282 См. J. Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought (Washington: Corpus, 1969), p. 100—102. 283 CM. Maximus the Confessor, Ad Thai, 60; PG 90:62lA. 284 Maximus the Confessor, Amb.; PG 91:1057в. 285 Milton V. Anastos, «The History of Byzantine Sciencë Report on the Dumbarton Oaks Symposium of 1961», Dumbarton Oaks Papers 16 (1962), 411. 286 Basil of Caesarea, In Hex., horn. 5; PG 29:1160?. 287 Там же, 3; PG 29:73c. 288 Maximus the Confessor, Cap. gnostica, I, 10; PG 91:1085?—1088?. 289 См., в частности, Maximus the Confessor, Ad Thai. 61; PG 90 290 Gregory Nazianzus, Or. 38, 9; PG 36:320c; John of Damascus, De fide orth., II, 3; PG 94:873. 291 Maximus the Confessor, De Char., Ill, 25; PG 90:1024BC. 292 Irenaeus, Adv. Haer., 5, 6, 1. 293 Gregory of Nazianzus, Carm.; PG 37:452. 294 Gregory of Nyssa, De opif. horn. 5; PG 44:137c. 295 Jean Danielou, Platonisme et theologie mystique (Paris: Aubier, 1944), p. 54. 296 Gregory Palamas, Triads, I, 1, 9; ed. J. Meyendorff (Louvain, 1959), p. 27. 297 Синергия — содействие, соучастие (греч.) 298 Там же, ed. Meyendorff, p. 203. 299 См. Danielou, Platonisme ei theologie mystique, p. 240—241. 300 Maximus the Confessor, Amb. 7; PG 9Ï1109cD. 301 Gregory Palamas, Horn. II; PG 151:125д; См. другие ссылки в кн.: J. Meyenr dorff, A. Study of Gregory Palamas (London: Faith Press, 1964), p. 122—124. 302 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 103. 303 Irenaeus, Adv. Haer., 5, 6, 1. 304 Vladimir Lossky, The Mystical Theology, p. 201. 305 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 119. 306 Maximus the Confessor, Amb.. 41; PG 91:13050. 307 Gregory Palamas, Horn. 16; PG 157:204A. 308 De Char . IV, 90; PG 90:1069c. 309 Maximus the Confessor, Liber Asceticus; PG 90:953?. 310 Maximus the Confessor, Expos, or. dom.; PG 90:905А; об этом см. J. Meyendorff, Christ, p. 112—113. 311 Photius, Library, 177; ed. R. Henry (Paris: Belles Lettres, 1960), 2:177. 312 Gregory of Nyssa, De opif. horn. 16; PG 44:185в. 313 See Joseph A. Fitzmeyer, S.J., in The Jerome Biblical Commentary (Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1968) 53:56—57 (II, p.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3289...

2 Ταξαρχος — начальник сотенного отряда (Du-Cange, Glossarium ad Script. Graec. sub voce Ταξαρχος). 3 Κορνιουλριος — Cornicularius объявлял приказания и распоряжения судьи и во всем прислуживал ему во время судебного заседания (Du-Cange, Glossarium M. et inf. Latinit. sub h. voce). 4 Греч. γυναιμιαι: слав. в Четиих-Минеях: некоторые женшца — уменьшительное имя женщины. Проконсул называет с таким презрением благочестивых христианских жен, которые собирали мученические останки и, умастив ароматами, благоговейно погребали. 5 Вероятно проконсул имел в виду подложные Акты Пилата о суде над Иисусом Христом, вымышленные язычниками во время Диоклетианова гонения и получившие особенную гласность во время Максиминова гонения (Евсевия Ист. кн. I. гл. 9 и кн. IX, гл. 5). 6 Между прочим этими словами подтверждается та мысль, что допросы св. мучеников происходили не в 290 году (как полагали некоторые толкователи, основываясь на чтении некоторых списков: в консульство Диоклетиана и Максимиана), потому что в эту пору Империя опустошаема была варварами, а в последующее время, только не позже 304 года. 7 И. С. Ассеман (vid. Bibliothec. Oriental, tom. 3, par. 2. pag. 54.) думает, что сей Иаков есть тот самый, память которого Греческою Церковию празднуется 1 Ноября. Но поскольку в сей день не упоминается о сестре его Марии, то мнение Ассемана сомнительно. 8 Святые не хотели нарушить Апостольской заповеди (см. Деян.15:29 . Евсев. Ист. Церкв. Кн. 5, гл. 1). 9 В списке консулов, помещенном в L’Art de verifier les dates, под годом 285 показано консульство Диоклитиана во второй раз, вместе с Аристовулом. Первого же вовсе не отыскивается в Списке. Думаем, что с нашего акта надобно исправить ошибку Списка. Указанием на консулов определяется ясно год страдания мученицы. Святогорец Никодим (Συναξαριστς. ιβ’ κτωβρου) назвал его 286–м. Откуда наши месяцословы взяли 303 год, совершенно непонятно. 10 Имя весьма известное из мученикословных повествований. Он был сделан проконсулом Киликии в первый же год воцарения Диоклитиана, отличался сколько неумолимою жестокостию, столько же и уменьем ласкать и льстить и прикидываться действующим по необходимости, а не по страсти.

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

282 Teophanis. Ι . Ρ . 276: ποησεν 6 βασιλες διωγμ ν μγαν κατα των Ελλνων και πασης αρσεως . 283 Diehl. Justinien. P. 564. 284 Ibid. P. 564—565. 285 loannis ep. Ephesii. Commentarii de beatis orientalibus. P. 225 (ed. van Douwen et Land). 286 Разумеются православные патриархи Антиохи 287 loannis episc. Ephesii. Commentarii. P. 217. 288 Ibid. P. 221. 289 Моя статья в «Известиях института». VII. С. 93—212. 290 Известия института в Константинополе. VII. С. 178. 291 Procopii. De В. Р. 1, 24. Р. 121. 292 Agathiae. Hist. V. 7. P. 291. 293 Choisy. Histoire de Г architecture. Paris, 1899. II. P. 51. 294 Diehl. Justinien. P. 478—479. 295 Сень над престолом, или киворий. 296 Савваитов. Путешествие новг. архиепископа Антония в Царьград. СПб., 1872. С. 73 и след. 297 Там же. С. 57—58. 298 Византийские церкви. С. 113/Труды VI археол. съезда в Одессе. III. 299 Кондаков Н. П. Византийские церкви. С. 116—117. 300 Lethaby et Swainson. Sancta Sophia. P. 244—245. 301 Более подробные данные в книге: Lethaby et Swainson. P. 273, 287. 302 Ebersolt. Sainte-Sophie de Constantinople. Paris, 1910. P. 25. 303 Const. A. 535. XIV. P. 71. 304 Вульф. Семь чудес Византии и храм свв. Апостолов/Известия института. I. С. 35. 305 Strzygowski. Die byzantinische Wasserbehalter von K-pel. S. 215. 306 De aedifi. iis. P. 268. 307 Diehl. Justinien. P. 234—5; он же. L " Afrique Byzant. 139. 308 Главные пособия: Η е у d. Histoire du commerce du Levant au Moyen-Age. Edition francaise par Turcy Raynaud. I, II. Leipzig, 1885—1886; Zachariae von Lingenthal. Eine Verordnung Justinians uber den Seidenhandel aus den Jahren 540—547/Memoires de l " Academie Imperiale de St.-Petersbourg. VII serie. T. IX. N. VI, 1865; Gelzer. Byzantinische Kulturgeschichte. Tubingen, 1909. 309 В первый раз Пальмирский тариф открыт и издан князем Абамелек-Лазаревым: Пальмира, археологическое исследование. С.-Петербург, 1884. В Россию тариф перевезен с разрешения султана Абдул-Гамида по ходатайству императорского российского посла в Константинополе и при участии института. См. в моей статье: Археологические памятники Сирии. С. 123/Известия. Т. VII.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3437...

   Allgemeine Geschichte. Bd. I. S. 84.    Аммиан Марцеллин говорит: Dioclitiano in omnibus obsecutus es (Maximi-anus). См.: Hunziker. Op. cit. S. 260.    De mort., cap. 15.    Подлинные слова панегириста см. у Hunziker " a. S. 180.    Эти положения раскрыты и доказаны у Hunziker " a. S. 180—181.    Ruinart. Acta. P. 411—412. Правильнее назвать его известиями или сведениями, чем актами, потому что о мученице говорит св. Амвросий в одном из своих нравоучительных сочинений. Смерть мученицы Руинар относит к 304 году.    Ibid. P. 437—439. В 304 году.    Ibid. P. 322—325. Руинар относит акты к 290 году, а Бароний к 303 (Ibid. Р. 321), последний — правильнее. Но будет еще правильнее относить их к 304 году, ибо здесь констатируется факт бегства священников с целью скрыться от гонителей (cap. 2); вероятно, это имело место после издания 2-го указа Диоклетианова. В тех же актах находятся довольно ясные указания на четвертый указ Диоклетиана, изданный в 304 году (cap. 1).    Ibid. P. 400—406. В 304 году.    Ibid. P. 414—422. Неандер находит, что если эти акты и не суть акты проконсульские, а следовательно, не суть акты высшей пробы, но несомненно в их основе положены акты проконсульские. См.: Allgem. Gesch. Bd. I. S. 83.    Ruinart. Acta. P. 390—391.    Augustinus. Brevicul. collat. cum Donatistis, dies III, cap. 13. Tom. IX opp. ed. Benedictin.    Scriptuare supervacuae. См.: Ruin. P. 390.    Число воинов римского легиона в разное время было разное. Но несомненно, что во времена Диоклетиана легион состоял из 6200—6800 человек. Следовательно, число 6600 близко подходит к этому последнему числу.    Обычай децимации — обычай казнить каждого десятого солдата в случае непослушания военачальнику или императору действительно допускался военными артикулами римлян, об этом свидетельствуют Ливии и Юлий Капитолии. Кого из солдат казнить — это решалось жребием. Из этого и предыдущего замечания видно, что детали рассказа согласуются с историческими данными.    Ruinart. Acta. P. 317—320.    Действительно, акты написаны были Евхерием (t 454) и были посланы при письме к епископу Сальвию. См.: Ruin. P. 317.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Посл. к Магнезийцам, 9 269 Contra Celsum, 8, 22–23. 270 См. Pitra. L " Hymnographie. Р. 43 sqq. 114 Ibid. Р. 43. 271 =============== 272 См. Скабалланович, 418. 273 О роли преп. Феодора см. А. Л. Доброклонский. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. 1. Одесса, 1913. 274 См. И.Д.Андреев. Св. Герман, патриарх Константинопольский. Богосл. вестник, 1897. Св. Тарасий, патриарх Константинопольский. Богосл. вестник, 1899. 275 Mansi. Ampl. Conci. Coll. 8, 1007–1018. 276 Marin. Les Moines de Constantinople. Pp. 182–202 277 Скабалланович, с. 258. 278 Беседы на Матф. 68, 70. 279 См. Скабалланович, с. 221. 280 Там же, с. 261. О влиянии монахов на жизнь Церкви см. Pargoire, р. 210 sqq. 281 См. Флоровский. Византийские отцы. Сс. 115–117. Ср. Архим. Киириан. Ангелы, иночество, человечество. Париж, 1942. 282 Мансветов, с. 61. По истории византийского Типикона, кроме указанных сочинений см. A Toscani. Ad Typica Graecorum animadv. Romae, 1864. К.Кгитваснег. Gesch. Byzant. Lit., Typika. Ss. 314–319. 283 Цит. у Скабалпаповича, с. 248. 284 О Божеств. молитве, гл. 302–303. 285 Скабалланович, с. 249. 286 Там же, с. 250. 287 Там же, с. 258 и сл. 288 Ср. A. Ehrbard. Das griechische Kloster Mar–Saba in Palastina Rom. Quartalschr. 7, 1893, 32–79. 289 Скабалланович, 411. 290 Мансветов, 61–62. 291 О Никоне см. Мансветов, с. 187 и сл. Там же библиография. 292 Там же, с. 192. 293 Krumbacher, 676. — Филарет. Истор. обзор. С. 301 и сл. 294 См. Мансветов, с. 103 и сл. 295 Дмитриевский, CXLIII. 296 Мансветов, с. 192 и сл. Изд. его. Goar in PG 154, 745–766. 297 См. Мансветов, с. 216 и сл. Cave. Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria. 298 О дальнейшей судьбе устава, кроме указ. соч., см. еще Е. Panmelaxis. Les livres ecclesiastiques de Torthodoxie. Irenikon, 13, 5, 1936, S21–557. — Ф. P. Спасский. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

274 Там же, I, 9; PG 94:837. 275 Maximus the Confessor, Schoi; PG 4:317. 276 Georges Florovsky, «The Idea of Creation in Christian Philosophy», EChurchQ 8 (1949), 67. 277 Логосы (греч.). 278 CM. Lars Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 76–84. 279 Maximus the Confessor, Amb. 7; PG 91:1081c. 280 Там же, PG 91:108lB. 281 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 81. 282 См. С.Л. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. Киев, 1915, с. 136–137. 283 См. J. Meyendorff, Christ in Eastern Christian Thought (Washington: Corpus, 1969), p. 100–102. 284 CM. Maximus the Confessor, Ad Thai, 60; PG 90:62lA. 285 Maximus the Confessor, Amb.; PG 91:1057в. 286 Milton V. Anastos, «The History of Byzantine Science: Report on the Dumbarton Oaks Symposium of 1961», Dumbarton Oaks Papers 16 (1962), 411. 287 Basil of Caesarea, In Hex., horn. 5; PG 29:1160θ. 288 Там же, 3; PG 29:73c. 289 Maximus the Confessor, Cap. gnostica, I, 10; PG 91:1085θ–1088Α. 290 См., в частности, Maximus the Confessor, Ad Thai. 61; PG 90:628AB 291 Gregory Nazianzus, Or. 38, 9; PG 36:320c; John of Damascus, De fide orth., II, 3; PG 94:873. 292 Maximus the Confessor, De Char., Ill, 25; PG 90:1024BC. 293 Irenaeus, Adv. Haer., 5, 6, 1. 294 Gregory of Nazianzus, Carm.; PG 37:452. 295 Gregory of Nyssa, De opif. horn. 5; PG 44:137c. 296 Jean Danielou, Platonisme et théologie mystique (Paris: Aubier, 1944), p. 54. 297 Gregory Palamas, Triads, I, 1, 9; ed. J. Meyendorff (Louvain, 1959), p. 27. 298 Синергия — содействие, соучастие (греч.) 299 Там же, ed. Meyendorff, p. 203. 300 См. Danielou, Platonisme ei théologie mystique, p. 240–241. 301 Maximus the Confessor, Amb. 7; PG 9I:1109cD. 302 Gregory Palamas, Horn. II; PG 151:125д; См. другие ссылки в кн.: J. Meyenr dorff, A. Study of Gregory Palamas (London: Faith Press, 1964), p. 122–124. 303 Thunberg, Microcosm and Mediator, p. 103. 304 Irenaeus, Adv. Haer., 5, 6, 1. 305 Vladimir Lossky, The Mystical Theology, p. 201. 306 Thunberg, Microcosm and Mediator, p.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

289 Там же. 290 Шишков имеет в виду отсутствие (на момент написания) в России смертной казни. 291 Под «Домочадцами» Шишков имеет в виду крепостных, подразумевая, по-видимому, что крепостное право — это род семейных отношений между помещиками и мужиками, а не юридическое состояние лишения прав. 292 A.C. Шишков. «Краткое начертание о писменах славенских», стр. 69–71. 293 В. Стоюнин. Исторические сочинения, стр. 223–224. 294 Там же. 295 Цит. по Скабичевский, А.М. 1892.  Очерки истории русской цензуры (1700–1863 г.).  Санкт-Петербург, 131. 296 Там же, стр. 179. 297 Шишков, A.C. 1868.  Записки адмирала Александра Семеновича Шишкова.  Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Универ­ситете. Москва. 298  Там же, стр. 1. 299 Там же, стр. 127. 300 Сборник постановлений и разрешений цензуры с 1720 по 1862 гг.  1862. Санкт-Петер­бург, 89. 301  Эпизод травли Попова подробно описан в исторической литературе: одна из версий — протокол заседания совета министров —   приводится в A.C. Шишков. Записки адмирала Александра Семеновича Шишкова. 302 Цензурный устав, ст. 159 и далее, см.  Сборник постановлений и разрешений цензуры,  стр. 168 и далее. 303 Там же, стр. 167. 304 A.C. Шишков. Записки адмирала Александра Семеновича Шишкова, стр. 23. 305 A.C. Шишков. Записки адмирала Александра Семеновича Шишкова, стр. 14. 306 A.C. Шишков. Записки, стр. 89. 307 Ложное умствование,  так же как и  пустое фразерство —  политические термины русской реакции. В практике Священного союза по подавлению революционных настрое­ний среди интеллигенции в Пруссии и Австрии имел хождение подобный термин:  демаго­гические происки —  demagogische Ummriebe. Oб истории немецкой реакции, в частности, об обсессии охранительства и о страхе перед лицом всякого рода заговоров, тайных обществ, происков и прочих вредных появлений «духа времени» см. Пыпин, А.Н. 1917. «Времена реакции (1820–1830)».  Исследования и статьи по эпохе Александра 1.  Том 2. Очерки ли­тературы и общественности. Петроград, 111–186.

http://azbyka.ru/kniga-o-rodine

Рим. имп. Максимиан Геркулий. Фоллис. Аверс. Реверс. 305–306 гг. Рим. имп. Максимиан Геркулий. Фоллис. Аверс. Реверс. 305–306 гг. В 289 г. М. начал активную борьбу против Караузия, но его 1-я попытка переправиться в Британию через Ла-Манш завершилась провалом: флот был уничтожен бурей. М. был вынужден заключить перемирие с Караузием, но не признал его власть законной. Узнав о неудаче М., на Запад прибыл Диоклетиан и встретился с ним в дек. 290 г. в Медиолане. Вероятно, в это время соправители начали обсуждать вопрос о создании тетрархии (Panegyr. lat. XI(III) 8. 1). 1 марта 293 г. в Медиолане М. объявил своим соправителем Констанция Хлора, даровав ему титул цезаря ( Lact. De mort. persecut. 7-8; Eutrop. Breviar. IX 22. 1; Oros. Hist. adv. pag. VII 25. 5; Philost. Hist. eccl. I 5; Chron. Pasch. P. 512; Theoph. Chron. P. 5, 7). Одновременно на Востоке Диоклетиан сделал цезарем своего военачальника Галерия . Констанцию было поручено продолжить борьбу с Караузием. В 293 г. в результате переворота Караузий был убит и власть в Британии захватил новый мятежник Аллект. М. неск. лет оставался в Италии. В 296 г. он прибыл в Галлию и поддержал экспедицию Констанция против Аллекта, охраняя рейнскую границу в отсутствие своего цезаря. Аллект был разгромлен, и власть тетрархии прочно установилась в сев.-зап. диоцезах Римской империи. С осени 296 до 298 г. М. предпринял поход через Испанию в Мавританию, где стремился восстановить подчинение племен берберов. Преследуя их, в 298 г. он перешел Атласские горы и начал громить поселения кочевников в глубине африкан. континента, но из-за партизанской войны отступил. 10 марта 298 г. М. отпраздновал триумф в Карфагене, а спустя год - в Риме. В древней столице по приказу М. в 299-305 гг. были построены большие термы в честь Диоклетиана к северу от Виминальского холма. Последующие годы М. жил в Медиолане и Аквилее. В Медиолане он построил театр, цирк, дворец, храмы, термы и монетный двор. В 303 г. М. поддержал антихрист. эдикты имп. Диоклетиана, положившие начало великим гонениям на христиан ( Lact.

http://pravenc.ru/text/2561654.html

Таким образом, авторство её представляется почти невероятным. Притом же Таисия жила в IV в.; каким же образом объяснить то обстоятельство, что упомянутая выше и будто бы ею составленная стихира только с IX в. начинает входить в церковное употребление в Иерусалиме, как показывает имя патриарха Фотия, поставленное на ней в нашем памятнике? Вообще, нам кажется, что достоуважаемый автор для того, чтобы отстоять свою гипотезу против общепринятого мнения, должен был запастись другими боле вескими данными сравнительно с теми, на которых он основывается. Впрочем, не в гипотезах и выводах сила автора и достоинство его книги, а в фактах и материалах, которые он с необыкновенной щедростью расточает в своих примечаниях. Здесь мы встречаем драгоценные справки и более или менее обширные выписки из многочисленных древних и редких рукописей библиотеки: Синайской, Каирской, Иерусалимской, Патмосской, Афинской, многих Афонских, Ватиканской и других. Кроме того, мы встречаем здесь издание целых, новых и доселе неизданных, литургических памятников, а именно: в приложениях к примечаниям и в самом тексте их изданы: 1) Τξις γινμενης τς τριτοκτης ν τας νηστεαις по рукописи IX–X в. Синайской библиотеки 957 (прилож. I, стр. 254–260); 2) Чин литургии апостола Иакова по двум Синайским рукописям (прилож. II, стр. 270–285); 3) Διακονικ τς προηγιασμνης λειτουργας το γου ακβου по Синайской же рукописи (прилож. III, стр. 303–309); 4) ντφονα κα εχα τς παννυχδας τν γων νηστειν по Иерусалимским и Синайским рукописям (прилож. IV, стр. 112–317). Кроме того в тексте некоторых примечаний помещено полностью тоже несколько новых списков других чинопоследований, а именно: «песненной вечерни» (стр. 287:290), «повечерия» (стр. 311:312), «омовения ног» в трёх списках (стр. 343–348). Всё это уже роскошь: каждый из этих вновь изданных памятников мог бы быть предметом особого исследования и издания. Тем более чести автору, что он не скрывает добытые с великим трудом тексты в своём портфеле, а предоставляет их всеобщему пользованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Грацианский, Мигальников (2021) — Грацианский М.В., Мигальников А.В. Полемические письма папы Григория Великого о титуле «вселенский» Константинопольского патриарха. Вступительная статья, перевод с латинского и комментарий//Причерноморье в Средние века. 2021. Вып. 11. С. 9–67. Кузенков (2014) — Кузенков П.В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 25–51. Мигальников (2021а) — Мигальников А.В. Аргументация папы Григория Великого против титула «вселенский» Константинопольских патриархов: анализ писем 595 года//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. 6. С. 290–303. DOI: 10.15688/jvolsu4.2021.6.21 . Мигальников (2021б) — Мигальников А.В. Спор о титуле «вселенский» между епископами Рима и Константинополя в конце VI века//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 6 (103) . С. 9–29. DOI: 10.15382/sturII2021103.9-29 . Успенский (1901) — Успенский Ф.И. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. 1901. Baus (1980) — Baus K. The Papacy between Byzantium and the German Kingdoms from Hilary (461–468) to Serguis I (687–701). H. Jedin, J. Dolan, eds. History of the Church. Vol. 2. N. Y., The Seabury Press, 1980. Caspar (1933) — Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tubingen, 1933. Bd. 2. Tuilier (1964) — Tuilier A. Le sens de l’adjectif «oecuménique» dans la tradition patristique et dans la tradition byzantine//Nouvelle revue théologique. 1964. Vol. 86/3. P. 260–271. Vailhé (1908) — Vailhé S. Le titre de patriarche oecuménique avant saint Grégoire le Grand//Échos d’Orient. 1908. T. 11. P. 65–69. DOI: 10.3406/rebyz.1908.3719 . Wolinska (1993) — Wolinska T. Spór o tytu patriarchy ekumenicznego pomidzy papieem Grzegorzem Wielkim a biskupami Konstantynopola w wietle walki o prymat w kociele powszechnym//Acta Universitatis Lodziensis, Folia Historica. 1993. Wol. 48. S. 95–126.

http://bogoslov.ru/article/6177039

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010