице. Одновременно правительству предоставлялась возможность вмешательства в экономику в целях регулирования производства и распределения промышленной продукции.

http://pravenc.ru/text/1841810.html

За XVI в. площадь М. увеличилась не менее чем в 20 раз. В кон. XVI в. она имела уже 4 пояса укреплений, т. к. ее обнесли еще 2 линиями стен (Белый и Земляной город), замкнув в кольцо. Укрепления и пересекшие их дороги сформировали новую систему планировки М. как столицы, к-рая и в наст. время влияет на развитие города. Горожане (купцы, ремесленники, воины) стремились жить ближе к центру города, но М. целенаправленно заселяли жителями присоединяемых земель, наделяя их участками под усадьбы (при раскопках обнаружены надгробия, на которых упоминается «веденец», с указанием места происхождения). Планировка зон, где селили «переведенцев», образует сравнительно четко нарезанные кварталы с прямыми улицами и не похожа на сеть средневековых улочек XIII-XV вв. Третьяковские ворота и Птичья башня Китай-города. Фотография. 2015 г. Третьяковские ворота и Птичья башня Китай-города. Фотография. 2015 г. Дольше других сохранялись стены Китай-города (основная часть разобрана в 20-30-х гг. XX в. в связи с реконструкцией трасс и со строительством в Зарядье). Их фрагменты сохранились до наст. времени (Китайгородский проезд и район Никольской ул.), но в основном их субструкции скрыты под землей (малая их часть обозначена в строящемся парке «Зарядье»). Разборке стен Китай-города предшествовали реставрационные работы, причем в районе площадей Лубянской и Театральной детально обмерили фундаменты, найдя в одном из тайников стены «клад» XVII в.- шелковый охабень. Неоднократно предпринимались археологические исследования субструкций и позже. Последние работы (2006-2007, 2014-2016) показали хорошую сохранность фундаментов в москворецкой части, дав возможность изучить изощренную строительную технику. Следов деревянной стены, к-рая, согласно летописи, предшествовала каменной, пока не обнаружено. Белый город разобрали в 1783 г. «за ветхостью и ненадобностью». Участки его стен открывали при строительстве 1-й линии метро (у ст. «Кировская» (ныне «Чистые пруды») и у Арбатских ворот). В 80-90-х гг. XX в. в Чертолье вдоль набережной Москвы-реки были открыты наружный панцирь стены (облицовка из камня высотой до 7 блоков на протяжении почти 50 м) и основание массивной проездной Всехсвятской башни (ширина 23,5 м) с остатками проема, сохранившего металлические детали крепления ворот. Участок стены прослежен и на Трубной пл., где от наружного панциря сохранилось 9 рядов гладкотесаных блоков; там же исследовано бревенчатое крепление берега и плотины на р. Неглинной в месте пересечения ее с крепостным валом. В 2000-х гг. раскрыто основание прясла в зоне Хохловской пл., к-рое законсервировано (планируется демонстрация; в кладке обнаружены вторично использованные фрагменты с резьбой ренессансного типа кон. XV в.). В 2016 г. часть стен и башня Белого города затронуты при охранных работах на Тверской пл.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Почайне. Две другие границы района были определены топографическими факторами - киевской грядой и р. Почайной, к-рая впадала в Днепр, образуя гавань. Площадь Подола древнерус. времени достигала 180-200 га. За укреплениями посада размещались усадьбы «предградья», тянувшегося вдоль дороги на Дорогожичи (к Кирилловскому мон-рю) и далее к переправе на Вышгород. На основании данных, полученных в результате раскопок, был открыт Подол XI-XIII вв. (работы 1950 (Богусевич) и 1971-2013 гг. (Толочко, Гупало, Г. Ивакин, Сагайдак, Зоценко и др.)). Особенность культурного слоя Подола заключается в хорошей сохранности ископаемого дерева и соответственно деревянных построек в отличие от остальных районов древнего города. Достаточно мощный культурный слой (4-10 м) простирался от Почтовой пл. до ул. Введенской (вероятно, линия «столпия» на северо-западе). Наибольшая мощность слоя - в историческом центре Подола, на Контрактовой пл. (10 м). Здесь находились и наиболее крупные зафиксированные усадьбы - до 900 кв. м. Древнейшая дендродата сооружений нижнего строительного горизонта - 913 г. Предматериковый слой относится к IX в. Под Замковой горой его мощность не менее 14 м (ниже пройти не удалось из-за грунтовых вод). Дендрохронология на этом участке дает древнейшую дату - 887 г. Закладка храма Успения Пресв. Богородицы Пирогощей. Радзивиловская летопись. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 35) Закладка храма Успения Пресв. Богородицы Пирогощей. Радзивиловская летопись. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 35) В X-XIII вв. на Подоле были гл. обр. срубные жилые и хозяйственные постройки, район имел произвольную поусадебную застройку. Планировка была не регулярной, а полурадиальной, приспособленной к природным факторам, основными из к-рых являлись горы, гавань, речки и ручьи (Новое в археологии Киева. 1981; Сагайдак. 1991). С 945 г. известна ул. Боричев спуск (часть совр. Андреевского спуска), к-рая соединяла Верхний город (через Подольские ворота) с Подолом. Ширина зафиксированных улиц - 6 м, переулков - 3 м.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Второй слав. полный перевод «Собеседований...» был выполнен в Болгарии в 1-й пол. XIV в. или при болг. царе Иоанне Александре (1331-1371) в тырновской книжной школе и сохранился не менее чем в 20 кодексах, самый старший сер. XIV в. (РНБ. Q.I.275). Традиция этого перевода не исследована. Третий среднеболг. перевод этого типа П., выполненный также в XIV в. в Болгарии, содержит ок. 30 рассказов (в основном из 3-й и 4-й книг «Собеседований...») в составе Сводного П., 20 глав этого перевода совпадают с греч. сб. «Евергетин» (см. выше). Поскольку болг. перевод включает нек-рые рассказы, отсутствующие в «Евергетине», а визант. автор использовал только 15 произведений из Синайского П. (представленных в Сводном П.), не исключено, что визант. и болг. книжники использовали общие источники. Он издан в лат. транскрипции по серб. рукописи сер. XIV в. (Vindob. slav. 42) и 3 болг. спискам сер. и 2-й пол. XIV в. ( Birkfellner. 1979. 2 Bd.). Язык перевода не исследован. Египетский П. включает перевод почти всех рассказов и поучений из «Истории египетских монахов» и части «Лавсаика». В этом типе П., сформировавшемся, вероятно, в процессе перевода, представлены ок. 60 глав, в к-рые входят ок. 100 произведений. Его рукописная традиция не изучена. Вероятно, он был переведен в Вост. Болгарии в нач. или в 1-й пол. X в. Древнейшая болг. рукопись 30-х гг. XIV в. содержит главы 2-20 из 2-й ч. (ГИМ. Увар. 1771/510 (Цар. 363)). В языке списка 1493 г. сохранились старослав. элементы и проболгаризмы (РГБ. Ф. 304.I. 710). Сводный П. не является переводом к.-л. греч. сборника и включает ок. 250 отредактированных рассказов и поучений о жизни подвижников, выбранных из Скитского, Азбучно-Иерусалимского и Синайского П. и «Лавсаика», вероятно, был составлен болг. книжниками не позже кон. XIII в. Этот тип П. получил широкое распространение в болг. книжности: ранние списки относятся к сер. XIV в. Нарративная часть Сводного П. ( Николова. 1980) издана по 5 полным болг. спискам: сер. XIV в. (Ath. Zogr. 83), 40-50-х гг. XIV в. (ГИМ. Хлуд. 237), 2-й пол. XIV в. (Ath. Chil. 418; НБКМ. 1036) и 70-80-х гг. XIV в. (ГИМ. Син. 949); к изданию не был привлечен среднеболг. список посл. четв. XIV в. (БАН. 12.3.9. 9; см.: Сергеев. 2017. С. 26-40. 7).

http://pravenc.ru/text/2579738.html

Куза А. В., Соловьева Г. Ф. 1972, с. 146–153. Хотомель , Брестская область, Беларусь. Городище на конце песчаной дюны среди болотистой равнины. Почти круглая площадка городища (30 х 40 м) окружена углублениями в виде прерывающегося ровика и отдельных корытовидных ям. По обломкам лепной посуды и трехлопастному наконечнику стрелы углубления относятся к VII в. Углубления перекрыты углистым слоем толщиной 20 см, насыщенным обломками лепной и гончарной посуды, многочисленными вещами VIII–X вв. На слегка повышающейся в центре площадке городища нет культурного слоя и находится несколько ям. В подножии окружающего городище вала залегает слой угля и обгоревшего дерева. Кухаренко Ю. В., 1957, с. 90–97; 1961, с. 8, 9, 22–23. Хутынь , Новгородская обл., Россия. Круглая площадка, окруженная кольцевой кладкой из больших камней. Внутри находится яма, обложенная камнями и перекрытая горелым слоем с костями животных. Конецкий В. Я., Носов Е. Н., 1985, с. 32. Шапырево , Смоленская обл., Россия. Городище находится среди болот. Овальная площадка (14 х 9 м) окружена двумя концентрическими валами и рвом (ширина рва 4 м, глубина 0,4 м), на дне которого лежат обожженные камни, уголь, зола. Центральная часть площадки окружена кругом столбовых ям и вдоль него земля покрыта углистым слоем, а под насыпью вала проходят две параллельные канавки. Найдены черепки IX–X и XII–XIII вв. (рис. 7, 3). Седов В. В., 1962, с. 60; Третьяков П. Н., Шмидт Е. А., 1963, с. 125–129. Шлонжа , Польша. Гора среди холмистого массива, возвышающегося над силезской низиной, покрыта лесом, выступающими скалами и камнями. По ее вершине и склонам проходят каменные валы, основа которых относится к лужицкой культуре (конец гальштата – начало латена). Верхняя часть валов обожжена, найдены здесь раннесредневековая керамика и вещи. На внутренней площадке (120 х 60 м) культурный слой отсутствует. На вершине и склонах стоят многочисленные каменные изваяния и на камнях выбиты знаки в виде косого креста. Среди керамики, собранной на городище, большая часть принадлежит к эпохе бронзы и раннего железа (66,5 %), к периоду позднего латена и римскому времени относится 1,3 %, к раннему средневековью – 1,9 % и к XI–XIII в. –10,4 %. Исследования на Шлонже проводились с перерывами начиная с 1903 г., особенно интенсивно – в 1949–1956 гг. и позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИЗАВЕТА Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини Св. Елизавета Тюрингская. Роспись Нижней ц. Сан-Франциско в Ассизи. Ок. 1325 г. Мастер Симоне Мартини [Елисавета; Елизавета Тюрингская, Венгерская; лат. Elisabeth, Elyzabeth; нем. Elisabeth von Thüringen; венг. Türingiai Erzsébet; англ. Elizabeth of Hungary] (7.07.1207, Шарошпатак, ныне Венгрия - 17.11.1231, Марбург, ныне Марбург-ан-дер-Лан, Германия), св. католич. Церкви (пам. 17 нояб.), ландграфиня Тюрингии. Источники К 30-м гг. XIII в. относится краткое описание чудес и исцелений, к-рые совершались у гробницы Е. (BHL, N 2488b). В 1232 г. в рамках подготовительного этапа процесса канонизации были собраны показания 60 свидетелей подобных чудес (BHL, N 2489). В качестве приложения к этому документу духовник Е. Конрад Марбургский составил краткое описание последних лет ее жизни (ок. 1226-1231), известное как «Summa vitae» или «Brevis narratio de vita» (BHL, N 2490). В ходе работы первой комиссии, рассматривавшей вопрос о канонизации тюрингской ландграфини, Римскому папе Григорию IX было направлено обширное описание чудес Е. (Epistola examinatorum miraculorum S. Elyzabeth ad dominum papam - BHL, N 2491). В 1235 г. была создана новая комиссия, к-рая полностью пересмотрела материалы о Е. и послала в Римскую курию дополненный список чудес (Miracula felicis Elyzabeth - BHL, N 2491d). Тогда же был проведен опрос служанок Е., чьи рассказы легли в основу наиболее известных легенд о жизни святой. Более ранняя, краткая версия рассказов - «Dicta quattor ancillarum» (Показания четырех служанок) и позднейшая, более пространная - «Libellus de dictis quattor ancillarum» (Книжица о том, что сказали четыре служанки) сохранились в ряде рукописей XIII в. (BHL, N 2493). Повествование о жизни Е. делится на 4 части (рассказ о детстве, семейной жизни, вдовстве и деятельности в основанном ею госпитале в Марбурге) и изобилует цитатами из высказываний Е. в форме прямой речи. Составитель «Libellus...» распределил описанные в «Dicta...» события в хронологическом порядке, снабдил повествование прологом и эпилогом, а также богословским комментарием и рассуждениями личного характера. Благодаря этому «Libellus...» стала одним из образцов средневек. лат. агиографии.

http://pravenc.ru/text/189793.html

XIV в.- бегардов и бегинок , свободного духа братьев , спиритуалов , составлявших радикальное крыло францисканцев, и др. Со 2-й четв. XIV в. деятельность франц. И. стала менее активной, чем в предыдущие годы, из-за сокращения числа еретиков в связи с уничтожением основных очагов альбигойской ереси, из-за финансовой убыточности (конфискация имущества осужденных перестала покрывать затраты), а также из-за тягот Столетней войны (1337-1453). Кроме того, слабость папства в период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378) и последовавшая за ним схизма в католической Церкви (1378-1417) способствовали подчинению доминиканской И. франц. короне: из-за конфликтов с местной королевской администрацией (сенешалями) инквизиторы обращались за помощью к королю и со временем стали нуждаться в постоянном покровительстве монарха и Парижского парламента. Имели место назначения инквизиторов королем, а не Римским папой. Франц. И. участвовала в крупных средневек. политических процессах: против ордена тамплиеров , обвиненного в ереси (в 1307-1314) и уничтоженного по политическим и финансовым причинам, и против Жанны д " Арк (в 1431), обвиненной в ереси по заказу англичан. Италия В Сев. Италии (Ломбардии), в частности в Милане, находился один из центров катарской ереси; здесь также получила распространение ересь вальденсов, а в кон. XIII - нач. XIV в. под влиянием францисканцев-спиритуалов возникли многочисленные еретические движения: фратичелли и т. н. апостольских братьев, сторонников Дольчино . Политическая раздробленность итал. гос-в и постоянные конфликты между гвельфами и гибеллинами, сторонниками Римского папы и герм. императора, осложняли организацию регулярного преследования еретиков в Италии. В нач. 30-х гг. XIII в. папа Григорий IX поручил розыск еретиков представителям нищенствующих орденов, и нек-рые инквизиторы проявили чрезвычайную активность, работая с продуктивностью трибуналов (напр., мученически погибший в 1252 инквизитор Ломбардии Петр Веронский (впосл. канонизирован Римско-католической Церковью)).

http://pravenc.ru/text/1788153.html

Усиление власти Манфреда в Центр. и Сев. Италии, а также узурпация им королевского титула привели к обострению отношений с Папским престолом. В 1265 г. папа Климент IV передал права на сицилийский трон Карлу, гр. Прованса, Анжу и Мена. В 1266 г. коронованный в Риме Карл Анжуйский одержал победу над войсками Манфреда в битве при Беневенто. После гибели Манфреда Карл почти беспрепятственно захватил Сицилийское королевство. Но его власть оставалась нестабильной: на Сицилии и в Лучере началось восстание, поддержанное мусульманскими правителями Сев. Африки и гибеллинской Пизой. В свою очередь восстание в Риме вынудило папу Климента IV, союзника Карла, бежать из города. Слабостью Карла Анжуйского и папы Римского пытался воспользоваться внук Фридриха II, Конрадин. В 1268 г. он вступил в И. и при поддержке гибеллинских городов быстро достиг Рима. Однако в битве при Тальякоццо его войско было разбито, Конрадин попал в плен и вскоре был казнен в Неаполе. Эта победа упрочила положение Карла Анжуйского в Сицилийском королевстве и способствовала установлению гегемонии гвельфов в И. В 70-х гг. XIII в. политика Карла Анжуйского была направлена на расширение влияния за пределами Апеннинского п-ова. Внутренняя структура Сицилийского королевства и способы управления остались прежними, но социальный и этнический состав чиновников изменился: в 1-й пол. XIII в. чиновничество состояло в основном из уроженцев континентальной И., с приходом к власти Карла Анжуйского среди должностных лиц увеличилось число выходцев из Юж. Франции и Сев. Италии. Политический центр королевства сместился из Палермо в Неаполь. Военные действия, которые Карл Анжуйский вел за пределами И., вызвали усиление налогового гнета и рост недовольства королевской политикой, что стало причиной мятежа сицилийской знати - т. н. Сицилийской вечерни (30 марта 1282). Восставшие бароны и горожане предложили престол Сицилийского королевства кор. Педро III Арагонскому (1282-1285), который благодаря браку с дочерью кор. Манфреда, Констанцией Сицилийской, мог претендовать на корону. Ни Карл Анжуйский, к-рый в это время вел военные действия на Балканах, ни папа Мартин IV (1281-1285) не смогли подавить восстание. В сент. 1282 г. Педро III высадился на Сицилии. После коронации в Палермо он, надеясь окончательно вытеснить Карла Анжуйского из И., переправился в Калабрию. Для ослабления позиций Педро III папа Мартин IV предложил корону Арагона (арагонские правители были вассалами папы Римского) 14-летнему сыну французского короля Карлу Валуа и объявил крестовым поход Карла Валуа в Испанию. Успешные действия арагонской армии и флота в И. и Испании привели к тому, что Педро III сохранил власть на Сицилии, а наследник Карла, буд. Карл II, оказался в плену. Континентальная часть Сицилийского королевства по-прежнему подчинялась ему, но до его освобождения из плена (1289) находилась под управлением гр. Робера II Артуа.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

«Аноним I Ла Фажа» («Сен-Марсьяльский аноним»), 2-я пол. XII в., инципит «Quoniam de canendi scientia» (Так как о пении знание) (Firenze. Biblioteca Nazionale. II. I. 406. (olim Magliab. XIX. 19). Fol. 1-5, XV в.; опубл.: Seay A. An Anonymous Treatise from St. Martial//Annales musicologiques. P., 1957. Vol. 5. P. 13-42; The Theory of Music. Vol. 2. P. 33-34; Fuller S. An Anonymous Treatise, dictus de Sancto Martiale//Musica disciplina. R., 1977. Bd. 31. P. 5-30). Содержит описание техники мелизматического органума и техники «нота-против-ноты», первое упоминание о дисканте. «Аноним IV Кусмакера» с неподлинным заглавием «De mensuris et discantu» (О мензурах (длительностях) и дисканте), ок. 1272-1280 гг., инципит «Cognita modulatione melorum» (По изучении пения (соразмерности, ритма) мелодий) (Lond. Brit. Lib. 12. C. VI, XIII в. Fol. 59r - 80v; Cotton Tiberius B. IX. Fol. 215-224, XIV в.; опубл.: Reckow F. Der Musiktraktat des Anonymus 4. Wiesbaden, 1967. Bd. 1. S. 22-89. (Beihefte zum Archiv für Musikwissenschaft; Bd. 4/5)). Содержит учение о мензуральной нотации , о технике композиции (рассматриваются органум, копула, дискант и др. формы). «Аноним XIII Кусмакера» с неподлинным заглавием «Traitié de deschant» (франц.- Трактат о дисканте), ок. 1400 г., инципит «Qui veult savoir l " art de deschant» (Кто хочет знать искусство дисканта) (Paris. lat. 14741 (olim St. Victor. 665). Fol. 8v - 9v; опубл.: Coussemaker. Scriptorum. Vol. 3. P. 496-498). Впервые в этом трактате упоминается термин «аккорд» (acor). Визант. и древнерус. сочинения, аналогичные зап. А., частично рассматриваются в ст. «Азбука певческая» . Изд.: Gerbert. Scriptores; Coussemaker C. -E. -H. de. Histoire de l " harmonie au moyen âge. P., 1852. Hildesheim, 1966r; idem. Scriptorum de musica medii aevi. N. S. P., 1864-1876. 4 vol. Mil., 1931r; The Theory of Music from the Carolingian Era up to 1400: Descriptive catalogue of manuscripts. [Vol. 1]/Ed. by J. Smits van Waesberghe. Münch., 1961; The Theory of Music: Manuscripts from the Carolingian Era up to c. 1500. Münch.; Duisburg, 1968. Vol. 2: Italy/Ed. by P. Fischer; Vol. 3: Federal Republic of Germany/Ed. by M. Huglo. Münch., 1986; Vol. 4: Great Britain and the USA/Ed. by M. Huglo, Chr. Meyer, N. C. Phillips. Münch., 1992; Vol. 5: Czech Republic, Poland, Portugal and Spain/Ed. by K.-W. Gümpel, Chr. Meyer, E. Witkowska-Zaremba. Münch., 1997. (RISM; B III. Vol. 1-5); Bernhard M. Clavis Gerberti: Eine Revision von M. Gerberts «Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum». Tl. 1. Münch., 1989. (VMK; Bd. 7); idem. Clavis Coussemakeri//Quellen und Studien zur Musiktheorie des Mittelalters. Münch., 1990. Bd. 1. S. 1-36. (VMK; Bd. 8); Mathiesen T. J. , Slemon P. Thesaurus Musicarum [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/115662.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010