– По моему мнению это Каср-и-Хосрау и представляет развалины резиденции Рошан-Хосрау. (Проф. Хоффман с εσανκουσδων отождествляет не только τ ’Ροσωχοσρν, во и ’Ρουσ Theophan. 320, 21  de Boor, 492 Bonn.; я очевидно не могу видеть в ουσ Рошан-Хосрау=Каср-и-Хосрау).– Третья резиденция – τ καρστ или τ κρτα τ μγα есть, по моему мнению, «Disqarta» (из Distqarta) сирийцев ( το Δισκρθας, Symeon. Metaphr. vita s. Anastasii persae, κα, Migne, S. Gr., 114, 800 D – νθα δ βασιλες Χοσρης διτριβεν), «Daskaratu-l-Malik(i)» арабов, «Dastagerd-i-Khosrau» персов, ныне развалины Эски-Багдад близ городка Шарабан (Hoffmann, 120; Nöldeke, 295). Петерман 23 сентября из Касри Ширин прибыл в Ханекин (6 1/2 часов езды), 27-го из Ханекина в Кизиль-Робат (Касрабад) (около 7 часов), 28-го из Кизиль-Робат в Шарабан («Schéhraban») (5 1/2 часов езды). Petermann, II, 269. 274. 275. – Хоффман, 252, доказывает, что и под  ν  τ Βεραμας Хосрау, и под  ν  τ προσαγορευομν Βιθαρμας Menauder Protector, p. 365,8 Bonn., и под τ ρμαν в κλευσις Ираклия в «пасхальной хронике» [cp. Nöldeke, 384] разумеется провинция Бэт-Армайе и затем резиденция Дастагерд-и-Хосрау. – Наконец четвертая резиденция – и именно зимняя – самая столица Махозэ. Так-и-Кесра на восточном берегу Тигра (Nöldeke, 353) – остаток большого дворца Хосрау («Êwàn») в Ктисифоне, Вех-Ардашир на западном берегу – место древней Селевкии. 26 Hoffmann, 120. 67. 107. 108. 113; Assemani Bibliotheca Orientalis III, 1, 471 91.93, 450;Nöldeke, 358, 385. «Блашфарр» – «весьма близко», ganz nahe, от Холвана; не на месте ли «Кала-и-Дуаб»? Впрочем, «канал Валаша» впадает в Алванд-чай к востоку от Сар-и-пуля. 27 Хоффман, 120, считает возможным, что этот монастырь св. Сергия тождествен с построенным для Ширин «в стране Блашфарр». – Другой монастырь св. Сергия в 7 милях ( σημε α) от Дастагерд-н-Хосрау быть может тождествен с тем «монастырем Ширин», из которого христиане – по Себеосу (гл. 4 стр. 50 перевода, 46 текста) – в вербное воскресенье совершали процессию ко дворцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

461 Нодендали (соврем. Нантали, Финляндия) – город на берегу Ботнического залива. В 1913 г. М. М. Богословский отдыхал там вместе с семьей своего брата С. М. Богословского. Об этом позже вспоминал его племянник Александр Сергеевич Богословский (один из «Липушат»): «У нас была зафрахтована четырехвесельная килевая лодка, и мы часто вчетвером, папа, д[ядя] Миша, Миша и я, совершали на ней поездки. Д[ядя] Миша любил и умел обставлять наши поездки некоторой таинственностью, будто мы путешествуем по неизведанным местам, где никто не бывал..» (См.: Архив РАН. Ф. 636. Оп. 2. Ед. хр. 9-а. Л. 6). 462 Золотая Липа – левый приток Днестра. Описываемые события относятся к периоду наступления Юго-Западного фронта. 464 Имеется в виду наступление турецких войск против 1-го Кавказского кавалерийского корпуса ген. Баратова. С октября 1915 г. корпус (до июня 1916 г. именовался русским Экспедиционным корпусом в Персии) успешно продвигался вперед, имея задачей соединиться с англичанами. Однако, после капитуляции ген. Таунсгендена в Кут-эль-Амаре, соотношение сил изменилось. Баратов вынужден был оставить занятые ранее города Ханекин, Керманшах и Хамадан, после чего, наступление турок было остановлено. Позднее, русские войска вновь перешли в наступление, и к марту 1917 г. вернули города Керманшах и Ханекин. 465 Великий князь Николай Николаевич (младший) с 23 августа 1915 г. – наместник Кавказа и главнокомандующий Кавказской армией. 466 Богословский несколько опередил события: в августе 1916 г. наступление армий Брусилова еще продолжалось. Но оно уже выдыхалось и не принесло желаемых результатов. 468 К 13 августа 1916г. русские войска заняли город Муш (Турция) и вышли к хребту Куртик-Даг (в нескольких километрах от Муша). Продолжалось также преследование остатков 4-й турецкой армии, отступающей в южном направлении от района озера Ван к городу Мосулу (соврем. Ирак). 469 Богословский вспоминает именной указ Петра I от 2 октября 1718 г., данный царем президентам Коллегий. В нем, в частности, говорилось, чтобы во время присутственных дней «лишних слов и болтанья не было, но то время ни о чем ином, только о настоящем говорить; также, кто станет говорить речи, другому не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...