Но отец смотрел на сына как на реальное продолжение своего собственного лица, а сын смотрел на отца как на реальное начало своей личности» (Орфанитский И.А. Пророчество Исайи о страданиях и прославлении Раба Иеговы//Христианское чтение. 1881. 11–12. С. 642–643). Еще прежде и вне прямой связи с Ветхим Заветом, опираясь на отзывы путешественников о бедуинах, родовое сознание семита, диалектически выражающееся в его высокоразвитом персональном начале, высоко оценивал ранний Гегель (Дух христианства и его судьба//Философия религии. Т. 1. С. 156). Гезениус также приводил примеры из араб, быта, которыми пользуется Орфанитский. В конце XIX в. У Робертсон Смит, выдающийся ориенталист, указывал в лекциях по религии семитов на ощущение «физического единства» членами одной семьи. В начале XX в. на материале примитивных обществ об этом писали Дюркгейм и Леви-Брюлль. В рамках библеистики исследование темы «corporate personality» развивали Г. У. Робинсон (1935) и Ж. де Фрэн (1959). 1654 В существенном этот фрагмент по версии LXX совпадает с МТ. Детали, в которых они расходятся, на наш взгляд, больше ясности дают контексту в греч. варианте. 1655 Ср. Авд 1:21 , где сходным термином σεσσμνοι переведено евр. (Син «спасители», РБО «победители») – «И поднимутся мужи спасаемые от горы Сиона, воздать горе Исава, и будет Господне Царствие». Греч, текст выражает здесь туже надежду на праведный остаток, ожидающий своего «всхода». 1657 См.: Hutchison J.C. Women, Gentiles, and the Messianic Mission in Matthew’s Genealogy//Bibliotheca sacra. 2001. 630. P. 152–164. 1658 В отличие от избранного «остатка», который является понятием, просто «оставшиеся» могут быть и отвергнуты (ср. 4Цар 21:14 ). Один из текстов прямо дает понять, что представители «оставшихся» знали пророчества об «остатке» и ошибочно относили их к себе: «Сын человеческий! Живущие на опустелых местах в земле Израилевой говорят: Авраам был один – и получил во владение землю сию, а нас много; нам дана земля сия во владение» ( Иез 33:24 ). 1660 О том, что на земле Иудеи действительно были оставлены только «бедные из народа», см. Иер 39:10 , 4Цар 24:14, 25:12 . Пророк Софония возвышает этот образ до сотериологического уровня: «Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи... сами [т.е. без пастырей] будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их» ( Соф 3:12–13 ). В др. тексте, 2Пар 24:23 , описывается исторический прецедент умерщвления за грех «всех князей народа». 1661 Переводчик достигает этого экзегетического эффекта посредством отождествления слов и 1662 В МТ сотворит откуда в Слав прибавление: и гдь. Однако LXX, видимо, читали придет, и 1663 В евр. великолепная аллитерация: … (шеар аммо ашер йигишаэр меашшур) народа Его, который остался в 1664 МТ: чтение причем величие толковник интерпретирует именно через высоту, чем указывает на окончательное воцарение или вокняжение Господа в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

2623 . Grumel V La chronologie. – Paris, 1958 (остающееся до сих пор лучшим исследование Вальтера Грюмеля по византийской хронологии, эрам, индиктам, летоисчислению с соответствующими расчетными таблицами). 2624 . Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. – Munchen, 1978. – Bd. 1–2 (итог изучения византийской светской литературы; незаменимый справочник). 2625 . The Hutchison Dictionary of Arts: Словарь искусств/Пер. Т Ф. Гвоздевой, Ю. В. Дубровина, О. И. Зверева, В. И. Наумова. – М., 1996. 2626 . Der Kleine Pauly Lexikon der Antike in funt Banden. – Munchen, 1979 (ценная немецкая энциклопедия по античной истории). 2627 . Karayannopulos I. E. Pegai tes byzanties istorias. – Thessaloniki, 1970. – 495 s. (источники византийской истории, на греч. яз.). 2628 . Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (3241453). – Weisbaden: Otto Harrassowitz, 1982. Я-Hbd. 1. Hpt. 1 bis 3. Methodic. Typologie. Randzonen/Bearb. von G. Weiss. – XXVI, 236 S.; Hbd. 2. Hpt. 4. Hauptkquellen. Allgemein Quellenlage (nach Jahrhunderten geerdnet). Anhang: Die wichtigster Urkundenkomplexe und Archive/Dearb. Von J. Karayannopulos u. G. Weiss. – S. 237–661 (методика, типология и наиболее полный указатель важнейших комплексов византийских письменных источников и их изданий; особенно важен для начинающего исследователя). 2629 . L’Annee philologique: Bibliographie critique et analytique de l’antiquite Greco-Latine. – Paris: Les Belles Letters, 1914–2002. – T. 1–81. 2630 . Lexikon des Mittelalters. – Munchen; Zurich, 1980–1998. – Bd. 1–9 (многотомный энциклопедический словарь по истории средних веков). 2631 . Lexikon zur byzantinischen Grazitat, besonders des 9. – 12. Jahrhunderts/Ed. E. Trapp et al. – Wien, 1994–2001. – T. 1. A – K. – 1070 S. (словарь византиногреческой культуры и языка, особенно IX-XII вв., изданный Австрийской АН; дополняет уже существующие словари древнегреческого языка – Liddell – Scott, патристики – Lampe и языка византийской народной литературы – E. Kriaris; будет из двух томов по четыре выпуска, которые выйдут к 2014 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21       Untersuchungen über die evangelische Geschichte, ihre Quellen und den Gang ihrer Entwicklung. Gotha, 1864. 22       Beiträge zur Einleitung in das Alte Testament. Bd. 1, 2. Halle, 1806–1807; Commentar über die Psalmen. Heidelberg, 1811; Lehrbuch der christlichen Dogmatik. Bd. 1, 2. B., 1813–1816; Lehrbuch der hebräisch-jüdischen Archäologie. Lpz., 1814; Das Wesen des christlichen Glaubens. Basel, 1846. 23       Das Leben Jesu, kritisch bearbeitet. Bd. 1, 2. Tüb., 1835–1836; Der Christus des Glaubens und der Jesus der Geschichte. Tüb., 1865; Der alte und der neue Glaube. Tüb., 1872. 24       См. его: Die Apostelgeschichte kritisch untersucht (1854; англ. пер.: J. Dare, 1875–1876); Entwicklung des Monotheismus bei den Griechen (1862); Geschichte der christlichen Kirche (1898); Staat und Kirche (1873); Religion und Philosophie bei den Römern (1866; 2. Aufl. 1871). 25       См. его: Der Lehrbegriff des Evangeliums und der Briefe des Johannes. B., 1843; Der Ursprung und die Komposition der synoptischen Evangelien. Tüb., 1853; ряд статей в издававшемся Целлером Theologische Jahrbücher. 26       См. его: Der Montanismus und die christliche Kirche des 2. Jahrhunderts (1841; в этом исследовании монтанизм впервые представлен не как изолированное проявление эксцентрического фанатизма в ранней Церкви, а как систематическое еретическое учение; в то же время в монографии содержится серьезное заблуждение относительно возможной связи монтанизма с евионитством; исследование стало причиной конфликта Швеглера с церковными властями, в результате чего он оставляет занятия богословием и впоследствии погружается исключительно в историко-философские проблемы); Das nachapostolische Zeitalter. 2 Bde. (1846). Швеглер также опубликовал Климентины (1847) и «Церковную историю» Евсевия Памфила (1852), а также Geschichte der Philosophie im Umriss (1848; 14. Aufl.: 1887; 10-е изд. B англ. пер.: trans. J. Hutchison Stirling, 1888); посмертно издана Geschichte der griechische Philosophie (1859).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именование Л. т. «культур-протестантизмом» лишь частично передает суть этого движения, поскольку определяющим в нем было не подчинение богословия культуре, а стремление продемонстрировать жизненность христианства в новых культурных условиях. «Однако ошибкой этой теологии было не то, что она снисходила к современному человеку, а то, что она на этом уровне и осталась» (Там же. С. 40). Своей деятельностью представители Л. т. продемонстрировали губительность и опасность построения богословия в отрыве от Церкви и церковной практики, а также невозможность построения христ. богословия исходя из человека. Лит.: Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jh. Zollikon, 1947; Neuenschwander U. Die neue liberale Theologie: Eine Standortbestimmung. Bern, 1953; Avirill L. J. American Theology in the Liberal Tradition. Phil., 1967; Profile des neuzeitlichen Protestantismus/Hrsg. F. W. Graf. Gütersloh, 1990-1993. Bd. 1-2(1-2); Исаев С. А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. М., 1991. С. 12-44; Hutchison W. R. The Modernist Impulse in American Protestantism. Durham, 1992; Громадка Й. Перелом в протестантской теологии. М., 1993; Liberale Theologie: Eine Ortsbestimmung/Hrsg. F. W. Graf. Gütersloh, 1993; Hübinger G. Kulturprotestantismus und Politik: Zum Verhältnis von Liberalismus und Protestantismus im wilhelminischen Deutschland. Tüb., 1994; Ruddies H. Karl Barth und die liberale Theologie: Fallstudien zu einem theol. Epochenwechsel: Diss. Gött., 1994; Нибур Х. Р. Христос и культура// Нибур Х. Р., Нибур Р. Христос и культура: Избр. тр. М., 1996. С. 74-99; Wolfes M. Protestantische Theologie und moderne Welt: Stud. z. Geschichte der liberalen Theologie nach 1918. B., 1999; Lepp C. Protestantisch-liberaler Aufbruch in die Moderne. Gütersloh, 2000; Chapman M. Ernst Troeltsch and Liberal Theology: Religion and Cultural Synthesis in Wilhelmine Germany. Oxf., 2001; idem. History of Religion School//The Blackwell Companion to XIXth-Century Theology/Ed. D. Fergusson. Oxf. etc., 2010. P. 434-454; Dorrien G. J. The Making of American Liberal Theology. Louisville; L., 2001. Vol. 1: Imagining Progressive Religion, 1805-1900; 2003. Vol. 2: Idealism, Realism, and Modernity, 1900-1950; 2006. Vol. 3: Crisis, Irony, and Postmodernity, 1950-2005; Hodgson P. Liberal Theology: A Radical Vision. Minneapolis, 2007; Сравнительное богословие: Нем. протестантизм ХХ в.: Тексты с коммент./Сост.: К. Гестрих; пер., вступ. ст.: К. И. Уколов. М., 2009; Axt-Piscalar C. Liberal Theology in Germany//The Blackwell Companion to XIXth-Century Theology. 2010. P. 468-485; Gockel M. Mediating Theology in Germany//Ibid. P. 301-318; Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы ХХ в. Черкассы, 2011. С. 27-84, 163-216; Langford M. J. The Tradition of Liberal Theology. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2014.

http://pravenc.ru/text/2463645.html

Hänchen E. Gab es eine vorchristliche Gnosis?//Zeitschrift für Theologie und Kirche. 1952. XLIX. S. 316–349. Harnack A., von. Geschichte der Altchristlichen Literatur bis Eusebius. 2 te erweit. Aufl. Teil II. Die Chronologic B. 1. Leipzig: Hinrichs, 1958. 565 s. Harrison E.E. The Importance of the Septuagint for Biblical Studies. The Influence of the Septuagint on the New Testament Vocabulary//Bibliotheca sacra. 1956. 449. P. 37–45. Hatch E. Essays in Biblical Greek. Oxford: Clarendon, 1889. 293 p. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period/Trans, by J. Bowden. Vol. 1. Philadelphia: Fortress Press, 1973. Idem. The Septuagint as Christian Scripture: Its Prehistory and the Problem of Its Canon. Edinburgh: T&T Clark, 2004. 153 p. Henoch: The Origins of Enochic Judaism: Proceedings of the First Enoch Seminar. University of Michigan, Sesto Fiorentino, Italy, June 19–23, 2001/Ed. G. Boccaccini. Torino: Silvio Zamorani, 2002. 254 p. Hermann J., Baumgärtel F. Beiträge zur Entstehungsgeschichte der Septuaginta. Berlin: Kohlhammer, 1923. 98 s. Hermann W. Jahwe und sein Kampf gegen das Meer//Überlieferung und Geschichte. Gerhard Wallis zum 65. Geburtstag am 15. Januar 1990/Hrsg. H. Obst. Halle: MartinLuther-Universität, 1990. S. 111–120. Hoffman L.A. Beyond the Text. A Holistic Approach to Liturgy. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1987. 206 p. Honigman S. The Septuagint and Homeric Scholarship in Alexandria: A Study in the Narrative of the Letter of Aristeas. London: Routledge, 2003. 210 p. Horbury W. Jews and Christians in Contact and Controversy. Edinburgh: T&T Clark, 1998. 311 р. Idem. Jewish Messianism and the Cult of Christ. London: SCM Press, 1998. 234 p. Hutchison J.C. Women, Gentiles, and the Messianic Mission in Matthew’s Genealogy//Bibliotheca sacra. 2001. 630. P. 152–164. Im Brennpunkt: Die Septuaginta. Bd. 2. Studien zur Entstehung und Bedeutung der griechischen Bibel/Hrsg. S. Kreuzer, J.P. Lesch. Stuttgart: Kohlhammer, 2004. 287 s.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Indeed, no one had ever dared address such a bold rebuke to “the Terrible” Tsar, and Philip knew that he had sealed his fate with his own lips. The Tsar interpreted his sympathy for the people as complicity with the boyars. Inasmuch as there was no evidence for this, other charges were brought; a trial was staged, and the courageous hierarch, accused of sorcery and other imaginary crimes, was deposed and sentenced to imprisonment in a monastery. But even as he was moved from one monastery to another, farther and farther from the capital, the people followed him with their love. This infuriated the Tsar who finally sent one of his Oprichniki to the Metropolitan on a mission of murder. The Metropolitan foresaw that his end was near mad had prepared himself by receiving the Holy Mysteries. The Tsar’s envoy arrived on pretext of getting a blessing. “My friend, do what you have come to do,” replied the Metropolitan simply, “and don’t tempt me with your false requests.” The assassin suffocated his victim with a cushion. It was December 23, 1569. Twenty-one years later the Metropolitan’s incorrupt relics were moved to Solovki, and in 1652, under the reign of the pious Tsar Alexis Michailovich, the relics were transferred to Moscow, to the Dormition cathedral in the Kremlin. Metropolitan Philip is commemorated by the Church on January 9, July 3, and again on October 5 as one of the five great hierarchs of Moscow, as a “pillar of Orthodoxy, champion of the truth, a shepherd who hid down his life for his flock.” All quotations in this Life are taken from Corntontine deGrunwald’s Saints of Russia , Hutchison of London (1960) Source Code for blog Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable.

http://pravmir.com/metropolitan-philip-o...

Freeman A.S., Byers J.E. Response to comment on “Divergent induced responses to an invasive predator in marine mussel populations”//Science. 2007. V. 316. P. 53. Gallant J.R., Traeger L.L., Volkening J.D., Moffett H., Chen P., Novina C.D., Phillips Jr. G.N., Anand R., Wells G.B., Pinch M., Guth R., Unguez G.A., Albert J.S., Zakon H.H., Samanta M.P., Sussman M.R. Genomic basis for the convergent evolution of electric organs//Science. 2014. V. 344. P. 1522–1525. Garwood R.J., Dunlop J.A., Giribet G., Sutton M.D. Anatomically modern Carboniferous harvestmen demonstrate early cladogenesis and stasis in Opiliones//Nature Communications 2. 2011. Article number: 444. doi:10.1038/ncomms1458 Gibson D.G., Benders G.A., Andrews-Pfannkoch C., Denisova E.A., Baden-Tillson H., Zaveri J., Stockwell T.B., Brownley A., Thomas D.W., Algire M.A., Merryman C., Young L., Noskov V.N., Glass J.I., Venter J.C., Hutchison III C.A., Smith H.O. Complete chemical synthesis, assembly, and cloning of a Mycoplasma genitalium genome//Science. 2008. V. 319. 5867. P. 1215–1220. Glass K., Ito S., Wilby P.R., Sota T., Nakamura A., Bowers C.R., Vinther J., Dutta S., Summons R., Briggs D.E.G., Wakamatsu K., Simon J.D. Direct chemical evidence for eumelanin pigment from the jurassic period//PNAS. 2012. V. 109. 26. P. 10218–10223. Golenberg E.M., Giannasi D.E., Clegg M.T., Smiley C.J., Durbin M., Henderson D., Zurawski G. Chloroplast DNA sequence from a Miocene Magnolia species//Nature. 1990. V. 344. P. 656–658. Gore P.J.W. Triassic Notostracans in the newark supergroup, Culpeper Basin, Northern Virginia//Journal of Paleontology. 1986. V. 60. 5. P. 1086–1096. Gould S.J. Evolution " s erratic pace//Natural History. 1977. V. 86. 5. P. 14. Grant B.R., Grant P.R. Evolution of Darwin’s finches caused by a rare climatic event//Proc. R. Soc. Lond. B. 1993. V. 251. P. 111–117. Grant B.R., Grant P.R. Natural selection in a population of Darwin’s finches//Am. Nat. 1989. V. 133. P. 377–393. Grant P.R., Grant B.R. Predicting microevolutionary responses to directional selection on heritable variation//Evolution. 1995. V. 49. P. 241–251.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Доклад был принят и высказаны пожелания: а) чтобы в программе Ассамблеи была уделена известная часть для «вопроса новой эры в технической науке, начавшейся после открытия атомной энергии»; б) чтобы за шесть месяцев до Ассамблеи были изданы четыре международных сборника (согласно 4 подтемам Ассамблеи); в) чтобы за год до нее был издан специальный выпуск под заглавием: «Авторитетность и применимость социальных и политических посланий Библии на сегодня». После решения многих других конструктивных вопросов была определена необходимость достигнуть сближения со всеми Православными Церквами, чтобы привлечь их к участию в экуменическом движении. Генеральным секретарем был переизбран д-р Виссерт Хуфт, а помощниками его: с резиденцией в Лондоне Оливер Томкинс и с резиденцией в Нью-Йорке д-р Лейпер. Затем были приняты следующие предложения и приглашения: а) директором Отдела изучения м-ру Нилсу Эренстрему (Nils Ehrenstrom), содиректором – еп. Стефану Нэйль (Stephen Neill) (Тинневелли, Южная Индия); б) директором Всемирного Центра обучения д-ру Крэ-меру (Kraemer) 17 ; в) директором Отдела реконструкции д-ру Хутчисону Кокбурну (Hutchison Cockburn) 18 . Всемирная Ассамблея Молодежи была проведена летом 1947 г. в г. Осло до совета с братскими Церквами Русская Православная Церковь воздержалась от посылки на нее своих делегатов. Сожалеем, что до 1 января 1948 г. Русская Православная Церковь еще не получила из Женевы «Отчета о конференции в Осло». Несколько замечаний к «Положению о Всемирном Совещании Церквей». Положение было принято на Конференции в г. Утрехте в мае 1938 г. и одобрено «Эдинбургским Постоянным Комитетом» в августе 1938 г. На стр. 48 разбираемого нами Отчета об Эдинбургской конференции, в главе «Что делать, чтобы приблизиться к единству, которого мы ищем», в статье 15 «Территориальное и экуменическое единство» говорится: «Особо дальновидная церковная политика требуется в тех местностях, где при обсуждении вопроса о соединении отдельная церковь вынуждена выбирать, вступить ли ей в соединение с другими исповеданиями в пределах своего государства или сохранить связи с другими общинами своего исповедания в других странах. Опыт показывает, что вред, наносимый христианскому делу наличием множества отдельных церквей в пределах данной территории так велик, что территориальное соединение должно нормально почитаться желательным – там, где оно может осуществиться без нарушения принципов соответствующих исповеданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Razum...

509 Тексты молитв приводятся в двух колонках на церковнославянском и русском языках, рубрики на русском языке. 520 Часослов для мирян: с параллельным переводом на русский язык/Пер. с греч. иером. Амвросия (Тимрота). М.: Общество «Синхрония», 2015. 521 Людоговский Ф., свящ. [Рец. на:] Часослов для мирян: с параллельным переводом на русский язык/Пер. с греч. иером. Амвросия (Тимрота). М.: Общество «Синхрония», 2015. 256 с.//Богослов.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4922459.html (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. 527 Не употребляется в богослужении, но до сих пор печатается в начале Часослова (см.: Часослов. М., 2009. С. 5). 533 См.: ερν Προσευχητριον το ρθοδξου Χριστινου//Ψαλτικ [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Яз. греч. 539 См.: ΠΡΟΣΕΥΧΗΤΑΡΙΟ ΚΑΘΕ ΜΕΡΑ ΠΡΩ ΚΑΙ ΒΡΑΔΥ//για Μετωρα – Holy Meteora [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 31.05.17). Загл. с экрана. Яз. греч. 544 См.: Daily Prayers for Orthodox Christians: A prayer book following the Tradition of the Russian Orthodox Church/Dr. John (Ellsworth) Hutchison-Hall. St. Eadfrith Press, 2012. P. 14–20. 551 «Систематически диалектическое искусство в целях полемики и положительного определения понятий впервые используется в сочинениях. под именем Леонтия Византийского . Призывая „философствовать“ и в то же время основываясь на святоотеческих текстах IV в., автор остаётся в указанном русле отношения святых отцов к Аристотелю, которое даст зрелые плоды у прп. Иоанна Дамаскина » (Шичалин Ю.А., Михайлов П.Б., Глухов А.А. Аристотель//Православная энциклопедия. Т. 3/Под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия рук. С.Л. Кравец. М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 253). 553 «Мы исповедуем, что самый Сын, рождённый от Бога Отца, и единородный Бог хотя бесстрастен по собственному естеству, однако же за нас пострадал плотью, по Писаниям, и в распятом Теле бесстрастно усвоил Себе страдания собственной плоти» ( Кирилл Александрийский , свт. Послание к Несторию об отлучении [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 16.05.2017). Загл. с экрана).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

The Spirits (Al-Jinn, can be good or evil) 72:8–9, Late Meccan. A Jinn is speaking and says, And we pried into heaven and we found it full of strong guards and meteors (shuhuban), and we used to sit near it, perched for hearing; but he who listens now will find a flaming fire (shihab) in wait for him. » The Dominion (Al-Mulk) 67:5, Middle Meccan. « And We have adorned the lowest heaven with lamps (masabih) , and We have made them missiles (or stonings – rujuman ) for the devils and for them we have prepared the punishment of fire.» The Rocky Tract (Al-Hijr) 15:16–18, Late Meccan. «It is We Who have set out the zodiac in the heaven and adorned it for the beholders, and We have guarded it from every cursed devil (stoned satan), except he who steals a hearing and a clear flaming fire (shihab) pursues him. » The Night-visitant (Al-Tariq) 86:2–3, Early Meccan. «And what will explain to thee what the Night-visitant is? – (it is) the piercing star (al-najm al-thaqib). » There is not enough information in the context of this last verse to know about what it speaks with certainty, but since it has the adjective «piercing», it has been included for completeness. Scientifically, what are popularly called «shooting stars», include two main classes of astronomical objects – meteors and meteorites. a. Meteors , which are by far the more common, are rarely larger than a pin head. When they enter the atmosphere at speeds of about 18.6 miles or 30 km/second, they become white hot from the friction and are burned up. The smallest ones, less than 1/20 of a millimeter in diameter, deaccelerate without burning up and float to earth as micro-meteorites. These have been recovered and some include iron- nickel compounds with up to 60% nickel. In addition to sporadic meteors, there are also meteor showers during which many meteors may be observed at the same moment. It is quite widely accepted, though not proved, that meteor showers represent the debris of old comets. When the earth passes though this debris the resulting meteors follow parallel paths , even though visually they appear to be spreading out from a common point just over the horizon. According to Robert Hutchison, Curator of Meteorites of The British Museum, these are made up of water as ice, frozen ammonia, methane and carbon dioxide. 115

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-qur-...