Известно, что пространство времени более тысячи лет разделяет книги, написанные различными авторами, писавшими в разных местностях и о различных предметах; между тем видно язык оставался единым... тем же для всех писателей Ветхого Завета»; так что несколько десятков новых слов, несколько новых оборотов, выражений и флексий, близких к арамейскому языку, – вот всё, что отличает одни книги св. канона от других. Предполагать для объяснения этих разностей непременно только то, что книги, имеющие такие особенности, явились в позднейшее время под влиянием иноземного халдейского языка, мы не имеем никакого права ввиду того одного, например, обстоятельства, что в то время, когда, по указанию Неем.8:8 , к еврейскому тексту библии, который читался пред народом, для этого последнего необходимо было прибавлять толкование (мфэрэш – собственно перевод) по халдейски, Аггей, Захария в Малахия писали свои книги, всего менее имеющие этих отличий, чисто по-еврейски. Такие разности могут быть признаваемы признаками не постепенного видоизменения языка, a лишь разных наречий местных, областных. Весьма вероятно, что жители северной части Палестины, соседние с странами, где говорили арамейским наречием, имели произношение, приближающееся к арамейскому. На это есть указание и в Суд.12:6 и у Мк.14:70 . Отчего же присутствие арамеизмов и в книге пр.Ионы, точно так же, как и в книге пр. Осии, в которой их не меньше, чем в книге Ионы, не объяснять тем, что оба пророка, принадлежавшие к северному десятиколенному израильскому царству, писали на израильском диалекте, по самому географическому положению этой страны, всегда и прежде могшем заключать в себе арамеизмы? Указывая на основании арамеизмов известных библейских книг на их после-пленное или во время пленное происхождение, обличители не совсем ясно и раздельно понимают слово арамеизм, называя арамейским наречием лишь тот язык, на котором говорили халдеи, отличные от туземного вавилонского племени 272 (по Дан.1:4 ). Язык этих халдеев совершенно чуждый семитическому корню должно отличать от арамейского наречия, в собственном смысле, на котором говорили сирийцы, родственные евреям по происхождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Подобно метафизическому движению, наукообразная терминология в изобилии рассыпана на страницах и в заглавиях трудов учителей «ДВ»: К. Коупленд «Законы преуспевания», К. Хейгин «Закон Веры», «Закон веры» как одна из глав книги П. Йонгги Чо «Четвёртое измерение» 271 . К. Хейгин: «В словах Иисуса от Марка 11:23, 24 я обнаружил Библейский закон. Этот закон заключается в том, что наше исповедание управляет нами. Мы являемся тем, что мы говорим» 272 . К. Коупленд обнаружил в Мк. 10:31  другой «библейский закон» стократного умножения пожертвованного Богу капитала, своего вложения в небесный банк, которое в стократном размере возвращается вкладчику, и назвал это «хорошим бизнесом» 273 . А. Ледяев, пастор неопятидесятнической церкви «Новое поколение», один из наиболее ярких адептов «ДВ» на постсоветском пространстве, следующим образом выражает общую сциентистскую установку «ДВ»: « Вера – это наука, которая открывает объективные духовные законы , они изначально существуют в мире, потому что Бог их сотворил … Сначала крещение духовное, потом водное крещение, говорение на языках – всё научно» 274 . Подобная наукообразная фразеология и изыскания духовных законов на страницах Библии следуют в русле идейной преемственности «ДВ» от метафизических культов Америки XIX в. «Христианская наука», «Религиозная наука», «Божественная наука» также полны рассуждений о «законах духовного мира». «ДВ» заимствует этот сциентистский взгляд на сакральную сферу. Рассмотрим «закон веры» в том виде, в котором его сформулировал основоположник «ДВ» К. Хейгин. Хейгин утверждает, что «Иисус» явился к нему в видении и сказал: «Если любой человек, в любом месте, сделает эти четыре шага или воплотит на практике эти четыре принципа, он всегда получит то, что он хочет от Меня или Бога Отца» 275 . «С этими «шагами», – сказал Иисус Хейгину, «Ты можешь сам заполнить свой билет, полученный от Бога». Вот эти четыре шага, которые Иисус дал Хейгину: «(1) Скажи это, (2) Сделай это, (3) Получи это, и (4) Расскажи об этом» 276 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

[...] Надежда их полна бессмертия» ( Прем.3:1; 4 ). Души праведных после смерти находятся в руках вечного и всесильного Бога, они пребывают под Его покровительством, и их не коснется никакое мучение или вред. Их надежда исполнена бессмертия. Они умирают в непоколебимой уверенности в новой, вечной и блаженной жизни. Во времена Маккавеев горизонт надежд на воскресение становится еще шире и яснее. Третий из Маккавеев отвечает палачу, готовому отсечь ему язык и руки: «От неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их» ( 2Мак.7:11 ). Подобный же ответ дал своим палачам и благочестивый иудей Разис, один из старейшин. Стоя на крутой скале, под ударами и пытками, он вырвал свои внутренности и бросил в собравшуюся толпу. Затем Разис призвал Господа «живота и духа», чтобы Он снова дал ему жизнь и дыхание в какой-либо из дней! ( 2Мак.14:37–46 ). И этот день не какой-нибудь иной, но день Воскресения мертвых. Таким образом, задолго до Пришествия Христа Бог дал нам надежду победить смерть. Наставляя примерами чьих-либо личных или общенародных страданий, Он возвышает и постепенно ведет Свое создание к идее воскресения. Он помогает человеку понять, что за временным неустройством существует небесная гармония. Что земля, где хоронят умерших, не есть та надежная почва, где праведник обретает награду. Таким образом, Божественная Любовь предлагает Своему созданию оптимистические откровения, полные благих надежд, которые, подобно светлым потокам, насыщают ум разумного человека и облегчают горе, проистекающее от наказания смерти и ада. Человеколюбие Божие преобразует нас «к лучшему» Во времена Ветхого Завета явились «блаженные» люди и «святые образы». Избранный народ Божий, Израиль, показал себя, с одной стороны, как «род лукавый и прелюбодейный» и «грешный» ( Мф.12:39 ; Мк.8:38 ); не раз он оказывался непослушным и неверным; он роптал против Моисея и Самого своего Благодетеля. С другой стороны, он явил и мужей, которые отличались верой, добродетелью, мудростью, любовью и горячей ревностью к Богу. И все же никто из этих праведников не мог исцелить глубокую рану самого корня человеческого рода. Ничья добродетель не могла быть достаточной «во освящение, и благословение, и возвращение жизни». Победа над смертью и адом была одержана окончательно и бесповоротно жертвой единого безгрешного и всесвятого Богочеловека Иисуса. Он победил и уничтожил смерть. Он сокрушил ядовитое жало смерти, то есть грех ( 1Кор.15:55–56 ). С Его тридневным светлым Воскресением из мертвых те предвозвещания, которые были даны до тех пор дохристианскому миру для сохранения в нем живой надежды Воскресения, стали «ясными, очевидными, вполне истинными». После Воскресения Господа «произросли у нас и сонмы мучеников – когда смерть была разрушена, а воскресение сияет». 272 О славном Воскресении Господа, Который «начаток умершим бысть» ( 1Кор.15:20 ) и Который открыл человеческому роду путь к воскресению, речь будет идти в следующей главе.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

По своему филологическому составу περη’φανος означает человека, который «себя» чрезмерно показывает, т. е., который, обладая громадным самомнением, при всяком случае выставляет свою личность на первый план. Таким образом, περηφνι’α очень часто связана с внешнею пышностью, роскошью. Отсюда наречие περηφα’νως употребляется как противоположное по смыслу μετρι’ως. (Schmidt IV B. S. 272–273). Cp. Василий B. περηφανος π τος προσοαιν κομπα’ζων, κα πρ ’ ε’στιφαι’εσθαι πτιδηδευ’ων. Равным образом и слово βρις, без сомнения, связано c πρ и означает собственно поставление себя выше всяких границ, высокомерие. При этом βρις может иногда проявляться и в пренебрежении законов священных, божественных (Schmidt B. IV. 8. 264–275). Ср. Василий B . T. XXIX, col. 288. Кроме этого наиболее часто встречающегося термина (см., напр., Макарий E. HomiL XL, c. I, col. 764A. De custodia cordis, c. «YlII, col. 828A. De perfectione in Spiritu c. V, col. 845A. Histor. Laus. c. XCY, col. 1201Д), в аскетической письменности встречаются иногда и другие наименования последнего главного порока, напр. ι’ησισ (Климент A. Strom. Lib. L XI, col. 752C. Hist. Laus. c. III, (o Валенте), col. 1090. Бл. Диадох Λογ. Ασκητ. c. XLI, LXIX, LXXXl·, γκος (Hist. Laus. loc. cit. Бл. Диадох. c. LXXIX, XCI), τυ’φος (Василий B. Advers. Eunom. lib. I, c. XIII, T. XXIX, col. 541B. Григорий Н. In. Cant. Cant. Homil. XV, T. XLIV, col. 1096A. De instituto Christiano. T. XLY1, col. 301 A. De oratione Dominica. Or. II. T. XLIY, col. 1145Д. Hist. Laus. loc. cit. Бл. Диадох c. LXXXVII), λαζονει’α (Григорий Б. T. XXXVIL col. 651. И. Златоуст. In illud, vidi Dominum. Homil. IY, c. TIL T. LYI, col. 124). T. LVIII. col. 624–626. T. LX col. 237–238. T. LXIII. col. 671, 676), υ’ψηλοφροσυνη (И. Златоуст. T. LVIII. col. 671–672). Кирилл A. T. LXXII. col. 601. Исидор П . T. LXXVIII col. 328. 548, 1013, 1397. Феодорит . T. LXXX. col.1064. T. LXXXI. col. 1133). При этом иногда те или другие из этих синонимических названий встречаются рядом, напр., περηφανι’α («гордость») и τυ’φος («кичлпвость»). Григ.Нисс. In Ecclesiasten, Homil. IY, col. 676C. Объяснение синонимов υ’ψηλο’φρων, λαζω’ν, περη’φανος, τετυφωμε’νος см. у Василия В. Reg. brev. tract. lnterr. LVI. T. XXXI. col. 1120CD–1121A. В Св. Писании анализируемый порок называется περηφανι’α. Мк.7:22 . Ср. 2Тим.3:2 ; λαζωνει’α Иак.4:16 ; 1Ин.2:16 ; это слово нередко употреблялось у позднейших греческих писателей (Grimm, р. 16); (в глагольной форме) Рим.1:30 . 2Тим.3:2 . Cp. Grimm. р. 445, 440 16. Αλαζωνει’α у классиков означает хвастовство и является одним из синонимов ψδος. Schmidt IV B., S. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Труднее понять, почему апостол ставит пастырей выше учителей, когда в послании к Коринфянам дар управления помещается не только ниже учительства, но и среди частных даров исцелений, языков и т. д. Лишь одно объяснение можно дать в этом случае. К тому времени, когда писалось первое послание к Коринфянам (через 4 года по основании общины), руководители их не успели еще создать себе прочного авторитета, напротив к 62-му году, в который вероятно было написано послание к Ефесянам, за 10 лет существования общины, пастыри успели приобрести в ней высокий авторитет и пользовались большим влиянием, чем учители. Немного позднее, вероятно в 63 году, ап. Павел обозначает предстоятелей опять новым именем, тем самым, которому суждено было стать собственным именем их на все времена. В послании к Филиппийцам он приветствует всех святых, находящихся в Филиппах, с епископами и диаконами (σν πισποις α διανοις). Филиппы были может быть первой родиной имени „епископ“. Это был город почти совершенно латинский 271 ( Деян.16:21 ), поддерживавший самые живые связи с Римом ( Флп.4:22 ). Здесь была весьма немногочисленная иудейская община, которая не имела своей синагоги, но владела вне города молитвенным домом, нередко посещавшимся язычниками, „чтущими Бога“. Вероятно, осенью 52 года образованная ап. Павлом и его сотрудниками христианская община в Филиппах состояла преимущественно из язычников (ср. Деян.16:10, 14–15, 20–21, 33 ) 272 . Христиане Филипп были по-видимому одарены практическим смыслом и более других считались с потребностями жизни. Они постоянно оказывали материальную помощь ап. Павлу ( Флп.4:10, 15, 18 ; ср. 2Кор.11:8–9 ), и подобно другим македонским церквам, при своей бедности и испытаниях „по силам и сверх сил“ помогали иерусалимской братии ( 2Кор.8:1–4 ; ср. Рим.15:26 ). Думают, что в этой церкви раньше чем в других была осознана необходимость правильной организации и правильного разделения труда с более или менее определенными формами и терминами 273 . До сих пор мы встречали обыкновенно одну категорию лиц, посвящавших себя служению общине, её руководству и воспитанию. Это были ποστμενοι, οπιντες и ποιμνες. Теперь в 63 году после десятилетней давности филиппийской общины мы видим уже дифференциацию местного церковного служения. Из общего класса служителей местной церкви выделились две категории лиц. Не может быть никакого сомнения в том, что словом епископы обозначаются здесь высшие предстоятели, словом диаконы – низшие. За это говорит самый порядок, в каком эти термины стоят в приветствии, их лексическое значение, – из них одно указывает на положение начальника, другое на более служебное положение (Ср. Мф.20:26 ; Мф.23:11 ; Мк.9:35 ) – и наконец вся история этих терминов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Христос страдал за наши ГРЕХИ Христос Господь наш, как ради нас в мир пришел спасти нас, так «за нас» и пострадал. Грехи наши виною страдания Его были; грехи наши взял Он на Себе; взял и претерпел казнь, грехам последующую. «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша» ( Ис. 53, 5 ). Чудна благость, милосерие и промысл Божий о нас! Мы согрешили, и Христос Господь наш казнь за нас претерпел. Раби согрешили, и наказан бысть Владыка (4:271–272). ХРИСТОС Мы вси согрешили и достойны были вечнаго наказания: Христос Сын Божий волею Своею и благоволением небеснаго Своего Отца, взял грехи наши на себе, и наказание за грехи, и так «язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» ( Ис. 53, 5 ). Христос неповинен был: «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Пет. 2, 22 ). Наказан убо Христос Спаситель наш за наши грехи, да мы, верующие в Него, вечно не наказаны будем; зде видим правду Божию, Христовым страданием удоволившуюся, а к нам согрешившим неизреченную Божию благость и человеколюбие показавшееся (5:73–74). Христос страдал и телом и душою Христос Господь наш и душею и телом страдал. В душе имел скорбь, печаль, тугу и ужас несказанный и умом непостижимый. «И начат», глаголет Евангелист, «ужасатися и тужити; и глагола им (Апостолам): «прискорбна есть душа Моя до смерти» ( Мк. 14, 33 и 34). От чего на пресвятом теле Его «был пот, яко капли крови каплющия на землю» ( Лк. 22, 44 ). Безчестие, поношение, поругание, посмеяние, которое Ему сотворилося от беззаконных, неизреченно пречистую душу Его уязвляло; потому что хула тая «всему лицу» приключилася, Которое есть Бог и Человек, ХРИСТОС бо есть совершенный Бог и совершенный человек. Тем весьма уязвлялась пречистая душа Его, что в Нем Богу хулим и поругаем был. Тело Его пресвятое, пречистое, непорочное, «Слову Божию соединенное», билося, ранилося, уязвлялося, озлоблялося, заушалося, оплевалось, окровавливалося, тернием прободалося, обнажалося, ко кресту пригвождалося, и прочая (4:271).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

" Сей же род изгоняется только молитвою и постом " (Мф. 17, 21). Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна, и весь воздух набит ими, но ничего не смогут они сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост- всестороннее воздержание, молитва- всестороннее богообщение; тот извне защищает, а эта изнутри устремляет на врагов огненное всеоружие. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научая своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра, так что тот уверен, что все делает сам, а между тем только исполняет волю своего врага. Возьмись только за молитву и пост-и враг тотчас уйдет, и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, коль скоро оставлены бывают молитва и пост (107, 241-242). " Легион имя мне, потому что нас много " (Мк. 5, 9). Духи не телесны, потому места собою не наполняют и не занимают, подобно телам. Этим объясняется физическая возможность пребывания многих духов в одном человеке. Возможность нравственная со стороны духов понятна из их безнравственности, или отсутствия всяких нравственных начал, а со стороны человека- из многостороннего соприкосновения его душевного строя с Мрачной областью нечистых сил. Но этим объясняется только возможность; действительность же вселения бесов подлежит условиям, определить которые не имеем возможности. Можем только сказать, что вселение духов не всегда бывает видимым, не всегда обнаруживается известными действиями бесноватых. Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытое. Есть также власть духов над умами людей, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие, люди же думают, что они действуют сами, будучи посмешищем нечистых сил. Как же быть? Будь настоящим христианином, и никакая вражеская сила не одолеет тебя. Епископ Феофан Затворник (107, 272-273).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

1237 Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 172. 1238 Послания Патриархов о православной вере. С. 170. 1239 Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 395. 1240 Следует отметить, что впервые такие идеи на христианском Западе появились задолго до отпадения Римской Церкви от Вселенского Православия. Например, сщмч. Киприан Карфагенский уже говорил о священнослужителях как о заместителях Христа (sacerdos vice Christi). См.: Cypriani Carthaginensis. Epistola 63, ad Caecilium de sacramento dominici calicis. 14//PL. T. 4. Col. 386A. Рус. пер. см.: Киприан Карфагенский, сщмч. Письма. 63, 14//Творения сщмч. Киприана, епископа Карфагенского. М.: Паломник, 1999. С. 673—674. 1241 См.: Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С. 102—103. 1242 Пространный катихизис. С. 60. 1243 Пространный катихизис. С. 59. 1244 Например, см.: 7-е правило Второго Вселенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 271—272. 1245 Пространный катихизис. С. 60. 1246 См.: Православное исповедание. С. 76—77. Ч. 1. Ответ на вопр. 103. 1247 Греческое название этого таинства — β α πτισμα происходит от глагола βαπτ ζω — погружать. 1248 См.: 50-е правило свв. апостолов; 7-е правило Второго Вселенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 123, 271—272. 1249 См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 250. 1250 См.: 49-е правило свв. апостолов//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 122. 1251 См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 251—252. 1252 См.: Там же. С. 252—253. 1253 См.: Пространный катихизис. С. 60. 1254 Например, см.: 110-е правило Карфагенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 2. С. 258. 1255 О том, что Господь может прощать грехи одних людей по вере других, см.: Мк.2:5. В Священном Писании нет ни прямых указаний на необходимость или возможность крещения младенцев, ни запрета такой практики. В то же время апостолы неоднократно крестили целые семейства (см.: Деян.16:14—15, 30—39; 1 Кор.1:16), при этом в Священном Писании ничего не говорится о том, что при таком крещении для младенцев делались исключения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

376 Жизнь и время Иисуса Мессии. Москва. 1900 г. 482 стр. Подробнее см. в кн. Молчанова: Подлинность четвертого Евангелия. Тамбов, 1883 г. стр. 268–272. 379 Земля иудейская во время Христа Спасителя ограничивалась на юге краем пустыни у Вирсавии, находящейся далеко южнее Хеврона, на западе низинами филистимской равнины; на востоке линией Иордана и мертвого моря; на севере – пограничной самарийской деревней Акраббим, расположенной между горами, миль на двадцать по прямому пути от Иерусалима. Иерусалим хотя и находился в Иудее, но, как главный город всей земли обетованной, он выделяется из этой области (подобное срав. у Мк.1:5 ; Лк.5:17; 6:17 ). Надобно, впрочем, заметить, что и в древности Иерусалим, как столица еврейского царства, не принадлежал ни одному из 12-ти колен. Обстоятельные сведения о происхождении имени Иерусалим сообщаются в майской книжке Прав. Собес. 1907 г., в статье проф. Терновского: «Значение именн Иерусалим». «Иерусалим» с еврейского значит: «Залог мира, основа благополучия» (613 стр.). – Для знакомства же с Палестиной заслуживает особенного внимания статья Е. Полянского: «Палестина в IV веке. См. Прав. Собес., июль-август 1907 г. – О границах земли иудейской см. Жизнь И. Христа» Гейки, в русск. перев., вып. II. 1903 г., стр. 326. 380 Главное содержание проповеди И. Христа во время Его путешествия по Иудее, без сомнения, было одинаково с проповедью во время служения Его в Галилее; а равно и с проповедью Иоанна: «покайтесь, ибо приблизилось царство небесное» ( Мф.4:17 и др.). 381 Штраус по поводу этого замечания говорит, что Иоанн взял здесь свои слова (что Иисус крестил) в половииу назад, и находит это замечание вообще не историческим, так как «старейшие евангелисты» говорят об установлении обряда крещения Иисусом уже после Его воскресения ( Мф.28:19 ; Мк.16:16 ). Но Штраус забывает, что после Своего воскресения Иисус заповедал ученикам учить и крестить все народы, тогда как здесь деятельность Его ограничивалась народом израильским. – Ренан повторяет тоже самое, говоря, что евангелисг позднейшею заметкою исправляет самого себя. Он без дальнейших околичностей утверждает: «Иисус полагал, что Ему следует делать тоже, что делал Иоанн: Он крестил, крестили также и ученики Его». По этому поводу справедливо замечает Ците: «как мало нужно понимать дух Иисуса и христианство , чтобы решаться на детское утверждеиие, что Иисус находил нужным подражать Иоанну? Что касается обеих заметок евангелиста, то они вовсе не противоречат друг другу. Самое крещение совершали ученики, но Иоанн мог не без основания сказать, что крестил Иисус, так как ученики Его делали это во имя Его, как о царе говорят, что он победил врагов, или об архитекторе, что он построил известное здание, хотя, собственно говоря, от имени их делалн дело их подданые и подчиненные·. См. Ците в перев. Тихомирова, 179 стр. 2 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Заметим: тот апофатизм, к которому «спекулятивный» богослов приходит путём специальной «перенастройки» своего ума, – тот самый апофатизм сам собою, естественным образом, взращивается в уме и сердце деятельного подвижника, даже если тот никогда не слыхал об Ареопагитском корпусе и интеллектуально не имеет и понятия о различии апофатического и катафатического путей... См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Молящийся ум взыскует соединения с сердцем//Творения. Т. 1. С. 301-302. Со ссылками на свв. Марка Подвижника и Симеона Нового Богослова. См: Мк. 10:46-52; Лк. 8:35-43. Поначалу слепец называл Сына Божия лишь Сыном Давидовым, обращаясь к Нему: Сын Давидов! Помилуй меня (Мк. 10:47-48). Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесять первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 340-341. Игнатий (Брянчанинов), свт. Молящийся ум взыскует соединения с сердцем//Творения. Т. 1. С. 302. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Творения. Т. 2. С. 202. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 3-й: О упражнении молитвою Иисусовою//Творения. Т. 1. С. 272-273. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве умной, сердечной и душевной//Творения. Т. 2. С. 202-203. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником. Отдел 2-й: О прелести//Творения. Т. 1. С. 255-256. Ср.: «В этой душе воздвигнут идол я . Идолу курится непрестанный фимиам, закалаются непрестанные жертвы. Как может в этой душе соединиться служение всесвятому Богу со служением мерзостному кумиру? Эта душа в страшном запустении, в страшном мраке, в страшной мертвости. Это – вертеп темный, обитаемый одними лишь лютыми зверями или ещё более лютыми разбойниками. Это – гроб, украшенный снаружи для чувственных глаз человеческих, так легко обманывающихся, внутри исполненный мертвых костей, зловония, червей, всего нечистого, богоненавистного» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Фарисей (в двух частях). Ч. 1//Творения. Т. 1. С. 417-418.)

http://bogoslov.ru/article/6176871

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010