Святители: 1. Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (+ 1123, память 5/18 августа и в Соборе Печерских Святых). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 2. Святитель Феогност. Митрополит Киевский и Московский (+1353, память 14/27 марта). Жил некоторое время в Брянске. 3. Святитель Феодосий, Архиепископ Черниговский (+1696. память 5/18 февраля и 9/22 сентября). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 4. Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский (+1715. память 10/23 июня). Был наместником Свенского монастыря. 5. Святитель Филофей, Митрополит Тобольский, в схиме Феодор (Лещинский; +1727, память 31 мая/13 июня и в Соборе Сибирских Святых). В 1701-1702 гг. был наместником Свенского монастыря. 6. Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Херсонский (+1857, память 25 мая/7 июня). 7. Святитель Филарет, Митрополит Киевский, в схиме Феодосий (Амфитеатров: +1857, память 21 декабря/3 января и в Соборе Сибирских Святых). Был учителем, а затем ректором Сенекой Духовной Семинарии и настоятелем Свенского монастыря 8. Святитель Игнатий, Епископ Ставропольский и Кавказский (Брянчанинов; +1867, память 30 апреля/13 мая). Подвизался послушником в Площанской пустыни. 9. Священномученик Макарий, Епископ Орловский и Севский (Гневушев; +1918, память 22 августа/4 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 10. Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов; +1937, память 28 ноября/11 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1906-1908 гг. был Епископом Орловским и Севским. 11. Священномученик Дамаскин, Епископ Стародубский (Цедрик; +1937, память 2/15 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 12. Священномученик Серафим, Архиепископ Орловский и Севский (Остроумов: +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. |
В особом склепе находились мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого в 1671 году в дни восстания Степана Разина. С самого дня мученической кончины у гроба святителя происходили многочисленные чудеса и исцеления. К сожалению, регулярной записи этих чудес не велось, что препятствовало канонизации святого, хотя имя астраханского митрополита давно вносилось в различные святцы. Причисление к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного собора, проходившего в 1918 году в Москве. Память святителя Иосифа торжественно совершается ежегодно 24 мая. Кроме того, в нижнем храме находилось захоронение святителя Герасима (Добросердова), известного своими миссионерскими подвигами в Сибирском крае. Епископ Герасим пребывал на Астраханской кафедре сравнительно недолго (1877–1880), прославлен в лике сибирских святых (память — 10 июня ст.ст.). Раки с мощами святых угодников сейчас пребывают в нижнем храме и открыты для поклонения верующим, а большинство останков погребённых архиереев перезахоронены в 2001 году в крипте собора. В дореволюционные годы в Успенском соборе находилось множество православных святынь, большинство из которых в настоящее время утеряно. События 1917 года стали печальной страницей в истории собора. Собор подвергся несанкционированным обыскам, в результате которых большевики вынесли из храма церковные ценности, наличные деньги и процентные бумаги на сто тысяч рублей. 18 января 1918 года собор был закрыт для богослужений, однако потом был вновь возвращён верующим в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей почти все реликвии были изъяты и отправлены на переплавку. Почти вся соборная ризница была уничтожена. В 1929 году даже стоял вопрос об уничтожении Успенского и Троицкого соборов астраханского кремля. Решение было пересмотрено в том же году с указом о предоставлении планов переустройства. Иконостас верхнего храм был сломан и сожжён в 1931 году в результате проведённого субботника. Красноармейцы местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая святые образа. C этого момента вплоть до 1992 года собор использовался как склад боеприпасов, казармы для военнослужащих, музей и центр массовой и пропагандистской работы по краеведению. |
Икона написана на холсте, приклеенном на доску, в живописном стиле в XVII (?) в., закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение (размер 90 ´ 66 см). Богородица изображена с молитвенно сложенными у груди руками, с немного склоненной головой к лежащему на Ее коленях Младенцу, волосы спускаются прядями на плечи, голову венчает украшение, напоминающее диадему, вокруг нимба - 7 шестиконечных звезд. Существует неск. иконографических вариантов Б. и.: Младенец держит в руках яблоко или державу, Его тело прикрыто на бедрах белой тканью или обнажено, правая ножка вытянута или подогнута. Иконография Б. и. восходит к зап. образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем), изображениям Мадонны «del Umilta» (известны с XVI в. в живописи Сев. Италии), где Богоматерь также представлена с Младенцем на коленях, как правило с сомкнутыми на груди в молении руками. В 1770 г. В. Юркевич пожертвовал серебряный оклад на Б. и.; в 1811 г., согласно надписи, оклад переделан и позолочен «коштом» гр. А. И. Безбородко, 11 аметистов были вставлены в венец Богородицы и 3 - в венец Младенца. Нити жемчуга, золотые кольца, цепочки и др. ювелирные изделия, пожертвованные верующими, получившими благодатную помощь от иконы, дополняли украшения иконы. Весь драгоценный убор Б. и. после 1918 г. был утрачен. В наст. время Б. и. находится в алтаре ц. во имя свт. Николая в с. Балыкине за престолом в резном киоте и во время праздничных богослужений выносится на середину храма. Празднование Б. и. до 1917 г. совершалось (по чину праздника Казанской иконы Божией Матери на 8 июля) в с. Балыкине 24 июня, 29 июня и 1 сент. (в память последнего поновления ризы в сер. XIX в.); в Орле 30 июня; указывается также 10-я пятница по Пасхе. В наст. время местное празднование в с. Балыкине 1 сент., в Ростове 19 июля. Существует акафист Б. и., написанный в ХХ в. Чудотворные списки Б. и. |
Храм св. прав. Симеона Богоприимца соорудил в 1887 г. полтавский меценат Иннокентий Котельников (†1902) в память единственного сына Симеона (†1886): мальчик умер в Полтаве, когда его везли на юг для лечения от туберкулеза, и перед смертью завещал похоронить себя в Крестовоздвиженской обители, которая очень понравилась ему (отец исполнил волю сына, затем поселился в Полтаве и стал благотворителем монастыря, за что удостоился звания почетного гражданина города). Вдоль западной части ограды обители, напротив собора, протянулся корпус келий 1770 г. постройки, поновлявшийся в 1863 и 1892 гг. Южнее, напротив храма Св. Троицы, имеющего статус прихода, в 1990-х гг. выстроен дом приходской Свято-Троицкой общины. Еще южнее, также вдоль ограды, тянется корпус келий, сооруженный в 1889 г. Иннокентием Котельниковым, с домовым храмом прп. Серафима Саровского 1-й пол. 1990-х гг. Кроме указанных зданий, в южной и восточной частях монастырской усадьбы находится несколько хозяйственных строений. Святыни [ править править код ] Оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Упование всех концов земли», написанный в 1821 г. иноком Даниилом (Московченко) на стене кельи в монастырской колокольне, утрачен в советское время. Сохранилась единственная копия иконы, бывшая келейной у сщмч. Василия (Зеленцова) (в 1918 – миссионер, 1919-1920 – священник, 1925-1926 – викарный епископ, †1930). Некоторое время она находилась в частном владении, затем – в Свято-Макариевском храме. В 1990-х гг. святыня перенесена в монастырь (празднование – 6 нояб.). Мощи свт. Афанасия обретены в монастыре 2 июня 2010 г. Прежде они считались утраченными при пожаре 1943 г. в Краеведческом музее, куда были изъяты в 1920-х гг. вместе с нетленными останками архиеп. Амвросия (Серебренникова). Почитание памяти свт. Афанасия началось еще до революции (был засвидетельствован ряд исцелений при гробе архипастыря), которая отдалила его канонизацию (соответствующее решение Свящ. Синода УПЦ и чин прославления последовали 28 мая и 10 окт. 2010 г.). Будучи в 1795-1797 гг. епископом Могилевским и Полоцким, свт. Афанасий содействовал укреплению Православия в Западной Беларуси, в 1797-1800 гг. пребывал на покое во Мгарском монастыре (память – в дни преставления и прославления, соответственно 14 янв. и 10 окт. н.ст.). Престольные праздники [ править править код ] |
26 апр. 1868 г. настоятелем стал иером. Иоанн (Корионов), в числе первоначальной братии прибывший в В. м. из Юрюзанского скита. 10 марта 1876 г. он был возведен в сан игумена, 1 мая 1901 г.- в сан архимандрита. Собирая средства для благоустройства обители, иером. Иоанн объездил 18 губерний. В 1891 г. в мон-ре был заложен, 30 июня 1901 г. освящен каменный храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1897 г. сгорела Воскресенская ц. В кон. XIX в. в В. м. помимо игум. Иоанна жили 5 монахов. Положение обители улучшилось в 1900-1902 гг. при еп. Антонии (Храповицком) , считавшем единоверие важной частью миссионерской деятельности. В нач. XX в. В. м. стал духовным центром уральского единоверия, его насельники назначались настоятелями единоверческих мон-рей в др. епархиях, напр. игум. Филарет (Тайдаков), являвшийся настоятелем единоверческих мон-рей, Покровского в Черниговской епархии, затем Керженского в Нижегородской епархии. После издания имп. указа «Об укреплении начал веротерпимости» (17 апр. 1905) братия В. м. вместе с др. единоверческими общинами России поддержала ходатайство петербургских единоверцев о даровании единоверцам епископа, в качестве возможной кандидатуры был назван еп. Антоний (Храповицкий). Проект не был реализован. В 1912 г. настоятелем В. м. стал иером. Палладий, участвовавший в работе 1-го Всероссийского единоверческого съезда (С.-Петербург, янв. 1912). С февр. 1913 г. В. м. возглавлял игум. Антоний (Миловидов ; впосл. епископ Омский). В июле 1917 г. игум. Антоний участвовал в работе 2-го Всероссийского единоверческого съезда (Н. Новгород), избравшего делегатов от единоверцев на Всероссийский Поместный Собор, а также в Совет всероссийских съездов правосл. старообрядцев - высший руководящий орган единоверцев; игум. Антоний был избран кандидатом в члены Совета от духовенства. Расцвет В. м. в 1914-1917 гг. связан с пребыванием на Уфимской кафедре еп. Андрея (Ухтомского) , к-рый рукоположил для мон-ря 2 священников и 3 иеродиаконов, благословил совершить постриг 14 чел. в иночество и 2 иноков в схиму. Еп. Андрей благословил построить в обители каменный Воскресенский храм «в память павших за величие и славу славянского народа воинов», освященный после 1917 г., а также каменную часовню при ст. Бердяуш Самаро-Златоустовской железной дороги. В нач. XX в. в В. м. воспитывались неск. десятков мальчиков-сирот, к-рых обучали грамоте, крюковому пению, древнерус. чину церковного богослужения. При обители существовала богадельня. В годы первой мировой войны В. м. помогал семьям призванных на службу солдат и всем нуждающимся, предоставил помещения для лазарета. К 1917 г. В. м. владел неск. мельницами на р. Иструть, в селах Сикияз, Озёрское и Леуза, вел обширное хозяйство. В соответствии с определением Поместного Собора РПЦ от 22 февр./7 марта 1918 г. об учреждении 5 единоверческих кафедр В. м. должен был стать местом пребывания единоверческого Саткинского епископа, викария Уфимской епархии. |
26 января 1881 года в селе Курдюм Саратовского уезда), выпускницей 1898 года Саратовского епархиального женского училища, происходившей из семьи потомственного духовенства Лебедевых и Игоревых. Фотография четы Бакурских вскоре после совершения таинства бракосочетания — единственное сохранившееся фото отца Николая. Епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым; † 1909) 10 мая 1899 года он был назначен, а 31 октября 1899 года был рукоположен в сан диакона к Казанской церкви села Макарово Балашовского уезда10. Служил отец Николай еще и в трех часовнях. Эти места были с детства ему знакомы, поскольку рядом находилось родное его село Ключи. 25-летний диакон ревностно взялся за народное просвещение и стал учителем и законоучителем церковно-приходской школы села Макарова. В семье его потомков до сих пор хранится ставленая грамота отца Николая Бакурского, которую он получил после хиротонии во иерея (решение об этом было принято 21 августа 1900 года). В небольшом приходе деревянной Крестовоздвиженской церкви слободы Водопьяновой находилась церковно-приходская школа, где начал преподавать Закон Божий молодой настоятель, являвшийся активным членом Православного Миссионерского общества. С 6 по 8 марта 1904 года будущий священномученик епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв; † 1918, память 16 июня) находился с трехдневным визитом в Аткарске, к уезду которого относилась слобода Водопьянова. Вероятно, тогда состоялось его знакомство и личная беседа с молодым священником. Этим объясняется то, что спустя десять дней, 18 марта 1904 года, на прошении отца Николая Бакурского последовала развернутая резолюция Преосвященнейшего Гермогена о переводе его в уездный город: «Священника Николая Бакурского назначить на священнич[еское] место Св[ято]-Никольской г. Петровска ц[еркви], но с тем, чтобы он ) усердно и неопустительно предлагал поучения в храме за богослужениями,) вёл внебогослужебные собеседования и чтения по воскресным и праздничным дням после вечернего молебна с акафистом. |
В 1833 году в память даты переформирования, был перенесён полковой праздник лейб-гвардии Кирасирского его величества полка со дня святителя Николая Чудотворца (9 мая) на день мученика Иулиана Тарсийского (21 июня). По этому случаю был написан храмовый образ святого на кипарисовой доске в сребропозлащённом окладе, который хранился в соборе до 1899 года. В 1849 году во время капитального ремонта храма при устройстве под собором подвалов для размещения в них печей так называемого аммосовского отопления под главным престолом была обнаружен мраморный ковчег с частицей мощей и серебряной вызолоченной доской. Изначально колокола размещались в одном из малых барабанов собора. В 1903—1904 годах на Софийской площади по проекту архитектора Л. Н. Бенуа была возведена соборная колокольня, построенная на средства шефа Гусарского полка императора Николая II. В её нижнем этаже устроена часовня преподобного Серафима Саровского. В 1903 году Николай II пожаловал собору крест и церковную утварь — точную копию полученной храмом в дар от Екатерины II ко дню освящения. Первая утварь (богослужебные сосуды, Евангелия, подсвечники, водосвятная чаша и брачные венцы) в 1812 году в связи с опасностью похода Наполеона на Санкт-Петербург была передана в Воскресенскую церковь Екатерининского дворца, а затем в Екатерининский собор. С 1918 года Софийский собор стал приходским храмом. 6 ноября 1933 года вышло постановление Ленинградского пригородного райисполкома о закрытии собора. Подобное постановление Леноблисполкома было подписано только 10 октября 1934 года. Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон. После Великой Отечественной войны в здании снова размещался склад, в котором разводился открытый огонь с целью утилизации отходов производства. Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности. Современное состояние [ править править код ] |
Помимо престольных праздников в соборе отмечались и другие почитаемые местными жителями события. В день святых Апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля) из храма по приходу шел крестный ход в память об избавлении горожан от холеры в 1848 г., в десятое воскресенье после Пасхи - крестный ход к Литовскому рынку, а в первый Спас - крестный ход на Крюков канал для водосвятия. 23 января, в день преподобного Геннадия Костромского, в храме на молебен собирались жившие в Петербурге костромичи. С 1870 г. при соборе действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом для девочек-сирот и женской богадельней, в 1904 г. для него было построено каменное двухэтажное здание вблизи восточных ворот. Первым настоятелем собора в 1760-1770 гг. служил протопресвитер Иоанн Иоаннович Панфилов, духовник Екатерины II, член Российской Академии Наук, игравший важную роль в церковной политике. В 1860-1873 гг. настоятелем был протоиерей Сила Стефанович Тапильский, историк собора и Петербурга, в 1888-1900 гг. — известный церковный историк протоиерей Сергий Александрович Соллертинский. При нем в 1900 г. собор перешел в ведение протопресвитера военного и морского духовенства. Глава 2. Николо-Богоявленский собор в годы гонений на Церковь Октябрьская революция и первые декреты советской власти самым непосредственным образом сказались на положении собора. Уже через несколько месяцев изменился его статус. Первоначально приказом Народного комиссара по морским делам П. Е. Дыбенко была подтверждена принадлежность храма бывшему Гвардейскому экипажу. Но затем — 6 апреля 1918 г. Комитет экипажа с разрешения Верховной Морской Коллегии передал Николо-Богоявленский собор со всем имуществом и капиталами в распоряжение прихода. В сдаточной ведомости бывшего Гвардейского экипажа 574 указывалось, что участок земли, занятый храмом, прилежащими к нему зданиями, " дверными и садовыми местами " , равен 6390 кв. сажен. Среди церковного имущества перечислялись: 23 Евангелия (в т.ч. 10 в серебряных позолоченных окладах, древнейшее из них было 1716 г.), 57 облачений для священников и 69 для диаконов и псаломщиков, 88 серебряных позолоченных церковных сосудов, 208 книг в церковной библиотеке, 22 медных колокола (из них 9 для боя часов) весом 1319, 5 пудов (самый большой колокол весил 541 пуд). Общая вместимость верхнего и нижнего храмов собора согласно ведомости составляла 5024 человека. Кроме того, в документе говорилось о двух часовнях — отдельно стоящей каменной, построенной в 1867 г. с северной стороны ограды, и второй, в нижнем этаже церковного дома на углу Никольской площади и набережной Екатерининского канала |
|
|