Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛАВДИЙ [лат. Claudius; франц. Claude] (VII в.), св. (пам. зап. 6 июня), аббат мон-ря Кондат (Сент-Уайан-де-Жу, впосл. Сен-Клод; ныне г. Сен-Клод, деп. Юра, Франция). Житие Среди ранних источников, в к-рых упоминается о К.,- перечень настоятелей мон-ря Кондат (предположительно список восходит к IX в., но сохранившиеся версии относятся к XI-XII вв.; см.: Moyse. 1973. P. 33-34). Согласно стихотворной версии перечня, К. из любви к аскетической жизни вступил в мон-рь, после смерти аббата Инъюриоза против своей воли был избран 12-м настоятелем; прославился подвигами святости (MGH. SS. T. 13. P. 746). В прозаической версии, сохранившейся в составе Хроники мон-ря Сент-Уайан-де-Жу (сер. XII в.), сообщается, что К., «архиепископ и аббат», управлял обителью 55 лет; также приведены сведения, заимствованные из документов монастырского архива (не сохр.): согласно одному из этих документов, в 40-й год правления Хлодвига К. добился от короля признания долга монастырю Кондат, согласно другому, при кор. Хильдеберте в г. Седун (ныне Сьон, Швейцария) К. заключил сделку с еп. Вульфином о взимании десятины с сел. Павлиак (de decimo Pauliaci) (MGH. SS. T. 13. P. 744; Robert. 1880. P. 565). Из-за неверной датировки грамоту кор. Нейстрии и Бургундии Хлодвига II (639-657) следует, по-видимому, считать фальшивой, но договор о десятине, датированный 4-м годом правления Хильдеберта IV (695-711), мог быть подлинным ( Moyse. 1973. P. 469). Агиографические сочинения о К. начали создавать после открытия мощей святого во 2-й пол. XII в. Болландисты опубликовали 2 Жития, краткое (BHL, N 1840-1840a) и пространное (BHL, N 1841-1843) - и сказание о чудесах К. (BHL, N 1844). Материалы для публикации были предоставлены иезуитом П. Ф. Шиффле, который в 1649-1664 гг. работал с рукописным собранием аббатства Сен-Клод. Высказывалось предположение, что краткое Житие является более ранним, оно послужило основой для пространного Жития, созданного в XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

Предки К. принадлежали 2 знатным франк. родам, которые в VII в. принимали активное участие в политической жизни гос-ва Меровингов. Их родовые земли находились в Австразии - королевстве, сложившемся во 2-й пол. VI в. в сев.-вост. части меровингской Галлии (крупнейшие города - Колония (ныне Кёльн, Германия), Меттис, Ремы (ныне Реймс, Франция), Треверы (ныне Трир, Германия)). Предки К. участвовали в междоусобной борьбе франк. королей Австразии и Нейстрии. После смерти кор. Сигиберта I (575) власть в Австразии перешла к его вдове Брунхильде, правившей сначала от имени сына, Хильдеберта II (592-596), затем от имени внуков, Теодеберта II (596-612) и Теодориха II (612-613). Авторитарное правление Брунхильды и конфликты в королевской семье вызвали недовольство знати, которая оказала поддержку ее противнику, кор. Нейстрии Хлотарю II (584-629). Оппозицию, выступившую на стороне Хлотаря II, возглавили св. Арнульф и Пипин I Старший († 640). Арнульф был влиятельным сановником при дворе кор. Теодеберта II. Земли Пипина находились в среднем течении р. Маас; благодаря браку со св. Идубергой (Итой) Нивельской († 652) он приобрел владения в окрестностях Меттиса. В 613 г. кор. Хлотарь II вторгся в Австразию и расправился с Брунхильдой и ее внуками. Король назначил Арнульфа на епископскую кафедру Меттиса, но епископ сохранил за собой и придворные должности доместика и палатина. Под давлением знати Хлотарь II возвел на королевский престол Австразии сына, Дагоберта I (623-638/9, с 629 король франков), чьим воспитателем и регентом стал еп. Арнульф. Пипин Старший был назначен майордомом Австразии (обязанности майордома (maior domus, maior palatii) первоначально состояли в управлении гос. землями (фиском), впосл. майордом стал главным советником короля). Еп. Арнульф и майордом Пипин Старший старались удержать власть, устраняя соперников из австразийской знати (по их инициативе кор. Дагоберт I приказал казнить магната Хродоальда, родоначальника баварской правящей династии Агилольфингов) и заключая выгодные браки (Ансегизил, сын св. Арнульфа, женился на св. Бегге († 693), дочери Пипина Старшего). После смерти Хлотаря I Арнульф оставил епископскую кафедру и удалился в мон-рь Хабенд (ныне Ремирмон); позднее он стал отшельником, после смерти (ок. 640) его стали почитать как святого.

http://pravenc.ru/text/Каролингов .html

Уже в ассир. документах А. (Amedi, Amidi) упоминается как один из важнейших городов Ассирии; позднее входила в состав Ахеменидского и Селевкидского царств, затем принадлежала Риму (сохранилась цитадель IV в. до Р. Х. и часть стен, датируемых I в. до Р. Х.). Область А. с III в. по Р. Х. оспаривалась у Римской империи Сасанидским Ираном. В нач. IV в. город, ставший центром рим. пров. Месопотамия в составе Вост. префектуры , был укреплен, в нем находился военный гарнизон. В 359 г. шаханшах Шапур II осадил А. и через 2 месяца взял ее штурмом; жители были переселены в Хузестан (Юго-Зап. Иран). Позднее А. вновь отошла к Вост. Римской империи (Византии). Вторично иранцы овладели городом в 502 г. при шаханшахе Каваде, но имп. Анастасий выкупил его за тысячу фунтов золота. В 640 г. город сдался арабам. В ср. века А. была центром обл. Дияр Бакр (дословно - местопребывание [рода] Бакр, араб. племени, расселившегося там в VII в.), к-рая охватывала земли по обоим берегам Тигра от истока до поворота русла на юго-восток, с городами Майафарикин, Хисн-Кайфа, Арзан. В эпоху араб. владычества А. с округом входила в пров. Джезира, иногда выделяясь в особую адм. единицу, полунезависимую от аббасидских халифов. С сер. Х в. город входил в состав эмирата Хамданидов, с кон. Х в. попал под власть курдской династии Мерванидов. Оказавшись на византийско-мусульм. границе и подвергаясь сильной угрозе с запада, правитель А. ок. 1000 г. пошел на признание вассальной зависимости от имп. Василия II , получив от него титул магистра и дуки Востока. Во 2-й пол. XI в. княжество Дияр Бакр попало в орбиту влияния Сельджукидов, началось проникновение на эту территорию туркмен. племен. В последующие столетия А. находилась под властью Артукидов (XII в.), Иконийского султаната (с 1241), монголов, была столицей тюрк. племенного союза Кара-Коюнлу (XV в.), входила в состав Сефевидского Ирана (с 1507). В 1515 г. А. была захвачена турками-османами; от них город получил имя Кара-Амид - Чёрная Амида (за цвет базальтовых стен), а также Диярбакыр (Диарбекир). Церковная история

http://pravenc.ru/text/114460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИЙ [копт. klaudios ], мч. Антиохийский (пам. копт. 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня)). Агиографическое «досье» К. включает тексты на копт., араб. и эфиоп. языках. Мученичество К. и 3 энкомия в его честь сохранились полностью в единственном кодексе (М 587, б-ка Пирпонта Моргана, ок. IX в.) на саидском диалекте копт. языка. В 1970 г. Ж. Годрон опубликовал эти тексты с учетом изданных ранее, а также неизданных фрагментов из 6 др. кодексов и перевел их на франц. язык (впосл. он издал еще неск. новонайденных фрагментов - Godron. 1976). Два энкомия принадлежат Константину , еп. Асьютскому (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), 3-й приписывается Севиру , патриарху Антиохийскому (нач. VI в.; вероятно, псевдоэпиграф). Известны также средневек. переводы Мученичества и энкомиев на араб. язык и с арабского на эфиопский. Краткое сказание о К. содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии, где вместе с К. прославляются еще 2167 мучеников (это упоминание не находит подтверждения в других источниках). Литургические тексты в честь К. представлены рядом песнопений в копт. Антифонарии (Дифнаре) и эфиоп. величаний- саламов . Мученичество К. имеет обширную вводную часть, в к-рой излагается один из вариантов (возможно, наиболее ранний) копт. легенды о рим. имп. Диоклетиане (284-305). Согласно копт. традиции, Диоклетиан был пастухом из Египта; он стал императором благодаря случаю и первоначально исповедовал христианство. В Мученичестве К. рассказывается, как произошло его отречение от веры. Во время войны с персами император взял в плен персид. царевича Никомеда и отдал его на попечение Антиохийскому епископу (в позднейших текстах приводится легендарное имя епископа - Гаий). Тот был подкуплен персами и тайно вернул им пленника, объявив императору о смерти царевича. Когда Никомед был повторно схвачен, предательство епископа обнаружилось. Диоклетиан его казнил, перешел в язычество, издал эдикт против христиан и начал гонения. К. был военачальником и ритором, с к-рым император часто советовался. За отказ принести жертву богам Диоклетиан отправил его в Египет к правителю Антинои (столицы Фиваиды) Ариану, к-рый повсюду искал христиан и казнил их. Ожидая, что К. одумается, правитель возил его с собой в качестве заключенного. Следя за их путешествием, читатель узнаёт о мн. мучениках (солдаты, школьный учитель и его ученики со своими матерями, дочь чиновника и др.). Наконец в сел. Похе близ Асьюта (предположительно отождествлялось с совр. Ком-Буха-эль-Абид - Drescher. 1942. P. 80; однако данная идентификация сомнительна - Meinardus. 1972. P. 321) К. по приказу Ариана был распят и пронзен копьем; его останки похоронили у стен языческого храма (согласно синаксарной версии, К. пострадал в Антиное). Автором Мученичества назван Анастасий, слуга К., к-рый сопровождал его в Египте.

http://pravenc.ru/text/1841199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АХИКАР [Вероятно, от арам. ahî-qar, возможный перевод - мой брат бесценен; греч. (LXX) Αχιαχρος, Αχιχρος], эпизодический персонаж второканонической Книги Товита; главный герой «Повести об Ахикаре Премудром», одной из самых популярных книг в странах христ. Востока. В Книге Товита, созданной, по-видимому, в III в. до Р. Х., А., племянник Товита, предстает знатным и влиятельным вельможей (главный виночерпий, хранитель царской печати, управляющий провинцией (?) и главный финансовый инспектор) при дворе ассир. царя Синаххериба (704-681), его преемник Асархаддон подтверждает эти назначения и делает А. главным казначеем (Тов 1. 21-22). Особое положение А. при царском дворе позволяет ему вступиться за Товита, к-рый тайно хоронил пленных евреев и был вынужден бежать, спасаясь от смертной казни (1. 16-19); благодаря заступничеству А. Товит возвращается в Ниневию (1. 21). А. ухаживает за ослепшим Товитом (2. 10) и вместе с племянником Насвасом (в Синайском кодексе - Набад) участвует во всеобщем ликовании по поводу исцеления Товита (11. 18). В предсмертном обращении к сыну Товит поучает его, приводя пример того, как праведность и оказание помощи ближнему спасают от бедствий: он напоминает Товии, какая участь постигла племянника А. Амана (в Синайском кодексе - Надав), расставившего «смертную сеть» своему дяде, к-рый вырастил его; А. «был спасен», будучи праведен: он давал милостыню, а нечестивый Аман «пал в сеть и погиб» (14. 9-11). Эти намеки и путаница в именах получают свое объяснение в «Повести об Ахикаре Премудром». «Повесть об Ахикаре Премудром» Известна во множестве версий на неск. языках (арам., сир., арм., араб., старослав. и др.). Самая древняя арам. версия сохранилась во фрагментах и известна благодаря папирусам кон. V в. до Р. Х., найденным в 1906 г. при раскопках в Египте на о-ве Элефантина среди др. арам. папирусных документов, принадлежавших евр. военному гарнизону. Часть этих фрагментов представляет собой коллекцию афоризмов, дидактических сентенций и загадок, др. часть - повествовательную рамку этой коллекции (И. Коттзипер) - собственно повесть об А. Как и в книге Товита, действие повести происходит в 1-й пол. VII в. до Р. Х., А. и здесь является хранителем печати при Синаххерибе и Асархаддоне; бездетный, он усыновил своего племянника Надана, к-рый, воспользовавшись отсутствием дяди, оклеветал его перед царем, обвинив в гос. измене. А. приговорен к казни, но палач щадит его и укрывает в своем доме; далее текст, сохранившийся в более поздних версиях - описание освобождения и оправдания А., его мести Надану,- отсутствует; кроме того, есть расхождения в деталях между арам. фрагментами повести и ее более поздними версиями: напр., в арам. папирусе ничего не говорится о роли жены А. в эпизоде спасения А. палачом.

http://pravenc.ru/text/77180.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАМФИЛИЯ [Греч. Παμφυλα; лат. Pamphylia], историческая область на юге М. Азии (ныне Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ). География Большая часть Центральной и вся Восточная П. расположены в районе горного массива Тавр (высшая точка - 2877 м, гора Гейик); остальная территория равнинная. П. бедна водой: на северо-западе находится оз. Кестель, на востоке - оз. Каприя (ныне Карагёль). Реки малочисленны и не судоходны: Кестр (ныне Аксу), Эвримедонт (ныне Кёпрю), Мелас (Манавгат), Алара. С запада П. граничила с Ликией , с севера - с Писидией и Исаврией, с востока - с Киликией . Основная дорога в П. шла вдоль побережья: от нее отходили ок. 10 крупных дорог на север. В равнинной П. было развито земледелие, в горной - скотоводство. В древнем географическом справочнике «Expositio totius mundi» (359 г. по Р. Х.) П. описана как «отлично обеспечивающий себя регион, производящий много оливкового масла и поставляющий его в другие регионы». Памфилия Греч. колонизация П., прежде частично заселенной киликийцами, началась в VII в. до Р. Х. Родосцы основали города Пергу, Силей и Аспенд, жители эолийской Кимы - Сиду. Геродот (История. V 68) производил название П. от дорийского племени памфилов (παμ-θλη, всё-племя). Ок. 540 г. до Р. Х. П. была завоевана персами; в 466 г. города на побережье П. вошли в состав Афинского морского союза, но в 386 г. были возвращены персам. В 334 г. до Р. Х. П. завоевал Александр Великий. Не позже 278 г. П. стала частью владений егип. царства Птолемеев, к-рые основали там Арсиною (вероятно, позднейший Коракесий (визант. Коракисий); ныне Аланья) и Птолемаиду. Ок. 241 г. П. вошла в состав владений державы Селевкидов, к-рые основали на этом месте Селевкию. В 187 г. зап. часть П. до Кестра перешла во владение царя Евмена II Пергамского. Его преемник царь Аттал II основал на месте Корика г. Атталию (ныне Анталья). После ликвидации Пергамского царства в 129 г. вся П. вошла в рим. провинцию Асия; затем была переведена в состав провинций Киликия и Галатия. При имп. Веспасиане (69-79 гг. по Р. Х.) П. была объединена с Ликией; при имп. Адриане (117-138) к ней была присоединена Южная и Центральная Писидия, а на рубеже II и III вв.- Исаврия. Имп. Гордиан III даровал П. и Перге статус митрополии, а имп. Проб - Сиде. В римскую эпоху П. переживала бурный экономический рост, активно отстраивались города, хотя с 80-х гг. II в. П. подвергалась набегам разбойников, в основном горного племени исавров. В 269 г. на П. напали герулы. С 70-х гг. III в. возобновились нападения исавров; для защиты от них строится система укреплений у перевалов в горах Тавр. Войны с исаврами продолжались длительное время, особенно интенсивно во 2-й пол. IV - нач. V в. В нач. V в. П. подверглась также нападению готов. Впрочем, эти грабежи не подорвали экономической стабильности провинции.

http://pravenc.ru/text/2578772.html

Среди самых ранних источников, в к-рых сообщается о К.,- сказание о Коналле Корке и о приходе к власти в Мумане его потомков, династии Эоганахта (изд.: Anecdota from Irish Manuscripts/Ed. O. J. Bergin et al. Halle; Dublin, 1910. Vol. 3. P. 57-63). Сказание датируется кон. VII - 1-й пол. VIII в. ( Hull. 1947. P. 889-892) или нач. VIII в. ( Charles-Edwards T. M. Celtic Kings: «Priestly Vegetables»?//Early Medieval Studies in Memory of P. Wormald/Ed. S. Baxter et al. Farnham, 2009. P. 72). В нем сообщается, что правитель Оэнгус (кон. V в.), сын Над Фроиха и внук Муг Нуадата, подарил о-в Вост. Аран (архипелаг Аран у зап. побережья Ирландии) св. Энде, к-рого вместе с К., св. Мохаммоком с о-ва Инис-Келтра (см. Камин ) и еп. Эрком из Слане называли «бывшими мирянами Ирландии» (tri haithlaich Eirenn). Согласно агиографической традиции, Энда до обращения ко Христу был военным предводителем ( Plummer. Vitae. Vol. 2. P. 60-62), еп. Эрк - приближенным правителя-язычника Лоэгаре (The Patrician Texts from the Book of Armagh/Ed. L. Bieler. Dublin, 1979. P. 88, 132-134). Т. о., К. первоначально был мирянином и, вероятно, язычником, ко Христу он обратился уже в зрелом возрасте. Далее в сказании повествуется о правителе Корьпре Кромме († 577 или 579), правнуке Оэнгуса и основателе династии Эоганахт Глендамнах. Его племянник Маэл Умаи изгнал К. из Металаха, за это Маэл Умаи и его братья лишились права на власть над Муманом (Maelhumai gabais laim Cholmain maic Lénení aMethalig hac causa cum fratribus priuatus regno). Возможно, с изгнанием К. связано др. событие, о к-ром упоминается в сказании: из-за проклятия К. пали стены крепости Ресс (Maleditione Colman maic Leneni muri ciuitatis Ressad ceciderunt). Правитель Корьпре подарил К. землю, чтобы он основал церкви в Клуан-Уаме и др. местах: «Корьпре, сын Кримтанна, дал Богу и Колману, сыну Колку, который также зовется Ленине, Клуан-Уаму и Аред-Кехтраге и Келл-Нале» (Coirpri mac Crimthain dobert Cluain hUama do Dia do Cholman mac Colcen qui et nuncupatur Lenine Aired Cechetraige & Cill n-Aile) (по мнению Д. О Корраня, следует читать «который также зовется сыном Ленине» (qui et Mac Lenine); в ркп. Bodl. Laud. Misc. 610. Fol. 99va стоит сокращение mr). Аред-Кехтраге идентифицируется как местность Эрри близ Кашела (графство Типперэри), Келл-Нале скорее всего сел. Килленол (в 19 км от Кашела) ( Gwynn. 1992. P. 235; Ó Corr á in. 1998. P. 199). Это дарение стало основанием для «их» (К. и Корьпре?) власти над миром (возможно, следует читать «над Муманом») (Inde regnum mundi meruerunt - Anecdota from Irish Manuscripts. 1910. Vol. 3. P. 60, 62; Hull. 1947. P. 900, 903-904; Idem. 1959. S. 72-73). О дарении Клуан-Уамы сообщается также в «Истории Ирландии» Дж. Китинга (30-е гг. XVII в.), где со ссылкой на предание (seanchus) утверждается, что это произошло примерно тогда же, когда скончался св. Брендан из Бирры (565 или 573) ( Keating. 1908. P. 74-75).

http://pravenc.ru/text/1841766.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХЕМЕНИДЫ Династия персид. царей (VII-IV вв. до Р. Х.), создавшая великую Персидскую державу в результате объединения ираноязычных древнеперсид. племен, занимавших сев. часть совр. Фарса (древнеперсид. Парса, в ассир. источниках Парсумаш) с сер. IX в. до Р. Х. Основатель династии Ахемен возглавил это объединение ок. 700 г. до Р. Х. Ок. 645 г. до Р. Х. Парса овладела вост. частью Элама. Она признала свою зависимость сначала от Ассирии (643 г. до Р. Х.), потом от Мидии (с кон. VII в. до Р. Х.). В 553 г. до Р. Х. Кир II Великий , праправнук Ахемена, поднял восстание, захватил в 550 г. до Р. Х. престол Мидийской державы. Мидийская гос. система осталась почти без изменений, но господствующим народом в державе стали персы. Продолжив завоевания, Кир II присоединил к своей державе Лидию и греч. города в М. Азии (546 г. до Р. Х.), Вост. Иран вплоть до Инда и Сырдарьи (ок. 545-539 гг. до Р. Х.) и Вавилонию с зависевшими от нее Сирией, Сузами и Палестиной (539 г. до Р. Х.), создав самую большую в древности империю. Т. о. исполнилось пророчество Исаии (46. 1-2; 47. 1-15). Преемник Кира II Камбис завоевал Египет (525 г. до Р. Х.). За смертью Камбиса последовала смута, в к-рой победил представитель младшей ветви А.- Дарий I. Он провел ряд важных адм. преобразований, изменил систему налогообложения и продолжил военную экспансию, присоединив часть среднеазиат. степей (519 г. до Р. Х.), долину Инда (517 г. до Р. Х.) и сев. часть Балканского п-ова (514 г. до Р. Х.). Однако поход Дария против причерноморских скифов (514 г. до Р. Х.) окончился неудачей. Время ок. 500 г. до Р. Х. было периодом наибольшего могущества гос-ва А. Переломной эпохой в истории А. стали греко-персид. войны (500-449 гг. до Р. Х.). Начавшись с восстания подвластных персам греч. городов Ионии в М. Азии, греко-персид. войны охватили Эгеиду, Кипр, Египет и окончились поражением персов, утративших свои владения на Балканах и зап. берегу М. Азии. Это поражение привело к усилению сепаратистских тенденций среди персид. знати и надломило гос-во А. Цари 2-й пол. V - 1-й пол. IV в. до Р. Х. были поглощены дворцовыми интригами, сатрапы все чаще выходили из повиновения и воевали друг с другом, от державы отложились Египет (404 г. до Р. Х.), Кипр, большая часть среднеазиат. и инд. владений. Хотя энергичный и жестокий Артаксеркс III вернул Египет (343 г. до Р. Х.), после его смерти гос-во А. было завоевано Александром Великим (334-330 гг. до Р. Х.). Различные ветви династии А. продолжали править в нек-рых регионах Ирана и Анатолии; к А. возводили свой род Сасаниды - династия, правившая Ираном в III-VII вв. по Р. Х.

http://pravenc.ru/text/77172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАМУЛАК [Камелак; лат. Camulacus, Camelacus] (V-VI вв.), св. (пам. зап. 3 нояб.). В сочинении Тирехана о св. Патрикии (Патрике) (2-я пол. VII в.) К. упоминается среди 450 епископов, якобы рукоположенных св. Патрикием. В том же источнике говорится о посещении св. Патрикием обл. Тетба (совр. графство Лонгфорд, Ирландия); с вершины холма Гранарет (ныне Гранард) он указал К. (Camulacum Commiensium) место для церкви Ратан (locum... id est aeclessiam Raithin) в долине Куми. К. посвящен алфавитный гимн из 24 строк, сохранившийся в Бангорском антифонарии (Ambros. C 5 inf., кон. VII в.), где святой назван Камелаком Кумийским (Camelaci Cumiensis). Фактические данные о К. в гимне отсутствуют, прославляются его аскетические подвиги, смирение, добровольная бедность и радостное служение Христу. Исследователи неоднократно указывали на сходство между гимном К. (инципит «Audite bonum exemplum») и др. гиберно-лат. алфавитными гимнами, напр. св. Патрикию (AHMA. Vol. 51. N 252; инципит «Audite omnes amantes») и св. Комгаллу (Ibid. N 244; инципит «Audite πντες τ ργα»), к-рые также содержатся в Бангорском антифонарии. Наблюдается известное сходство и с гимнами св. Бригите (Ibid. N 241; инципит «Alta audite τ ργα»), св. Монинне (Ibid. N 250; инципит «Audite sancte studia»; Ibid. N 251; инципит «Audite fratres») и ап. Петру (Ibid. N 254; инципит «Audite fratres famina»). По мнению большинства исследователей, самым ранним из этих произведений, послужившим образцом для др. гимнов, был гимн св. Патрикию, составленный скорее всего не позднее сер. VII в. ( Orchard. 1993. P. 164-165). Предположение о том, что гимны св. Патрикию и К. принадлежат св. Колману Эло († 611) ( Carney. 1961. P. 44-46; Curran. 1984. P. 46), остается недостаточно обоснованным ( Orchard. 1993. P. 161-162). В более поздней ирл. традиции нет точных сведений о К. В мартирологе, составленном ок. 1170 г. аббатом Маэл Муире О Горманом (Марианом Горманом), 3 нояб. указано поминовение св. Каэмлаха, которого собиратель рукописей терциарий Михал ОКлери († 1643) отождествил с К. и внес его память в Мартиролог из Донегола. Дж. Карни отождествил К. с Комлахом, «прокаженным Патрикия», сведения о котором сохранились в составе цикла преданий о св. Киаране (The Tripartite Life of Patrick, with Other Documents Relating to That Saint/Ed. W. Stokes. L., 1887. Vol. 2. P. 556; Carney. 1961. P. 121; Curran. 1984. P. 209; Doherty. 1991. P. 60; см.: Félire Óengusso Céli Dé: The Martyrology of Oengus the Culdee/Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 204).

http://pravenc.ru/text/1470153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАКХИЙ [греч. Βακχεος], греч. муз. теоретик. Под этим именем во мн. греч. рукописях представлены 2 трактата (учебники по муз. теории) с названием «Введение в искусство музыки старца Вакхия» (Εσαγωγ τχνης μουσικς Βακχεου το γροντος): 1-й написан в повествовательной манере и следует традициям пифагорейской науки о музыке; 2-й представлен в большинстве рукописей в форме вопросоответника и во многом совпадает с идеями, к-рые связаны с именем Аристоксена (ученика Аристотеля). В 1-й пол. XIX в. И. Ф. Беллерман, впервые опубликовавший повествовательное сочинение В., обратил внимание на то, что после изложения обоих трактатов в рукописи XV в. Neap. gr. 259 (III. C. 1) присутствует эпиграф: «Старец Вакхий перечислил лады, мелос и консонансы (τνους τρπους μλη τε κα συμφωνας) музыки. Вместе с ним пишущий [эти строки] Дионисий величайшего владыку мудрого Константина показывает почитателем искусств, ибо тому, кто явился изобретателем и дарителем всяческих мудрых дисциплин, никак не подобает быть чуждым ей (т. е. музыке)». Впосл. тот же текст был обнаружен и в др. рукописях (Marc. gr. app. cl. VI/10 (coll. 1300), XII-XIII вв.; Salamantinensis Univers. gr. 2748, XV в. и др.). Беллерман считал, что по поручению имп. Константина I Великого некий Дионисий создал компендиум из работ авторитетных авторов, включив в него вопросоответное сочинение В., а сам написал еще один трактат в повествовательной форме. Вслед за Беллерманом ученые стали датировать повествовательный трактат («Псевдо-Дионисия») IV в., а вопросоответный («Вакхия») - более ранним временем. Впосл. утвердилась т. зр., что в эпиграфе речь идет о Константине VII Багрянородном (945-959), что увеличило амплитуду возможных датировок сочинений. Во 2-й пол. XIX в. было обнаружено, что в ряде рукописей (Palat. gr. 281. Fol. 181, 1040 г.; Vat. gr. 192. Fol. 195v, XIII в., и др.) присутствуют 6 фрагментов из вопросоответного трактата, написанные в повествовательной форме. Эти выдержки содержат теоретические положения о количестве консонансов в «совершенной системе», об областях звучания и состоянии мелодии, о модальной системе определения лада, о видах консонансов в нотации, о количестве тонов и полутонов в каждом из консонансов (в вопросоответном варианте - § 11, 12, 44-49). Было сделано предположение, что в конце античного или в самом начале визант. периода сочинение, дошедшее до нас в вопросоответной форме, было написано в повествовательной манере и что впосл. визант. дидаскалы, желая приспособить «Введение» для своих учебных нужд, переделали текст в вопросоответник в соответствии с популярными в то время образцами. Однако сравнительный анализ текстов показывает, что отрывок является производной и сокращенной версией вопросоответного текста. Т. о., вопрос о датировке сочинений «старца Вакхия» остается открытым.

http://pravenc.ru/text/153875.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010