Главным источником сведений о Владимире Святославиче является древнерусский летописный свод нач. XII в.- Повесть временных лет (ПВЛ), которая объединяет летописные заметки и ранние житийные предания о князе. Однако этот корпус сведений сложился, несомненно, раньше, т. к. частично он содержится в Начальном своде, созданном, по весьма основательной гипотезе А. А. Шахматова, в 90-х гг. XI в. и отразившемся в Новгородской I летописи младшего извода. По-видимому, к нач. XII в. в своей основе также относится Память и похвала Иакова Мниха, которая в Краткой редакции является древнейшим собственно житийным произведением о Владимире Святославиче, включившим в себя сверх того древний краткий летописчик со сведениями, иногда заметно отличающимися от ПВЛ. В рукописной традиции более распространено др. Житие Владимира Святославича, среди многочисленных списков которого исследователи выделяют 4 древнейших разновидности (помимо смешанных компилятивных форм): Проложное житие (старшие списки относятся к XIII в., само житие, возможно, составлено в 3-й четв. XII в.); «Обычное житие», существующее в Пространной (древнейший список - Мусин-Пушкинский 1414 г.) и Краткой редакциях (старшие списки - нач. XVI в.); «Слово о том, како крестися Владимир, возмя Корсунь» (в составе Киево-Печерского патерика Феодосиевской редакции и в отдельных списках 1-й пол.- сер. XV в.), Легендарное житие (в Плигинском сб. XVII в., памятник, вероятно, старше 1-й пол. XV в.). Рассказ «Обычного жития» в целом совпадает с летописным, хотя более сжат (отсутствуют «Речь философа» и др.), в то же время он содержит некоторые неизвестные летописи детали (послы Владимира Святославича пребывают в Царьграде 8 дней, осада Корсуня длится 6 месяцев и т. п.), а также заключительный молитвенный призыв к равноап. Константину и Владимиру Святославичу избавлять от бед «люди... греческыя и рускыя». Житийные тексты о Владимире Святославиче изданы и изучены недостаточно, поэтому нельзя с определенностью ответить на вопрос, зависит ли житийный рассказ от летописного, или же они перерабатывают какой-то общий источник. Некоторые отсутствующие как в ПВЛ, так и в Житии детали о Крещении Владимира Святославича и киевлян находятся в разных редакциях Проложного жития Владимира Святославича Т. н. Церковный устав князя Владимира, дошедший в многочисленных редакциях, которые восходят, согласно Я. Н. Щапову, к общему архетипу XII в., имеет в первоначальной основе установления эпохи Владимира Святославича

http://pravoslavie.ru/38465.html

В 1371 г., после неудачного восстания против власти литовцев в пользу Москвы, к-рое было поддержано Киевским митр. св. Алексием и не названным по имени местным епископом (РИБ. Т. 6. Прил. 24. Стб. 136-138), Брянская земля в Великом княжестве Литовском вместо наместничества вновь была сделана княжеством (Гомей являлся его частью), к-рым в 70-х гг. XIV - 1-й четв. XVI в. преимущественно владели правосл. князья. Возможно, Гомей до нач. 90-х гг. XIV в. принадлежал племяннику Ольгерда кн. Федору Кориатовичу. В сер. XIV в. расположенные по соседству с Гомейской вол. земли (с городами Свислочь, Любошаны, Бобруйск, Кричев, Пропойск, Чичерск, Горволь, Речица, Мозырь, Бчичь) оказались в числе литов. великокняжеских владений. (В кон. XIV - нач. XV в. Гомель (Гомин), Пропойск (Пропошеск), Речица, Рогачёв, Стрешин, Чичерск и др. были названы в списках «всим градом рускым, далним и ближним» в числе киевских городов.) С 1358 г. они зависели от «ключей» виленского и трокского, а также от великокняжеской казны - «скарба». В кон. XIV в. здесь появились владения католич. Виленского капитула - 3 апр. 1399 г. его каноники от имени литов. вел. кн. Витовта получили жалованную грамоту на владение «вечно, непорушно» Березынской землей (на границе между друцкими и гомийскими землями, находилась ранее в держании у правосл. кн. Юрия Толочко) (АЗР. Т. 1. 15. С. 28). Такого рода пожалования производились и позднее. Между 1399 и 1401 гг. Ср. Посожье с согласия кор. Владислава (Ягайло) было отдано литов. вел. кн. Витовтом своему младшему брату католику Сигизмунду Кейстутовичу. В состав его владений вошли среди др. городов замки Гомей и Речица (Vitoldiana. N 7. S. 11-12). В 1432-1439 гг., после перехода Сигизмунда Кейстутовича на литов. великокняжеский стол, Гомей управлялся его наместниками, в 40-х гг. XV в. отдельные земли были даны представителям правосл. и католич. шляхты. В 1446-1447 гг. вел. кн. Казимир IV Ягеллончик пожаловал Брянск, Стародуб, Гомей и Мстиславль кн. Василию Ярославичу - стороннику Василия II Васильевича , бежавшему из Москвы от вел. кн. Димитрия Юрьевича Шемяки. Позднее эти земли, кроме Мстиславля, отошли вел. кн. Свидригайло, к-рый владел ими до смерти в 1452 г.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Один монах умер, а остальные получили сроки заключения от 2 до 5 лет ( Троицкий П. В. Русские на Афоне, XIX-XX вв. М., 2003. С. 94). В 1943 г., по воспоминаниям бывш. послушника З. свящ. Атанаса Илиева из с. Душева близ Севлиева, в обители было 57 монахов и послушник (из них 36 из Македонии и Сев. Греции, 14 из Болгарии и 3 из Бессарабии). В послевоенные годы известно только общее число болг. монахов во всех афонских мон-рях: в 1954 г.- 36 ( Цанков. 1954. С. 311-312), в 1956 г.- 29 ( Просвирнин. 1974. С. 5). В списке насельников З., составленном 29 янв. 1957 г. игум. архим. Прокопием для Болгарского Патриарха Кирилла (Константинова), перечислено 27 чел. (все преклонного возраста, самому молодому 40 лет), но во время визитов болг. Предстоятеля в мон-рь в 1962 г. было 18 монахов преклонного возраста, в 1963 г.- уже 12 ( Николай (Кожухаров), еп. Св. Гора - Атон//ДК. 1963. 7/8. С. 20). По др. данным, в 1959 г. братии было 21 чел., в 1968 г.- 15, в 1971 г.- 11 чел. ( Просвирнин. 1974. С. 5; Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 168-171). В 1991 г. в З. проживали 12 монахов ( Димитров И. Зографските монаси през последните десетилетия//Светогорска обител Зограф. Т. 1. С. 60-61). Рукописное собрание З. в наст. время составляют 320 слав. рукописей XI-XX вв. (из них в печатном каталоге б-ки описано 286 - см.: Райков и др. 1994). Оно является 2-м после хиландарского по количеству и значению на Афоне. Среди ранних (до XVIII в.) кодексов преобладают рукописи болг. извода (для XV-XVII вв. значительно число книг, написанных с использованием этой орфографии в Молдавии и Валахии), имеются также сербские (разграничение рукописей XV-XVII вв., написанных по ресавской орфографии, на сербском и болгарском представляет значительную сложность) и восточнославянские (как великорусские, так и украинско-белорусские). Точное место написания большинства рукописей неизвестно. Ядро собрания сформировалось не ранее 2-й четв.

http://pravenc.ru/text/199949.html

Лев (символ евангелиста Марка). Миниатюра из Евангелия Хитрово. Ок. 1400 г. (РГБ. Ф. 304. III. 3/М. 8657. Л. 80 об.) Перечисленные Евангелия вышли из московского скриптория при митрополичьей кафедре, возглавляемого в кон. XIV - нач. XV в. протодиак. Спиридоном (Спиридонием), к-рого Н. Б. Тихомиров и Г. И. Вздорнов ( Вздорнов. 1978. С. 24-26) ошибочно считали одним из писцов Е. Х. Источником ошибки Тихомирова было размещение А. Н. Свириным снимка из Евангелия Успенского собора Московского Кремля в качестве репродукции Е. Х. ( Свирин. 1964. С. 215). Тихомиров справедливо атрибутировал почерк Спиридону, но не проверил наблюдение по рукописи. Позднейшие исследования доказали, что текст Е. Х. (кроме правки и надписей на миниатюрах) выполнен одним почерком (СКСРК, XIV в. 186. С. 326), к-рый, по мнению А. А. Турилова, можно отождествить с основным, «старшим» почерком Климентьевского Евангелия ( Турилов. 2002. С. 38. Примеч. 6; Попов. 2002. С. 17). Принадлежность Е. Х. в XVII в. царской фамилии позволяет считать, что оно было создано для великокняжеского двора, возможно для одного из кремлевских соборов. Гипотеза Г. В. Попова, что Е. Х. было написано в 1399/1400 (6908) г. для кремлевского Архангельского собора, основывается на предположении об «испорченности» первоначальной даты (6908), размещавшейся на утраченных листах древней вкладной рукописи, к-рая в результате ошибок переписчиков посл. четв. XVII в., заменивших буквы «цы» и «иже» на «пси» и «мыслите», стала читаться как «6740». Однако более вероятна замена буквы буквой   а не наоборот. Мифологический характер даты «6740» подтверждается отсутствием в рукописи как следов «неоднократной переписки», так и др. сведений в существующей вкладной записи, к-рые бесспорно содержались в древней вкладной Е. Х. Некоторые основания для датировки и решения вопроса о его происхождении дает гипотеза Попова об одновременности, «параллельности» создания ок. 1400 г. в одной мастерской Е. Х. и Евангелия Успенского собора Московского Кремля, работа над к-рым не была завершена при митр. Киприане и была продолжена уже при митр. Фотии ( Попов. 2002. С. 16-23). Если создание Евангелия Успенского собора было приостановлено в связи со смертью митр. Киприана (16 сент. 1406), то 1-й этап работы над рукописью может приходиться на 1405-1406 гг. ( Дудочкин. 2000. С. 60), т. о., можно датировать Е. Х. ок. 1405 г. Это позволяет предположить, что оно предназначалось как напрестольное для великокняжеского Благовещенского собора, расписанного Феофаном Греком, Прохором из Городца и Андреем Рублёвым в 1405 г. Данная гипотеза согласуется со сложной историей строительства Благовещенского собора в XV в. (предполагаемое Поповым «изъятие» рукописи из Архангельского собора не находит убедительных подтверждений).

http://pravenc.ru/text/180927.html

Barcelona, 1995. Vol. 5: La época de las Catedrales; Toscano G. Portrait de cour: Alphonse le Magnanime et ses humanistes//Hommage a Jacqueline Brunet. Besançon, 1997. Vol. 2. P. 341-348; Benito Doménech F., ed. Los Hernandos. Valencia, 1998; idem. Joan de Joanes: Una nueva visión del artista y su obra. Valencia, 2000; Ibáñez Martínez P. M. Los Hernando y El Spagnuolo de Florencia//Archivo de arte Valenciano. 1999. Vol. 80. P. 43-49; Moffitt J. F. The Arts in Spain. L., 1999; Molina i Figueras J. Arte, devocion y poder en la pintura tardogotica catalana. Murcia, 1999; Соловьева Е. И. К вопросу о творчестве Пабло де Сан Леокадио и его влиянии на валенсийскую живопись кон. XV - нач. XVI в.//Западноевропейское искусство. СПб., 2000. Вып. 8. С. 19-32. (Тр. ГЭ; 29); она же. Вновь определенная картина Хоана де Хоанеса в собр. Эрмитажа//Из истории мирового искусства и культуры. СПб., 2003. С. 54-64; La clave flamenca en los primitivos valencianos/Dir. F. Benito Doménech, J. Gómez Frechina. Valencia, 2001; Manca J. Style, Clarity, and Artistic Production in a Courtly Center//Artibus et historiae. Venezia, 2001. Vol. 22. N 43. P. 55-63; El Renacimiento Mediterraneo. Madrid, 2001; Strehlke C. B. Valencia: Early Flemish and Valencian Art//The Burlington Magazine. L., 2001. Vol. 143. N 1182. P. 590-593; Каптерева Т. П. Испания: История искусства. М., 2003; La pintura gotica hispanoflamenca: Bartolome Bermejo y su época. Barcelona, 2003; Pedro Berruguete: El primer pintor renacentista de la Corona de Castilla. Valladolid, 2003; Степина А. Г. Вновь открытые фрески XV в. в кафедральном соборе Валенсии: К проблеме авторства//Эрмитажные чт. памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга: Мат-лы конф. СПб., 2005. С. 21-31. А. Г. Стёпина Посл. треть XVI-XVII в. Живопись Мученичество св. Маврикия. 1582 г. Худож. Эль Греко (Музей Эскориала) Мученичество св. Маврикия. 1582 г. Худож. Эль Греко (Музей Эскориала) 3-я четв. XVI в. в И. была временем господства маньеристической живописи, ставшей эталонной при дворе.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Маэдока» (ирл. Breac Maedhóg) (XII в.). С XIII в. в памятниках ирл. ювелирного искусства прослеживается значительное влияние готики. Образцами для ирл. мастеров служили привозные изделия, такие как медное навершие посоха с эмалевыми вставками, изготовленное в нач. XIII в. в Лиможе и обнаруженное в Кашеле (графство Типперэри). С англ. и франц. образцов скопированы изображения на печатях (напр., печать Томаса Баррета, еп. Элфина (1372-1404), с фигурой Богоматери с Младенцем на престоле). Митра и серебряный с эмалями посох Корнелия (Конхобара) О " Ди, еп. Лимерика (1400-1426), близки к франц. образцам «пламенеющей» готики. Декоративные панели, добавленные в XIV-XV вв. к оформлению более ранних реликвариев (напр., в реликварии для Миссала Стоу, переделанном в 70-х гг. XIV в.), украшены изображениями Распятия и человеческих фигур с S-oбpaзhым силуэтом («готическая кривая»). На панелях реликвариев изображение Распятия, фланкированное человеческими фигурами в неск. регистрах, сочетается с традиц. крупными вставками из хрусталя или драгоценных камней (колокол св. Коналла Каэла (XV в.), Британский музей). Декоративный орнамент, ранее отличавшийся тонкостью и изяществом исполнения, становится грубым и тяжеловесным, а затем вовсе исчезает. Попытки мастеров совместить прежние формы изделий с готическим декором, в т. ч. с изображениями человеческих фигур, заметны в реликварии зуба св. Патрикия (3-я четв. XIV в.) и в процессиональном кресте из Клоэра (XIV в., Музей графства Монахан). По форме крест напоминает ранний крест из Туллилоха, однако отличается бедным и несложным орнаментом в сочетании с грубыми антропоморфными изображениями. Лит.: Raftery J., O " Sullivan W. Artists and Craftsmen: Irish Art Treasures. Dublin, 1980; Henry F. Studies in Early Christian and Medieval Irish Art. L., 1983. Vol. 1: Enamels and Metalwork; Treasures of Ireland/Ed. M. Ryan. Dublin, 1983; Werner M. Insular Art: An Annotated Bibliography. Boston, 1984; Ryan M. Early Irish Communion Vessels: Church Treasures of the Golden Age. Dublin, 1985, 2000; idem. Metal Craftsmanship in Early Ireland. Dublin, 1993; Wamers E. Insularer Metallschmuck in wikingerzeitlichen Gräbern Nordeuropas. Neumünster, 1985; «The Work of Angels»: Masterpieces of Celtic Metalwork, 6th-9th Centuries A. D./Ed. S. Youngs. L., 1989; Ó Floinn R. Irish Shrines and Reliquaries of the Middle Ages. Dublin, 1994; Megaw R., Megaw V. Celtic Art: From Its Beginnings to the Book of Kells. L., 19963; Harbison P. L " arte medievale in Irlanda/Ed. R. Cassanelli. Mil., 1999; From Ireland Coming: Irish Art from the Early Christian to the Late Gothic Period and Its European Context/Ed. C. Hourihane. Princeton, 2001; Edwards N. Celtic Saints and Early Medieval Archaeology//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. A. Thacker, R. Sharpe. Oxf.; N. Y., 2002. P. 225-266.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Еще одним новшеством Ars nova стала синкопа, образующаяся в результате нарушения в следовании метрических мер, когда меру разбивает вставка (или даже неск. вставок) из одной или нескольких таких же мер. Для указания границ вставной меры вводится «точка синкопации» (punctus syncopationis). В это же время в Италии была разработана собственная система М. н., впервые изложенная Маркетто Падуанским в трактате «Pomerium in arte musice mensurate» (Фруктовый сад в искусстве мензуральной музыки; не позднее 1319). К типично итал. чертам относятся: отсутствие минимы (входящие в состав темпуса длительности все еще считались семибревисами, хотя и получили разные видовые наименования: большой, малый, минимальный, отличаясь по длительности); большее число метрических размеров - темпусов; обозначение размеров по количеству содержащихся в них минимальных семибревисов; двойное деление длительностей как основное в «итальянских» размерах duodenaria и octonaria; буквы как знаки различных видов модуса и темпуса. К кон. XV в. различия между итал. и франц. типами нотации нивелировались. М. н. достигла значительной сложности в посл. четв. XIV - нач. XV в. в стиле Ars subtilior (утонченное искусство). Смена размера, полиметрия, гокет, синкопа использовались уже в Ars nova; в Ars subtilior высокая степень их концентрации приводит к предельному усложнению ритма и его нотации. Техника сочинения обогащается новой формой полиметрии. Одно из первых ее описаний содержит «Tractatus figurarum» (Трактат о ритмических длительностях), к-рый приписывается Филиппу из Казерты (самая ранняя сохранившаяся копия трактата была сделана в 1391 или немногим позже). Филипп из Казерты использует «четыре пролации» Витри, называя их «четырьмя основными мерами» (quatuor mensurae principales). Размеры начали комбинироваться в рамках одной композиции уже в Ars nova. Общей единицей для разных размеров служила минима, и протяженность размеров зависела от числа входящих в них миним. Новым в технике комбинирования размеров становится то, что на время одной из 4 «основных мер» может приходиться любая из 3 оставшихся. Новый вид полиметрии преодолевает соразмеренность длительностей мельчайшей единицей, устанавливая более сложные, чем ранее, их соотношения. Чтобы передать в нотации замещение основного размера размером иной структурной конфигурации, Филипп из Казерты ввел новые нотационные знаки для ритмических длительностей: семибревис и миниму с незакрашенными нотными головками, семибревис и миниму, записанные красными чернилами, миниму с дополнительным штилем снизу и идущим от этого штиля хвостом вправо и др.

http://pravenc.ru/text/2562984.html

Пример 3 (а+б) В контексте Древнего метода, в нотации к-рого были известны различные уровни «стенографичности», П. представляет собой упражнение для исполнения мелоса, основанное на многовековой устной традиции. П. было связано с метрофонией , с помощью к-рой производилось измерение основных интервалов муз. текста, начиная с одной ступени (интервал секунды). В Протеории Пападики помещены упражнения метрофонии в сочетании с П., напр. на тексты стихир 40 Севастийским мученикам «Χορς τετραδεκαπρσευτος» (Лик четверодесятосиянный) 1-го гласа («основная метрофония параллаги» - Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 20v, XV в.) или ап. Иоанну Богослову «Θεολγε παρθνε» (Богослове девственниче) 2-го гласа (στιχηρν παραλλαγιστν (стихира параллагизированная) - Athen. Bibl. Nat. 928. Fol. 167, кон. XV в.) (см.: The Treatise of Manuel Chrysaphes. 1985. P. 73-75). В этих случаях метрофония осуществляется исключительно с помощью поступенных шагов, записанных черными чернилами, в то время как П. обозначается соответствующими мартириями красного цвета и передается в певч. исполнении соответствующими краткими ихимами - многосложными звуковыми последованиями. В примере 3 представлено начало «стихиры параллагизированной» «Богослове девственниче» 2-го гласа из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928 от нотирования через упражнения метрофонии и П. до исполнения мелоса: 1-2 - запись в средневизант. нотации из Стихираря 1340/1341 гг. Athen. Bibl. Nat. 884 (Fol. 37; копия с прототипа, выполненного прп. Иоанном Кукузелем) и транскрипция в 5-линейной нотации в хроматическом звукоряде (для наглядного соотношения с «экзегезисом» выбран басовый ключ); 3 - «паралагизированная стихира» из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928; все мартирии П. расположены согласно «Составному колесу», что указывает на диатоническое П; 4 - транскрипция черных (интервальных) знаков из рукописи Athen. Bibl. Nat. 928, в к-рой видно поступенное движение метрофонии; 5 - П. с подписанными слогами ихим, которым соответствуют красные мартирии в рукописи Athen. Bibl. Nat. 928 (ихимы и мартирии П. взяты из Протеории Пападики в Cod. Chrysander (XVII в.), где помещено особое упражнение П.; см.: Fleischer. 1904. Tl. B. S. 17-18; датировка по изд.: Makris. 1996. S. 33; Alexandru. 2000. Bd. 3. Taf. III.1); 6 - транскрипция древнего П.; 7-8 - пространный (ργν) мелос стихиры в транскрипции хартофилакса Хурмузия в хроматическом роде по рукописи S. Sepulcri 707 (Fol. 222, 2-я четв. XIX в.) с условной расшифровкой в 5-линейной нотации; 9 - добавление односложных звуков П. Нового метода; красным цветом показаны знаки т. н. псевдопараллаги (сведения о термине предоставлены Л. Ангелопулосом ), которые соответствует транспозиции 2-го плагального гласа вниз на 1 ступень (т. е. на секунду).

http://pravenc.ru/text/2578978.html

Madrid, 1978-1980. 3 vol.; Stierlin H. Le livre de Feu: L " Apocalypse et l " art mozarabe. Gen., 1978; Grizzard M. F. M. Bernardo Martorell: Fifteenth-Cent. Catalan Artist. N. Y.; L., 1985; Gudioly Ricart J., Alcolea i Blanch S. Pintura gótica catalana. Barcelona, 1986; Barral y Altet X., Liaco Mart í nez E., Sureda Pons J. Cataluña. Madrid, 1987. Vol. 1: Tarragona y Lerida. (La Espaca gótica; 2); Alcoy Pedrys R. Ferrer Bassa y el italianismo: Revisiones sobre la trama de un nuevo catálogo//Antichità viva. Firenze, 1991. Vol. 30. N 1/2. P. 5-16; Planas Badenas J. Bernat Martorell y la iluminación del libro: Una aproximación al Libro de Horas del Archivo Histórico Municipal de Barcelona//Boletín del Museo e Instituto Сатуп Aznar. 1991. N 46. P. 115-142; Dodwell C. R. The Pictorial Arts of the West 800-1200. New Haven; L., 1993; Ibarburu M. E. Los scriptoria de Ripoll, Vic i Gerona: Un posible estilo catalán de ilustración de manuscritos//Lambard: Estudis d " art medieval. Barcelona, 1993/1994. Vol. 7. P. 157-171; eadem. El esplendor del gótico catalán: La miniatura a comienzos del siglo XV. Lleida, 1998; Cathalonia: Arte gótico en los siglos XIV-XV. Madrid, 1997; Molina Figueras J. Arte, devoción y poder en la pintura tardogótica catalana. Murcia, 1999; L " art gòtic a Catalunya. Barcelona, 2002; Espa ñ ol F. El gótic camala. Manresa, 2002; Ruiz Quesada F. Bernat Martorell, el Mestre de Sant Jordi. Barcelona, 2002. В 30-х гг. XIII в. экономические причины способствовали развитию наименее затратных видов искусства, таких как декоративно-прикладное и миниатюра. Ко 2-й пол. XIII в. существовало много школ миниатюры при монастырских скрипториях, появились придворные школы, которые активно впитывали тенденции развития живописи др. стран. В 3-й четв. XIII в. отдельные испан. миниатюристы подражали франко-бургундскому стилю, что заметно в миниатюрах из манускриптов, выполненных для короля Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрого. Наиболее значительным стало влияние рукописей, привезенных из мастерских Англии.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В русских редакциях Иерусалимского устава 15 июля помимо памяти К. и И. отмечается память равноап. кн. Владимира. В связи с этим в рукописях и печатных изданиях XV-XVII вв. даются разные варианты соединения последований К. и И. и равноап. кн. Владимира. В рукописи ГИМ. Син. 329, 3-й четв. XIV в., указывается память равноап. кн. Владимира, но служба поется только К. и И. В одной из ранних рус. редакций Типикона («Ока церковного») по спискам БАН. Арх. д. 3 и РГБ. Троиц. 241 в середине описания службы 15 июля вставлены отпустительный тропарь и кондак равноап. кн. Владимиру, к-рые, возможно, исполнялись на службе. Различные варианты соединения последований К. и И. и равноап. кн. Владимира можно встретить в Минеях XV-XVII вв. В них есть варианты со службой по будничному уставу: с пением «Бог Господь», но без входа и паремий на вечерне и без полиелея на утрене, при этом соединяются последования Октоиха, мучеников и равноап. кн. Владимира (см.: Минеи РГБ. Троиц. 568, 571, 579, 583). В др. вариантах соединения последований ради равноап. кн. Владимира совершается вход на вечерне, читаются паремии (Минея РГБ. Троиц. 600), поется полиелей на утрене (Типикон РГБ. Троиц. 239). В иных рукописях указывается, что служба К. и И. переносится на 14 июля, на повечерие, или поется тогда, «когда рассудит настоятель»,- такие разъяснения можно встретить в богослужебных книгах с XVI в.; как правило, служба К. и И. переносится в том случае, если служба равноап. кн. Владимиру совершается по праздничному чину. Указание о переносе последования К. и И. на 14 июля встречается в издании Типикона 1641 г. и в печатных июльских Минеях 1-й пол. XVII в. (1629, 1646), хотя сами песнопения К. и И. помещаются в этих книгах под 15-м числом. В послениконовских изданиях Типикона и июльской Минее последование К. и И. всегда помещается 14 июля и соединяется с последованиями Октоиха и ап. Акилы. Начиная со 2-й пол. XVII в. в последовании К. и И. кондак 2-го гласа заменяется на кондак 4-го гласа, что связано с исправлением слав. текстов по греч. богослужебным книгам.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010