Третий придел во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова устроен с северной стороны в соответственность двум первым. Когда построен придел сей, неизвестно. Известно только то, что он в 1504 году существовал в числе других приделов Соф. собора 173 . Величиною он в длину 2 саж. 3 вершк., шириною 2 саж. 2 арш. 12 вершк.; длина его в алтаре 1 саж. 2 аршина, а ширина его одинаковая с самою церковью. Четвертый придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи устроен к северо-западу в соответственность Мартириевской паперти. Время постро-ения этой церкви неизвестно. Известно только, что в XII веке она еще не существовала 174 , 1504 году была уже придельною церковью 175 ; а в 1548 году она возобновлена и украшена новгородским архиепископом Феодосием 176 . В XVI веке, около 1585 года, Предтеченская придельная церковь была ружною. К ней руги в год шло причту и на церковные потребы 10 рублей 28 алт. 177 Длина этого придела 5 саж. 3 вершка, и ширина 2 саж. 2 арш. 12 вершк.; длина в нем алтаря 1 саж. 2 арш. 6 вершков, а ширина одинакова с церковью. Пятый придел св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, устроен к юго-западному углу Соф. собора преосвященным Иоанном, архи-епископом новгородским, на другой год после чуда, бывшего в соборе от иконы сих св. исповедников 178 . Придел сей, с двумя окнами на север, занимает пространство со вне в длину 2 саж. 1 арш. 14 вершк., а в ширину 2 саж. 1 арш. Вход в придел с внешней стороны от запада подле ворот архиерейского дома, издавна известных под именем Исповеднических 179 . Длина этого придела 1 саж., а ширина 1 саж. 1 аршин 14 вершков; длина в алтаре 1 саж. 3 вершка, ширина в нем 1 саж. 2 арш. 2 вершка. Вверху над этим приделом и вместе над Благовещенскою церковью арх. дома находится небольшая глава с четвероконечным вызолоченным крестом, подобно как и на соборном храме. К числу придельных церквей Соф. собора принадлежала также Входо-иерусалимская церковь в прежнем ее виде, что ныне известна под именем теплого собора. Она основана 25 июля 1336 года новгородским архиепископом Василием на бывшего теремца 180 , и чрез 9 недель 21 сентября была освящена 181 , а в 1338 году расписана греческим иконописцем Исаиею с другы 182 . В этой церкви был придел на полатях в память чуда Архангела Михаила, упоминаемый в жалованной грамоте 1504 года и в приписке на Библии 1480 года 183 . В XVII веке упоминается о сей церкви потому, что в неделю Ваий, во-время шествия на осляти святители входили в нее для прочтения евангелия, а в вел. пяток из ней с крестным ходом выносимы были для омовения частицы св. мощей 184 . Настоящая же одноглавая церковь построена в 1759 году при новг. архиепископе Димитрии Сеченове, на сумму Всемилостивейше пожалованную императрицею Елисаветою Петровною 185 . Высота церкви 7 саж. до креста, длина 19 саж. 1 арш , а ширина 6½; сажен. Потолок церкви накатный, поддерживаемый внутри 6-ю деревянными столбами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

дом взятой из оного в м-рь архиер. митры, украшенной драгоценн. камнями), 267 (дело о монахе Михее, содержавшимся здесь с 1727 г. и сосланном в Псково-Печер. м-рь в 1737 г.), 303 (уставщик м-ря иеромон. Моисей определен архимандритом в Петропавлов. Брянск. м-рь), 312 (справка об указе, на основании которого приписан м-рь в 1715 г. к Александр. Невск.), 325 (архим. Петр присутствовал при коронации Имп. Петра II), 370 (иеромон. Гавриил перемещен по его обещанию во Флорищеву пустынь, а Зосима в Крестовоздвиженский Полтав.), прилож., LXXX, VII (ведом. о вотчинах м-ря), CXL, VIII (состояние школы при м-ре); “Матер. для ист. г. Углича XVII и XVIII cm.”, 14 (опись 1717 г. монастыр. подворья по Фалелеевой ул.); “Русск. истор. Библиот.”, III, 36 (празднов. в Москов. Успен. соборе в 1630 г. 23 ноября кн. Александру Невскому; трезвон середний бывал, а в 1631 г. для храму в ревут, приказано в вечеру отпуск книгу минею четью, а по утру сосуды золотые да шандалы оловянн.); IV, 850 (Палинодия 1611 г.; 23 нояб. память св. вел. кн. Александра Невского); “Сборник летоп. юж. и зап. Руси”, 57 (в 1724 г. здесь погребен генеральн. писарь Савич). 592. Успенский – Богородицкий – Евейский или Иевейский , мужской, совсем уничтоженный, при мест. Иевье, Виленской губ., Трокского у., в 20 вер. к сев.-зап. от Трок. Основан в 1619 г. кн. Богд. Матв. Огинским, причем он устроил здесь церкви Успения и Вознесения, а при них типографию. Церковь Вознесения и типография давно уничтожены, а монастырь с церковью Успения существовал до 1812 г., когда все здания монастыря и церковь сгорели. Уцелела лишь одна древняя икона Божией Матери (с надписью 1548 г.), которая поставлена в новом храме Успения, построенном в 1840 г., в 1 вер. от бывшего монастыря. “Ист. Росс. Иерар.”, IV, 78; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о мон.”, 175; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 203; Корева, “Вилен. губ.”, 544; “Опис. монаст.”, 1817 г., 41; “Дополн. к Акт. истор.”, IV, 50 (Вестовые отписки 1658 г., относительно происшествий в Польше и Литве; на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

20 По Солов. л. Пожар случился 1 мая 1538 г. По Лаврской рук. «в самый праздник Вознесения Христова, в вечер глубок, погоре от молнии весь монастырь до основания». 22 Там же стр. 74. 75. В Солов. л. Сказано, что при Филиппе прибыло промыслов: в Колежме 2 црена, за морем 2 промысла, да железный промысел 1 в Солокурбе, в Луде 2 црена, стр. 20, 21, 26. 29 Ркп. Сергиевой лавры 40. Пред 46 гл. подпись: «списашася сия в л. 7056 (1548) при игумене Филиппе честные обители Соловецкие». В 47 гл. видение старца Леонида о пожаре, случившемся спустя несколько дней после видения (мая 1 1538 г.) и проч. 31 Опис. Солов. мон. стр. 225, 234, 236, 292–296. Соловецкий летоп. «Филипп Степанович Колычев, игумен солов. мон., просил всего братства, чтобы написать в вечный поминок, в литию, отца его Стефана, да матерь его инокиню Варсонофию, да брата Бориса, а как он, игумен, преставится, написать и его в литию, a поминовение отправлять месс. ноября в 7 д.; а дача его, что он дал в монастырь, на 171 рублей, сверх того иные дачи»; следует перечисление пожертвований. 33 Собр. грам.: 1 139. Грамота подписана св. Филиппом 20 июля; а «июля в 25 день (1566 г.) поставлен бысть на митрополию игум. Филипп Колычев». Собр. лет. т. 4, 317. Курбский: «возведен бысть Филипп, соловецкого острова игумен, на архиепископский престол русской митрополии, муж славный и велика рода к от младости вольной монашеской пищей и священнолепным жительством украшен: в разуме же крепок мужествен». Об ошибках древнего биографа относительно времени учреждения опричнины. Карамзин ΙХ, стр. 174. 34 Летоп. у Карам. 9 пр. 177, 268. В Суздаль на место Афанасия посвящен Еленферий. Еще хиротонисан в 1567 г. ростовский архиепископ Афанасий; а в февр. 1568 г. Астраханский архиеп. Лаврентий. 35 О казни Федора Челядина, Чулкова, князей Куракина, Ряполовского, трех Ростовских, Щенятева, Турунтая-Пронского, казначея Тютина у Карам. 9 пр. 182–188. 36 По словам Таубе и Крузе первое увещание святителя царю происходило тайно – erstlich in geheim. (Карамз. 9 пр. 189). Это вполне сообразно с благоразумием святителя и с наставлением Господа, который повелел: «обличать согрешающего сперва наедине». В февр. 1567 г. шведские послы принимаемы были в александровской слободе. Карамзин IX, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Прп. Авраамий Галичский, прп. (пам. 20 июля и 23 янв.- в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых), ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского. Место рождения и мирское имя А. Г. неизвестны. Согласно отрывку из его древнейшего жития, опубликованному С. П. Розановым, А. Г. первоначально подвизался в нижегородском Печерском мон-ре, откуда перешел в Троице-Сергиев мон-рь. Спустя нек-рое время с благословения прп. Сергия Радонежского А. Г. ушел в костромские пределы (в Галичское княжество), где основал первый в Галичской стороне мон-рь - Авраамиев Новозаозерский (Новоезерский) в честь Успения Пресв. Богородицы на сев.-вост. берегу Галичского оз. (с. Умиление Галичского р-на Костромской обл.). В житии святого говорится, что он поселился во владениях кн. Димитрия Галицкого, к-рый владел Галичем в 1360-1363 гг. Впосл. А. основал еще 3 мон-ря: Авраамиеву Великую пуст. в честь Положения пояса Пресв. Богородицы в верховье р. Виги (д. Озерки Чухломского р-на Костромской обл.), Авраамиеву Верхнюю пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге (с. Коровье Чухломского р-на), Авраамиев Городецкий в честь Покрова Пресв. Богородицы на сев. берегу Чухломского оз. (с. Ножкино Чухломского р-на). А. Г. скончался в часовне близ этого мон-ря, куда удалился незадолго до смерти. Эти мон-ри возникли уже в правление кн. Юрия Димитриевича (т. е. после 1389). Согласно житию, А. Г. преставился 20 июля 1375 г., однако Д. Ф. Прилуцкий и Е. Е. Голубинский полагали, что его кончина случилась несколько позднее, т. к. в житии современником А. Г. назван галичский кн. Юрий Димитриевич, получивший Галичский удел в 1389 г. А. Г. сыграл особую роль в распространении христианства в крае. А. Г. был дважды канонизирован к местному почитанию - в 1553 (возможно, память праздновалась в мон-ре) и в 1621 гг. (возможно, празднование епархиальное). Житие А. Г. было составлено в 1548-1553 гг. игум. Городецкого мон-ря Протасием, к-рый положил в основу старые монастырские записи о святом. Сохранилось не менее 20 списков жития, датированных XVI-XVIII вв. (полностью текст жития никогда не издавался, впервые большая его часть была опубл. в 1859 в кн. «Чухломской Авраамиев Городецкий мон-рь»). Вероятно, одновременно с житием в сер. XVI в. была составлена служба преподобному. В 1622 г. началась запись случаев исцелений и др. чудес, происходивших от мощей А. Г.

http://pravicon.com/info-1622

О существовании почитания свидетельствуют также слова Лаврентиевской летописи о ростовском кн. св. Василии (Васильке Константиновиче), убиенном от татар в 1238 г., которого «причте Бог смерти Андрееве кровью мученичьскою». Особо чтил князя Андрея царь Иоанн Грозный . В ходе подготовки к Казанскому походу, в 1548-1552 гг., он неоднократно посещал Владимир и сделал распоряжение о ежегодном поминовении погребенных в Успенском соборе князей и иерархов; торжественные панихиды по князю Андрею царским повелением было установлено служить 2 раза в год: в день его убиения и в день памяти ап. Андрея Первозванного (30 ноября). В царствование Иоанна Грозного оформилась отразившаяся в «Степенной книге» концепция русской истории, согласно которой Андрей Боголюбский стоял у корня российского самодержавия, являясь основателем великого княжества Владимирского - непосредственного предшественника Московского царства. В святцах память Андрея Боголюбского прослеживается с XVII в. Под 3 августа «убиение благовернаго великаго князя Андрея Боголюбскаго, иж в Володимере, от своих боляр, от Якима Кучковича с товарищи» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 1650-х гг.; в Кайдаловских святцах конца того же столетия память Боголюбского князя значится под 2 октября по случаю основания им Покровского монастыря близ Боголюбова . Имя Андрея Боголюбского внесено в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Рака с мощами блгв. кн. Андрея Боголюбского в Успенском соборе Мощи святого были обретены 15 октября 1702 г. и положены в раке в Успенском соборе с северной стороны. При обретении святые мощи были переоблачены, остатки древней одежды положены в ризнице собора, тогда же святому было установлено местное празднование в день памяти свт. Андрея Критского (4 июля). В начале XVIII в. было составлено житие, хранившееся во владимирском Успенском соборе. В 1768 г. при освящении собора после ремонта северный придел, который до того был посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы, переосвятили в честь св. Андрея Боголюбского; над ракой святого была устроена сень, а сама рака, так же как и стена возле нее, украшена посвященными князю Андрею стихами императрицы Екатерины II.

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

3 января 1542 г. митрополит Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1547 г. был переведен из Кирилло-Белозерского монастыря в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь он занимался перепиской и исправлением книг. В 1548 году возникла переписка митрополитов Макария и Иоасафа в связи с Исааком Собакой, которого митрополит Иоасаф в свое время возвратил из заключения и возвел в настоятели Симонова монастыря. В феврале 1549 года Исаак Собака был соборне осужден. Во время Стоглавого Собора ему присылали для просмотра постановления Собора. В одном из своих замечаний на постановления Собора он высказал особую заботливость о том, чтобы тяглые люди (крестьяне) не были подавляемы бременем налогов. В 1552 году в обители преподобного Сергия бывший митрополит Московский Иоасаф встретил возвращавшегося из победного похода царя — покорителя Казани. 27 июля 1555 г. мирно скончался в Троице-Сергиевой Лавре и был погребен в " келии преподобного Сергия " . Память его отмечена в Лаврском месяцеслове. Его имя входит в состав собора Радонежских святых. Мощи его до сего времени почивают в Троице-Сергиевой Лавре в южном притворе Троицкого собора, называемом Серапионовой палатой. В 1905 году в Серапионовой палате чугунный пол XVIII столетия был заменен на керамическую плитку, в результате сведения о точных местах захоронения древнерусских иерархов были утрачены. В марте 2006 году в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры при ремонте пола были обнаружены места захоронений митр. Иоасафа и свт. Серапиона Новгородского, по имени которого палата получила свое название. Обнаруженные надгробия святителей Серапиона и Иоасафа представляют собой хорошо сохранившиеся белокаменные плиты с соответствующими надписями. Вместе с надгробиями были обнаружены фрагменты пола XVI века. Оригинальная кладка свидетельствует о том, что надгробия лежат на первоначальных местах - над реальными захоронениями святителей Серапиона и Иоасафа. Под плитами находятся склепы. Труды Митр. Иоасаф был человеком образованным для своего времени и много занимался литературной деятельностью. В библиотеках Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии находилось до 23 номеров его рукописей (кроме богослужебных). На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу. Они находятся ныне по преимуществу в Российской государственной библиотеке: в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии.

http://pravicon.com/info-2517

Почитание И., не зафиксированное в греч. и вост. источниках, нашло, однако, отражение в рус. минологических памятниках, вероятно благодаря широкому распространению на Руси Жития свт. Феодора Эдесского. В рус. святцах XVI-XVII вв. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 207) и в совр. русской Минее под 9 июля указана память не только свт. Феодора, как в ВМЧ и в совр. календаре РПЦ, но и святых, упоминаемых в его Житии, в т. ч. И.; отдельно И. упоминается в рус. списке Иерусалимского Типикона (ГИМ. Син. 336, 1548 г.) и в нек-рых святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130, 132) под 3 и 4 мая. Обращение И. в христианство отмечено в Воскресенской летописи (нач. 40-х гг. XVI в.; ПСРЛ. Т. 7. С. 250), Хронографе западнорус. редакции (нач. 2-й пол. XVI в.; ПСРЛ. Т. 22. Ч. 2. С. 152), в качестве приписки в Житии кн. равноап. Ольги (РНБ. Погод. 744; кон. XVI - нач. XVII в.). В совр. рус. Минее содержится тропарь И. 6-го гласа «Иже ко Христу верою...» и кондак 6-го гласа «Звезда светлая явился еси...» (Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 506-507). И. также упоминается в тексте тропарей и кондаков свт. Феодору Эдесскому (Там же. С. 502-503). Ист.: Житие иже во святых отца нашего Феодора, архиепископа Едесского/Изд.: И. С. Помяловский. СПб., 1892. С. 72-116. Лит.: Лопарев Х. М. Византийские жития святых VIII-IX веков//ВВ. 1912. Т. 19. С. 52-60, 62-64; Bonwetsch N. Die Vita des Theodor, Erzbischofs von Edessa//BNJ. 1921. Bd. 2. S. 285-290; Vasiliev A. A. The Life of St. Theodore of Edessa//Byz. 1942/1943. Vol. 16. P. 165-225; Abel A. La portée apologétique de la «Vie» de st. Théodore d " Edesse//Bsl. 1949. Vol. 10. P. 229-240; Малахов С. Н. Малоизвестное свидетельство об аланах в житии Феодора Эдесского//Аланы: Западная Европа и Византия/Отв. ред.: В. Х. Тменов. Владикавказ, 1992. С. 135-148; Griffith S. H. The Life of Theodore of Edessa: History, Hagiography, and Religious Apologetics in Mar Saba Monastery in Early Abbasid Times//The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the 5th Cent. to the Present/Ed. J. Patrich. Leuven, 2001. P. 147-169.

http://pravenc.ru/text/469310.html

    Ефрем, пр. перевомский, в начале в. 26 сент. и 16 мая.     Иоанн, сочавский великомуч., 2 июня 1330—1340 г.     Савва, пр. вишерский, 1 окт. 1460 г.. 4. Святые в печатных святцах и служебных книгах XVII в.     Ефрем, пр. новоторжский, 1053 г. 28 янв. У. 1610. Местное празднование установлено в Торжке при митроп. Дионисие (1584—1587) и тогда составлена ему служба.     Антоний, пр. римлянин, 3 авг. и 17 янв. 1147 г. У. 1610 янв. 17. Св. XVI в. Празднование с открытием мощей в 1597.     Петр, царевич ордынский, 29 июня 1290 г. У. 1610 июня 29. Житие написано не позднее XIV в. До Мак. и Мак. Служба написана в 1549.     Николай Кочанов, юродивый 27 июля 1392 г. У. 1610. Святцы и минеи и устав XVI в. В службе Григория.     Исидор твердислов, 14 мая 1474. У. 1610. Мак. У. 336. 1548 г.     Серапион, архиеп. новгородский, 16 марта 1516 года. У. 1610. Служба XVI в. празднование ок. 1559.     Иаков, пр. боровицкий. 23 окт. 1540. У. 1610. Мощи и чудеса свидет. в 1544 и 1572 г. Уставы, псалтири и святцы XVI в.     Антоний сийский, 7 декабря 1556 года. У. 1610 г. Минеи XVI в. Канонизован в 1579 г.     Василий блаженный москов., 2 авг. 1552 г. У. 1610. Минеи рукопис. XVI века. Житие писано в 1588 г. и тогда установлено празднование.     Обретение мощей св. Гурия, архиеп. казанского ( 1563 г.), и Варсанофия, еп. твер. в 1576 г. У. 1610. Празднов. с 1595 г. окт. 4.     Макарий, пр. желтоводский, 25 июля 1444 г. След. Пс. 1625. В службе Григория празднов. с 1539 г. Следствие о чудесах в 1619 году и подтвержд. празднование.     Димитрий, царевич московский, 15 мая 1591 г. След. Пс. 1625. Празднов. с 1606 г.     Перенесение мощей Киприана и Фотия, митропол. киевских и всея России в 1472 г. 27 мая. Святцы 1639.     Георгий, новый муч. болгарский, 26 мая 1514 г. Святцы 1639. Мак.     Кирилл, еп. туровский, 28 апр. 1183 г., пролог 1643 г. Рукоп. прологь XIII-XIV в. Голуб. Ист. канониз. 101.     Меркурий смоленский, 24 нояб. 1238 г. Минеи 1646 г. Служба писана в 1509 г. Мак.     Георгий, велик. кн. владимирский, 4 февр. ( 4 мар.) 1238 г. Св. 1646. Память его обновлена в 1645 г. патр. Иосифом построением серебряной раки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Филипп Филипп Колычев (1507–1569) – святой (память 9/22 января, 3/16 июля, 5/18 октября), митрополит Московский и всея Руси. Происходил из знатного боярского рода. Монашество принял в Соловецком монастыре. Вел строгую подвижническую жизнь, чем приобрел всеобщее уважение. В 1548 году сделался игуменом Соловецкого монастыря и на этом поприще проявил себя как энергичный и деятельный руководитель. При нем были воздвигнуты в монастыре многие сооружения, причем сам Филипп выступал как зодчий, изобретатель и конструктор (с его именем связано создание знаменитой монастырской водяной мельницы). Слава о настоятеле Соловецкого монастыря распространилась по всей Руси, и на Поместном соборе 1566 года он был избран митрополитом Московским. Это было время разгула опричнины – особого карательного режима, устроенного на Руси царем Иоанном Грозным. Митрополит Филипп обратился к царю с настоятельным требованием остановить кровопролитие, за что был низложен, а затем сослан в тверской Отрочь монастырь. В 1569 году, во время похода Иоанна Грозного в Новгород, главный исполнитель самых жестоких царских поручений Малюта Скуратов явился в Отрочь монастырь, проник в келью митропролита Филиппа и задушил его. Мощи святого Филиппа были перевезены в 1591 году в Соловецкий монастырь, а в 1652 году по решению царя Алексея Михайловича – в Москву, где, в Успенском соборе Кремля, они и почивают доныне. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Списки с данной – в Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 642 и об; Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 б, стр. 229–230. 1056 Вотчина эта была получена Кубенским от Ивана Грозного взамен села Боборыкина (Рукоп. Ак. библ. А 1–17, л. 838: Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б., стр. 705, стр. 712–718). 1057 Списки с данной в Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд IV, 113 б, стр. 705–707; Рукоп. Ак. библ. А 1–17, л. 838. 1058 Подлинная данная – в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро, 795–794. Списки – в Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 1114, также л. 1237 и об.; Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 а, стр. 304–305; Рукоп. Имп Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 б, стр. 100–101. – Список с жалованной грамоты 3 июля 1548 года в Рукоп. Имп. Публ. Библ, Q, отд. IV, 113 а, стр. 301. 1059 Список с данной – в Рукоп. Ак. библ. А 1–17, л. 800 об. – Рукоп. Кирил. библ. 78–1317, л. 88. 1061 Данная – в Моск. Арх. Мин. Юст., Вологод. уезда, 2589. Список с данной – в Рукоп. Ак. библ. А 1–17, л. 16 и об. 1063 Подлинная данная – в Моск. Арх. Мин. Юст., Белоозеро 799–98. Списки с данной в: Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 642 об–643; Рукоп. Имп. Публ. Библ., Q, отд. IV, 113 б, стр. 220–223. См. также Рукоп. Кирил. библ. 78–1317, л. 92. Духовная 7060 года – в Моск. Арх. Мин. Юст, Белоозеро, 804–103. Список с духовной – в Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б, стр. 223–226. 1064 Память – в Моск. Арх. Мин. Юст. Белоозеро, 802–101. Список с духовной в: Рукоп. Имп. Публ. Библ. Q, отд. IV, 113 б, стр. 33–36 и Рукоп. Ак. библ. А 1–16, л. 1123 и об. – В 7044 году пожни стоили 30 алтын московских ходячих (там же, л. 1132 об.–1133). 1065 Насколько общепризнан в науке факт перехода в течение XVI века массы служилых земель в собственность монастырей, настолько разноречиво формулируются суждение о причинах этого перехода. Позднейшая попытка их оценки, принадлежащая С. В. Рождественскому (Служилое землевладение в Московском государстве XVI века, Спб. 1897, стр 89–90, 104 и след.) объясняет расширение монастырских вотчин на счет служилого землевладения «экономическим кризисом (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010