Преподобный вздохнул, прослезился и после этого, как ни просили его собеседники, не вкушал ничего. После обеда, Марфа, испросив у старца прощение за оскорбление, дала монастырю землю, утвердив это пожертвование грамотой. Иоанн III, Великий Князь Московский, смирив Новгород, повелел казнить тех шесть бояр, которых видел преподобный Зосима во время обеда без голов, как наиболее противившихся Великому Князю при взятии Новгорода; им были отрублены головы, а Марфа Борецкая была отправлена в ссылку. Имение её было разграблено, и дом опустел. Преподобный Зосима дожил до глубокой старости. При постигшей его болезни, призвав братию, он преподал им наставление, указав быть игуменом вместо себя ученику своему Арсению. «Хотя я, – говорил преподобный братии, – и отхожу от вас телом, по закону естества смертного, но духом неотступно буду с вами. Знайте, если я обрету благодать у Бога, то по моём отшествии обитель ещё более увеличится и соберётся во имя Христово множество братий; это место наполнится обилием духовным и не будет иметь скудости в телесных потребах». Преподобный Зосима скончался 18 апреля 1478 года. И вот, молитвами преподобных Зосимы и Савватия почти пять веков стоит среди волн моря и мира духовная твердыня – обитель Соловецкая, составляя убежище ищущим душевного спасения. В дальнейшем благоустроении обители Соловецкой много потрудился святой игумен её Филипп, впоследствии митрополит Московский и священномученик. Соловецкая обитель с особенной любовью прославляет его имя. Святой Филипп, в мире Феодор Степанович Колычёв, сын богатого и знатного боярина, был друг и сверстник царя Иоанна Грозного. Но сердце Феодора не обольщалось славой и внешним блеском. – Однажды, за литургией, он услышал Евангельское чтение: никто не может служить двум господам, ибо или одного будет он ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть ( Матф.6:24 ). Слова эти были слышаны им и раньше, но на этот раз они благодатно подействовали на него: сердце его воспламенилось божественной любовью – он решил удалиться в пустынную Соловецкую обитель. Возлюбив всей силой души подвижничество, чтобы успешнее вести борьбу с собой, дать торжество духу над плотью, благодати над грехом, он тайно оставляет дом родительский и обрекает себя на все нужды нищего странника, снимает дорогие одежды и заменяет их рубищем поселянина, изнуряет себя непосильными работами в доме крестьянина простого, с большим терпением переносит в обители тяжёлые труды: копает землю, передвигает камни, рубит дрова, носит их в поварню и хлебопекарню, приготовляет хлеб и пищу для всей братии, спит на голой доске, имея вместо подушки камень, и, наконец, на целые недели удаляется в дикую, недостижимую для других, чащу леса. Господь возвеличил смирение труженика: в обители доныне показывают образ Богоматери, «Хлебенный», явившийся Филиппу, когда он проходил послушание в хлебопекарне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 июля Епископ Аркадий с партией заключённых был отправлен в Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН), который ГПУ устроило в некогда славном Спасо-Преображенском Соловецком монастыре 534 . ...На уединённых и удалённых в Белом море Соловецких островах в 1429 году поселились два великих духовных светильника – преподобные Савватий ( 1435, память 8/21 августа и 27 сентября/10 октября) и Герман (память 12/30 июля и 8/21 августа) Соловецкие. Преподобный Зосима ( 1478, память 17/30 апреля и 8/21 августа) стал основателем святой обители. В середине XVI века при игумене Филиппе (Колычеве, святителе, Митрополите Московском и всея Руси, 1569, память 9/22 января и 3/16 июля) монастырь достиг духовного и материального расцвета 535 . Трагическая история вторжения советской власти на Соловки началась в мае 1920 года, когда на островах было создано отделение Северных лагерей принудительных работ ОГПУ, а летом того же года совхоз «Соловки», в котором трудилось триста – пятьсот человек. Это был один из первых исправительно-трудовых лагерей послереволюционной России. В 1923 году на островах организовывается новое карательное учреждение значительно большего масштаба – Соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН) 536 . С братией монастыря новая власть жестоко расправилась. Но несколько человек из братии – вольных монахов – ГПУ оставила на Соловках. Почему? Ответ на этот вопрос даёт А. Клингер, заключённый, бывший на Соловках, которому чудом удалось совершить побег из лагеря и переправиться на Запад. Он в 1928 году писал: «Как только комиссия от ГПУ явилась в Соловецкий монастырь для организации в нём «дома заключения», она потребовала списки всех монахов: последние всеми правдами и неправдами до последнего дня из родного им монастыря не уходили, перенося все ужасы и издевательства беспрерывно сменяющихся «аграрных» властей. ГПУ сразу же уничтожило этот «рассадник опиума для народа», как называют коммунисты религию. Настоятель обители и наиболее видные лица из соловецкого духовенства были расстреляны в монастырском Кремле, остальных монахов чекисты послали на принудительные работы в тюрьмы центральной России, Донецкого бассейна и Сибири, и лишь небольшой процент братии (около 30 человек), с разрешения ГПУ, остались на Соловках. Разумеется, это нельзя рассматривать как акт гуманности ГПУ: последнее просто нуждалось в «спецах» (рыбаках, плотниках, сапожниках и пр.). Эти 30 монахов на жизнь свою в превращённом в тюрьму монастыре смотрели и смотрят, как на продолжение своего подвига служения Богу. Считаются они «вольнонаёмными», работают с утра до ночи, получая за свой каторжный труд жалованье в размере не выше 10 рублей (около 5 долларов) в месяц, то есть, медленно умирая с голоду» 537 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

С этою целью он так повлиял на любящую и кроткую жену, что та наконец согласилась отказаться от совместной брачной жизни и принять пострижение. Тогда он сам отвез ее в Алексеевский монастырь, дал за нее приличный вклад и оставил новопостриженной монахине Анфисе небольшую сумму на личные расходы. Покончив так решительно с любимой женой, Никита из всего имущества взял только свою библиотеку, состоящую из духовных книг, и, отказавшись от должности, отправился на далекий север в соловецкий мо­настырь свв. Зосимы и Савватия. Основание Соловецкому, ныне ставропигиальному монасты­рю, раскинувшемуся на диких островах Белаго моря, положил св. Савватий (ск. 23 сентября 1435 г.), родом новгородец. Новгородская республика не любила граждан, выдаю­щихся по уму, и вынуждала их покидать родину, благодаря этому, с седой старины были ушкуйники, покорившие Вели­кому Новгороду обширные земли от Ильменя за Каменный Пояс, т.е. за Уральские горы. Когда, силой обстоятельств ушкуйничество прекратилось, даровитые новгородцы стали ухо­дить на службу в Москву и Вильно, сделавшись родоначаль­никами знаменитых фамилий, например Романовых, Шереметевых, Неплюевых, Колычевых, Мусиных-Пушкиных, Апраксиных, Салтыковых, Морозовых, Шеиных, Тучковых, Шестовых, Строгановых и других. Чувствовавшие больше склонности к созерцательной жизни уходили в дремучие леса и основывали монастыри, из которых многие пользуются знаменитостью до настоящего времени; их устроители причислены к лику святых. Из числа этих ревни­телей строгого православия был и Савватий; не удовлетво­ряясь дремучими лесами и непроходимыми болотами, он ушел на дальний север к океану и в лодках перебрался на один из Соловецких островов. Ему нашелся подра­жатель, св. Зосима (ск. 17 апреля 1478 г.), и затем слава о строгой жизни островитян-отшельников разошлась по всей России. Соловецкий устав состоял из нескольких уставов, поименованных сообразно потребностям того или другого скита; самые суровые правила были в Анзерском ските, расположенном на острове Анзере, в 20 верстах от собственно Соловецкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Если же иногда учреждаемы были у нас церковною властию и общие, или повсеместные, празднества в честь того или другого святого, например в XI в.— в честь святых мучеников Бориса и Глеба, в начале XII — в честь преподобного Феодосия Печерского, в XIV — в честь святителя Петра, митрополита Московского, в XV — в честь святого митрополита Алексия, то подобные события были крайне редки и совершались отдельно одно от другого. Митрополиту Макарию пришла мысль собрать по возможности сведения о всех русских святых, о их подвигах и чудесах, рассмотреть эти сведения на Соборе и затем определить, каким из угодников Божиих установить праздники во всей отечественной Церкви, если таковые еще не были установлены, и каким установить или только утвердить праздники местные. И вот по велению великого князя Иоанна IV в 1547 г. состоялся в Москве Собор , на котором под председательством митрополита Макария находилось семь святителей, кроме прочего духовенства: Алексий Ростовский, Иона Суздальский, Иона Рязанский, Акакий Тверской, Феодосий Коломенский, Савва Сарский и Киприан Пермский. На этом Соборе после предварительных исследований и рассуждений, определено было двенадцати святым «петь и праздновать повсюду» в Русской Церкви, а девяти — только местно. Первого рода праздники учреждены: а) святому Иоанну, архиепископу Новгородскому († 1186),— 7 сентября; б) святому Александру Невскому († 1263) — 23 ноября; в) преподобному Никону, игумену Радонежскому († 1426),— 17 ноября; г) преподобному Павлу Обнорскому († 1429) — 10 января; д) преподобному Савватию Соловецкому († 1435) — 27 сентября; е) преподобному Дионисию Глушицкому († 1437) — 1 июня; ж) преподобному Михаилу Клопскому († 1452) — 11 января; з) святому Ионе, митрополиту Московскому († 1461),— 30 марта; и) преподобному Пафнутию Боровскому († 1477) — 1 мая; й) преподобному Зосиме Соловецкому († 1478)17 апреля; к) преподобному Макарию Колязинскому († 1483) — 17 марта; л) преподобному Александру Свирскому († 1533) — 1 августа. Местно праздновать положено : а) в Москве — святому Максиму юродивому († 1433) — 13 августа; б) в Твери — святому Арсению, епископу Тверскому († 1409),— 2 марта; в) в Муроме — святому князю Константину († 1129) и чадам его Михаилу и Феодору — 21 мая; г) в Муроме же — святому князю Петру и княгине Февронии Муромским († 1228) — 25 июня; д) в Устюге — преподобному Прокопию († 1285) и Иоанну († 1494) Устюжским — 8 июля .

http://sedmitza.ru/lib/text/435975/

Большим почитателем Л. в XIX в. был митр. Московский Леонтий (Лебединский) , основавший ряд церквей и братств во имя Л. Как общецерковно чтимый святой Л. назван в составленном архиеп. Сергием (Спасским) «Верном месяцеслове всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 17). В XIX - нач. XX в. по многовековой традиции прибывавшие к святыням Ростова паломники всегда начинали богомолье с посещения Успенского собора, с молитвенного обращения к Л. В это время только в Ярославской епархии насчитывалось 18 престолов во имя Л. (Краткие сведения. 1908). Празднование Собору Ростово-Ярославских святых было установлено в 1964 г. именно на день памяти обретения мощей Л.- 23 мая. 13 мая 1993 г. и 23 авг. 1997 г. у мощей Л. молился патриарх Московский и всея Руси Алексий II , 4 окт. 2009 г.- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Имя Л. включено в Собор преподобных и преподобномучеников Зверинецких (УПЦ), празднование к-рому было установлено решением Синода УПЦ 14 апр. 2009 г.; местно почитается как 1-й игумен Киевского Зверинецкого во имя арх. Михаила мужского монастыря (по местному церковному преданию). В. И. Вахрина Распространение почитания Л. напрямую связано с превращением Великого княжества Московского в общерусское гос-во. В 1478-1479 гг. Житие Л. было включено в древнейший новгородский список Стишного Пролога, переписанный в Спасо-Хутынском мон-ре (РГИА. Ф. 838. Оп. 3. 3935 - Никольский А. И. Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Ч. 2. С. 750). В 1493 г. канон Л. пели в Новгороде. В 1494 г. служба Л., Житие святителя, сказание о перенесении его мощей в новую церковь и приписанное в данном случае ему поучение попам, «как подобает детей духовных учити» (обычно атрибутируемое Ростовскому еп. Кириллу), были включены в Минею новым чудотворцам (РНБ. Солов. 518/537), переписанную в Новгороде для Соловецкого мон-ря по заказу игум. Досифея ([ Порфирьев И. Я., Вадковский А. В., Красносельцев Н. Ф.] Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в б-ке Казанской духовной академии. Каз., 1885. Ч. 2. С. 361-363). В Стишном Прологе особой редакции (Рим. Б-ка Папского восточного ин-та. Слав. 5 л.), вероятно, псковского происхождения (см.: Турилов А. А. К ранней истории общерусского почитания прп. Евфимия Суздальского (неизв. краткое Житие в Прологе нач. XVI в. из б-ки Папского Восточного ин-та в Риме)//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: К 650-летию основания монастыря): Мат-лы научно-практической конференции. Владимир; Суздаль, 2003. С. 21-25) 1-й четв. XVI в. под 23 мая помещено нечто среднее между памятью и кратким Житием Л. с фантастическими сведениями о его кончине 10 мая 1401 г. и об обретении мощей 23 мая 1392 г.

http://pravenc.ru/text/2463459.html

В собр. Шенкурского краеведческого музея хранится икона XIX в. северных святых В. В., прп. Афанасия Наволоцкого и Христа ради юродивого Прокопия Устьянского, подписанная иконописцем С. Шаховым. Святые изображены в рост, В. В.- в центре, в монашеских одеяниях и в схиме, борода русая, левая рука на груди, правая приподнята, кисть руки отведена чуть вправо. В XIX - нач. ХХ в., после закрытия Иоанно-Богословского мон-ря, почитание В. В. сохраняется гл. обр. на территории Шенкурского у., где в наст. время в Шенкурске, в ц. Зосимы и Савватия Соловецких, хранится икона В. В. нач. XX в. На ней святой изображен по пояс, в монашеском одеянии, с седой недлинной бородой, правая рука у груди, в левой свиток со словами: «Господи Боже мой, идеже творится Имя Твое, прости им». Лит.: Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874. С. 59; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. 226; Т. 2. С. 67; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт библиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 180. Т. М. Кольцова, З. Н. Исидорова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Образцы совр. иконографии Е.- рисунок для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 129); иконы 90-х гг. XX в. московского худож. В. В. Близнюка и др., находящиеся в Соловецком мон-ре. Образ Е. включен в состав совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр., в ц. вмч. Георгия Победоносца в Яндове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря), а также в число изображенных на совр. иконе «Собор Карельских святых» из собора блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске (крайний слева во 2-м ряду). Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 307-308; Кн. 4. С. 493-494, 754; он же. Виды Соловецкого мон-ря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884; Никольский В. П. Иконогр. собрание Соловецкого музея-заповедника//Мат-лы Соловецкого отд-ния Архангельского об-ва краеведения. Соловки, 19272. Вып. 1. С. 65; Русак В. Икона преподобных отцев, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 16-21; Вереш С. В. Эволюция облика Соловецкого мон-ря по его изображениям//Архит.-худож. памятники Соловецких островов/Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980. С. 205-229; Treasures of the Orthodox Church Museum in Finland. Kuopio, 1985. P. 31, 101. N 16; Белоброва О. А. Елеазар Анзерский в рус. гравюре нач. XIX в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 97-102; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 47, 60, 70, 95-97, 99-100, 104, 129. Кат. 64, 82, 111, 132, 135, 140-141, 155, 219. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап.

http://pravenc.ru/text/189679.html

От Плотенского конца начиналась пятина Обонежская, на восток к озеру Ощескому, Каргополю, Двине и Белому морю. Каждая из пяти пятин делилась на двое. Обонежская делилась на Заонежскую и Горную. Разг. о древн. Новгорода, преосвящ. Митрополита Евгения. 27 Их названия: 1. Соловецкий, собственно, или Соловки, 2. Анзерский, 3. Муксальмский-Большой, 4. Муксальмский-Малый, 5. Заяцкий-Большой и 6. Заяцкий-Малый. Они лежат под 65°1» сев. шир. и 53° долг.от деферск. меридиана, в расстоянии от Архангельска 300, от Онеги 200, Сумского острога 120 и Кеми 60 верст. Соловецкий остров имеет в длину (от юга к северу) 25 верст, в ширину 16; Малый-Заяцкий 4 верст. дл. и 2 шир. Необходимые статист. сведения и некоторые исторические о Соловках мы заимствовали из книги архим. Досифея: описание Соловецкого-монастыря. Москва 1836; также из 4 тома путешествий академика Лепехина. 28 Основ. Солов. обители полагается в 1429. Это – год прибытия Савватия на остров. Сначала Савватий и Герман подвизались на берегу Исаакиева озера при Горе Секирной, самой высокой на острову, в 12 верстах от обители к северу. Лепехина Пут. 4. стр. 52 и 58 29 Митрополит Спиридон (ок. 1503) так описывает хозяйственное состояние монастыря еще во времена Зосимы-преподобного (1452–1478); «и дров множество, секуще, готовляху, и воду от моря черпаху, и тако соль, варя, приготовдяху и даяху торжником на куплю и взимаху от них всяко орудие на потребу монастырскую, и в прочих делех труждахуся, и рыбную ловитву творяху: благоугодно бо место оно на составление монастыря. И тако от своих трудов в поте лица кормляхуся». Рук. Серг. Лавры. N 40–42. Вот как собиралось достояние обители недвижимое: в 1470 Марфа посадница подарила «вотчину свою по морскому берегу, рыбныя ловища, и воды, и пожни, и лес от Умския мжи до Кашкаранскаго ручья, до Красной щелепки, и тони; Тоню каменную, тоню Кашкаранский-наволок, тоню Точильный-ручей " … В 1477 дана царская грамота на владение всеми Соловецкими островами, и в ней сказано: «а кто приедет на те острови на ловлю, или на которыя на иныя допытки (добычи), или на сало, или на кожи, и тем людям давати в дом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

В 1468 г., через четыре десятилетия после появления на архипелаге первых монахов, власти Великого Новгорода передали начавшему строиться монастырю все Соловецкие острова с прилегающими промысловыми угодьями в море. Еще через десятилетие, когда произошло присоединение Новгорода к Московскому государству, эти права подтвердил великий князь Иван III. У обители стали появляться и первые материковые владения, пожалованные монастырскими доброхотами. После кончины в 1478 г. преподобного Зосимы, слава о соловецких первоначальниках, как усердных небесных молитвенниках о нуждах людей, стала быстро распространяться среди мирян, живших по берегам Белого моря. В монастырь потянулись паломники и трудники. Время от времени соловецкие книжники записывали с их слов удивительные рассказы о чудесной помощи преподобных Зосимы и Савватия, погибающим в море, или неизлечимо больным. В 1547 г. преподобные были причислены Русской Церковью к лику святых. Растущий и набирающий силу Соловецкий монастырь, постепенно становится своеобразной столицей Западного Беломорья – религиозным, административным и хозяйственным центром края. Подобное превращение небольшой общины аскетов в самую влиятельную, после государства, силу в огромном регионе было обусловлено самим ходом истории. Расположенный на дикой окраине страны, на малоосвоенной территории и, потому, вызывающий алчный интерес у соседей, монастырь вынужден взять на себя много немонастырских функций. Сильнее всего его влияние на Поморский Север ощущалось с середины XVI по середину XVII столетия. Этому способствовал высокий духовный авторитет соловецкой братии, среди местного населения и неуклонный рост монастырской вотчины, постепенно включившей в себя значительную часть побережья Белого моря. Воздействие монастыря на окружающие земли было многогранным и созидательным. Благодаря ему, произошла окончательная христианизация края. Заслугой соловецких монахов была не только проповедь Христовой веры среди окрестных язычников, но и создание на берегах моря многочисленных храмов, вокруг которых налаживалась нормальная приходская жизнь православных христиан. Это имело для населения не только религиозное, но и важное психологическое значение. Теперь люди могли в своем собственном сельце крестить детей, исповедовать грехи, венчаться, отпевать усопших и хоронить их в освященной земле, люди приучались смотреть на здешние места не как на «чужеверную» и дикую окраину Руси, а, как на часть своего, освоенного мира. А это, в свою очередь, способствовало росту населения за счет притока переселенцев из более южных уездов страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вислая золотая печать на жалованной грамоте Ивана III Соловецкому Спасо-Преображенскому м-рю (аверс) (1479 г.). Из книги М. Агоштон «Великокняжеская печать 1497 г.» М., 2005 И во время второго Новгородского похода 1477–1478 годов Иван III не упускает возможности связать одно из событий кампании с Преображением Господним. Так, 8 ноября 1477 года в Спасо-Преображенском храме валдайского села Еглина он принимает послов Новгородского архиепископа, которых «пожаловал, опас дал и опасную свою грамоту». И не только храм, но и день, когда «князь велики велел быти у себе» новгородским послам, также подбирался целенаправленно. 8 ноября церковь чтит Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. На величании утрени в этот праздник звучат такие слова: «Величаем вас, архангели и ангели, и вся воинства (выделено мной. – А.Т. ), херувими и серафими, славящия Господа», а архистратиг называется «в бранех крепкым хранителем и славой царем и князем дръжавой». Новгородцам давалось почувствовать, что предводитель небесного воинства архангел Михаил стоит на стороне воинства московского. И на этот раз монастырь, посвященный Преображению, также был облагодетельствован через некоторое время после похода. В феврале 1479 года Иван III выдал жалованную грамоту Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Эта грамота стала первым пожалованием со стороны великокняжеской власти в Соловецкую обитель. В 1489 году во время похода на Вятку местом сбора многочисленной рати, в состав которой входили полки не только московские и северных городов (что было традиционно для великокняжеских военных походов на север), а также владимирские, тверские и даже татарская конница, был выбран Котельнич. Несмотря на то, что войско, начавшее собираться в 20-х числах июля, окончательно подтянулось под Котельнич уже ко 2 августа, рать выступила в поход только на Преображение, 6 августа. Вряд ли эта задержка была случайной. Очевидно, что великокняжеские воеводы специально приурочили начало похода к знаменательной дате: пестрое войско, собранное со всех концов государства, должно было объединить общее сознание, причастность к совместному делу. Хорошим поводом для этого могли служить коллективная молитва и общее выступление в день Преображения.

http://pravoslavie.ru/1397.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010