Лит.: Попов Г. В. Тверская икона XIII - XVII вв. СПб., 1993. С. 45-46, 276. Кат. 182; Сорок сороков. Т. 4. С. 492; Бутиков Г. П. Музей-памятник «Спас на крови». СПб., 1996. С. 86; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 61, 362-363. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН († 1096), еп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/76186.html

ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГРИГОРИЙ († 1416), свт. (пам. 3 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), еп. Ростовский и Ярославский ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДИМИТРИЙ (XVII в.?), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ († после 1492? или ок. 1527?), прп., Корельский (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/144729.html

459-460 460-461 461-462 ГУРА-МОТРУЛУЙ муж. мон-рь в архиепископии Крайова, принадлежит Олтенийской митрополии Румынской Православной Церкви 462-463 463-464 463-464 ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 464-469 ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ГУРИЙ († между 1603 и 1613), прп. (пам. 15 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шалочский, Устюженский 469-470 ГУРИЙ (†1589), прмч. Печенгский (пам. 9 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 28 дек.- в Соборе Кольских святых) 470-471 471-472 472-473 473-475 475-477 477-478 478-479 ГУРИЙ (Степанов Алексей Иванович; 1880 - 1938 (1937?)), архиеп. Суздальский, духовный писатель, лингвист-монголовед 479-482 ГУРИЙ (Тушин Григорий Иванович; 50-е гг. XV в.- 1526)), мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, ученик прп. Нила Сорского, книгописец 482-483 483-484 484-485 485-488 488-489 489-490 490-492 492-493 493-494 494-496 496-497 ГУС Ян (ок. 1370 - 1415), чешский проповедник, идеолог религиозно-политического движения за реформу католич. Церкви в Чехии 496-499 499-500 ГУСЕВ Николай Владимирович (1926-1997), театральный худож., график, исследователь древнерус. живописи 500-501 ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (1951, Ашхабад), исследователь истории и теории древнерус. церковнопевч. искусства 501-502 502-503 503-509 509-512 512-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 526-527 ГУТТЕР Леонард (1563 - 1616), нем. теолог, представитель ортодоксального направления в лютеранстве 527-528 528-530 530-531 ГХОШ Ауробиндо (1872 - 1950), философ, политический деятель, один из лидеров неоиндуизма, основатель интегральной веданты

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ГРИГОРОВИЧА ПАРЕМИЙНИК [Хиландарский Паремийник], среднеболг. пергаменная рукопись кон. XII - нач. XIII в., древнейший южнослав. список Паремийника ГРИГОРЬЕВ Петр Григорьевич (1835 - 1900), регент, автор духовно-муз. сочинений и переложений, аранжировщик и редактор-изд. церковнопевч. репертуара ГРИММ Давид Иванович (1823 - 1898), архит., педагог, историк и теоретик архитектуры, один из основоположников визант. стиля в церковном строительстве ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки ГРОТТАФЕРРАТА греч. мон-рь в во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ III Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ГРШКОВИЧА АПОСТОЛ (XII в.), отрывки глаголического кодекса Деяний и Посланий апостольских, памятник истории церковнослав. языка и слав. книгописания Балканского п-ова ГРЮНЕВАЛЬД наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт), а также Готхардт, Готхард (ок. 1470/80 - 1528), нем. художник ГУЛЬБИЩЕ в рус. храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ГУРИЙ († между 1603 и 1613), прп. (пам. 15 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шалочский, Устюженский ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (1951, Ашхабад), исследователь истории и теории древнерус. церковнопевч. искусства ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_24.html

Хотя Служба преподобному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 янв.) не содержит имя Святителя, однако из акростиха канона мы узнаём, что она была написана по благословению Новгородского владыки Макария: “В царство благочестивого Христолюбивого царя Иоанна всея России самодержца повелением Владыки (и) благословением Макария святейшего архиепископа Богоспасаемых градов Великого Новограда и Пскова благодарное им пение принесша всепреподобному Михаилу Клопот христолюбивому рукою пресвитера Илии” 6 . Иеромонах Илия, служивший в домовой церкви Новгородского святителя Макария, при написании Службы таким образом отметил в акростихе имя Владыки, благословившего написание Службы. В контексте акростиха имя преподобного Макария говорит о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона — о египетском подвижнике. “Амбивалентность данного имени в этом случае не случайна: Митрополит Макарий несомненно чтил своего Небесного покровителя — преподобного Макария Египетского” 7 . Наиболее отражен в гимнографии московский период деятельности святителя Макария (1542–1563). В 1552 году была покорена Казань, а в 1555 году в Русской Церкви была учреждена Казанская епархия и в Казань был поставлен первый Казанский святитель — архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 дек.). Его сподвижниками явились святители Герман (†1567; пам. 23 июня) и Варсонофий (†1576; пам. 11 апр.). В их Службах чаще называется царь Иоанн Грозный и реже — Митрополит Макарий. Святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.), автор Службы архиепископу Гурию Казанскому, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: “Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди, светом благоразумия просветил еси” 8 . Почти дословно об этом же говорится и в каноне Службы на праздник обретения честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского: “Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани…” 9 . В Казань святитель Гурий был послан вместе с будущими иерархами Германом и Варсонофием. В Службе святителю Герману говорится: “Гласом предержащего и собором Первосвятителей основателем великиа обители посылаешися” 10 .

http://pravmir.ru/mitropolit-makariy-v-p...

Хотя Служба преподобному Михаилу Клопскому (†1456; пам. 11 янв.) не содержит имени Святителя, однако из акростиха канона мы узнаем, что она была написана по благословению Новгородского владыки Макария: «В царство благочестивого Христолюбивого царя Иоанна всея России самодержца повелением Владыки (и) благословением Макария святейшего архиепископа Богоспасаемых градов Великого Новограда и Пскова благодарное им пение принесша всепреподобному Михаилу Клопот христолюбивому рукою пресвитера Илии» 762 . Иеромонах Илия, служивший в домовой церкви Новгородского святителя Макария, при написании Службы таким образом отметил в акростихе имя Владыки, благословившего написание Службы. В контексте акростиха имя преподобного Макария говорит о святителе Макарии, а по содержанию тропаря канона – о египетском подвижнике. «Амбивалентность данного имени в этом случае не случайна: Митрополит Макарий несомненно чтил своего Небесного покровителя – преподобного Макария Египетского » 763 . Наиболее отражен в гимнографии московский период деятельности святителя Макария (1542–1563). В 1552 году была покорена Казань, а в 1555 году в Русской Церкви была учреждена Казанская епархия и в Казань был поставлен первый Казанский святитель – архиепископ Гурий (†1563; пам. 4 дек.). Его сподвижниками явились святители Герман (†1567; пам. 23 июня) и Варсонофий (†1576; пам. 11 апр.). В их Службах чаще называется царь Иоанн Грозный и реже – Митрополит Макарий. Святитель Димитрий Ростовский (†1709; пам. 28 окт.), автор Службы архиепископу Гурию Казанскому, говорит в каноне о его архиерейской хиротонии: «Благословением Первосвятителя, поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченный люди, светом благоразумия просветил еси» 764 . Почти дословно об этом же говорится и в каноне Службы на праздник обретения честных мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского: «Благословением крайняго Святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани...» 765 . В Казань святитель Гурий был послан вместе с будущими иерархами Германом и Варсонофием. В Службе святителю Герману говорится: «Гласом предержащего и собором Первосвятителей основателем великиа обители посылаешися» 766 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

(Продолжение следует). Агиография Архим. Макарий (Веретенников). Святитель Гурий, архиепископ Казанский В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году после покорения Смоленска туда был рукоположен епископ Иосиф (1515–1532) «Пресвященным Митрополитом Варлаамом всея Руси и всем освященным Събором Рускиа Митрополиа» 8 . Затем, когда произошло следующее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно «поставлен» архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии – после «Ростовской архиепископии» 9 . Несколько ранее, после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ – святитель Гурий († 1563; пам. 5 дек.). Позднее он был причислен Русской Церковью к лику святых и поэтому в длинном ряду иерархов, которых посвятил Митрополит Макарий, глава Русской Церкви середины XVI века, он занимает совершенно особое место 10 . Казанский митрополит Ермоген (1589–1606), бывший затем Всероссийским Патриархом († 1612; пам. 17 февр.) в смутное для России время писал в житии архиепископа Гурия: «…родился и воспитан был в городе Радонеже... в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин» 11 . Таким образом, земля родины Святителя ранее была освящена стопами преподобного Сергия Радонежского († 1392; пам. 25 сент.). Время его рождения – «около 1500 года» 12 . В монастырском летописце говорится о происхождении Казанского иерарха: «…в миру был послужилец Пеньковых князей» 13 . Судя по костылю, принадлежавшего архиепископу Гурию и хранившемуся в XIX веке в Благовещенском соборе в Казани, Святитель «был высокого роста» 14 . Будучи на службе у князя, Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы» 15 . По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом «тезоименитого» ему святителя Григория Акрагантийского (VI–VII; пам. 23 нояб.) 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заупокойная память троицкого келаря старца Адриана молитвенно вспоминалась также в обители преподобного Кирилла Белозерского (ок. 1337–1427; пам. 9 июня). «По старце Адриане Ангелове была дана в Кириллов Белозерский монастырь Псалтирь Следованная, в полдесть, поволоченная вишневым бархатом и серебряными застежками и жуками» 1423 . Старец Адриан Ангелов был важной и деятельной фигурой в истории Троице-Сергиева монастыря середины XVI в., а его келарство осталось памятным в истории обители. Нельзя обойти его имя, если говорить об учреждении архимандритии в обители «у Троицы». Ему приходилось часто обращаться к царю и Митрополиту, быть в Москве, проявлять попечение о монастырских владениях в других местах. Как келарь, он активно занимался монастырским строительством. Кроме того, он проявлял большую заботу об обеспечении новопостроенного храма подворья необходимыми книгами. Его следует отнести к числу книжников и писателей Древней Руси. 1351 Кунцевич Г. 3. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491–1563). СПб., 1900. Этот памятник был нами переопубликован: Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996, с. 87–95; Он же. Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563)//Альфа и Омега. 2000. 3(25), с. 201–208. 1352 Кунцевич Г. 3. Сказание о последних днях жизни Митрополита Макария (15 сент.–31 дек. 1563). СПб., 1911. 1353 Игумен Макарий. Повесть о кончине Всероссийского Митрополита Макария//Wissenschaftliche Zeitschrift. Martin-Luther-Universität. Halle-Wittenberg. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe. Halle, 1985. Bd. 34. G. H. 3. S. 74–93; Архимандрит Макарий. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1482–1653). М., 1996, с. 84–98; Макарий митрополит Московский и всея Руси. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996, с. 561–567. 1354 Goltz Hermann, Makari Abt (Weretennikow). Unvergessener Lehrer des Glaubens in bischöflichen Amt. Die letzten Tage und Taten des Twerer Bischofs Akaki//SdO. 1985. 9. S. 8–11, 48; Игумен Макарий. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV–XVI веков//ЖМП. 1986. 11, с. 72–75; Архимандрит Макарий. Епископ Тверской и Кашинский Акакий – подвижник XVI века//Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 2. М., 1994, с. 349–355; Он же. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей, с. 96–102.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ II († 21.10.1564?, Коломна), еп. Коломенский и Каширский. В нояб. 1562 г., отправляясь в поход, в результате к-рого был покорен Полоцк, царь Иоанн IV Грозный взял с собой духовенство во главе с Коломенским еп. В. Войско сопровождала Донская икона Божией Матери, 14 янв. 1563 г. в Вел. Луках был совершен молебен у чудотворного образа, после чего царь «повеле Варламу, епископу Коломенскому, с архимандриты и игумены и со всем освященным собором идти со кресты из города проводити непобедимую Воеводу чюдотворный образ Пречистые в путное шествие». Когда войско прибыло под Полоцк, В. отслужил молебен, во время входа победителей в город шел впереди с духовенством «с пречюдным образом Пречистые Богородицы Донским, и с иными образы чюдотворными, и с честными кресты», затем возглавил молебен в полоцком Софийском соборе. Возможно, В. присутствовал на Соборе, созванном царем сразу после возвращения из похода и избравшем Полоцкого епископа. Участвовал в отпевании почившего 31 дек. 1563 г. митр. св. Макария . В нач. февр. 1564 г. в числе др. архиереев В. подписал «утверженную грамоту о белом клобуке митрополиче». Через 2 года летопись называет его среди участников интронизации митр. сщмч. Филиппа II (Колычева) . Дата смерти В. приведена у П. М. Строева и может быть принята, т. к. преемник В. Иосиф был поставлен на Коломенскую кафедру 18 марта 1565 г. В. был погребен в соборе Коломны. Поскольку на Коломенскую кафедру иерархи поставлялись обычно из настоятелей московских или подмосковных мон-рей, возможно отождествление В. с настоятелем московского Богоявленского мон-ря игум. Варлаамом (1552-1558). Ист.: АИ. Т. 1. С. 531-535; ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13. Ч. 2. С. 347-348, 350, 353, 359, 374, 378-380, 403. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1031; Алексеев А. И. Роспись главам древнейшего синодика московского Богоявленского монастыря//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 7-33. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/154223.html

Празднование Курской Иконе Богоматери, по случаю храмового праздника Знаменского монастыря. В 9-ю пятницу, в которую переносится Курская икона из Знаменского монастыря в Коренную пустынь, 13-го сентября, в день ее возвращения в Знаменский монастырь, и 27-го ноября, в день храмового праздника в Знаменском монастыре, Курские присутственные места свободны от своих обыкновенных занятий. Подробно 8 сентября. 425 Ркп. сказание о св. Иакове Ростовском. Описание Ростовского Яковлевского монастыря, Спб. 1849 г. 426 Ц. служба св. Иакову: «от юности взем крест свой, благочестно последовал еси и, увядив плотское мудрование воздержанием, тем же на святительском седалищи сед, Иакове, возвеличил еси Владыку». Минея за ноябрь, М. 1846 г. 427 По лет., в 1382 г. на посвящении Саввы Сарайск. еписк. Был «Матвей Гречив, епископ Ростовский»; а «зимою 6893», в дек. 1384 г. «преставися Матфей еписк. Ростовск.». – Ник. л. IV, 140. 146. Посвящение бл. Иакова в еписк. м. Пименом было, конечно, в марте 1385 г., так как 9 мая 1385 г. Пимен отправился в Константинополь. Ник. л. IV, 147. Собр. л. VIII, 49. 428 Минея за ноябр, М. 1646 г. «От тмы зверей избавил еси стадо свое, растерзати имущих и отступити веры непорочныя, святителем доброта». – Стихира на хвалите показывает в св. Иакове «к нищим тихость, скорбящим утешение, безчисленное смирение». – Житие св. Иакова в опис. Иаковлева монастыря стр. 6. 7. Спб. 1849 г. 431 Ркп. святцы: «св. Иаков преставися в л. 6900 вояб. 27 д.» Ист. иер. 2. 509. У Толстого, 2, 190 ркп. служба ему на 6 д. февр. – на д. обретения мощей. В царск. грам. 1563 г. св. Иаков призывается на помощь вместе с другими Ростов. чудотворцами. Ист. ак. 1, 320. IV. 172. А. э. 1, 241. Пам. о нем н. 28 – в святцах устава и псалтыри XVI в., у Толстого 1. 100. 113. 433 В ркп. житие и подвиги пр. Диодора, «новоявлен. чудотворца, составльшаго пречестный монастырь живон. Троицы, нарицаемыя Юрьевы горы». 434 Ист. иер. 6, 829. Ркп. св.: «пр. Диодор Юрьевск. мон. начальник преставися в л. 7142 м. ноября в 27 день». В ркп. есть тропарь пр. Диодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010